Громница — Сретение — Славяне считали, что Громница служит границею между зимой и весной, отчего и второе название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с весною: «на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето. Громница у славян Ряд обрядов, происходивших на Громницу, связаны с огнем (свечками) и водой. Громница — архаичный славянский праздник, входящий в Кологод, праздник, который связан с Огнём, Светом и Грозой. Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной Громница (другие названия Среча, Перунье Зимнее) – славянский праздник, который встречают 2 февраля.
Календарь славянских праздников и список языческих обрядов
- Сретение (Громница)
- 2 февраля: Славянский праздник Громница
- Сретение и Громница: удивительные события в один день
- Обряды на день богини Додолы
Народный праздник Громница 15 февраля, славянское Сретенье: почему свечи были главным символом дня
Громница — Сретение — Славяне считали, что Громница служит границею между зимой и весной, отчего и второе название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с весною: «на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето. Праздник Громницы, одно из ярких событий славянской культуры, сопровождается множеством традиций, символов и обрядов, среди которых особое место занимают громничные свечи. Во времена двоеверия обряды славянской Громницы слились с иудохристианским праздником Сретенье. Узнайте как и когда праздновать славянский праздник Громница в 2024 году: обряды, традиции, поверья, а также история праздника. Праздник Громницы, который празднуется в первые дни февраля, связан с первыми признаками приходящей весны. Громница – архаичный славянский праздник, входящий в Кологод, праздник, который связан с Огнём, Светом и Грозой.
СТРЕТЕНИЕ — ГРОМНИЦА 2 ФЕВРАЛЯ
Происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом, потому в этот праздник славят Громовержца Перуна и Богиню Громовницу. У южных славян Богиню зовут Громовицей, на Украине — Паляницей. Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу, Перуницу. А в Велесовой книге даже если говорить о ней, как о Литературном художественном источнике говорится: «Летит во Сварге Перуница и несёт рог славы, чтобы его испили мы до дна. А поле наше должны мы с вами отобрать у наших у врагов … И павшему на поле битвы Перуница даёт воды живой отпить. И выпьет он её и пойдёт во Сваргу на коне белом». Перуница — это волевая, сильная сторона женского начала. Во многих песнях и сказках упоминаются образы женщин-богатырш Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша , другое их название Девы-поляницы паляницы. Эти девы бились наравне с мужчинами своего племени и нередко одерживали верх, иногда силой, а иногда ворожбой и хитростью. Само название, возможно, берет свое начало от слова «поле» — поле битвы, поле брани.
Перуница — первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, супруга в различных версиях. Здесь можно провести параллель с древнегреческой богиней-Афиной, Дева-Воительница, дочь Громовика-Зевса, порожденной самим Зевсом из своей головы, его ипостась в женском обличии, независимая сильная личность. Спустя века сложно определить, кого именно почитали больше в этот день Громовника или Богиню-Громовницу, но громовые раскаты или ярая молния в начале зимнего месяца говорят сами за себя, что почиталось божество Грома, А кто именно оказывал противоборство хладным силам тьмы Перун или Паляница сути праздника не меняет. Воск хорошо известен нашим предкам занимавшимся бортничеством, потому утверждение, что свечи появились на Руси лишь с появлением первых христианских священников ошибочно. Для Громничной свечи заготавливался воск заранее наилучшего качества, изготовлялись эти свечи в последний шесток перед праздником.
Если в этот день петух напьётся воды, то весна будет ранняя и тёплая [11]. Водосвятие на Громницы. Первая половина XX в. Белорусская монета, реверс Народное поверье гласит: на Стретенье зима с весною встречается — какова эта встреча, такова и весна. Рассуждали так: если в этот день оттепель, то весна будет ранняя и теплая; холода держатся — весна выпадет холодная; посыплет снег — к затяжной и дождливой весне. По утверждению В. Василевича, праздник сохранился с языческих времен и, скорее всего, был посвящён Громовнику , посылавшему на землю по весне животворные первые дожди [18]. Как перед большими праздниками, местами белорусы отмечали «Сретенские Деды » белор. Смоленские белорусы в тот день недели, в который был этот праздник, в течение всего года не снуют основ , чтобы не встретиться с волками [20]. К этому дню белорусские крестьяне готовили большие восковые свечи, которые называли громницами. У кого были пчёлы — делал из своего воска. Остальные воск покупали и «сучили» свечи длиной в 10 вершков полметра. В Громницы их носили в церковь для освящения. Считается, что обычай этот утвердился в Белоруссии во времена унии. Униатская же церковь переняла его от польских католиков. Иезуит Ленцкий в Катехизисе , который издала Виленская иезуитская академия в 1768 году, пишет: «Эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верующие во время грозы зажигают сии свечи, дабы испытать плода молитвы; дают также умирающим в руки громницу — для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы». Этот обряд в Римской Церкви утвердился при папе Римском Сергии и был установлен для противодействия языческому празднеству, которое под именем Фебруалий совершалось в первых числах февраля в честь Фебра , Прозерпины и всех богов подземного царства и сопровождалось возжжением факелов [21] [ страница не указана 2787 дней ]. Над лавкой в церкви, где лежали свечи, читалось пять специальных молитв по чину униатского требника , троекратно взмахивал над ними священник кадилом, кропил святой водой, троекратно же осенял крестом, после чего вручал свечи их хозяевам, которые зажигали их с возгласом священника «Благословенно царство! Если свечи, горя, трещали, летом можно было ждать гроз [22]. В Виленской губернии крестообразно слегка поджигали волосы на голове сретенской свечой — «на счастье и здравие» [12] [ страница не указана 2787 дней ]. В это день совершалось малое водосвятие. В народе особенно ценилась иорданская, крещенская и сретенская освещённые воды [23]. На территории современных Брестской , Минской и Гомельской областей в этот день зафиксирован обычай первой встречи весны песнями-веснянками , правда не такими громкими и массовыми, как на Благовещенье и Великдень [24]. Украинские обряды[ править править код ] Почтовая марка Украины. Украинцы и в некоторых местах русские на праздник Сретения освящают в церквах воду. Освящённая сретенская вода считается лечебным средством против разного рода болезней, особенно так называемого «присрета» т.
Люди, живущие своими маленькими горестями и печалями, радостями и надеждами, не беспокоятся, как правило, о судьбах мира. Их интересует преимущественно своё благополучие, благополучие своих детей и семьи. Причинно-следственные связи «всего со всем» ощущаются ими на уровне рефлекса, но, как правило, не осознаются по уровню разума. Так было, так есть, и так будет. Но маг, ведущий своё племя, свой народ, должен беспокоиться не об отдельно взятом человеке, не об одной конкретной семье, а обо всём народе. Именно поэтому волхвы и друиды старого времени, маги древней традиции, понимая истинный смысл обрядов пробуждения и засыпания стихий, параллельно с людьми творили и творят по сей день свои обряды сонастройки с силами миров. Пробуждается Воздух Поэтому, когда пробуждается Воздух, в момент пробуждения духов маги прошлого — волхвы и друиды — сотворяли ритуалы единения с ними, кормили пробудившиеся силы, привечали их тем, что имели сами, как бы показывая: мы одна семья; коли нам всем предстоят испытания, то будем вместе. Отсюда ясно, что ритуальные подношения Трёхликой матери — это кормление всех тех, из кого она состоит своим воздушным ликом, — из всех ветров, духов воздуха, сильфов, фейри и птиц вещих. Их присутствие рядом с миром людей будет в течение года помогать сохранять порядок, не даст свершиться непоправимому. Они отведут беду общую, удалив причину проблемы локально: накажут одного, но спасут всех. Но если духи отвернутся от человека, то ошибка одного может погубить всё племя. Древние маги, понимая истинную силу детей Бригитт, детей Матери-Земли, проводили обряды, которые должны были стать гарантией безопасности всего народа, всего племени. Люди же своим простым участием, подношениями и дарами выполняли простую, но очень важную работу — отключали сопротивление своего сознания и усиливали заклинания и обряды мага согласием с общим законом Природы: единства всего со всем. В славянской традиции Имболк назывался Громница. Считалось, что только в этот день может греметь гром на небе что, кстати, правда, и поверье работает до сих пор. С этого момента считается, что «тёмный период» закончился и начинается новый цикл. Не празднуя Громницу так широко, как кельты свой Имболк о причинах сего будет рассказано ниже , тем не менее в общемировых обрядовых процессах славяне участвовали тоже.
Поют только девушки и дети, не выходя со своего двора. Закливают весну очень тихо, чтобы этого не слышали другие люди. Обряд «продажи ребенка» для его счастья и здоровья. Мать ребенка зовет знахарку, которая символически выкупает ребенка. Младенца передают знахарке через окно, а после она возвращает ребенка со словами «Живи на мое счастье». Деньги, полученные за «продажу» ребенка, тратят на покупку свечей. Что ещё сделать к празднику Громницы? Приготовить хотя бы одну свечу, которую вы заговорите в этот день да обойдёте с ней дом. Весна скоро придёт!
Громница. Сретение. Встреча зимы с весной
Считается, что в этот день, единственный за всю зиму, можно услышать раскаты грома, когда Зима-Морена дает первый бой юной Весне. Происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом, потому в этот праздник славят Громовержца Перуна и Богиню Громовницу. У южных славян Богиню зовут Громовицей, на Украине — Паляницей. Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу, Перуницу. А в Велесовой книге даже если говорить о ней, как о Литературном художественном источнике говорится: «Летит во Сварге Перуница и несёт рог славы, чтобы его испили мы до дна. А поле наше должны мы с вами отобрать у наших у врагов … И павшему на поле битвы Перуница даёт воды живой отпить.
И выпьет он её и пойдёт во Сваргу на коне белом». Перуница — это волевая, сильная сторона женского начала. Во многих песнях и сказках упоминаются образы женщин-богатырш Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша , другое их название Девы-поляницы паляницы. Эти девы бились наравне с мужчинами своего племени и нередко одерживали верх, иногда силой, а иногда ворожбой и хитростью. Само название, возможно, берет свое начало от слова «поле» — поле битвы, поле брани.
Перуница — первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, супруга в различных версиях. Здесь можно провести параллель с древнегреческой богиней-Афиной, Дева-Воительница, дочь Громовика-Зевса, порожденной самим Зевсом из своей головы, его ипостась в женском обличии, независимая сильная личность. Спустя века сложно определить, кого именно почитали больше в этот день Громовника или Богиню-Громовницу, но громовые раскаты или ярая молния в начале зимнего месяца говорят сами за себя, что почиталось божество Грома, А кто именно оказывал противоборство хладным силам тьмы Перун или Паляница сути праздника не меняет. Воск хорошо известен нашим предкам занимавшимся бортничеством, потому утверждение, что свечи появились на Руси лишь с появлением первых христианских священников ошибочно.
Громница 15 февраля Дата и её обоснование В большинстве источников можно встретить дату празднования 2-е февраля, но это ошибочное написание по старому стилю без адаптации к современному календарю. Об этом же упоминает и Н. Так, по крайней мере, в Белоруссии к этому дню охотно и непременно приурочиваются обычаи, оставшиеся, несомненно, от этих тёмных и далёких времён, когда всесильный огонь признавался за бога или божественную силу, заключённую в нём, т. Хотя высокое значение христианского праздника совершенно заслонило собою обряды язычества, но он однако вполне сберёг черты исконной народности. Довольно известное и доказанное почитание огня на этот раз проявляется в изготовлении и чествовании свечи…» Однако следует упомянуть, что те, кто отстаивают датой данного события 2-е февраля, утверждают, что оно привязано к Зимнему Солнцестоянию и приходится на сороковой день от него. Допускаю, что такое возможно.
Но документальных тому подтверждений пока не нашлось. В любом случае, нам есть, что праздновать и что помнить в эту дату. Противник пошатнулся, а его уверенность в своей непобедимости рухнула под натиском отваги, стойкости и самопожертвования советских солдат и обычных людей. Наши предки одержали победу! Мы выстояли! Слава об этом пусть гремит и память в потомках живёт на века. Традиции, обряды, смысловая нагрузка Громница — это древний славянский праздник первой встречи 46 сречи зимы с весной Морены с Лёлей , потому часто в этот день можно увидеть редкую зимнюю грозу и даже услышать гром — свидетельство приближающейся весны и первых «столкновений сил света и тьмы». Оттого и называют праздник Громницей, а также связывают его с богом грома и молний Перуном и его супругой Дивой-Додолой 47 — богиней небесной влаги, повелительницей молнии, гроз и дождей. Афанасьев, «Древо жизни»: «Небесная гроза, с её бурными вихрями и дождевыми ливнями, обожалась литовско-славянским племенем в образе Перуна, память о котором до сих пор живо сохраняется у белорусов и литовцев. Белорусы представляют его статным, высокого роста, с чёрными волосами и длинной золотой бородою: восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооружённый луком и стрелами, и разит нечестивых.
А литовцы ещё помнят о девяти силах Перкуна и тридевяти его названиях. Как божество, посылающее дожди, Перун явился творцом земных урожаев, подателем пищи, установителем и покровителем земледелия. Земля, по народному русскому поверью, не растворяется не открывает своих недр на рождение злаков до первого весеннего грома, т. Следовательно, и деревья начинают распускаться только с пробуждением бога-громовника, в свите которого шествуют весенние ветры, пригоняющие дождевые облака…» Рис. В этот день начинали закликать весну да солнышко красное звать — это были первые заклички весны существуют ещё вторые и третьи. Первый раз весну закликают только девушки и дети, а песни-заклички поют чуть слышно. Считается, что в этот день вода особенно дождевая тоже обладает особой силой, поэтому ею запасались для разных обрядов и нужд. Так же, как и на Водокрес, полезно окунаться в природные источники и умываться водой, собранной в этот день. Ею брызгали больных родственников и скотину, купали и поили детей. А в Белоруссии, к примеру, до сих пор жива традиция «освящать» такой водой сына, уходящего служить в армию.
Согласно летописям, Перун — сын Сварога, он хаживал на Египет и впоследствии им правил. В честь Перуна была принята титулатура — pharaon — фараон. Древность существования четы Перун и Додола доказывает также и тот факт, что их почитание распространилось и в Древней Индии, где сопряжено с именем «индийского» громовержца Индры.
А, как установлено генетиками и историками, древние русы завоевали Северную Индию в 3-м тысячелетии до н. Громница напоминает в разгар зимы нам о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света — как ярая молния посреди лютой зимы.
Это встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время можно услышать гром и увидеть молнии. Громница — это дева-воительница, олицетворяющая юную Весну, дающую первый в году бой Морене-Зиме в виде грозы. Громницу также называют Громовица имя символизирует гром , Молонья, Маланья, Меланья-Меланьица что символизирует Молнии , Перуница так как она олицетворяет женский лик бога Перуна , Паляница палящая, зажигающая огонь , Додола.
В этот день воздают ей требы: соль, чеснок, курятина, каша, хлеб, мак. У славян, проживающих в относительно тёплом климате Украина и южнее , со дня Перуницы начинаются закликания Весны. В условиях средней полосы России это делается позже. Также Громница — значимый день для женской волошбы. Особенно для дев, которые на данном этапе ценят Силу и Волю, идут стезёй Перуницы — это наилучший день для свершения важных шагов.
Через полгода после Громницы-Перуницы 2 февраля празднуется день Перуна 2 августа. По-другому эти праздники называются Перунье Летнее и Перунье Зимнее. Оба эти праздника связаны с Грозой, являющейся олицетворением Ярой Силы Природы. Молния же испокон веков считалась в народе символом сакральной связи Неба и Земли. Так, при грозе в старинных деревнях говорят: «Небо с Землёю любится».
Ко 2 февраля Солнце начинает набирать силу и уже ярче сияет на небе. Это его первые попытки заявить свои права Морене-Зиме, царствующей в это время в Явном мире. Это первое проявление силы Солнца-младенца. Считается, что в этот день Небесный Огонь возжигает обережный огонь в Яви на весь год. Поэтому славяне на Громницу возжигаются волшебные громничные свечи также их называют громовые свечи или громницы.
Это маленькие «отражения» Небесного Пламени, дошедшие до нас через века двоеверия. На Украине эти свечки изготовляли только женщины, и особенно — девушки. Причём громницы часто делались из трёх свечек, переплетённых в косу и расходящихся кверху маленьким Трезубом — символом триединства Нави, Яви и Прави то есть Троемирья. Эти священные свечи украшались лентами и другими девичьими прикрасами.
2 Февраля-Громница, праздник наших предков, традиции и обычаи дня
Праздники → 2 февраля Громница (славянский праздник). Громница — единственный день зимой, когда может приключиться гроза — можно услышать гром и увидеть молнии. В ряде славянских народов Громницей называли день, когда вспоминали о предках, ушедших на небеса. Славянский праздник Громницы. Наши славянские предки почитали своих богов, считая их своими прародителями, приписывали им определенные качества, наделяли могуществом. Во времена двоеверия обряды славянской Громницы слились с иудохристианским праздником Сретенье. Традиционные славянские языческие праздники связаны с природой и событиями в ней происходящими, они содержат и таят в себе глубокую сакральную суть и значение. Славянский праздник Громницы. Наши славянские предки почитали своих богов, считая их своими прародителями, приписывали им определенные качества, наделяли могуществом.
Славянский праздник Лельник: значение. Народный праздник Красная горка.
Громница — Сретение — Славяне считали, что Громница служит границею между зимой и весной, отчего и второе название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с весною: «на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето. Колесо года 2 февраля: Славянский праздник Громница Громница — один из старинных славянских праздников Колеса года, которому соответствует кельтский Имболк. Громница — архаичный славянский праздник, входящий в Кологод, праздник, который связан с Огнём, Светом и Грозой.
Громница – славянский праздник первой встречи Зимы с Весной
Александр Гореликов АлександрГореликов 26-01-2018 13:24 link Re: Громница — славянский праздник первой встречи Зимы с Весной Comments disabled ирина радость ирина радость 27-01-2018 18:50 link Re: Громница — славянский праздник первой встречи Зимы с Весной Все славянские праздники очень яркие и позитивные!!! Comments disabled Александр Носов Александр Носов 27-01-2018 20:43 link Re: Громница — славянский праздник первой встречи Зимы с Весной Громница 2 февраля, а 7 - первый день астрономической весны!
Имена богине давали разные, зависело от конкретной территории. Так, например, на украине богиню называли Паляницей. Спустя многие столетия узнать точнее, кого подразумевали древние славяне под всеми названиями и кого почитали больше нельзя. Празднование Сретения Громница у славян связывалась с главным атрибутом — громничной свечей. Она символизировала Небесный огонь. На ее изготовление предки старались сделать самый качественный воск. Перед наступлением праздника растопленный воск разливали в подготовленный формы, и ждали пока он застынет. Когда все было готово, люди собирались на места поклонения богам и зажигали свечки. В древности верили, что свеча способна не только отвести грозу, но и с ее помощью, можно просить богов послать дождь в засуху.
Подобные обряды доверяли проводить только волхвам или жрецам. Если человека одолевает недуг, свечу вкладывали ему в руку, а она своей магией даровала здоровье. Внимание привлекала Громница свечи и погодные условия. С наступлением праздника предки следили за погодой. Какая она была в этот день, такими и будут оставшиеся дни месяца. Если на небосводе будет замечено солнце, то следовало ждать ранней весны. На Сретение Громница сопровождалась еще одним важным обрядом — ритуальный танец. Его называют Огнедовым. В танце принимали участие только женщины, они собирались со всего поселения. Обрядовый танец был направлен на защиту всего сущего на земле.
Жрецам нужно было разжечь огонь на местах поклонения божествам, устанавливали большую свечу и поджигали ее. Женщины начинали танцевать вокруг нее. Когда танец заканчивался, разрешалось поджечь свечи у остальных присутствующих, и продолжить ритуал. Считалось, что ритуальный танец напитывает свечи энергией.
Напомним читателям, что вторые подобные мероприятия справляются девятого марта, а третьи заклички совпадают с Масленицей. Очень интересным является тот факт, что у данного праздника есть свои аналоги и в культурах других народов. Наглядным примером этому служит, например, древний кельтский праздник Имболк, который знаменовал собой окончание зимнего времени, и сопровождался ритуальными омовениями. Этот праздник древними кельтами отмечался первого февраля. Свечи Громовые. Помимо водных обрядов, в день праздника Громницы важным атрибутом так же считались свечи. Подобные свечи называли ещё Громницами, или Громовыми свечами. Их изготавливали для прославления бога Перуна и его супруги, богини Паляницы. Среди славянских народов, у каждого был свой особый ритуал, связанный с изготовлением этих свечей. Вот, например, в Белоруссии, подобные свечи олицетворяли собой священный и живой огонь, и от того считались преимущественно мужским атрибутом. Отливом громовых свечей занимался исключительно глава семьи. Считалось, что чем больше будет громовая свеча, тем больше счастья и достатка она принесёт в дом. Отливали свечи в последнюю субботу, перед самым праздником, в день, когда было принято так же прославлять свои предков. После того, как свеча освящалась на капище её, несли в дом, чтобы по очереди «освятить» каждого члена семьи, и каждый уголок в избе. Одну свечу обязательно было принято относить в хлев, чтобы освятить и домашний скот. Было принято хранить громовые свечи до следующего праздника Громницы. Бытовало поверье, что летом, в пору гроз и дождей, именно наличие подобных свечей спасало дом от молний. На Украине дело обстояло немного иначе. Громовые свечи в основном изготавливали женщины, в особенности девушки. Было принято соединять три свечи наподобие женской косы, и затем венчать её в виде трезубца, что служило символом единения и неразрывности трёх миров: Навьего, Явьего и Правьего. Перун или Перуница? До этого мы говорили о том, что славянский праздник Громницы знаменовал первую встречу весны и зимы, и сопровождался громом грозного бога Перуна. Однако, на просторах всемирной сети можно обнаружить и иные описания этого торжества. Здесь, ведущую роль играет богиня Перуница. Кто это, мы с вами и попытаемся понять. Ранее мы говорили о том, что в праздник Сретения древние славяне чествовали бога Перуна и его божественную супругу — богиню Паляницу. Но по иной версии, она была не супругой, а девственной дочерью громовержца Перуна. Само имя богини Паляница, согласно этой теории, происходит от слова «поле». Стоит отметить, что богиня Паляница Перуница выступала в роли сильного женского начала, в образе женщины — воительницы. Таким образом, можно логически связать теорию о происхождении имени богини со словом «поле», ведь именно там и разворачивались всякие сражения и битвы. Здесь же можно провести некую параллель, между славянской богиней Перуницей и древнегреческой Афиной. Эта богиня так же являлась дочерью громовержца, бога Зевса, который породил её самостоятельно, из собственной головы. Таким образом, Афина выступала в образе продолжения сущности своего отца, женской ипостасью мужского и сильного начала. Она так же, как и Перуница, была девственной богиней, воительницей и покровительницей мудрости. Её главным атрибутом являлось копьё, как символ молний её отца. Богиня Перуница, так же изображалась вооружённая золотым копьём.
Внешний вид свечей мог отличаться в зависимости от фантазии мастера. В этот день закликали весну и проводили другие обряды. Для громничных свечей использовали только лучший воск — чистый, без посторонних примесей Большая свеча Эту обрядовую свечу делал мужчина — глава семьи, хозяин дома. При его отсутствии, по некоторым данным, такую задачу выполняла женщина вдова. Свеча была обязательно большой — около 10 ладоней в высоту. Ее относили на капище, там зажигали и приносили в дом. Если капища поблизости не было, то ставили в «красный» угол — на домашний алтарь, после того, как мужчина обошел с ней дом, двор, подворье и своих домочадцев. Свечу тушили и оставляли на алтаре, зажигая по большим праздникам. Славянские народы верили, что огонь такой свечки защищает жилище, привлекает благополучие, дает здоровье. Девичья «косичка» Такую свечу изготавливали девушки. Это можно было сделать и заранее — в последнюю субботу перед Громницей, а освятить и заговорить в праздник. Громничная девичья свеча изготавливалась в виде косички — три тонких восковых свечи сплетались между собой. Громничная девичья свеча изготавливалась в виде косички Для этого нить макали в растопленный воск до тех пор, пока на ней не образовывался нужный слой. Девичьих свечей могло быть несколько, но все они обязательно заговаривались. Заклички Весны и «продажа» ребенка Народные обычаи, известные на сегодняшний день, не оканчивались изготовлением громничных свечей.
Громницы. Традиции праздника
Униатская же церковь переняла его от польских католиков. Освященные свечи заменили языческие факелы. Иезуит Ленцкий в Катехизисе, который издала Виленская иезуитская академия в 1768 году, пишет: «Эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верующие во время грозы зажигают сии свечи, дабы испытать плода молитвы; дают также умирающим в руки громницу — для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы». Если свечи, горя, трещали, летом можно было ждать гроз. В Виленской губернии крестообразно слегка поджигали волосы на голове сретенской свечой — «на счастье и здравие». На территории современных Брестской, Минской и Гомельской областей в этот день зафиксирован обычай первой встречи весны песнями-веснянками, правда не такими громкими и массовыми, как на Благовещенье и Великдень. Чешские обряды. Чехи в этот день ожидали первый гром, и если слышали его, то опускались на колени и целовали землю. Почти везде было запрещено шить, так как кончик иглы может навлечь молнию на дом. Пчеловоды обходили со свечами ульи, чтобы зимовка закончилась успешно.
Кроме того, известна фраза «на Громницы час прибавился» чеш. Судили о погоде, если в этот день ясное небо и виден заход солнца — зима продлиться ещё долго, но богаче будет урожай в этом году. Кроме того, говорили, что в этот день первый жаворонок прилетает, даже если он и замёрзнет потом. С Громниц иногда начинаются карнавалы и праздничные гулянья — время радости и изобилия в еде, продлящееся до Пепельной среды Великого поста. Но во многих местах существовал запрет на танцы, считали, кто будет танцевать — тот умрёт в течение года. Поговорки и приметы В феврале зима с весной встретится впервой. Зима с летом встретилась белорус. На Громницы половина зимицы белорус. Покров не лето, Встретенье не зима.
О Сретенье солнце на лето, зима на мороз. На Сретенье зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама — лиходейка — со своего хотенья только потеет. На Сретение яйца не бьют и не варят — это к бесплодию. На Сретенье кормят закармливают племенных птиц. Корми в Сретенье кур овсом — весной и летом будешь с яйцом. На сретеньев день льды опятнает архангельск. Что сретенский мороз — пришёл батюшка-февраль, так и мужик зиму перерос. Если на Громницы петух из-под стрехи крыши напьётся водицы, то на Юрья — вол подъест травицы белорус. На Овечницу медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу, на Сретенье переворачивается и сосёт другую лапу, а на Благовещенье — выходит из берлоги белорус.
Сретенье зима с летом встретились.
Всегда остается надежда. Славяне почитали Маланьицу за ее способность дарить надежду на быстрый приход весны. Поделитесь этой новостью: Хотите, чтобы о вашей проблеме, новости или событии узнали люди? Сообщите нам: Telegram , WhatsApp , Viber.
Особое место в обрядах занимала Громничная свеча. В разных местностях были свои правила её изготовления. Где-то делал Громничную свечу мужчина, глава семьи. Свеча эта была большой — в десять вершков высотой, выходит, около полуметра. Такую свечу изготавливали одну и зажигали весь год в особо важные моменты. В иных местах Громничные свечи делали женщины: сплетали три тонких свечи в косу, символизирующую связь миров Прави, Яви и Нави. В этом случае громничных свечей могло быть несколько — зажигали одну из них, остальные хранили в красном углу, подле образов Богов. Громница, праздник славян, когда проводят обряды с особой свечой На Громницу, славянский праздник, обрядовую свечу зажигали от общего огня на капище да несли этот огонек в жилище. Глава семьи обходил со свечой весь дом, освещал Небесным огнем громничной свечи домашний скот на дворе. Свечу непременно проносили над головами домочадцев, иногда даже подпаливали прядь волос, чтобы защититься от зла, болезней, невзгод. Об обрядах с Громничной свечой подробнее прочтете в статье по этой ссылке. Статья «Громничная свеча: ритуал три свечи 2 февраля» Громница, славянский праздник — что сохранили мы ныне? Громница — нынче праздник почти забытый, особенно в городах. Сейчас, когда живем мы в дали от земли, когда не выращиваем сами урожай, меньше внимания стали люди обращать на погоду.
Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем, что они единственно верные — просто делимся наблюдениями, возникшими после сбора и обработки информации из открытого доступа. Цель — обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию. В дохристианские времена у восточных славян весной отмечался целый ряд праздников, посвященных встрече весны. Это и Громница Сретенье — самая первая встреча Зимы и Весны друг с другом , и Масленица проводы Зимы , и Сороки заклички Весны , и еще множество других. В рамках каждого внимание уделялось каким-то определенным аспектам и обрядам, но глобально их общая суть — приветствие возрождения Природы и Жизни после полугодового зимнего сна Смерти. Когда Весна уже окончательно вступает в свои права и находится, если можно так выразиться — на пике, отмечался большой праздник девушек отдельно и юношей отдельно : Лельник и Ярило Вешний. А завершался он совместными гуляниями и нередко — заключением новым брачных союзов. Со временем они трансформировались следующим образом: женский Лельник превратился в Красную Горку и стал плавающим, привязанным к христианской Пасхе; сегодня считается «народным названием первого воскресенья после Пасхи. Из этого мы можем заключить, что в древности Лельник — который всегда на день предшествует Яриле, отмечался 22 апреля по старому стилю или 5 мая по новому. Применительно к дохристианским праздникам более «ранняя» дата по старому стилю когда расхождение юлианского календаря с астрономическим циклом была меньше будет ближе к той реальной точке года, когда наши предки славяне этот праздник отмечали. Лельник — суть и смысл праздника По сути Лельник или Ляльник — это некоторый славянский аналог 8 марта, день весны, любви, пробуждения к новой жизни. Девичий праздник, соответствующий процессам активного возрождения всего и вся в природе — возвращение перелетных птиц, первые дожди, появление первоцветов, гудение жуков и проч. Таким образом, он был связан с полноправным приходом весны, а по дате предшествовал Юрьеву дню Яриле Вешнему — первому выгону скота в поле или Паске. Весна священная Считалось, что с приходом богини Весны Лели Мать Сыра Земля окончательно пробуждалась от зимнего сна и напитывалась вешним теплым солнышком. Торжество сопровождалось обрядами зазываниями весны-девицы , песнями, прятками, кострами. Есть версии, что позднее именно этот светлый праздник трансформировался в страшную картинку «шабаша ведьм», так как на празднование под строгим запретом не допускались мужчины.