Так оно и получилось с Саудовской Аравией, которая 26 марта развязала агрессию против соседнего Йемена, наспех сколотив коалицию из стран ССАГПЗ, Египта, Судана, Иордании и Марокко. Панарабские идеи затронули и Йемен.
Бои на Ближнем Востоке: зачем саудитам Йемен и что дают авиаудары?
Несколько представителей командования повстанцев в столице Йемена погибли во время ударов ВВС Саудовской Аравии и ОАЭ в рамках международной военной операции. Хади ушел, вытесненный Саудовской Аравией и ОАЭ в апреле 2022 года, и теперь Саудовская Аравия, похоже, готова принять правление хуситов в Северном Йемене. Ответственность за нападение на британское нефтяное судно в Красном море и американский беспилотник MQ-9 в провинции Саада взяли на себя хуситы из йеменского движения «Ансар Аллах». Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на сообщение представителей движения. Вооруженные силы Саудовской Аравии были приведены в режим боевой готовности в связи со столкновениями с повстанцами-хуситами в провинции Джизан недалеко от границы с Йеменом, где были уничтожены четверо саудовских бойцов, а также была перехвачена ракета. Саудовская Аравия и Иран действительно ведут непрямую войну между собой на территории Йемена, но сама война между Северным и Южным Йеменом — это во многом внутренний и очень давний конфликт. По сути, это конфликт между развитым индустриальным южным.
Делегация Саудовской Аравии провела встречу с хуситами в Йемене
В то время Саудовская Аравия и ОАЭ выступали против хуситов в коалиции стран на стороне официального правительства Йемена. Тогда саудиты и эмираты были для хуситов официальными противниками в войне. Прямых столкновений заканчивающихся побегом наемников саудовской армии. Улучшение отношений Саудовской Аравии и Ирана окажет прямое влияние на ситуацию только в Йемене, потому что противоборствующие стороны обладают ограниченными ресурсами, а Тегеран и Эр-Рияд подпитывают конфликт снаружи.
Кто, с кем и за что воюет в Йемене?
Асимметричная война Йемена против Саудовской Аравии | Пикабу | Мятежники-хуситы из шиитского движения «Ансар Аллах», которые контролируют северные районы Йемена, объявили о прекращении на трое суток военных операций против Саудовской Аравии, а также на фронте в провинции Мариб. |
Три причины войны в Йемене | Информационное агентство "Грозный-Информ" | Вооруженные силы Саудовской Аравии приведены в состояние повышенной боевой готовности после столкновений с йеменскими повстанцами-хуситами из движения «Ансар Аллах», сообщает Bloomberg со ссылкой на источники. |
В Йемене закончилась война - Экспресс газета | Поэтому реальная судьба Йемена сейчас решается в треугольнике Иран – Саудовская Аравия – Россия. |
Почему Саудовская Аравия находится в состоянии войны с Йеменом?
В любом случае не стоит переоценивать степень участия Тегерана в создании «Ансар Аллах» и его роль в принятии решений хуситами. Они хотя и зависят от иранской военной и финансовой помощи, но при иных условиях готовы выступать с собственных позиций. Переговоры Саудовской Аравии и «Ансар Аллах» это показали. Изначально «Ансар Аллах» был исключительно йеменской религиозной организацией, возникшей в качестве реакции, с одной стороны, на распространение в Йемене саудовских школ ислама, проще говоря «салафизма», а с другой — на попытки реформирования традиционного для северных районов страны зейдизма — самостоятельного направления в исламе, которое считается отдельной ветвью шиизма. В то же время «Ансар Аллах» следует собственной идеологии, опирающейся на традиционную для Йемена религиозную школу зейдитов-хадавитов от имени первого правителя независимого мусульманского Йемена X века зейдитского имама аль-Хади , которая имеет фундаментальные отличия как от суннизма, так и от распространенного в Иране шиизма двунадесятников имамизм. Так, хуситы выступали за сохранение в Йемене хадавитского зейдизма в его изначальной форме и против навязывания под видом сближения зейдизма с суннизмом различных форм модернистских течений, которые выдавались властями страны за «настоящий зейдизм» например, это касается учения жившего в XIX веке йеменского богослова Мухаммада аль-Шаукани. Подобные тенденции по продвижению реформаторских версий зейдизма стали проявляться в Йемене после свержения там зейдитского имамата в 1962 году и создания Йеменской Арабской Республики. Новые республиканские власти были заинтересованы в трансформации зейдизма с тем, чтобы не допустить возрождения в стране имамата — единственной допустимой для классического зейдизма системы правления. Впоследствии «Ансар Аллах» после шести войн с правительством страны и событий «арабской весны» превратился в широкий фронт различных йеменских сил, включая и некоторые йеменские суннитские группировки. Тогда же хуситы стали использовать определенный набор идеологических установок, выработанных хомейнистским Ираном, направленных против США и Израиля.
