Картины Василия Перова. Охотники на привале, 1871. Портрет А. Н. Островского, 1871. Осенний лес на картине был написан Перовым вместе с другим известным «передвижником» – Алексеем Саврасовым. Церковь Успения Богородицы» НОВОСТИ» Церковь Успения Богородицы. Как известные художники совместные картины писали. Обзор самых известных картин русского художника Василия Григорьевича Перова с фото в отличном качестве и подробным описанием.
Оценка, продажа и реализация картин В.Г. Перова
Перов Василий Григорьевич: картины, их названия и описание | Впоследствии, данное дьячком прозвище, стало официальной фамилией знаменитого русского художника, живописца, одного из членов –учредителей Товарищества передвижных художественных выставок — Василия Григорьевича Перова. |
Самые известные картины Перова В Г | Вчера на конкретных примерах мы смотрели, почему Перов плохой художник. |
Василий Перов | Василий Перов — биография Василия Перова: кто он такой подробно, годы жизни, творчество, автопортрет живописца, самые известные картины художника. |
Перов Василий Григорьевич: картины, их названия и описание
Картина Василия Перова, изображающая трех охотников за перекусом и разговорами, была написана в 1871 году. Но далеко не все картины получались у Перова легко и непринуждённо, он задумал нарисовать Емельяна Пугачёва, вершащего свой суд над дворянами и вот с этим сюжетом ему пришлось основательно помучиться. Среди представленных лотов — «Охота на медведя зимой» (1879) кисти Василия Перова ($900 тыс.), пейзаж Алексея Саврасова «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца» (1858) ($800 тыс.), а также картина одного из главных русских пейзажистов второй половины XIX века. Впоследствии, данное дьячком прозвище, стало официальной фамилией знаменитого русского художника, живописца, одного из членов –учредителей Товарищества передвижных художественных выставок — Василия Григорьевича Перова. Известно, что Перов писал портрет со старика, в жизни которого хотел принять участие, устроить его в приют.
Живописец Перов: история его самых известных картин
Они лежат дульной частью на земле, что является признаком неопытности и безалаберности. Ведь так ружье может засориться, к тому же, с дорогими аппаратами так не обращались. Тем не менее, эти нелепицы Василий Перов, профессиональный охотник и автор очерков в журнале «Человек и Природа», создает специально. Картина задумывалась как визуальный анекдот, и у понимающего зрителя она вызывала такие же эмоции, как и неправдоподобные охотничьи байки. Еще больше загадок картин:.
Товарищ же его по учению, нерадивый Ванюша, лениво чертил каракули, все время болтая ногами под столом. Дьячок с укоризной наблюдал за ним. И будешь ты у меня Иван Болтов. А вот он, — дьячок указал на прилежно занимающегося Василия, — будет у меня Василий Перов». Артемов, В. Русские художники. Впоследствии, данное дьячком прозвище, стало официальной фамилией знаменитого русского художника, живописца, одного из членов —учредителей Товарищества передвижных художественных выставок — Василия Григорьевича Перова. В читальном зале Красногорской взрослой библиотеки к 185-летию со дня рождения живописца, из цикла «Вернисаж» открылась книжная выставка «Правдивое слово», которая будет работать до 1 февраля 2019 года. На выставке читатели смогут познакомиться с интересными фактами из жизни художника, с его непростой биографией.
Создается впечатление, что охотники решили прихватить все свои «богатства», чтобы удивить друг друга. Ведь охотничий рожок нужен для созыва гончих в одну стаю в охоте, где собаки сами догоняют добычу, и ружья вовсе не требуются. Еще одна удивительная деталь — положение ружей. Они лежат дульной частью на земле, что является признаком неопытности и безалаберности. Ведь так ружье может засориться, к тому же, с дорогими аппаратами так не обращались. Тем не менее, эти нелепицы Василий Перов, профессиональный охотник и автор очерков в журнале «Человек и Природа», создает специально.
А в скором времени Перов стал преподавателем в Московской школе живописи. Кроме того, живописец пополнил ряды «передвижников», став одним из тех, чьи работы были представлены на первой передвижной выставке. Особенно полюбились публике «Охотники на привале» Перова. Здесь он отошёл от привычной «скорбной» тематики и, напротив, решил удивить зрителя новым взглядом. Такая, казалось бы, обыденная сцена у Перова приобрела и «вкус», и некий неповторимый колорит. Василий Григорьевич Перов «Охотники на привале», 1871 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Перов-писатель Далеко не все знают, что Василий Григорьевич интересовался не только живописью. Так, например, в шестидесятые годы XIX столетия его увлечением стала литература. Он даже опубликовал два своих произведения — «Тётушка Марья» и «На натуре. В них он рассказывал о собственном творческом опыте и наблюдениях. Нужно признать, что литературный талант также имелся у живописца, хотя Перов не считал литературу серьёзным занятием. В одном из своих творений он рассказывает с живостью образов и описаний, присущих истинному художнику: «На другой день, около полудня, явилась Фанни… Днем она выглядела хуже, чем вечером, но ростом казалась выше. Личность ее была самая обыкновенная, только темно-красные волосы, вроде как у Тициановской Магдалины, бросались в глаза. Лет ей по виду было с чем-нибудь двадцать». В рассказе «На натуре. Однако теперь он увлёкся написанием полотен со сценками из жизни русской провинции, деревенскими зарисовками. Именно тогда появились творения «Птицелов», «Ботаник», а также портреты знаменитых русских классиков. При этом изображённые литераторы разительно отличались на картинах Перова от «официальных» и строгих картин. Александра Островского Василий Григорьевич изобразил в домашней обстановке, Ивана Тургенева — погружённым в размышления. Известнейшей работой стало полотно с портретом Фёдора Достоевского. На нём мы видим писателя, который, ссутулившись и обхватив себя руками, смотрит в угол комнаты. Иван Крамской, признанный мастер портретов, признавал: «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще. В нем все сильные стороны художника налицо: характер, сила выражения, огромный рельеф». Одной из самых ярких стала его картина «Суд Пугачёва». Изначально живописец планировал создать три полотна, посвящённых восстанию Емельяна Пугачёва, но завершить работу успел лишь над этой картиной. И здесь мы снова видим драму — только теперь уже в историческом контексте. Перов с лёгкостью уводит нас в мир прошлого, позволяет погрузиться в былое и словно бы перенестись через века. Василий Григорьевич Перов «Суд Пугачёва», 1875 год Местонахождение: Государственный исторический музей, Москва, Россия Личные трагедии На протяжении всей жизни Василий Перов тяготился обстоятельствами своего происхождения. Василий Григорьевич очень болезненно переносил это. Но в его жизни было немало других трагедий и драм, которые Перов стоически переносил, при этом отражая собственные чувства на полотнах. Любимой женщиной живописца стала Елена Шейнс, с которой он обвенчался в 1862 году, перед самым отъездом за границу. Перов мечтал насладиться семейным счастьем и не сомневался, что с возлюбленной проживёт вместе многие годы. Но этому свершиться было не суждено. Спустя всего пять лет после свадьбы любимая супруга Перова умерла, оставив мужа с тремя детьми. А потом ему пришлось пережить смерть двух старших детей. Выжил лишь младший сын Владимир, который, к слову, продолжил дело отца, тоже став художником. В 1872 году Василий Григорьевич женился во второй раз. Его избранницей стала Елизавета Друганова. Увы, залечить сердечную рану после потери первой супруги живописец так и не смог. Чтобы отогнать печальные мысли и скорбные размышления, он старался полностью уйти в работу. Многие искусствоведы считают, что именно этот душевный надлом помогал мастеру создавать удивительные полотна, на которых Перов нередко изображал «могучую и обильную, великую и бессильную матушку Русь».
Василий Перов: «поэт скорби»
Какой художник не мечтает к тридцати годам пожить в Париже и присмотреться к западной живописи. Перов, в качестве пансионера Академии художеств, прожил там два года. Написал несколько картин, изображающих сцены из уличной жизни: «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники». В 32 года Перов создал самую пронзительную картину «Деревенские похороны».
Иллюстрация с картины часто печаталась в учебнике литературы. О картине писали: «Эти похороны ещё безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, — у Перова никого.
Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе». Картины «Тройка», «Приезд гувернантки» так же широко известны публике. За них художнику было присуждено звание академика.
Его картины «Рыболов» и «Охотники на привале» были представлены на Всемирной выставке в Вене.
Пошли необратимые процессы гниения. Но для Христа нет ничего невозможного. Он — воскресение и жизнь. И здесь эти же слова обращены к церкви, которую многие считают вконец прогнившей, неспособной возродиться. Остальные два послания — нам с вами. Но, во-первых, это еще не вся церковь, а может, и не церковь вовсе. Есть в этих же стенах настоящая церковь, где проповедуется Христос распятый, где обитает Дух Святой. А нам с вами остается следить за собой и не судить.
Если есть тот, Кто способен воскрешать, так есть и Тот, Кто способен судить. Нам остается веровать и не судить. Смотреть на Христа распятого. Читать Евангелие. Стремиться к простоте. Чуждаться беззакония. И заботиться о тех, кому нужна помощь. Ведь фигура нищенки так и остается одинокой — о ней не позаботился никто. Может быть, это то, что можем сделать мы с вами?
На первый взгляд, картина изображает сущее безобразие: священник нарезался в дугу, да еще прямо в момент богослужения, в наиболее почитаемый православными церковный праздник. Да и остальные участники процессии ведут себя не лучше. Так, да не так. Священник на картине и вправду пьян. А вот крестный ход — совсем не крестный ход вокруг храма в пасхальную ночь, который приходит на ум современным верующим. Посмотрите внимательнее. Процессия выходит не из церкви, а из обычной крестьянской избы церковь виднеется на заднем плане ; крестный ход поворачивает по часовой стрелке крестный ход вокруг православного храма движется только против часовой стрелки. Дело происходит на закате а не в полночь. Что же тогда мы видим?
Начнем объяснение с того, как формировался заработок приходского священника в старой России. Хотя в это и трудно поверить, но у священника не было заработной платы. Некоторые причты на начало 20 века — приблизительно каждый шестой получали государственную дотацию, но и ее размер в подавляющем большинстве случаев был сильно ниже прожиточного минимума. Прихожане же не платили священнику жалованья никогда и ни при каких обстоятельствах. Церковный причт священники, диаконы и псаломщики имел два источника дохода — требы и доход от церковной земли. Три требы — крещение, венчание, отпевание — составляли основу дохода духовенства, так как крестьянам было не отвертеться от совершения данных обрядов церковь вела метрические книги, и обряды, связанные с метрической записью, можно было проводить только в приходе, к которому ты был приписан , и им волей-неволей приходилось соглашаться с теми ценами, которые заламывали священники. В среднем приходе было 2—3 тысячи человек 400—500 домохозяйств , и подобные события происходили около 150 раз в году. Самым дорогим обрядом была свадьба — за нее священник мог получить 3—10 рублей, в зависимости от благосостояния брачующихся и собственной наглости и еще наесться и напиться , крещение и отпевание обходились уже куда дешевле. Все остальные второстепенные требы крестьяне, в отличие от главнейших трех, могли заказать не только в собственном, но и в любом другом приходе.
Легко догадаться, что при наличии конкуренции цены на них были сбиты в копейки. Священник, диакон и псаломщик делили полученные деньги в соотношении 4:2:1, но диакон был далеко не во всяком причте. Крестьяне были твердо уверены, что причту следует удовлетворяться доходами от треб, а общее богослужение и исповедь причт должен совершать без всякого жалованья. Священники же и не мечтали о том, чтобы выпросить у прихода твердую сумму, — все надежды на получение жалованья они возлагали на государство надежды не сбылись. У сельской церкви был обычно земельный участок — в среднем 50 десятин 55 га , приходившийся в среднем на три семьи причетников. Таким образом, духовенство было обеспечено землей либо в том же размере, что и крестьяне, либо немного лучше.
Спустя год Перов получил большую серебряную медаль за полотно «Приезд станового на следствие». Становилось очевидным, что художник предпочитает реализовываться в творчестве с помощью бытового жанра, что его больше всего интересует, как живут люди, как формируется их характер под влиянием окружающей действительности. Живопись Школу живописи Василий Перов окончил в 1861 году. К этому времени он уже успел получить золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». После описания бытового сюжета и своеобразного социального среза, живописец написал еще одну картину, очень похожую на эту стилем и тематикой. Перов назвал ее «Сельский крестный ход на Пасху». Критики нещадно расправлялись с работами живописца, осуждали его мастерство и смелость. Вокруг полотен Перова велись жаркие дискуссии, результатом которых стал запрет на их демонстрацию в России. Однако у Павла Третьякова хватило мужества, и он купил эту картину, не боясь того, Синод не одобрит его поступок, а автора холста могут вообще отправить в ссылку. Василий продолжал писать свои картины, по-прежнему, предпочитая бытовые и социальные темы. Он не обращал внимания на споры вокруг его живописи, и вскоре представил еще одну картину — «Чаепитие в Мытищах». Он изобразил ленивого священника за чаепитием, а рядом с ним изможденных голодающих, которых слуга отгоняет от господина. Он посетил много европейских городов, зарисовывал бедные кварталы, следил за тем, как работают простолюдины, и живут обездоленные. Сценки, подмеченные острым глазом художника, нашли отражение в полотнах «Слепой музыкант», «Парижская шарманщица» и еще нескольких работах. Оторванный от родины, Перов сильно тосковал. Он просил академию прервать его стажировку за границей и разрешить вернуться домой. Василий говорил, что не получает никакого вдохновения от своей работы, и созданные на чужбине картины не приносят ему удовлетворения. Вернувшись домой, живописец продолжил писать в жанре реализма, его интересовал, в основном, социальный контекст. В 1860-х годах Перов начал изображать на своих полотнах детей, крестьян, а также служащих высокопоставленным чиновникам. В 1869 году Василий вступил в кружок «передвижники». Товарищество организовывало передвижные художественные выставки, и первая экспозиция открылась в 1871 году. Там Перов представил не только свои полотна «Охотники на привале» и «Рыболов», но и портреты. Он стал педагогом той же Московской школы живописи, ваяния и зодчества, которую в свое время окончил сам. Помимо этого, живописец заинтересовался литературой, и засел за написание рассказов.
Именно с его подачи появилась новая трактовка живописи, когда на первый план выступает социальная направленность произведения. Перов одновременно подвергался влиянию реализма и сам формировал его, создавая новые черты национального искусства. Для него на первое место выходили мысли о человеке, о долге, справедливости, совести, что нашло выражение во многих картинах. Так, в своей работе «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» художник затронул остросоциальную тему отношения сытого попа и нищего старика с мальчиком. Контраст двух социальных слоев показан в картине очень ярко: вальяжно развалившемуся попу с большим животом, не реагирующему на просящих, противопоставлен старик с орденом на груди и босоногий мальчик в рваной одежде. Перова даже называли подлинным певцом скорби, так как его картины изображали в основном драматические сюжеты и были призваны обличать несправедливость. Это были, например, работы о забывшей свой долг церкви: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», «Первый чин». Позже он перешел к теме униженных и обездоленных, стремясь показать всю глубину страдающего человека. Это картины «Сцена на могиле», «Проводы покойника», «Дети-сироты на кладбище» и многие другие. Особенности работы Перова Обострение деталей сюжета На эскизах художника сюжеты часто предстают менее драматичными, чем в оригинале. Создав рисунок, Перов обдумывал, каким образом можно сделать сюжет более социально обостренным. Например, на одном из первых рисунков к «Чаепитию в Мытищах» старик и ребенок представлены сгорбленными, что символизирует сломленность жизнью. Однако в дальнейшем автор отказался от этого замысла и усилил разницу между двумя социальными группами: нищих выпрямил, а попа «произвел» в архимандриты. Деталям и композиции художник уделял много внимания. Он заранее намечал рамками расположение фигур, а затем скрупулезно работал над каждой деталью, добиваясь максимального эффекта в передаче своего замысла. Законченность рисунков Перов много работал с рисунками и акварелью. Интересно, что для него характерна законченность многих рисунков, которые служили эскизами будущих картин. Уверенные карандашные линии в сочетании с черно-белым исполнением порой еще больше подчеркивали социальную драму, разворачивающуюся на полотне. Для многих его рисунков характерны отличная прорисовка каждой фигуры, каждой детали и одновременно сохранение живости изображения. Надо заметить, что художник мастерски владел карандашом, чередуя мощные штрихи с едва заметным касанием. Карандаш, бумага. Фактически рисунки Перова стали центром развития русского рисунка этого периода.
Перов Василий Григорьевич: картины, их названия и описание
Ранние картины живописца Василия Григорьевича Перова проникнуты анекдотически обличительным настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе и на духовенство. Известные русские картины сочетают в себе дух того времени, символы страны, народные идеи и новизну в сфере изобразительного искусства. Одна из последних картин Василия Григорьевича Перова «Плач Ярославны», 1881 год Местонахождение: Частная коллекция. Крамской И. Н. Портрет художника В. Г. Перова. Вокруг этой картины Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. В 1862 году Перов создал картину «Чаепитие в Мытищах», в которой продолжил тему обличения духовенства.
Василий Перов
Картина Проводы покойника, где Перов остро передает на полотне чувство горя персонажей картины. В 1861 году Перов закончил Школу живописи и получил золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». Известно, что Перов писал портрет со старика, в жизни которого хотел принять участие, устроить его в приют.
Крестный код Перова
Крамского, Г. Мясоедова, В Пукирева, В. Фильм из цикла "Передвижники" студия "Неофит".
Однако по их лицам и позам видно, что все они страдают из-за сложившейся ситуации. Работа дает пищу для размышлений о том, насколько же несчастны были люди, вынужденные жить по этим социальным нормам.
На террасе — Борис Кустодиев На террасе — Борис Кустодиев, 1906 Известна эта работа из-за прекрасной передачи образов счастливых и любящих друг друга людей. Художник мастерски передал ту теплоту и внутренний свет, который исходит от каждого члена семьи. Достоверность происходящего еще больше подтверждается тем, что Кустодиев написал себя и своих родных. Ковер-самолет — Виктор Васнецов Ковер-самолет — Виктор Васнецов, 1880 Еще одна сказка в исполнении великолепного творца.
Невозможно оторвать взгляд от насыщенных глубоких тонов полотна. А в центре всего этого — яркая, испускающая свет жар-птица, запертая в золотой клетке. Для русского народа нет ничего приятней, чем увидеть такое исполнение его любимой сказки. Боярыня Морозова — Василий Суриков Боярыня Морозова — Василий Суриков, 1884-1887 Художник писал жанровую живопись, как бы отвечая на вопрос: «Как выглядит русский человек?
Яркий образ, прекрасное исполнение и интересная личность главной героини делают картину одной из лучших и узнаваемых в своем жанре. Тайная вечеря — Павел Попов Тайная вечеря — Павел Попов Написать самый известный библейский сюжет так, чтобы он выделялся, хотели многие живописцы. Однако Попову это удалось блестяще, так как он использовал в своей работе уклон в реализм, из-за чего далекое от простого народа событие, стало ему близко и вызывало теплые приятные чувства. Фрак означал начало самостоятельный жизни в отрыве от родителей, поэтому этот момент был столь важен в жизни молодого парня и его семьи.
Все, изображенные на картине, переживают, волнуются, хотят, чтобы все было просто идеально. Знаменитой эта работа стала из-за понятного сюжета и ярких эмоций, легко читаемых по лицам персонажей. Портреты Изображение человека всегда было самым широким способом передать его сущность, настроение и характер. Русская живопись полна прекрасных работ в этом жанре, они максимально концентрируются на выражении лица, глазах и одежде человека, чаще всего, не отвлекая зрителя деталями фона.
Изюминкой работы стала тайна, которая, кажется, стоит за этой симпатичной девушкой. Ее гордый стан и надменный взгляд очаровывают и удивляют, а легкая улыбка добавляет волнительных ноток этому шедевру русской портретной живописи. За туалетом — Зинаида Серебрякова За туалетом. Автопортрет — Зинаида Серебрякова.
Простые линии, четкая фигура и простое действие — расчесывание волос, однако, из-за теплоты, той самой простоты и солнечности всей картины, она завораживает любого, кто на нее посмотрит. Девочка с персиками — Валентин Серов Девочка с персиками, картина Валентина Серова Удивительно, но на момент написания произведения художника раскритиковали. Это случилось из-за слишком смелых идей, к которым мир русской культуры был еще не готов. Сейчас же знаменитая розовощекая девочка с персиком в руке один из символов классической отечественной живописи.
Все это благодаря уникальной миловидной внешности натурщицы, которую так искусно перенес Серов на холст. Также, работа наполнена светом и мягкими тонами, придающие портрету еще большей нежности и легкости. Всадница — Карл Брюллов Всадница — Карл Брюллов, 1832 Благодаря правильной расстановке моделей и окружающего их пространства «Всадница» считается идеалом портретов того времени. А яркие и насыщенные краски и трепетная детализация делают ее еще более запоминающейся.
После Брюллова многие стали писать подобные работы, но сделать лучше, известнее и качественнее не выходило. Аленушка — Виктор Васнецов Аленушка — Виктор Васнецов, 1881 Оживление сказочного персонажа удалось художнику на славу. Аленушка предстала перед публикой живой и реальной девушкой, которая просто присела у речки, чтобы подумать о чем-то своем. За такой талантливый и нестандартный подход картина и получила любовь, как простого народа, так и критиков.
К тому же, именно эта картина одна из самых известных русских картин на Западе. Портрет Марии Лопухиной — Владимир Боровиковский Портрет Марии Лопухиной — Владимир Боровиковский, 1797 Официальное признание всемирным шедевром объясняется абсолютным эстетизмом, воплощенным в силуэте этой женщины. В народе же ее, не зная всех тонкостей искусства, полюбили просто за то, что она очень изящна и приятна глазу своими нежными светлыми красками. Неутешное горе — Иван Крамской Неутешное горе — Иван Крамской, 1884 Ужасающая сцена развернулась на одном из полотен художника — женщина потеряла своего ребенка.
Именно тогда появились творения «Птицелов», «Ботаник», а также портреты знаменитых русских классиков. При этом изображённые литераторы разительно отличались на картинах Перова от «официальных» и строгих картин. Александра Островского Василий Григорьевич изобразил в домашней обстановке, Ивана Тургенева — погружённым в размышления. Известнейшей работой стало полотно с портретом Фёдора Достоевского. На нём мы видим писателя, который, ссутулившись и обхватив себя руками, смотрит в угол комнаты. Иван Крамской, признанный мастер портретов, признавал: «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще. В нем все сильные стороны художника налицо: характер, сила выражения, огромный рельеф». Одной из самых ярких стала его картина «Суд Пугачёва». Изначально живописец планировал создать три полотна, посвящённых восстанию Емельяна Пугачёва, но завершить работу успел лишь над этой картиной. И здесь мы снова видим драму — только теперь уже в историческом контексте.
Перов с лёгкостью уводит нас в мир прошлого, позволяет погрузиться в былое и словно бы перенестись через века. Василий Григорьевич Перов «Суд Пугачёва», 1875 год Местонахождение: Государственный исторический музей, Москва, Россия Личные трагедии На протяжении всей жизни Василий Перов тяготился обстоятельствами своего происхождения. Василий Григорьевич очень болезненно переносил это. Но в его жизни было немало других трагедий и драм, которые Перов стоически переносил, при этом отражая собственные чувства на полотнах. Любимой женщиной живописца стала Елена Шейнс, с которой он обвенчался в 1862 году, перед самым отъездом за границу. Перов мечтал насладиться семейным счастьем и не сомневался, что с возлюбленной проживёт вместе многие годы. Но этому свершиться было не суждено. Спустя всего пять лет после свадьбы любимая супруга Перова умерла, оставив мужа с тремя детьми. А потом ему пришлось пережить смерть двух старших детей. Выжил лишь младший сын Владимир, который, к слову, продолжил дело отца, тоже став художником.
В 1872 году Василий Григорьевич женился во второй раз. Его избранницей стала Елизавета Друганова. Увы, залечить сердечную рану после потери первой супруги живописец так и не смог. Чтобы отогнать печальные мысли и скорбные размышления, он старался полностью уйти в работу. Многие искусствоведы считают, что именно этот душевный надлом помогал мастеру создавать удивительные полотна, на которых Перов нередко изображал «могучую и обильную, великую и бессильную матушку Русь». Василий Григорьевич Перов «Портрет Елены Эдмундовны Шейнс» не окончен , 1868 год Местонахождение: Национальный художественный музей, Минск, Беларусь Болезни и смерть Для многих молодых живописцев Перов стал добрым наставником и верным другом. Немало талантов приобрела Россия благодаря опытному взору мастера, который оказывал поддержку своим ученикам — так же, как когда-то ему самому помог его преподаватель. Он понимал, насколько это важно, и что порой именно такая помощь оказывается решающей в судьбе талантливого человека. К сожалению, Василий Григорьевич, никогда не отличавшийся крепким здоровьем, в 1881 году тяжело заболел тифом и воспалением лёгких. Промучившись в больнице, он так и не смог выздороветь, а болезни эти стали роковыми для художника.
Перов умер в июне 1882 года. Ему было всего 48 лет, но даже за столь недолгую жизнь Василий Григорьевич сумел оставить после себя не только добрую память, но и по-настоящему бессмертные творения, обогатившие русскую живопись. Как точно отмечал М. Нестеров: «Островский, Достоевский, Погодин, — разве это не целая эпоха? Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты». Одна из последних картин Василия Григорьевича Перова «Плач Ярославны», 1881 год Местонахождение: Частная коллекция Василия Перова похоронили на монастырском кладбище на территории Данилова монастыря. На могиле было установлено скромное надгробие в виде креста на Голгофе. Позднее останки живописца были перезахоронены в Донском монастыре. Однако истинным памятником великому русскому художнику стали вовсе не надгробная плита, а его творения, на которых показана скорбная, а порой и неприглядная, но правдивая жизнь Руси. Местонахождение: Государственный Русский музей.
Мать пришла его навестить, привезя из гостинцев только лепешку хлеба. Смерть переселенца Знаменитая картина реалиста Иванова 1889 год иллюстрирует внутреннюю миграцию в России. В конце XIX века жители страны целыми деревнями поднимались с насиженных мест в поисках лучшей жизни. Их путь был связан с десятками опасностей. Ситуация немного нормализовалась только с открытием Сибирской железной дороги. Прачки Картина 1901 года изображает обессиленных тружениц.
Выставка-вернисаж к 185-летию русского художника Василия Перова
В ранних работах примыкает к традиции социальных сатир Федотова "Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы", "Приезд станового на следствие". Творчество Перова формируется в непосредственной связи с основными принципами русских революционных демократов. Ранние картины Перова Василия Григорьевича "Проповедь на селе", за которую он был удостоен большей золотой медали, "Сельский крестный ход на пасхе", "Чаепитие в Мытищах"- острая злободневная сатира, полная обличительного пафоса. В 1862 году художник был направлен Академией художеств пенсионером в Париж. Он посетил также художественные центры Германии, но вернулся ранее срока, так как стремился к изучению и изображению русской жизни. Повышается его живописное мастерство. В это время созданы произведения, выдвинувшие Перова в число известнейших жанристов не только России, но и Европы. Перов Василий Григорьевич пишет картины "Монастырская трапеза", "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Птицелов" и другие.
Им созданы проникнутые лирической грустью, созвучные гражданской лирике Н. Некрасова произведения, среди которых картины: "Проводы покойника", "Утопленница", "Последний кабак у заставы".
Порой труд, который приходилось им выполнять, был непосильным. Репин на своем полотне изобразил знакомую многим ситуацию, когда людей использовали как безликую рабочую силу. Именно из-за страшного и пугающего своей жестокостью сюжета это произведение и получило такой отклик. Богатыри — Виктор Васнецов Богатыри — Виктор Васнецов, 1898 Картины художника стали настоящим олицетворением сказок и былин, которые так полюбились народу. Опять двойка — Федор Решетников Опять двойка — Федор Решетников, 1952 Плохие отметки в школе знакомы почти каждому, поэтому и сюжет картины был очень близок любому человеку. Немного грустная ситуация, которая происходит в канун праздника, дает понять, что беда с оценками — это проблема не только школьника, но и всей его семьи. С точки зрения живописи, работа выделяется яркими, насыщенными красками и массой увлекательных деталей, которые тоже оправдывают ее известность.
Бабушкин сад — Василий Поленов Бабушкин сад — Василий Поленов, 1878 Картина задевает сердце, душу и трогательно напоминает о быстротечности жизни. Поленов смог заставить зрителя задуматься и пофилософствовать на тему созидания и единства людей и природы. Великолепное исполнение, сочетание самых нежных оттенков придают полотну глубину. Неравный брак — Василий Пукирев Неравный брак — Василий Пукирев, 1862 Шедевр среди картин, на которых изображена трагедия замужества по расчету. В те времена это было очень распространенной бедой для молодых девушек, которые мечтали выйти за любимого человека. Боль, грусть и беспрекословное смирение делают эту картину такой выдающейся среди жанровых произведений. Последний день Помпеи — Карл Брюллов Последний день Помпеи — Карл Брюллов, 1833 Сюжет работы описывает страшное бедствие, настигшее жителей Помпеи в 79 году нашей эры — извержение вулкана. Брюллов написал одну из лучших версий этого события. В глазах людей застыл безумный страх, который уже медленно превращается в обреченность.
Популярность картины объясняется великолепным мастерством художника, детализацией и проникновенностью чувств и эмоций людей, которые уже через мгновение будут погребены под волнами лавы. Не ждали — Илья Репин Не ждали — Илья Репин, 1884-1888 Ссылка была распространенным явлением для революционеров, которым не повезло быть пойманными. Картина полюбилась публике из-за сюжета, который волновал в то время очень многих. Мужчина возвращается к семье, удивленной, смущенной и встревоженной его неожиданным появлением. Реакция каждого из присутствующих передана великолепно. Охотники на привале — Василий Перов Охотники на привале — Василий Перов, 1871 Забавная и радостная картина, демонстрирующая отдых людей после хорошей охоты. Перов чудесно написал простых людей, которые рассказывают о своих подвигах. Каждый персонаж на полотне живой и яркий, эмоции естественные и настолько хорошо изображенные, что даже зритель на мгновение может представить себя рядом с этими людьми. Иван-царевич на сером волке — Виктор Васнецов Иван-царевич на сером волке — Виктор Васнецов, 1889 Художник сумел передать образы из русской народной сказки настолько живо и реалистично, что сложно поверить в то, что это всего лишь вымысел.
Кажется, будто мастер сам видел и был в тот момент, когда Иван-царевич вместе со своей суженной сидели верхом на огромном сером звере. Именно за такую реалистичную подачу эта картина и стала такой популярной. Дети, бегущие от грозы — Константин Маковский Дети, бегущие от грозы — Константин Маковский, 1872 Помимо изысканной и нежной работы творца, это произведение Маковского радует зрителя эмоциональными милыми образами детей. Работа проникновенно точно показывает, что в детстве все чувствуется немного иначе, более жизнерадостно, так, будто ничего плохого в мире вовсе нет. Способность этой картины окунуть в те невинные, полные счастья и веселья времена, и объясняет ее известность. Сватовство майора — Павел Федотов Сватовство майора — Павел Федотов, 1848 Еще одна известная русская картина на популярную тему о браках по расчету. На этот раз четко не показывается, что не так в этой ситуации для каждого из персонажей. Однако по их лицам и позам видно, что все они страдают из-за сложившейся ситуации. Работа дает пищу для размышлений о том, насколько же несчастны были люди, вынужденные жить по этим социальным нормам.
На террасе — Борис Кустодиев На террасе — Борис Кустодиев, 1906 Известна эта работа из-за прекрасной передачи образов счастливых и любящих друг друга людей. Художник мастерски передал ту теплоту и внутренний свет, который исходит от каждого члена семьи. Достоверность происходящего еще больше подтверждается тем, что Кустодиев написал себя и своих родных. Ковер-самолет — Виктор Васнецов Ковер-самолет — Виктор Васнецов, 1880 Еще одна сказка в исполнении великолепного творца.
Начинается тихое раннее утро. Поэзия пробуждающейся природы заставляет острее почувствовать трагедию рано оборвавшейся жизни.
Приезд гувернантки в купеческий дом О тяжелой женской доле рассказал Перов в картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» 1866, ГТГ. Изображен момент, когда скромная образованная девушка-гувернантка в смущении и робости предстала перед купеческой семьей, бесцеремонно и нагло рассматривающей ее. По силе характеристики купеческих образов, сатирической остроте решения Перов близок к Островскому. И художник и драматург обличали страшный мир Тит Титычей и Кабаних. В произведениях Перова второй половины XIX века русское искусство, по словам Стасова, выступило «… во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно произносило свой приговор над ее явлениями». В 1869 году в Москве Перов принял участие в объединении группы художников, основавших впоследствии Товарищество передвижных выставок.
В 1871 году в Петербурге открылась Первая передвижная выставка, на которой были две его картины — «Охотники на привале», «Рыболов» — и портреты А. Островского и Е. С этого года художник прочно связал свою жизнь с Товариществом и в течение семи лет был членом Правления. В это же время начинается и напряженная педагогическая работа Перова в Московском училище живописи и ваяния, а также его литературная деятельность. Ему принадлежит ряд рассказов, таких, как «Тетушка Марья», «Под крестом», «На натуре. В 70-х годах Перов все реже обращается к сюжетам, содержащим социальное обличение.
В его творчестве начинают преобладать бытовые картины, где с мягким юмором изображаются характерные сценки из жизни русской провинции. Интерес к человеку, всегда живший в искусстве Перова, нашел более полное и глубокое выражение в созданных им портретах современников. Это прежде всего крестьянские портреты. Перова привлекают люди с яркой индивидуальностью, богатым внутренним миром. Он сумел воплотить в художественных образах подлинно народные типы. Таков «Фомушка-сыч» 1868, ГТГ.
Видно, что этот крестьянин прожил нелегкую, полную труда и унижения жизнь, но сохранил человеческое достоинство. Еще глубже по психологической характеристике портрет «Странника» 1870, ГТГ. Созданные же Перовым в начале 70-х годов портреты выдающихся деятелей культуры могут быть поставлены в один ряд с лучшими работами И. Крамского и И. Портреты Перова отличаются удивительной простотой, искренностью и правдивостью. Они естественны по композиции, строги и скупы по колориту.
В простой домашней обстановке изображен А. Островский 1871, ГТГ. С удивительной тонкостью и особой проникновенностью написаны художником портреты видных деятелей: доктора В.
Картины «Тройка», «Приезд гувернантки» так же широко известны публике. За них художнику было присуждено звание академика. Его картины «Рыболов» и «Охотники на привале» были представлены на Всемирной выставке в Вене. Василий Перов был и прекрасным портретистом. Ему необходимо было передать не только характерные черты лица, но и духовную суть человека.
Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно» — утверждал художник. О них писали: «Портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты». Ученик Перова, Михаил Нестеров, оставил о нем живые воспоминания. Тиф и воспаление лёгких подорвали здоровье художника. Он умер, прожив всего 48 лет. Василия Перова называли «подлинным певцом скорби».