В истории Украины времен СССР режиссер Сергей Параджанов занимает уникальное место.
Сергей Параджанов: режиссёр и националист
Параджанов Друзья, 14 февраля у нас началась грандиозная распродажа альбома лучших изобразительных работ Сергея Параджанова MAESRTO , только за первые два дня акции, альбом купило более 30 человек! Сейчас лучшее время предзаказа альбома, так как цены ниже уже не будет никогда. Стоимость альбома 1.
Сергей Параджанов: четыре года несвободы. История создания «Плачущей Джоконды» Сергей Параджанов. Плачущая Джоконда, 1977. Из коллекции музея Сергея Параджанова в Ереване. Вклад Сергея Параджанова не только в советский, но и в мировой кинематограф неоспорим. Но помимо того, что Параджанов снимал фильмы, он также был автором многочисленных изобразительных произведений: инсталляций, коллажей, ассамбляжей, рисунков, скульптур. Большая часть работ мастера хранится в ереванском Музее Параджанова. Об этих, менее известных произведениях Параджанова в статье Аси Ерицян.
Надеюсь, что в следующий раз ты будешь стоять рядом». Кинематограф Ирана находится где-то на периферии политического и художественного мира: национальное авторское кино богато режиссерами и фильмами, только ни те ни другие не вписываются в государственную повестку, оказываясь в категории проблемных. В итоге иранские фильмы регулярно попадают на большие кинофестивали, часто получают награды, на родине же эти картины запрещают, а их авторов выживают из профессии. Политическая цензура делает власти невольными и невидимыми соавторами картин Панахи снимал на дому, как раз будучи осужденным, «Это не фильм», показанный в 2011 году в Каннах,.
И хотя эти картины демонстрируются и в Берлине, и в Каннах, и в Венеции, репрессивными и превентивными аресты режиссеров от этого быть не перестают. Уголовное дело, заведенное в 2014 году в России на украинского кинематографиста и активиста Майдана Олега Сенцова по подозрению в террористической деятельности, прекрасно вписывается в судебно-предупредительную систему санкций, схожую с иранской, но гораздо менее при этом щадящую. Впрочем, в отличие от Панахи и Расулофа, Сенцов в своем творчестве никогда не обращался к политической проблематике, поэтому и судебное преследование, и последовавшая за ним голодовка с требованием освободить украинских политзаключенных в России связаны с гражданской позицией режиссера, а не с его художественными замыслами. До крымских событий Сенцов успел снять всего один фильм — дебют «Гамер» 2011 о юном симферопольском геймере, отправляющемся на международный турнир по компьютерным играм, картина была представлен на фестивале в Роттердаме.
Второй фильм — «Носорог» 2013 — остался незавершенным. Приписываемая Ленину фраза: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» — иллюстрирует просветительско-пропагандистский потенциал кинематографа. Это обстоятельство создавало хорошие условия для его технического развития, но при этом режиссерам предлагалось следовать определенным политическим инструкциям. Жизнь и карьера Сергея Эйзенштейна оказались под угрозой, когда в 1937 году Иосиф Сталин приказал уничтожить пленки с фильмом «Бежин луг», где история Павлика Морозова рассказывается как история предателя.
Режиссеру тогда чудом удалось избежать ареста как считает Наум Клейман, такая милость связана с тем, что Сталин надеялся сделать Эйзенштейна своим личным биографом. Реабилитировал его вышедший в 1938 году «Александр Невский». В 1939-м был арестован, а позже расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности наставник Эйзенштейна, театральный режиссер и теоретик Всеволод Мейерхольд, поставивший также несколько фильмов. Со слов Винер-Лациса, одного из выпускников студии Мейерхольда, причиной ареста режиссера является его излишняя прогрессивность — он строил революционный театр, свободную культуру, которую большевики принять не могли.
В номинацию принимаются работы, выполненные в технике анимационного коллажа. Мы будем рады видеть среди участников художников и дизайнеров, аниматоров, моушн- и диджитал-артистов. Коллажи должны быть вдохновлены творчеством Параджанова. Для нас коллаж — широкое понятие. Вы можете экспериментировать с монтажом и звуком, вторжением типографики в анимацию, предлагать неожиданные сценарные решения и актуальные темы. Нас волнует не визуальное сходство с творчеством Параджанова, а рефлексия на новаторский дух и эксперименты мастера.
«Сумасшедший на свободе». 5 случаев из жизни Сергея Параджанова
В возрасте 62 лет ушел из жизни Сурен Параджанов – сын известного советского режиссера Сергея Параджанова. После школы Сергей Параджанов поступил в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта. Игорь Оболенский, автор документального фильма о Параджанове, знает немало поразительных историй о жизни режиссера. 1966, 15 мин. Режиссёр Сергей Параджанов Актёры: Антонина Лефтий, Тенгиз Арчвадзе, Афанасий Кочетков, Вия Артмане. Сергей Параджанов активно использовал технику коллажа и ассамбляжа во многих своих художественных произведениях.
Второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»
Несмотря на сильное и чистое чувство, зародившееся между героями, вопреки ненависти отцов, вместе им быть не суждено. С другой - поэтическое, бессюжетное и в каком-то смысле даже немое кино, в кадрах которого оживают описанные в лирике Саят-Новы образы, а история его жизни показана в нескольких метафорических миниатюрах. В этой работе Параджанов - скорее художник, нежели кинорежиссер - создает почти гипнотическое действо, тягучее и лишь условно разделенное на главы цитатами из произведений самого Саят-Новы. Предсказание гласило, что стена строящейся крепости не обрушится, если в нее будет замурован самый прекрасный юноша. И только после того, как герой вызвался исполнить предначертанное, жители города смогли достроить защитное сооружение и остановить нашествие иноземных захватчиков.
И мне кажется, эта открытость трудового городского люда, эта почти сценическая оголенность четвертой стены, обращенность лиц к прохожему, несуетливое спокойствие уважающих себя ремесленников и торговцев, пластика их фигур в богатой палитре красок и предметов — в проемах, как в рамке кинокадра, — все но будто из того неповторимого фильма жизни, который в детстве увидел Параджанов и главным героем которого был он с ам. Я не сомневаюсь, что эти, идущие из детства впечатления режиссера в значительной мере сформировали стилистику его творчества. Отчасти этим объясняется и склонность Параджанова к статичным композициям и фронтальному изображению подей в кадре. Эти детские впечатления режиссера сыграли свою роль и в пробуждении у него любви к живописи и театру, занявших такое важное место в параджановском кинематографе». В 1942 году Параджанов заканчивает среднюю школу и получает на руки аттестат, в котором значились следующие отметки: алгебра — посредственно, геометрия — посредственно, тригонометрия — посредственно, естествознание — отлично, история — хорошо, география — посредственно, физика — посредственно, химия — хорошо, рисование — отлично.
Казалось бы, с таким аттестатом впору идти куда угодно, но не ц технический вуз. Параджанов поступает иначе — становится студентом Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. Однако пройдет всего лишь год, и Параджанов поймет, что поступил опрометчиво — любовь к искусству возьмет свое. Он бросает железнодорожный институт и поступает сразу в два творческих вуза: на вокальный факультет Тбилисской консерватории и в хореографическое училище при Оперном театре. В 1945 году он переводится в Московскую консерваторию в класс профессора Нины Дорлиак.
Параллельно с учебой в консерватории Параджанов в 1946 году сдает вступительные экзамены на режиссерский факультет ВГИКЯ сначала учится в мастерской Игоря Савченко, а после его смерти у Александра Довженко. Это был талантливый курс, на котором учились многие в будущем известные режиссеры советского кино: А. Алов, В. Наумов, Ю. Озеров, М.
Хуциев, Ф. Миронер, Г. Габай, Н. Фигуровский, Л. Файзиев, Г.
Ученики этого курса принимали активное участие в съемках фильмов своего учителя И. Савченко — «Третий удар» 1948 и «Тарас Шевченко» 1951. Последний фильм поело кончины режиссера пришлось «доводить» его ученикам. Вспоминает В. Шалуновский: «Когда во ВГИКе близилось время показа курсовых работ, когда готовились дипломные работы, студента Сергея Параджанова чуть ли не одновременно можно было увидеть сразу в нескольких местах.
За день он ухитрялся побывать в Пушкинском, Историческом музеях, в библиотеке, на выставке, в антикварном магазине, на нескольких частных квартирах. Он уточнял, какой должна быть прическа у героини, какой перстень и на каком пальце она его носит, каков цвет и фасон платья. В одном доме он выпрашивал на пару дней кусок парчи, из другого, оставив в залог собственную кепку, приносил статуэтку…» Параджанов закончил ВГИК в 1951 году. Его дипломной работой была короткометражная лента «Андриеш» так звали пастушка из молдавской сказки. Спустя четыре года Параджанов вместе с режиссером Яковом Базеляном снимает на киностудии имени А.
Довженко полнометражный вариант того же сюжета с тем же названием. Обращение Параджанова к теме молдавского фольклора было не случайным, это перекликалось с его личной судьбой. Их знакомство произошло случайно. Зайдя в ЦУМ, Сергей в парфюмерном отделе вдруг увидел девушку, которая произвела на него сильное впечатление. Чуть ли не в тот же день Сергей пригласил ее на свидание.
Их роман длился несколько месяцев и закончился браком. Однако их счастье длилось недолго. Нигяр происходила из патриархальной семьи, в которой царили весьма суровые нравы. Когда в Москву приехали братья девушки и узнали, что она без ведома родственников вышла замуж, они потребовали у Параджанова крупный выкуп. У студента Параджанова таких денег не было, но он пообещал достать их, надеясь на помощь отца.
В тот же день Иосифу Параджанову в Тбилиси полетело письмо, в котором сын буквально умолял дать ему требуемую сумму, обещая со временем обязательно ее вернуть. Но Иосиф был слишком обижен на сына за то, что тот изменил семейной традиции, не пошел по его профессиональным стопам, и в просьбе отказал. Финал згой истории был трагичен: родственники потребовали от девушки, чтобы она бросила нищего мужа и вернулась с ними на родину. Но та отказалась. И тогда родственники поступили с ней согласно своим патриархальным нравам — сбросили ее под электричку.
Обращение Параджанова к молдавской теме было данью памяти любимой девушке, которую Параджанов не забыл до конца своих дней. Хотя внешне его личная жизнь после этой трагедии складывалась вполне благополучно. В середине 50-х, будучи в Киеве, он женился на украинке, два года прожившей в Канаде, — Светлане Щербатюк. Элегантная, красивая, она вполне могла быть фотомоделью. У них родился сын, которого назвали Суреном.
Белокурый, как и его мать, мальчик внешне мало что взял от своего отца, который его обожал. Но жить в семье с Параджановым было сложно. Он был человеком непредсказуемым, странным, и многие его причуды воспринимались людьми как безумие. Соседи Параджанова по Тбилиси, когда он чудил, обычно говорили: «Сумасшедший на свободе». Свою жену Параджанов заставлял принимать участие в его мистификациях и причудах.
Он настаивал, чтобы она чистила яблоки каким-то необыкновенным образом, ставила чашку на стол не так, а эдак, котлеты укладывала на блюдо особенным образом. Как напишет позднее К. Калантар: «Параджанов выдумывал и придумывал в жизни так же, как рисовал, как создавал коллажи или куклы, как писал сценарии и ставил фильм. Его творческая жизнь не знала пауз, она была столь интенсивна, что фантазия его продолжала «выдавать продукцию» и в перерывах между занятиями профессиональным искусством, когда он просто общался с людьми. Кто-то знал Параджановачеловека, кто-то Параджанова-художника, а был один Параджанов — творец вымышленного прекрасного мира».
Судя по всему, Светлана Щербатюк так и не сумела приспособиться к причудам своего мужа и в 1961 году, взяв с собой сына, покинула его дом. Но Параджанов навсегда сохранил в своем сердце любовь к этой женщине. Рассказывают, что когда он впервые увидел в Киеве известную актрису Вию Артмане, то грохнулся перед ней на колени, произнося восторженные слова восхищения. Внешне Артмане была очень похожа на его бывшую жену Светлану Щербатюк. И эта женщина оставила след в творчестве Параджанова: она снималась в автобиографической ленте «Исповедь» в образе молодой супруги, а один из эпизодов сценария был посвящен ее золотому локону.
Вспоминает Сурен Параджанов: «Отец прожил с мамой недолго. Конфликтовал с тестем-коммунистом, да и мама была недовольна его образом жизни. Постоянные гости, застолья и изнурительная работа. Беспокойный человек. По 30—40 человек ежедневно в доме принимать, кому это понравится?
А он без этого не мог. Когда отец с матерью разошлись, потом они все равно подчерживали дружеские отношения. Он ею гордился. Мама преподавала в университете русский язык как иностранный. Милая, порядочная женщина, она любила его и до сих пор не может забыть.
Говорит, что отец был уникальным человеком. Хотя часто знакомил меня с очередной «будущей мачехой», но бабником не был. А мать всегда ревновал…» Однако вернемся к началу 60-х. На момент развода Параджанов успел снять в Киеве два фильма: «Первый парень» 1959 и «Украинская рапсодия» 1961. Первая картина, комедия из деревенской жизни, была типичным продуктом тех лет.
В ней рассказывалось о том, как озорной сельский парень Юшка влюбился в комсомольскую активистку Одарку, но та отвергла любовь «темного» и отсталого парня. Тогда Юшка решил стать первым парнем на деревне и завоевать любовь комсомолки. Он стал заниматься спортом и в конце концов, после целой серии недоразумений, сумел завоевать сердце любимой. Второй фильм Параджанова — мелодрама. Главная героиня его простая украинская девушка Оксана Марченко, участница черевенской самодеятельности, становится певицей с мировым именем.
Но даже победа на престижном конкурсе не приносит ей счастья. Она не может забыть своего любимого, с которым ее разлучила война. По законам мелодрамы, все заканчивается благополучно: любимый парень Оксаны благополучно бежит из фашистского плена и на перроне немецкого вокзала встречается со своей любимой. Не стал откровением и третий фильм Параджанова, который вышел на широкий экран в 1962 году. Он назывался «Цвеюк на камне».
Его действие разворачивается в строящемся шахтерском городке. С энтузиазмом работают на стройке комсомольцы, однако вскоре в их жизнь врываются пришлые лючи — члены религиозной секты, которые заманивают к себе чевушку Христину. Однако шахтерам — Арсену, влюбленному в Христину, и Люде, в которую влюблен бригадир молодежной шахты, удается вырвать девушку из рук сектантов. Стоит отметить, что съемки этого фильма были омрачены [рагедией. На роль Христины была приглашена восходящая; везда советского кино 22-летняя Инна Бурдученко.
Студентка 1-го курса Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого, она прекрасно дебютировала в религиозной драме Виктора Ивченко «Иванна» 8-е место в прокате 1960 года, приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске. Вместо нее эту роль сыграла Людмила Черепанова. Между тем «Цветок на камне» вызвал серьезные нарекания со стороны руководителей украинского кинематографа, и его прокат был ограниченным — отпечатали всего лишь 158 копий фильма. Его посмотрели всего 5 миллионов зрителей. Таким образом, за десять лет своего пребывания в кинематографе Параджанов снял четыре фильма, которые не принесли ему ни славы, ни почета.
Ни один серьезный специалист в области кино не мог предположить, что режиссер, снимавший такие посредственные ленты, может достичь чего-то большего. И вдруг произошло чудо — в 1966 году Параджанов снимает на киностудии имени А. Довженко «Тени забытых предков». Фильм, который стал одним из самых ярких событий советского кино первой половины 60-х. Рассказывает Л.
Григорян: «Появление «Теней забытых предков» стало не просто премьерой, а в буквальном смысле взрывом, открытием нового самобытного художника, новой личности со своим ярким, ни на что не похожим видением мира. Феномен этого парадоксального «рождения», когда вчера еще безвестный режиссер стал известен всему миру, прежде всего в том, что Параджанов одним из первых уловил возникновение новой шкалы ценностей, огромную потребность в эстетике естественных сил бытия. Нельзя не отметить, что одним из решающих факторов, способствующих самораскрытию Параджанова, стал литературный источник картины — повесть Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков»… В картине Параджанова ощущается мощный поэтико-философский заряд прозы украинского классика. И все же бесхитростная любовная история, рассказанная нам с экрана, могла бы стать еще одной достаточно тривиальной экранизацией. Примеров тому множество.
Но над фильмом работал талантливый коллектив. Кроме Сергея Параджанова, это были сценарист Иван Чендей и оператор фильма Юрий Ильенко, который воплотил в этой ленте свою уникальную кинопоэтику. Принципиально отличаясь от всех предыдущих работ режиссера, она помогла Параджанову вступить в новую для него сферу художественных интересов. Весь его последующий путь, полный страстных и глубоких исканий, можно охарактеризовать словами поэта: «До сущности протекших дней, до их причины, до основанья, до корней, до сердцевины…» Фильм Параджанова был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве 1966.
Среди них были его друзья, случайные знакомые и еще невесть кто. И каждый раз Параджанов устраивал перед ними маленький спектакль, во время которого зрители с трудом различали, где в его словах правда, а где вымысел. А говорил он вещи совсем небезобидные. Например, в одном случае он мог рассказать о том, как переспал с известной киноактрисой, а в другом — как он соблазнил известного художника. Люди искушенные могли «отфильтровать» рассказы Параджанова по степени их правдоподобности, но новички терялись и принимали все за чистую монету.
А Параджанову это нравилось. Видя, как у людей округляются от удивления глаза, он заводился еще больше и продолжал нести такое… Однажды его занесло слишком далеко. Естественно, сказал это в шутку, но его слова были напечатаны и растиражированы по всему миру. Когда об этом стало известно в Кремле, была дана команда Параджанова посадить. Тем более что зуб на него имели многие: и в Госкино, и в Министерстве культуры, и в самом ЦК. Дело против Параджанова фабриковалось в спешке, поэтому статьи, которые ему инкриминировались, на ходу менялись. То это были валютные операции, то ограбление церквей он собирал иконы , то взяточничество. Наконец остановились на гомосексуализме. Благо нашелся человек, который дал слово дать против Параджанова соответствующие показания — мол, тот его изнасиловал.
Кстати, это был единственный свидетель, который согласился выступить против Параджанова. Другие отказались. Коллеги с киностудии Довженко, где теперь вновь работал Параджанов, на собрании обвинили своего коллегу в этой смерти. Мол, у человека не было другого выхода. Параджанову «впаяли» пять лет и отправили сначала в одну из зон под Ворошиловоградом, затем под Винницей. Однако права переписки его не лишили. И он писал из колонии своим родным, друзьям, знакомым. Приведу два отрывка из его писем 14-летнему племяннику сыну его сестры Анны Георгию Хачатурову, датированные 1974 годом: «В Тбилиси жара, а тут уже дожди! Кожа на ногах в плесени и волдырях.
В лагере полторы тысячи человек, у всех не менее трех судимостей. Меня окружают кровавые судьбы, многие потеряли человеческий облик. Меня бросили к ним сознательно, чтобы они меня уничтожили. Блатного языка я не знаю, чифир не пью, наколок нет. Они меня презирали, думали—я подсадная утка, изучаю жизнь зоны, чтобы снять фильм. Но, слава Богу, поверили. Многие исповедуются… Часто пухну от голода. Лиля Брик бывшая возлюбленная В. Маяковского, которая принимала самое деятельное участие в судьбе Параджанова.
Все съели начальник зоны и начальник режима, я же нюхал обертки. Работаю уборщиком в цехе. Недавно кто-то специально залил водой цех. Всю ночь, стоя в ледяной воде, ведрами выгребал воду. Харкаю кровью. Неужели это мой конец? Я скучаю по свободе. Где я — это страшно! Пиши подробнее.
Каждое письмо, которое я получаю, это кислородная подушка для меня. Береги жизнь, родителей и честь. Не делай глупостей. Все наказуемо…» По словам очевидцев, первое время в неволе Параджанов был раздавлен, сломлен и унижен. Над ним издевались все: и начальство колонии, и некоторые из заключенных. Вдобавок ко всему у Параджанова было плохо со здоровьем: болело сердце, мучил диабет. В колонии ему сделали операцию на легком. Но, даже пребывая в этих нечеловеческих условиях, Параджанов оставался верен себе. Невзирая на насмешки других заключенных, он собирал на тюремном дворе выброшенные кемто цветы, делал из них гербарии и отсылал в письмах друзьям.
Однажды он подобрал крышку от кефира и гвоздем выдавил на ней портретик Пушкина. Зеки, обнаружив у него этот «медальон», похабно пошутили на этот счет, но вещицу не отобрали. Спустя десятилетие этот «медальон» попал к режиссеру Фредерико Феллини, и он отлил из него серебряную медаль, которой с тех пор награждают лучший фильм на фестивале в Римини. Рассказывает Д. Шевченко: «Лагерь не сломил Параджанова, не испоганил его душу. Он вынес из мира грязи, вшей и унижения красоту, стал подлинным художником. Здесь у них общее с Солженицыным, воскликнувшим когда-то: «Благословляю тебя, тюрьма! Не только Лиля Брик присылала ему подарки в зону. Однажды Параджанов совместно с лагерным банщиком Зозулей смастерил из колючей проволоки и собственных носков букет и отправил своей поклоннице ко дню 8 Марта.
