Новости это в музыке увертюра

Увертюра – это не только вступление к крупному музыкальному произведению: опере, балету, но и самостоятельный музыкальный жанр.

Музыка. 6 класс

Музыка увертюры восприни-мается как своего рода «симфони-ческий конспект» всей оперы. Увертюра обычно большая (развернута во времени), в ней проводится много тем (мелодий), которые, чаще всего, контрастируют друг другу по темпу и настроениям. Увертюра – это интродуктивное музыкальное произведение, которое открывает оперу, балет или симфонический концерт. Увертюра (от фр. ouverture, вступление) в музыке — инструментальная (как правило. Моцарт одним из первых начал писать увертюры к своим творениям, после чего увертюра заняла достойное место в музыке. Увертюра — это музыкальное произведение, которое представляет собой вступление или вводную часть к опере, балету, симфонии или другому музыкальному произведению.

Увертюра и интродукция в опере 19 века.

Увертюра (от фр. ouverture, вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какоголибо представления — театрального спектакля, оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение. это оркестровое вступление к оперному или драматическому спектаклю, концерту, кинофильму. 2. Одночастное музыкальное произведение (обычно относящееся к программной музыке). это музыкальное произведение, задающее настроение фильму перед началом титров. Музыка увертюры настроит на нужный лад, создаст подходящую атмосферу. Зрители окунутся в фантастический мир музыкальных образов, бегло познакомятся с персонажами произведения.

Музыкальная энциклопедия

Увертюра – это интродуктивное музыкальное произведение, которое открывает оперу, балет или симфонический концерт. Второе значение слова «увертюра» заключается в обозначении жанра симфонической музыки, а именно самодостаточного одночастного концертного произведения, как правило, написанного в сонатной форме. Увертюра — это музыкальное произведение, которое обычно предшествует опере, балету или симфоническому концерту. это музыкальное произведение, задающее настроение фильму перед началом вступительных титров. инструментальная оркестровая пьеса, служащая вступлением к музыкальным (и не только) произведениям.

Презентация на тему Что такое увертюра?

Появление увертюры на музыкальном горизонте С момента первого появления этого музыкального вида в начале XVII века в качестве вступительной части к опере «Орфей» итальянского композитора Монтеверде, термин приобрел такую популярность. Оперная увертюра оказалась прародителем симфонии и программной симфонической музыки, а также способствовала усилению роли оркестра в опере. Для этого необходимо было строить увертюру на музыкальных темах, которые в дальнейшем встречались бы в опере.

Презентация о музыке-Увертюра Эмонт. Разделы сонатной формы

Вагнера, М. Статьи и материалы, М. Berlioz: a study in. Смотреть значение Увертюра в других словарях Увертюра — ж. Толковый словарь Даля Увертюра — увертюры, ж. Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету. Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра. Толковый словарь Ушакова Увертюра Ж. Оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, драме, кинофильму и т. Начальный этап, предваряющая часть чего-л.

Толковый словарь Ефремовой Увертюра — -ы; ж. Оркестровое вступление к опере, балету и т. Опера открывается увертюрой. Оркестр заиграл увертюру, спектакль начался. О том, что служит........ Толковый словарь Кузнецова Увертюра — франц. Большой энциклопедический словарь Увертюра — Известно ли вам, что знаменитую увертюру к опере «Севильский цирюльник» Россини написал значительно раньше, когда не думал еще о создании оперы по бессмертной комедии........ Музыкальный словарь Увертюра — — открытие, начало — оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. Оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, фильму. Оперная у.

Одночастное музыкальное произведение обычно относящееся к программной........

Иногда она звучит дольше основной части оперы. В этом случае увертюра может исполняться в качестве отдельного музыкального произведения. Существует французская и итальянская увертюры. Они отличаются темпом звучания. У итальянцев вступление звучит быстро, средняя часть проигрывается медленно, а финал снова набирает темп.

У французов все наоборот. Некоторые авторы проигрывали в увертюре отрывки из оперы, которую публике еще предстояло услышать. Иоганн-Штраус младший и Рихард Вагнер использовали прием краткого изложения или анонсирования дальнейшего действия музыкального сочинения. Композиторы ХIX века создали концертные увертюры.

Дело в том, что увертюрами открывались не одни лишь оперы, ими предварялись оратории, кантаты и даже сюиты. Но вернемся к оперной увертюре. Новое слово в ее развитии сказал Кристоф Виллибальд Глюк. Как известно, этот композитор считал, что в опере не место какому бы то ни было пустому «украшательству» — все в ней должно подчиняться драматическим задачам. Такие же требования он предъявлял к увертюрам — по мысли Глюка, они должны в сжатой форме отражать содержание произведения.

Какая музыкальная форма ближе всего к драме? Конечно, сонатная: экспозиция соответствует завязке, разработка — развитию действия, а реприза — развязке. Именно такой стала увертюра к «Альцесте». В дальнейшем композиторы пошли еще дальше — они стали использовать в увертюрах темы, которые потом прозвучат в опере — это еще в большей степени вводило слушателя в содержание произведения. Правда, это еще не стало основополагающим принципом — в моцартовской «Свадьбе Фигаро» в увертюре нет ни одной темы из оперы — она лишь отражает общую атмосферу «безумного дня». Но в XIX столетии использование тем оперы в увертюре стало доминирующим хотя и тогда встречались исключения — например, Джоаккино Россини перенес в «Севильского цирюльника» увертюру из другой своей оперы.

В XVII и, быть может, даже в большей степени в XVIII веке, в эпоху кодификации многих, если не всех, художественных понятий и принципов жанр увертюры тоже получил эстетическое осмысление и конструктивное оформление. Теперь это был вполне определенный раздел оперы, который должен строиться по строгим законам музыкальной формы. Это была «симфония» но не путать с более поздним жанром классической симфонии, о котором у нас речь впереди , состоявшая из трех контрастных по характеру и темпу разделов: быстро - медленно - быстро. В крайних разделах могла использоваться полифоническая техника письма, но при этом заключительный раздел имел танцевальный характер. Средняя часть - всегда лирический эпизод. Еще долгое время композиторам не приходило в голову ввести в увертюру музыкальные темы и образы оперы. Быть может, это объясняется тем, что оперы того времени состояли из замкнутых номеров арий, речитативов, ансамблей и не имели еще ярких музыкальных характеристик персонажей. Было бы неоправданно использовать в увертюре мелодию какой-то одной или двух арий, когда их в опере могло быть до двух десятков. Позже, когда сначала робко возникла, а затем превратилась в основополагающий принцип как, например, у Вагнера идея лейтмотивов, то есть определенных музыкальных характеристик персонажей, естественно родилась мысль эти музыкальные темы мелодии или гармонические построения как бы анонсировать в увертюре. В этот момент вступление к опере стало истинной увертюрой. Поскольку всякая опера драматургическое действо, борьба характеров и, прежде всего, мужского и женского начал, то естественно, что музыкальные характеристики этих двух начал составляют драматическую пружину и музыкальную интригу увертюры. Для композитора искушением может быть стремление вместить в увертюру все яркие мелодические образы оперы. И здесь талант, вкус и не в последнюю очередь здравый смысл ставят границы, чтобы увертюра не превратилась в простое попурри из мелодий оперы. Великие оперы имеют великие увертюры. Трудно удержаться, чтобы не дать краткий обзор хотя бы самых известных. Здесь нужно сделать одну оговорку. Читатель помнит, что было сказано о первой увертюре - Монтеверди к его «Орфею»: там фанфары призывали слушателя к вниманию. Здесь два первых аккорда формально, казалось бы, играют ту же роль так, кстати, считал А. Улыбышев, страстный почитатель Моцарта, автор первого обстоятельного исследования его творчества. Но это толкование в корне неверно. В увертюре Моцарта вступительные аккорды - та же музыка, которая сопровождает роковое появление Каменного гостя в последней сцене оперы. Декорации к опере В. Моцарта «Дон Джованни» «Дон Жуан» в Гранд-опера Таким образом, весь первый раздел увертюры - это картина развязки оперы в некоем поэтическом предвидении. В сущности, это гениальная художественная находка Моцарта, которая впоследствии, еще и с легкой руки Вебера в увертюре к его «Оберону» , стала художественным достоянием многих других композиторов. Эти тридцать тактов вступления к увертюре написаны в ре миноре. Для Моцарта это трагическая тональность. Здесь заявляют о себе сверхъестественные силы. Это всего лишь два аккорда. Но какая потрясающая энергия заключена в многозначительных паузах и в не имеющем себе равных эффекте синкоп, следующих за каждым аккордом! Аберт, крупнейший знаток Моцарта. Но эти аккорды проходят, увертюра разражается солнечным мажором и теперь звучит необычайно живо, как и должна звучать увертюра к dramma giocoso итал. Эта увертюра не только гениальное музыкальное произведение, это гениальное драматургическое творение! Вебер Сцена из оперы «Оберон» К. Мюнхенская опера. Так, вступительный мягкий зов рога - это мелодия, которую герой сам исполняет на своем волшебном роге. Быстро спускающиеся аккорды у деревянных духовых используются в опере для того, чтобы нарисовать фон или атмосферу сказочного царства; взволнованные поднимающиеся ввысь скрипки, открывающие быстрый раздел увертюры, используются для сопровождения бегства влюбленных на корабль мы, к сожалению, не можем здесь подробно излагать весь сюжет оперы. Чудесная, похожая на молитвенную мелодия, исполняемая сначала кларнетом соло, а затем струнными, превращается действительно в молитву героя, в то время как триумфальная тема, исполняемая сначала спокойно, а затем в радостном fortissimo , вновь появляется в качестве кульминации грандиозной арии сопрано - «Океан, ты могущественный монстр». Так Вебер в увертюре обозревает основные музыкальные образы оперы. Сцена из оперы «Фиделио» Л. Австрийский театр. Первая - она была сочинена прежде остальных и исполнялась на премьере оперы в 1805 г. Другая увертюра была сочинена для постановки оперы в марте 1806 г. Именно она была несколько упрощена для планировавшейся, но так и не осуществленной постановки оперы в Праге в том же году. Рукопись этого варианта увертюры была потеряна и найдена в 1832 г. Третья увертюра, написанная для исполнения оперы в 1814 г. Именно она в наши дни обычно исполняется перед первым действием и более, чем все остальные, соответствует ему. Она часто исполняется между двумя сценами второго действия. Многим критикам предвосхищение в ней музыкальных и драматических эффектов, которые имеются в следующей за нею сцене, кажется художественным просчетом композитора. Но сама по себе эта увертюра столь сильна, столь драматична, столь действенна благодаря призыву трубы за сценой повторенному, конечно, в опере , что не нуждается ни в каких сценических действиях, чтобы передать музыкальное послание оперы. Листа - об этой увертюре, предваряющей среди других номеров цикла знаменитый «Свадебный марш». Аккорды духовых в начале и в конце - точно веки, которые тихо смыкаются над глазами засыпающего и потом тихо раскрываются при пробуждении, а между этим опусканием и поднятием век целый мир сновидений, в котором элементы, страстный, фантастический и комический, мастерски выраженные каждый порознь, встречаются и переплетаются между собою в самых искусных контрастах и в самом изящном сочетании линий. Талант Мендельсона как нельзя счастливее сроднился с веселой, шутливой, очаровательной и чарующей атмосферой этого роскошного шекспировского создания». Не будь статьи Листа, многим не пришло бы в голову, что тихие аккорды духовых инструментов, которыми начинается и кончается увертюра, выражают смыкание глазных век. Между тем о верности такого толкования теперь и спорить невозможно». Музыка эта проникнута ожиданием праздника, пира, ощущением преддверия торжества. В среднем разделе увертюры возникают таинственные, фантастические звучания. Материал этой блестящей увертюры пришел композитору в голову, когда однажды ночью он ехал в карете из села Новоспасское в Петербург. Эскиз декорации к опере М.

Что такое увертюра. Увертюра

Слайд 3 Поначалу увертюры писались для того, чтобы дать публике время занять места в зале. Слайд 4 Во времена Моцарта традиция изменилась, и увертюра стала полноправной частью композиции. Многие композиторы использовали в увертюре мелодии из оперы, для которой увертюра писалась.

Традиция возвещать о начале представления кратким музыкальным сигналом существовала задолго до того, как термин «увертюра» закрепился в творчестве сначала французских, а затем и других европейских композиторов XVII в. Однако постепенно требования к увертюре изменялись: она все сильнее подчинялась общему художественному замыслу произведения. Сохранив за увертюрой функцию торжественного «приглашения к зрелищу», композиторы, начиная с К. Глюка и В. Моцарта, значительно расширили ее содержание. Средствами одной лишь музыки, еще до того, как поднимется театральный занавес , оказалось возможным настроить зрителя на определенный лад, рассказать о предстоящих событиях.

Не случайно традиционной формой увертюры стала сонатная: емкая и действенная, она позволяла представить различные действующие силы в их противоборстве. Такова, например, увертюра к опере К. М, Вебера «Вольный стрелок» - одна из первых, заключающих в себе «вступительный обзор содержания» всего произведения. Все разнохарактерные темы - пасторальные и мрачно-зловещие, мятущиеся и полные ликования - связаны либо с характеристикой одного из действующих лиц , либо с определенной сценической ситуацией и впоследствии неоднократно появляются на протяжении оперы. Также решена и увертюра к «Руслану и Людмиле» М. Глинки: в вихревом, стремительном движении, словно, по выражению самого композитора, «на всех парусах», проносятся здесь и ослепительно жизнерадостная главная тема в опере она станет темой хора, славящего освобождение Людмилы , и распевная мелодия любви Руслана и Людмилы она прозвучит в героической арии Руслана , и причудливая тема злого волшебника Черномора. Чем полнее и совершеннее воплощается в увертюре сюжетно-философская коллизия сочинения, тем быстрее она обретает право на обособленное существование на концертной эстраде. Поэтому уже у Л.

Бетховена увертюра складывается как самостоятельный жанр симфонической программной музыки. Увертюры Бетховена, в особенности увертюра к драме И. Гёте «Эгмонт», представляют собой законченные, предельно насыщенные развитием музыкальные драмы, накалом и активностью мысли не уступающие его большим симфоническим полотнам. В XIX в. Мендельсона по одноименной комедии У. Шекспира и русских композиторов «Испанские увертюры» Глинки, «Увертюра на темы трех русских песен» М. Балакирева, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. В то же время в опере 2-й половины XIX в.

Смысл такого вступления называемого также интродукцией или прелюдией может заключаться в провозглашении самой существенной идеи - символа мотив неизбежности трагедии в «Риголетто» Дж. Верди либо в характеристике главного героя и одновременно в создании особой атмосферы, во многом предопределяющей образный строй произведения вступление к «Евгению Онегину» Чайковского, «Лоэнгрину» Р. Иногда вступление носит одновременно символический и живописно-изобразительный характер. Такова открывающая оперу М. Мусоргского «Хованщина» симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке». В жанре концертной увертюры на народные темы написаны «Русская увертюра» С.

При этом медленные части увертюры написаны для пяти голосов — возможно, здесь сказалось влияние мадригальной музыки — с увеличенными наполовину длительностями. Завершающая медленная часть у Люлли чаще отличается от первой [10].

Французская увертюра использовалась в английской опере, например в « Дидоне и Энее » Генри Перселла. Этот стиль чаще всего используется в прелюдиях к сюитам и встречается в вокальных произведениях, таких как кантаты, например, в первом припеве кантаты Баха Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 61. Гендель также использует французскую увертюру, например, в « Юлии Цезаре » [11]. Значительный вклад в развитие французской увертюры внёс Жан-Филипп Рамо. В его первой музыкальной трагедии « Ипполит и Арисия », написанной для Королевской оперы, музыка увертюры образно связывается с содержанием самого произведения. При сохранении чередования частей, введённого Люлли, увертюра «Ипполита и Арисии» отражала конфликт двух главных героев драмы: Федры и Ипполита [12]. В середине XVIII века французский тип увертюры уже считался не отвечавшим запросам времени, а итальянская увертюра захватила первенство [13] , получив развитие в произведениях таких композиторов, как Гендель, Хассе , Галуппи и Йоммелли [14]. Неаполитанская увертюра[ править править код ] Неаполитанский тип увертюры, введённый Алессандро Скарлатти в 1681 году , состоял из трёх частей: 1-я и 3-я писались быстром темпе аллегро , 2-я — в медленном адажио или анданте.

Именно эта форма, заимствованная у скрипичной сонаты и получившая название «итальянской», постепенно стала доминирующей [1] [3]. Функции оперной увертюры уже в первой половине XVIII века вызывали споры; не всех устраивал её преимущественно развлекательный характер исполняли увертюру обычно в то время, когда публика ещё только заполняла зрительный зал. Требование идейной и музыкально-образной связи увертюры с самой оперой, выдвинутое авторитетными теоретиками И. Маттезоном , И. Шайбе и Ф. Альгаротти , некоторым композиторам, в том числе Г. Генделю и Ж. Рамо , в той или иной мере удалось осуществить.

Но настоящий перелом наступил во второй половине столетия [1].

О стихотворении Северянина см. Ананасы в шампанском стихотворение. Начиная с XX века такого рода музыкальные вступления нередко предваряют и кинофильмы [1].

Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки , появившийся в XIX веке, — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальным театром [1]. История термина [ править править код ] Термин «увертюра» утвердился во второй половине XVII века во Франции , но повсеместное распространение получил далеко не сразу. Уже в самых ранних операх присутствовали инструментальные эпизоды: вступления к каждому акту, звукоизобразительные картины, развернутые танцевальные интермедии ; со временем инструментальные эпизоды, вынесенные за рамки спектакля, превратились в относительно развитое и завершённое произведение, предваряющее действие [2] , но первоначально за ним закрепилось название «симфония» [3]. Моцарт в 1791 году называл «симфонией» увертюру к своей « Волшебной флейте » [4].

История оперной увертюры [ править править код ] Первой увертюрой принято считать токкату в опере Клаудио Монтеверди « Орфей », написанной в 1607 году. Фанфарная музыка этой токкаты переносила в оперу давно сложившуюся в драматическом театре традицию начинать представление призывными фанфарами [1]. В Италии в XVII веке вошло в обычай начинать оперу небольшой по объёму канцоной или синфонией — таким образом начала складываться увертюра итальянского типа [5]. Французская увертюра [ править править код ] В XVII веке в западноевропейской музыке сложились два типа оперных увертюр.

Венецианская состояла из двух частей — медленной, торжественной и быстрой, фугированной ; этот тип увертюры впоследствии получил развитие во французской опере, её классические образцы, и уже трёхчастные крайние части в медленном движении, средняя — в быстром , создал Ж. Люлли [1] [3]. Баха , Г. Генделя , Г.

Телемана , не только в операх, кантатах и ораториях, но и в инструментальных сюитах; увертюрой при этом иногда назывался весь сюитный цикл [1]. Как музыкальная форма французская увертюра впервые появляется в придворном балете ballet de cour. Двухчастная форма под названием Ouverture в балете известна с 1640 года [6]. Она представляет собой противопоставление двух старинных танцев, отличающихся друг от друга по характеру и довольно часто исполнявшихся друг за другом: паваны медленного вступления и гальярды быстрого движения , символически увертюра представляла церемониал выхода монарха со свитой [7].

Её вступление подобно маршу , ритмичному началу которого противостоит оживлённое фугированное завершение.

Что такое увертюра. Увертюра

В сонатной форме , с её тремя основными разделами — экспозицией , разработкой и репризой , воплотилась художественная логика классической драмы : завязка, развитие действия и развязка [15] [16] , — именно в такой форме Глюк представил в увертюре содержание своей оперы « Альцеста », написанной в 1767 году [17]. В реформаторских операх Глюка циклическая трёхчастная форма уступила место одночастной увертюре, призванной передать характер основного конфликта драмы и её господствующий тон; иногда увертюру предваряло короткое медленное вступление. Моцарта ; но широкое распространение этот принцип получил лишь в XIX веке [1]. Ученик Сальери и последователь Глюка Л. Оперная увертюра в XIX веке [ править править код ] Опыт Бетховена получил своё дальнейшее развитие в творчестве немецких романтиков , которые не просто насыщали увертюру тематизмом оперы, но и отбирали для неё наиболее важные музыкальные образы, у Р. Вагнера и его последователей, в том числе у Н. Римского-Корсакова , — лейтмотивы. Порою композиторы стремились привести симфоническое развитие увертюры в соответствие с развёртыванием оперного сюжета, и тогда она превращалась в относительно самостоятельную «инструментальную драму», как увертюры к « Вольному стрелку » К. Вебера , « Летучему голландцу » или « Тангейзеру » Р.

Вагнера [18]. При этом итальянские композиторы, как правило, отдавали предпочтение старому типу увертюры, порою до такой степени не связанной ни с музыкальным тематизмом, ни с сюжетом, что Дж Россини мог в одной своей опере использовать увертюру, сочинённую для другой, как это было, например, с « Севильским цирюльником » [19] [18]. Хотя и здесь бывали исключения, такие как увертюры к операм « Вильгельм Телль » Россини или « Сила судьбы » Дж. Верди , с образцовым вагнеровским лейтмотивом [18]. Но уже во второй половине столетия в увертюре идею симфонического пересказа содержания оперы постепенно вытесняло стремление подготовить слушателя к её восприятию; даже Р. Вагнер в конце концов отказался от развёрнутой программной увертюры. На смену ей пришло более лаконичное и уже не основанное на сонатных принципах вступление, связанное, как, например, в « Лоэнгрине » Р. Вагнера или « Евгении Онегине » П.

Чайковского , с образом лишь одного из персонажей оперы и выдержанное, соответственно, в одном характере [18]. Такие вступительные части, обычные в том числе и в операх Дж. Верди, уже и назывались не увертюрами, а вступлениями, интродукциями или прелюдиями.

Известные композиторы, которые написали знаменитые увертюры, включают Моцарта, Бетховена и Россини. Увертюры также стали популярными в концертном репертуаре и часто исполняются оркестрами как самостоятельные музыкальные произведения. Увертюра в опере В истории оперы увертюры играют важную роль. В барокко и классическом периодах оперы обычно начинались с увертюры, которая состояла из нескольких частей. Это было связано с тем, что оперы в эпоху барокко и классицизма были длинными спектаклями и увертюра служила не только для создания настроения, но и для подготовки зрителей к тому, что будет происходить на сцене. Со временем увертюра в опере стала более самостоятельной и часто стала исполняться отдельно от оперного спектакля. Так, многие увертюры стали популярными концертными произведениями, которые исполнялись на концертах и фестивалях.

Некоторые увертюры, например, увертюры к операм Вагнера или Верди, стали известными произведениями самостоятельно и исполнялись отдельно от оперных постановок. Увертюра в опере может иметь различные формы. Она может быть сонатной, вариационной, симфонической и т. Форма увертюры зависит от композитора и его творческого замысла. Важно отметить, что увертюра должна отражать основные музыкальные темы и идеи оперы и создавать настроение, характерное для данного произведения. Увертюра в опере — это музыкальное произведение, которое играет важную роль в создании общей атмосферы и настроения оперного спектакля. Она помогает зрителям войти в мир оперного искусства и готовится к тому, что увидят и услышат на сцене.

Увертюры Бетховена, в особенности увертюра к драме И. Гёте «Эгмонт», представляют собой законченные, предельно насыщенные развитием музыкальные драмы, накалом и активностью мысли не уступающие его большим симфоническим полотнам. В XIX в.

Мендельсона по одноименной комедии У. Шекспира и русских композиторов «Испанские увертюры» Глинки, «Увертюра на темы трех русских песен» М. Балакирева, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. В то же время в опере 2-й половины XIX в. Смысл такого вступления называемого также интродукцией или прелюдией может заключаться в провозглашении самой существенной идеи — символа мотив неизбежности трагедии в «Риголетто» Дж. Верди либо в характеристике главного героя и одновременно в создании особой атмосферы, во многом предопределяющей образный строй произведения вступление к «Евгению Онегину» Чайковского, «Лоэнгрину» Р.

При этом итальянские композиторы, как правило, отдавали предпочтение старому типу увертюры, порою до такой степени не связанной ни с музыкальным тематизмом, ни с сюжетом, что Дж Россини мог в одной своей опере использовать увертюру, сочинённую для другой, как это было, например, с «Севильским цирюльником». Хотя и здесь бывали исключения, такие как увертюры к операм «Вильгельм Телль» Россини или «Сила судьбы» Дж. Верди, с образцовым вагнеровским лейтмотивом.

Но уже во второй половине столетия в увертюре идею симфонического пересказа содержания оперы постепенно вытесняло стремление подготовить слушателя к её восприятию; даже Р. Вагнер в конце концов отказался от развёрнутой программной увертюры. На смену ей пришло более лаконичное и уже не основанное на сонатных принципах вступление, связанное, как, например, в «Лоэнгрине» Р. Вагнера или «Евгении Онегине» П. Чайковского, с образом лишь одного из персонажей оперы и выдержанное, соответственно, в одном характере. Такие вступительные части, обычные в том числе и в операх Дж. Верди, уже и назывались не увертюрами, а вступлениями, интродукциями или прелюдиями. Аналогичное явление наблюдалось и в балете, и в оперетте. Если в конце XIX века с новой формой вступления ещё соперничали увертюры, выдержанные в сонатной форме, то в XX столетии последние встречались уже крайне редко.

Концертная увертюра Оперные увертюры, которые в то время ещё чаще называли «симфониями», на рубеже XVII и XVIII веков нередко исполнялись и вне музыкального театра, в концертах, что способствовало их превращению, уже в первой трети XVIII века около 1730 года , в самостоятельный вид оркестровой музыки — симфонию в современном понимании. Увертюра как жанр симфонической музыки получила распространение в эпоху романтизма и своим возникновением была обязана эволюции оперной увертюры — тенденции насыщения инструментального вступления тематизмом оперы, превращения его в программное симфоническое произведение. Концертная увертюра — всегда сочинение программное.

Страницы блога

  • Значение слова УВЕРТЮРА в Словаре музыкальных терминов
  • Яркий пример отечественной увертюры
  • Увертюра в музыке: что это такое и основные черты
  • Музыкальные жанры. Увертюра

Увертюра. Что такое увертюра? Сообщение на тему увертюра

Музыкальный словарь в рассказах. Он предназначал ее для оперы "Аврелиан в Пальмире". Но опера эта провалилась, и вскоре после премьеры о ней уже никто не вспоминал. Тогда композитор перенес увертюру в одну из следующих своих опер, "Елизавету, королеву английскую". И лишь годом позднее, в 1816 году, она была исполнена перед началом "Севильского цирюльника", вместе с которым и приобрела всемирную известность. Скачать Сейчас такую историю трудно себе представить, а в те времена это было в порядке вещей.

Увертюру тогда еще не было принято непременно связывать с содержанием оперы. В XVII веке оперная увертюра вообще представляла собой что-то вроде оркестрового сигнала: она звучала как призыв к вниманию, предупреждение зрителям, что нужно собираться в зале, так как скоро начинается действие оперы. Во время исполнения увертюры входили, рассаживались, не боясь шуметь. Кстати, само слово ouverture в переводе с французского означает - начало, открытие. Конечно, прекрасные увертюры Россини служили вовсе не для того, чтобы рассаживаться под их звуки.

Их и слушали с удовольствием.

Первая — она была сочинена прежде остальных и исполнялась на премьере оперы в 1805 г. Другая увертюра была сочинена для постановки оперы в марте 1806 г. Именно она была несколько упрощена для планировавшейся, но так и не осуществленной постановки оперы в Праге в том же году. Рукопись этого варианта увертюры была потеряна и найдена в 1832 г. Третья увертюра, написанная для исполнения оперы в 1814 г. Именно она в наши дни обычно исполняется перед первым действием и более, чем все остальные, соответствует ему. Она часто исполняется между двумя сценами второго действия. Многим критикам предвосхищение в ней музыкальных и драматических эффектов, которые имеются в следующей за нею сцене, кажется художественным просчетом композитора. Но сама по себе эта увертюра столь сильна, столь драматична, столь действенна благодаря призыву трубы за сценой повторенному, конечно, в опере , что не нуждается ни в каких сценических действиях, чтобы передать музыкальное послание оперы.

Мендельсон Трудно удержаться, чтобы не привести рассуждения другого гениального композитора — Ф. Листа — об этой увертюре, предваряющей среди других номеров цикла знаменитый «Свадебный марш». Аккорды духовых в начале и в конце — точно веки, которые тихо смыкаются над глазами засыпающего и потом тихо раскрываются при пробуждении, а между этим опусканием и поднятием век целый мир сновидений, в котором элементы, страстный, фантастический и комический, мастерски выраженные каждый порознь, встречаются и переплетаются между собою в самых искусных контрастах и в самом изящном сочетании линий. Талант Мендельсона как нельзя счастливее сроднился с веселой, шутливой, очаровательной и чарующей атмосферой этого роскошного шекспировского создания». Комментарии переводчика статьи, выдающегося русского композитора и музыканта А. Серова: «Чего бы, казалось, требовать от музыки в отношении картинности, как, например, увертюра к «Сну в летнюю ночь», где кроме общей волшебно-капризной атмосферы так живо вырисованы все главные стороны сюжета? Не будь статьи Листа, многим не пришло бы в голову, что тихие аккорды духовых инструментов, которыми начинается и кончается увертюра, выражают смыкание глазных век. Между тем о верности такого толкования теперь и спорить невозможно». Музыка эта проникнута ожиданием праздника, пира, ощущением преддверия торжества. В среднем разделе увертюры возникают таинственные, фантастические звучания.

Материал этой блестящей увертюры пришел композитору в голову, когда однажды ночью он ехал в карете из села Новоспасское в Петербург. Эскиз декорации к опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Она называется «Похвала пустыне» имеется в виду пустынь — так древние славяне именовали уединенное, не заселенное людьми место. Музыка начинается тихим аккордом в глубоком нижнем регистре: из недр земли устремляются в чистое небо нежные звуки арфы, словно ветер уносит их ввысь. Гармония мягко звучащих струнных передает шелест листвы вековых деревьев. Поет гобой, колышется над лесом светлая мелодия — тема девы Февронии, птицы свистят, заливаются трелями, кричит кукушка… Ожил лес. Величественной, необъятной стала его гармония. Портрет Н. Он возносится к самому солнцу, и, кажется, слышно, как вторит ему все живое, сливаясь со звучанием леса.

История музыки знает несколько изумительных воплощений в музыке шума леса и шелеста листвы, например, помимо данной увертюры, 2-я сцена из II действия оперы Р. Вагнера «Зигфрид»; этот эпизод хорошо знаком любителям симфонической музыки, поскольку часто исполняется как самостоятельный концертный номер и в таком случае называется «Шелест леса».

Не случайно традиционной формой увертюры стала сонатная: емкая и действенная, она позволяла представить различные действующие силы в их противоборстве. Такова, например, увертюра к опере К. М, Вебера «Вольный стрелок» - одна из первых, заключающих в себе «вступительный обзор содержания» всего произведения. Все разнохарактерные темы - пасторальные и мрачно-зловещие, мятущиеся и полные ликования - связаны либо с характеристикой одного из действующих лиц , либо с определенной сценической ситуацией и впоследствии неоднократно появляются на протяжении оперы. Также решена и увертюра к «Руслану и Людмиле» М. Глинки: в вихревом, стремительном движении, словно, по выражению самого композитора, «на всех парусах», проносятся здесь и ослепительно жизнерадостная главная тема в опере она станет темой хора, славящего освобождение Людмилы , и распевная мелодия любви Руслана и Людмилы она прозвучит в героической арии Руслана , и причудливая тема злого волшебника Черномора.

Чем полнее и совершеннее воплощается в увертюре сюжетно-философская коллизия сочинения, тем быстрее она обретает право на обособленное существование на концертной эстраде. Поэтому уже у Л. Бетховена увертюра складывается как самостоятельный жанр симфонической программной музыки. Увертюры Бетховена, в особенности увертюра к драме И. Гёте «Эгмонт», представляют собой законченные, предельно насыщенные развитием музыкальные драмы, накалом и активностью мысли не уступающие его большим симфоническим полотнам. В XIX в. Мендельсона по одноименной комедии У. Шекспира и русских композиторов «Испанские увертюры» Глинки, «Увертюра на темы трех русских песен» М.

Балакирева, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. В то же время в опере 2-й половины XIX в. Смысл такого вступления называемого также интродукцией или прелюдией может заключаться в провозглашении самой существенной идеи - символа мотив неизбежности трагедии в «Риголетто» Дж. Верди либо в характеристике главного героя и одновременно в создании особой атмосферы, во многом предопределяющей образный строй произведения вступление к «Евгению Онегину» Чайковского, «Лоэнгрину» Р. Иногда вступление носит одновременно символический и живописно-изобразительный характер. Такова открывающая оперу М. Мусоргского «Хованщина» симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке». В жанре концертной увертюры на народные темы написаны «Русская увертюра» С.

Прокофьева, «Увертюра на русские и киргизские народные темы» Д. Шостаковича, «Увертюра» О. Такт а-кишвили; для оркестра русских народных инструментов - «Русская увертюра» Н. Бу-дашкина и др. Увертюра Чайковского Увертюра 1812 года - это оркестровое произведение Петра Ильича Чайковского в память об Отечественной войне 1812 года. Увертюра начинается с мрачных звуков русского церковного хора, напоминая об объявлении войны, которое осуществлялось в России на церковных службах.

Альгаротти выдвигали требование идейной и муз. Гендель, особенно Ж.

Решающий перелом в развитии У. Глюка, трактовавшего У. Усилив муз. Подобный тип героико-драм. При отборе для У. В итал. Россини, в основном сохраняется старый тип У. Достижения европ.

Берлиоза и Ф. В сонатной форме таких У. Листа; позднее этот жанр встречается у Б. Сметаны, Р. Штрауса и др. Жанр У. Глинки в 18 в.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий