В статье подробно рассмотрены различные типы съемников каретки для велосипеда.
Инструменты, наборы
Стандарты также как и у крепления шатунов могут быть разные, а поэтому и съемники будут с разными шлицами. Съемник трещотки - ключ для снятия трещотки велосипеда. Отвинтить в ручную трещотку от обода просто не реально из-за встроенного механизма свободного хода. Для снятия трещотки нужен специальный съемник, он выглядит, как шлицевая головка. Съемник кассеты - для того, чтобы снять кассету необходимо два инструмента - это съемник и хлыст. Хлыст инструмент необязательный, но желательный. Мы рассмотрели основные ключи и съемники для самостоятельного ремонта велосипеда, но это еще не все.
Существует еще инструменты, какие-то просто необходимы, а без каких-то можно обойтись, но они очень удобны. Выжимка цепи - специальный инструмент, с помощью которого легко и просто разъединять и соединять цепь без замка. Но даже если цепь с замком он однозначно пригодится для ремонта цепи или её укорачивания. Шиномонтажки - удобный инструмент для бортирования покрышек. Обычно покрышку невозможно снять без инструмента и многие используют то, что попадается под руку отвертки или ключи , но это увеличивает риск повреждения камеры. Особенно незаменимы монтажные лопатки будут в пути.
Ремкомплект - это аптечка для камеры велосипеда. В комплект входит энное количество заплаток и специальный клей. Хоть камеры и стоят не дорога, все же можно неплохо сэкономить, заклеивая проколотые камеры. А если Вы отправляетесь в долгий велопоход, то не факт, что запасная камера не проколется. Кусачки - желательно кусачки именно велосипедные для перекусывания рубашки тросиков и самих тросиков. Если перерезать рубашку и тросик специальными кусачками, то края их не распушатся.
Набор для прокачки гидравлики - такой набор незаменим в прокачке гидравлических тормозных систем. Но не совсем незаменим, некоторые умельцы изготавливают его сами. Стенд для ремонта - специальная стойка для удобного обслуживания, настройки и ремонта велосипеда. Особенно удобно настраивать переключатели велосипеда, используя данную стойку. Стенд для правки восьмерок - данный стенд увеличивает скорость и качество выправления восьмерки на колесе велосипеда. Тензометр - достаточно полезный инструмент, который позволяет измерить натяжение спиц.
Если Вы самостоятельно правите восьмерки и собираете велосипедные колеса , то тензометр будет просто необходим. Калибр - инструмент для измерения износа цепи. Для того, чтобы обеспечить долговечность звезд велосипеда, необходимо контролировать износ цепи для своевременной её замены. Как видите для того, чтобы обслуживать свой байк самостоятельно необходимо не так много инструментов. Если Вы новичок в велосипедном деле и еще не успели обзавестись инструментом необходимым для ремонта велосипеда своими руками, то советуем подкупать его по мере необходимости, и только если Вы уверены в правильности выбора. Если у Вас есть, что добавить, то можете написать об этом в блоке комментариев ниже.
Ваше мнение очень важно! Старые велосипеды снабжались устаревшим узлом трансмиссии, под называнием трещотки. Она накручивается по большой в диаметре резьбе на втулку заднего колеса. Её храповой механизм не является отдельным узлом и не может работать самостоятельно. При снятии трещотки скручивается всё сразу: звездочки и храповик. Есть другой способ подключения задних звездочек к колесу.
Новые велосипеды оборудованы более совершенным узлом трансмиссии - кассетой. Если потребуется её снять, то можно легко разделить набор звездочек и самостоятельный храповой механизм. Все современные велосипеды имеют такой удобный в обслуживании узел. Внутренне устройство Кассета велосипеда - это пирамида, набранная из звезд разного размера , являющаяся узлом скоростной цепной передачи. Между собой звездочки разделяются на равное расстояние кольцами или, в некоторых дорогих моделях, внутренним каркасом-пауком. Вместе все эти детали образуют тело устройства.
Кассета на велосипед насаживается к барабану храпового механизма по шлицам. Сам храповик в цилиндрическом корпусе крепится к втулке колеса тоже подобными зацепами. Именно отдельный цилиндрический механизм на заднем колесе трещит при свободном накате и зацепляется намертво во время вращения педалей. В кассете же нет ни собачек, ни зубчатого колеса. Тело кассеты окончательно фиксируется на заднем колесе внешней прижимной гайкой, вкручиваемой во внутренний храповой механизм. Она и наименьшая звезда имеют зубцы на своих соприкасающихся поверхностях для предотвращения раскручивания во время езды.
Выбор по нескольким критериям Кассеты для велосипедов можно разделить в соответствии со следующими критериями: материал изготовления; совместимость с различными типами велосипедов; конструкции. Материалом для изготовления может служить: Сталь - основной материал для изготовления большинства крепких велосипедных узлов. Детали из неё отличаются оптимальным соотношением прочности и стоимости. Для защиты от коррозионного разрушения готовые изделия хромируют - делают блестящими, никелируют - покрывают желтым металлом, или воронят - чернят в масле. Алюминий имеет наименьшую плотность из всех металлов. Детали, изготовленные из его сплавов, самые легкие, но по прочности и сроку службы уступают стальным.
К тому же, алюминиевые кассеты дороже стальных. Анодированные детали из алюминия имеют особую популярность у фанатов снижения веса велосипеда по максимуму - вейтвиннеров. Титан хотя и тяжелее алюминия, но легче стали. Он имеет достаточную прочность для долгой работы любых сильно нагруженных велосипедных узлов. Этот материал и его сплавы не ржавеют. Минус один - высокая стоимость изделий из него.
Если у вас нет цели максимально уменьшить вес велосипеда, то лучше приобрести самую передовую кассету из стали за такие деньги, которая выдержит больше и прослужит дольше. Велосипедная кассета может быть набрана из разного числа звезд: 7 - можно увидеть на старых велосипедах, тех же годов выпуска, что и у экземпляров с трещоткой. Поставить их можно лишь на втулки этой фирмы. Количество звезд и их диапазон указывается в маркировке кассеты. Например, надпись «11-36T, 10 speed» означает, что наименьшая звезда имеет 11 зубов, наибольшая - 36, а всего их 10 штук. Количество и диапазон звездочек кассеты определяет совместимость с конкретным типом велосипеда: Горные.
Задние узлы трансмиссии с 8—10 звездами. Наименьшая должна иметь 11—12, самая большая - 28—36 зубов. Кассеты, имеющие самые маленькие звездочки с 11, наибольшие - с 22—27 зубьями. Навесное оборудование Campagnolo с 11 звездами сочетается только с велосипедами этого типа. Городские, кроссовые, складные. Подходят устройства с наименьшей звездочкой на 12 и самой большой - на 27 зубов.
Конструкция OpenGlide Выделяют пять разновидностей кассет по типу сборки: Разборные - большинство кассет для велосипеда, у которых звезды, кроме двух наименьших, собраны вместе с помощью заклепок или винтов. Так нужно для доступности обслуживания и сборки. Но такая конструкция слишком тяжелая и забивается грязью.
Чтобы устранить биение, можно воспользоваться пластиковой картой, которую можно зацепить резинками на перо рамы или на штанину вилки.
Она позволит сориентироваться в том, какие спицы нужно подтягивать, какие ослаблять. Кусачки для троса. Когда вы поменяли трос тормоза или переключателя, наверняка у вас осталась висеть целая «удочка», т. Плоскогубцами откусить остатки троса, не распустив его конец, нереально.
Это может получиться с помощью бокорезов, но с большим трудом. Помогут вам в этом специальные кусачки для тросов. У вас останется ровный кончик, который вы сможете без усилий облачить в наконечник, чтобы трос не расходился. Ключ для резьбовой рулевой колонки.
Резьбовой рулевой уже очень много лет, но она не спешит сдавать свои позиции в сегменте недорогих велосипедов, круизёров или сити-байков, поэтому встречается довольно часто. В большинстве случаев достаточно одного ключа, но если гайка была изначально очень сильно затянута, может понадобиться второй ключ на 36 или 30, в зависимости от величины гайки. Помимо просто подтяжки соединения, которое имеет свойство ослабляться и образовывать люфт, с его помощью можно разобрать рулевую колонку и поменять смазку в подшипниках. Очень удобная вещь, особенно когда нужно настроить передачи или тормоза.
Один из самых сложных процессов в ремонте велосипеда показан подробно на видео.
Установка узла в нижней конструкционной точке приводит к интенсивному воздействию пыли, влаги, грязи. Резьбовые детали «прикипают», что затрудняет их взаимное смещение. Инструмент для демонтажа — специальный съемник. Однако часто его нет с собой, особенно в дороге. Воспользоваться в такой ситуации можно но нежелательно подручными приспособлениями. Последовательность действий предполагает: Освобождение гаек колец , которые фиксируют каждую чашку подшипников. Кольца сбивают зубилом, точно ударяя по ним молотком. Откручивание сначала чашки со стороны, где установлен шатун без звездочки.
Ее сдвигают по резьбе против часовой стрелки с усилием, используя рычаг большого гаечного ключа.
Набор для прокачки гидравлических тормозов. Я буду более подробно касаться этой темы в отдельной статье. Пока только скажу, что существуют специальные наборы, например фирма Avid производит такие. Впрочем, их можно заколхозить самостоятельно из одноразового шприца, но готовый инструмент удобнее. Обладая таким комплектом инструмента, можно решить практически все проблемы, связанные с самостоятельным ремонтом велосипеда. К механикам придется обращаться только для специальных работ, вроде торцевания рамы или обслуживания амортизаторов. Специальный набор, для продвинутых велолюбителей 1. Стойка для ремонта велосипеда. Крайне удобная конструкция, позволяющая не сгибаться над велосипедом, а заниматься им в естественной позе.
Стенд для выравнивания восьмерок. Править колеса можно и прямо в раме, но со специальным стендом это делать в разы удобнее, точнее и быстрее. Прибор для измерения равномерности натяжения спиц. Незаменимая вещь для тех, кто самостоятельно собирает колеса. Впрочем, и тем, кто просто следит за состоянием спиц — рекомендую, особенно если ваш вес близок к сотне кг. Калибр для замера степени износа цепи. Отличная вещь для тех, кто катает в три цепи. Можно следить за растяжением цепей, своевременно меняя их по кругу. Это позволяет увеличить срок службы звезд системы, кассеты и цепей. Магнитная чашка.
Удобная вещь, чтобы все болтики, замки цепи и другая мелочевка не расползалась по квартире. Что я упустил, уважаемые читатели? Если найдется значимый пункт, напишите в комментах, я добавлю. Перечисление этих инструментов отнюдь не означает, что вы должны побежать в магазин и всё скупить по списку. Нет, покупайте то, что нужно в данный момент и немного смотрите в будущее — что может понадобится еще. Я просто хотел показать, что для полноценного ремонта велосипеда на дому нужно не так уж и много приспособлений. Увлекающийся человек быстро накопит необходимый ему комплект, и забудет дорогу к веломеханикам. Я постараюсь дать побольше информации, как самому обслуживать и ремонтировать байк. Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.
Пройдите по ссылке, пожалуйста. Читать также: Внимание! Если вы не уверены, что у вас получится отремонтировать тот или иной узел даже при наличии необходимого инструмента, доверьте эту работу механикам в веломастерских. В каждой работе существует множество тонкостей, о которых вы можете не знать. Если вы думаете: «да я машину сам ремонтирую, с велосипедом не справлюсь что ли? Для чего нужно обзавестись минимальным набором инструменов 2. Необходимые инструменты каждому 3. Инструменты для самостоятельного обслуживания велосипеда 1. Для чего нужно обзавестись минимальным набором инструменов Инструменты для ремонта велосипеда понадобятся вам в нескольких случаях. В вашем городе нет веломастерских и всё приходится делать самому.
Стоимость ремонта в веломастерских по вашему мнению неадекватно завышена. У вас пытливый ум, руки из правильного места и вам очень нравится ковыряться со своим велосипедом 4. Существует необходимый минимум инструментов, которым необходимо уметь пользоваться, даже если это не приносит вам удовольствия. Он позволит вам устранить поломки, возникшие вечером в воскресенье, когда помочь вам может только тот, кого вы видите в зеркале. Часть инструментов описана в статье «Что обязательно брать с собой в катание на велосипеде». Необходимые инструменты каждому Монтажки для бортовки покрышек. Не всегда можно легко снять покрышку с обода, поэтому монтажки точно лишними не будут. Если с дедушкиного «Урала» покрышки снимались всегда отвёртками, то с современными колёсами и камерами такой фокус может обернуться заменой камеры или повреждением обода. Выбирайте пластиковые и не самые дешёвые монтажки — с ними меньше шансов повредить камеру. Велоаптечка Одна из самых частых проблем — прокол камеры.
Бывает так, что вы ездите целый день нормально, не подозревая о проколе, а за ночь камера спускает до нуля. В таком случае вы сможете легко устранить прокол и отправиться в поездку. Что такое велоаптечка и как ею пользоваться, читайте в нашей статье. Для домашнего использования достаточно самого распространённого набора, который на фото. В большинстве соединений головки винтов сделаны под шестигранник. С его помощью можно подтянуть ослабшие резьбовые соединения, настроить дисковые тормоза, заменить колодки на тормозах V-Brake, поднять руль если он у вас поднимается , поменять трос тормоза или переключателя если только на нём не гайки на 9 мм и т. Выжимка цепи Даже если на вашей цепи стоит замок, выжимка всё равно нужна для устранения разрыва цепи. Ключ на 15 Если у вас колёса на гайках, то наверняка там стоят гайки на 15 мм. К тому же, ключом на фото можно снять и педали. Инструменты для самостоятельного обслуживания велосипеда В дальнейших инструментах необходимости нет, но иметь их под рукой крайне удобно, особенно если вы любите почистить трансмиссию до блеска, поменять смазку во втулках, перебрать каретку, рулевую колонку.
Съёмник шатунов Из названия ясно его предназначение. Если на вашем велосипеде разборная каретка или полукартридж, то вам придётся менять подшипники и смазку минимум один раз в сезон. Если шатун крепится гайкой или болтом на 14, то в большинстве съёмников есть головка под этот размер, саму головку захватывают ключом на 15. Большинство валов каретки идёт под квадрат, на который с натягом крепятся шатуны. Есть каретки под шлицы, для них на съёмниках предназначен упор большего диаметра, чтобы не повредить резьбу внутри вала. Есть каретки, где данный съёмник вообще не нужен — Hollowtech II от Shimano достаточно раскрутить болты на левом шатуне шестигранником на 5, выкрутить пластиковую гайку специальным ключом или 10-ти рублёвой монеткой , BB30 от SRAM снимается шестигранником на 8 или на 10, стягивая шатун с вала и Hollowgram от Cannondale нужен специальный инструмент. Съёмник каретки Также отличается в зависимости от вида каретки. Здесь можно обойтись зубилом и молотком, чтобы снять контргайку, с помощью тех же инструментов можно раскрутить левую чашку. Правая чашка выкручивается с помощью ключа на 36. Со стороны звёзд левая резьба, если нет маркировки ITA!
Зубило и молоток для снятия контргайки вновь нам понадобятся. Чашки же выкручиваются с помощью специального ключа. Скручивается съёмником, как на фото выше. Зависимости от типа вала квадрат, шлицы нет. Съёмник захватывается в зависимости от модели ключом на 24 или на 26. При скручивании картриджа со стороны звёзд нужен большой рычаг. Резьба со стороны звёзд левая, если нет маркировки ITA! В случае с Shimano и Truvativ нужен специальный ключ, чтобы открутить чашки. В случае со SRAM после снятия шатунов и шайб вам открываются запрессованные подшипники. В случае с Hollowgram в некоторых случаях тоже требуется специальный съёмник.
Суть её в том, что механизм передачи вращения на колесо встроен прямо в блок звёзд, а сам блок накручивается на резьбу. У трещотки глубокие внутренние шлицы, а чтобы её снять, вам потребуется довольно длинный рычаг или очень много сил, потому что при кручении педалей соединение работает на затяг. Съемник кассеты отличается более короткими шлицами, т. Правда, чтобы снять кассету, вам ещё понадобится хлыст. Как вариант, можно обойтись куском старой цепи, прикреплённой к деревяшке, но это если совсем не хочется тратить лишние деньги. Конусные ключи Большинство велосипедов комплектуются втулками с насыпными подшипниками, которые требуют периодического устранения люфта, а раз в сезон чистки и замены смазки. Без этих ключей не обойтись. Они имеют самые распространённые размеры для задней и передней втулок. Чтобы разобрать втулку, вам нужно с одной стороны с какой удобнее обхватить конус конусным ключом и скрутить контрящую гайку ключом на 17. Обратно в том же порядке Спицевой ключ Если вы ни разу им не пользовались, унесите колесо в мастерскую.
Но если вы достаточно хорошо изучили вопрос устранения биений колеса, тогда он очень вам понадобится. Плоскогубцами легко сорвать все грани ниппелей, а если даже они не сорвутся, то всё равно натянуть спицу с их помощью нереально. Чтобы устранить биение, можно воспользоваться пластиковой картой, которую можно зацепить резинками на перо рамы или на штанину вилки. Она позволит сориентироваться в том, какие спицы нужно подтягивать, какие ослаблять. Кусачки для троса Когда вы поменяли трос тормоза или переключателя, наверняка у вас осталась висеть целая «удочка», т. Плоскогубцами откусить остатки троса, не распустив его конец, нереально. Это может получиться с помощью бокорезов, но с большим трудом. Помогут вам в этом специальные кусачки для тросов. У вас останется ровный кончик, который вы сможете без усилий облачить в наконечник, чтобы трос не расходился. Ключ для резьбовой рулевой колонки Резьбовой рулевой уже очень много лет, но она не спешит сдавать свои позиции в сегменте недорогих велосипедов, круизёров или сити-байков, поэтому встречается довольно часто.
В большинстве случаев достаточно одного ключа, но если гайка была изначально очень сильно затянута, может понадобиться второй ключ на 36 или 30, в зависимости от величины гайки. Помимо просто подтяжки соединения, которое имеет свойство ослабляться и образовывать люфт, с его помощью можно разобрать рулевую колонку и поменять смазку в подшипниках. Стойка Очень удобная вещь, особенно когда нужно настроить передачи или тормоза. Один из самых сложных процессов в ремонте велосипеда показан подробно на видео. Ключ для втулок велосипеда — Велобаджо Со временем счастливый обладатель новенького велосипеда сталкивается с проблемой его поломки. Проще всего отвезти велосипед в мастерскую, где за тебя сделают всю работу. Но это не всегда возможно и весьма дорого. Поэтому я бы рекомендовал потихоньку начать покупать инструменты для велосипеда. Большинство операций очень простые, не займут много времени, а сами инструменты быстро себя окупят. Вдобавок, не будет страха отправиться в длительный велопоход в одиночку.
Инструменты для ремонта велосипеда можно поделить на 2 категории: 1 Первоочередные, которые понадобятся не только в домашних условиях, но и в покатушках любой длительности. Их есть смысл приобрести сразу. Приобретаются по мере необходимости. Первоочередные инструменты для велосипеда 1 Набор шестигранников или мультитул. В современных велосипедах практически во всех узлах используются болты на шестигранниках. Можно купить обычный автомобильный набор, можно приобрести только те шестигранники, которые понадобятся для вашего велосипеда навскидку их порядка трех , а можно купить мультитул. Мультитул, помимо шестигранников, может иметь несколько видов отверток, выжимку для цепи о ней дальше , плоскогубцы, кусачки, нож, пилу. Я писал отчет об одном из мультитулов, но он имеет скорее общее назначение. Для велосипеда подойдет более компактный с меньшим набором инструментов. Необходима для съема цепи, инструмент незаменим, ибо если в покатушке у вас порвется цепь, то поменять звено или просто укоротить ее вручную не получится.
На выжимке, как и на шестигранниках, экономить не стоит, иначе она лишь будет греть душу, пока на практике не покажет свою недееспособность. Камеру дешевле заклеить, чем каждый раз покупать новую. В ремнабор входит комплект заплаток, клей и наждачка. На правах рекламы здравого смысла рекомендую залить в камеры автомобильный герметик типа Hi-Gear, и забыть о проколах. Понадобятся при установке и съеме покрышки. Многие справляются руками, но в случае с шоссейной резиной или широкими кросс-кантрийными покрышками процесс будет затруднительным. Портить ободья и подвергать риску камеру, используя отвертки или ключи можно, но стоит ли? Небольшие восьмерки можно с легкостью научиться исправлять самому, нужен лишь ключ. Спицы частенько ломаются при езде, поэтому в велопоход берут запасные, и инструмент точно пригодится. Насколько мне известно, для всех педалей нужен обычный ключ на 15, но специальный обладает тонким сечением, а также удобной формой, что облегчит процесс съема педалей.
Педали откручиваются против хода движения, то есть правая педаль откручивается против часовой стрелки, а левая наоборот — за часовой стрелкой. Инструменты для сложного ремонта велосипеда 1 Инструменты для съема кассеты. Кассету доводится снимать при уходе за втулкой заднего колеса, при смене спицы со стороны кассеты, и непосредственно для замены кассеты на новую, что делается примерно в 2-3 раза реже, чем смена цепи. Понадобится накидной ключ с хлыстом и съемник. Кассета откручивается по направлению, в котором колесо свободно вращается, а потому используется хлыст из цепи, который можно и самому сделать, но проще купить. Можно также извращаться с полотенцами и всячески проявлять фантазию. Со съемником все немного сложнее. Если кассета идет на 7 звездочек, то в ней используется втулка с навернутой трещоткой, и тогда понадобится левый съемник на фото. Для всех остальных втулок — оставшиеся два, причем для пустотелой лучше взять правый съемник, так как у него есть направляющая ось.
Рейтинг съемников каретки Shimano Hollowtech 2: ТОП-5 моделей по отзывам владельцев
Ремонт ческие пояснения по замене, ремонту и обслуживанию кареток. Установил съемник каретки на левую чашку каретки и поджал болтом для того, чтобы съемник не слетел. Ключ для снятия кареток; съемник велосипедный; съемник трещотки. Каретка является сердцем велосипеда, которое позволяет передать вращение от педалей на звезды и, соответственно, на цепь.
Инструменты для кареток, шатунов, систем и педалей
Перед тем, как снять каретку с рамы, необходимо снять с оси каретки оба шатуна. После этого следует очистить каретку от грязи, поскольку кареточный узел рамы - один из самых грязных мест велосипеда, который обычно трудно отмыть, пока не сняты шатуны. Особенно тщательно надо выскрести грязь из шлицов чашек - если грязи много, то в чашку невозможно вставить съемник. При снятии каретки, возможно, придется прикладывать значительные усилия.
Поэтому велосипед надо надежно поставить. Если Вам так удобнее, можно перевернуть его вверх колесами. Начинаем снимать каретку с левой стороны, то есть там, где нет звездочек.
Перед тем, как снять каретку с рамы, необходимо снять с оси каретки оба шатуна. После этого следует очистить каретку от грязи, поскольку кареточный узел рамы - один из самых грязных мест велосипеда, который обычно трудно отмыть, пока не сняты шатуны. Особенно тщательно надо выскрести грязь из шлицов чашек - если грязи много, то в чашку невозможно вставить съемник.
При снятии каретки, возможно, придется прикладывать значительные усилия. Поэтому велосипед надо надежно поставить. Если Вам так удобнее, можно перевернуть его вверх колесами.
Начинаем снимать каретку с левой стороны, то есть там, где нет звездочек.
Впрочем, вышесказанное справедливо лишь для деталей и узлов позднесоветского производства: качество материала, точность обработки и соблюдение допусков начали ухудшаться где-то со второй половины 70-х и далее по нарастающей —- уже одно то, что сопрягаемые детали перестали подвергаться поверхностной закалке, поставило жирный крест на их живучести. Сохранились экземпляры велосипедов до- и послевоенного выпуска с внушительным пробегом, у которых клины, установленные ещё заводом! Соединение клиновым штифтом конструктивно вполне надёжно, но только при полном соблюдении технологии изготовления и грамотном обслуживании, недаром он очень широко использовался как до середины ХХ столетия, так и позже ведущими европейскими производителями в том числе и на гоночных велосипедах. Одно из главных условий — детали должны быть идеально пригнаны друг к другу, на практике же это означает, что они не взаимозаменяемы! Поэтому-то простая замена любой составляющей да ещё в сочетании с небрежностью в скором времени и выводила всё соединение из строя. И многие ли знали о том, что клин должен был не забиваться что есть силы молотом, а аккуратно впрессовываться, причём строго с определённой стороны [6] , гайка — затягиваться с определённым усилием, и хоть кто-то был знаком с правилами эксплуатации и обслуживания кареток такого типа? Так что запороть этот весьма деликатный, но в тоже время самый нагруженный узел велосипеда, при том, что как раз в ближайшем прошлом изготавливался и собирался он уже вопреки технологии, было проще простого.
Из современных самую дурную славу снискали "квадраты". Как нас учит тот же Шелдон Браун, одно на другое ставиться-то ставится, но чревато не только сбитым чейнлайном, но и сюрпризами при активном вкруте. Вдобавок, стандарт сам по себе рассчитан скорее на "редкоземельный чугуний", нежели на лёгкий цветмет. Пока используется хорошая сталь и выдерживается тот же стандарт — квадраты можно считать вечными и безотказными, но вот более лёгкие варианты стоит использовать уже в шлицевых исполнениях. Холивар между разными шлицевыми системами не даёт явного лидера, что говорит о достойном качестве всех участников.
Когда шатуны крепят к валу, их затягивают болтом или гайкой, благодаря чему они напрессовываются на концы вала. На более дорогих системах встречаются болты под шестигранный ключ. Если все сделано по уму, снять без специальной выжимки их просто невозможно. Стоит отметить, что крепление шатуна при помощи болта намного надежнее, чем гайкой. Поэтому при выборе нового вала или каретки в сборе, выбирайте на болтах. Итак, чтобы без проблем открутить и снять шатуны педалей с каретки стоит использовать специальный инструмент — выжимка шатуна. На рынке существует множество разновидностей данного приспособления. Ниже на картинке представлен наиболее часто встречающийся в продаже съемник шатуна. Лучше брать съемник с подвижной частью для выжимки шатуна.
Съёмники каретки велосипеда
После снятия шатунов выкручиваем каретку, используя съемник каретки. Съемник каретки – инструмент, который может помочь снять старую каретку и установить новую. Съемник каретки – инструмент, который может помочь снять старую каретку и установить новую.
Как самостоятельно разобрать и снять каретку велосипеда — всё о велоспорте
После того, как сняли шатуны с вала каретки, необходимо снять саму каретку, для этого понадобится съемник каретки shimano. Решили показать как снимается каретка под квадрат и окталинк с помощью самого дешевого съемника за 500 рублей. Есть каретки под шлицы, для них на съёмниках предназначен упор большего диаметра, чтобы не повредить резьбу внутри вала. Съемник кареток Unior 1671.2/4 для Shimano Octalink, Bontrager, Truvativ ISIS.
Ремонт каретки велосипеда
Съемник каретки велосипеда Kenli KL-9706A, сталь, черный. Купить съемник каретки в интернет-магазине : большой ассортимент в наличии, доступные цены и недорогая доставка по всей России. Проведение ремонта каретки велосипеда потребуется при наличии люфтов, которые свидетельствуют об износе подшипников, перекосе оси. Для снятия каретки следует использовать съемник, так как это и проще и эффективнее всего. Каретка является сердцем велосипеда, которое позволяет передать вращение от педалей на звезды и, соответственно, на цепь. Съемник каретки велосипеда Kenli KL-9706A, сталь, черный.
Инструменты, наборы
Проверить натяжение цепи и провернуть привод руками. Не допускаются осевой люфт и заклинивание. При обнаружении некорректной работы каретки произвести дополнительную регулировку натяжения шарикоподшипников. Схема сборки зависит от производителя картриджа. Стандартные узлы состоят из корпуса с резьбовой втулкой и прижимной чашки. Для монтажа не требуется дополнительной оснастки. Каретки Shimano состоят из центральной части и 2 втулок, которые требуется запрессовать в стакан рамы. Для установки применяют винтовой пресс Press Fit, состоящий из 2 симметричных металлических болванок и болта.
Торцевые крышки равномерно прижимают чашки с подшипниками качения, обеспечивая корректную сборку узла. Закручиваем болты. Как сделать своими руками Владелец велосипеда может сделать самостоятельное приспособление для снятия каретки. Например, для демонтажа оборудования японской компании Shimano используется обрезанная с 2 сторон стальная шайба, которая укладывается в корпус узла. Затем в торец стакана рамы велосипеда упирается отрезок трубы с внутренним диаметром, превышающим размер шарикоподшипника на 1-1,5 мм. Усилие создается шпилькой, которая воздействует на шайбу и плавно вытягивает чашку из посадочного гнезда. Чертежи и схемы Велосипедисты публикуют схемы съемников для картриджей кареток, сделанных из подручных средств.
При использовании самодельного инструмента увеличивается риск необратимого повреждения стакана в раме велосипеда восстановить деталь невозможно.
Например, надпись «11-36T, 10 speed» означает, что наименьшая звезда имеет 11 зубов, наибольшая - 36, а всего их 10 штук. Количество и диапазон звездочек кассеты определяет совместимость с конкретным типом велосипеда: Горные. Задние узлы трансмиссии с 8—10 звездами. Наименьшая должна иметь 11—12, самая большая - 28—36 зубов. Кассеты, имеющие самые маленькие звездочки с 11, наибольшие - с 22—27 зубьями.
Навесное оборудование Campagnolo с 11 звездами сочетается только с велосипедами этого типа. Городские, кроссовые, складные. Подходят устройства с наименьшей звездочкой на 12 и самой большой - на 27 зубов. Конструкция OpenGlide Выделяют пять разновидностей кассет по типу сборки: Разборные - большинство кассет для велосипеда, у которых звезды, кроме двух наименьших, собраны вместе с помощью заклепок или винтов. Так нужно для доступности обслуживания и сборки. Но такая конструкция слишком тяжелая и забивается грязью.
На пауке - некоторые конструкции, собранные на алюминиевом каркасе, который и называется пауком. К нему приклепывают две наименьшие звездочки тоже. Славятся легким весом и отлично поддаются очистке от грязи. На нескольких пауках - редкие и дорогие изделия, собранные из двух частей по 2—3 звезды в каждой. Удобно, когда нужно заменить одну из двух износившихся частей, а не менять кассету целиком. Как и на одном пауке, они легче распространенных разборных, к тому же их ещё проще почистить.
Она удерживается на шлицах барабана храповика лишь крышкой у основания наибольшей звезды и алюминиевой гайкой в самой маленькой звездочке. X-Dome - то же монолитное устройство от фирмы SRAM, непохожее только по способу крепления на храповике. Если в верхней части у малой звездочки оно закрепляется также как предыдущая конструкция, то у основания креплением служит самая большая звезда, а не отдельная крышка. Для снижения веса часто наибольшая фиксирующая звезда изготавливается из алюминия. Цепной ключ, который важен для удерживания самой кассеты. Съемник FR серии с 12 зацепами, ведь именно столько шлицов имеет торцевая зажимная гайка, которую можно увидеть на третьем рисунке.
Гаечный ключ на 21 мм, на замену подходит большой разводной ключ или тиски. Но предпочтителен трубчатый ключ с головкой на 21 мм. Инструмент номер FR-5G имеет направляющую, которая делает работу по скручиванию гайки намного легче. Без направляющего штыря удерживать инструмент в зацеплении одной рукой тяжело, когда другой нужно схватить цепной ключ. Используя большой трещоточный ключ с набором головок, намного комфортнее удерживать любой съемник на месте. На этой картинке можно видеть, что инструмент FR-5G уже установлен для освобождения зажатой гайки.
Следующий инструмент, который вам нужен - это любое устройство для удерживания кассеты от вращения назад против часовой стрелки , когда вы будете отпускать заблокированную гайку. Большим раздвижным газовым ключом это делать нельзя, так как он склонен сгибать или царапать зубы звездочек. Если у вас нет цепного ключа или вы пытаетесь поменять особенно упорную кассету, то можно накинуть на одну из звезд короткий кусочек цепи и зажать его в тисках, как показано на шестом рисунке. Длины кусочка цепи и губок тисков достаточно, чтобы захватить наибольшую звезду. Необязательно иметь большие столярные тиски, никому ещё не приходилось скручивать настолько затянутую гайку. Достаточно иметь небольшие навесные тисочки, которые можно держать в руке.
Однако лучшим способом удержать заднюю кассету является использование цепного ключа модели SR-1 или аналогичного, который можно увидеть на седьмом рисунке слева. Приложив 12-дюймовый разводный ключ, гаечный из набора или даже большой трещоточный рычаг с головкой на 21 мм к съемнику FR-5G, можно ослабить торцевую гайку. Удерживая цепной хлыст, поверните разводной ключ против часовой стрелки, чтобы ослабить зажатую гайку. Она и маленькая звездочка имеют насечки на своих контактных поверхностях. Так что вы услышите несколько щелчков, когда будете отпускать гайку. Немного ослабив, снимите цепной захват и гаечный ключ , а также выкрутите зажимное кольцо.
В результате всё должно выглядеть как на восьмом изображении. Теперь достаточно поднять кассету с храповой втулки. Но будьте осторожны, и придерживайте внешние две наименьшие звездочки, потому что они не так крепко сцеплены вместе, как остальные. Запомните для последующей замены, как каждая звезда надевается на храповой механизм. Обратите внимание, что один из шлицов на барабане храповика имеет наименьшую ширину, и ему соответствует узкий паз на каждой звездочке кассеты. Все они должны выстраиваться в одну линию.
Храповик после снятия кассеты выглядит как на девятом изображении. Если вы не уверенны абсолютно в том, как все звезды и распорки были собраны воедино, потому что они рассыпались при снятии, то остановитесь, и обратитесь в местный магазин велосипедов за помощью. Преимущественно втулка храповика делается из твердой стали. На некоторых дорожных велосипедах у неё может быть алюминиевый внешний барабан для уменьшения веса. Однажды сняв кассету с такого храповика, можно приметить, где на мягких шлицах остались вмятины и какие звездочки бывают часто нагружены. Помятые шлицы, кстати, делают работу по снятию кассеты очень трудной.
Установка кассеты Замена кассеты состоит в простом поднятии её с широких шлицов храповой втулки вверх и насаживании нового набора звезд по имеющимся в них канавкам обратно. Установить кассету обратно так же легко, как снять. Это, по сути, обратная операция. Звездочки должны плотно насаживаться на шлицы храповика. Нужно запомнить, что один из шлицов отличается по ширине от остальных. Будьте осторожны.
Не повредите фланец шлицов при надевании двух последних маленьких звездочек. Зная это, достаточно лишь надеть тело кассеты кольца и звезды на храповик и окончательно накрутить по резьбе прижимную гайку. Будьте внимательны. Соблюдайте порядок установки звезд и распорных колечек, которые просто набираются на шлицы втулки храповика один за другим. Каждое дистанционное колечко имеет два небольших штырька, которые должны точно вписаться в соответствующие отверстия в звездочках. Если этого не сделать, то звездочки возле кольца будут поставлены слишком далеко друг от друга, что испортит точную работу переключателя скоростей.
Затягивать торцевую гайку нужно крепко всё тем же съемником и большим ключом. Мы же не хотим, чтобы кассета раскрутилась в дороге, поэтому будет хорошей идеей поставить колесо вертикально и надавить сверху вниз на рычаг ключа основательно. Но не нужно давить ногой! Рекомендуется применять усилие, равное 21. Закручивается гайка по часовой стрелке, в эту сторону храповик блокируется, поэтому вам не понадобится цепной ключ для установки кассеты. Смазку следует применять наподобие консистентной велосипедной в тюбиках или любое другое не литиевое, пылеотталкивающее масло.
Собрав кассету, удостоверьтесь, что звездочки не шатаются относительно друг друга. Неплохо также проследить, чтобы расстояние между ними было одинаковое. Если всё верно, тогда ставьте колесо и отправляйтесь кататься! Когда в первый раз моя кассета «сточилась» и зубья стали напоминать колючки — я озаботился тем, чтобы сменить звездочки за заднем колесе. Снял колесо, посмотрел на кассету, не понял что и куда совать и как крутить.
Обратите внимание: используя этот метод, вы можете повредить раму, кареточный узел или сам шатун. К тому же любой удар по звездам, скорее всего, деформирует их и сделает непригодными для использования Стоит сказать, что снять прикипевшие шатуны бывает проблематично, даже имея съемник. Скорее всего, таким способом вы не сможете снять прикипевший велосипедный шатун, как бы не старались. Но не стоит отчаиваться, для таких случаев придумали другие способы. Разновидности Каретка представляет собой узловую точку на велосипеде, которая является связующим звеном между рамой и шатунами. Деталь оснащается подшипниками, благодаря которым шатуны могут осуществлять движение. Из-за своего близкого к земле расположения эта деталь подвержена активному воздействию факторов внешней среды — на неё попадает вода, грязь, песок и другой различный мелкий мусор. Эти загрязнения могут препятствовать свободному вращению, что негативно повлияет на качество поездки. Именно поэтому запчасть требует периодического технического обслуживания. Из чего состоит кареточный механизм на велосипеде: Вал — подвижная часть, которая вращается внутри узла. Подшипники — расположены внутри основания каретки, осуществляют вращение шатунов. Стакан рамы — место расположения всей конструкции. Крепления, которые фиксируют шатуны. Кареточные механизмы делятся на несколько разновидностей: Открытый тип — представляет из себя вал, вращающийся на подшипниках, которые установлены в чашках. Механизм этой разновидности полностью открыт для попадания различного мусора, поэтому он требует постоянного осмотра всех своих составляющих. В этом состоит основной недостаток данного типа. Преимуществом же является простое обслуживание — с разборкой и очисткой компонентов может справиться новичок без опыта. Закрытый тип — деталь предстаёт в виде картриджа или капсулы, оснащённой подшипниками. Она вмонтирована внутрь рамы. Главным преимуществом этого типа выступает затруднённость попадания грязи во внутренние части детали. Минус конструкции — в случае поломки осуществить ремонт детали невозможно, её необходимо полностью заменять. Интегрированный тип — представляет из себя сплошной элемент, где шатун и звёзды соединены с кареточным валом, расположенным в чаше. Эта разновидность также не пригодна для ремонта, но отличается большей надёжностью. Обслуживание и ремонт каретки Своевременное обслуживание позволяет существенно продлить эксплуатационный срок узла. Ключевыми особенностями отметим следующее: Состояние каретки во многом зависит от того, сколько грязи попадает внутрь конструкции. Даже незначительная примесь может стать причиной повышенного износа. Длительная эксплуатация велосипеда становится причиной, по которой изнашивается подшипник. Даже незначительный дефект может стать причиной снижения эксплуатационных характеристик каретки. Восстановить подшипник практически невозможно, его только заменяют на новый. В некоторых случаях кареточный узел может прослужить в течение 3-5 лет. Если неправильно провести монтаж и не добавить требуемое количество смазки конструкция не прослужит в течение длительного периода. Поэтому дорогостоящие велосипеды рекомендуют отдавать в обслуживание специалистам. Обслуживание предусматривает проверку узла на дефекты. В большинстве случаев проверяется состояние подшипника. Следующий шаг предусматривает проверки состояния каретки, а также чашечки с фиксатором. Даже незначительный дефект может стать причиной быстрого износа конструкции. Очистить поверхность можно при помощи растворителя. Больше всего трудностей возникает с очисткой подшипника. Пространство внутри каретки очищается при помощи мягкой тряпки. Мелкая грязь удаляется при помощи смазывающего спрея. Смазка и сборка каретки Смазка механизма позволяет существенно продлить эксплуатационный срок. Провести подобную процедуру можно следующим образом: Отверткой обрабатывается стенка стакана. Применяемое средство наносится ровным слоем. В продаже встречается просто огромное количество смазывающих веществ, в большинстве случаев применяется солидол или моторное масло. Следующий шаг заключается в нанесении смазки на подшипник. Этот узел не может прослужить в течение длительного периода без смазки, так как вращение становится причиной нагрева и повышенного износа. Далее тщательно смазывается вал каретки. Он является несущим элементом, на который оказывается высокая нагрузка на момент эксплуатации.
На практике ставится задача открутить каретку. Сразу сделаем несколько замечаний по этому вопросу: Необходимо пользоваться специальным инструментом, желательно не китайцем за 100 р, а более профессиональным типа ParkTool, CrankBros…. Pedros, ну и так далее. Инструмент желательно иметь из закаленной стали. К этому инструменту желательно иметь вороток в виде подходящего накидного или рожкового ключа, разводной не очень хорошо, так как не обеспечивает нормальной поверхности контакта со съемником. О прикладываемом усилии: не стоит давить со всей дури огромным рычагом, резьба в кареточном узле все-таки в алюминии, так что ее легко можно срезать, усилие лучше тщательно рассчитать, это приходит с опытом. Съемник на каретке лучше закрепить. Я, к примеру, делаю это кареточным болтом через прокладки, просто банально приворачиваю съемник к валу каретки, так он никуда не денется. Меньше вероятности повредить раму, руки, инструмент и мебель, в конце концов. Я предпочитаю откручивать каретку со снятым задним колесом так проще, а еще на перевернутом велике, тогда можно встать ногами на руль и седло, зафиксировать раму коленом и правильно приложить усилие. Это все пожелания к съему каретки в обычном порядке.
Инструменты, наборы
Очистите кареточный узел от грязи и старой смазки. Смажьте резьбу неприкипающей смазкой. Вкрутите каретку с правой стороны против часовой стрелки. Затяните, прилагая максимальное усилие. Вкрутите левую чашку каретки до упора и подтяните с небольшим усилием. Смажьте вал каретки неприкипающей смазкой.
Затем необходимо прижать съемник в каретке, лучше это сделать при помощи болта на 8 мм с мелкой резьбой родной немного коротковат. Либо при помощи любой шпильки с гайками, если сняли одну из сторон и вытащили вал каретки. Прижав съемник к каретке, при помощи хорошего рычага, она должна выкрутиться. Дальше хорошо вычищаем посадочное место для каретки, смазываем резьбу, чтобы каретка больше прикипала. Замеряем длину вала каретки или смотрим надпись на картридже каретки.
Подбираем на замену каретку, если она будет на 2 мм больше, ничего страшного, немного подтянуть трос переднего переключателя. Меньше не желательно, так как в крайнем положении переключатель может находиться между первой и второй звездой. Если у вас была установлена каретка полукартридж, то лучше её заменить на картридж, она надежнее, на промышленных подшипниках, лучше вращается, не нужно настраивать. Можно поменять одни подшипники, если сможете их найти в одном из веломагазинов города, но встречаются они отдельно редко. Собираем каретку в обратном порядке, затягивать чашки сильно не нужно, просто до упора. В каретках попадаются каретки с одной пластиковой чашкой, чтобы она не прикипала, и легко можно было снять каретку.
Новая система полегче, а покоцанная же лучше для дачного вела где важно менее привлекать излишнее внимание. Новую каретку снял без проблем, но со старой проблема - пластиковую гайку снял легко может даже излишне легко , а вот саму каретку смог только открутить на один оборот и далее всё, её заклинило намертво.
Только сорвал шлиц на съёмнике. В какую сторону крутить обе стороны знаю - благо образец был перед глазами. Да и так понятно, что в сторону от вращения системы при езде. Закручивал каретку на городской вел сам, может быть забыл её смазать.
Аккуратно выкручивайте съемник, пока каретка не отсоединится от рамы. Для картриджных кареток сначала открутите верхнюю часть, затем выньте весь механизм целиком. Будьте внимательны, не повредите резьбу и не поцарапайте раму велосипеда. После завершения работ смажьте все детали механизма и установите каретку на место в обратном порядке. Съемник каретки — незаменимый инструмент для велосипедиста, позволяющий быстро и безопасно обслуживать этот ответственный узел.
Главное — подобрать подходящую модель и аккуратно ей пользоваться. Как снять каретку без специального съемника Иногда возникает необходимость снять каретку, а под рукой нет нужного съемника. Это можно сделать подручными средствами, но следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить велосипед. Для кареток старых моделей велосипедов можно использовать плоскую отвертку, аккуратно поддев гайку внутри механизма. Затем каретку можно открутить вручную. Некоторые типы кареток отвинчивают специальным ключом для автомобильных масляных фильтров. Главное точно подобрать размер отверстия под квадратный штырек. Откручивание каретки без съемника требует опыта и аккуратности. Лучше попросить помощи у знакомого веломастера или воспользоваться услугами сервиса.
Профилактика и уход за кареткой велосипеда Чтобы продлить срок службы каретки, рекомендуется регулярно проводить ее обслуживание: Очищать от грязи и продувать сжатым воздухом.