Лиля была в восторге и поставила подарок Параджанова в вазу, которую подарил ей Маяковский! Пришлось, правда, чтобы отбить тюремный запах, обрызгать букет одеколоном «Мустанг»… Во всех зонах, где сидел, выполнял заказы заключенных. Рисовал для любимых, заждавшихся на свободе, портреты их избранников, мастерил коллажи. Своему умершему соседу по нарам изготовил из мешковины плащаницу с библейскими сюжетами она сейчас в музее в Ереване. В одной из колоний открыл школу живописи. Но лагерному начальству не понравились работы новоявленных «малевичей», не в лучшем свете выставляющие лагерный быт и нравы. Сергея перевели в другую зону…» Огромные силы прилагала к тому, чтобы облегчить страдания Параджанова в тюрьме, вызволить его оттуда уже упоминавшаяся Лиля Брик. Было ей в ту пору уже 80 лет, но она, несмотря на возраст, проявляла такую активность, которой могли бы позавидовать молодые. Именно она стала первой теребить иностранцев, чтобы они тоже поднялись на защиту Параджанова.
Особенно сильным ее влияние было во Франции. В 1977 году она лично слетала в Париж, где открывалась выставка, посвященная В. Маяковскому, и там встретилась с французским писателем-коммунистом, лауреатом Ленинской премии Луи Арагоном. Она уговорила его встретиться в Москве с Брежневым и замолвить слово за Параджанова. И Арагон согласился. Он действительно встретился с генсеком и во время разговора упомянул о Параджанове. Нельзя ли его амнистировать? И ведь сдержал свое слово. Он поселился во флигеле, в котором до него несколько лет жил его отец.
Иосиф Параджанов отделился от семьи и ушел жить во флигель после того, как его младшая дочь Анна пошла наперекор отцу и вышла замуж за «простолюдина» — парикмахера. Когда родители запретили ей встречаться с парнем, она едва не покончила с собой — наглоталась серы. Ее с трудом откачали, но после этого отношения с отцом у нее были испорчены. Иосиф Параджанов ушел жить во флигель, на прощание бросив фразу: «Умру, но не скажу, где котел с золотом…» Эта фраза буквально перевернула жизнь в параджановском доме. Дело в том, что в семье существовало предание о том, что Иосиф обладал огромным богатством, но никому его не показывал. Мол, зарыл где-то золото и молчит. Предание преданием, но ни один из членов семьи Параджановых не слышал от самого Иосифа подтверждения. До тех пор, пока Анна не привела в дом своего парикмахера. С этого момента все члены семьи, особенно жена Иосифа Сиран, стали буквально изводить главу семейства просьбами показать место, где он зарыл котел с золотом.
Даже внук Георгий, науськиваемый бабушкой, ловил каждое слово деда, надеясь, что тот проговорится о кладе. Позднее он расскажет: «Дед перед смертью почти не вставал, он стал грузным, одутловатым. Во флигеле его окружали любимые вещи — вазы, обломки старинной мебели, картины. Художником был наш дальний родственник Ванечка Параджанов, страдавший от слоновьей болезни и к тому же сумасшедший. Он писал библейские сюжеты, и одним из типажей всегда был дедушка. Картины огромные, зловещие. И вот, помню, бабушка в очередной раз послала меня вынюхивать тайну о несуществующем золоте. Я залез на диван к деду, стал скакать рядом с ним, приговаривая: «Дед, где золото? Дед, отдавай барыши!
И представляете, дед вдруг захрипел, пена выступила изо рта. Умер Иосиф на моих глазах. На похоронах бабушка сказала, чтобы я, когда закроют крышку гроба, бросил горсть земли. Но я схватил камень и кинул в открытый гроб. Попал дедушке в лицо. Такая оригинальная семья… А в Тбилиси считалось, что мы аристократы. Какое там! В доме была одна книга, и то не помню, какая. Ее завели, чтобы придерживать дверь… Дом Параджановых никогда не был храмом, как писали многие.
Богемой, театром, съемочной площадкой — да! Но не храмом. Даже в годы жизни Сергея, когда у нас гостили знаменитости и его фильмы обсуждал весь мир…» Выйдя на волю, Параджанов долгое время сидел без работы. В кинематограф его не звали, хотя за годы своего бездействия он написал несколько сценариев всего с 1968 по 1982 год — 17 штук. Однако ни один из них так и не был востребован. Изредка Параджанов ездил в Киев навещать своего взрослого сына Сурена тот учился на строительном факультете архитектурного института. В конце 70-х они вместе отправились в Ленинград. Сурен Параджанов вспоминал об этом событии: «Ехали мы через Москву. Я тогда только первый курс закончил, и отец считал нужным проводить со мной воспитательную работу.
Идем по улице, он рассказывает, ты, мол, фарцуешь Сурен тогда действительно был связан с сомнительной компанией, спекулировал и был на учете в милиции.
I would strongly encourage others to unite around this significant endeavor. His films, made against all odds and under the harshest conditions and repression, are crucial to the important heritage of world cinema. Since its inception in 1990 by Mr. Scorsese, The Film Foundation has been instrumental in raising awarness around the world about the importance of film preservation, and has saved over 600 motion pictures. Oscar-winning master Martin Scorsese sent a letter for the occasion with words about Jean Vigo, Parajanov and Vartanov.
На Украине реабилитирован режиссер Сергей Параджанов
В Украине спустя 50 лет после приговора реабилитировали армянского кинорежиссера и художника Сергея Параджанова, осуждённого в 1974 году в Киеве по обвинению в. В Украине Национальная комиссия по реабилитации спустя 50 лет после приговора реабилитировала советского кинорежиссера Сергея Параджанова, осуждённого в СССР по. Игорь Оболенский, автор документального фильма о Параджанове, знает немало поразительных историй о жизни режиссера. 32 года назад фильм режиссёра Сергея Иосифовича Параджанова «Ашик-Кериб» получил сразу две награды учреждённой в 1988 году премии Европейской Киноакадемии. В 1973 году Параджанову были предъявлены обвинения в мужеложстве с применением насилия и распространении порнографии.
Режиссера Параджанова реабилитировали к 100-летию со дня рождения - Газета.Ru | Новости
Новости. Фотографии. Фильмы Сергея Параджанова. В Украине спустя 50 лет после приговора реабилитировали армянского кинорежиссера и художника Сергея Параджанова, осуждённого в 1974 году в Киеве по обвинению в. Но также Сергей Параджанов известен как самый скандальный заключенный СССР, осужденный и отбывший в местах заключения четыре года по обвинению в однополых отношениях.
Сергей Параджанов: Хочешь быть свободным, будь им!
Серге́й Ио́сифович Параджа́нов (арм. Սերգեյ Փարաջանով; имя по армянской традиции Саргис Овсепи Параджанян (арм. Սարգիս Հովսեփի Փարաջանյան); укр. Сергій Йо́сипович Параджа́нов; груз. В Киеве в возрасте 63 лет скончался сын всемирно известного армянского кинорежиссера Сергея Параджанова – режиссер Сурен Параджанов. Читайте последние новости дня по теме Сергей Параджанов: Не было ни бумаги, ни карандаша, но было желание: как Параджанов создавал шедевры в тюрьме, Злодей или гений. Во вторник, 9 января, исполнилось сто лет со дня рождения режиссера Сергея Параджанова. 2021 Parajanov-Vartanov Institute Award honored the work of Oscar-winning actor Jeff Bridges whose film The Beast of Our Time was presented at DOC LA Los Angeles Documentary Film Festival.
Прерванный полёт. К 90-летию Сергея Параджанова
Своими личными воспоминаниями о дяде поделился Георгий Георгиевич Параджанов. Он также поблагодарил Завена Саркисяна за вклад в создание музея, где собраны произведения мастера, подлинные вещи, сохраняющие «запах» дома, в котором Параджанову не довелось пожить, но в котором теперь обитает атмосфера его творчества. Экспозицию ереванского музея дополняют материалы из фондов РГБИ: монографии, сценарии, мемуарная литература о творчестве и личности С. В зале демонстрируется документальный фильм «Сергей Параджанов: бунтарь» П. Казалса 2013, Франция , рассказывающий о сложной жизни режиссера.
Заступничество Савченко привело к тому, что после рассмотрения кассационной жалобы Военной коллегией Верховного суда СССР молодого Параджанова освободили. После смерти учителя в 1950 году Параджанов и другие ученики Савченко приняли участие в доработке последней картины украинского режиссера — фильма "Тарас Шевченко", где главную роль сыграл Сергей Бондарчук. В 1952 году и этот фильм Савченко получит Сталинскую премию.
Самого же Параджанова в том году ожидает дипломная работа под руководством Александра Довженко и направление на работу в Киев. Одной из первых картин, в съемках которой Параджанов принял участие по прибытии в Киев, оказалась памятная многим советским детям трогательно-наивная драма "Максимка" о приключениях негритёнка, которого спасли русские и который стал юнгой российского флота. Эта роковая для украинского диссидентского движения и знаковая для всего украинского кино лента вышла на экраны в 1964 году и завоевала международные награды. Но в судьбе самого режиссера она сыграла трагическую роль Над "Максимкой", который, кстати, снимался в Крыму, Параджанов работал в качестве ассистента режиссёра.
После этого он снял свою первую полнометражную работу "Андриеш", которая повторяла сюжет его дипломной работы. С 1957 по 1962 годы Параджанов снимает документальные фильмы "Думка", "Наталия Ужвий", "Золотые руки", посвященные украинской тематике, а также художественные фильмы "Первый парень", "Украинская рапсодия" и "Цветок на камне" в духе соцреализма. В Киеве же Параджанов встречает и свою вторую жену — Светлану Щербатюк. Он женится на ней в 1955 году, а уже через три года у них родился сын Сурен.
Несмотря на то что пара развелась в 1961 году, Светлана и Сергей продолжали сохранять близкие отношения. Тогда же Параджанов устраивает у себя дома своеобразный интеллектуальный салон, где ведутся споры об искусстве, а также демонстрируют отечественные и зарубежные фильмы, недоступные в широком прокате. Молодой режиссёр снова попадает под прицел "компетентных органов". В 1962 году на советские экраны выходит первый фильм Андрея Тарковского"Иваново детство", произведший эффект разорвавшейся бомбы.
Параджанова он поразил до глубины души. Через два года он снимет свою картину, которая столь же сенсационно повлияла уже не на русскую, а на украинскую культуру. Речь о "Тенях забытых предков". Этот фильм положил начало целой эпохе украинского кино.
Параджанов не побоялся отдать главную роль тогда малоизвестному актеру Ивану Миколайчуку, который потом на долгое время станет воплощением украинского героя разных эпох в советских кинолентах.
Мне показалось, что я говорю с ним на разных языках. Это же Майоль! Но меня разозлил вчера этот член ЦК, который мне грозился, что вы еще шесть лет не будете работать. Ну, не буду работать я, найдется другой талантливый человек, все равно он естественно возникнет где-то. Просто обидно, когда я не мог делать картины, мне давали, а вот когда я умею, мне не дают. Потом, как только я понял, что нужно моему народу — в данном случае я не отличаю украинцев, армян и грузин. Я считаю, что происходит травма, большая травма. Я считаю, что если в 40 лет тебе не доверяют, как художнику, то и на том свете будут не доверять.
Важно отметить: распространение порнографии Параджанову вменили за карты с порнографическими изображениями, а также за шариковую ручку с обнаженной женщиной. Приведу цитату из приговора: «В разное время, в период с 1968 года по декабрь 1973 года, Параджанов у себя на квартире демонстрировал различным лицам порнографические изображения в журнале иностранного производства, на игральных картах зарубежного изготовления, фотоснимках. В тюрьме он подвергался жестоким пыткам.
По мнению Дмитрия Бакирова «поздние картины Сергея Параджанова, начиная с «Цвета граната», подводят кино к одной из крайних форм проявления кинематографических возможностей.
Дом,который построил Параджанов.
Членов этой организации обвиняли в «идеологическом отступлении». Автор памятника Важа Микаберидзе.
В июне прошлого года на 81-м году жизни от инсульта умерла его мать и жена режиссера — Светлана Щербатюк-Параджанова. Сам Параджанов скончался в 1990 году. Как писал 5-tv.
Он является племянником знаменитого советского художника и кинорежиссера Сергея Параджанова, известного своей картиной «Цвет граната» 1968. Ранее стало известно, что российский актер и музыкант Михаил Боярский был госпитализирован в больницу для прохождения планового обследования. В театре имени Ленсовета отметили, что все спектакли, в которых задействован артист, состоятся в назначенные дни, Боярский должен вернуться на сцену уже 20 февраля.
С другой, из-за отсутствия буйства красок и невероятных сочетаний цветов в кадре. Но в нем столько деталей, необычных для фильма на производственную тему, что даже эта «неудача» заслуживает внимания. Фильм называют историей гуцульских Ромео и Джульетты - Ивана и Марички, чьи семьи враждуют на протяжении многих лет. Несмотря на сильное и чистое чувство, зародившееся между героями, вопреки ненависти отцов, вместе им быть не суждено. С другой - поэтическое, бессюжетное и в каком-то смысле даже немое кино, в кадрах которого оживают описанные в лирике Саят-Новы образы, а история его жизни показана в нескольких метафорических миниатюрах.