В титрах «Кин-дза-дза!» указан грузинский строитель Рене Хобуа, однако человек с таким именем и фамилией в фильме не играл.
Тайны фильма Кин-дза-дза
Сравнительная история этих двух «Кин-Дза-Дза» крайне актуальна сегодня. Всё о фильме "Кин-дза-дза". Кин-дза-дза» вышел в 2013-м, был очень скверно принят и критиками, и зрителями: 25 миллионов рублей сборов при бюджете 140 миллионов. Надеюсь, я помог вам найти смысл фильма «Кин-дза-дза», а также разобраться в его концовки. ("Кин-Дза-Дза" источник). Смотришь фильм, переживаешь за главных героев и от бессилия перед происходящей несправедливостью злишься и только сжимаешь кулаки, а сделать ничего не можешь.
Как «сломать» мозг иностранцу: показала мужу фильм Кин-дза-дза!, что он из него понял?
Сам я впервые посмотрел «Кин-дза-дзу» на большом экране в год выхода, получил культурный шок на всю оставшуюся жизнь, пересматриваю картину буквально ежегодно и знаю наизусть все ракурсы и диалоги. Поэтому не мог отказать себе в удовольствии посмотреть фильм еще раз — на большом экране — чего и всем желаю, конечно. В зале было 12 человек, что, учитывая весьма относительную свежесть фильма, пандемические ограничения и общее нынешнее падение интереса публики к посещению кинозалов, вполне себе недурно. Кино и сегодня смотрится цельно и стильно; навскидку не могу вспомнить ни одной советской картины того же периода, которая в наше время не выглядела бы затянутой и чуть самопальной. Здесь нет, и делая скидку на несовершенство так называемых спецэффектов, уровень которых, конечно, изменился радикально, фильм выглядит совершенно современно. А постановка!
А актерский ансамбль! А музыка! Впрочем, это все общие места. Все тоже знают фильм наизусть, его прямолинейные посылы и речевые обороты давно вошли в повседневную речь и проросли в ткань национального культурного слоя. Увы, уже умерли многие из основных создателей и актеров фильма — сам Данелия, композитор Гия Канчели 2019 , художник-постановщик Александр Самулекин как я понял, за изобразительную концепцию в основном отвечал Теодор Тэжик, а за техническое воплощение — Самулекин 1986?
Но их шедевр остался с нами и будет еще долго удивлять и радовать зрителей. Кстати, лично для меня эта картина — своего рода тест на вкус и личностные качества человека. Если кому-то нравится «Кин-дза-дза», значит с ним можно иметь дело. Если нет — он, может, и неплохой парень, но определенные внутренние горизонты ему не мешало бы прокачать. Как ни удивительно хотя че удивительно, вполне закономерно , — никаких продолжений и развитий культовая картина, вошедшая в культурную плоть и кровь нескольких поколений, не получила.
Стремление к творчеству — уже само по себе достаточный стимул к деятельности. Но оно-то и отсутствует у плюкан. Поэтому их общество, несмотря на резкие социальные различия и бешеную погоню за успехом, находится в состоянии даже не застоя, а распада. Как органическое тело при своем распаде разлагается на неорганические элементы, так человеческое общество, распадаясь, превращается в животное стадо. Итак, культивирование неравенства есть культивирование господства. Кто же властвует в обществе, цель которого — «цветовая дифференциация штанов»?
По логике его апологетов — самые талантливые, умные, деятельные и профессионально подготовленные люди. Так ли это? Однажды Владимир Николаевич и Гедеван, выступая с концертами поп-музыки, вновь встречаются с тем оборванцем, с которым им пришлось столкнуться в самом начале пребывания на Плюке. Тогда, еще не зная плюканских порядков, они доверчиво отдали ему коробок спичек. Завладев коробком, оборванец их бессовестно надул и смылся, попытавшись к тому же «убрать» законных владельцев спичек. Теперь этот бандит шествует в малиновых штанах, в окружении свиты и продажных женщин.
Герои фильма знают, что стоит за богатством и социальным статусом этого человека: не трудом и талантом он выбился на вершину общественной пирамиды, а грабежом и обманом. Они знают, что перед ними бандит, но… малиновые штаны, а значит, — делай, что приказывают. Так, проходимцы, получив из рук народа власть, которую он сам им доверчиво вручил, рассчитывая на их порядочность и честность, используют ее для личного обогащения и издевательства над теми, благодаря кому они обогатились. В другой раз наши герои встречают еще более важную персону — в желтых штанах. Кто же удостоился такой чести? Полнейшее ничтожество, жалкий карлик.
Карлик здесь, конечно, символ, но символ многозначительный. Превозносимое величие власти есть миф. Сильные мира сего сильны не своей собственной силой, не выдающимися достоинствами, а раболепием окружающих и совокупной силой карательных институтов. За неуважение к высокопоставленной особе эцилопп может тут же отправить в эцих, а то и вовсе «транклюкировать нахрен». В государственном аппарате подбор кадров никогда не осуществляется по «уму» или иным способностям, но исключительно по готовности выполнить волю начальства: чиновник всегда угодник. Неугодный чиновник — противоречие в терминах.
Власть держится не силой авторитета самых умных, одаренных и деятельных хотя считает выгодной для себя поддерживать в массах эту иллюзию , а громадной силой карательных учреждений. Однако, эти силы не стоит преувеличивать: солдат, конечно, несчетное число, но все они в руках одного генерала. Политические структуры, построенные по принципу жесткой иерархической пирамиды, оказываются исключительно ломкими, так как держатся на воле «единственных». Высший из высших, богатый из богатых, правитель над всеми и вся — Пэже — безропотно подчиняется первым попавшимся напористым парням, не делая даже попытки к сопротивлению. Верхи так привыкли к беспрекословному повиновению со стороны низов, что вооруженный лазером эцилопп, которому угрожают простой железкой под видом ружья, покорно выполняет волю безоружных музыкантов. Теперь настало время окончательно ответить на вопрос, заданный в самом начале фильма: кто такие чатлане и пацаки?
Это не нации и не расы, это — классы. Чатлане — класс господствующий, пацаки — эксплуатируемый. Что из себя представляет «раса господ» и кто в нее попадает, мы видели. Чем отличаются от них «низы» - пацаки? Может быть, в среде униженных и оскорбленных мы встретим примеры душевного благородства, честности, взаимовыручки, подлинного таланта? Чем отличаются друг от друга чатланин Уэф и пацак Би?
Да ничем. И хотя эксплуатируемые обращаются друг к другу «братья пацаки», никакого братства в их среде нет. Чатлане — это вчерашние пацаки, завладевшие собственностью и властью, а пацаки — это не попавшие к кормушке чатлане. Невежество и бескультурье, разврат и жажда примитивных развлечений, жадность и лживость, приспособленчество и стремление к наживе — присущи в равной степени и тем, и другим. Люди, не утратившие человеческих представлений о совести, справедливости и правде такие как Гедеван и дядя Вова , действительно выглядят на Плюке инопланетянами, дикарями, не умеющими жить в «цивилизованном обществе». В конечном итоге власть верхов — жадных, лживых, жестоких, но ничтожных и трусливых — держится на той же трусости, жадности и ничтожестве низов.
Каковы сами — таковы и сани. Верхи и низы — две стороны одной медали. Если интерпретировать все вышесказанное в рамках цивилизационного подхода, то можно сказать, что мы выявили специфические черты чатлано-пацакской цивилизации. Остается выяснить ее основания. Как мы уже видели, плюканский мир — мир крайней несвободы, который не дает никаких гарантий прав личности. Бесправие, произвол и насилие властей, постоянная угроза расправы висит над головой каждого.
Если свобода и существует, то как привилегия, но не как всеобщее право. Что же создает возможность произвола одних и бесправия других? Вот что является первопричиной всех общественных зол, что организует голод, истребление людей и природы и ставит человека в положение полного бесправия. Рыночные отношения вытравляют в человеческих душах всякие духовные побуждения. В головах образуется своего рода духовный вакуум. На место всех устремлений личности рынок ставит одно — стремление к материальному благополучию.
Но само это стремление есть показатель того, что такой человек есть рабское существо, человек, загнанный в клетку, брошенный на произвол судьбы, где единственным способом жить и выжить является борьба за кусок хлеба. Но даже достижение этой цели — личного благополучия — возможно в таком обществе только в качестве частного случая, но не всеобщей нормы. В условиях господства частной собственности общественное значение человека определяется не его трудовым вкладом или нравственными достоинствами, а количеством принадлежащих ему вещей — количеством рабов, земли или денег, иначе говоря, «малиновыми штанами», «кц» и «чатллами». Труд утрачивает значение всеобщего критерия существования. Каждый стремится стать собственником, но не тружеником. Если труд и признается, то лишь в значении такой деятельности, которая приносит «кц» и «чатллы».
Но деньги и признание приносит только то, что обслуживает интересы «чатлан», то есть господствующей элиты. Поэтому продажность, приспособленчество и преступления становятся всеобщей нормой. Отрицание труда как всеобщей меры достоинства и значения человека приводит к нравственному распаду личности. Такое общество может держаться только на запугивании и применении силы. Вот почему оно сверху донизу пронизано терроризмом: от политического терроризма верхов до духовного терроризма гангстеров от искусства. Пуля и ложь — заодно.
Таковы цивилизационные основы плюканского мира. Знакомая картина, не правда ли? Почему же при всей этой явной узнаваемости зритель в большинстве своем не понял фильма? Потому что видеть и понимать — разные вещи. Люди привыкли воспринимать только внешнюю форму вещей, но не их внутреннюю сущность. Эмпирический характер мышления — вот главное препятствие к пониманию.
Видимость заслоняет для большинства суть, и когда эта привычная видимость разрушена, происходящее начинает восприниматься как бессмыслица. Действительно, фильм от начала до конца построен на одном приеме: авторы везде слегка изменяют в н е ш н ю ю форму проявления общественных отношений. Когда крестьянин снимает шапку перед помещиком и кланяется ему в пояс, кто этому удивляется? Нам не кажется ни странным, ни глупым, когда подданные падают на колени перед царем или когда челядь спешит распахнуть двери перед важной персоной. Почему же два раза «ку» с приседаниями и прихлопыванием кажется зрительской аудитории верхом нелепости? Разве не менее абсурдно падать ниц, ломать шапку или кланяться?
Это дело простой привычки.
Но именно такое странное сочетание культур одарило Данелию небывалым своеобразием. Что интересно, советский режиссёр мало смотрел чужие фильмы. Исключением были фильмы Феллини, который тоже не любил вникать в чужое кино. Его нужно ощущать, как и все фильмы Данелия. Жизнь героев фильма нужно прожить, скитаясь с ним по пустынным краям планеты Плюк. Я смотрел его много раз и, наверное, посмотрю ещё не раз.
Сложно сказать, что именно я нашёл в этом фильме, что меня в нём прельщает. Наверное, его не гламурная фантастичность. Плюк, это мусорная антиутопия, ржавчина, поселившаяся внутри каждого из-нас. Вся философия фильма построена на эстетике отходов. Этот «ржавый» мир живёт каким-то воспоминанием о былом утраченном пафосе, место которого занимает пошлость. Вернее сказать, что пошлость просто становится очевидней. Очевидней становится поклонение уродам и государственным шлюхам, мнимым «последним выдохам» и здравый рассудок отказывается понимать, почему кто-то должен носить «цак», и приседать перед людьми в малиновых и жёлтых штанах.
Если фильм кажется вам абсурдным.
А когда нет цели… А главной роскошью верховного правителя Пэ Жэ является корыто с водой. Все держится на животных инстинктах, обмане и доминировании. Планета Альфа, где воплотилась «зеленая повесточка» — в цветущем мире живут красивые и здоровые люди, эдакий прообраз либерального «золотого миллиарда». А удобрением для процветания буквально — для кактусов служат жители других планет. Пусть сами скажут, что для них благо, а что нет. А после 2020 года совсем не смешным кажется эпизод, где девица на Альфе просит надеть маски… 3. Ну и, собственно, Земля. Точнее то советское общество, откуда главные герои неожиданно попадают на другие планеты.
Была Перестройка. По факту, размышляя задним числом, развитая цивилизация на перепутье.
Смысл и сюжет фильма Кин-дза-дза, главные персонажи и чем закончился
Откройте свой Мир! | У многих поклонников советского кино название картины Георгия Данелия «Кин-дза-дза» вызывает только одну ассоциацию — какая-то белиберда. |
«Кин-дза-дза»: фильм-пророчество, который становится актуальным только сейчас | Комедия «Кин-дза-дза!» — пожалуй, самый обсуждаемый фантастический фильм, снятый в Советском Союзе. |
"Кин-дза-дза!" Второй смысловой ряд фильма ;) | В случае фильма Кин-дза-дза мы видим не "экстраполяцию" достижений человечества в технике, не прогресс, а, напротив, регресс. |
Кин-дза-дза! (1986): социально-психологическая фантастика времён СССР, не понятая обществом | Смысл фильма в том, что Кин-дза-дза это как бы наше общество, только гротескное. |
Какой посыл в фильме
- Кин-дза-дза! (1986) - фильм - отзывы - советские фильмы - Кино-Театр.Ру
- Кин-дза-дза!
- Что говорили иностранцы о комедии «Кин-дза-дза!»
- Пророческий фильм Кин-дза-дза
- Композиция и смысл фильма «Кин-дза-дза»
- Контртенор Люсьен Сур раскрыл секреты формирования уникального голоса вокалиста
«Кин-дза-дза!» и критика советского общества
На каком языке говорили в фильме «Кин-дза-дза!» | Всё о фильме "Кин-дза-дза". |
Кин-дза-дза! (1986): социально-психологическая фантастика времён СССР, не понятая обществом | Фильм «Кин-Дза-Дза», по утверждению многих источников, стал буквально культовым фильмом некоторой части молодёжи. |
Кин-дза-дза: дорога домой | Мнение о жанре фильма «Кин-дза-дза». То, что двое героев фильма перемещаются с Земли на планету Плюк, позволило западным зрителям очень необоснованно причислить комедию к научной фантастике. |
В чем смысл фильма «Кин-дза-дза»? | Чатланский вошел в язык падонков: Ку (Из советского фильма «Кин-дза-дза!»), означает любое положительное высказывание. |
Ответы : киндзадза что хотел сказать режиссёр | В фильме «Кин-дза-дза!» эту песню, несколько изменив в ней текст на «Мама, мама, что я буду делать? |
Две «Кин-Дза-Дзы»: Что поменялось за 30 лет?
Иностранные зрители часто сравнивают «Кин-дза-дзу» с теми фильмами, которые им ближе по духу: «Один, два, три», «Полицейской академией» и «Чамскраббером». Всем без исключения понравилась игра актеров. Диалоги очень смешные и проникновенные. Фильм-притча К сожалению, лишь немногие иностранные зрители поняли, что фильм «Кин-дза-дза» - не о планете Плюк, а о близящемся к развалу СССР. Тотальный дефицит, расслоение общества на партийную элиту и простых пацаков, «высокие технологии» военно-промышленного комплекса на фоне общей деградации экономики, впавший в маразм ПЖ — разве это не горькая ирония на брежневский Союз?
Стоило помещичьей дочке надеть крестьянское платье, и незнакомые люди воспринимают ее как крестьянку, а не как дворянку. Костюм — это маркер социального положения лица.
Богатого от бедного, людей с разным социальным статусом мы отличаем прежде всего по внешему виду. Стоит только подумать, какое место в мечтах современного человека занимают синие штаны из грубой дерюги или куртка из свиной или бараньей шкуры, чтобы через плюканскую «фантастику» проступила земная реальность. Кто не мечтал о дубленке, натуральной шубе, кожаном пальто? Чем не малиновые штаны? Здесь мы подходим к пониманию того, что институт «малиновых штанов», то есть социально-имущественное неравенство является одной из ипостасей рыночного общества. Апологеты неравенства усматривают в нем большое благо, незаменимый стимул к развитию, двигатель прогресса.
Не будь неравенства,— утверждают они, — человеку не к чему было бы стремиться, личность лишилась бы главного стимула к деятельности. Воцарится равенство — человек утратит смысл существования, жизнь заглохнет, развитие остановится. Но те, кто так рассуждает, желают в сущности одного: чтобы кто-то перед ними на коленях ползал, а они могли на них плевать. Только в этом и заключается смысл социального неравенства. Апологетика неравенства есть апологетика господства. Ни богаче, ни счастливее общество от этого не становится.
Неравенство стимулирует лишь тех, кто хочет властвовать, но не тех, кто хочет созидать. Неравенство — это тормоз творческой деятельности, а не ее двигатель. Человек — не обезьяна, чтобы видеть смысл жизни в поедании орехов и накоплении их. Как заметил один философ: счастье — не в насыщении, иначе наисчастливейшими называли бы мы быков, когда они находят горох для еды. Плюканское общество живет представлениями о потребительском счастье, «малиновых штанах» как смысле человеческого существования. Пропаганда скотского счастья говорит лишь о скотстве самих пропагандистов.
Недаром на одной из планет, куда судьба забрасывает наших героев, инопланетян Би и Уэфа — носителей плюканской психологии — ожидает продолжение жизни в виде кактусов. Зря Гедеван и Владимир Николаевич а в них воплощена позиция авторов фильма протестуют против этого. Идеал жизни плюкан чисто растительный, и растительное существование для них есть адекватный образ жизни. Человек отличается от животного и растительного мира не потребительством, а трудом. Потребность и способность к творчеству, к изменению форм вещей и отношений есть специфически человеческое качество. Стремление к творчеству — уже само по себе достаточный стимул к деятельности.
Но оно-то и отсутствует у плюкан. Поэтому их общество, несмотря на резкие социальные различия и бешеную погоню за успехом, находится в состоянии даже не застоя, а распада. Как органическое тело при своем распаде разлагается на неорганические элементы, так человеческое общество, распадаясь, превращается в животное стадо. Итак, культивирование неравенства есть культивирование господства. Кто же властвует в обществе, цель которого — «цветовая дифференциация штанов»? По логике его апологетов — самые талантливые, умные, деятельные и профессионально подготовленные люди.
Так ли это? Однажды Владимир Николаевич и Гедеван, выступая с концертами поп-музыки, вновь встречаются с тем оборванцем, с которым им пришлось столкнуться в самом начале пребывания на Плюке. Тогда, еще не зная плюканских порядков, они доверчиво отдали ему коробок спичек. Завладев коробком, оборванец их бессовестно надул и смылся, попытавшись к тому же «убрать» законных владельцев спичек. Теперь этот бандит шествует в малиновых штанах, в окружении свиты и продажных женщин. Герои фильма знают, что стоит за богатством и социальным статусом этого человека: не трудом и талантом он выбился на вершину общественной пирамиды, а грабежом и обманом.
Они знают, что перед ними бандит, но… малиновые штаны, а значит, — делай, что приказывают. Так, проходимцы, получив из рук народа власть, которую он сам им доверчиво вручил, рассчитывая на их порядочность и честность, используют ее для личного обогащения и издевательства над теми, благодаря кому они обогатились. В другой раз наши герои встречают еще более важную персону — в желтых штанах. Кто же удостоился такой чести? Полнейшее ничтожество, жалкий карлик. Карлик здесь, конечно, символ, но символ многозначительный.
Превозносимое величие власти есть миф. Сильные мира сего сильны не своей собственной силой, не выдающимися достоинствами, а раболепием окружающих и совокупной силой карательных институтов. За неуважение к высокопоставленной особе эцилопп может тут же отправить в эцих, а то и вовсе «транклюкировать нахрен». В государственном аппарате подбор кадров никогда не осуществляется по «уму» или иным способностям, но исключительно по готовности выполнить волю начальства: чиновник всегда угодник. Неугодный чиновник — противоречие в терминах. Власть держится не силой авторитета самых умных, одаренных и деятельных хотя считает выгодной для себя поддерживать в массах эту иллюзию , а громадной силой карательных учреждений.
Однако, эти силы не стоит преувеличивать: солдат, конечно, несчетное число, но все они в руках одного генерала. Политические структуры, построенные по принципу жесткой иерархической пирамиды, оказываются исключительно ломкими, так как держатся на воле «единственных». Высший из высших, богатый из богатых, правитель над всеми и вся — Пэже — безропотно подчиняется первым попавшимся напористым парням, не делая даже попытки к сопротивлению. Верхи так привыкли к беспрекословному повиновению со стороны низов, что вооруженный лазером эцилопп, которому угрожают простой железкой под видом ружья, покорно выполняет волю безоружных музыкантов. Теперь настало время окончательно ответить на вопрос, заданный в самом начале фильма: кто такие чатлане и пацаки? Это не нации и не расы, это — классы.
Чатлане — класс господствующий, пацаки — эксплуатируемый. Что из себя представляет «раса господ» и кто в нее попадает, мы видели. Чем отличаются от них «низы» - пацаки? Может быть, в среде униженных и оскорбленных мы встретим примеры душевного благородства, честности, взаимовыручки, подлинного таланта? Чем отличаются друг от друга чатланин Уэф и пацак Би? Да ничем.
И хотя эксплуатируемые обращаются друг к другу «братья пацаки», никакого братства в их среде нет. Чатлане — это вчерашние пацаки, завладевшие собственностью и властью, а пацаки — это не попавшие к кормушке чатлане. Невежество и бескультурье, разврат и жажда примитивных развлечений, жадность и лживость, приспособленчество и стремление к наживе — присущи в равной степени и тем, и другим. Люди, не утратившие человеческих представлений о совести, справедливости и правде такие как Гедеван и дядя Вова , действительно выглядят на Плюке инопланетянами, дикарями, не умеющими жить в «цивилизованном обществе». В конечном итоге власть верхов — жадных, лживых, жестоких, но ничтожных и трусливых — держится на той же трусости, жадности и ничтожестве низов. Каковы сами — таковы и сани.
Верхи и низы — две стороны одной медали. Если интерпретировать все вышесказанное в рамках цивилизационного подхода, то можно сказать, что мы выявили специфические черты чатлано-пацакской цивилизации. Остается выяснить ее основания. Как мы уже видели, плюканский мир — мир крайней несвободы, который не дает никаких гарантий прав личности. Бесправие, произвол и насилие властей, постоянная угроза расправы висит над головой каждого. Если свобода и существует, то как привилегия, но не как всеобщее право.
Что же создает возможность произвола одних и бесправия других? Вот что является первопричиной всех общественных зол, что организует голод, истребление людей и природы и ставит человека в положение полного бесправия. Рыночные отношения вытравляют в человеческих душах всякие духовные побуждения. В головах образуется своего рода духовный вакуум. На место всех устремлений личности рынок ставит одно — стремление к материальному благополучию.
Пепелац космический аппарат однажды прибывает на планету Ханут, где нет ни воды, ни кислорода. Прочитайте название этой планеты наоборот и вы увидите, что это будет Тунах. То есть "на х... Это такой жанр, где перед зрителем создают мир, в котором совершенно не хочется оказаться. Проще говоря, если общество будет придерживаться «цветовой дифференциации штанов», постоянно охотиться за тем, чтобы иметь как можно больше кэцэ и пресмыкаться перед ПЖ, то оно окажется в дикой пустыне. Общество вообще погибнет - уничтожит все реки, моря и океаны, продаст кому-нибудь другому на другой планете весь воздух... И при этом сие общество достигнет невиданных высот в технике - люди будут запросто перелетать из одной галактики в другую, станут читать чужие мысли, начнут понимать без электронного переводчика любые языки и говорить на них так же свободно, как на своем родном.
Лично для меня «пришелец прораб» стал в свое время своего рода ролевой моделью. Немногословный, неунывающий, никогда не сдающийся и не опускающий рук, смелый, ответственный, настоящий русский, советский человек. С таким хоть в разведку, хоть на Плюк. Он не впадает в панику и не теряется даже в самой непонятной ситуации: «Нет! Давай считать, что это Каракумы. Так, солнце на западе… Значит, Ашхабад — там. Забавно, что и декорации примерно одинаковы. И личный долгий жизненный путь через пески Плюка мне не раз доказал, что таких Машковых и таких Суховых вокруг большинство, и мне это, скажу честно, очень нравится. Сам я считаю, что в большинстве случаев человек рождается уже готовым, и все, что может дать ему воспитание, — это умение не сморкаться в занавески, по крайней мере, прилюдно. Суть же, натура, база — это что-то врожденное, неизменное, и у большинства людей — по моему убеждению — это что-то в целом позитивное. Чем-то обогатились прораб Машков или Гедеван после своей одиссеи? Нет, они просто еще раз убедились в том, что мы все знаем и так: богатство наживается неправедным путем, сытый голодного не разумеет, своя рубашка ближе к телу, как потопаешь, так и полопаешь, на дурака не нужен нож, за морем телушка полушка, трудом праведным не наживешь палат каменных, бог высоко, а царь далеко… В современном Прорабу и Скрипачу обществе — советском — по сути все было точно таким же, но, конечно, не так гомерически выпячено, как, скажем, на Западе. Человек есть человек, даже если он пацак или чатланин; отношения в обществе в общем и целом выстраиваются по одной и той же схеме, потому что сидящая внутри любого из нас обезьяна взлететь не дает. Однако Прораб решает вытащить из тюрьмы своих случайных попутчиков, неоднократно его обманувших и подставивших, рискуя при этом никогда больше не увидеть Землю, Люсю и макароны. И даже Би решает ради Прораба со Скрипачом пожертвовать собой, оставшись существовать на Альфе в виде кактуса. Этот порыв, конечно, не меняет его внутренне, в итоге он остается все тем же пройдохой и мошенником, пытающимся выжить в неприветливых условиях «капстраны», но этот порыв происходит… Поскольку он внутренне необходим даже самой закоснелой обезьяне.
«Фильм „Кин-дза-дза!
Полный текст новости на источнике. Кин-дза-дза» получил приз «за неувядаемый талант, за мужество, за бесстрашие поменять жанр и вступить на другое поле». Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry. "Кин-дза-дза!" Второй смысловой ряд фильма.
Кин-дза-дза! (1986): социально-психологическая фантастика времён СССР, не понятая обществом
И эту планету покинуть не так просто. Кадр из фильма «Кин-дза-дза», режиссёр Георгий Данелия, 1986 год Но герои фильма смогли найти выход и вернуться домой. И даже помогли двум инопланетянам. Они не оставили их на Плюке в железном ящике, даже когда у них появился шанс вернуться и не бросили на Альфе, в оранжерее. Земляне дали им шанс. Потому что, даже эти очень неприятные и эгоистичные инопланетяне имеют право сами решать, что для них благо, а что нет.
Кадр из фильма «Кин-дза-дза», режиссёр Георгий Данелия, 1986 год И вот Уэф и Би, осознав, что дядя Вова не воспользовался машинкой для перемещения, чтобы спасти их, тоже пошли на большой риск. Своим поступком, Владимир Николаевич смог что-то сдвинуть в сознании этих инопланетян. А значит, надежда на будущее у этих разумных существ есть. Это оставляет надежду и нам.
Взять хотя бы того же Гедевана, который был студентом-первокурсником текстильного института. На каждом шагу он сталкивается с презрительным отношением инопланетян. Ведь те считают его абсолютно ненужным и бесполезным пацаком. Хотя сам по себе этот молодой человек представитель вполне себе нужной профессии. Просто у него нет еще всех навыков и нет опыта. Однако из-за этого ему прямо говорят, что он не нужен. И сегодня с подобной невостребованностью и предвзятым отношениям сталкиваются очень многие молодые специалисты. Причем даже самое качественное, полезное и практичное образование не дает никаких гарантий и перспектив. В чем смысл?
БИ: Нечестная игра! Ты специально мои ходы плохо думал! УЭФ: Как он может своими мозгами играть, когда он эти куклы в первый раз видит? Отдавайте мой выигрыш. УЭФ: Вот ещё... БИ: Уэф, ты когда-нибудь видел, чтобы такой маленький пацак был таким меркантильным кю? Я говорил — Скрипач не нужен, вот результат. С довольным смехом. А ты говоришь — цаппу! Сцена делится на две параллельно идущих части: Гедеван играет в шахматы с Би; дядя Вова ремонтирует пепелац.
Начнём с шахмат. Надо отдать должное Гедевану: он быстро понял как использовать телепатию артистов против них же самих. Эдакое интеллектуальное айкидо. Молодец Гедеван, сразу видно - шахматист, стратег. А вот потребовать свой выигрыш он так и не смог - психологически аборигены оказались сильнее: используя нехитрый манипуляционный приём, они обвинили Скрипача в меркантильности, а тот не смог противостоять давлению. В то же время, посмотрите как блестяще Уэф парирует обвинение Гедевана в нечестной игре за счёт его мозгов - довод абсолютно нелогичный, но оказался непробиваемым "если бы у тебя мозги были... Мастерская манипуляция - давление на слабые точки оппонента, но не в логической позиции, а в его характере. Учитесь, манипуляторы! Теперь перейдём к ремонту пепелаца: дядя Вова, как уже говорилось выше, мастер на все руки. Он и инопланетный корабль починить может.
Однако, Уэф лезет со своими советами.
Они затягивают в себя всё, что можно в сфере притяжения - звёзды, туманности, даже видимый свет, изменяют ход времени и якобы даже являются вратами в иные миры. Но чёрные дыры также излучают - через полюса в виде таких джетов проходят мощные гамма всплески. Короче, если в центре Кин-Дза-Дзы была чёрная дыра, она могла излучать что-то неподобающее и в корне меняющее мышление гуманоидов, проживавших на планетах, упомянутых в фильме. Тогда гуманоиды и не виноваты, что стали такими. Вывод: надо ценить Солнце, не самой маленькой звезды во Вселенной, до расширения которого и поглощения Земли, как известно, остался один миллиард лет.
Зачем Данелия рылся на свалке в перерыве между съемками фильма "Кин-дза-дза!"
Пока вода еще есть. Но вполне может случится, что в будущем человечеству придется тратить электроэнергию на опреснение морской воды, уже не считаясь с энергозатратами «из луца обратно воду делать». Слово «Пэже» - правитель на Плюке — говорит само за себя. Плюканского правителя все называют не иначе, как «задницей», что до боли напоминает реалии нашего быта.
Забавно, что внешне Пэже очень похож на бывшего мэра Москвы Гавриила Попова, даже фамилия та же — Попов. Завершают чатлано-пацакский словарь два слова: «ку» и «кю». Действительно, в русском языке существует слово, очень созвучное слову «ку», которое для большинства населения страны с успехом заменяет все остальные слова.
В фильме есть эпизод, когда «инопланетяне» разговаривают между собой, используя только одно это слово «ку», то есть исключительно на мате. Увы, но такой обычай широко распространен и среди землян. Допустимое в обществе ругательство не так уж сильно отличается от недопустимого, иногда одной буквой.
Скажем, «не хрен» немногим отличается от своего нецензурного заменителя. Как уже можно догадаться, в фильме речь идет не о другой планете, а о нашей собственной. Само название фильма и галактики, куда попадают наши герои — «Кин-дза-дза» - указывает на то, что события происходят на Земле.
Гедеван достает из своего портфеля киндзу — траву-приправу. Кто был на Кавказе, тот знает, что ни одна трапеза не обходится там без обилия всевозможной зелени. Местное население не замечает этой детали быта, настолько она привычна и повседневна; человеку приезжему обыкновение есть зелень целыми пучками кажется странным и неприятным.
Так и в фильме: «кин-дза-дза» — свое растеньице, привычное, земное; в будничной жизни мы даже не отдаем себе отчета в том, что мы делаем; но вот пришел человек со стороны, для которого наши поступки, мысли и обычаи не затемняются привычной для нас формой и удивился глупости и грубости наших отношений. На чем держится вся жизнь «инопланетян», обитателей Плюка? На жажде «кц» и «чатллов», то есть власти и денег.
Теперь в моде считать, что это похвальные стремления, по крайней мере, извечно присущие людям, подобно инстинкту размножения. Посему и бороться с ними также бессмысленно, как и с прочими инстинктами. У создателей фильма другая «точка зрения».
Глобальная экологическая катастрофа и полный общественный распад то есть катастрофа социальная — вот закономерный итог того общества, которым движет жажда господства и денежные интересы. Цивилизация, где царит повсеместная нищета, духовное одичание, социальное варварство; рабское подчинение тех, у кого нет «кц» и «чатллов», наглое и циничное глумление со стороны имущих и облеченных властью. Общество, где никто не только не говорит, но и не думает правду «Родной, кто ж на Плюке правду думает», — снисходительно замечает Би , где отсутствует всякое представление о человеческом достоинстве и элементарной порядочности.
На первый взгляд кажется странным, что там, где все думают только о богатстве, богатства почти ни у кого нет. Плюкане ходят в невообразимых лохмотьях, живут в норах, едят суррогаты «пластиковую кашу», воду из луца , в качестве взятки в ход идет все — от шапки до зубной щетки. Признаком особого благосостояния, которое сразу ставит человека в привилегированное положение, является наличие приличных штанов — желтого или малинового цвета.
Предел всякой роскоши, которую может позволить себе только правитель, — это бассейн с водой. В чем причина столь плачевного состояния общества, где всех поголовно обуревает жажда личного преуспеяния? С точки зрения авторов фильма, именно этот животный эгоизм и приводит к всеобщей деградации.
До тех пор, пока люди заботятся только о собственном кармане, он всякий раз оказывается пустым. Все прошедшие тысячи лет были заполнены стремлением к деньгам и власти, и до сих пор эти тысячи лет были историей войн, голода, нищеты, насилия, бесправия и бескультурья. Могут возразить: а как же гении человечества?
Были же великие умы и таланты, чьими усилиями созидалось величественное здание культуры! Но там, где удавалось достичь большего, людей вдохновляли не инстинкты и стяжательство, а жажда творчества и общественно-значимые задачи. Великое не рождается из узкокорыстных побуждений.
Не из интересов прибыли возникло то лучшее, чем может гордиться человечество. Девиз «обогащайтесь! Не случайно главными героями фильма являются артисты, творческая интеллигенция.
Судьба искусства отражает судьбу плюканского мира. Что движет музыкантами с Плюка? Помните, как наши герои попадают на планету, где нет воздуха?
Предприимчивые артисты тут же делают дяде Вове «деловое предложение»: поездить года два с «Мамой» по галактике, заработать чатллов и купить воздух. Они будут на коленях ползать, а мы на них — плевать». Когда Машков и Гедеван с возмущением отвергают это предложение, Би и Уэф, в свою очередь, возмущены их отказом.
В обществе, где нет цветовой дифференциации штанов, не имеет смысла жить! Единственная цель, которую преследуют эти эстрадные гангстеры, — залезть в карман публики и приобрести власть над другими людьми. Попав на Плюк, прораб Машков и студент Гедеван тоже становятся «деятелями искусства».
Происходит это превращение строителя в скрипача вовсе не по доброй воле и не в силу творческого импульса, а под давлением внешней необходимости, так сказать, в принудительном порядке. Это несвойственное им занятие оказывается единственной возможностью выжить, выкарабкаться из того положения изгоев, в котором они оказались. Дядя Вова, с трудом умея держать в руках скрипку, затягивает песню, которой суждено стать хитом на Плюке: «Мама, мама, что я буду делать?
Мама, мама, как я буду жить? Эти слова сопровождаются самым диким пиликаньем на скрипке, на которое только способен человек, первый раз взявший ее в руки. Отсутствие смысла и музыки?
Что за беда? Чем эта песня хуже других: «Здравствуй, мальчик Банана», «Секс-машина, будь мужчиной», «Ксюша, Ксюша, юбочка из плюша», «Зайка моя» и тому подобных шедевров современной эстрады? Так же как и земляне, благодарные плюкане кричат «класс!
Авторам фильма удалось показать эмбрион современного искусства, мотивы, по которым люди становятся «творческими работниками»: жажда выкарабкаться наверх, сколотить состояние, попасть в привилегированные. Ни о каком подлинном искусстве тут речи не идет; туда и попадают совершенно посторонние и случайные люди, абсолютно ему чуждые, но которым удалось уловить «потребу» публики. Хороша и публика, которая приходит в восторг от идиотского текста и дилетантского пения какого-нибудь музыкального хулигана.
Одним словом, дикари. Искусство — не единственная сфера, где наглядно проявляется духовное убожество плюканской цивилизации. Весьма примечательна в этом отношении их речь.
Так же как и у землян, на Плюке в ходу бытовой жаргон: пацаки совки , пепелац тачка , чатллы бабки , эцилоппы менты и тому подобное. Словарный запас исчерпывается десятком-другим примитивных слов и выражений, а все остальное — «ку». Самих плюкан не коробит от грубого безобразия их речи: говорить иначе они просто не умеют.
И понятно, почему. Ведь язык — это зеркало духовной жизни. Как отдельной личности, так и целого народа.
Чем беднее духовный мир человека, тем беднее его речь. Примитивная жизнь, сведенная до потребностей биологического выживания, лишенная широких интересов, неизбежно ведет к обеднению языка. По мере того, как народ превращается в шайку воров и спекулянтов, язык все больше начинает походить на уголовный жаргон.
Примечательно, что это общество нравственных и умственных голодранцев весьма преуспело в техническом отношении. Сочетание технической мощи и духовно-нравственного убожества — специфическая черта чатлано-пацакской цивилизации. Техника у них действительно на грани фантастики: лазеры, космические корабли, межгалактическая телефонная связь, телепатия, машинки перемещения, подземные города.
Вместе с тем общество со столь развитой техникой — это общество материальной нищеты, социального варварства и политической диктатуры. На примере плюканской цивилизации авторы наглядно демонстрируют ту мысль, что научно-технический прогресс не ведет сам по себе к развитию личности и прогрессу социальных отношений. Напротив, он прекрасно уживается и с массовым невежеством, махровым бескультурьем, социальной отсталостью и политическим деспотизмом.
И поэтому он интересен многим зрителям. Просто некоторые его грани от них ускользают. По моему глубокому убеждению, «Кин-дза-дза» остается актуальной для российского зрителя и сейчас. По крайней мере, расслоение общества на четлан и пацаков никуда не делось. Хочу еще отметить особую веру режиссера в торжество гуманизма.
А по сути, это подразумевает, что изначально он был нищедух и лошара. Уверенный в себе сильный герой, который с самого начала —и в любой ситуации — знает что делает, не меняет своего отношения к жизни и своих позиций, нынче такое увидишь редко, это все милая моему сердцу старая ковбойская школа. Лично для меня «пришелец прораб» стал в свое время своего рода ролевой моделью. Немногословный, неунывающий, никогда не сдающийся и не опускающий рук, смелый, ответственный, настоящий русский, советский человек. С таким хоть в разведку, хоть на Плюк. Он не впадает в панику и не теряется даже в самой непонятной ситуации: «Нет! Давай считать, что это Каракумы. Так, солнце на западе… Значит, Ашхабад — там. Забавно, что и декорации примерно одинаковы. И личный долгий жизненный путь через пески Плюка мне не раз доказал, что таких Машковых и таких Суховых вокруг большинство, и мне это, скажу честно, очень нравится. Сам я считаю, что в большинстве случаев человек рождается уже готовым, и все, что может дать ему воспитание, — это умение не сморкаться в занавески, по крайней мере, прилюдно. Суть же, натура, база — это что-то врожденное, неизменное, и у большинства людей — по моему убеждению — это что-то в целом позитивное. Чем-то обогатились прораб Машков или Гедеван после своей одиссеи? Нет, они просто еще раз убедились в том, что мы все знаем и так: богатство наживается неправедным путем, сытый голодного не разумеет, своя рубашка ближе к телу, как потопаешь, так и полопаешь, на дурака не нужен нож, за морем телушка полушка, трудом праведным не наживешь палат каменных, бог высоко, а царь далеко… В современном Прорабу и Скрипачу обществе — советском — по сути все было точно таким же, но, конечно, не так гомерически выпячено, как, скажем, на Западе. Человек есть человек, даже если он пацак или чатланин; отношения в обществе в общем и целом выстраиваются по одной и той же схеме, потому что сидящая внутри любого из нас обезьяна взлететь не дает. Однако Прораб решает вытащить из тюрьмы своих случайных попутчиков, неоднократно его обманувших и подставивших, рискуя при этом никогда больше не увидеть Землю, Люсю и макароны.
Они не могли понять, как русские смогли в натуре заставить летать такие бандуры — настолько качественно выполнены спецэффекты. Особенно их необрадовало, когда Данелия сказал, что съёмочная группа просто к военным обратилась, они и пособили. Пепелац Действительно, трудно найти, к чему придраться. Увеличить кадр из фильма Хотелось бы отдельно отметить цивилизацию Альфы, довольно сильно обогнавшую в своём развитии плюкан, как технически, так и культурно; общество, в конце концов избавившееся от «цветовой дифференциации штанов». Интересно поданы персонажи Деконт, Абрадокс , целеустремлённо-настойчивые, но сохраняющие спокойствие и невозмутимость, видимо, вообще пожизненно «Спасибо, это не надо... Хотя в фильме ясно намекается, что они как бы не очень хорошо поступают, но я им всё равно симпатизирую...
Откройте свой Мир!
35 лет фильму «Кин-дза-дза!»: почему легендарная картина Данелии снималась в адских муках | Полный текст новости на источнике. |
«Кин-дза-дза»: фильм-пророчество, который становится актуальным только сейчас | Сравнительная история этих двух «Кин-Дза-Дза» крайне актуальна сегодня. |
Кин-дза-дза: смысл картины, краткое содержание, концовка | КИН ДЗА ДЗА (Трактовка подтекста). Социально-психологическая фантастика времён СССР, не понятая во времена создания, и, как показывает жизнь, не всеми понятая до сих пор. |
«Кин дза дза» как пособие по капитализму – Telegraph | Разбор фильма «Кин-дза-дза» реж. |
Фильму «Кин-Дза-Дза!» 35 лет: в чем его смысл
КИН ДЗА ДЗА (Трактовка подтекста). Социально-психологическая фантастика времён СССР, не понятая во времена создания, и, как показывает жизнь, не всеми понятая до сих пор. Но если фильм "Кин-дза-дза" в прокате смотрела в основном молодёжь, то мультфильм собрал уже более широкую аудиторию. «Кин-дза-дза» – это популярный фильм 1986 года, повествующий о трех советских персонажах, которые по случайному стечению обстоятельств оказываются на далекой планете Клюк.