Мавзолей Ленина на Красной площади Москвы — это большое гранитное сооружение, архитектура которого отражает стиль начала прошлого века. В сети много ходит слухов, что как такового тела Ленина уже не осталось и в Мавзолее лежит восковая кукла.
Надо ли закапывать Ленина: мавзолей революционера ожесточил спор кандидатов в президенты
об этом сегодняшний пост. В центре Москвы задержан мужчина, пытавшийся похитить тело Владимира Ленина из мавзолея. В честь дня рождения Владимира Ильчина Ленина вспомним, почему его решили оставить в мавзолее, планируют ли его хоронить и кто еще есть в некрополе.
Мумия Ленина: уход за телом. Обслуживание мавзолея Ленина
Все последующие годы были отмечены спорами и дискуссиями среди политиков, историков и общественности относительно судьбы мавзолея и мумии Ленина. Ещё в первые дни после смерти Ленина пошли слухи, что выставленное на обозрение тело — ненастоящее, а в гробу лежит восковая мумия. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Солдат ВСУ Николай Томайчук, мечтавший исполнить танец с саблями на крыше Мавзолея в Кремле.
Интерьеры мавзолея
- Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади
- Операция «Мавзолей»
- Мавзолей: последние новости на сегодня, самые свежие сведения | МСК1.ру - новости Москвы
- Идея обуха завоёвывает массы
- Ответы : Зачем тело Ленина хранят в мавзолее? Почему его не похоронят?
- Актуальные материалы о мавзолее Ленина - РТ на русском
Как мумию Ильича вынесли из Мавзолея
Борясь с церковным влиянием, большевики старались своими поступками осквернить все, что считалось святым. Они могли выпить церковное вино, забирали хлеб у монахов и драгоценности из церковного реквизита, которые иногда бесследно исчезали. Таким образом было разгромлено 63 священные раки с мощами святых в разных городах России. Как было принято решение о бальзамировании вождя: дискуссии и желание оживить Первый мавзолей был деревянный, построенный в 1924 году, а в 1930 году его перестроили. Первое бальзамирование тела Ленина проводилось по обычной стандартной технологии, которая позволяла сохранить его несколько дней, до того момента, когда останки предадут земле. Этим занимался Алексей Абрикосов, но на высшем уровне строились другие планы и велись жесткие дискуссии. Для захоронения было выбрано место на Красной площади, на котором временно построили деревянный мавзолей для удобства прощания с Лениным большого количества людей. Но отведенных три дня оказалось мало, потому что люди шли непрерывным потоком.
Это поспособствовало тому, чтобы утвердить предложение Сталина — увековечить Ленина на годы. Тело изначально хотели заморозить. Это было идеей наркома Леонида Красина, который увлекался мистикой и верил, что человека можно воскресить, но для этого его нужно сохранить. В Германии было заказано дорогое оборудование, которое все же не успело прийти в нужное время. Протесты Крупской против памятника и длительного бальзамирования Надежда Крупская была против долговечного бальзамирования тела Владимира Ленина. Троцкий был близок с Лениным, и в его лице вождь видел нового лидера страны. Поэтому он знал предпочтения Ильича и его нелюбовь к идолопоклонничеству.
Чтобы забальзамировать надолго тело, требовалось разрешение родственников, но Надежда Крупская была против. Она даже написала письмо в политбюро, где было сказано, что не стоит уходить во внешнее почитание личности. Не нужны памятники, торжественные мероприятия, строительства дворцов, потому что Ленин никогда этому не придавал значения при жизни. И даже наоборот — это его очень тяготило. Но в это время уже работала пропаганда, запущенная в массы. Народ «писал» пожелания, чтобы Ленин всегда оставался с ними. Как окажется позже, при раскрытии секретных документов, такие письма были написаны под диктовку в высших эшелонах власти, а потом разосланы по предприятиям для обязательной подписи рабочих.
Крупской пообещали, что бальзамирование — это временная и вынужденная мера. Но это оказалось неправдой. Возможно, поэтому Крупская не любила посещать Мавзолей, она была в нем всего лишь несколько раз.
