Новости институт этнологии и антропологии ран

Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (ИЭА РАН), ранее — Институт этнографии АН СССР им. Миклухо-Маклая — научно-исследовательский институт Российской академии наук в области социально-культурной и физической антропологии. Елена Данилко, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, зав. Центром визуальной антропологии.

Уволен директор Института этнологии и антропологии РАН, за которого вступились сотрудники

кандидат исторических наук, научный сотрудник и руководитель редакционно-издательского отдела Института этнологии и антропологии РАН. Шапсуги / А.Х. Абазов, Ю.Д. Анчабадзе, А.В, Кушхабиев, М.М. Паштова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Кабардино-Балкарский научный центр РАН; Адыгейский республиканский ин-т гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева. Организаторами конгресса выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет и Институт этнологии и антропологии РАН.

НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ : Интервью с директором Института этнологии и антропологии РАН Валерием Тишковым

С 20 по 24 ноября на базе Института этнологии и антропологии РАН проходила ежегодная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии», в которой приняли участие два аспиранта Московской духовной академии. Сборник включает в себя статьи участников научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии», которая проходила 14–18 ноября 2022 г. в ИЭА РАН. Елена Данилко, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, зав. Центром визуальной антропологии.

Статьи обучающихся в Альманахе Конференции молодых ученых Института этнологии и антропологии РАН

Сборник включает в себя статьи участников научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии», которая проходила 14–18 ноября 2022 г. в ИЭА РАН. Бывший руководитель Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, экс-депутат Госдумы РФ от Удмуртии Алексей Загребин стал и.о. директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Организаторами выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. ТАСС/. Доктор исторических наук, профессор РАН Алексей Загребин назначен исполняющим обязанности директора Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

Проблемы идентичности русских и зачем нужен Институт этнологии и антропологии РАН

Организаторами конгресса выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет и Институт этнологии и антропологии РАН. В интервью «НИ» директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков рассказал, почему на него ополчились евразийцы, кто еще называл его шпионом и почему рост благосостояния не поможет победить ксенофобию. Журнал «Вестник антропологии» учрежден по решению Ученого совета Института этнологии и. Организаторы: Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет и Институт этнологии и антропологии РАН. Пoэтoму сегoдня Институт этнoлoгии и антрoпoлoгии РАН является oдним из ключевых, пo-настoящему стратегических центрoв сoциальнo-гуманитарнoгo знания.

Институт востоковедения Российской Академии Наук

Институт этнографии АН СССР им. Миклухо-Маклая — научно-исследовательский институт Российской академии наук в области. доктор исторических наук, профессор Института стран Востока, академик РАЕН, эксперт РАН, член исполнительного совета Российской ассоциации историков Второй мировой войны, член Союза писателей России, председатель Научного Совета. кандидат исторических наук, научный сотрудник и руководитель редакционно-издательского отдела Института этнологии и антропологии РАН.

Статьи обучающихся в Альманахе Конференции молодых ученых Института этнологии и антропологии РАН

Лекция С. Соколовского 7. Документальный фильм «Добро пожаловать в Энурмино! Вахрушев 8. Экспертное знание. Восстановление прижизненного облика полководца А. Суворова 9. Заметки о полях.

Все права защищены. Условия использования информации.

В работе секции приняли участие и другие ученые Центра гуманитарных проблем Баренц-региона.

На секции «Трансформации идентичности в виртуальном пространстве: киберэтничность и веб-религиозность» большой интерес у слушателей вызвало выступление «Кольские саамы в киберпространстве: конструирование и репрезентация этнической идентичности» старшего научного сотрудника ЦГП КНЦ РАН, кандидата исторических наук Олеси Сулеймановой. Доклад и. Организаторами конгресса выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Подводя итоги, они отметили высокий уровень выступлений и глубину исследуемых вопросов.

По словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькорва, было подано 60 заявок, из которых совет рассмотрел 11 и утвердил 10 проектов по шести направлениям. Отбор был объявлен 20 марта 2020 года, первоначально проекты рассматривались на соответствие процедурным критериям, затем они детально анализировались экспертными советами. Различные проекции этой масштабной темы позволяют каждому из участников предъявить свои академические компетенции, с одной стороны, и стать важным элементом выстраивания общенациональной стратегии развития — с другой. Человеческий потенциал, несомненно, ключевой сюжет 21 века — как в научном, так и в политэкономическом контексте.

И грантовая поддержка этого направления мысли — отличный шанс не только для демонстрации имеющихся достижений, но и для качественной пересборки собственных научных программ», — сообщил директор ИОН РАНХиГС Сергей Зуев. Учреждение НЦМУ будет работать на научную репутацию МГИМО в международных академических кругах, способствовать интернационализации вуза и формированию сети международных научных контактов и партнерских связей», — прокомментировал проректор по научной работе и международному сотрудничеству МГИМО Андрей Байков.

Институт этнологии и антропологии ран.

Мельгунова, А. Пругавина и др. Впоследствии подобные попытки не раз возобновлялись, сначала в первые революционные годы, затем - в советский период4. В XIX в.

Костомаров видел в нем «явление умственного прогресса», а П. Милюков пытался выявить общие корни с другими религиозными течениями и христианским сектантством5. В советский период, в соответствии с существовавшими идеологическими установками, старообрядчество рассматривалось либо с атеистических позиций, либо как форма антифеодального протеста6.

Серьезные глубокие исследования появились в это время в среде рус 1 Кириллов И. Третий Рим очерк исторического развития идеи русского мессионизма. Старообрядчество и русское религиозное чувство.

Философия истории старообрядчества. Философские аспекты староверия. Опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения русского раскола.

Казань, 1859. Старообрядцы и свобода совести исторический очерк. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX в.

Религиозные гонения. Религиозные отщепенцы очерки современного сектантства. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола.

Раскол и сектантство в России доклад В. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. В 2-х ч.

Калинин, 1971. Очерки по истории русской культуры. Старообрядчество в прошлом и настоящем.

Современное старообрядчество. Зеньковский, A. Карташов 1.

Ряд работ советских ученых, посвященных средневековому общественному сознанию, идеологии крестьянства, социальным утопиям и их связи со старообрядческим движением, до сих пор не утратили своего значения А. Клибанов, К. Чистов, Р.

Наиболее последовательно изучением старообрядчества, его книжно-рукописной традиции занимались отечественные археографы, благодаря которым введено в научный оборот огромное количество памятников старообрядческой мысли, произведен их подробный анализ H. Покровский, И. Поздеева, Е.

Агеева, Е. Смилян-ская, Е. Сморгунова, И.

Починская, А. Шашков, В. Байдин, А.

Мосин, Е. Юхименко и т. К теме старообрядчества обращались искусствоведы, филологи и собиратели фольклора О.

Бахтина, Т. Гребенюк, С. Никитина, B.

Кляус и др. Отказ современных исследователей от заданных схем и методологических штампов открыл новые перспективы для объективного освящения феномена старообрядчества во всех его противоречиях и многогранности. Многочисленные научные разработки нашли отражение в специализированных сборниках и периодических изданиях.

В этой связи следует отметить серию «Мир старообрядчества», с 1992 года регулярно издаваемую археографической лабораторией Московского государственного университета3. Труды ведущих и начинающих специалистов, представляющих различные отрасли знаний, сообщения краеведов и членов религиозных общин публикуются в материалах ежегодных конференций «Старообрядчество: история, куль 1 Зеньковский С. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века.

Собрание сочинений: в двух томах. Народная социальная утопия в России. Период феодализма.

Свердловск, 1987; Чистов К. I: Личность. II: Москва старообрядческая.

III: Книга. Кроме того, с 1994 года выходят журналы с таким же названием2. На сегодняшний день увидели свет уже несколько выпусков «Уральского сборника», подготовленных екатеринбургскими учеными, периодическое издание, посвященное особой группе старообрядцев - липованам появилось в Одессе3.

Список можно продолжить коллективными работами под редакцией Е. Юхименко4, сборниками и монографиями, освещающими историю и культуру различных региональных групп, в том числе и Южного Урала5 и т. В контексте моего исследования особое значение имеют работы, в которых отразились исторические события , имевшие место на изучаемой территории, прежде всего, монография H.

Южно-уральский регион включался лишь в немногие работы по истории и культуре всего уральского старообрядчества. В этой связи можно назвать книгу Н. Парфентьева6, в которой проанализированы поздние традиции древнерусского музыкального искусства.

В последнее время образовавшаяся лакуна была существенно заполнена двумя фундаментальными трудами -«Очерками истории старообрядчества Урала и сопредельных терри Вып. Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований. Материалы международной научной конференции.

История и современность. Старообрядчество: история, культура, современность. В 2-х частях.

Уральский сборник. Екатеринбург 1997; То же. Екатеринбург, 1998; То же.

Екатеринбург, 1999; Липоване. История и культура русских-старообрядцев. Одесса, 2004; То же.

Одесса, 2005. Единоверческие храмы в Гуслицах. Куровское, 2001; Данилко Е.

Старообрядчество на Южном Урале: Очерки истории и традиционной культуры. Уфа, 2002; Старообрядчество Украины и России: прошлое и современность. Киев, 2004; Филипповское родословие: исторические сочинения старообрядцев-филипповцев Поволжья и Южной Вятки.

Курск, 2005. Парфентьев Н. Челябинск, 1994.

Покровского и Н. Зольни-ковой о часовенном согласии1. В этнографическом плане наиболее комплексно на сегодняшний день исследованы материальная и духовная культура старообрядцев, проживающих на территории Пермского края Г.

Чагин, С. Дильмухаметова, И. Власова, И.

Кремлева, Т. Листова, Т. Макашина , Усть-Цильмы Т.

Дронова , Дальнего Востока Ю. Аргудяева , Забайкалья Ф. Особую категорию составляют монографические исследования русского населения на той или иной территории, в которых отмечалась некоторая, свойственная старообрядческой культуре, специфика.

По такому принципу построены работы Е. Рихтер о русских Западного Причудья, Т. Бернштам о культуре поморов, В.

Липинской об Алтайском крае3 и т. Выделение лишь отдельных сторон культуры и быта при изучении других региональных групп старообрядцев несколько затрудняет общий сравнительный анализ, но открывает возможности для сопоставлений на частном детальном уровне. Предметно-бытовой сфере и хозяйственной деятельности бухтарминцев посвящены труды Е.

Бломквист и Н. Гринковой4, уральских казаков - С. Сагнае 1 Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий.

Екатеринбург, 2000; Покровский H. Пермь, 2001; Дронова Т. Сыктывкар, 2002; Аргудяева Ю.

Старообрядцы на Дальнем Востоке России. Новосибирск, 1978; Он же. Семейские: Историко-этнографические очерки.

Улан-Удэ, 1985; Он же. Этнографические очерки. Русское население Западного Причудья очерки истории, материальной и духовной культуры.

Таллин, 1976; Липинская В. Русское население Алтайского края. Федоровой подробно рассмотрена свадебная обрядность л зауральских «кержаков» , имеются описания обрядов жизненного цикла «устьцилемов»3.

Старообрядчеству посвящено немало работ зарубежных авторов Р. Моррис, Р. Робсон, Д.

Шеффел, Е. Накамура, Э. Иванец 4.

Особенности взаимоотношений поколений в семьях староверов и формы общения анализируются в книге В. Плейер и статье В. Рюк-Дравина, которые отличаются оригинальным авторским подходом, но содержат множество неточностей и поверхностных выводов, что связано, на мой взгляд, с отсутствием собственных полевых исследований5.

Классической работой по старообрядчеству считается монография французского религиоведа П. Паскаля, на примере старообрядчества характеризовавшего русскую ментальность и особенности религиозности6. Как было сказано выше, следующий раздел историографического обзора составляют работы, посвященные нерусскому старообрядчеству.

Традиционно исследования раскола и его значения в истории и культуре России связывались с русским народом, сложилось и закрепилось официальное мнение о моноэтничности старообрядчества. Однако по историческим свидетельствам, оно имело достаточно широкое распространение у целого ряда финно-угорских народов, с которыми были связаны многие ведущие центры на территории современных Республики Коми и Карелии, Поволжья и Урала. Первые 1 Сагнаева С.

Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Южного Зауралья. Курган, 1997. Погребально-поминальный обряд «устьцилемов».

Сыктывкар, 1998; Дроно-ва Т. Мир детства в традиционной культуре «устьцилемов». Сыктывкар, 1999.

Das russische Altglaubigentum: Geschihte. Darsrtellung in der Literatur. Copengagen, 1965.

Marburg an der Lahn, 1966. Наиболее обширная историография принадлежит коми-старообрядцам. Первыми работами, в которых рассматривалось влияние старо-верия на быт и повседневную жизнь коми-зырян, являются очерки К.

Жакова и П. Затем в ходе комплексных исследований этнографии народов коми в 1940-1950-х гг. Белицер сбор полевого материала производился попутно и в старообрядческих селах.

По результатам экспедиций были опубликованы очерки материальной и духовной культуры народов коми, в ряде случаев отмечалась и некоторая культурная специфика отдельных старообрядческих групп, хотя их конфессиональная принадлежность и особенности религиозности не являлись предметом специального рассмотрения2. Следующими к интересующей теме обратились Л. Жеребцов и Л.

Лашук, в работах разных лет ими отмечалась культурная специфика групп коми, принявших «старую веру», определялись география их расселения и субконфессиональный состав. Все их работы объединяются выводом о консервативном влиянии старообрядчества на культуру зырян и на сохранение «архаических религиозных пережитков». Большой интерес представляют работы Ю.

Гагарина, написанные на результатах сплошного конкретно-социологического исследования состояния религиозности сельского коми населения 1966 1 Жаков К. К вопросу о составе населения в восточной части Вологодской губернии. Белицер В.

Сыктывкар, 1960. Сыктывкар, 1961. Задачами исследования были выявление степени сохранности религиозных представлений и их особенностей у старообрядцев.

Основным выводом было заключение о скором «вымирании» старообрядчества1. Планомерные и последовательные исследования на Печоре, Вычегде и Вашке начались уже с 1980-х гг. Сыктывкарскими учеными А.

Власов, Ю. Савельев, Е.

В ногах погребенного был уложен доспех из роговых пластин с отверстиями для крепления. Сопроводительный материал состоял из каменных предметов и фрагментированных костяных изделий. В ходе раскопок, у правого колена, были обнаружены фрагменты костей еще одного погребенного. Характер развития костей показывает Кердюгенского воина как очень сильного человека с большой мышечной массой. Следы переломов левой ноги и многочисленных компрессионных травм суставов рук и ног, полученных, по-видимому, в результате прыжка с большой высоты, свидетельствуют об экстремальном образе жизни погребенного. Развитие костей плечевого пояса, костей предплечий, позволили предположить активное использование лука. Боевой комплект, состоящий из щита и доспеха, на наш взгляд, являются показателем не ординарного погребения, а захоронения воина или вождя эпохи позднего неолита», — сказала Лилия Алексеева.

Погребение Кердюгенского воина является наиболее изученным.

В нем они опасались, что Функа могут скоро уволить. Вскоре после публикации письма Функ был снят с должности, а и. Ряд ранее опрошенных RTVI сотрудников института связал сложившуюся ситуацию с бывшим директором института, а в настоящее время его научным руководителем, академиком РАН Валерием Тишковым.

Ученые обсудят вопросы этнокультурного наследия народов России и мира, человека и общества в проекциях устойчивости и изменчивости, реальности и виртуальности, традиционных знаний и новых технологий. В рамках научного форума запланированы 54 секции, семь круглых столов, а также презентации новых книг и профильных научных журналов.

Экспедиции

  • Институт Этнологии и антропологии РАН – Центр русского фольклора
  • Конференция молодых учёных «Актуальные вопросы этнологии и антропологии» в ИЭА РАН
  • Новости института
  • Содержание
  • Институт Этнологии и антропологии РАН
  • Институт этнологии и антропологии РАН – Telegram

Врио директора института РАН назначили Алексея Загребина

Новые подходы, важные проекты" 25 апреля 2024 "Антропологическая реконструкция сегодня. Новые подходы, важные проекты" учительский клуб 25 апреля 2024 состоялась встреча Учительского клуба музея. Главный научный сотрудник Центра физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук, доцент Елизавета Валентиновна Веселовская прочла для учителей лекцию "Антропологическая реконструкция сегодня. Новые подходы, важные проекты".

Енчинов Э. Модераторы секции доктор исторических наук Мартынова Е. Тула и доктор исторических наук Новикова Н. Институт этнологии и антропологии РАН г.

Торушев Э.

Также она поведала слушателям о том, как проходила ее работа над книгой. Она особенно подчеркнула тот факт, что, познакомившись с изданиями Фонда Ибн Сины благодаря книге П. Казаку «Исламское религиозное воспитание в Германии», твердо решила издавать свою книгу в сотрудничестве с Фондом. Книга вызвала большой интерес сотрудников Института.

Является автoрoм и сoавтoрoм 180 научных и учебнo-метoдических рабoт пo этнoлoгии и вхoдит в редкoллегию ряда выдающихся научных изданий. За время егo рабoты в региoнальным oтделением был oрганизoван ряд важных истoрикo-прoсветительских мерoприятий. Они пoздравляют Алексея Егoрoвича с назначением на высoкую дoлжнoсть и желают новых заслуг и достижений на ниве исторического просвещения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий