Симфония №12 “Памяти Дмитрия Шостаковича”; “Золотой ключик”, сюита №4 из балета.
В День памяти и скорби в НОВАТе прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича
9 августа 1942-ого года - в блокадном Ленинграде исполнили знаменитую Седьмую симфонию Шостаковича. В Северной столице прошел ряд торжественных мероприятий, которые связаны с юбилеем Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Валерий Гергиев. Премьера 2-й симфонии Дмитрия Шостаковича состоялась в Большом зале Ленинградской филармонии 6 ноября 1928 года. В изданных произведения Шостаковича также имеется путаница: фирмой EMI выпущен цикл симфоний, куда включен известнейший вальс Шостаковича, обозначенный как Вальс из Второй сюиты для джаз-оркестра.
Голоса Победы
Первоначально планировалось, что российский дирижер Туган Сохиев будет дирижировать при исполнении знаменитой Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича. В Северной столице прошел ряд торжественных мероприятий, которые связаны с юбилеем Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Сегодня в 20.00 часов Ленинградская симфония прозвучит там же, в исполнении сводного Академического симфонического оркестра филармонии. В ПРОГРАММЕ: Дмитрий Шостакович Симфония № 9 ми-бемоль мажор, соч. Симфония №12 “Памяти Дмитрия Шостаковича”; “Золотой ключик”, сюита №4 из балета.
Дмитрий Шостакович
Так, тромбониста забрали из пулеметной роты, валторниста - из зенитного полка. Также из госпиталя сбежал альтист, а флейтиста привезли на санках, поскольку у него отнялись ноги. Трубач пришел в валенках: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Показательна история 24-летнего фронтового ударника Жаудата Айдарова. В один из дней он вдруг не пришел на репетицию, чего не терпел строгий Элиасберг. Дирижер стал выяснять, куда пропал Айдаров. Ему сообщили, что тот сегодня умер и его отнесли в мертвецкую.
Репетиции шли в Доме радио, где в подвале был морг, как и в любой крупной организации блокадного Ленинграда. Элиасберг отыскал музыканта. Вдруг он заметил, что пальцы того слегка шевельнулись и закричал: «Да он же живой! Именно Айдаров выбивал барабанную дробь в знаменитой «теме нашествия», которую позже писатель Алексей Толстой назвал «пляской ученых крыс под дудку крысолова». День исполнения симфонии 9 августа был выбран не случайно.
Содержание «Ленинградской симфонии» Седьмая симфония представляет собой одно из произведений, написанных на исторической основе. Великая Отечественная война пробудила B Шостаковиче желание создать, помогающее человеку обрести веру в победу и обретение мирной жизни. Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой — вот, что отражается B сочинении. Симфония имеет классическую 4—х частную структуру. Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии: I часть симфонии Первая часть начинается B ясном светлом до мажоре широкой, распевной мелодией эпического характера, с ярко выраженным русским национальным колоритом. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Побочная партия также песенна. Она напоминает мягкую спокойную колыбельную. Заключение экспозиции звучит умиротворенно. Все дышит спокойствием мирной жизни. Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на банальные куплеты шансонетки? Это начинается «эпизод нашествия» таким образом, форма первой части сонатная с эпизодом вместо разработки. Поначалу звучание кажется безобидным. Однако тема повторяется одиннадцать раз, все более усиливаясь. Она не изменяется мелодически, только уплотняется фактура, присоединяются все новые инструменты, потом тема излагается не одноголосно, а аккордовыми комплексами. Но начинается противодействие. После мощной кульминации реприза наступает омраченной, в сгущенно минорных красках. Особенно выразительна мелодия побочной партии, сделавшаяся тоскливой, одинокой. Слышно выразительнейшее соло фагота. Лишь в коде впервые главная партия звучит B мажоре, утверждая наконец столь трудно доставшееся преодоление сил зла. Роль части — экспозиция двух полярных миров, а именно главная партия представляет собой мир спокойствия, величия, строящийся на русских интонациях, побочная партия дополняет главную партию, но B то же время меняет характер, и напоминает колыбельную. Новый музыкальный материал, носящий название «эпизод нашествия» - это мир войны, гнева и смерти. Примитивная мелодия в сопровождении ударных инструментов проводится 11 раз. Кульминация отражает борьбу главной партии и «эпизода нашествия». Из коды становится понятно, что главная партия одержала победу. II часть симфонии представляет собой скерцо. Музыка содержит в себе образы Ленинграда B мирное время с нотками сожаления о былом спокойствии. Первая тема, излагаемая струнными, соединяет в себе светлую печаль и улыбку, чуть приметный юмор и самоуглубленность. Гобой выразительно исполняет вторую тему — романсовую, протяженную. Затем вступают другие духовые инструменты. Темы чередуются в сложной трехчастности, создавая образ привлекательный и светлый, B котором многие критики усматривают музыкальную картину Ленинграда прозрачными белыми ночами. Лишь в среднем разделе скерцо появляются иные, жесткие черты, рождается карикатурный, искаженный образ, исполненный лихорадочного возбуждения. Реприза скерцо звучит приглушенно и печально. III часть симфонии является адажио, написанное B жанре реквиема по погибшим людям. Война унесла их навсегда, музыка трагична и печальна. Величавое и проникновенное адажио открывается хоральным вступлением, звучащим словно реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок. Вторая тема близка скрипичной, но тембр флейты и более песенный характер передают, по словам самого композитора, «упоение жизнью, преклонение перед природой».
Эта дата в сердце каждого жителя нашего региона, — заявил перед началом концерта губернатор Дмитрий Азаров. Чтобы напитаться энергией, постараться понять, что переживали люди, которые вынесли на себе горечь утрат, голод и холод, люди, которые выстояли и победили. Особые слова благодарности губернатор адресовал Министру культуры Российской Федерации Ольге Любимовой, которая поддержала инициативу проведения мероприятия.
Её слышал и неприятель. Немцев шокировал тот факт, что блокадники живы и воодушевлены. Торжество гуманизма Воодушевление действительно в тот и последующие дни передавалось от одного жителя города к другому и возрождало в людях силу духа и веру в победу. Не зря посетивший мартовскую премьеру скрипач, дирижёр Давид Ойстрах назвал музыку Шостаковича «пророческим утверждением победы над фашизмом», «поэтическим обобщением патриотических чувств народа, его веры в торжество гуманизма и света». Максимов Весной 1942 года впервые услышала Седьмую симфонию поэтесса Ольга Берггольц. Но, убив облегчающие душу слёзы, горе не убило в нас жизни. И Седьмая симфония рассказывает об этом, — писала Берггольц. И это тоже о нас, о людях, научившихся по-новому любить и ценить жизнь! И понятно, почему третья часть сливается с четвёртой: в четвёртой части тема войны, взволнованно и вызывающе повторённая, отважно переходит в тему грядущей победы, и музыка свободно бушует опять, и немыслимой силы достигает её торжественное, грозное, почти жестокое ликование, физически сотрясающее своды здания. Мы победим немцев. Товарищи, мы обязательно победим их! На музыку первой части был поставлен одноактный балет «Ленинградская симфония».
В Эрмитаже прозвучала 12-я симфония Шостаковича
Постер альбома Симфония №3 ре мажор, соч. Позднее Шостакович вновь обратился к событиям Октябрьской революции в своей Двенадцатая симфония, с субтитрами 1917 год. К моменту сочинения Второй симфонии Шостаковича (1927) тот пласт, о котором говорит Луначарский, был еще довольно слабым. Постер альбома Симфония №3 ре мажор, соч.
Секретное оружие Ленинграда
Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу! Трансляция исполнения велась на весь Ленинград: по радио и через уличные громкоговорители. Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга».
Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.
А на долгие репетиции времени не было: премьеру назначили на 9 августа. И не случайно. Ленинградцы знали, что именно на этот день гитлеровцы запланировали взятие города и даже распечатали пригласительные билеты на праздничный прием в ресторане гостиницы «Астории». Но Северная столица оставалась неприступной для врагов. Концерт непобедимых И концерт состоялся — в тот самый день.
Шостакович рвался в Ленинград, но не получил разрешения прилететь в город. Композитор только добавил к партитуре свое посвящение, напечатанное в газетах и на программках: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе, моему родному городу — Ленинграду — я посвящаю свою 7-ю симфонию». Всю жизнь после этого Шостаковичу было неловко, что в тот день он отсутствовал в Ленинграде... Дети блокадного Ленинграда — о голоде, жизни в эвакуации и первом салюте По приказу генерала-лейтенанта будущего маршала Леонида Говорова, командующего Ленинградским фронтом, артиллерия в день концерта открыла по агрессору упредительный шквальный огонь. На три часа немецкие орудия умолкли и ни один вражеский самолет не сумел подняться в воздух — как раз за это время ленинградцы успели дойти до филармонии, прослушать симфонию и вернуться домой. Впервые за блокадные дни в Большом зале филармонии на полную мощь горели люстры. Зал заполнили защитники и жители города, впервые за много дней надевшие свои выходные платья и костюмы, которые всем оказались велики...
И черный фрак Элиасберга висел на нем мешковато. Накануне он сумел добыть картофелину, чтобы накрахмалить воротник и манжеты. Многие музыканты сидели на сцене в валенках. Для ног, опухших от голода, другая обувь противопоказана. Какие уж тут концертные туфли! Но разве это главное? Ленинградцы истосковались по музыке, по филармоническим премьерам.
А тут — еще и музыка, рожденная в блокадном городе. Казалось, ничто не способно остановить эту отлаженную силу. Траурное соло фагота оплакивало павших героев. Но вот скрипки начинали звучать менее отчаянно. Их звуки уже напоминали не вопль, а призыв к сопротивлению. Быть может, никогда в музыке так явственно не ощущалась поступь истории. И вера в Победу.
Музыканты признавались, что, когда они исполняли последнюю часть симфонии, многим казалось, что немцы уже отброшены от Ленинграда и война позади.
Именно в этой симфонии Шостакович отводил ритмической основе ключевую роль в развитии темы. Они даже не смогли подняться на четвертый этаж, в зал. Играли в холле. Им увеличили паек. От недоедания даже летом прохлада воспринимается как зимний мороз. Пианист Александр Каменский просил ставить рядом с роялем раскаленные кирпичи. Пальцы коченели, он не мог играть.
А на долгие репетиции времени не было: премьеру назначили на 9 августа. И не случайно. Ленинградцы знали, что именно на этот день гитлеровцы запланировали взятие города и даже распечатали пригласительные билеты на праздничный прием в ресторане гостиницы «Астории». Но Северная столица оставалась неприступной для врагов. Концерт непобедимых И концерт состоялся — в тот самый день. Шостакович рвался в Ленинград, но не получил разрешения прилететь в город. Композитор только добавил к партитуре свое посвящение, напечатанное в газетах и на программках: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе, моему родному городу — Ленинграду — я посвящаю свою 7-ю симфонию». Всю жизнь после этого Шостаковичу было неловко, что в тот день он отсутствовал в Ленинграде...
Дети блокадного Ленинграда — о голоде, жизни в эвакуации и первом салюте По приказу генерала-лейтенанта будущего маршала Леонида Говорова, командующего Ленинградским фронтом, артиллерия в день концерта открыла по агрессору упредительный шквальный огонь. На три часа немецкие орудия умолкли и ни один вражеский самолет не сумел подняться в воздух — как раз за это время ленинградцы успели дойти до филармонии, прослушать симфонию и вернуться домой. Впервые за блокадные дни в Большом зале филармонии на полную мощь горели люстры. Зал заполнили защитники и жители города, впервые за много дней надевшие свои выходные платья и костюмы, которые всем оказались велики... И черный фрак Элиасберга висел на нем мешковато. Накануне он сумел добыть картофелину, чтобы накрахмалить воротник и манжеты. Многие музыканты сидели на сцене в валенках. Для ног, опухших от голода, другая обувь противопоказана.
Какие уж тут концертные туфли! Но разве это главное? Ленинградцы истосковались по музыке, по филармоническим премьерам. А тут — еще и музыка, рожденная в блокадном городе.
Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Премьера симфонии транслировалась радиостанциями на территорию как Советского Союза, так и за границу, а открывало трансляцию выступление Шостаковича. Фоат Шакирович Мансуров — советский и российский дирижер, музыкант, лауреат Государственной премии РТ им. Габдуллы Тукая.
Новости по теме
- Дмитрий Шостакович - Симфония 2. Октябрю
- Симфония Победы
- Читайте также:
- В Новосибирске симфонию Шостаковича играли под дождём в День памяти и скорби
- Дмитрий Шостакович. Симфония №2. Дирижер - Валерий Гергиев.
- Музыка против нацизма. Как в блокадном Ленинграде впервые сыграли 7-ю симфонию Шостаковича - ТАСС
80 лет назад была впервые исполнена «7я Ленинградской» симфония Дмитрия Шостаковича
При заимствовании сообщений и материалов информационного агентства ссылка на первоисточник обязательна. Документ, устанавливающий правила применения рекомендательных технологий от платформы рекомендаций СМИ24.
Здесь 5 марта 1942 года симфония и была впервые исполнена. Эта дата в сердце каждого жителя нашего региона, — заявил перед началом концерта губернатор Дмитрий Азаров.
Чтобы напитаться энергией, постараться понять, что переживали люди, которые вынесли на себе горечь утрат, голод и холод, люди, которые выстояли и победили.
Премьера в Самарском театре оперы и балета. Дирижер — Евгений Хохлов 24 сентября.
Композитор начал сочинять ее еще в Ленинграде, но во время войны был эвакуирован в Куйбышев. Здесь 5 марта 1942 года симфония и была впервые исполнена. Эта дата в сердце каждого жителя нашего региона, — заявил перед началом концерта губернатор Дмитрий Азаров.
Читайте также:
- 80 лет назад была впервые исполнена «7я Ленинградской» симфония Дмитрия Шостаковича
- Загадка Шостаковича: вальс №2
- Секретное оружие Ленинграда | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
- Дмитрий Шостакович
- Как в Петербурге отметили юбилей Седьмой симфонии Шостаковича
- Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская»
Подпишитесь на новости «МО»
- Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская»
- Для Седьмой симфонии Шостаковича музыкантов вызволяли… из моргов -
- Секретное оружие Ленинграда | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
- Загадка Шостаковича: вальс №2 / Игорь Резников