Мнения участников обсуждения разошлись, и в тот день ничего не решили. Точнее, решение было половинчатым: попробуем сохранить, но без уверенности, что это возможно и нужно, и без обещаний, что это навечно.
В конце марта было решено попробовать экспериментальный метод бальзамирования тела, предложенный профессором Владимиром Воробьевым из Харькова и биологом-биохимиком Борисом Збарским. Процедура не имела аналогов, и в ее успехе ни Воробьев, ни Збарский не были уверены. Они проработали четыре месяца в специальной лаборатории, созданной прямо внутри временного мавзолея. Многие процедуры им приходилось придумывать и корректировать на ходу. Эта двоякость отразилась и в том, что на протяжении месяцев споры и обсуждения тела Ленина велись одновременно в двух различных комиссиях.
Первая называлась комиссией по организации похорон, а вторая — комиссией по сохранению тела. Многие партийные руководители принимали участие в работе обеих. Восприятие Ленина в среде партийного руководства было странным: будто бы в мавзолее лежали два тела — обычный, постепенно разлагающийся труп человека, и телесное воплощение чего-то большего, грандиозного, отличающегося от Ленина и превосходящего его. Хотя на момент бальзамирования эти два тела еще состояли из одной и той же биологической материи, такое положение дел, как мы уже знаем, долго не продлилось. Двоякое отношение к телу Ленина в среде партийного руководства воспроизводилось и в последующие годы.
Постоянно возникающие слухи о том, что ленинское тело — всего лишь копия, в некоторой степени ошибочны, а в некоторой степени верны.
Затем блок лабрадора везли по железной дороге, для чего пришлось использовать специальную платформу с 16 колёсами, на которой в период Первой мировой войны перевозили подводные лодки. В Москве монолит привезли на Киевский вокзал, затем на Ленинградский, а с наступлением ночи за пару часов его перевезли на Красную площадь. Интересно, что от 60 тонн изначальной массы камня, после обработки осталось 48 тонн, это был самый крупный монолит из использованных при строительстве мавзолея. Затем на нём сделали надпись, подняли и разместили над входом при помощи мощных железнодорожных домкратов. А теперь вопрос, никому не кажется странным такое количество усилий, потраченное для постройки одного памятника архитектуры, посвящённого всего одному человеку? Если раньше люди настолько не заморачивались даже с мощами святых, включая самого Иисуса Христа. Но и это были ещё далеко не все заморочки. Так вес постамента под саркофаг достигал 20 тонн, он был установлен на толстый слой песка, а вокруг плиты были забиты ограждающие сваи, предохраняющие усыпальницу от вибраций даже при перемещении по площади тяжёлых танков во время парадов на 9 Мая.
Остальные монолиты весили намного скромней, «всего» от 1 до 10 тонн. Верхняя плита состояла из красного карельского кварцита и находилась на колоннах из гранита, разные породы которого специально свозили в Москву из всех республик СССР. Каменный мавзолей построили за 16 месяцев, к октябрю 1930 года. При этом общий вес конструкции составил около 10 000 тонн. И что примечательно, мавзолей занимал самую высокую точку на Красной площади. Ранее по всему миру самые высокие точки занимали здания исключительно ритуального предназначения иногда это были дома вождей, в которых по праздникам возносили хвалы богам. Но при СССР был атеизм, а христианские храмы одно время даже взрывались или сносились. Поэтому так тщательно подходили к сохранению как его тела, так и постройке самого мавзолея. Напомню, что это были годы после Первой мировой войны и революции, с её гражданской войной, страна местами была в руинах, а население голодало.
Поэтому для такого тщательного подбора материалов на постройку Мавзолея, нужны были очень веские причины. Архитектурой мавзолея и некрополя руководил Исидор Француз Исидор Исаак, Иосиф Аронович Француз , которые во время строительства были приведены к единому архитектурному оформлению. Были убраны разнохарактерные надгробья и монументы, объединены отдельные и коллективные захоронения у Никольской и Спасской башен, была заново оформлена и установлена ограда. А слева и справа от мавзолея были установлены гостевые трибуны на 10 000 мест. Тот факт, что строительством такого архиважного для государства строения руководил еврей тоже не случайное совпадение. Поскольку, если посмотреть генеалогическое древо Владимира Ленина, увидим, что в его роду были евреи. А если почитать его биографию, то выясниться, что отец Ленина, Илья Николаевич Ульянов служил инспектором народных училищ Симбирской губернии, и был сыном бывшего крепостного крестьянина. И этот человек крайне низкого происхождения, неожиданно дослуживается до чина действительного статского советника, в Табели о рангах соответствующему военному чину генерал-майора. Этот чин давал право на потомственное дворянство.
А это значит, что конец Российской империи и её дворянству положил потомственный дворянин... Интерьеры мавзолея Внутри мавзолея расположились вестибюль, Траурный зал и пара лестниц. Напротив входа в мавзолей в гигантском гранитном блоке был высечен герб СССР образца 1923 года. Известно, что в 1930 году модель герба из гипса была создана скульптором Иваном Шадром, а высек его из серого лабрадора гранитчик А. Одной из заморочек стала сложность обработки Лабрадора, и во время изготовления герба первый камень был испорчен. У герба имеются 6 лент, которые изобразили объёмными, а на каждой из лент, на разных языках была высечена фраза «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Из вестибюля попасть вниз можно по двум лестницам. Левая лестница шириной 3 метра ведёт в Траурный зал.
Уже от него инициатива перешла к другим участникам обсуждений. Многие во время дебатов к этой идее отнеслись, мягко говоря, скептически.
Когда товарищ Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его надо хоронить по-русски. По-русски, по канонам Русской православной церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина. Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина и создать из них мощи. Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют ничего общего. Лев Троцкий из книги Николая Валентинова «Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина» История создания Мавзолея Ленина После смерти тело Ленина все же забальзамировали — первичную процедуру, рассчитанную на шесть дней, провел академик Алексей Абрикосов. За это время архитектор Алексей Щусев возводил на Красной площади первый мавзолей — деревянный, уже представлявший собой ступенчатую пирамиду с единственной надписью «Ленин». Последующее бальзамирование тела вождя революции — уже на 40 дней — провели профессор анатомии Владимир Воробьев и биохимик Борис Збарский. Гранитный Мавзолей Владимира Ильича Ленина увидел свет в 1930 году. С того времени и до конца существования Советского Союза это здание так или иначе фигурировало в истории страны и всего мира — от парадов Победы до полета человека в космос.
По христианской или по атеистической? Да и кому решать, что есть нетленная во всех смыслах история, а что — пережиток прошлого? И если в начале XX века, после образования социалистического государства, шел полный слом всех социальных и этических норм, то позднее это уже стало скорее нормой от привычки», — заметил в беседе с «360» Шуванников. Global Look Press Режиссер уверен, что российские власти поступают, в отличие от многих активистов, мудро, оставляя вопрос с нахождением Ленина в мавзолее неизменным. Так Россия избегает ненужных общественных трений и не уподобляется многим бывшим странам Советского Союза, которые в первую очередь бросились сносить своих бронзовых вождей со всех площадей. В какой-то мере эта задача выполнена: для многих людей фигура Ленина стала заменой святым или святой фигурой. Любые попытки изменить этот статус-кво, убрать тело из мавзолея будут восприниматься как покушение на нечто святое», — объяснил Шуванников. Однако, добавил собеседник «360», похоронив тело одного из самых неоднозначных и при этом значимых людей в истории страны, россияне в первую очередь выполнят волю самого Ленина и его жены. Надежда Крупская, как вспоминали современники, после похорон мужа в мавзолее больше ни разу замечена не была. Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности.
Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и так далее — всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим. Надежда Крупская из письма, опубликованного в газете «Правда», 30 января 1924 года Почему не надо хоронить Ленина Депутат Госдумы и публицист Анатолий Вассерман в разговоре с «360» рассмотрел как самого Владимира Ленина, так и судьбу его останков с точки зрения политики.
«Идея неплоха»: саратовские депутаты поддержали предложение продать мумию Ленина
Многие не знают, что в истории было целых три ленинских мавзолея, и два первых — из дерева. Почему первоначально такое важное сооружение строили из столь непрочного материала? Создателем всех трех мавзолеев был архитектор Алексей Викторович Щусев. Поэтому прикасаться к нему нельзя! Сейчас его на праздники закрывают какими-то тряпками… Смешно, но что поделаешь! Причем даже сегодня находятся те, кто уверяет, будто Ленина подменили на другого человека или вообще на восковую фигуру. Что вы думаете об этом? В этом не было необходимости: я знаю, что в институте, который занимался хранением тела Ленина, в совершенно аналогичных условиях, в лаборатории, точно так же хранилось тело какого-то случайного человека.
Ученые на нем проверяли, все ли хорошо: раз это тело лежит — значит, и там все в порядке. Когда Ленина похоронили, он был одет в военный френч защитного цвета и на груди у него был орден Красного Знамени, которым его наградили в свое время. А потом его вывозили в эвакуацию в Тюмень когда началась Великая Отечественная война, тело Ленина было решено эвакуировать из Мавзолея на Красной площади, куда его вернули только в 1945 году. Уже по возвращении из Сибири его переодели в штатский костюм.
Похороны Сталина, 1953 год. То, как руководители партии и приближенные ученые говорили о нем, когда стало известно, что некоторое время оно разлагаться не будет, напоминает то, как партийное руководство относилось к Ленину в последние месяцы его жизни. Тогда еще живой вождь был исключен из политической жизни и спрятан в подмосковных Горках, а в публичном языке партийной прессы и речей появился другой, канонизированный Ленин. В дискуссиях комиссии по организации похорон мы сталкиваемся с подобным двояким отношением, когда обсуждались планы погребения вождя и одновременно — планы сохранения его непогребенным, закрытого склепа и публичного показа. Эта двоякость отразилась и в том, что на протяжении месяцев споры и обсуждения тела Ленина велись одновременно в двух различных комиссиях. Первая называлась комиссией по организации похорон, а вторая — комиссией по сохранению тела.
Многие партийные руководители принимали участие в работе обеих. Восприятие Ленина в среде партийного руководства было странным: будто бы в мавзолее лежали два тела — обычный, постепенно разлагающийся труп человека, и телесное воплощение чего-то большего, грандиозного, отличающегося от Ленина и превосходящего его. Хотя на момент бальзамирования эти два тела еще состояли из одной и той же биологической материи, такое положение дел, как мы уже знаем, долго не продлилось. Двоякое отношение к телу Ленина в среде партийного руководства воспроизводилось и в последующие годы. Великий легитиматор В советское время возникла политическая модель, связывающая принцип воспроизводства суверенной власти с принципом удвоения тела вождя. Она возникла неожиданно и незапланированно — просто совпало несколько условий: долгий период болезни, когда Ленина одновременно изолировали от политической жизни и канонизировали в образе ленинизма. Из-за холодов той зимы тело не подверглось разложению, что дало возможность обсуждать его судьбу. Важно учитывать и особенности социально-культурной организации ленинской партии нового типа — уникального политического института. Ленин в мавзолее. В отличие от суверенной монархии, ни один лидер партии и государства после Ленина не мог занять его место, находящееся за пределами политического пространства.
Истина в этой системе была выражена на языке ленинизма. Любой руководитель СССР, включая Сталина, был обязан апеллировать к ленинизму для легитимации своей власти и не мог поставить эту доктрину под вопрос или заменить другой истиной. Каждый из них мог потерять бразды правления, если бы оказалось, что он искажает ленинизм. Иллюстрацией этого тезиса служат два важнейших феномена власти в советской системе: возникновение исключительного культа личности Сталина и полное развенчание его после смерти. Оно функционировало как материальное воплощение геройского деперсонифицированного субъекта, советского суверена. Оно было удвоено, являясь совмещением смертного и бессмертного тел. То, как тело Ленина поддерживалось на протяжении десятилетий, отражало совокупность этих двух тем. Смертным телом суверена был труп конкретного человека, а бессмертным — погребальная кукла, которая воспроизводилась путем специальных процедур и ритуалов. Постоянно возникающие слухи о том, что ленинское тело — всего лишь копия, в некоторой степени ошибочны, а в некоторой степени верны. Оно реальное, но его постоянно меняют.
Его биологические материалы заменяются на новые, но в результате его форма остается неизменной. Этот проект возник постепенно — как часть сложной космологии, смысл которой для партийной системы, включая ее руководство, никогда не был ясен до конца. Работа над телом Ленина всегда велась в атмосфере строжайшей секретности, за закрытыми дверями. То же самое происходило и с ленинскими текстами, высказываниями и фактами биографии. Благодаря такому подходу ленинизм всегда выглядел как нечто фундаментальное, неизменное и вечное, в то время как в действительности он незаметно менялся, подстраивался партийным руководством под нужды текущего момента. Эта доктрина в таком подходе выглядела как источник действий партии, а не продукт партийных манипуляций, и то же самое касалось не только текстов, но и тела Ленина. Постсоветское российское государство не закрыло мавзолей, но резко сократило его финансирование. На протяжении последних 25 лет однозначного решения о судьбе тела Ленина так и не было принято. Сегодня оно остается в мавзолее в публичном доступе, а лаборатория продолжает работать.
Даже сегодня суставы в ленинском теле сгибаются, торс и шея поворачиваются. Оно не затвердело, не превратилось в высохшую мумию, поэтому называть его мумией, как это постоянно делается в СМИ, неправильно. Ленин умер 21 января 1924 года. Сначала плана сохранить его тело на века не было. Сразу после смерти вождя профессор медицины Алексей Иванович Абрикосов провел вскрытие, а затем процедуру временного бальзамирования — с тем, чтобы сохранить тело на протяжении 20 дней, пока будет идти публичное прощание. Затем тело было выставлено для публичного прощания в Колонном зале Дома Союзов. Несмотря на исключительно холодную зиму, когда температура ниже минус 28 держалась несколько месяцев подряд, толпы граждан стекались в столицу со всех уголков страны, чтобы отдать последнюю дань вождю. Похороны Ленина были назначены на 27 января. Спустя шесть дней после его смерти на Красной площади рядом с могилами революционеров был построен деревянный мавзолей, в котором должны были захоронить вождя. Каждые три дня комиссия по организации похорон в составе партийных руководителей и приближенных врачей проверяла состояние тела. Из-за низкой температуры и благодаря качественной временной бальзамировке Абрикосовым, на теле не появлялись признаки разложения — его можно было оставлять открытым. Первые явные признаки разложения появились лишь через два месяца, в марте. Благодаря неожиданно длительному периоду, в течение которого они отсутствовали, у партийного руководства была возможность оттягивать погребение и одновременно обсуждать его возможную судьбу.
Власти оперативно отреагировали на настроения трудящихся, и уже 23 января стал рассматриваться вопрос именно бальзамирования и помещения в общественно доступный склеп мавзолей. Ленин предпочёл бы крематорий? Мнения большевистской верхушки по этому поводу разделились. Против, разумеется, родные и близкие Ленина те старые большевики, которые были дружны с Лениным как с человеком, а не как с «символом революции». Мнение несогласных хорошо высказал Владимир Бонч-Бруевич: «Я подумал, как бы сам Владимир Ильич отнёсся к этому, и высказался отрицательно, будучи совершенно убеждён, что он был бы против такого обращения с собой: он всегда высказывался за обыкновенное захоронение или за сожжение, нередко говоря, что необходимо и у нас построить крематорий». Караул у временного мавзолея, 1924 г. Wikimedia Commons Надежда Крупская, вдова Ленина, позднее писала: «Когда у наших возник проект похоронить Владимира Ильича в мавзолее, я ужасно возмутилась — его надо было похоронить с товарищами, вместе под Красной стеной пусть лежат…» Против высказался и Лев Троцкий. Он считал, что такое отношение к телу покойного больше подходит для древних религиозных культов, а не для победившей революции. Исаак Бродский, 1924 г. Wikimedia Commons «Предавать земле тело столь великого и горячо любимого вождя, каким является для нас Ильич, ни в коем случае нельзя. Мы предлагаем забальзамировать прах и поместить в стеклянный герметически запаянный ящик, в котором прах вождя можно будет сохранять в течение сотен лет», — вторили путиловцам рабочие Рогожско-Симоновского района Москвы. Такое двойное давление — со стороны рядовых коммунистов и от видных большевиков Сталин , Дзержинский, Зиновьев — заставило родных смириться.
Остросюжетный политико-медицинский триллер: как и зачем бальзамировали Ленина
Что же случилось после «заселения» и как «труп» повлиял на события 20 века в России? Тут уже можно опираться не на субъективные предпочтения, а на факты. Хочу напомнить, что как раз с «трупом на Красной площади» страна долгое время развивалась такими темпами, каким позавидовал бы и первый христианский император Константин. Неупокоенный дух Ленина никак не помешал нам выиграть Вторую Мировую войну, овладеть ядерной энергией и выйти в космос. Как минимум не помешал, а может - как знать? Это первый факт — во времена «трупа» страна выиграла величайшую войну в истории и превратилась в ракетно-ядерную сверхдержаву. Всё это время мумия Ленина спокойно себе лежала, никому не мешала, склонности к вредительству и саботажу не проявляла. Мумия зашевелилась, и начала активно вредить России лишь с начала 90-х. Именно она — мумия Ленина - провела деиндуструализацию всей страны и перевела на Запад триллионы награбленного. Ну, в самом деле — просто смешно.
А если серьёзно, есть второй факт. Тело Ленина является святыней для миллионов людей. Правы эти люди или нет? Не хочу давать оценку. Но Мавзолей для них — святыня. Хорошо ли разрушать чужие святыни и причинять людям боль? По-христиански ли это? Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер Украина — США : Конечно, людям от духовности далеким трудно навязывать духовные нормы и ничего, кроме скоморошничества это не вызовет. Объяснять необходимость захоронения тела Ленина людям, привыкшим смотреть на высушенные человеческие тела-мумии в музеях, идеей греховности того, что тело не погребено, это следующая глупость, обреченная на провал.
Но то, с чем я готова согласиться, что нет смысла держать на главной площади страны тело человека, способствовавшего ее разрушению - слишком много чести и слишком много внимания и интереса. Ведь таким образом ему по-прежнему выдаются почести. И, безусловно, удаление тела Ленина с Красной площади окажет определенный лечебный эффект, правда очень-очень долгосрочный, но все равно ценный. Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик Израиль : Вроде бы, митрополит монотеистической церкви, а мышление — магическое, как у какого-то чукотского или индейского шамана. Он бы ещё волшебной палочкой помахать порекомендовал, распевая «Трах-тибидох». Или принести в жертву парочку девственниц — чтобы небеса смилостивились, и всё пошло как надо. Сандра Новикова, журналист и блогер: Владыку Илариона, пожалуй, можно назвать главой либерального крыла нашей церкви либералы даже прочат его в преемники Патриарха Кирилла и потому не случайно он пригласил в свою передачу главного десталинизатора М. Федотова; и не случайно он, говоря о попытках «назвать вещи своими именами» провёл такую линию: Хрущёв-Горбачёв-Ельцин-современные либералы. Однако если уж называть вещи своими именами, надо было проводить линию не со средины, то есть с Хрущёва, а с самого начала.
Сталин хитро поглядывал на противников идеи мавзолея: уж он-то знал, что для создания советского мифа это просто необходимо. А без мифа, без святынь не устоит ни одна политическая система. Видимо, ему удалось убедить Дзержинского и Рыкова. А может быть, они и не нуждались в сталинских аргументах, сами с усами.
По официальной версии, в ЦК и Совнарком ежедневно тысячами приходили письма трудящихся, требовавших навсегда сохранить родной для них «образ Ильича». Отчасти так оно и было. Но главное — Сталин заметил, как народ потянулся в мавзолей. Как «ходоки» жгли костры на московских улицах, чтобы согреться, а с утра отправиться к заветному саркофагу.
Народу необходима была новая религия — вера в великого человека, который даже умер не так, как все остальные. Недаром появился лозунг: «Могила Ленина — колыбель прогрессивного человечества». В одной из христианских молитв, которую хорошо знали многие большевики, говорится: «Гроб Твой — источник нашего воскресения». Скептики посрамлены Считается, что против «создания культа» Ленина поначалу выступал и вернувшийся в Москву Троцкий.
Скептически относились к этой идее и Бухарин, не желавший «возвеличивать прах», и Лев Каменев. Действительно, от этой затеи отдавало мистикой, чуждой марксистскому материализму. Но сторонники «советского зиккурата» победили, и вскоре Щусеву заказали проект нового мавзолея — более вместительного и торжественного на вид, с основательной трибуной. Там по революционным праздникам соратники Ленина приветствовали участников военных парадов и демонстраций трудящихся.
Это стало незыблемой традицией на десятилетия. Объект поклонения Мистический смысл этого проекта со временем выветрился. Ленин стал некой «материалистической святыней» — самым человечным человеком, которому поклонялись миллионы советских людей. Очередь к Мавзолею Ленина действительно никогда не иссякала и тянулась издалека.
Любили и любят посетить этот мемориал и иностранные туристы. Для них это одна из главных достопримечательностей Москвы. После краха советской власти не раз звучали предложения уничтожить мавзолей и закопать останки Ленина.
Путина по собиранию и выздоровлению Государства Российского будет подрублена в случае попытки десакрализации Владимира Ленина, Путин лишится опоры значительной части патриотов России. В советское время при Хрущеве, который в худшую сторону отличался от Сталина в восприятии Церкви и верующих, поднимался вопрос о десакрализации Русской Православной Церкви как раз через такой механизм - через вынос мумифицированных тел и мощей святых людей из мест их почитания вспомним, например, сколько великих русских духовников, в числе которых Илья Муромец, находится в Киево-Печёрской Лавре. Церковь продолжали преследовать, но грань, за которой Советская власть потеряла бы доверие русских людей, перейдена не была. Как воспринимать и оценивать прежние исторические формы Российского государства русских княжеств, Российской империи, СССР определяет лишь народ и его политический лидер. Наш народ свое веское слово однозначно высказал на конкурсе "Имя Россия" - "Сталин! А президент Владимир Путин по этой теме высказался однозначно и прямо: В.
Путин о Мавзолее Ленина и идеологии большевиков, о воспитании патриотизма на традиционной нашей почве, 10. Путин на встрече с доверенными лицами в пресс-центре Российской академии наук ответ Геннадию Хазанову. Дмитрий Сычёв, историк, публицист и блогер: Споры о Ленине будут продолжаться очень долго, поскольку здесь всё зависит не от фактов его биографии, а от субъективной точки зрения и текущей политической ситуации. Спорить можно до хрипоты, и никто никому ничего не докажет. Но это споры о ещё живом Ленине, до его переселения в Мавзолей. Что же случилось после «заселения» и как «труп» повлиял на события 20 века в России? Тут уже можно опираться не на субъективные предпочтения, а на факты. Хочу напомнить, что как раз с «трупом на Красной площади» страна долгое время развивалась такими темпами, каким позавидовал бы и первый христианский император Константин. Неупокоенный дух Ленина никак не помешал нам выиграть Вторую Мировую войну, овладеть ядерной энергией и выйти в космос.
Как минимум не помешал, а может - как знать? Это первый факт — во времена «трупа» страна выиграла величайшую войну в истории и превратилась в ракетно-ядерную сверхдержаву. Всё это время мумия Ленина спокойно себе лежала, никому не мешала, склонности к вредительству и саботажу не проявляла. Мумия зашевелилась, и начала активно вредить России лишь с начала 90-х. Именно она — мумия Ленина - провела деиндуструализацию всей страны и перевела на Запад триллионы награбленного. Ну, в самом деле — просто смешно. А если серьёзно, есть второй факт. Тело Ленина является святыней для миллионов людей. Правы эти люди или нет?
Не хочу давать оценку. Но Мавзолей для них — святыня. Хорошо ли разрушать чужие святыни и причинять людям боль? По-христиански ли это?
Деревянный мавзолей в 1925 году Похороны вождя были настолько серьезным событием, что Дзержинскому пришлось выпустить специальное распоряжение ОГПУ Объединенного государственного политического управления , в котором он призывал не поддаваться панике и сохранять бдительность и ясность ума. Исследования Нины Тумаркин, профессора исторического отделения Гарвардского университета, были призваны резюмировать одну неожиданную вещь: "Скорбь, пробужденная смертью Ленина, была, вероятно, отчасти вызвана другими обстоятельствами. Прощание с покойным в Москве и траурные церемонии в других городах, несомненно, являлись разновидностью катарсиса для людей, переживших трагическое десятилетие. Смерть Ленина стала поводом для первого общенационального ритуала оплакивания после всех тяжелых испытаний минувших лет.
Общество захлестнула волна истерической горести, подогреваемой открытым доступом к телу покойного вождя и траурными церемониями, которые проводились по всей стране", - пишет Тумаркин в книге "Ленин жив! Культ Ленина в Советской России". Осенью 1923 года было наконец принято решение, которое Троцкий впоследствии назовет "безумием": "Когда товарищ Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его надо хоронить по-русски. По-русски, по канонам Русской православной церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина. Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина и создать из них мощи", - писал Троцкий. По официальной версии, Сталину якобы пришло великое множество писем и телеграмм с призывами как-нибудь сохранить тело вождя пролетариата. Общественности эту точку зрения представлял Калинин, он же публично отстаивал ее с трибун.
Неизвестно, принадлежала ли в действительности эта идея Сталину, однако именно Сталин еще летом все того же 1923 года издал указ от 23 августа "Об отношении к религиозным организациям", устанавливающим запрет на гонения верующих. Согласно циркуляру, закрывать церкви можно было только в связи с контрреволюционными деяниями. Циркуляр был направлен на "искоренение религиозных предрассудков". Довольно иронично, что власть в лице Калинина решила восстановить практику почитания святых мощей с новыми - революционными - идолами. Письма простых советских рабочих с просьбами забальзамировать тело так и не были найдены, но тело Ленина лежит до сих пор. Правда, по словам Владимира Мединского, от Ленина там всего ничего: "Не обманывайтесь иллюзиями, будто то, что лежит в мавзолее, является Лениным. Там осталось всего 10 процентов от его реального тела", - утверждал в 2008 году тогда еще депутат Госдумы Мединский. Ленин был забальзамирован по методу Владимира Воробьева и Бориса Збарского.
Прямо в мавзолее они организовали лабораторию, наработки которой позволили сохранять тела многих вождей и властителей в течение десятилетий. Более того, из них не сделали мумии. Суставы забальзамированных сгибаются, кожа эластична — ни следа разложения. Технология эта была поистине уникальная. После Ленина, в 1925 году, был забальзамирован еще один социалистический руководитель - Сунь Ятсен, основатель партии Гоминьдан, "отец нации". Но китайцы, пусть и вдохновленные нашим примером, справились с технологией бальзамирования сами, правда, значительно упростив процедуру и пожертвовав некоторыми достоинствами метода Воробьева-Збарского. Вторым же политическим деятелем, забальзамированным лично Воробьевым, стал Григорий Котовский. Бывший уголовный преступник, лидер бессарабского бандитского мира, уклонист, дезертир, "Робин Гуд молдавского пошиба".
Будущий революционер являл собой пример настоящего лидера, способного вести за собой массы. Тело Котовского на церемонии прощания Котовский был убит в собственном особняке Мейером Зайдером, криминальным авторитетом Одессы. Убийца не стал скрываться, сразу заявив о совершенном преступлении. Получил 10 лет тюремного заключения, а вышел уже через три года после убийства — "за примерное поведение". Правда, на свободе он пробыл недолго — через два года он был убит ветеранами из дивизии Котовского. Одна беда — Зайдера бальзамировать никто не стал.
Тайны вождя: шокирующие факты о теле Владимира Ленина в Мавзолее
Впрочем, большого впечатления Ленин на меня, третьеклассницу, не произвел: он был очень маленький, тщедушный и почему-то желтый. Смерть Ленина стала поводом для первого общенационального ритуала оплакивания после всех тяжелых испытаний минувших лет. Оно не затвердело, не превратилось в высохшую мумию, поэтому называть его мумией, как это постоянно делается в СМИ, неправильно.