Тем самым хуситы пытались представить свое движение в качестве силы, ориентированной на борьбу с «израильским сионизмом» и «американским империализмом», а не только продвигающей сугубо йеменские зейдитские нарративы. В таком виде хуситы и пришли к власти на большей части страны в 2014 году, когда заняли столицу страны город Сану, изгнав оттуда президента Абду Раббо Мансура Хади. На стороне свергнутого лидера поспешили выступить Саудовская Аравия, ОАЭ и ряд арабских государств, начав в первые месяцы 2015 года военную интервенцию. ОАЭ и Южный Йемен В то же время, кроме Ирана, существует еще один игрок, который может «перевернуть стол» йеменского урегулирования.
Может обойтись Угрозы в адрес Эр-Рияда появились в девятую годовщину начала военной кампании Саудовской Аравии против йеменских ополченцев. Затяжной конфликт унес жизни по меньшей мере 377 тыс. Соглашение формально истекло в октябре того же года, однако обе стороны решили соблюдать его условия и готовились подписать полноценный договор о перемирии. В середине сентября 2023-го делегация хуситов отправилась в Эр-Рияд для ведения переговоров о прекращении огня. Это был первый публично объявленный визит йеменских повстанцев в королевство. Однако начало войны Израиля и « Хамаса » в октябре прошлого года заморозило переговорный трек. При этом хуситы не оставляют надежд вернуться к мирным переговорам с Саудовской Аравией. По данным газеты Al Arab, 25 марта движение передало арабской коалиции во главе с Эр-Риядом сообщение о готовности подписать соглашение о перемирии. Хуситы призвали королевство сделать аналогичный шаг, «чтобы отрезать путь торговцам войной». Ранее верховный лидер хуситов Абдулмалик аль-Хуси выдвинул три условия для заключения окончательного перемирия в Йемене: полное прекращение «осады, агрессии и оккупации», обмен пленными и компенсация ущерба.
Наиболее вероятный сценарий — это поставки иранских деталей небольшими рыбацкими судами, способными прорвать блокаду, через Судан и Эритрею. Затем уже из них хуситы собирали ракеты и дроны на своих предприятиях с помощью иранских специалистов. Именно через направление партий вооружений Иран во многом и сделал движение «Ансар Аллах» зависимым от собственной воли. После исчерпания собственных арсеналов проводить резонансные атаки на саудовские и эмиратские стратегические объекты хуситы могли, только используя иранские дроны и ракеты. И именно эти атаки наиболее болезненно воспринимались в Эр-Рияде и Абу-Даби. Поэтому, когда между Ираном и Саудовской Аравией начался процесс нормализации отношений при посредничестве Китая, Эр-Рияд в качестве своего главного требования выдвигал прекращение атак хуситов на саудовскую территорию. У Ирана же были рычаги для того, чтобы заставить «Ансар Аллах» выполнять эти требования. Тем не менее не исключено, что сейчас хуситы как раз могли продемонстрировать, что готовы в любой момент возобновить атаки вне зависимости от воли Тегерана и что с ними необходимо вести дело как с самостоятельными игроками. Либо, наоборот, к атакам были причастны наиболее тесно связанные с Ираном «элементы хуситов», на что мог намекать генерал Малики, которые тем самым пытались довести иранскую точку зрения, что мир в Йемене все равно невозможен, если мнение Ирана будет проигнорировано. При этом важно отметить, что перемирие между «Ансар Аллах» и арабской коалицией во главе с Саудовской Аравией было заключено еще в апреле 2022 года, задолго до того, как были достигнуты ирано-саудовские договоренности о восстановлении связей. И также не ясно, сыграл ли Иран в этом какую то роль или заслуга принадлежит исключительно арабским посредникам, таким как Оман, также имеющим определенное влияние на хуситов. В любом случае не стоит переоценивать степень участия Тегерана в создании «Ансар Аллах» и его роль в принятии решений хуситами. Они хотя и зависят от иранской военной и финансовой помощи, но при иных условиях готовы выступать с собственных позиций. Переговоры Саудовской Аравии и «Ансар Аллах» это показали.
Ранее йеменские повстанцы пообещали, что будут нападать на все суда в Красном море, направляющиеся в Израиль, вне зависимости от того, кто ими владеет. После этого сообщалось о нескольких атаках на суда в Баб-эль-Мандебском проливе и Красном море. В воскресенье администрация Суэцкого канала сообщала, что всего с 19 ноября 55 судов приняли решение изменить маршруты следования так, чтобы они не проходили через канал.
Почему Саудовская Аравия находится в состоянии войны с Йеменом?
Хуситы заявили, что будут атаковать все торговые корабли, идущие через Красное море в Израиль, и эти угрозы не стали пустыми словами. Атакам с использованием скоростных катеров и даже вертолетов подверглись более 20 судов. Резко скакнула стоимость фрахта, поползла вверх и цена на нефть. Это зримо задело интересы США и других западных стран. И там решили провести показательную порку «местных племен» в отработанном колониальном стиле. И выразил опасение, что это ни к чему хорошему не приведет. Премьер Великобритании Риши Сунак лицемерно заявил, что удары по хуситам были нанесены превентивно якобы в порядке самообороны. В США президент Байден пообещал повторить удары, «если это будет необходимым».
За операцией в прямом режиме времени прямо из больничной палаты наблюдал глава Пентагона Ллойд Остин, счастливо нашедшийся после недельного исчезновения. Мол, смотрите: все у нас под контролем.
Хуситы активно участвовали в свержении диктатора Салеха, но в новом правительстве Хади представлены не были. Почувствова себя обманутыми, они продолжили борьбу. Группировка винит изгнанное правительство в коррупции и «суннитском экстремизме». После бегства правительства хуситы образовали временную администрацию. Хуситы полагали, что смогут контролировать весь Йемен, но с продвижением на юг натолкнулись на сопротивление «Аль-Каиды», так называемых «народных комитетов» и различных племен, указывает сотрудница немецкого фонда «Наука и политика» Марайке Трансфельд Mareike Transfeld. Она контролирует часть территории на юге Йемена.
Своими врагами она называет сбежавшего президента Хади, поскольку тот санкционировал налеты американцев с помощью беспилотников на лагеря террористов, Саудовскую Аравию и повстанцев-хуситов. Частично «Аль-Каиду» поддерживают и «народные комитеты», Кроме того, в ходе боев сотни боевиков сбежали из тюрьмы в портовом городе Адене. Однако нападения террористов-самоубийц на шиитские мечети в столице Сана, которые унесли около 140 жизней, приписывает себе группировка «Исламское государство». Сейчас Аден тоже находится в руках хуситов. Соперничество между Саудовской Аравией и Ираном Гражданская война в Йемене грозит вылиться в классическую «войну чужими руками». Шиитский Иран, по свидетельству йеменского политолога Валида аль-Сакафа, по морю и по воздуху поставляет оружие и снаряжение повстанцам-хуситам. В ответ суннитская Саудовская Аравия создала коалицию с другими нефтяными эмиратами и Египтом, и начала воздушную войну против хуситов.
Не секрет, что Тегеран проводит прагматичную политику собирания земель шиитских, оказывая поддержку всем, кого условно можно назвать шиитами — от сирийских алавитов до йеменских хоуситов. Но основной интерес Ирана заключается в переформатировании существующих ныне конфигурации региона, что можно наблюдать на примере Ирака и Сирии, где против ИГ воюет Корпус Стражей Исламской Революции. Приятным бонусом для Тегерана стала бы ликвидация династии ас-Саудов в Саудовской Аравии.
Однако это не более чем гипотеза, так как ни одного фактического доказательства тому нет. Нет так же доказательств тому, что инициатором хоуситского движения является Тегеран. Иран, безусловно, поддерживает мятежников, и с большим удовольствием наблюдает за потугами саудитов разыграть свою карту в Йемене. Однако влияние Тегерана на хоуситов не столь велико, как его нам рисуют. Тесные контакты, разумеется, есть, поставки оружия и инструкторов из КСИРа также имеют место быть. Но не более. Если проследить первоисточник новостей о военном присутствии в Йемене Ирана, то мы выйдем на новостные агентства арабских монархий. Целью вбросов, как и в случае с угрозой обстрела хоуситами танкерного флота, является попытка привлечь на свою сторону новых союзников. Происходящее в Йемене необходимо рассматривать в контексте глобального противостояния Ирана и Саудовской Аравии, а не как локальный конфликт. Если угодно, то восстание хоуситов можно расценивать как иранский ответ саудитам на их прошлогоднюю акцию на пакистано-иранской границе, где радикальные группировки белуджей при поддержке пакистанской разведки и саудовских денег некоторые время терроризировали иранских силовиков.
Серьезных проблем Ирану это не принесло, чего никак не скажешь о сегодняшнем положении Саудовской Аравии. Как уже говорилось выше, страна находится в зоне высокой турбулентности, и существует теоретическая возможность, что Эр-Рияд из нее не выйдет. Проблемы преследуют саудитов как внутри страны, так и на внешних границах. После смерти короля Абдаллы и восхождения на престол его брата Салмана в королевстве началась безжалостная «схватка бульдогов под ковром». Безусловно, представители династии ас-Саудов не будут рубить сук, на котором сидят, но всевозможные подковерные интриги могут ослабить власть, чем непременно воспользуются Иран и Турция. Как мы видим, процесс уже запущен. Фото: Религиозная карта Саудовской Аравии Не меньшие трудности ожидают Саудовскую Аравию в связи с высокой напряженностью в регионе, включая Восточную провинцию населенную шиитами. В провинции сильны позиции проиранской группы «Ансар хат аль-Имам», которой удалось аккумулировать протестный потенциал местной молодежи, активизировавшейся после «Арабской весны». Шиитское меньшинство в Саудовской Аравии уже давно заклеймено как «пятая колона Ирана» и «сепаратисты», к чему приложили руку даже либеральные журналисты, не разделявшие салафитские ценности. Учитывая высокий протестный уровень в провинции, приправленный необходимым Ирану освещением событий в Йемене через арабоязычный телеканал «Аль-Алям», возможность восстания достаточно высока.
Но при условии активной внешней поддержки и кризиса власти. Тут стоит отметить, что хоуситы такой силой стать не смогут. Во-первых, не ставят такой цели. Во-вторых, даже если повстанцы отправятся маршем в Восточную провинцию, саудовские ВВС расстреляют их в пустыне как на тренировочном полигоне. Опять же, к сожалению наших адептов «Идем на Восток». Ситуация на северных границах Саудовской Аравии широко известна: ИГ представляет реальную угрозу для королевства, случаи приграничных перестрелок уже были. Сейчас Эр-Рияд работает над проектом возведения заградительной линии на границе с Ираком. Особняком стоит Бахрейн, готовый полыхнуть в любой миг, благо за последние годы столкновения шиитов с местной полицией стали повседневностью. Не стоит забывать о самой реальной угрозе боевых столкновений с хоуситами на южных границах, где компактно проживают шииты. Опять же, перестрелки и приграничные вылазки обеих сторон случаются ежедневно.
И если йеменцы пойдут на север, «Национальная гвардия» саудитов может прекратить свое существование.
Даже проамериканское правительство страны, которое воюет с «Ансар Аллой», потребовало от Лиги арабских государств остановить Саудовскую Аравию. А сам официальный Эр-Рияд попал в непростую политическую ситуацию. Вначале в стране сменилась власть — с февраля у саудитов новый король, а затем военное руководство переоценило поддержку возможных союзников, замечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока Семен Багдасаров.
Семен Багдасаровдиректор Центра изучения стран Ближнего Востока«Они надеялись, что в сухопутной операции будут принимать участие вооруженные силы Египта, Пакистана, Марокко, где более-менее есть вот такая дееспособная армия. Однако когда египетское руководство сказало, что они готовы послать в зону конфликта 3-4 тысячи человек, стало понятно, что особо надеяться не на что. И сейчас было заявление армии Саудовской Аравии о том, что сухопутная операция будет проведена лишь в том случае, если будет проявлена со стороны шиитов агрессивность по отношению к Саудовской Аравии. В переводе на русский язык, если вдруг вооруженные формирования пересекут границу Йемена и Саудовской Аравии, тогда они и начнут.
Последнее замечание Семена Багдасарова прогнозирует будущий возможный, хотя и необязательный конфликт с участием мировых держав. Потому что как только новые хозяева порта Аден перекроют транзит нефти, а в этом месте сосредоточено более 10 процентов всего нефтяного трафика, тогда наземную операцию могут начать уже совсем другие силы. Гораздо более мощные, чем Саудовская Аравия. А если посмотреть на карту и увидеть, насколько узкий перешеек разделяет Аравийский полуостров и побережье Эритреи, которая граничит с Сомали, станет ясно, что в военно-террористическую игру могут включиться еще и пираты.
А пока в Шарм-эш-Шейх для участия в саммите Лиги арабских государств съезжается их руководство, включая и нынешнего президента Йемена.
Делегация Саудовской Аравии провела встречу с хуситами в Йемене
Пушки готовы стрелять: в Йемене снова раскручивается спираль войны // Новости НТВ | При этом за семь лет кампании Саудовской Аравии в Йемене погибли десятки тысяч мирных жителей, однако это не вызвало осуждения международного сообщества. |
Президент Йемена ушел, россиянам продают валюту, Турция атакует курдов. Главное к утру 18 апреля | Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен осудила проведение спецоперации коалиции арабских государств в Йемене и заявила, что европейские страны откажутся от покупок нефти и газа в Саудовской Аравии, ОАЭ и Катаре и будут искать способ заместить эти поставки. |
Разные подходы Саудовской Аравии и ОАЭ к хуситам мешают США сдерживать их атаки | Нарастающие напряжения на границе Саудовской Аравии и Йемена: перемирие под угрозой. |
Хуситы vs США: «страшная месть»
Улучшение отношений Саудовской Аравии и Ирана окажет прямое влияние на ситуацию только в Йемене, потому что противоборствующие стороны обладают ограниченными ресурсами, а Тегеран и Эр-Рияд подпитывают конфликт снаружи. Тогда же Саудовская Аравия освободила из заключения 104 сторонника хуситов, захваченных в плен на территории Йемена. Саудовскую Аравию и США хуситы обвиняли в поддержке диктатора. Около 8 лет назад коалиция во главе с Саудовской Аравией начала войну с йеменскими хуситами под предлогом, что им сочувствует Иран, который хочет построить на Ближнем Востоке новую персидскую империю. Несмотря на несколько интервенций Саудовской Аравии в Йемен, повстанцы по-прежнему контролируют северную часть республики. Если Саудовская Аравия закончит войну прямо сейчас, то это будет означать, что королевство напрасно потратило на эту операцию миллиарды долларов и жизни своих бойцов.