А пришла это выражение к нам из далекого 16 века, после того как царем Федором Иоанновичем 4 декабря 1597 года был подписан “Указ об урочных летах”.
Учреждение урочных лет
Введение заповедных лет Дата. Перепись населения 1593 – 1597 годов формально не упраздняла «Юрьев день», однако закон разрешал землевладельцам разыскивать беглых крестьян в течение 5 «урочных лет», что, по сути, являлось узаконенной формой закабаления. Правительственной уступкой дворянству в крестьянском деле, окончательно оформившейся в Соборном уложении 1649 года, стал отмена урочных лет, или давности для исков о беглых крестьянах. Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. Урочные лета Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. 1) название срока: «урочные лета». 2) причины введения данного срока: стремление крепостных крестьян выйти из−под власти помещиков, в результате чего многие вотчины буквально обезлюдели.
Кто отменил Юрьев день
Урочные лета – срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Указ об урочных летах 1597 года установил. В 1649 году Урочные лета были отменены и принят бессрочный срок давности беглых крестьян. «Заповедные» и «урочные лета» продолжили цепочку превращения крестьян в крепостных и складывания в стране крепостного права. Концепция «урочных лет», якобы применявшихся для сыска беглых крестьян в России конца XVI в., не обладает всеми признаками доказательности.
а что было до 1497 года, ув. википедия?
1649 год — соборное уложение 1649 года отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян. Урочные лета на Руси, в исторической литературе — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных. 1649 год — соборное уложение 1649 года отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян. Уро́чные ле́та на Руси, в исторической литературе — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших. Концепция «урочных лет», якобы применявшихся для сыска беглых крестьян в России конца XVI в., не обладает всеми признаками доказательности. Лжедмитрий 1 издал указ, продлевающий урочные лета ещё на полгода, таким образом, общий срок стал равен 5,5 годам.
а что было до 1497 года, ув. википедия?
Указ об урочных летах 1597 года установил. Урочные лета Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Урочные лета стали важным этапом на пути закрепощения крестьянского населения. Принятые в 1597 году, они действовали 40 лет, после чего были увеличены на срок в 9 лет. Урочные лета Урочные лета – термин, который используется в российской исторической литературе для обозначения срока давности поиска и возвращения беглых.
Отмена урочных лет
В 1630-х годах «урочные лета» снова увеличивают до девятилетнего срока, а в 1640-х годах срок сыска для беглых крестьян составлял десять лет для беглых крестьян, а также пятнадцатилетний срок сыска для крестьян, которых увезли насильно другие землевладельцы. На писцовые книги ориентировались составители Указа 1597 г., установившие так называемые «урочные годы» («урочные лета») — срок сыска беглых крестьян, определённый в пять лет. срок, в течение к-рого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян.
Урочные лета - что это?
В 1595 году старцы Пантелеймонова монастыря Де-ревской пятины в своем прошении напомнили царю Федору, что ныне по его царскому указу «крестьяном выходу нет». Поместный приказ, принявший челобитную, не только не опротестовал это заявление монахов, но и процитировал его в своем судном решении. И челобитная, и решение суда сохранились в оригинале, что придает им особую ценность. Подлинные документы 1595 года, таким образом, полностью подтверждают справку Поместного приказа 1607 года и тем самым дают в руки исследователя неопровержимые доказательства того, что у истоков крепостного режима стоял не Грозный, а Годунов. Но как объяснить тогда другой документ, найденный В. Корецким,— краткую летопись, сообщавшую, что «законный и благочестивый царь» Иван Васильевич наложил «заклятие» на крестьянский выход, а узурпатор Борис нарушил его волю и возобновил Юрьев день во время сильного голода в 1601 —1603 годах? Прежде всего попробуем ответить на вопрос: кем был этот новый свидетель, решительно опровергший заявления Поместного приказа? Может быть, это современник Грозного, непосредственный очевидец событий тех лет? Нет, это не так.
Ее составил безвестный провинциальный дворянин-крепостник, апеллировавший к памяти «благочестивого царя» ради оправдания установившегося режима. Нет и намека на то, что летописец имел под руками подлинные документы о закрепощении: заметка носит чисто литературный характер. Иски помещиков Деревской пятины и записи монахов Иосифо-Волоколамского монастыря очень невнятно рассказали о «заповедных летах». Значительно больше сведений о новых нормах можно почерпнуть из жалованной грамоты городу Торопцу, составленной Поместным приказом дьяка Андрея Щелкалова в 1590 году. Городские власти получили в то время разрешение вернуть на посад своих тяглецов людей, плативших государеву подать — тягло , которые ушли на земли помещиков и монастырей «в заповедные лета». Торопецкая грамота вносит новую поправку в теорию «заповедных лет». Основной «заповедной» нормой считали формальное упразднение Юрьева дня. Однако торо-пецкий документ говорит не о крестьянах, а о посадских людях, никакого отношения к Юрьеву дню не имевших.
Казна издавна получала львиную долю денежных доходов с городских налогоплательщиков. В период «великого разорения» горожане искали спасения в деревне. Города опустели. В рамках «заповедных лет» власти добивались возвращения посадских людей в их старые городские дворы в целях возрождения платежеспособной посадской общины. Введение «заповедных лет» в Торопце означало временное прикрепление разбежавшихся из города налогоплательщиков к тяглой посадской общине. Меры по возрождению городского тягла получили наименование «посадского строения». О них подробнее мы будем говорить ниже. Правительство ратовало за возвращение налогоплательщиков как в городах, так и в деревне.
Чтобы вернуть себе тяглых крестьян, деревские помещики в своих исковых заявлениях старались доказать, что «спорные» крестьяне ушли от них «с тяглые пашни», чем нанесли ущерб казенным податям. Другой пример: администрация «черных» государственных волостей на Двине пожаловалась на разброд волостных крестьян, и Андрей Щелкалов в 1585 году велел сыскать этих крестьян в вотчинах соседнего монастыря и вернуть их в волость «на государеву землю на тяглое место». Последняя грамота, упоминавшая о «заповедных летах», была адресована Никольскому монастырю на Двине и имела дату— 1592 год. В то время Никольские монахи обратились в Москву с просьбой помочь им вернуть на старые тяглые наделы двух крестьян. Один крестьянин покинул монастырскую вотчину, другой остался в ее пределах, но забросил свой надел и ушел в зятья к соседу. Чтобы подкрепить просьбу, монахи тщательно подсчитали, какой убыток казне причинили вышедшие крестьяне. Дьяк Щелкалов не только удовлетворил иск Никольских монахов, но и включил в текст судного решения особую статью, адресованную «черным» волостям, со всех сторон окружавшим владения Никольского монастыря. Волостям воспрещалось вывозить крестьян из Никольской вотчины «в заповедные лета впредь до нашего государева указу».
Двинская грамота 1592 года отразила новый этап в становлении «заповедного» режима. Судя по торопецкой грамоте, правительство считало «заповедными» годы, предшествовавшие 1590 году. На основании двинской грамоты 1592 года можно заключить, что творцы нового режима намеревались распространить действие «заповеди» на все обозримое будущее, хотя при этом они и не отказались от взгляда на нее как на меру временную, которую рано или поздно упразднит особый государев указ. Достоверные источники приказного происхождения 1590—1592 годов позволяют обнаружить наиболее характерные черты «заповедного» режима, находившегося в то время в процессе формирования: «заповедь» имела в виду налогоплательщиков города и деревни; механизм «заповедного» режима приводила в движение инициатива отдельных землевладельцев и феодальных городов; «заповедные лета» функционировали как система временных мер. Можно отметить и еще одну характерную особенность. В большинстве правительственных распоряжений о возвращении тяглых горожан и крестьян на старое место жительства нет термина «заповедные лета». Неизвестно, добились ли удовлетворения своих исков Непей-цын и двое других деревских помещиков. А вот их сосед по поместью Д.
Языков выиграл аналогичную тяжбу из-за крестьян год спустя. Оригинал судного дела Языкова сохранился полностью, включая помещичий иск и решение приказного судьи о возвращении крестьян. Однако ни один из этих документов не содержит указания на «заповедные лета». Источники рисуют картину достаточно неожиданную. В правление Годунова крепостной режим стал впервые приобретать четкие контуры. Но и тогда приказные дельцы неохотно пользовались понятием «заповедные лета» и при решении дел часто обходились без всякой ссылки на «заповедь». Не свидетельствует ли это о том, что «заповедь» не превратилась еще в формулу закона? Если так, то отсюда следует, что механизм «заповедных лет» возник не из законодательного акта, а из практических распоряжений властей.
Финансы стали одной из главных пружин этого механизма. К концу царствования Грозного податные поступления в казну резко сократились, финансовая система пришла в полный упадок. При Федоре власти проводили в отношении податных сословий такую политику, которая определялась в первую очередь необходимостью укрепления финансовой системы. Таким образом, возврат крестьян и посадских людей на тяглые участки был связан поначалу не с законодательной отменой Юрьева дня, а с упорядочением налоговой системы и временным прикреплением налогоплательщиков к государеву тяглу. Временные меры, преследовавшие узкофинансовые цели, очевидно, не нуждались в развернутом законодательстве. Поначалу едва ли кто-нибудь предвидел, к каким последствиям приведет новая налоговая политика. Система мер по упорядочению налоговой системы не привела к полному прекращению крестьянских выходов. Правительство использовало это, когда того требовали интересы государственной службы.
В 1592 году Андрей Щелкалов направил в южные уезды указ о наборе жителей на казачью службу во вновь построенные пограничные крепости. Набору подлежали крестьянские дети и захребетники, не платившие государеву подать. В казаки шли и отдельные тяглые крестьяне, сумевшие приискать и посадить на свой тяглый участок замену. Самый факт их выхода подтверждал сугубо финансовый характер наметившегося прикрепления. Документы относительно казачьего набора проясняют обстоятельства, при которых произошло рождение нового режима. Крестьянские челобитные рисуют картину подлинного разбоя феодальных землевладельцев.
Так кто же автор запрета? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исследовать сохранившиеся с тех времен документы, а их немного. Косвенно поскольку соответствующих царский указ не сохранился подтверждается версия Татищева о повелении закабалить крестьян Федором Иоанновичем: во-первых, никаких других документов, помимо монастырских грамот, на этот счет нет, во-вторых, Уложение 1607 года свидетельствует именно об авторстве Федора Блаженного при издании запретительного документа об отмене «Юрьева дня».
Именно царь Федор, согласно Уложению, повелел составить писцовые книги, тем самым закабалив крестьян. Перепись населения 1593 — 1597 годов формально не упраздняла «Юрьев день», однако закон разрешал землевладельцам разыскивать беглых крестьян в течение 5 «урочных лет», что, по сути, являлось узаконенной формой закабаления.
Особенности сыска крепостных на Руси Поскольку территория московского государства очень обширная, то сбежать от землевладельца было не очень трудно. Тем более, иногда одни землевладельцы переманивали к себе сельских работников от других. Делали это чаще более знатные и крупные землевладельцы. Также сельские жители часто убегали на южные окраины, где проживали казаки и обычно придерживались правила не отдавать обратно тех, кто к ним пришел. Поэтому дворяне, особенно у которых было не очень много земель, просили государство принимать меры для возвращения убежавших крестьян. Тогда было введено определенное количество лет, в течение которых государство должно было искать и возвращать сбежавших.
Эта мера имела непосредственное отношение к "урочным летам" и имела сильное воздействие на сельское население. Причины Введения Срока Сыска Целью пятилетнего срока сыска было обеспечение стабильности и укрепление экономики России. Беглые крестьяне создавали серьезные проблемы для феодалов и государства, а также могли быть использованы в качестве вооруженных сил в мятежах. Последствия для Крестьян Крестьяне, которые попадали под срок сыска, лишались свободы и становились зависимыми от своих собственников. Это усиливало феодальную зависимость и ограничивало их передвижение.
а что было до 1497 года, ув. википедия?
При первом Романове — Михаиле Фёдоровиче — был 5-летний сыск В 1639 году им же сыск увеличен до 9 лет. В 1642 году снова увеличение сыска беглых крестьян Михаилом Романовым — до 10 лет. Точка была поставлена в 1649 году. Соборное уложение отменило срок давности, сыск стал бессрочным. Юридически оформилось крепостное право в России, просуществовавшее до 1861 года. До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика. Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid. Урочные лета Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «урочные лета». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Смысл понятия «урочные лета» Урочные лета — установленный законом срок, в течение которого помещики могли обращаться в суд с жалобами на бегство или увод крестьян и осуществлять их сыск.
Процесс закрепощения крестьян в России был достаточно длительным и прошёл несколько этапов. Судебник 1497 г. Фиксация законом определённого краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны, о стремлении феодалов и государства ограничить права крестьян, а с другой, о неспособности пока закрепить крестьян за личностью определённого феодала. Эта норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г. Однако в 1581 г. Эта мера являлась на тот момент временной.
Постепенно на Руси стало формироваться крепостное право. Произошло это в 1580-х годах при правлении Ивана Грозного. На данный момент времени в стране наблюдался хозяйственный упадок.
В поисках лучшей доли происходило постоянное перемещение крестьян. Основная их масса подавалась на юг, где условия жизни были лучше. Однако переселиться от одного хозяина к другому они имели право только один раз в году, когда наступал Юрьев день. Этот период времени назывался заповедные лета. Суть Юрьева дня заключалась в следующем. Крупный землевладелец предоставлял крестьянину имущество и надел. Человек работал, отдавая хозяину часть плодов своего труда. Расторжение договора могло произойти только в Юрьев день. Отмечался он 9 декабря.
В течение двух недель до и после этого числа человек мог покинуть помещика и уйти к другому хозяину, полностью рассчитавшись за пользование землёй. При этом помещик тоже должен был выплатить заранее оговоренную сумму, если она полагалась по соглашению. Однако такое наблюдалось редко. Необходимым условием являлось предупреждение крестьянина о своём намерении покинуть помещика. Выбор позднего числа был связан с окончанием полевых работ. Последующий период до нового цикла составлял значительное время. Сумма откупа для крестьянина обычно представляла большую сумму. Однако это не останавливало людей, которые массово уходили от своих хозяев. Такое положение дел не устраивало бояр и дворянство, потому что шла значительная потеря рабочей силы.
Причины принятия указа об урочных летах С целью дальнейшего закрепощение крестьянства вышел указ об урочных летах. Его написание состоялось во времена правления царя Фёдора в 1597 году. Произошло это под влиянием близкого царского советника Бориса Годунова, который на данный момент времени являлся истинным правителем Руси. Это сопровождалось отменой Юрьева дня. Таким образом, у крестьян отобрали единственный способ изменить свою жизнь, поскольку переходы к другим хозяевам теперь были запрещены.
Собственность Раб не мог владеть собственностью. Его жилище, одежда, питание и орудия труда принадлежали плантатору. Крепостной жил в собственном жилище, работал своими орудиями, сам обеспечивал себя. Мог заниматься отхожим промыслом. В месяцы, не занятые работой на земле, крестьяне отправлялись на стройки, в шахты, на фабрики, занимались извозом и мелким производством. В XIX веке ежегодно на отхожие промыслы уходило более 5 миллионов человек Семья Раб не мог иметь семью. Крепостной венчался с женой и его брак был освящён церковью Возможность освобождения Возможность освободиться была только в некоторых штатах. Получившего свободу раба могли опять продать на аукционе в штатах, где рабство было закреплено законодательно. Крепостной мог выкупиться у помещика. Так, родоначальник династии меценатов Морозовых, Савва Васильевич, начав с работы ткачом-кустарем, выкупился у помещика с пятью сыновьями за немыслимые по тем временам деньги — 17 тысяч рублей. Гучковы, Рябушинские и многие другие богатые династии были выходцами из крепостных. Зачастую законные права крепостных не соблюдались, указы государей носили рекомендательный характер. Поэтому жестокое обращение и произвол помещиков были не исключением, а правилом в Российской Империи. Самыми бесправными были не крестьяне за них вступалась община и государственные чиновники , а дворня — слуги, живущие при поместьях или городских домах помещиков. Становление крепостного права Ключевые изменения происходили в Московском царстве на протяжении конца 14 — середины 17 веков путем принятия новых нормативных документов, которые ограничивали свободу крестьянства, постепенно ограничивая возможности для смены барина. В нем было ограничено понятие «право перехода крестьян». Теперь крестьяне могли переходить к другому земельному собственнику только неделю до 26 ноября и неделю после этой даты. Дело в том, что 26 ноября — это Юрьев день, или день Святого Георгия, и именно в это время завершались сельскохозяйственные работы, а значит, крестьянин после выполнения долга перед хозяином земли мог переходить к другому. Для того, чтобы уйти крестьянину нужно было заплатить «пожилое», то есть арендную плату. Главная причина, почему ввели ограничения на крестьянский переход только в вышеуказанное время, заключается в том, что бояре пытались обезопасить себя от возможного ущерба в случае неожиданного ухода крестьян, когда землю будет некому обрабатывать. А так, вне зависимости от условий, которые барин утвердил, нужно отрабатывать вплоть до 26 ноября. В нем сохранялось понятие «Юрьев дней» в отношении права перехода крестьян, однако существенно увеличивался размер «пожилого». Фактически ничего кординального в этом документе, что б отличало его от Судебника Ивана 3, не было. Но было еще большее ужесточение условий, поскольку выплачивать стоимость перехода могли себе позволить далеко не все крестьяне. Формально они еще оставались свбодными, но фактически многие из них уже попали в зависимость. Дело в том, что царем было принято решение в течении 1581-1590 годов проверить состояние хозяйства в некоторых районах России. Для этого Иван 4 запретил на момент проведения переписи и других проверок переход крестьян накануне и после Юрьева дня. После окончания проверок право перехода должны были вернуть, однако, по мнению многих историков, Борис Годунов в 1592 году попытался утвердить запрет на переход. Однако его указ не сохранился а возможно его и не было , однако известно, что право на переход к концу 16 столетия было полностью ограничено. Указ «Об урочных летах» Федор Иванович в 1597 году принял закон «Об урочных летах». В нем впервые в России вводилось право помещика искать беглого крестьянина. Урочные лета — это срок, в течение которого собственник земли может искать своих крестьян, то есть помещик мог подать через суд иск на поиск беглого крестьянина. По указу 1597 года этот срок составлял 5 лет. Указ Василия Шуйского Через 10 лет после введения понятия «урочные лета», царь Василий Шуйский принял новый указ, в котором срок поиска крестьян увеличивался до 15 лет. Однако, по мнению некоторых исследователей, из-за восстания Ивана Болотникова 1606-1607 этот срок вступил в силу только спустя несколько лет после его подавления. В период царствования Михаила, первого царя из династии Романовых, срок поиска беглых крестьян все еще составлял 5 лет. Соборное уложение Царь Алексей Михайлович в 1649 году утвердил Соборное уложение. Одним из пунктов в этом нормативном акте было положение об «урочных летах», которые полностью отменялись. Помещик получал бессрочное право искать своих беглых крестьян. После этого становление крепостного права в России было полностью завершено. Последствия закрепощения крестьян Кроме этого документа, в течении 18-го начала 19 веков были приняты новые законы и положения, которые усложняли положение крепостного крестьянства, давая дополнительные права помещикам. Например, в период правления Петра помещики получили официальное право покупать и продавать своих крепостных. В годы правления Екатерины помещики получили право отправлять непокорных крестьян в Сибирь или на каторгу. Справедливости ради стоит отметить, что крепостное право в Росиси окончательно сформировалось при Петре 1.
События введение урочных лет
Это было не дешево. Так, корова стоила 1 — 2 руб. Теперь пошлину повысили ещё на 2 гривны. А два старых налога отменили: «стрелецкие» и «ямские» деньги. Объявили, что подорожание соли лишь компенсирует упраздненные подати. Но в реальности соль была важнейшим товаром, её массово использовали как единственный консервант для рыбы, мяса, овощей. А тогда в году было 200 постных дней, когда люди питались соленой капустой, грибами, рыбой и т.
Косвенный налог был особенно тяжел для бедных, так как заставлял их отдавать больше денег в процентном отношении, чем богатых. Бедняки оказались не способны платить высокие цены на соль. Потребление соли упало. Кроме того, сразу нашлись охотники нелегально вывозить соль с промыслов и продавать по дешевке. Оптовые покупатели старались сэкономить. В результате нераспроданная соль портилась, оставаясь на складах, а плохо просоленная рыба быстро портилась.
Все несли убытки. Разорялись производители, купцы получившие подряды на соляную монополию, торговцы рыбой, солониной и т. А казна по-прежнему была пуста. В результате правительство в декабре 1647 года отказалось от этого налога. Взамен соляного налога правительство решило взыскать двухгодовую задолженность за отмененные ранее подати: последовало увеличение сборов с черных слобод. Недоимки выжимали сурово: судами, конфискациями, побоями.
В целях экономии государственных средство правительство лишало жалованья служилых людей, включая стрельцов, подъячих, кузнецов, плотников и т. Правительство совершило и другие просчёты. Раньше употреблять и торговать табаком было запрещено и каралось. Правительство Морозова табак разрешило и сделало государственной монополией. Под особое покровительство Морозов взял иностранцев. В стране назревал конфликт русского и британского купечества.
Англичане беспошлинно торговали в русских городах, захватывая рынок России. А когда русские купцы попытались торговать в Англии, у них не стали ничего покупать и «объяснили», что им нечего делать на острове. Русские купцы жаловались на иностранцев, передали царю челобитную. Но до царя жалоба не дошла. Морозов принял сторону британцев и предоставил им подряд на поставки в Россию табака. Дальнейшие реформы правительства Морозова также ударили по русским купцам.
Восстание Все эти противоречия, как и в современное время, особенно проявлялись в городах, столице. Так, вспышка народного недовольства переросла в мощное восстание, которое началось 1 11 июня 1648 года. В этот день молодой царь Алексей Михайлович возвращался с богомолья из Троице-Сергиева монастыря. При въезде в город царя встретила большая толпа. Люди попытались передать царю челобитную, направленную против «простого народа мучители и кровопийцы и наши губители».
Отличие урочных и заповедных лет Ученые считают, что впервые они были введены в 1597 году. Их продолжительность, считают исследователи, составляла пять лет.
Тогда правил царь Федор Иоаннович. Несколько ранее впервые было установлено и другое юридическое правило по отношению к крестьянам. Это учреждение заповедных ле т впервые с 1581 года. Это годы, в которые сельским работникам запрещалось переходить от одного землевладельца к другому, а такие переходы тогда еще в принципе были разрешены.
В связи с переписью российских земель царь временно отменил Юрьев день. Крестьяне лишились последней уступки властей — возможности менять владельца раз в год. Даже после окончания учета государственного имущества Юрьев день не вернули.
Крестьяне оказались в полном рабстве. Интересные факты Крепостничество в России распределялось по территориям неравномерно. Известно, что на западных территориях процент крепостных был значительно выше, чем в других районах. В то время как в Сибири и Поморье крепостного права как такового не было. Извечная вера простого народа в «доброго царя» послужила причиной того, что содержанию Манифеста Александра II многие крестьяне не поверили. Почти сразу после оглашения реформы возникли многочисленные слухи о том, что текст истинного Манифеста от них скрыли, а зачитали подложный: свободу получали сами крестьяне, но их земли оставались в собственности у барина. Крестьянин же являлся пользователем и стать владельцем мог, только выкупив свой надел у помещика.
Генетически сформировавшаяся психология крепостных порой приводила к тому, что после реформы крестьяне отказывались от воли просто потому, что не знали, что с нею делать: «Здесь мой дом. Куда я пойду? Например, воспетая Александром Сергеевичем Пушкиным няня, Арина Родионовна, тоже будучи крепостной и получив свободу, отказалась уходить от своих господ, которых любила всей душой. Четвёртый этап закрепощения крестьян С конца восемнадцатого века до 1861 года крепостничество начало распадаться, а государство стало вводить определённые меры, которые ограничивали крепостнический произвол. При этом, осуждение крепостничества стало одной из либеральных и гуманных идей, которыми увлеклось дворянство. Это всё привело к отмене крепостного права в феврале 1861 года в период правления царя Александра. Это интересно: 2205,Этапы Крестьянской войны под командованием Емельяна Пугачева: изучаем во всех подробностях Последствия закрепощения крестьян Соборное Уложение 1649 г.
Крепостничество более чем на два века до 1861 г. Но в XIX в. Крепостничество консервировало отсталые формы общественных отношений. Огромная власть «господ» и полное бесправие крепостных оказывало разлагающее воздействие на нравы и тех и других, еще больше обостряя социальные противоречия. Категории несвободных граждан на Руси Несвободные люди на Руси появились одновременно с формированием государства. Они могли быть как временно несвободны, так и пожизненно. Разделить их можно условно на три смерды, закупы, холопы.
Смерды Смерды — изначально свободные землепашцы, со временем закреплённые на земле, которую обрабатывали. Земля могла, как принадлежать самому смерду и наследоваться его сыновьями, так и быть в собственности князя или монастыря. Смерды были обязаны платить налоги князю и отбывать натуральные повинности, выставлять пешее войско или обеспечивать его лошадьми и фуражом. Помимо несвободы и хозяйственной зависимости они были ущемлены в правах. По Русской Правде за убийство людина свободного общинника полагалась вира 40 гривен, за убийство смерда — 5 гривен. Закупы Закупы — работники, заключившие с феодалом ряд договор , согласно которому продавали себя на определённый срок или до погашения, взятого по ряду. Чаще всего крестьянин, чтобы избежать голодной смерти, брал у феодала семена, инвентарь, скот, реже — деньги.
Селился на земле своего временного хозяина и отдавал часть урожая. После отработки долга был свободен покинуть место жительства. При попытке бежать от землевладельца, не рассчитавшись — становился обельным холопом. Холопы Холопы — наиболее близкая к рабам категория. Обельные холопы были собственностью владельца наравне с утварью и скотом. Дети, рождённые от холопов приплод , становились собственностью хозяина родителей. В холопы чаще всего попадали во время войн и набегов.
На вражеской территории брали полон, перегоняли его на свою землю и «холопили», то есть обращали в рабов. Граждане попадали «в неволю» по решению суда, за тяжкие преступления. Называлось это — «поток и разграбление». Всю семью виновного могли обратить в рабов. Ещё одна категория — долговое рабство, кредиторы могли продать в холопы несостоятельного должника. Холопом становился и вольный, женившийся на холопке.
Запрет не решил проблему полностью и увеличил количество случаев бегства. Указ об урочных летах Пятилетний срок сыска беглых крестьян был установлен документом от 1597 года, вошедшим в историографию как «Указ об урочных летах» царя Фёдора Ивановича. Именно в это время появляется знаменитая поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! ЕЕ смысл заключался в сожалении народа о несбывшихся чаяниях. Закон гласил, что крепостных в течение пятилетнего периода после побега разыскивали и возвращали прежнему хозяину. Если время сыска выходило, рабочий, по сути, прикреплялся к земле нового владельца. Иногда помещики специально создавали лучшие условия для новых людей на этот срок, чтобы увеличить количество рабочих рук на своей земле. Постепенно срок поиска беглецов увеличивался, уже в 1642 году составлял 10 лет, а для увезённых против своей воли крестьян — 15 лет. Устранение урочных лет По факту ликвидировало урочные лета учреждение бессрочного поиска сбежавших крестьян в соответствии с Соборным указом.
а что было до 1497 года, ув. википедия?
Впервые введены указом царя Федора Ивановича в 1597 г. Позднее продолжительность урочных лет менялась, составляя от 5 до 15 лет. Окончательно отменены с введением бессрочного сыска беглых по Соборному уложению 1649 г. Источник: История России Словарь-справочник.
Брянск 2018 г. Соборное уложение не установило бессрочный сыск и возвращение беглых. Это позволяет сказать, что в конце XVI в.
По указу 24 нояб. По Уложению 1607 был введен 15-летний срок сыска. При пр-ве царя Михаила Федоровича снова действовал сравнительно короткий 5-летний срок, выгодный не только крупным землевладельцами но и рядовым служилым людям юж.
Согласно нормам законодательства об У. Старый владелец не терял права на возврат своего крепостного и по истечении У.
Есть косвенные свидетельства того, что монарший указ на самом деле издавался в частности письмо монахов Пантелеймоновского монастыря государю, где сообщается, что по царскому указу «крестьяном и бобылем выходу нет». Историк Ключевский гипотезу Татищева поставил под сомнение, отметив, что опираться на предположения, а не на документально подтвержденные факты антиисторично, это всего лишь домыслы. Версию о «грозненском» авторстве «заповедных лет» выдвинул советский историк Борис Греков. Она была как и у Татищева в значительной степени конспирологической, поскольку Борис Дмитриевич предположил, что во времена Ивана Грозного широко развилась барщина, и потому Иван IV издал в 1581 году соответствующий указ о закрепощении крестьян. Современный историк Роман Скрынников это предположение опроверг, сославшись на то, что оно ни коим образом документально не подтверждено.
Так кто же автор запрета?
Реформы способствовали сбору налогов и укреплению центральной власти, но также усилили феодальные отношения и обусловили некоторые негативные последствия для крестьян. Заключение 1597 год стал периодом важных изменений в России, связанных с введением "урочных лет" и пятилетнего срока сыска беглых крестьян. Эти меры внесли свой вклад в развитие российской государственности и экономики, но также повлияли на жизнь крестьян и социальные отношения в стране.
Примечание: Моя статья предоставляет общий обзор событий 1597 года и не претендует на исчерпывающее исследование данной темы. Спасибо что дочитали!
Переговоры эти ничего не дали: ведь королю Ричарду II было всего 14 лет. Требования восставших гласили: 2. Борьба против Джона Гонта - могущественного феодала и основателя династии Ланкастеров. Готовность до конца бороться за достижение указанных целей. Неграмотные крестьяне и ремесленники во всех своих бедах винили «плохих феодалов», оставаясь верными королю. На переговорах малолетний король согласился удовлетворить большинство требований: было отменено крепостное право и снижены налоги.
Король велел начать выдачу крестьянам грамот об освобождении от крепостной зависимости, после чего велел им расходиться по домам. Многие зажиточные крестьяне обрадовались и начали покидать столицу. Но малоземельные крестьяне и батраки во главе с Уотом Тайлером, не получившие ничего, потребовали второй встречи с королем. На этой встрече была представлена вторая программа, где говорилось о возврате феодалами отнятых ими общинных угодий, упразднение дворянских привилегий и равенство всех перед законом. Во время этих переговоров Уот Тайлер был предательски убит мэром Лондона. Подошедшие к этому времени рыцарские отряды из трех графств, где положение было спокойнее, образовали войско, способное противостоять восставшим. Оно начало безжалостный террор против бунтовщиков, большинство из которых уже покидало Лондон. Лишившиеся своего вождя крестьяне были крайне разобщены и дезорганизованы.
Участников восстания ловили по всей стране. Вскоре вся Южная Англия покрылась виселицами и плахами. Верховный судья лорд Трессильян выносил так много смертных приговоров, что виселиц просто не хватало, и нередко на одной перекладине висело девять или десять человек. Террор над бунтовщиками длился все лето. Отдельные группы крестьян продолжали сопротивляться, заявляя, что действуют от имени короля, подписавшего хартии. Поэтому Ричард издал официальный указ, отменяющий все его хартии и лишающий их какой-либо юридической силы. Кровавые репрессии продолжались. Руководителей восстания обычно вешали не до полного удушения, потрошили и четвертовали; остальных просто вешали или обезглавливали.
Во многих английских городах было поставлено множество виселиц. Отрубленные головы бунтовщиков выставлялись на всеобщее обозрение. Число казненных превысило полторы тысячи. Король с легкостью взял назад все обещания, данные крестьянам, начиная с отмены крепостного права. Сейчас трудно точно определить количество восставших, погибших в бою или казненных на виселице и плахе. По данным историка Дж. Грина, их число доходило до 7 тыс. Позже в Европе вырос спрос на шерсть.
Английские феодалы стали сгонять крестьян с пахотных земель, отряжая последние под овечьи пастбища. Но кто-то должен был выращивать зерно. Тогда взгляды обратились на Восточную Европу: до Вислы чума не дошла. В свободолюбивой Речи Посполитой Землевладельцы Восточной Европы были готовы поставлять зерно в Туманный Альбион, однако уровень земледельческой культуры в их поместьях был довольно низким. В итоге у немецких, датских, польских и австрийских дворян остался только один способ заработать больше денег - увеличить господскую пашню и заставить крестьян трудиться на ней день и ночь. В результате в восточной части Европы возродилось полузабытое крепостничество, причем в таких формах, что новые крепостные могли бы позавидовать средневековым сервам. Одной из первых на путь «второго издания крепостничества» встала Речь Посполитая. Земли у польских магнатов было много, да и людей хватало, потому что «черная смерть» обошла бассейн Вислы стороной.
Шляхта постепенно урезала крестьянские права, пока в 1503 году крестьянам не запретили переходить от одного господина к другому. К середине XVI века польский крестьянин проводил на барщине 5-6 дней в неделю, а многие и вовсе лишались своих наделов и жили за счет пайка, выдаваемого хозяином. В Польше крепостное право было отменено только после введения на территории Княжества Варшавского, куда были включены часть земель бывшей Речи Посполитой, Кодекса Наполеона. Именно он обеспечил крестьянам личную свободу. До этого власть панов над своими крепостными была безграничной. Паны были вольны продавать или дарить своих «хлопов» кому им вздумается. Для своих хлопов паны были и судом и палачом. Это право подтверждалось многими постановлениями польского сейма.
Паны женили своих крепостных на ком хотели, и пользовались знаменитым Правом первой ночи. Паны имели право лишать своих хлопов имущества, когда это панам вздумается. Дипломат Герберштейн отмечал, что в Польше «народ жалок и угнетен тяжелым рабством, ибо если кто в сопровождении толпы слуг входит в жилище поселянина, то ему можно безнаказанно творить все, что угодно, грабить и избивать». Польский интеллектуал XVI века Анджей Моджевский был с этим согласен: «Если шляхтич убьет хлопа, то говорит, что убил собаку, ибо шляхта считает кметов крестьян за собак». Королевская власть в дворянской республике была условной, так что найти управу на жестоких панов самодуров было нереально. По закону, хлоп мог пожаловаться на своего пана только лично королю. Но как мог добраться до короля неграмотный польский крестьянин?! Хлопы защищались, как могли.
Они бежали от своих панов, убивали своих мучителей, поднимали бунты. Местные крестьянские восстания не прекращались до конца XVII века. Самым крупным было восстание 1651 года, охватившим Великую и Малую Польшу. Безграничная власть панов над их «подданными» подтверждалась многими сеймовыми постановлениями. Феодалы продавали или дарили своих крепостных крестьян, распоряжались их наследством, имели над ними неограниченную судебную власть. Против панского гнета крестьяне защищались всеми средствами. Они бежали от своих панов, отказывались выполнять повинности, убивали своих угнетателей. Несмотря на то, что шляхта располагала сильным аппаратом принуждения, часто вспыхивали крестьянские волнения.
Самым крупным, охватившим Великую и Малую Польшу, было восстание 1651 г. Конец этому был положен Наполеоновскими войнами и отменой крепостного права в Германии, Австрии и России, которые поделили между собой территорию Речи Посполитой. В «лоскутной империи» Автро-Венгрии В этой стране положение крепостных крестьян мало, чем отличалось от соседних государств. Однако первая масштабная реформа началась лишь в 1780-е годы в империи Габсбургов. В ту пору император Иосиф II затеял в стране масштабную перестройку, которая едва не привела к полному развалу его государства. Во время своих путешествий по Европе он познакомился с творчеством французских просветителей и поставил себе целью преобразить империю. Он писал: «Внутреннее управление подвластных мне областей требует радикальной перемены: привилегии, фанатизм и умственный гнет должны исчезнуть, каждый из моих подданных будет пользоваться прирожденными ему естественными правами». Еще будучи соправителем, он в 1765 году запретил дворянам Чехии и Моравии казнить своих крестьян.
Когда в результате первого раздела Речи Посполитой Австрия получила Галицию, польской шляхте запретили убивать украинских крестьян, избивать их и отнимать их имущество. Когда в 1781 году в Галиции замучили очередного крепостного, император Иосиф II запретил продавать крестьян без земли, а после и вовсе объявил об освобождении крестьян от крепостной зависимости и о равноправии всех подданных. Пытки крестьян карались денежным штрафом в 50 дукатов. В западных областях крестьяне могли выкупать свои наделы и получать полное освобождение. В 1783 году император-реформатор приехал в Трансильванию, где общался с народом. Крестьяне в красках описали свое бедственное положение. Возмущенный император сходу отменил в крае крепостное право. Император уехал, а объявленной им отмены так и не произошло.
В 1784 году румынский крестьянин по имени Хория объявил, что Иосиф II лично поручил ему поднять восстание против венгерских феодалов в Трансильвании. Поднявшийся бунт стоил жизни многим дворянам. Восстание подавили, Хорию и его сподвижников четвертовали. Император годом позже сумел отменить крепостное право в восточных регионах империи. Реформы императора Иосифа II создали ему огромное количество врагов. Закрытие некоторых монастырей восстановило против него духовенство, увольнение всех не владеющих немецким языком с государственной службы настроило против монарха итальянскую, фламандскую и венгерскую знать, освобождение крестьян сделало его врагами помещиков. Попытка Иосифа обложить налогом венгерских дворян чуть не привела к гражданской войне. В 1789 году в Бельгии вспыхнуло восстание: эта страна вышла из-под власти Габсбургов.
Находясь при смерти, император неожиданно отменил все свои реформаторские указы. Оставив лишь указ об отмене крепостного права. Прокатившиеся по Европе в 1848 году революционные выступления, заставили австрийские власти отменить барщину и другие пережитки феодализма. В просвещенной Германии Германия до 1871 года не была единым государством. В различных немецких княжествах порядки были разные. Земли к востоку от Эльбы имели выход к морю: они могли поставлять зерно в Англию, Францию и Голландию. Но после Тридцатилетней войны 1618-1638 годов многие области страны обезлюдели. Дворянам нужно было поставлять за границу хлеб, для чего они выжимали из немецких крепостных последние соки.
У крестьян отнимали землю и превращали их в полурабов. Во многих землях хозяева имели право продавать своих крестьян без земли. После революции 1848 года испуганные власти начали проводить реформы в Пруссии, Баварии и других землях. В земле Мекленбург крепостное право формально было отменено, но фактически сохранилось до конца XIX века. Основные сельскохозяйственные земли страны были сосредоточены в руках помещиков, которых в северных и восточных землях Германии называли «юнкеры». Они владели примерно 60 процентами земли. В Пруссии отмена крепостного права для крестьян началась по указу правительства Штейна в 1807 году. Только тогда крестьяне получали право свободно распоряжаться своим имуществом и вступать в брак без согласия помещика.
Постепенно реформы, начавшиеся в Пруссии, охватили и другие немецкие государства. Отмена крепостного права происходила здесь в ходе реформ конца 18-19 вв. Отмена крепостного права в этих регионах дала толчок развитию, но пережитки крепостничества сохранялись еще долгие годы. Нужно было только согнать индейцев с принадлежащих им земель. Или скупить эти земли за бесценок. Для работы на плантациях дешевле всего представлялось завезти из Африки черных рабов. В оправдание белых плантаторов стоит сказать, что они не захватывали вольных негров, а покупали пленников у местных африканских царьков. Тяжелая работа на плантациях была делом нелегким, но участь пленников в Африке еще страшнее.
Во время гражданской войны в США в 1861-65 годах, освобождение негров было объявлено ее целью президентом Линкольном лишь в самом конце войны. Зато американцы любят учить демократии весь остальной мир. Зачастую не так много зная об этом самом мире. Так почему ввели крепостное право в России? Петр I , который перенял от Запада все, что нужно и не нужно, видел в Европе образец цивилизации, а посему всеми силами укреплял институт крепостного права в Российской империи. Продолжила его дело и немецкая принцесса Екатерина II. Александр II закрыл эту мерзкую страницу нашей истории в 1861 году, рационально считая, что лучше отменить его сверху, чем народ отменит его снизу. Постоянные попытки наших конкурентов обвинять Россию в «историческом крепостничестве» выглядят как наглые выпады очередной информационной войн.
А эти войны против нашей страны не прекращались веками. Достаточно вспомнить знаменитые «потемкинские деревни». Ведь этот термин вошел в большинство языков мира. На самом деле потемкинских деревень не было. Вся эта история была выдумана австрийскими дипломатами с целью дискредитировать императрицу Екатерину II. Никаких доказательств подобного обвинения представлено не было. Это часть антироссийской пропаганды времен позднего средневековья. В одну только Варфоломеевскую ночь во Франции было убито больше протестантов, чем погибло за все время правления царя Ивана IV.
Французские, испанские и немецкие короли казнили несравненно больше людей, чем Иван Васильевич, но именно его прозвище европейские истории до сих пор переводят как «Ужасный». Не нужно искать объективность и справедливость там, где ее никогда не было, и быть не могло. Крепостное право остается темной страницей нашей истории, надолго задержавшей экономическое и политическое развитие России. Лучше всего российский крестьянин работает на СВОЕЙ земле, а не на земле помещика, колхоза или совхоза. Именно из труда свободного человека на собственной земле складывается его благосостояние и богатство всей страны. Но наша страна не была обособлена от остальной Европы. В начале XX века, после проигранной русско-японской войны, после развязанной эсерами и большевиками террористической войны, именуемой в советских учебниках «первой русской революцией», финансировавшейся японской разведкой, России удалось решить пресловутый земельный вопрос. Волна терроризма была остановлена благодаря введению военно-полевых судов, выносивших приговоры в ускоренном порядке.
За восемь месяцев существования этих судов по их приговорам было казнено 683 террориста. В общей сложности за 1906-1910 годы военно-полевыми и военно-окружными судами по так называемым «политическим преступлениям» было вынесено 5735 смертных приговоров, казнено было 3741 человек. Это были убийцы и грабители, от их бомб и пуль за то же время погибло втрое больше людей. Причем большинство погибших были случайными свидетелями терактов. Во время Тифлисской экспроприации, когда Сталин и Камо захватили более 300 тысяч рублей государственных денег, было убито 40 и ранено 50 человек. К сожалению, самому Сталину тогда удалось избежать знаменитого «столыпинского галстука», как окрестили повешение по приговору военно-полевых судов враги России. Подельника Сталина, Симона Аршаковсича Тер-Петросяна по кличке «Камо» Сталин устранит уже после революции 1917 года, как ненужного свидетеля бандитской юности вождя. Война против террористов была выиграна Николаем вторым и Столыпиным.
Те, кто сегодня осуждают Столыпина за беспощадную войну с врагами России, могли бы с тем же успехом осуждать российских спецназовцев, уничтожающих террористов во время спецопераций на Кавказе. Или они не видят прямой параллели? Земельный вопрос враги Российского государства считали свои главным козырем в борьбе против самодержавия. Но великий российский премьер Петр Аркадьевич Столыпин просто рассчитал, что в стране достаточно свободной земли в Сибири. Организованное по его указанию переселенческое движение в Сибирь не только наделило землей всех желающих, но и сделало Российскую империю лидером по экспорту зерна в мире. Россия снова займет это место лишь в 2016 году. В одной половине вагона ехала семья переселенца, в другой везли его скот. Никто в эти вагоны людей насильно не загонял.
Переселенцы, которым не понравилось на новом месте, могли вернуться назад. Насильно в «столыпинские вагоны» тысячи заключенных стали загонять большевики после государственного переворота 1917 года. Но это уже была другая эпоха в жизни страны. Великий реформатор Петр Аркадьевич Столыпин, приговоренный революционерами к смерти пережил с 1905 по 1911 годы десять. Он погиб во время одиннадцатого, когда 1 14 сентября 1911 года в Киевском театре его застрелил эсер Дмитрий Богров. Он не мог знать, что разработанные по его проекту для помощи переселенцам «столыпинские вагоны» будут после его смерти использоваться врагами России для перевозки тысяч и тысяч заключенных. Идеи либерализма, социализма и коммунизма также пришли из Европы. Карл Маркс и Фридрих Энгельс были оголтелыми русофобами.
Вот, что писал Фридрих Энгельс о славянах: «У Европы только одна альтернатива: либо подчиниться варварскому игу славян, либо окончательно разрушить центр этой враждебной силы - Россию». Особенно разошлись на страницах британской прессы эти два коммунистических классика во время Крымской войны 1853-56 годов. Без Одессы, Кронштадта, Риги и Севастополя с эмансипированной Финляндией и враждебной армией у врат столицы... Гигант без рук, без глаз, могущий только пытаться поразить своих противников слепым весом".