Новости первый человек на луне ссср

Поэтому первыми людьми, облетевшими Луну, стали американцы, а Советский Союз вплоть до середины 80-ых годов вообще публично отрицал факт существования советских программ пилотируемых полетов на Луну, хотя мало-мальски грамотные советские граждане. Дескать, оттого все советские граждане — от дворника до Генсека не сомневался, что высадки американцев на Луну состоялись.

21 декабря - Празднуем Три победы СССР в космосе (1966,1984 и 1989 годах)

Первый советский зонд «Луна-15» разбился при посадке, последующие попытки провалились из-за проблем с ракетоносителями. Советский Союз, став первой страной, отправившей человека в космос, проиграл к концу 1960-х годов т.н. «лунную гонку», уступив пальму первенства американцам. А технической трансляцией репортаж о высадке на Луне был назван в СССР потому, что для масс советских телезрителей начальством в СССР не предназначался. «Аполлон», была ответом на успехи в космосе Советского Союза. Первой серьезной акцией главных конкурентов СССР становится первая высадка человека на Луну в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11», доставившей на Землю и первые пробы лунного грунта, однако так ли это на самом деле, читайте на нашем. Главная → Публикации → Новости.

Новости и события Российского исторического общества

Командир корабля Джеймс Артур Ловелл стал первым человеком, дважды слетавшим к Луне (правда, на её поверхности ему так и не суждено было побывать). Она вывела в космос станцию «Луна-2», которая впервые в мире совершила посадку на Луну. Спускаемый аппарат первых советских пилотируемых космических кораблей был рассчитан лишь на одного человека, что делает сомнительными версии о двух‑трёх одновременно отправленных (и погибших) космонавтах. Советским ученым первым в мире удалось запустить автоматическую станцию, которая приблизилась к Луне и подарила нам новые знания о космосе. Следующая высадка человека на Луну в рамках разрабатываемой NASA программы «Артемида» состоится не ранее 2025 года — пока что новый лунный корабль «Орион» совершил один испытательный полет без экипажа на борту и готовится к первому пилотируемому облету. Космонавты СССР на Луне, пропавшие космонавты СССР, первый советский космонавт в плену у Пекина и другие любопытные версии.

Как СССР Хотел Высадить Первого Человека На Луне

58 лет назад советская автоматическая станция «Луна-9» первой в истории совершила мягкую посадку на поверхность естественного спутника Земли. Исторический визит первого человека на Луне в СССР начался вовсе не с Москвы. В августе 2023-го Россия запустила свою первую с советских времен лунную миссию «Луна-25», она потерпела неудачу. НК: Как была воспринята советскими космонавтами высадка американцев первыми на Луну?

Новости и события Российского исторического общества

"Мы - первые люди на Луне". Согласно открывшимся сведениям при рассекречивании архивных данных отечественных спецслужб, первым человеком, высадившимся на Луну, был представитель СССР. Космонавты СССР на Луне, пропавшие космонавты СССР, первый советский космонавт в плену у Пекина и другие любопытные версии. Реферат рассказывает о первых человеках, побывавших на Луне, последнем астронавте, посетившем Луну, теориях заговора о посадках на Луну и планах NASA на будущее.

Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну

А в 1969-м слова первого человека на Луне Нила Армстронга о маленьком шаге человека и огромном шаге для человечества облетели весь мир. Еще одним успехом советской лунной программы была первая в истории мягкая посадка на Луну, совершенная аппаратом «Луна-9» в начале 1966 года. Командир корабля Джеймс Артур Ловелл стал первым человеком, дважды слетавшим к Луне (правда, на её поверхности ему так и не суждено было побывать). 58 лет назад советская автоматическая станция «Луна-9» первой в истории совершила мягкую посадку на поверхность естественного спутника Земли. Поэтому первыми людьми, облетевшими Луну, стали американцы, а Советский Союз вплоть до середины 80-ых годов вообще публично отрицал факт существования советских программ пилотируемых полетов на Луну, хотя мало-мальски грамотные советские граждане. Первой серьезной акцией главных конкурентов СССР становится первая высадка человека на Луну в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11», доставившей на Землю и первые пробы лунного грунта, однако так ли это на самом деле, читайте на нашем.

На Луну с Тверской. Как в 1927 году в Москве записывали на космический полет

Если со спутниками у землян всё шло неплохо, то с полётом на земной спутник человека дело затянулось на десятилетие — слишком рискованная и сложная задача, ведь кораблю необходимо было ещё и преодолеть лунное притяжение и вернуться домой. Как бы отчаянно ни оспаривали этот факт сторонники теории лунного заговора , 20 июля 1969 года американские астронавты высадились на Луне на корабле «Аполлон-11». Так Советский Союз остался позади в «лунной гонке» — ведь высадка человека является самым грандиозным её свершением. Американцы на Луне. Межпланетная станция «Луна-16» мягко прилунилась, пробурила лунную поверхность на 35 см, взяла 101 грамм грунта реголит , снова взлетела с помощью возвратной ракеты и доставила его на Землю. От взлёта с Земли до возвращения прошло 12 дней 12 — 24 сентября 1970 года. До этого лунный грунт брали только американцы — вручную. Так что советский робот — первый робот на Луне.

Пятитонная «Луна-16» разработана в НПО им. Документы советских лунных проектов полувековой давности опубликовала недавно корпорация « Роскосмос ».

До этого лунный грунт брали только американцы — вручную. Так что советский робот — первый робот на Луне.

Пятитонная «Луна-16» разработана в НПО им. Документы советских лунных проектов полувековой давности опубликовала недавно корпорация « Роскосмос ». Flickr Схема полета аппарата. Королева и В.

Глушко , а в 1974 г. Тогда же прекратили работу над проектированием обитаемой лунной колонии «Звезда» её планировали создать в 1980-е. Всё это требовало огромных денег и сил, и тратить их на второе место руководству страны и космической программы не хотелось. Средства направили на проектирование орбитальных станций и автоматизированных аппаратов.

Не стал исключением и первый луноход на Луне, его так и назвали — «Луноход-1». После скрупулезной проработки всех деталей, конструкторы остановились на следующих ТТХ: Длина с раскрытой крышкой-батареей — 4,42 м. Ширина по верхней части — 2,15м. Высота — 1,92 м. Масса — 756 кг, из которых всего 105 кг пришлось на шасси.

Из научного оборудования на луноходе присутствовали: Две телекамеры — одна рабочая, вторая запасная и четыре панорамных телефотометра. Детектор радиации РВ-2Н для определения радиационного фона на поверхности Луны. Рентгеновский флуоресцентный спектрометр «РИФМА» для измерения интенсивности электромагнитного излучения. Рентгеновский телескоп РТ-1 для наблюдения за далекими звездами и галактиками. Одометр-пенетрометр ПрОП для слежением за пройденной дистанцией и определения характеристик лунного грунта.

Лазерный рефлектор ТЛ уголковый отражатель для точных измерений позиции лунохода и дистанции от Земли до Луны. Солнечная батарея вырабатывала до 1 кВт электричества для всего этого оборудования, а чтобы оно не замерзло во время лунной ночи а это две земных недели в корпус был встроен радиоизотопный источник тепла на основе полония-210. Акт 4: тестирование машин и подготовка экипажа Пока космический луноход обретал последние штрихи на кульманах конструкторов, инженеры-практики уже начали тестировать прототипы шасси, оборудования и устройств управления на Земле, параллельно с подготовкой экипажей водителей для будущего лунохода. Полигон для имитации лунной поверхности был оборудован в Крыму, под Симферополем. Вот как описывает его строительство заслуженный испытатель военной техники и один из водителей лунохода Вячеслав Довгань: «Убрали грунт, сделали ровную горизонтальную площадку, а затем привезли евпаторийский ракушечник и сделали горки.

Камни привезли различные. Посыпали песком и даже покрасили в серо-черный цвет. Все это было сделано под руководством академика Виноградова. Конечно, и солнце под Симферополем было очень хорошее, и тени» Кандидатов в группу управления луноходом отбирали с мая 1968 года из числа молодых офицеров систем космической связи, причем медкомиссия у них была такая же как и у космонавтов. Оценивали физическое состояние, выносливость, долговременную и оперативную память, умение ориентироваться в пространстве, способность быстро переключать внимание и адаптироваться в неизвестных условиях.

Позже подключили и более специализированные тесты: цветоощущение, адаптивность зрения, способность одновременно осмыслять много данных. Из 40 кандидатов отбор прошли всего 14 человек, из которых сформировали два экипажа, помимо водителя включавших в себя: командира, штурмана, бортинженера и оператора антенны. Экипажи должны были сменять друг друга каждые два часа, иначе у людей начинала падать концентрация внимания, что в такой ситуации считалось недопустимым. Поскольку первые луноходы в СССР и всё связанное с ними было окружено густой пеленой секретности, а в многолюдном Крыму совсем скрыть от любопытных глаз такой масштабный проект не удавалось, — в народе скоро поползли слухи, мол «для лунных аппаратов готовят отряд смертников, обратно на Землю ребята уже не вернутся».

Правда, ни одна из них не имела полного успеха, но зато они позволили отработать системы радиоконтроля траектории, бортовую радиоаппаратуру, систему астроориентации и приборы автономного управления. Вообще первые советские "лунники", созданные под руководством главного конструктора Сергея Королёва в ОКБ-1, вывели Советский Союз в лидеры освоения ближнего космоса: станция "Луна-1" Е-1, январь 1959 г. И уже в конце 1959 года он предложил проект выполнения мягкой посадки на Луну. Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6. Однако ракетно-космическая техника на тот момент только набирала статистику полетов, поэтому летные испытания станций Е-6 сопровождались трудностями. Недавно "Роскосмос" рассекретил документы о ходе реализации исторического советского лунного проекта. Среди них, в частности, шифротелеграмма от 4 января 1963 года, направленная в адрес председателя Совета министров СССР Никиты Хрущева, о неудачной попытке запуска к Луне первой станции серии Е-6 с указанием первичной причины невыполнения задачи пуска. Так, в документе говорилось: "…Для выяснения причин незапуска двигателя четвертой ступени создана комиссия под руководством тов.

Первый луноход

Однако проект этой ракеты обернулся полным провалом. Еще в ходе подготовки, все четыре беспилотных запуска ракеты H-1 с 1969 по 1972 годы закончились неудачей. Ракета каждый раз взрывалась после взлета и набора высоты. Два неудачных старта проводились еще до того, как американцы высадились на Луну, два — уже после. Одна из аварий советской ракеты-носителя H-1 Проблема была в первой ступени. У СССР, в отличии от США, не было испытательных стендов для проверки всей ступени целиком, поэтому установить чем именно были вызваны отказы ступени оказалось невозможно. Америка лучше подготовилась и имела больше денег Американцы с 1960 по 1973 годы потратили 28 миллиардов долларов на программу «Аполлон». Эти деньги ушли на создание ракеты «Сатурн-5», космических аппаратов, а также строительство необходимой инфраструктуры для проведения испытаний. С учетом инфляции сегодня эта сумма составила бы уже 288,1 млрд долларов. Хорошая подготовка позволила США провести успешно все 13 запусков «Аполлонов» — шесть из них завершились посадкой астронавтов на Луну.

Сравнение размеров американской ракеты «Сатурн-5» и советской ракеты-носителя H-1.

Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года.

Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела. Но несмотря на это, аппарат выполнил научные задачи — зарегистрировал внешний радиационный пояс Земли, провел прямые измерения солнечного ветра и стал первым искусственным спутником Солнца. По отношению ко многим задачам советских аппаратов, которые отправлялись на поверхность естественного спутника Земли или его орбиту, можно было сказать, что они выполнялись впервые. Так, "Луна-3" впервые в истории сфотографировала обратную сторону естественного спутника Земли, а "Луна-9" — сняла первую телепанораму. По итогам этой миссии на Землю удалось доставить 170 г грунта.

Еще в ходе подготовки, все четыре беспилотных запуска ракеты H-1 с 1969 по 1972 годы закончились неудачей. Ракета каждый раз взрывалась после взлета и набора высоты. Два неудачных старта проводились еще до того, как американцы высадились на Луну, два — уже после. Одна из аварий советской ракеты-носителя H-1 Проблема была в первой ступени. У СССР, в отличии от США, не было испытательных стендов для проверки всей ступени целиком, поэтому установить чем именно были вызваны отказы ступени оказалось невозможно.

Америка лучше подготовилась и имела больше денег Американцы с 1960 по 1973 годы потратили 28 миллиардов долларов на программу «Аполлон». Эти деньги ушли на создание ракеты «Сатурн-5», космических аппаратов, а также строительство необходимой инфраструктуры для проведения испытаний. С учетом инфляции сегодня эта сумма составила бы уже 288,1 млрд долларов. Хорошая подготовка позволила США провести успешно все 13 запусков «Аполлонов» — шесть из них завершились посадкой астронавтов на Луну. Сравнение размеров американской ракеты «Сатурн-5» и советской ракеты-носителя H-1. Между ракетами стоит фигура человека Партийное руководство СССР выделило на лунную программу существенно меньше денег.

На финальном отрезке полета станция была сориентирована нужным образом, и она вышла на устойчивый полет к орбите Луны. Герметичный контейнер весом 245 килограммов — для науки был на вес золота. Именно он собирал все необходимую и неизвестную доселе информацию о Луне: на корпусе были расположены магнитометр, «ловушки» метеорных частиц, блок тепловых датчиков и другие приспособления. Проанализировав все данные со спутника, ученые пришли к выводу, что поле тяготения Луны несимметрично, а сам спутник имеет не шарообразную, а скорее грушевидную форму. Это открытие вызвало большой интерес ученых по всему свету. Кроме того, в результате исследования было окончательно определено соотношение масс Луны и Земли: оно составило 1 к 81,3. А установленные на борту спутника высокочувствительные магнитометры позволили сделать новые выводы о магнитном поле Луны. Измерения показали, что это поле значительно слабее земного и обусловлено влиянием солнечного излучения, космических лучей и периодического магнитного шлейфа Земли.

В СССР осуществлен запуск первого искусственного спутника Луны

Так американцы хотели доказать свое превосходство в ракетных технологиях. Американская лунная программа была провозглашена самим президентом США Джоном Кеннеди осенью 1961 года. Главы государств даже обсуждали вопрос объединения усилий в освоении космоса и, в частности, изучении Луны. Проведение совместных исследований позволило бы сократить расходы и вместе с тем увеличить скорость реализации проектов, однако из-за политических разногласий США и СССР не стали объединять усилия.

Лунные программы обеих стран почти не уступали друг другу по своему масштабу, объему вложенных средств и усилий со стороны ученых и конструкторов. В течение двух лет американцы усердно трудились. Они совершили несколько беспилотных запусков, а в 1968 году первый в истории облет Луны с экипажем на борту.

Из научного оборудования на нём были установлены счётчики, магнитометры, детекторы микрометеоритов. Одним из основных научных достижений космической миссии было открытие солнечного ветра. Это событие стало важным шагом в изучении Луны. После этого Сергеем Королевым была создана кооперация фирм, составивших вскоре опору ракетно-космического комплекса страны.

Американские наверно убеждены что мы в космосе в шапках ушанках, с большими гаечными ключами. Причем это не преувеличение именно так нас изображают в американских фильмах, именно в ушанках с кокардой и с гаечным ключом, в фильме «Красная планета» 2000 , где советские спутники называются рухлядью, и только отважные американские астронавты могут их починить. Но Бог с ними. Вернемся к вопросу, кто был первым на Луне. Российские студенты уверены что американцы. Не будем вдаваться в подробности давнего спора, была действительно высадка на Луне или вся эта «высадка» снята в павильонах Голливуда. Первый полет к Луне. Станция прошла в 5000 км от Луны, обнаружила отсутствие у нее магнитного поля, вышла на гелиоцентрическую орбиту вокруг Солнца , став первой искусственной планетой, которую назвали "Мечта". США повторили это лишь 3 марта 1959 года 1959 год.

Первый в мире полет к Луне. Запомните эту дату студенты и не только - 14 сентября 1959 года человечество впервые достигло Луны. Сделал это советский космический корабль «Луна-2». Американцы Нил Армстронг высадились, даже если и высадились через десять лет после этого. Также во время полёта впервые в мире был на практике осуществлён гравитационный манёвр. А что в это время делали США? Станция не достигла Луны. Станция упала на обратную сторону Луны. Станция ушла на гелиоцентрическую орбиту, пролетев в 725 км мимо Луны.

Станция упала в районе Моря Спокойствия.

Этим ракетам не удалось упасть на США, зато навсегда удалось унести человеческий прогресс в реальное космическое пространство. Второй страной, заимевшей искусственный спутник, стали США — это случилось 1 февраля 1958 года «Эксплорер-1». Следующие страны — Великобритания, Канада и Италия запустили свои первые спутники в 1962-1964 годах правда на американских ракетоносителях.

Третьей страной, независимо выведшей первый спутник, стала Франция — 26 ноября 1965 года «Астерикс». Позже на своих ракетах-носителях первые спутники запустили Япония 1970 , Китай 1970 и Израиль 1988. Собака размещалась в отдельном опечатанном отсеке. Так вышло, что эксперимент с Лайкой получился очень коротким: из-за большой площади контейнер быстро перегрелся, и собака погибла уже на первых витках вокруг Земли.

Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца. Ракета-носитель «Восток-Л» вывела на траекторию полёта к Луне аппарат «Луна-1». Это была траектория сближения, без использования старта с орбиты. Этим запуск по сути был успешно выполнен эксперимент по созданию искусственной кометы, а также впервые при помощи бортового магнитометра был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли.

Данный аппарат не имел собственной двигательной установки. Из научного оборудования на нём были установлены сцинтилляционные счётчики, счётчики Гейгера, магнитометры, детекторы микрометеоритов. Одним из основных научных достижений миссии было прямое измерение солнечного ветра. На орбите Юрий Гагарин смог провести самые простые эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом.

"Лунная гонка" СССР и США

Сегодня, 27 апреля в истории: 1908.

В связи с этим мы решили рассказать, как человечество исследовало спутник планеты, что за трудности это вызывало, какими темпами исследования идут сегодня и есть ли планы по дальнейшему покорению Луны на ближайшее десятилетие. Расстояние от Земли до Луны рассчитали больше двух тысяч лет назад Активное исследование Луны в современном понимании стартовало в 50-х годах прошлого века, но зачатки понимания природы этого космического объекта сформировались задолго до этого — по сути, еще до изобретения телескопа. По его мнению, оно составляет 60 земных радиусов. И, как ни странно, Аристарх оказался довольно близок к истине: в действительности оно колеблется между 55 и 63 радиусами. Аристарх Самосский Сотни лет спустя, в 1610 году, Галилео Галилей представил первый отчет о телескопическом наблюдении Луны в трактате Siderius Nuncius. Галилей не стал оценивать их тщательнее, а также давать названия, но этим занялось следующее поколение исследователей. В общем, традиция называть лунные кратеры и другие объекты на спутнике в честь открывших их ученых началась во второй половине XVII века.

Через несколько столетий, в XIX веке, более подробным изучением Луны также занялись физики. Так, например, французский ученый Франсуа Араго предполагал, что присущая лунному свету слабая линейная поляризация является следствием влияния лунной атмосферы. Франсуа Араго Сейчас нам известно, что никакой «лунной атмосферы» в принципе не существует, но гипотезы о происхождении реголита — слоя лунной поверхности, покрытого измельченной от ударов метеоритов породой, отражающей солнечный свет, — зародились в те времена. Интересный факт: сам по себе реголит черный, практически угольный. В общем, восхваляемым «серебристым сиянием Луны» мы обязаны именно ему. В 1824 году астроном Франц фон Груйтуйзен Германия сделал предположение о том, что лунные кратеры отличаются метеоритным происхождением а не вулканическим. Но их округлую форму смогли «расшифровать» гораздо позже, лишь в XX веке. Если коротко, то все объясняется углом, под которым метеориты врезаются в Луну.

При ударе о поверхность они взрываются, пробивая породу ударной волной. Роботизированное исследование Луны Эпоха изучения спутника космическими средствами без непосредственного участия человека начались в 1959 году, когда в СССР впервые вывели за пределы Земли автоматическую станцию «Луна-1».

Проанализировав все данные со спутника, ученые пришли к выводу, что поле тяготения Луны несимметрично, а сам спутник имеет не шарообразную, а скорее грушевидную форму. Это открытие вызвало большой интерес ученых по всему свету. Кроме того, в результате исследования было окончательно определено соотношение масс Луны и Земли: оно составило 1 к 81,3. А установленные на борту спутника высокочувствительные магнитометры позволили сделать новые выводы о магнитном поле Луны.

Измерения показали, что это поле значительно слабее земного и обусловлено влиянием солнечного излучения, космических лучей и периодического магнитного шлейфа Земли. Кроме того, установленные на обшивке датчики позволили прийти к выводу, что вокруг Луны существует метеоритное облако из захваченных гравитационным полем частиц. А благодаря спектрометрам гамма-излучения ученые пришли к выводу, что основными породообразующими элементами лунной поверхности являются кислород, магний, алюминий и кремний.

Тогда как для подтверждения своей теории им необходимо опровергнуть по отдельности подлинность каждой из шести официально имевших место высадок. Чего они не делают. Что касается несовершенства тогдашних технологий, то «убийственность» данного аргумента отражает ущербность сознания современного цивилизованного человечества, поставившего себя в фатальную зависимость от компьютеров. Как раз на рубеже 1960-1970-х гг.

На смену установке на покорение пространства приходила установка на производство и использование информации, причём в утилитарных, потребительских целях. Это вызвало всплеск развития компьютерных технологий, но одновременно положило конец внешней экспансии человечества. Попутно в те же годы стало меняться общее отношение к научному прогрессу — от восторженного оно сначала сделалось сдержанным, а потом стал преобладать негатив. Эту смену общественных настроений хорошо отразил а может быть, в известной степени, и сформировал голливудский кинематограф, одним из хрестоматийных образов которого стал учёный, чьи опыты и открытия становятся страшной угрозой безопасности людей. Большинству современных людей, воспитанных в категориях линейного прогресса, трудно представить, что ещё 40-50 лет назад наша цивилизации была в некоторых отношениях выше я бы даже сказал — возвышеннее , чем теперь, идеалистичнее. В том числе и в области технологий, связанных с проникновением во внеземное пространство. Этому немало способствовало соревнование альтернативных общественно-экономических систем.

Романтику и героику борьбы и экспансии ещё не убил до конца вирус самодовольного всепоглощающего потребительства. Поэтому все ссылки на невозможность для американцев построить в 1960-е годы лунный КК просто несостоятельны. Так, ещё одним триумфом заокеанской державы стала программа АКА «Вояджер». В 1977 году к дальним планетам Солнечной системы были запущены два аппарата этой серии. Первый пролетел рядом с Юпитером, Сатурном и Ураном, второй исследовал все четыре планеты-гиганта. На Землю были переданы тысячи потрясающих снимков, обошедших страницы всех научно-популярных изданий. Результатом стали сенсационные научные открытия, в частности, десятков новых спутников внешних планет, колец Юпитера и Нептуна, и др.

Это тоже мистификация?! Кстати, связь с обоими АКА, находящимися сейчас на расстоянии 90 астрономических единиц 14,85 млрд. Так что нет никаких оснований отрицать способность цивилизации второй половины прошлого века, в том числе в США, совершить серию пилотируемых полётов на Луну. Тем более, что и в СССР осуществлялась аналогичная программа. Её наличие и степень её развития служат самым главным доказательством подлинности события, совершившегося 40 лет назад. Почему наши космонавты так и не побывали на Луне? Один из ответов на поставленный вопрос заключается в том, что советское руководство, в отличие от американского, не концентрировало на этом направлении главных усилий.

Казалось, что первые успехи сами по себе создали достаточно прочный и долгий задел лидерства СССР в этой области. Вторая причина — то, что нашим специалистам не удалось решить многих технических проблем, возникших при реализации лунной программы. Так, советские конструкторы не смогли создать действующую достаточно мощную РН — аналог «Сатурна-5». Прототип такой ракеты — РН Н-1 на фото — постиг целый ряд катастроф. После чего работы над ней, в связи с уже состоявшимися полётами американцев на Луну, были свёрнуты. Третья причина заключалась в том, что, как ни парадоксально, но именно в СССР, в отличие от США, существовала реальная конкуренция вариантов лунных программ между объединёнными конструкторскими бюро ОКБ. Политическое руководство СССР оказывалось перед необходимостью выбирать приоритетный проект, а в силу своей научно-технической некомпетентности оно не всегда могло сделать удачный выбор.

Параллельная поддержка двух и более программ приводила к распылению человеческих и финансовых ресурсов. Она состояла из различных, часто многофункциональных проектов, которые так и не слились в один. Программы облёта Луны, высадки на Луну и создания тяжёлой РН реализовывались во многом раздельно. Наконец, руководство СССР рассматривало высадку человека на Луне исключительно в политическом контексте. Отставание от США в осуществлении пилотируемого полёта на Луну почему-то оценивалось им как худшее признание поражения, нежели «отмазка», будто лунной программы у СССР вовсе не было. В последнее мало кто верил даже тогда, а отсутствие намёков на попытки хотя бы повторить достижение американцев воспринимались и в нашем обществе, и во всём мире, как признак безнадёжного отставания от США в сфере космических технологий. Но в декабре 1965 года Политбюро решает сосредоточить все практические работы по лунной программе в ОКБ-1 Сергея Королёва.

Там были представлены два проекта. Проект Л-1 предусматривал облёт Луны экипажем из двух человек. Другой Л-3 , подписанный Королёвым ещё в декабре 1964 года — полёт к Луне экипажа тоже из двух человек с высадкой на поверхность Луны одного космонавта. Первоначально срок его осуществления был назначен Королёвым на 1967-1968 гг. В 1966 году Главный Конструктор неожиданно умирает во время неудачной операции. История руководства и научно-технического обеспечения советской космонавтики, роль в этом отдельных личностей — особая тема, её разбор увёл бы нас слишком далеко. Первый удачный запуск комплекса «Протон»—Л-1 был осуществлён с Байконура 10 марта 1967 года.

На орбиту ИСЗ был выведен макет модуля, получивший официальное обозначение «Космос-146». К этому времени американцы уже почти год как провели первое испытание «Аполлона» в автоматическом режиме. Последующие две попытки запуска оказались неудачными из-за сбоев в работе двигателей РН. Только 15 сентября 1968 года на траекторию полёта к Луне был выведен Л-1 под названием «Зонд-5». Однако спуск состоялся в незапланированный район. Системы спуска в атмосфере подвели и «Зонд-6» по его возвращении в ноябре 1968 года. Напомним, что уже в октябре 1968 года американцы перешли от автоматических к пилотируемым полётам по программе «Аполлон».

А в декабре того же года первый триумфальный облёт Луны совершил «Аполлон-8». В январе 1969 года РН снова захандрила на старте. Только в августе 1969 года состоялся успешный беспилотный полёт «Зонда-7» с возвращением на Землю в заданный район. К этому времени американцы уже побывали на Луне… В октябре 1970 года состоялся рейс «Зонда-8». Практически все технические проблемы были решены. Следующие два аппарата этой серии были уже подготовлены к пилотируемым полётам, но… программу было приказано свернуть. Проект Л-3, предназначенный для посадки на Луну, имел существенные отличия от американского.

Принципиальная схема полёта была той же. Однако более мощный двигатель ЛК не требовал разделения кабины на посадочную и взлётную ступени. Другим отличием было то, что переход космонавта между ЛОК и ЛК должен был осуществляться через открытый космос. Это было связано с тем, что к тому моменту отечественная космонавтика ещё не решила технических проблем, связанных с герметичной стыковкой двух КК. Первый успешный опыт такого рода был проделан нашими только в 1971 году при запуске к орбитальной станции «Салют-1» КК «Союз-11». А американцы уже в марте 1969 года на «Аполлоне-9» выполнили первую в истории герметичную стыковку и расстыковку и переход из одного космического модуля в другой без выхода в открытый космос. Необходимость создания в советском ЛОК шлюзовой камеры и присутствия там пилота в скафандре резко ограничивала полезный объём и полезную нагрузку всего лунного комплекса.

Поэтому в экспедицию намечалось только два человека, а не три, как у американцев. Испытания отдельных элементов полёта на Луну проходили первоначально в рамках проектов «Союз» и «Космос». В январе 1969 года Владимир Шаталов на «Союзе-4», Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов на «Союзе-5» совершили первую стыковку пилотируемых аппаратов и переход из одного в другой через открытый космос. Отработка расстыковки, торможения, ускорения и стыковки ЛК на околоземной орбите продолжалась и после принятия решения об отмене пилотируемого полёта, в начале 1970-х. Главным препятствием на пути лунного проекта стали трудности с созданием РН Н-1. Её аванпроект был подписан Королёвым ещё в 1962 году, причём на эскизе Главный Конструктор сделал пометку: «Мы мечтали об этом ещё в 1956-57 гг. Конструкция РН Н-1 была пятиступенчатой!

По проекту первые три ступени должны были выводить на траекторию полёта к Луне груз общим весом 96 тонн, включавший, кроме лунного корабля, две ступени для маневрирования у Луны, спуска на её поверхность, подъёма с неё и отлёта к Земле. Вес собственно лунного корабля, состоявшего из орбитального отсека и лунной кабины, не превышал 16 тонн. Ракету Н-1, первое испытание которой состоялось в январе 1969 года уже после первого облёта Луны американцами , с начала и до конца преследовали фатальные неудачи, вызванные сбоем работы двигателей. Ни один запуск Н-1 не был успешным. После катастрофы при четвёртом старте в ноябре 1972 года дальнейшие работы над Н-1 были прекращены, хотя причины аварий были выявлены и вполне подлежали устранению. Ещё в 1966 году Челомей предложил альтернативный проект лунной экспедиции, базировавшийся на создании РН УР700 дальнейшее, так и не осуществлённое развитие УР500, то есть «Протона». Схема полёта по этой программе напоминала первоначальный проект американцев от которого те потом отказались.

Она предусматривала одномодульный лунный корабль, без разделения на орбитальный и взлётно-посадочный отсеки, с двумя космонавтами на борту. Однако ОКБ-52 дали «добро» только на теоретическую разработку данного проекта. Если бы не поспешное политическое решение советского руководства, можно утверждать, что, несмотря на все технические проблемы, наши космонавты вполне реально смогли бы осуществить первый облёт Луны в 1970-1971 гг. Но в это время, после успешных полётов американцев, вожди КПСС охладели к лунной программе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий