К 80-летию освобождения советских территорий и в честь подвига городов тыла в ходе Великой Отечественной войны РИА Новости при поддержке Президентского фонда культурных инициатив запустило мультимедийный проект "Освобождение. Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны. В годы Великой отечественной войны советский народ совершил великий подвиг не только на поле битвы, но и в тылу. В Ульяновске вспомнили работников предприятия, которые во время Великой Отечественной войны снабжали фронт всем необходимым. Памятное мероприятие прошло 6 мая на Центральном железнодорожном вокзале.
2. Трудовой подвиг советского народа
Великая Отечественная Война. Трудовой подвиг народа. Тыл — фронту. Медаль Михаила Романова «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» в руках воспитанников вызвала чувство сопереживания и гордости за людей, приближавших Великую победу над фашизмом. В годы Великой Отечественной войны одной из главных задач Наркомздрава СССР была организация лечения раненных в боях воинов. Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла. Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства и культуры были удостоены памятных медалей "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
На «Уралтрансмаше» вспоминают трудовой подвиг времен ВОВ
Требовалось эвакуировать металлургический завод «Запорожсталь». Половина рабочих отправились оборонять город, а другая половина разбирала оборудование, загружала его в вагоны и отправляла на восток. Герои труженики тыла в Великой Отечественной войне, во время этой эвакуации отправили за 45 дней, более 18 тысяч вагонов! В некоторые дни уходили по 750 — 800 гружёных железнодорожных платформ. И отправляли не только оборудование! Только сляби и блюма было вывезено почти 4 тыс.
А на новом месте, в Магнитогорске, для выплавки бронелистов, требовалось ещё найти источник молибдена и хрома, без них получается только сталь, но не броня! Невероятную сложность в процессе эвакуации, создавал фактор мобилизации! Работоспособное мужское население, самый производительный пласт народа, подлежал мобилизации и отправке на фронт. И хотя это были высококлассные специалисты с огромным опытом, но и им по приезду на новое место, приходилось в чистом поле поднимать стены цехов, обустраивать рабочие площадки, настраивать работу оборудования, и главное — обучать новых работников! Ведь прежние квалифицированные рабочие уже воевали с гитлеровцами.
Могучие дела из слабых рук Даже оказавшись в эвакуации, многие мужчины сразу после настройки и отладки оборудования, кроме работы, приступали к обучению женщин и детей, профессиям токарей, фрезеровщиков, вальцовщиков. Герои тыла Великой Отечественной войны, женщины и подростки, до этого никогда не бывавшие на заводах, жадно поглощали новые знания и буквально поселялись в цехах. Согласно директиве 1941 года СовНарКома, мобилизации на тыловой фронт подлежало всё работоспособное население от 16 лет до 60. Массовый героизм, не позволяет выделить кого-то особенного, из когорты тружеников тыла приравненных к ветеранам ВОВ. Дети труженики тыла в годы Великой Отечественной войны Хихлущенко Марии не было и 16 лет, когда она встала к токарному станку, на эвакуированном танковом заводе в Ленинск — Кузнецке.
Трудовая смена по 12 часов, а затем 3 километра надо идти до своей деревни, там у матери ещё трое младших братьев и сестёр. А на следующий день обратно 3 километра на завод. И она была не одна, в их смене таких подростков было 12 человек! На сборочных конвейерах трудились вообще малыши! Мальчикам и девочкам, было по 12 лет, когда их допускали до станков и на линию по сборке автоматов и пулемётов.
Только в 1942 г. В 1944 г. В 1985 г. До 1944 г. Хрущева наркомата судостроительной промышленности было производство артиллерийских и навигационных приборов. Помимо этого на заводе за время войны было выпущено 1,5 млн.
За достигнутые производственные успехи 29 сентября 1943 г. Нефтеперерабатывающий, Авиационный, Шарикоподшипниковый, аккумуляторные заводы, завод им. Это одни из ключевых оборонных предприятий всей нашей страны в те годы. Не меньший вклад внесли и остальные предприятия. А одна треть самолетов в войну было выпущено в нашем городе. Крупской было пошито 1,3 млн.
Предприятия пищевой промышленности города произвели сотни тонн муки, макаронных изделий, сухарей, мясных консервов, пищевых концентратов. В августе 1942 — феврале 1943 гг. И в этом смысле правомерно говорить о существенном вкладе промышленности Саратова в оборону Сталинграда и последующую победу в Сталинградской битве. Только в сентябре 1942 года 16 саратовских машиностроительных заводов выпустили 4066 противотанковых ружей, 373 тыс. Промышленные предприятия выполнили большое количество срочных фронтовых заказов без снижения государственного плана, за счет дополнительных усилий рабочих и инженеров. От войск поступали заказы на ремонт боевых машин, вооружения, изготовление электросварочных аппаратов, пароподогревателей, цепей противоскольжения для автомашин, окопных печей, запасных частей к танкам.
Осенью 1942 г. За короткий срок было изготовлено 1 млн. За обеспечение строительства переправ коллективы заводов им. Ленина, судоремонтного и др. За образцовое выполнение военных заказов в период Сталинградского сражения 229 работников промышленности области были награждены орденами и медалями. Трудовой героизм саратовцев годы Великой Отечественной войны С первых дней войны труженики фабрик и заводов Саратова развернули неутомимую деятельность по наращиванию выпуска военной продукции, повышению производительности труда и максимальному сокращению себестоимости выпускаемой продукции.
Уже 2 июля 1941 г. Так родилось в городе движение «двухсотников», под девизом «Одну норму за себя, вторую — за товарища, ушедшего на фронт». Шувалов, выработавший в ночь на 17 апреля 1942 г. Летом и осенью этого года движение «тысячников» получает распространение на предприятиях города. По подсчетам Д. Ванчинова, сделанным автором на основании статистических и информационных партийных документов, на заводах и фабриках Саратова и Энгельса в 1943 г.
Саратовский комсомольцы были зачинщиками инициатив создания фронтовых цехов, а так же бригад. И молодые ребята и девчата работали и перевыполняли все мыслимые, и не мысленные планы. Орджоникидзе Инициатором другого массового трудового патриотического движения — борьбы за звание комсомольско-молодежных фронтовых бригад, работавших под девизом «В труде, как в бою! Бригада, возглавляемая им, уже в феврале 1942 г. Самсонов в 1942 г. Среди награжденных орденом Ленина следует указать имя первой женщины-строгальщицы В.
Никольской, которая выполняла не менее 2,5 норм и подготовила десятки молодых рабочих. Малеванный, мастер М. Якименко, автоматчик М. Иевлев, Е. Полестеров, И. Яворук всего 64 человека.
Особо востребованной оказалась продукция авиационного завода в период великой битвы на Волге. В начале сентября 1942 г. ГКО распорядился увеличить производство самолетов-истребителей Як-1 и всю продукцию завода направлять исключительно Сталинградскому фронту. По воспоминаниям директора завода И. Левина, в это время были улучшены летно-тактические данные самолета, увеличена его скорость, установлена на нем радиосвязь, за счет протектирования бензиновых баков и улучшения противопожарного оборудования повышена «живучесть» самолета, была усилена бронезащита летчиков. Специально для 16-й воздушной армии по просьбе ее командующего генерала И.
Руденкобыло организовано производство облегченных самолетов Як-1 для так называемой «свободной охоты». В период Сталинградской битвы завод работал на пределе своих производственных возможностей. У проходных завода устанавливались плакаты с надписью «Товарищ! Что бы сделал сегодня для героических защитников Сталинграда? В сентябре и октябре 1942 г. За три месяца — август, сентябрь, октябрь — 1942 г.
Производственный план 1942 г. Это оказалось возможным благодаря самоотверженному труду многотысячного коллектива предприятия. Новые испытания ждал коллектив завода летом-осенью 1943 года. В ночь с 23 на 24 июня, делая один заход за другим, самолеты противника сбросили на территорию авиационного 30 фугасных и более 150 зажигательных авиабомб. Почти три месяца главной задачей авиастроителей было восстановление разрушенных цехов. Но уже на пятые сутки из отвоеванных у огня агрегатов, деталей и узлов в разрушенных корпусах, в наспех построенных из фанеры шалашах, армейских палатках, аэродромных ангарах началась сборка и сдача самолетов.
План сентября 1942 г. Вслед за этим завод стал переходить на более совершенную модель самолета-истребителя Як-3. Подшипниковому заводу во второй половине войны, прежде всего, за счет трудовой самоотверженности рабочих и ИТР удалось выйти на ритмичное выполнение заказов оборонных предприятий. В январе 1943 г.
Выходит, именно ижевки в основном противостояли немецким оружейникам откуда-нибудь из Тюрингии, где группировались крупнейшие заводы стрелкового оружия». При этом 258 бригад давали в смену до полутора норм, 150 бригад - от 1,5 до 2 норм, 28 бригад - от 2 до 3, четыре бригады втрое перекрыли сменные задания. Ставились и рекорды. За годы войны завод 27 раз занимал призовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании, с честью выполнял и перевыполнял план по снабжению фронта. Евгений Шумилов в книге «Завод заводов» пишет: «Фронт все забирал токарей, слесарей, инструментальщиков, сталеваров… Картотеки заводских кадровиков все оголялись. Катастрофической ситуации не сложилось только потому, что души остававшихся жег боевой азарт в труде, желание хоть этим сравняться с товарищами постарше и поздоровее, которым посчастливилось взять в руки оружие».
За трудовые подвиги в 2020 году 20 городов России получили почетное звание «Город трудовой доблести» за значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне. В их число вошел и Ижевск.
Поезд был остановлен, стрелка переведена на правильный путь. На перегоне немецкая авиация бомбила состав, в результате тендер паровоза был пробит в 7 местах.
Заделав пробоины, машинист со своей бригадой сумел благополучно довести поезд до станции Лобаново. За проявленное мужество и героизм Никифор Афонин был награждён орденом Ленина. Летом и осенью 1942 года многие прифронтовые станции подвергались интенсивному обстрелу, особенно перегоны линии Поворино — Сталинград, Балашов — Петров Вал. Самолёты врага непрерывно висели в воздухе, охотясь за поездами и отдельными паровозами.
Машинист паровозного депо Отрожка Арзыбов вёл на фронт воинский эшелон. В ходе налёта вражеской авиации на состав было сброшено несколько бомб, паровоз обстрелян бронебойными пулями. Машинист был тяжело ранен. Арзыбову удалось спасти паровоз и ценный груз.
Его назначили машинистом-инструктором. В самое горячее время из 10 поездов 7 вели к фронту паровозы этой колонны. Исключительную выдержку и мужество проявил Носков при своём 50 фронтовом рейсе. По локомотиву был открыт ураганный огонь из миномётов.
Но машинист не растерялся и прошёл по опасному перегону без потерь. В дни героической битвы на Волге прославился машинист депо Лиски Иван Шурупов. Во время одного из многих рейсов немецкий самолёт на перегоне обстрелял поезд: 3 осколка попали машинисту в голову и один в живот. Тяжелораненый Иван Шурупов не покинул свой пост и привёл эшелон к месту назначения.
Машинист депо Поворино Калдин однажды 18 суток подряд находился на паровозе. Водил поезда на головном армейском участке. Паровоз 20 раз подвергался бомбёжкам. Помощник машиниста был убит осколком, кочегар ранен.
По локомотиву били прямой наводкой прорвавшиеся танки. Бригада машиниста депо Отрожка Юрина 8 суток жила в паровозе, без конца совершая рейсы с техникой к Воронежскому фронту и обратно — с ранеными.
Земляки. Подвиг трудового тыла
В Сибири не было войны Но область фронтовой считаем, В Сибири не было войны. Но подвиг тыла прославляем! Новосибирский самолетостроительный завод имени Чкалова в 1941 году принял пять авиационных предприятий, эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Киева. Уже в декабре 1941 года запустили производство новых истребителей Як-7 и к концу года выпустили 21 самолет. В 1942 году таких машин собрали 2211 штук. В то время завод работал под девизом «Полк в день! Из воспоминаний труженицы тыла Зинаиды Гавриловой. Мне было 14 лет, когда я начала работать на заводе. Нас нигде не учили, просто показали, что нужно делать.
При непосредственном участии руководителей инженерных управлений действующих фронтов решались задачи восстановления управления и сосредоточения на новых рубежах, отходящих от западной границы строительных органов, формирования новых частей и постановки им задач. Привлечение на строительство тыловых оборонительных рубежей гражданских специалистов, многих строительных организаций, главных управлений наркоматов, населения, а также военно-строительных организаций, занимавшихся в мирное время сооружением оборонных предприятий, стало важным шагом в поиске лучшей формы управления военно-полевым строительством. На строительство тыловых фортификационных систем в первые месяцы войны были направлены в полном составе более 100 крупных строительных организаций и трестов. В последующем они стали основным костяком большинства военно-строительных частей, соединений и объединений. В третьей декаде августа 1941 г. В соответствии с решениями Государственного комитета обороны ГКО от 22 и 27 августа 1941 г.
Происходит новая реорганизация органов оборонительного строительства, вызванная резким ухудшением стратегической обстановки на фронте, произошла на основании постановления ГКО от 13 октября 1941 г. Данное решение о создании Главного управления оборонительного строительства ГУОС НКО положило начало объединению всех сил оборонительного строительства в одном органе. К началу января 1942 г. В них трудилось 20 тыс. Только в течение 1941 г. Во второй половине декабря 1941 г.
К 5 декабря 1941 г. К обороне было подготовлено около 100 крупных городов. В соответствии с Постановлением ГКО от 26 марта 1942 г. Было установлено твердое штатное расписание военно-строительных органов и строительных колонн, определена новая организационная структура семи созданных управлений оборонительного строительства. Основная производственная единица новых органов — управление военно-полевого строительства — представляла сильный производственно-технический и административный аппарат, осуществлявший работы придаваемыми строительными колоннами и местным населением. Однако как показал опыт, основным недостатком такой организации было отделение производственно-технического персонала от рабочей силы.
Переход Красной Армии от обороны к стратегическому наступлению поставил перед военными строителями ряд новых задач и привел к реформированию структуры оборонительного строительства снизу доверху. На основании приказа Наркома оборона от 21 июля 1943 г. Таким образом, в руках оперативного и стратегического руководства были сосредоточены значительные мобильные возможности для закрепления достигнутых в ходе наступления рубежей, выполнения других военно-инженерных работ. Вместо упраздненных участков военно-строительных работ и строительных колонн были сформированы 190 военно-строительных отрядов или около 1 000 000 одного миллиона личного состава, в которых объединялись техническое руководство со штатной рабочей силой. Постоянство состава вело к росту навыков и накоплению опыта в работе военных строителей. Объединение организационных, контрольных и хозяйственных функций способствовало накоплению у офицеров командных навыков.
Органы оборонительного строительства такой структуры просуществовали до конца войны. Они решили большой комплекс фортификационно-строительных, военно-инженерных задач. Лучшие органы и части оборонительного строительства были отмечены правительственными наградами. Наград Родины удостоились более 150 тыс. В годы Великой Отечественной войны был накоплен огромный опыт выполнения оборонительных работ в экстремальных условиях, выросли кадры руководителей, способные решать военно-инженерные задачи любой сложности. Военные строители на объектах стратегической обороны Широко известны и достаточно описаны в литературе героическая оборона Москвы, Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Новороссийска и многие другие операции Советской Армии в этот период, в которых очень наглядно и поучительно проявились роль и значение строительства оборонительных сооружений.
Например, в Московском оборонительном сражении только на Брянском направлении на фронте в 230 км в течение июля — августа 1941 г. Своевременная подготовка оборонительных рубежей помогла Советской Армии летом и осенью 1941 г. Столь же велик был размах фортификационных работ и в 1942 г. Особенно активизировались они с началом наступления немецко-фашистских войск на Сталинградском направлении летом 1942 г. Используя опыт обороны Москвы, войска с большим упорством строили укрепления на дальних и ближних подступах к городу. Этот огромный труд не пропал даром.
Действительно, только в самом Сталинграде за период его обороны было построено 2500 различных окопов, 200 дзотов, около 450 блиндажей и убежищ, установлено 37 железобетонных и броневых колпаков для пулеметов, приспособлено к обороне 186 зданий.
Особенно активизировались они с началом наступления немецко-фашистских войск на Сталинградском направлении летом 1942 г. Используя опыт обороны Москвы, войска с большим упорством строили укрепления на дальних и ближних подступах к городу. Этот огромный труд не пропал даром. Действительно, только в самом Сталинграде за период его обороны было построено 2500 различных окопов, 200 дзотов, около 450 блиндажей и убежищ, установлено 37 железобетонных и броневых колпаков для пулеметов, приспособлено к обороне 186 зданий. Кроме фортификационных сооружений в городе и на ближайших подступах к нему было установлено большое количество различных заграждений.
Фортификация сыграла немаловажную роль в разгроме врага под Сталинградом. Наиболее широкий размах укрепление местности получило в Курской битве июль -август 1943 г. Здесь был максимально использован богатый боевой опыт, накопленный Советской Армией с начала войны, воплощены на практике передовые взгляды нашей фортификационной школы Главной особенностью инженерного оборудования в этот период явилось широкое применение системы траншей и ходов сообщения, дополнявшейся фортификационными сооружениями различного назначения. На главном направлении количество траншей и ходов сообщения доходило до 8 км на каждый километр фронта, а всего их было отрыто свыше 10 тыс. В тылу как на фронте По воспоминаниям генерала армии Комаровского А. Н 22 января 1942 г.
Создание завода качественных сталей в районе Челябинска на базе руд Байкальского месторождения было задумано ещё в начале 30-х гг. Были проведены изыскательские работы, построено несколько бараков для строителей, но затем строительство было законсервировано. Боевой и трудовой подвиг военных строителей во время Великой Отечественной Войне. В августе 1940 года правительство принимает решение о строительстве с 1941 г. Байкальского металлургического завода для производства качественного проката на базе Байкальских руд, Кузнецких и Карагандинских углей. Создаётся строительное управление Байкалстроя, но по ряду причин в начале 1941 г.
Однако фронт требует танков и, соответственно, большое количество качественной стали. В марте-апреле 1942 г. Этот момент, по существу, и следует считать началом строительства Челябинского металлургического завода. В августе 1942 г. Как всегда, в первый организационный период, да ещё в условиях военной зимы, встало множество проблем, и в первую очередь — жилищная. За короткий срок на строительство прибыло около 30 тыс.
Лес для строительства казарм поступал с перерывами и далеко не в достаточном количестве. Всё это отягощалось необычайно суровой зимой. Александр Николаевич пишет: «Вспоминая сейчас все стройки, на которых мне до или после этого приходилось участвовать, не могу назвать более сложной обстановки, если не считать, конечно, строительство оборонительных рубежей в прифронтовой полосе... Выход был найден совершенно необычайный для строительной практики. Трудно сейчас сказать, кто предложил для этой цели ивняк. Буквально через несколько дней после этого предложения сотни людей день и ночь уже плели из приобретённого ивняка щиты, которые устанавливались на деревянном каркасе с плотной забивкой пространства между щитами талой глиной, добываемой из-под почти двухметрового слоя мёрзлого грунта.
Таким образом создавалась верхняя половина стены. Дороги строились ускоренными темпами. Строительство бетонного хозяйства возглавили крупнейшие специалисты по бетону — С. Шестопёров и Г. В результате чрезвычайно энергичной работы к июлю 1942 г. К этому же времени была организована мастерская и полигон по изготовлению сборных железобетонных элементов.
Всего за первые 2 года строительства было изготовлено свыше 2000 м3 сборного железобетона. На Челябметаллургстрое впервые было освоено массовое изготовление железобетонных труб с применением виброформ и немедленной распалубки после бетонирования.
Будучи прифронтовым городом, имея крупный медицинский институт, тысячи замечательных врачей, Саратов сыграл поистине выдающуюся роль на гуманном поприще восстановления здоровья раненным бойцам и офицерам.
За годы войны госпитали Саратова и области вернули здоровье и силы примерно 300 тысячам солдат и офицеров. Несмотря на тяжелые условия, Саратовское Поволжье внесло весомый вклад в обеспечение фронта и тыла промышленной продукцией. К концу войны, вследствие расширения и реконструкции производства для нужд фронта, резко повысился удельный вес машиностроения и металлообработки.
На саратовских предприятиях было выпущено более 13,5 тысяч истребителей Як-1 и Як-3, десятки тысяч противотанковых ружей, значительное количество боеприпасов, 1,3 миллиона шинелей.
«Эвакуация заводов — уникальнейшая операция Великой Отечественной войны». Лаврентий Берия. Подвиг!
В годы Великой Отечественной войны был накоплен огромный опыт выполнения оборонительных работ в экстремальных условиях, выросли кадры руководителей, способные решать военно-инженерные задачи любой сложности. Предлагаю вашему вниманию кадры, сделанные во время Великой Отечественной войны – Самые лучшие и интересные новости по теме: Великая Отечественная война, женщины, после войны на развлекательном портале Великая Отечественная война. ветераны. Напомним, это звание присваивается тем городам, чьи жители и предприятия внесли значительный вклад в достижение победы во времена Великой Отечественной войны, бесперебойно поставляя необходимую продукцию на фронт и в тыл.
Вы точно человек?
Трудовой подвиг на войне. История Великой Отечественной войны дала миру великих героев. С первых дней Великой Отечественной войны был образован Совет по эвакуации. В колледже проходят классные часы, посвященные трудовым подвигам земляков во время Великой Отечественной войны. Во время войны было эвакуировано много заводов на Урал, они стали базой для создания новых предприятий. Цель работы: сохранение исторической памяти о трудовом подвиге новоторъяльцев в годы Великой Отечественной войны через воспоминания живых свидетелей.
На «Уралтрансмаше» вспоминают трудовой подвиг времен ВОВ
В годы войны и сразу по ее окончании заводы Кирова были отмечены высокими правительственными наградами. Коминтерна — орденом Трудового Красного Знамени 1944 г. Многие предприятия получили переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны. Около 32 тысяч кировчан в 1945—1950 гг.
В годы войны жители Челябинской области проявили трудовой героизм; многие из них были удостоены государственных наград. Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли.
По воспоминаниям родных, прадедушка любил играть на гармони и петь песню «На сопках Маньчжурии». Это был очень добрый, открытый, душевный человек.
Военные испытания закалили его характер. Любовь Алексеевна Газеева. Такой же сильной женщиной была и его сестра — Любовь Алексеевна Газеева, 1923 года рождения. В годы Великой Отечественной войны она трудилась не покладая рук в колхозе. Она вспоминала о том, что в те годы хлеба родились богатые, сена было много. Все нужно было прибирать вовремя. Поэтому жители поселка трудились даже ночью, спали по несколько часов в сутки.
Любовь Алексеевна до войны выучилась на бухгалтера-учетчика. В 1942 году она получила броню, так как у нее был грудной ребенок. Ее назначили руководителем полеводческой бригады, она к концу дня учитывала объем выполненных полевых работ. Для того чтобы проследить за ходом выполнения посевной, она ездила по полям на коне по кличке Моторчик. Также Любови Алексеевне приходилось самой скирды метать, сено косить, на сеялке стоять, потому что рабочих рук не хватало. Было очень тяжело выполнять всю мужскую работу, но женщины не жаловались. Он понимали, что этот труд необходим для Победы.
Любовь Алексеевна была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Таким образом, члены моей семьи внесли огромный вклад в дело победы в Великой Отечественной войне.
Память об этом подвиге должна жить в сердцах поколений. Новосибирский механический завод "Искра" стал одним из предприятий, рождение которому дал именно трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны. В нашем музее мы храним имена заводчан тех лет и документы, являющиеся свидетельством их героического труда. Они внесли огромный вклад в достижение победы над фашизмом, обеспечив бесперебойное производство необходимой фронту продукции. И в 2020 году мы с воодушевлением откликнулись на инициативу присвоить Новосибирску статус "Города трудовой доблести и славы". С радостью и гордостью встретили это решение.
Наш город заслужил такое признание. Анастасия Смирнова, труженица тыла: - В 1941 году меня, шестнадцатилетнюю, от школы фабрично-заводского обучения направили в Новосибирск. Сама я из Саратовской области, другие ребята и девушки приехали со всей страны - из Ярославля, Калининграда, Ростова, Воронежа. В одном бараке нас ютилось 78 человек. Я работала на авиационном заводе электромонтажницей - нужно было протягивать электропроводку в крыльях самолетов.