Новости советская лунная программа

Несмотря на закрытие лунной программы СССР, эксперты считают запуск «Зонда-5» и работы в рамках проекта 7К-Л1 большим достижением советской конструкторской школы. «Роскосмос» рассекретил документы, описывающие советскую лунную программу. Последним запуском по советской лунной программе была станция «Луна-24».

Почему космонавты СССР не полетели на Луну?

«Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе Советская лунная программа возникла в условиях жесткой конкуренции, в период холодной войны и космической гонки между двумя сверхдержавами — СССР и США.
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы – Земля - Хроники жизни 3 августа 1964 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР была утверждена лунная пилотируемая программа и начались работы сразу по двум отдельным проектам: экспедиция на поверхность Луны и облет Луны, без выхода на ее орбиту.
За водой в Море Кризисов. Как проходил последний советский полет к Луне? Финальным аккордом в советской лунной программе стал запуск автоматической межпланетной станции в августе 1976 года.
Роскосмос рассекретил документы советской лунной программы — Росбалт Путешествие в космос – всегда было и остается одной из самых захватывающих человеческих мечт. Этот большой выпуск буквально перенесет вас на поверхность Луны.
"Лунная гонка" СССР и США Считается, что советская лунная программа закончилась безрезультатно.

50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера

В «лунной гонке» и СССР оказывался впереди. Ненамного, но все же советские конструкторы и космонавты опережали американцев: запустили первый искусственный спутник Земли «Спутник-1», 1957 , первый управляемый полет космического корабля с человеком на борту — Юрием Гагариным 1961 , первый выход человека в открытый космос «Восход-2», 1965. Параллельно с этими достижениями и Советский Союз, и Штаты пытались добраться до Луны. В 1958 г. Через год лунной поверхности достигла советская станция «Луна-2» предыдущие попытки, «Луна-1», «Луна-1А» и «Луна-1В», закончились неудачей — но обратный полет не планировался. Возможно, аппарат и советские вымпелы рядом с ним до сих пор не занесены мелким пыльным грунтом и ждут, когда их вновь обнаружит человечество. В октябре 1959 г. Следующие советские аппараты составили карту лунной поверхности и осуществили мягкую посадку. Livejournal О «Луне-1» стоит сказать пару слов отдельно, так этот проект дал советской космической программе целых два незапланированных рекорда.

В ходе полёта «Луна-1» должна был отстрелить третью ступень ракеты, чтобы получить ускорение в сторону Луны, но конструкторы и инженеры забыли, что сигнал от Земли, который даст команду на отделение третьей ступени, идёт не одну секунду — ему нужно время.

Ведущий экскурсовод центра Александр Яровитчук расскажет о попытках Советского Союза осуществить пилотируемый полет и высадку на Луну космонавтов, о первых животных, которым удалось облететь Луну и вернуться на Землю, об автоматических лунных станциях, благодаря которым мы больше узнали о естественном спутнике нашей планеты. Одна регистрация предполагает посещение мероприятия одним человеком.

И о планах, которым, увы, во многом не пришлось осуществиться. В 1978 году планировалось запустить новый луноход «Луноход-1» был запущен в 1970 году, «Луноход-2» в 1973-м. В конце 70-х — составить полную карту Луны на основе сделанных автоматами фотографий. Тогда же предполагалось установить на спутнике Земли астрономическую обсерваторию. Макет автоматической станции "Луна-16". Фото: wikimedia.

Еще две станции после «Луны-16» «Луна-20» и «Луна-24» привезли на Землю образцы лунного грунта и суммарно Советским Союзом было добыло 324 грамма реголита американцы доставили в США после 400 кг. Станция будет состоять из двух частей. Зонд должен выбрать площади для прилунения будущих спускаемых аппаратов.

Макет аппарата типа е-6 с автоматической лунной станцией «Луна-9» на фоне лунной панорамы. Источник: sneg.

Кроме них, в ОКБ-1 разрабатывалась космическая станция третьего поколения «объект E-8» , которая должна была доставить на Луну самоходный автоматический аппарат «объект Л-2» , предназначенный для изучения условий в месте предполагаемой высадки космонавтов и выбора места посадки корабля. Поначалу советское руководство, вероятно, питало надежды обогнать американцев. Однако вскоре грандиозный объем и сложность пилотируемой лунной программы стали очевидными, как и высокий шанс отстать от Америки в престижной космической гонке. Поэтому в 1965 году акценты сместились, и на первый план вышла задача облета Луны пилотируемым кораблем, которая казалась более простой. К решению задачи подключили С.

Королева, возложив на него создание облетного пилотируемого корабля 7К-Л1 на базе разрабатываемого «Союза» и космического разгонного блока «Д» на базе одной из ступеней ракетно-космического комплекса Н1-Л3 для осуществления высадки космонавтов на Луну. Для избавления от «непрофильных тем» ими ОКБ-1 было перегружено сверх всякой меры в том же 1965 году вся тематика по автоматическим лунным станциям включая проекты е-6 и E-8 была передана Машиностроительному заводу имени С. Лавочкина, руководимому Г. Страницы из отчета «Основные положения по объекту E-8» , созданного при передаче тематики по автоматическим лунным и межпланетным станциям из ОКБ-1 Машиностроительному заводу имени С. Источник: Роскосмос Однако ожидаемого ускорения по лунному направлению не произошло.

Несмотря на строгие и не терпящие возражений партийно-правительственные постановления 1967-1968 годов, которые требовали «усилить работы», отставание от США увеличивалось. Критической точкой стало 24 декабря 1968 года, когда на окололунную орбиту вышел Apollo-8 Фрэнка Бормана, Джеймса Ловелла и Уильяма Андерса. Все участники событий осознавали, что и высадка Луну первого астронавта — а не космонавта — не за горами. С нашей стороны требовалось неординарное решение, которое привело бы к какому-то звучному успеху, способному скрасить грядущее поражение в пилотируемой лунной гонке. И таким решением стала доставка лунного грунта на Землю автоматической станцией.

Техническая база имелась: к 1968 году завод имени Лавочкина полностью переработал концепцию E-8 и предложил на этой основе создать целую серию лунных автоматических станций — луноход, тяжелый спутник для картографирования Луны, стационарную научную обсерваторию на лунной поверхности и ряд других аппаратов. А в феврале 1968 года был выпущен эскизный проект автоматического аппарата E-8-5 для доставки на Землю образцов лунного грунта. Весомым преимуществом предложенной концепции была высокая степень готовности материальной части: УР-500К вместе с блоком «Д» проходила летные испытания пусть и не без аварий , система E-8 с посадочной ступенью и луноходом участвовали в наземной отработке. Все это выглядело настолько заманчиво, что позволяло в теории даже опередить Америку с доставкой грунта, да еще и за гораздо меньшие деньги. Первым же пунктом в нем указывалось: «Считать главной задачей в исследовании Луны автоматическими станциями в 1969 году доставку на Землю образцов лунного грунта с помощью объектов E-8-5».

Источник: Роскосмос Таким образом, программа исследования Луны автоматами получала приоритет перед пилотируемыми миссиями и, по сути, стала их альтернативой. Последняя представляла собой унифицированный ракетный блок с корректирующе-тормозной двигательной установкой, системой из четырех сферических топливных баков, соединенных цилиндрическими проставками две играли роль приборных отсеков для размещения аппаратуры системы управления перелетом и посадкой и раздвижными посадочными опорами. Часть топлива размещалась также в двух парах навесных топливных баков, на которых стояли приборные отсеки. Для того чтобы максимально увеличить массу груза, доставляемого на Луну, управление работой не только посадочной платформы, но и всей части, отделяющейся от ракеты-носителя включая разгонный блок «Д» , велось с автономной системы управления космического аппарата. Она включалась перед стартом и использовалась для ориентации и стабилизации E-8, а также для включения и регулирования двигательных установок на всех участках полета вплоть до касания лунной поверхности.

Посадочная ступень E-8 — платформа КТ — с луноходом и сбрасываемыми топливными баками. Фото НПО имени С. Лавочкина «Глазами» и «ушами» системы управления служили солнечные и звездные датчики, трехстепенная гиростабилизированная платформа и доплеровский радиолокатор, «мозгом» — бортовое вычислительное устройство и автоматы стабилизации. Электропитание обеспечивали химические аккумуляторы. С Земли по радиоканалу приходили управляющие уставки, задающие те или иные алгоритмы работы систем.

Все это хозяйство выдавало управляющие сигналы на силовые элементы, прежде всего — на микродвигатели ориентации и корректирующе-тормозной двигатель. Электрорадиоаппаратуры было так много, что она размещалась не только в двух цилиндрических проставках КТ, но и в приборных отсеках сбрасываемых баков и на переходной ферме, соединяющей платформу с разгонным блоком «Д», и даже внутри лунохода. Как правило, блоки имели солидный вес и габариты и требовали для нормальной работы «тепличных» условий — герметичного отсека и активных действий системы терморегулирования. Для справки: большинство западных космических аппаратов уже с середины 1960-х строилось на приборно-элементной базе, не требующей размещения в герметичных отсеках. Для решения задачи возврата грунта на Землю луноход и пандусы для его схода на лунную поверхность были сняты и заменены тороидальным приборным отсеком, который играл роль стартового стола.

Сверху отсека стояла возвратная ракета, снизу, на платформе КТ, крепилась система отбора образцов. Она состояла из подъемной штанги с двухстепенными электроприводами, на которой монтировалось компактное буровое устройство с ударно-вращательным колонковым буром — полой трубкой с твердосплавной зубчатой коронкой на конце и специальной пробкой, удерживающей образцы грунта внутри. Собранная станция E-8-5 с возвратной ракетой и сбрасываемыми топливными баками. Источник: Роскосмос Для выбора места бурения на платформе установили фары освещения и два телефотометра, разнесенные на 50 см и развернутые друг относительно друга по вертикали. Они формировали стереоизображение поверхности Луны между посадочными «ногами», а также снимали процесс бурения и позволяли определить точную ориентацию посадочного аппарата путем измерения положения Земли на панорамном изображении.

Бур проверялся на земле и на твердых, и на мягких и сыпучих грунтах. Вплоть до включения бур был герметизирован и теплоизолирован, а его разгерметизация выполнялась непосредственно перед началом работы.

Этот день в истории: 1959 год — начало советской Лунной программы

50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера Советская лунная программа стала всего лишь ответом США.
Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы Наиболее известные миссии лунной программы Советского Союза — в материале «Вечерней Москвы».

Что советские «Луноходы» делали на Луне и почему запуск этих аппаратов прекратили

В условиях строжайшей секретности в СССР уже три года создаeтся своя лунная программа, идут испытания модулей серии «Союз». О советской лунной программе сегодня выпущено достаточно много литературы. Советская программа лунных пилотируемых полётов — ряд проектов и две параллельно выполнявшиеся в СССР программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевшие своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Советская лунная программа возникла в условиях жесткой конкуренции, в период холодной войны и космической гонки между двумя сверхдержавами — СССР и США. Лунная программа России, утвержденная в 2018 году, включает в себя три этапа: «Вылазка», «Форпост» и «База».

Что советские «Луноходы» делали на Луне и почему запуск этих аппаратов прекратили

Первый этап предполагает создание базового модуля окололунной станции, испытание перспективного пилотируемого корабля «Орел» и беспилотные облеты на нем Луны. Второй этап рассчитан на период 2025-2035 годов. Этап «База», который намечен на период после 2035 года, должен стать завершающим. К этому моменту должно быть окончено строительство полноценной посещаемой базы на Луне и создана научная инфраструктура. Чтобы подписаться на канал «Красной Линии» в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.

Китай успешно запустил свой первый марсоход «Для достижения требуемой надежности реализации миссии необходимо провести дополнительные мероприятия, которые обеспечат устойчивую работу наземных средств управления на этапах проведения коррекций и посадки на поверхность», — уточнили в «Роскосмосе». В апреле 2023 года при посадке на Луну разбился японский лунный модуль Hakuto-R, на борту которого находился луноход Объединенных Арабских Эмиратов Rashid. В «Роскосмосе» отметили, что опыт стран, аппараты которых уже садились на Луну, показал критическую важность этапа мягкой посадки для успеха всей миссии.

Последняя лунная миссия с российской территории была осуществлена в СССР в 1976 году. Тогда последняя советская автоматическая лунная станция «Луна-24» доставила на землю образцы лунного грунта.

В конце 70-х — составить полную карту Луны на основе сделанных автоматами фотографий. Тогда же предполагалось установить на спутнике Земли астрономическую обсерваторию. Макет автоматической станции "Луна-16". Фото: wikimedia.

Еще две станции после «Луны-16» «Луна-20» и «Луна-24» привезли на Землю образцы лунного грунта и суммарно Советским Союзом было добыло 324 грамма реголита американцы доставили в США после 400 кг. Станция будет состоять из двух частей. Зонд должен выбрать площади для прилунения будущих спускаемых аппаратов. А посадочный аппарат будет исследовать поверхность в районе Южного полюса. В том числе планируется провести бурение поверхности спутника, причем на глубину до двух метров.

Тем не менее этот четвёртый запуск дал возможность получить некоторую информацию о Луне. Например, о том, что у неё нет магнитного поля. Последующие два запуска аппаратов завершились авариями. Однако это позволило учёным определить, что поверхность Луны на самом деле твёрдая. Удалось заснять обратную сторону Луны только станции «Луна-3».

В результате аппарат прислал на Землю 17 фото. После этого 11 запусков оказались вновь неудачными. Первые испытания устройства проводились в 1968 году, и они оказались успешными.

Предшественники «Луны-25»: самые известные лунные миссии СССР

Китайским инженерам удалось преодолеть сложности, которые в 70-е годы прошлого века стали препятствием для советских и американских лунных программ. Очевидно, что руководство СССР запретило упоминать о своей лунной программе потому, что не смогло бы внятно объяснить причины отказа от неё на финишной прямой. Беда советской лунной программы состояла в том, что, несмотря на широкий спектр идей по освоению луны, ни одно из начинаний не было доведено до полного успешного финиша.

Предшественники «Луны-25»: самые известные лунные миссии СССР

Советская пилотируемая лунная программа, возможно, была обречена изначально — с самого старта в ней господствовала неразбериха. В рамках лунной программы с 1963 по 1965 год было осуществлено 11 запусков. Прошлое и будущее лунных программ СССР, США и Китая. Ровно тридцать лет назад, 21 февраля 1969 года, с космодрома Байконур в свой п - Газета «Коммерсантъ» - Коммерсантъ: последние новости России и мира.

Советская лунная программа

В 1978 году планировалось запустить новый луноход «Луноход-1» был запущен в 1970 году, «Луноход-2» в 1973-м. В конце 70-х — составить полную карту Луны на основе сделанных автоматами фотографий. Тогда же предполагалось установить на спутнике Земли астрономическую обсерваторию. Макет автоматической станции "Луна-16". Фото: wikimedia. Еще две станции после «Луны-16» «Луна-20» и «Луна-24» привезли на Землю образцы лунного грунта и суммарно Советским Союзом было добыло 324 грамма реголита американцы доставили в США после 400 кг. Станция будет состоять из двух частей. Зонд должен выбрать площади для прилунения будущих спускаемых аппаратов. А посадочный аппарат будет исследовать поверхность в районе Южного полюса.

При этом штатным местом посадки считалась территория Казахстана — «Зонд-5» отклонился от курса из-за несвоевременного выключения системы автономного управления и сбоев в работе датчиков. Стоит отметить, что на борту корабля для проведения биологических экспериментов находились насекомые, бактерии, растения и две черепахи — они стали первыми из земных живых существ, которые облетели Луну и благополучно вернулись на Землю. Американцы вырываются вперёд После успеха «Зонда-5» советские конструкторы приступили к дальнейшим испытаниям.

На очереди был запуск корабля «Зонд-6». В случае его успеха советские конструкторы могли перейти к подготовке пилотируемой миссии. Пуск ракеты состоялся 10 ноября.

Большая часть полёта прошла штатно: «Зонд-6» успешно совершил облёт Луны и сделал фотографии. Проблемы начались при возвращении на Землю. Аппарат удалось приземлить в расчётной точке, однако во время спуска произошла разгерметизация.

Кроме того, тормозной парашют раскрылся слишком рано и оторвался от спускаемого аппарата. В результате корабль разбился, однако из него всё же удалось извлечь фотографии Луны. Из-за этой задержки первый облёт Луны с экипажем на борту удалось осуществить Соединённым Штатам: 21—27 декабря 1968 года американский корабль Apollo 8 с тремя членами экипажа на борту облетел спутник Земли.

При этом изначально план полёта Apollo 8 предусматривал лишь испытания на околоземной орбите, однако после успеха советского «Зонда-5» американцы вынуждены были форсировать собственную лунную программу и отправили Apollo 8 сразу к Луне и с экипажем. Запуск в августе того же года «Зонда-7» оказался первым полностью успешным: аппарат с манекенами на борту выполнил всю полётную программу и штатно приземлился в расчётной точке.

Но Луне 4,5 миллиарда лет. И именно на ее дальней стороне мы надеемся получить информацию о самом древнем периоде ее истории». Кроме того, обратная сторона Луны — это так называемая зона радиомолчания. Она всегда отвернута от Земли, а значит, помехи туда не доходят. В космосе солнце и другие планеты излучают электромагнитные волны, которые содержат в себе множество информации о Вселенной и Млечном пути.

Изучать их на обратной стороне Луны — мечта ученых, ведь электромагнитные волны там находятся в первозданной чистоте. На борту лунохода, помимо дозиметра, спектрометра и прочей сложной техники, находятся семена картофеля и личинки шелкопряда. С их помощью ученые хотят создать простейшую экосистему: шелкопряды будут производить углекислый газ, а растения — его потреблять. Чем не вариация эликсира бессмертия из китайской легенды?

В ОКБ-1, сначала под руководством С. Королева , а после его смерти — В. Мишина , велась разработка тяжелой ракеты Н-1, которая должна была выводить на околоземную орбиту объекты весом около 75 тонн. Предполагалось, что на орбиту будут выведены большие блоки орбитальных станций, на которых будет возможно производить сборку межпланетных кораблей для полета на Марс или Венеру, а также должны была производиться сборка экспедиций на Луну — для полета туда и возвращения на Землю. В 1965 году начался набор в «лунную группу» космонавтов, а в 1967 году она была полностью оформлена и космонавты начали тренировки по программе. В группу входили такие космонавты, как Леонов, Быковский, Рукавишников, Попович, Добровольский, Климук, и многие другие. Кто-то из космонавтов этой группы впоследствии совершил полет в космос по программе «Союз». В конце 1968 года космонавты первой группы лунного проекта на Байконуре ожидали разрешения на полет на «Зонде-7» вокруг Луны, намеченный на 8 декабря 1968. Увы, этот полет не состоялся. Фото: Depositphotos В ходе испытаний добиться стабильной работы ракеты Н-1 не удалось, и, ввиду успеха американской лунной программы в начале 1970-х, а также цепи неудач с новым мощным носителем, пилотируемая программа по освоению Луны была закрыта. В наше время человек снова собирается посетить Луну.

«Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе

Они формировали стереоизображение поверхности Луны между посадочными «ногами», а также снимали процесс бурения и позволяли определить точную ориентацию посадочного аппарата путем измерения положения Земли на панорамном изображении. Бур проверялся на земле и на твердых, и на мягких и сыпучих грунтах. Вплоть до включения бур был герметизирован и теплоизолирован, а его разгерметизация выполнялась непосредственно перед началом работы. Электромотор бура дублировался, а некоторые его части смазывались специальным составом для снижения трения в вакууме. Испытания бурового устройства. Фото из архива НПО имени С. Лавочкина В верхней части платформы КТ установлена космическая ракета «Луна — Земля» — самостоятельный ракетный блок с системой топливных баков, жидкостным ракетным двигателем, приборным отсеком и возвращаемым спасаемым — по терминологии разработчиков аппаратом, который отделялся при подходе к Земле. Возвратная ракета имела собственную автономную систему управления и стабилизации полета, аккумуляторы, радиокомплекс и бортовую электроавтоматику. По первым прикидкам ракетно-космический комплекс УР-500К — E-8-5 «не завязывался»: масса космической головной части превышала возможности ракеты-носителя. Луноход, хоть и немаленький аппарат, прибыв на Луну, на ней и оставался. По какой?

Классическим способом считалось возвращение с предварительным выходом на окололунную орбиту, необходимым фазированием траектории и последующим отлетом к Земле. Сложная процедура была растянута по времени и приводила к накоплению ошибок, вследствие чего на трассе «Луна-Земля» требовалось выполнить коррекции траектории, чтобы не пролететь мимо территории СССР. Из-за сложной системы управления с учетом весовых параметров советской элементной базы фактически она должна была содержать такой же комплект приборов и датчиков, как и ступень КТ возвратная ракета получалось слишком тяжелой. Альтернативный вариант исключал выход на окололунную орбиту и предусматривал прямой полет к Земле с упрощенным управлением. Для этого применили хитрости небесной механики — расчетными методами на поверхности Луны определялись районы, стартовав из которых в точно выбранное время и выдержав величину и направление разгонного импульса, можно отправить ракету на такую траекторию, что она без каких-либо коррекций в нужный момент встретится с Землей, и возвращаемый аппарат окажется на территории Советского Союза. Система управления возвратной ракеты резко упрощалась — в ней достаточно было оставить гироскопы и интегратор скорости. Общая схема полета станции E-8-5. Лавочкина Для этого требовалось сначала прилуниться в таком районе, из которого после приема грунта при строго вертикальном старте обеспечивается попадание в нужный сектор земной поверхности. В этом случае достаточно было построить местную вертикаль и запомнить ее положение, а при старте ракеты направить вектор тяги строго вдоль вертикали. После достижения необходимой скорости движение происходило в основном под действием земного тяготения; земная гравитация и приводила ее в нужный район.

При этом промежуточные коррекции не нужны. Охоцимского определили набор траекторий возвращения, для которых данный метод подходил. При этом также требовались точные сведения о лунном гравитационном поле... Схема перелета возвратной ракеты станции е8-5 от Луны к Земле. Источник: Роскосмос Выбранная баллистическая схема обеспечивала минимальную массу ракетно-космического комплекса при старте с Земли. Однако у этого варианта была одна, но весьма существенная сложность: очень большая погрешность определения траектории возвращения на Землю капсулы с грунтом. Это значило, что обнаружить маленький возвращаемый аппарат после приземления будет чрезвычайно сложно. С данной проблемой справились, оснастив возвратную ракету радиомаяком небольшой массы — с его помощью можно было, ведя радионаблюдения, определить фактическую траекторию от момента старта с Луны и до входа в земную атмосферу. На заключительном этапе полета в ход шли оптические наблюдения с Земли, а сам возвращаемый аппарат с образцами грунта также оснастили радиомаяком. Несмотря на все ухищрения, дефицит массы составлял полтора центнера: на заводе имени Лавочкина кое-как уложились в 5700 кг, а «пятисотка» с блоком «Д» могла отправить к Луне груз 5550 кг.

Здесь уже пришлось поработать ракетчикам В. Челомея: не меняя конструкцию, они смогли довести энергетику носителя до требований заказчика. В результате возвратная ракета на старте имела массу около 520 кг, из которых на топливо и сжатые газы приходилось 275 кг. Долгохранимые окислитель и горючее заливались в три сферических бака; снизу, под центральным баком, монтировался двигатель однократного включения, сверху находился цилиндрический приборный отсек с четырьмя антеннами, на котором на стяжных лентах крепился сферический возвращаемый аппарат. Возвратная ракета в цеху Завода имени С. Источник: Роскосмос Он представлял собой металлическую сферу диаметром 50 см и массой 39 кг, покрытую абляционной теплозащитой. Поскольку вход в атмосферу выполнялся под значительным углом при скорости, близкой ко второй космической, пиковые перегрузки превышали 300 единиц! Внутри возвращаемого аппарата размещалась парашютная система сверху , капсула с образцами грунта в середине; колонковое сверло заводилось в нее на Луне через боковой люк и оборудование, включая аккумуляторы и передатчики снизу. Центр тяжести аппарата лежал ниже геометрического центра, чтобы сфера аэродинамически стабилизировалась при полете в земной атмосфере. При прохождении зоны максимального скоростного напора на 52-й секунде полета отломились узлы крепления створок головного обтекателя как потом оказалось, их расчет на прочность был выполнен с ошибкой , что привело к разрушению и взрыву ракеты-носителя и потере аппарата.

Поскольку перед выполнением первой американской попытки высадки астронавтов на Луну приоритет в советской программе перешел от лунохода к станции для доставки лунного грунта на Землю, в следующем пуске, который состоялся 14 июня 1969 года, стартовала первая E-8-5. Из-за ошибки в схемах не прошли команды от системы управления на подготовку и запуск двигательной установки разгонного блока «Д», который должен был обеспечить довыведение на промежуточную орбиту. Совершив короткий баллистический полет, головной блок со станцией вошел в атмосферу и разрушился.

В тезисах к докладу «Эскизный проект лунной ракеты — ЛР», датируемых 20 августа 1958 года, Сергей Павлович Королев представляет основные варианты разработки лунной ракеты и возможные технические проблемы, стоящие при ее создании. Согласно нему, необходимо создание «автоматической научной станции на Луне или в ее районе для проведения исследований на Луне и передачи данных наблюдений на Землю», а также «космических ракет для полета в район других планет, в первую очередь к Марсу и Венере с изучения их физических свойств и наличия на них жизни с передачей результатов исследований на Землю».

Копии исторических артефактов опубликованы на сайте госкорпорации. Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием доставки на Землю лунного грунта космической станцией «Луна-16». В документе, датированном сентябрем 1970 года, говорится, что в результате космической миссии автоматическая межпланетная станция поставила несколько рекордов. В частности, аппарат совершил забор грунта, самостоятельно взлетел с Луны и вернулся на Землю с ценным грузом.

Бабакин с капсулой «Луны-16», заполненной лунным грунтом Монтаж экранно-вакуумной теплоизоляции на возвратную ракету Работа в приемной камере. Слева — зав. В Иванов , крайний справа — Л.

Что случилось с «Луной-25»?

Этот день в истории: 1959 год — начало советской Лунной программы «» рассказывает о зарождении лунной программы СССР, которая предшествовала запуску «Луны-25», и о том, что сегодня делает Россия для ее возрождения.
Рассекречена лунная программа СССР Советская программа лунных пилотируемых полетов была запущена в 1959 году и представляла собой серию проектов, включающих два параллельно реализуемых направления: лунно-облетную и лунно-посадочную.

Лунная программа СССР

Программа освоения луны спустя 47 лет после последнего лунного старта возобновляется. Сильный удар по проекту советской лунной программы нанесла и смерть многих участников. Гриф секретности сняли лишь в конце девяностых, но и сегодня о людях, рисковавших жизнью и здоровьем ради успеха советской науки, известно мало. Прошлое и будущее лунных программ СССР, США и Китая.

Советская лунная программа (аудиозапись)

Было решено всё же доставить их на Луну и использовать в автоматическом режиме. Впервые такую попытку предприняли 19 февраля 1969 года. Но неудача поджидала конструкторов уже в самом начале — подвела ракета «Протон», взорвавшаяся на участке выведения. После первой неудачи полёты луноходов решили отложить — на первое место вышла доставка на Землю образцов лунного грунта. Идея о создании станций типа Е-8-5, а именно так аппарат обозначался в конструкторской документации, родилась у главного конструктора КБ имени С. Лавочкина Г. Бабакина задолго до того, как «лунная гонка» подошла к своему финалу. Он полагал, что аппараты подобного типа полетят не только на Луну, но и на другие планеты. Но в конце 1960-х годов не было задачи важнее, чем опередить американцев, поэтому и делали станцию только в лунном варианте. За основу была взята посадочная ступень Е-8, которую разрабатывали для доставки лунохода. Вместо самоходного устройства на ней планировалось установить бур для взятия образцов, а доставку грунта на Землю обеспечить ракетой «Луна — Земля».

Масса станции должна была составлять приблизительно пять тонн. С началом полётов по этой программе очень спешили. Очень хотелось получить образцы лунного грунта ещё до того, как это сделают американцы. Но тем не менее первую станцию смогли подготовить к старту только летом 1969 года, когда до старта «Аполлона-11» оставалось совсем немного времени. Как это часто бывает, первый блин вышел комом. Первая попытка запустить станцию типа Е-8-5 была предпринята 14 июня 1969 года. Из-за ошибки в системе управления не произошёл запуск двигательной установки блока «Д». Станция не вышла даже на околоземную орбиту. Вторая попытка была сделана 13 июля 1969 года, за три дня до старта «Аполлона-11». На этот раз первый этап полёта прошёл нормально, станция вышла сначала на околоземную орбиту, потом успешно стартовала в сторону Луны, а затем была выведена на селеноцентрическую орбиту.

Она получила название «Луна-15». Всё шло хорошо до того момента, пока не пришла пора садиться на Луну. Рельеф предполагаемого места посадки был неизвестен, там оказалась гора, в которую и врезалась станция. В 1969 году были предприняты ещё две попытки запуска станций типа Е-8-5. Но обе оказались неудачными — подвёл разгонный блок «Д», который не обеспечил перевод станций на траекторию полёта к Луне. И следующий год начался с неудачи — 6 февраля 1970 года во время запуска погиб очередной «космический геолог». И лишь станции «Луна-16» удалось выполнить то, к чему стремились конструкторы. Она была запущена 12 сентября 1970 года, спустя восемь дней совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия, а ещё через сутки с образцами лунного грунта отправилась в обратный путь. На Землю были доставлены 101 грамм лунного грунта. С большими предосторожностями грунт извлекли из капсулы и отправили в лабораторию Академии наук СССР, где он подвергся тщательному исследованию.

В последующие годы ещё несколько раз предпринимались попытки доставить лунный грунт на Землю. Точнее, таких попыток было пять. Три из них были неудачными — один раз произошла авария носителя на участке выведения, в другой раз авария случилась при попытке посадки на Луну, а третьем случае, хотя станция и опустилась на лунную поверхность, было повреждено грунтозаборное устройство. А вот два полёта оказались успешными, и советские учёные получили образцы ещё из двух районов лунной поверхности. А теперь вновь о луноходах. К работе над ними возвратились в середине 1970 года. А в космос отправили только после того, как на Землю всё-таки удалось доставить «кусочек Луны». Станция «Луна-16» Старт автоматической станции «Луна-17» с «Луноходом» состоялся 10 ноября 1970 года. Ровно через семь дней, 17 ноября, станция совершила мягкую посадку на Луне, в Море Дождей. В тот же день с посадочной платформы на лунную поверхность съехал «Луноход».

Аппарат был рассчитан на два месяца работы на лунной поверхности, а проработал 11 месяцев до 14 сентября 1971 года и наездил более 10 километров.

Второй в упрощённом варианте был запущен в сторону Луны 10 марта 1967 года. Все ступени ракеты отработали без нареканий.

Запуск третьего 7К-Л1 8 апреля 1967 года оказался неудачным — корабль не долетел до Луны из-за технической ошибки. Четвёртая и пятая попытки также не увенчались успехом из-за нештатной работы разгонных ступеней. Более успешным оказался старт шестого 7К-Л1, получившего обозначение «Зонд-4».

Он был запущен 2 марта 1968 года. В течение семи суток системы корабля работали исправно, однако из-за сбоя системы ориентации во время возвращения на Землю аппарат вошёл в плотные слои атмосферы по неуправляемой траектории, из-за чего была включена система самоликвидации. Также по теме 12 апреля исполнится 60 лет со дня первого полёта человека в космос.

В преддверии празднования российское Минобороны запустило на... Седьмой и восьмой запуски также оказались аварийными. Наконец, старт ракеты с девятым 7К-Л1 15 сентября 1968 года ознаменовался успехом.

Корабль, получивший наименование «Зонд-5», успешно вышел на заданную траекторию и через три дня после запуска с Байконура первым в мире облетел Луну на расстоянии 1960 км от её поверхности. Во время полёта также впервые в истории Земля была сфотографирована с расстояния 85 тыс. При этом штатным местом посадки считалась территория Казахстана — «Зонд-5» отклонился от курса из-за несвоевременного выключения системы автономного управления и сбоев в работе датчиков.

И этому с января 1963 года по декабрь 1965 года предшествовали 11 запусков лунных станций. Правда, ни одна из них не имела полного успеха, но зато они позволили отработать системы радиоконтроля траектории, бортовую радиоаппаратуру, систему астроориентации и приборы автономного управления. Вообще первые советские "лунники", созданные под руководством главного конструктора Сергея Королёва в ОКБ-1, вывели Советский Союз в лидеры освоения ближнего космоса: станция "Луна-1" Е-1, январь 1959 г.

И уже в конце 1959 года он предложил проект выполнения мягкой посадки на Луну. Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6. Однако ракетно-космическая техника на тот момент только набирала статистику полетов, поэтому летные испытания станций Е-6 сопровождались трудностями.

Недавно "Роскосмос" рассекретил документы о ходе реализации исторического советского лунного проекта. Среди них, в частности, шифротелеграмма от 4 января 1963 года, направленная в адрес председателя Совета министров СССР Никиты Хрущева, о неудачной попытке запуска к Луне первой станции серии Е-6 с указанием первичной причины невыполнения задачи пуска.

Потом, в , ее сняли уже люди — экипаж американского космического корабля Аполлон-16. Но так подробно, с поверхности, мы не видели обратную сторону земного спутника никогда. На них лунная поверхность серая, испещрена кратерами. В кадре попеременно появляются космический корабль «Чанъэ» — так в китайской мифологии зовут богиню Луны, сосланную туда за излишнее самолюбие, — и луноход «Юйту» — Нефритовый заяц, ее единственный спутник, круглый год толкущий в ступке эликсир бессмертия.

Миссия современного «зайца» более конструктивна: он высадился на поверхность Луны 3 января, после чего на неделю впал в спячку, чтобы пережить испепеляющий лунный полдень: лунные сутки длятся 29 земных, перепад температур достигает 400 градусов. И вот, наконец, он передал на Землю снимки с помощью ретранслятора, специально запущенного на лунную орбиту. Этот же ретранслятор использовали, чтобы контролировать посадку. Нельзя посадить корабль вслепую. Китайцам пришлось создать целую систему, вывести на орбиту спутник, ретранслятор, который одновременно мог бы видеть и обратную сторону Луны, и Землю.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий