Новости кто такие отходники

Кто такие современные отходники? Хотя для большинства отходников их образ жизни является вынужденным, но среди опрошенных немало было и тех, кто предпочел бы отходные промыслы, даже будь у него возможность сравнительно неплохо заработать и дома.

Значение слова "отходник"

Крестьян которые в целях заработка уходили на время или сезон называли «отходниками». Вышеуказанный вид заработка являлся значительным источником дохода крестьян. Тем более что растущий уровень образования молодежи сделает такую стратегию более успешной по сравнению со стратегией тех, кто сегодня занимается отходничеством. Отходники при Петре I играли неоднозначную роль в истории России. отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком. Во-первых, отходники могут содержать опасные вещества или быть потенциально опасными для окружающей среды.

ДЕНЬ ВАХТОВИКА

В россии в xvii-xix вв. временный уход крестьян на заработки в города или на сельскохозяйственные работы в другие местности. было распространено среди помещичьих оброчных крестьян, усилилось после реформы 1861 г. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости. Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ.

Отходники: жизнь вне государства

По дороге этим крестьянам часто приходилась просить милостыню. В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату. Предпосылки отходничества в XIX веке Во второй половине XIX века была проведена крестьянская реформа, согласно которой крестьяне получали личную свободу. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост капиталистических отношений давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в крупных городах России. Таким образом, единственной возможность заработка оставался город.

Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения. Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат.

В самом деле, она сопряжена с нервным напряжением — рабочий день по 12 часов, без выходных и праздников, физическое переутомление нарастает. К тому же зачастую условия проживания не комфортны - в вагончиках, питание не всегда достойно организовано. К тому же многих тяготит отсутствие личного пространства, которое, как правило, ограничено койкой. А самое главное, по возвращении после вахты домой возникает проблема адаптации — мужчине нужно решать хозяйственные проблемы, посвящать особенное внимание семье. Часто мужья считают, что приехали отдохнуть после тяжелого труда, а жены — наоборот, требуют особой заботы, недостающей им во время вахты, и помощи в домашних делах. Зачастую такие отношения стали называть гостевым браком. Иногда они приобретают и более драматические формы, когда вахтовик заводит еще и связи по месту работы. Конечно, у вахтовиков немало проблем. Например, при трудоустройстве появляются жулики, которые пользуются бедственным положением людей. И все-таки, благодаря вахтовикам, растут мосты, новые станции метро, здания, на этих людях держится порядок. А праздник есть праздник! Скоро новая Всероссийская перепись населения.

Некоторые жители Коми края находили заработок, занимаясь извозом. В Усть-Цилемской и Ижемской волостях перевозкой грузов в 1847 занималось 160 человек, в 1849 - 119 и в 1855 - 260 человек. Они перевозили на лошадях и оленях хлеб, рыбу, соль и др. На юге края извозом особенно активно занимались крестьяне Остаповской волости. Здесь в 1838 этим промыслом кормились 540 человек. С отходничеством за пределы Коми края неразрывно были связаны лесозаготовки. Обычно крестьяне нанимались не только на вырубку, но и на сплав леса-кругляка, досок и бруса. Какая-то часть крестьян вывозила в др. Отход крестьян на заработки в пределах Коми края был полностью замкнут на обслуживании промышленных предприятий, кустарных мастерских и местных промыслов. Без отходников в пределах края невозможно представить, напр. Определённые элементы отходничества были присущи для охоты и "брусяного дела". Многие сотни крестьян обслуживали основное производство на железоделательных и Серёговском солеваренном заводах. В целом отходничество в Коми крае носило повсеместный и массовый характер. С начала 90-х годов в России возродился феномен отходников — свободной рабочей силы, перемещающейся между большими городами и глубинкой. Как выглядит это социальное явление в сегодняшней России? Есть ли угроза для государства в росте количества отходников? Кто эти люди? Эти люди работают чаще всего неофициально, не платят налогов, не пользуются бесплатным здравоохранением, не рассчитывают на пенсию и фактически живут «вне государства». О социальных и экономических корнях этого явления рассказали на состоявшемся 29 октября круглом столе участники проекта, организованного фондом поддержки социальных исследований «Хамовники». Отходничество как феномен русской действительности Отходничеством социологи называют особый вид трудовой миграции, когда один из членов семьи уезжает на заработки в другой город или регион. Оно существовало в России на протяжении нескольких веков и исчезло лишь в советское время. Отхожие промыслы были важным источником дохода крестьян, покидавших на время родные деревни, чтобы наняться на работу в шахту, на стройку, на фабрику, в бурлаки и т. В конце XIX в. В конце 1990-х гг. На протяжении последних десятилетий растет число тех, кто, стремясь вырвать свою семью из нищеты, отправляется в другие города и регионы. Такие люди предлагают себя в качестве охранников и строителей, лесорубов или плотников, продавцов, прислуги, иногда врачей, воспитателей, учителей и водителей. Сегодня можно говорить о том, что в российском обществе существует постоянно растущая прослойка, ее составляет самая активная часть населения — отходники. Изучению ее был посвящен специальный проект «Отходники в малых городах России», организованный и профинансированный фондом поддержки социальных исследований «Хамовники» и осуществленный сотрудниками Высшей школы экономики НИУ-ВШЭ. Исследования в рамках проекта продолжались три года. За это время участники проекта побывали в 16 регионах, наблюдали, интервьюировали по специальной анкете самих отходников, их родственников и соседей. По мнению Юрия Плюснина, современное отходничество — это не какой-то новый феномен, а лишь возрождение того, что существовало и прежде. Хотя для большинства отходников их образ жизни является вынужденным, но среди опрошенных немало было и тех, кто предпочел бы отходные промыслы, даже будь у него возможность сравнительно неплохо заработать и дома. При этом дети, как правило, идут по стопам родителей: дети бюджетников хотят получать деньги в бюджетном секторе, а дети отходников в будущем тоже готовы заняться отходным промыслом. За не очень длинным рублем Основной причиной отхода на заработки является, чаще всего, желание не просто сводить концы с концами, а жить достойно — чуть лучше, чем соседи — и главное, выучить детей. Отправиться всей семьей в отпуск для многих отходников — почти недостижимая роскошь. Большинство из них, и так устав от беспрерывных поездок, отдыхают дома, ходят на рыбалку, встречаются с друзьями. При этом в рублевом эквиваленте запросы отходников довольно скромны. Они готовы работать по месту проживания, если их заработок будет всего в 3-5 раз выше прожиточного минимума, то есть составит 20-25 тыс. Официальная зарплата продавца в магазине в малых городах, как правило, составляет 5-6 тыс. На производстве зарплата немного выше — 10-15 тыс. В реальности отходники зарабатывают в 2 два раза больше того, ради чего готовы оставить на время дом и семью, и в 3-4 раза больше, чем могли бы получить на месте своего проживания. Все это позволяет им чувствовать себя более состоятельными по сравнению со своими соседями. Интересно, что ожидания тех, кто нанимается на неквалифицированную работу — охранниками — значительно выше, чем например, у строителей, а доходы наоборот — ниже. Как предполагают авторы книги, возможно, охранники слишком много смотрят телевизор, и под его воздействием у них формируются завышенные потребности. Цена вопроса, в среднем, составляет: При этом значительную часть заработанных денег отходнику приходится потратить на еду и жилье на чужбине. Типичный отходник — хорошо социализированный, высоко мотивированный к труду, неприхотливый в быту и стойкий к тяжким бытовым условиям мужчина средних лет. Он общителен, умственно развит, мало пьет, позитивно смотрит на жизнь, имеет несколько детей. В отличие от столичных жителей, отходники видят позитив не на Западе, не в опыте других стран, главную ценность для них составляет их семья, собственный дом, хозяйство, маленькое поместье, которое они и обустраивают, их труд неотделим от отдыха, отмечает председатель экспертного совета фонда «Хамовники», ординарный профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский. Это обобщение довольно условно, поскольку среди отходников тоже можно выделить разные категории: по уровню жизни, квалификации и запросам, считает Юрий Плюснин. Низкоквалифицированные охранники, например, не особо мотивированы к труду, в отличие от строителей или дальнобойщиков. Именно последние более альтруистичны, готовы поддержать родственников, соседей, знакомых и именно на эту группу людей может положиться общество. Отходники и государство Отходники сами находят работу — как правило, через знакомых. В большинстве случаев они почти не взаимодействуют с государством: работают неофициально, не платят налогов, не пользуются социальными льготами и бесплатным медицинским обслуживанием, не рассчитывают на бесплатное образование для своих детей и на пенсию для себя. Официальная статистика практически никак не учитывает их, и потому о количестве отходников можно судить лишь приблизительно.

Отходничество как модель экономического поведения, может сложиться лишь при наличии двух обязательных условий: в качестве предпосылки выступает относительное или полное закрепление человека и его семьи на земле, а в качестве движущей силы отходничества выступает невозможность прокорма на месте, заставляющая искать сторонние источники средств к существованию. Невозможно прокормиться было на плотно заселённых уже к 18-му веку, на бедных нечернозёмных территориях в центральной и северной России. Государство, сельский мир или барин в какой-то период «осознают» это противоречие и предпринимают соответствующие действия. Государство вывозит население на «стройки века» или «тратит» на войнах. Сельская община с большей лёгкостью отпускает на промыслы в города отдельных своих умельцев для денежных заработков, что позволяет ей легче платить государевы налоги. Помещик уже к началу 19-го века начинает осознавать, что оброк ему выгоднее барщины и с каждым годом начинает отпускать на промыслы всё большее число крепостных, более того, начинает способствовать обучению их ремёслам. Так постепенно развивается отходничество, захватывая центральные и северные губернии Российской империи в первых мотиватором больше выступает помещик, во вторых — скудость урожаев. С середины 19-го века начинается ещё более бурное развитие отходничества, сначала стимулированное разрешением помещикам заклада имений, затем Освобождением 1961 года[8], а к 90-м годам — бурным промышленным ростом в России, [9] а также перенаселённостью по причине в немалой мере агрокультурной неразвитости, обусловленной сопротивлением новшествам со стороны крестьянской общины и незаинтересованностью самого крестьянина в повышению плодородия земли в условиях непрерывных земельных переделов. Но затем довольно скоро отходничество сходит вовсе на нет вследствие начала индустриализации и коллективизации; оба эти взаимосвязанных процесса социально-экономического развития страны не предполагали никаких свободных, инициативных форм трудового поведения, а именно в этом и состоит суть отходничества. Каковы же его важнейшие признаки? Важнейшими признаками, определяющими как традиционное отходничество 18 —го — начала 20-го в. Во-первых, это временный, сезонный, характер отъезда отхода человека из места его постоянного проживания с обязательным возвратом домой. Отходник, почти всегда мужчина, уходил в промысел после окончания полевых работ, осенью или зимой и возвращался к началу весенних работ. Семья отходника, его жена, дети, родители оставались дома и управлялись с немалым крестьянским хозяйством, где отходник по-прежнему исполнял роль хозяина и распорядителя дел. Точно такой же сезонный характер отъезда от семьи почти всегда отходника-мужчины мы видим и сегодня. Во-вторых, это вынужденность отхода, поскольку природные условия не позволяли на месте обеспечить крестьянскую семью продовольствием в необходимых объёмах и произвести добавочный продукт на продажу, чтобы иметь деньги. Потому отходничество было наиболее распространено в нечернозёмных губерниях средней полосы и севера европейской России, а в чернозёмных губерниях, на юге и за Уралом оно практически не встречалось за исключением указанного выше особого, но широко распространённого к середине 19 века на Русской равнине случая, когда плотность населения превышала «ёмкость угодий». Даже в пределах одной губернии интенсивность отхода могла сильно различаться от уезда к уезду, сообразно плодородию почв. Третьим отличительным признаком отходничества являлся его наёмный и промышленный характер: получение дополнительного заработка на стороне обеспечивалось путём промыслов — изготовления и продажи продукции разнообразных ремёсел, от валяния валенок и шитья шуб до сплава леса и изготовления срубов домов, а также наймом на разнообразные работы в городах сторожа и дворники, домашняя прислуга или в богатых промышленных и южных сельскохозяйственных районах бурлаки, грузчики, подёнщики и проч. Нынешние отходники также нередко производители продукции тех же срубов или услуг извоз в т. Но сейчас гораздо больше среди них работников наёмных, часто выполняющих неквалифицированные виды работ охранники, вахтёры, сторожа, дворники, уборщики и т. В-четвёртых, наконец, важнейшим признаком отходничества являлся его инициативный и самодеятельный характер: каждый человек, «выправив паспорт» или «получивши билет»[15], мог покинуть место проживания на срок до года и предлагать услуги на рынке сообразно своим профессиональным умениям, нанимаясь на работы или предлагая продукцию своих кустарных промыслов. Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми, причём артели эти были узкопрофессиональными, представляющими одну отдельную «профессию» или вид деятельности, как например, «каталы», валявшие валенки, шорники, шившие шубы или офени, российские самодеятельные «коммивояжёры», торгующие вразнос иконами, книгами и другой «интеллектуальной» продукцией. И именно в силу этих специфических особенностей отходничество не могло существовать в советское время. Невозможна была не только массовая самозанятость населения, но и массовые же сезонные перемещения людей по стране.

Отходники и другие наемные работники

Отходники – вынужденный уход крестьян из родных мест в XVIII-XIX веках на заработки на мануфактуры или на сельскохозяйственные работы. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. После отмены крепостного права большое количество крестьян пошло в отходники, часть пошла в пролетариат. Влияние отходников на развитие общества Отходники имеют значительное влияние на развитие общества, поскольку они представляют собой источник информации о прошлых временах. Отходники появились в городе в начале XVIII века, участвовали в его строительстве. Кто такие современные отходники?

Значение слова "отходник"

И потому исследователи причисляют отходников к самой экономически активной части населения малых городов и деревень. рег. тот, кто занимается ассенизацией — системой мероприятий по удалению и обезвреживанию нечистот, по улучшению санитарно-гигиенических условий какой-либо местности; ассенизатор Отсутствует пример употребления (см. рекомендации). Отходники при Петре I играли неоднозначную роль в истории России. отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком. Отхожий промысел — вре́менная, чаще всего — сезонная, работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить». системой мероприятий по удалению и обезвреживанию нечистот, по улучшению санитарно-гигиенических условий какой-либо местности; ассенизатор.

Кустарные и отхожие промыслы. Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты

Товар у своих соседей скупщики-бердовщики забирали в кредит и отправлялись на подводах в степные края. На одной подводе вывозили примерно две с половиной тысячи берд, веретен и гребней. В местах вывоза товара, в станицах и других селениях, у егорьевских крестьян были знакомые и даже приятели. Эти отношения нередко передавались по наследству. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. Уверенность в приветливом приеме, даровом содержании у знакомых, привольной пастьбе для усталых лошадей — все это подвигало егорьевских крестьян сохранять этот вид отходничества. Возвращались со значительным барышом. В образе жизни крестьян-отходников в больших городах складывались свои традиции. Этому способствовала определенная спаянность их, 167 связанная с выходом из одних и тех же мест, специализация на данном виде заработков на стороне. Например, некоторые селения Юхновско-го уезда Смоленской губернии регулярно поставляли в Москву водовозов.

В Москве приехавшие на промысел смоленские крестьяне объединялись по 10, а то и 30 человек. Совместно нанимали квартиру и хозяйку матку , которая готовила им еду и присматривала за порядком в доме в отсутствие водовозов. Заметим попутно, что обслуживание в прошлом больших городов жителями деревень, приезжавшими туда на время и возвращающимися домой, к своим семьям, напоминает внешне тот самый «челночный» метод работы в сельской местности, о котором помышляют сейчас иные экономисты. Отчасти он и реализуется сейчас не очень-то успешно во временных «откомандированиях» или коллективных выездах горожан в поле. А тогда он шел в обратном направлении. Большинство населения страны жило в здоровых условиях сельской местности. Часть сельского населения «челночно» обеспечивала рабочей силой промышленность практически все виды промышленности использовали труд отходников и, если использовать современный термин сферу обслуживания: извозчики, водовозы, горничные, няни, приказчики, трактирщики, сапожники, портные и пр. К этому следует добавить, что и из помещиков многие жили и служили в городе временно, затем возвращались в свои имения. Современники по-разному оценивали значение отходничества в крестьянской жизни.

Часто отмечали дух самостоятельности, независимости у поработавших на стороне, особенно в больших городах, подчеркивали осведомленность отходников в самых разнообразных вопросах. Например, фольклорист П. Якушкин, немало походивший по деревням, писал в 40-х годах XIX века о Ранненбургском уезде Рязанской губернии: «Народ в уезде более, нежели в других местах, образован, причина чего ясная -многие отсюда ходят на работы в Москву, на Низ то есть в уезды в низовьях Волги. Но многие — в статьях, частной переписке, ответах с мест на программы Географического общества и Этнографического бюро князя Тенишева — выражали беспокойство по поводу урона нравственности, который наносил отход. Нет сомнения в том, что поездки в новые места, работа в других условиях нередко и жизнь в иной среде — все это расширяло кругозор крестьянина, обогащало его свежими впечатлениями, разнообразными знаниями. Он получал возможность непосредственно увидеть и понять многое в жизни городов или отдаленных и отличных от его родных мест сельских краев. Известное понаслышке становилось реальностью. Развивались географические и социальные понятия, шло общение с обширным кругом лиц, делившихся своими суждениями. Аксаков, проезжая в 1844 году через Тамбовскую губернию, писал своим родителям: «На дороге попался нам ямщик, который бывал в Астрахани и ездил там извозом.

Он очень хвалил эту губернию, называя ее народною и веселою, потому что там всяких племен много и летом отовсюду нахлынивают мужики на рыбную ловлю. Я удивляюсь, как русский человек отважно отправляется на дальний промысел в места, совершенно чуждые, а потом возвращается на родину, как будто ни в чем не бывало». Но достаточно очевидна и другая сторона отходничества: оставляемые надолго семьи, холостяцкий образ жизни ушедшего, иногда поверхностное заимствование городской культуры в ущерб традиционным нравственным устоям, привитым воспитанием в деревне. Аксаков в другом письме из этой же поездки напишет об астраханском отходничестве со слов ямщика соседней губернии: «Кто раз отправился в Астрахань, тот весь переиначивается, забывает все домовое и вступает в артель, состоящую из 50, 100 и более человек. У артели все общее; подступая к городу, она вывешивает свои значки, и купечество спешит отворить им свои ворота; свой язык, свои песни и прибаутки. Семейство для такового исчезает…»168 Тем не менее крестьянская «закваска» для многих оказывалась сильнее поверхностных отрицательных влияний. Сохранению добрых традиций способствовало и то, что на отходе крестьяне, как правило, держались своих земляков — за счет артельности в работе и быте, взаимной поддержки в определенных профессиях. Если отходник действовал не в артели, а индивидуально, он все-таки обычно устраивался на жительство у односельчан, перебравшихся совсем в город, но сохранявших тесную связь со своими родственниками в деревне. Общественное мнение крестьянской среды сохраняло здесь в определенной мере свою силу.

Дорогами переселенцев и отходников, богомольцев и ходоков с прошениями, скупщиков и торговцев, ямщиков и солдат исходил и изъездил русский крестьянин великое свое Отечество. С горячим интересом слушал он у себя дома вести о том, что делается на Руси, толковал о них и спорил с односельчанами. Решал на общинном сходе, как лучше применить старый и новый закон к своим крестьянским делам. Многое знал о прошлом России, складывал о нем песни, хранил предания. Память о подвигах предков была для него такой же своей и простой, как наставления отцов о мужестве ратника. Осознавал крестьянин и свое место в жизни Отечества — долг и роль свою хлебопашца, кормильца. Щапову старик крестьянин с заимки Амгинской слободы в Восточной Сибири в 70-х годах прошлого века. Мужик — работник, работа его капитал, его Божье назначение». Щапов записал и высказывание другого крестьянина из Подпругинского села на эту же тему: «Мужики — не купцы, а крестьяне, работники хлебопахотные: им не капиталы копить, а вырабатывать нужные для дому, для семьи достатки, да за добрые труды быть словутными, почетными в миру, в обществе».

Уважение к своему труду пахаря и осознание себя частью большой общности крестьян вообще, мужиков вообще, для которой это занятие является основным, сопровождалось нередко прямой оценкой роли этой деятельности в жизни государства, Отечества. Это бывало, в частности, во вводной части прошений. Прежде чем приступить к изложению конкретной просьбы, крестьяне писали о значении земледельческого труда в целом. Так, крестьяне Бирюсинской волости Нижнеудинского округа писали в 1840 году в прошении, адресованном ревизору государственных имуществ: «Крестьяне по природе вселены иметь прямое занятие земледелием, хлебопашество хотя и многих неусыпных трудов и бдительного попечения требует, но самым невинным образом доставляет крестьянину-земледельцу за труды довольную награду плодородием, к сему бдительное начальство неоднократно давало поощрения и понуждения своими наставлениями, каковые и поныне в Высочайшей Воле продолжаются». В других случаях оценка значения земледельческого труда служила для того, чтобы перейти затем к определению конкретных препятствий, мешавших крестьянину реализовать свое предназначение на пользу государства. Такие повороты были особенно в ходу накануне отмены крепостного права. Кормилец и защитник Отечества, по убеждениям крестьян, должен быть защищен верховной властью от местных несправедливостей. Источник: www. К началу XX века внутренняя миграция приобретает такие масштабы, что меняет само русское общество.

На фото — биржа труда крестьян-отходников на Каланчевской площади в Москве 1861 год. Россия вроде бы покончила с позором крепостной зависимости. Но гладко вышло только на бумаге. Остальное зависело от платежеспособности крестьянина и доброй воли помещика, а первое со вторым встречалось далеко не всегда. С шестидесятых годов русская деревня массово снимается с места и уходит искать заработка за сотни верст от дома. Из среднерусских деревень уходят в Москву водовозами и разнорабочими либо меняют сельское житье на казарменный быт на ткацких заводах Морозовых и Коншиных, на Глуховской мануфактуре и в Раменском, у фабриканта Малютина. Кто на севере — тем ближе Петербург, из Поднепровья идут в Крым наниматься на сельские работы, сибирцы идут искать нелегкий кусок хлеба на горных золотых приисках. Но во второй половине XIX века, после того как реформа перевернула крестьянскую жизнь с ног на голову, отходничество приобрело невиданный размах. В начале века двадцатого авторы соответствующей статьи во всезнающем словаре Брокгауза и Ефрона констатируют: учету количество отходников, наводнивших русские дороги от чухонских болот до Кавказских гор и от Эстляндии до Сибири, просто не поддается.

Разные местности специализируются на разном.

Где и чем заняты все остальные, мы не понимаем». Кроме того, что это означает, что идеи князя Кропоткина отлично работают в нашей стране, это значит, что есть 38 млн россиян, активных и трудоспособных, на которых государство положиться не может, так как ничего для них не делает. Попытку разобраться в том, кто эти люди, сделала группа ученых лаборатории муниципального управления ВШЭ под руководством профессора С.

Недавно их полевые экспедиции были подытожены в очень интересной монографии «Отходники» авторства Ю. Плюснина, Я. Заусаевой, Н. Жидкевича и А.

Мы обратились к профессору ВШЭ, доктору наук Юрию Плюснину, и он сообщил нам о некоторых наиболее важных результатах этого исследования. Кто такие современные отходники? Современное отходничество, то есть трудовая миграция с обязательным возвращением домой, в социальном и территориальном отношении аналогично историческому. Причем многие современные отходники из северных областей говорят, что так же работали их деды или прадеды.

В целом современный отходник — это житель села или маленького города, который по сути уже является селом, так как основа пропитания — частное приусадебное хозяйство. Многие живут в так называемых выморочных деревнях. Современные отходники являются патриотами своей малой родины, они не хотят уезжать на новое место. Юрий Плюснин: «Отходниками являются только те люди, которые по экономическим причинам вынуждены уезжать на заработки из мест своего постоянного проживания.

Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. Ассенизатор см. О словаре «Толковый словарь русского языка», впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д. Ушакова, и по сей день является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка. Его популярность можно сравнивать разве что с популярностью словаря Ожегова.

Наибольший отряд отходников составляли строительные рабочие каменщики, плотники, мраморщики, лепщики, печники , второй по численности отряд — транспортные рабочие лоцманы, коноводы, бурлаки, извозчики, плотовщики. Третья сфера приложения сил отходников — торговля, в частности работа в трактирах, трактирное дело в Санкт-Петербурге было монополизировано ярославскими крестьянами. В 1900—ых годах ситуация изменилась. Отход способствовал повышению грамотности ярославских крестьян, общего культурного уровня.

Современники отмечали, что ярославские крестьяне деятельны и предприимчивы. Богословский В.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий