Создание СЭВ или спасение Восточной Европы от краха В 1949 году начал функционировать Совет экономической взаимопомощи. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — в 1949-1991 годах межправительственная экономическая организация стран социалистического лагеря. К созданию Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) СССР и страны Восточной и Центральной Европы шли с 1945 года, когда СССР начал оказывать помощь освобожденным государствам Европы.
День в истории
- Создан Совет экономической взаимопомощи
- Опыт СЭВ востребован и сейчас
- 5 января 1949 г., 69 лет назад, принято решение о создании Совета…: russdem — LiveJournal
- Совет экономической взаимопомощи 25 лет. 1974
- 28 июля 1991 года был распущен СЭВ — "Совет экономической взаимопомощи": von_hoffmann — LiveJournal
- СЭВ в 1949–1972 годах
Минфин: Чехия вышла из состава двух банков, созданных во времена Совета экономической взаимопомощи
СЭВ — совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация. Высшим органом СЭВ являлась сессия, руководство осуществлялось Исполнительным Комитетом и Секретариатом Совета, которые находились в Москве. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), учрежденный в январе 1949 г. Его участниками стали почти все соц. страны Европы. В этот день, 5 января 1949 года, по решению руководителей ряда стран Восточной Европы был создан СЭВ – Совет экономической взаимопомощи, предназначенный для.
Минфин: Чехия вышла из состава двух банков, созданных во времена Совета экономической взаимопомощи
Однако в 62 году на очередном заседании было решено, что участниками СЭВ могут стать все страны, которые полностью разделяют и поддерживают основные цели объединения. Советский Союз сыграл важную роль в подъёме экономик стран-партнёров. В период расцвета их число вместе с наблюдателями доходило до 23-х. СССР предоставлял ресурсы - металл, лес, нефть и газ. Налажены поставки нефти на Кубу. Появилась объединенная энергосистема «Мир», которая экспортировала советскую электроэнергию в Восточную Европу. Наполнившие всю нашу страну венгерские автобусы Икарус - один из примеров такого обмена.
Вице-премьер правительства Калининградской области Гарри Гольдман, приветствуя участников конференции от имени губернатора, обратил их внимание на то, что нынешняя ситуация схожа с ситуацией 70-летней давности, когда создавался СЭВ: задачи углубления экономической кооперации между странами остаются актуальными. Гольдман отмечает, что только объединение усилий позволит «на высоком уровне» участвовать в мировом разделении труда и создании конкурентоспособной продукции. Более ста участников конференции, среди которых крупные отечественные и мировые эксперты в области социологии и политологии, представители ведущих образовательных центров, бизнеса и общественных организаций, обсудили историю создания СЭВ, его структуру и механизмы организации общих пространств — экономического, культурного, социального, провели сравнительный анализ интеграционных проектов, осуществляемых в настоящее время. Конференция организована на площадке Балтийского федерального университета им.
Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. Однако в 1962 году на очередном заседании было принято решение, что участниками союза вполне могут быть и другие страны, полностью разделяющие и поддерживающие основные цели объединения. Однако в 1961 году Албания разорвала все соглашения и прекратила свое участие в союзе, ввиду смены государственной позиции правительством страны. Несмотря на то, что СЭВ было образовано 1949 год, свою активную деятельность это экономическое сообщество начало лишь в 60-х. Именно в эти годы руководством самого крупного государства-участника СССР было принято решение превратить объединение в своеобразный социалистический лагерь, обладающим общим рынком. Иначе говоря, создалось подобие современному Евросоюзу. Страны СЭВ с 1964 года начали активно взаимодействовать в масштабной системе банковских взаиморасчетов. Через семь лет появилась новая финансовая структура.
Author s of the publication: Н. За четверть века своего существования мировая система социализма добилась больших успехов, в том числе в деле укрепления экономического сотрудничества в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. В Резолюции XXIV съезда КПСС по Отчетному докладу Центрального Комитета партии указывается: "Курс государств Совета Экономической Взаимопомощи на межгосударственную специализацию и кооперирование производства, на тесную увязку народнохозяйственных планов, на экономическую интеграцию является выражением объективных потребностей развития мирового социализма"1. Брежнев, отмечается, что "экономическая интеграция социалистических стран - новый и сложный процесс. Он предполагает и новый, более широкий подход ко многим экономическим вопросам, умение находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества. Он требует твердой ориентации на новейшие достижения науки и техники, на наиболее рентабельные и технически передовые виды производства"2. Руководители делегаций братских коммунистических и рабочих партий, выступая на XXIV съезде КПСС, подчеркивали решимость этих партий твердо следовать курсу на углубление сотрудничества и развитие экономической интеграции. Терек сказал: "Наши усилия, направленные на укрепление народной Польши и обеспечение ее более динамичного развития, неразрывно связаны со стремлением последовательно осуществлять нацеленную в будущее социалистическую экономическую и научно-техническую интеграцию в рамках Совета Экономической Взаимопомощи"3. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии подчеркивается: "Мы стоим за то, чтобы сотрудничество братских стран становилось все более разносторонним и глубоким, охватывало бы все более широкие массы трудящихся, чтобы основательнее изучался конкретный опыт друг друга на всех уровнях государственной, общественной, хозяйственной и культурной жизни. Мы хотим видеть каждую братскую страну процветающим государством, гармонически сочетающим быстрый экономический и научно-технический рост с расцветом социалистической культуры, с подъемом материального благосостояния трудящихся. Мы хотим, чтобы мировая система социализма была дружной семьей народов, вместе строящих и защищающих новое общество, взаимно обогащающих друг друга опытом и знаниями, - семьей сплоченной и крепкой, в которой люди земли видели бы прообраз будущего мирового сообщества свободных народов"4. Совет Экономической Взаимопомощи существует 22 года. Его создание - закономерный результат формирования рожденного социализмом нового типа экономических межгосударственных отношений. За сравнительно небольшой исторический срок, идя по неизведанному ранее пути создания новых социалистических форм и методов экономического и научно-технического сотрудничества, СЭВ добился больших успехов. Решающую роль в успехах СЭВ играют коммунистические и рабочие партии, руководители которых периодически собираются для того, чтобы проанализировать ход и наметить пути дальнейшего развития и углубления экономического сотрудничества, отвечающие намеченным задачам строительства социализма и коммунизма. История создания, этапы деятельности Совета Экономической Взаимопомощи неразрывно связаны с процессом становления и развития производительных сил мировой социалистической системы хозяйства и общим процессом развития мировой экономики. До второй мировой войны большинство стран, ныне идущих по пути социализма, отличалось относительно невысоким уровнем развития экономики, особенно промышленности. Доход на душу населения оставался здесь одним из самых низких в Европе. Аграрными странами со слаборазвитой промышленностью являлись Венгрия и Польша. Экономика этих стран была в значительной мере подчинена монополиям Германии, Франции, Англии, Италии. К этому следует добавить, что большинство европейских стран, вставших на путь строительства социализма, и особенно Советский Союз, вышли из второй мировой войны с огромными потерями и разрушениями. В СССР было полностью или частично разрушено 32 тыс. Материальные потери Советского Союза составили астрономическую цифру - около 2 600 млрд. Самым большим уроном за годы войны была гибель миллионов людей; особенно тяжелые потери в людях понесли Советский Союз и Польша. Значительный ущерб был нанесен также народному хозяйству Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии. На территории ГДР промышленное производство 4 Л. По оценкам некоторых буржуазных деятелей, послевоенное восстановление в странах Центральной и Юго-Восточной Европы должно было потребовать труда нескольких поколений. Понадобились огромные усилия народов этих стран, чтобы восстановить экономику, пострадавшую в результате войны, и ликвидировать экономическую отсталость. Под руководством коммунистических и рабочих партий в странах народной демократии за короткий срок были осуществлены коренные социально-экономические преобразования: национализированы промышленность, транспорт, средства связи, банки, внешняя торговля, проведены аграрные реформы. Все эти меры подорвали позиции национального и иностранного капитала, буржуазии и помещиков и открыли путь к установлению социалистических производственных отношений, содействовали быстрому развитию народного хозяйства. В результате к 1950 г. СССР и европейские страны народной демократии значительно превысили довоенный уровень развития экономики. Так, в Болгарии промышленное производство по сравнению с довоенным выросло более чем в 3 раза, в Венгрии - в 1,6 раза, в Польше- в 2,1 раза, в Румынии - в 1,5 раза, в СССР - в 1,7 раза, в Чехословакии- в 1,4 раза. В послевоенный период установилось тесное экономическое сотрудничество европейских стран народной демократии с Советским Союзом, который, выполняя свой интернациональный долг, предоставлял этим странам кредиты, поставлял зерно, продовольствие, машины, оборудование и другие товары, хотя сам и переживал в это время огромные материальные трудности, вызванные последствиями войны. В тот период 1945 - 1949 гг. Для более полного использования преимуществ складывавшихся между ними экономических отношений и международного социалистического разделения труда требовалось осуществлять согласование хозяйственного развития Советского Союза и других социалистических стран на многосторонней основе, решать возникающие крупные проблемы совместными усилиями, оказывать друг другу экономическую и техническую помощь. Процесс развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы по социалистическому пути и упрочения их сотрудничества протекал в обстановке ожесточенного сопротивления как внутренней, так и внешней реакции. Внешнеполитические условия после второй мировой войны характеризовались, в частности, тем, что империалистические государства предприняли согласованные действия для того, чтобы задержать развитие европейских стран народной демократии по социалистическому пути, сколотили военно- политический союз НАТО, перешли к политике "с позиции силы", начали гонку вооружений. Американский империализм пытался навязать странам народной демократии "план Маршалла", который был направлен на подрыв их суверенитета, противоречил интересам их национальной экономики. Далеко идущие цели "плана" состояли в том, чтобы экономически подчинить Соединенным Штатам народно-демократические страны, реставрировать в них капитализм, повернуть колесо истории назад. Однако страны народной демократии, - разгадав эти коварные замыслы, отвергли "план Маршалла". Организованный в ответ на это правительствами США, Англии и некоторых других стран Западной Европы бойкот торговых и других экономиче- 6 Там же. Таким образом, объективный процесс сближения социалистических стран был ускорен империалистической политикой капиталистических государств. Таковы были внутренние и внешние предпосылки создания в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи. Историю СЭВ можно приблизительно разделить на четыре этапа: становление многостороннего сотрудничества и развитие внешней торговли с момента создания СЭВ до 1958 г. При этом надо иметь в виду, что эти этапы являются условными, так как все указанные процессы развития экономического и научно-технического сотрудничества шли непрерывно и параллельно. Но на каждом этапе постепенно начинает преобладать та или иная сторона этого процесса. Становление многостороннего сотрудничества и развитие внешней торговли 5-8 января 1949 г. Совещание признало необходимым создать Совет Экономической Взаимопомощи из представителей стран - участниц совещания на основе равноправного представительства. Оно установило, что СЭВ является открытой организацией, в которую могут вступить и другие страны Европы, желающие участвовать в широком экономическом сотрудничестве со странами- учредителями. В феврале 1949 г. Основными задачами СЭВ стали: согласование хозяйственных планов на основе специализации и кооперирования производства, разработка мероприятий по научно-техническому сотрудничеству, взаимопомощь сырьем, продовольствием, машинами и оборудованием. На осуществление задач, поставленных Советом, серьезное влияние оказало развитие международной обстановки и проблемы, которые решались входившими в СЭВ странами в процессе создания материально-технической базы социализма. До второй мировой войны экономическая отсталость большинства стран Восточной Европы обусловила однобокий характер их внешнеэкономических связей и зависимость от иностранного капитала. В экспорте преобладали сельскохозяйственные продукты, промышленное сырье и полуфабрикаты, а в импорте - готовые изделия8. После войны, учитывая враждебное отношение западных держав, главная задача заключалась в налаживании взаимной торговли стран народной демократии и СССР. В исторически короткий срок страны СЭВ решили задачу огромной важности - переориентации внешнеэкономиче- 7 С 1961 г. Албания прекратила участие в СЭВ. Советский Союз в системе международного социалистического разделения труда. Решению этой задачи способствовали рекомендации, принятые II София, 25 - 27 августа 1949 г. II сессия пришла к выводу, что в дальнейшем торговлю между странами СЭВ целесообразно вести на основе долгосрочных соглашений, заключение которых содействовало бы совершенствованию планирования и развития народного хозяйства стран СЭВ. Долгосрочные торговые соглашения обеспечили ряд экономических преимуществ: планомерность поставок сырьевых и других товаров, необходимых для развития экономики стран СЭВ, стабильный рынок сбыта для производимой ими продукции. Они стали одной из форм координации народнохозяйственных планов развития стран СЭВ. Поскольку эти соглашения заключались на основе народнохозяйственных планов стран СЭВ, открылась возможность определить на пять-шесть лет вперед экспорт и импорт не только важнейших сырьевых и продовольственных товаров, но и машин и оборудования, что создавало благоприятные условия для развития машиностроения и других отраслей промышленности. Уже в тот период в возможных размерах учитывалось развитие международного социалистического разделения труда. Намеченная странами СЭВ задача быстрой индустриализации как основы социалистического преобразования экономики требовала обмена технической документацией, опытом со стороны более развитых стран и помощи кадрами. Они предусматривали взаимный обмен проектно- технической документацией и обмен лицензиями по изобретениям и усовершенствованиям безвозмездно; взаимное командирование ученых, специалистов и квалифицированных рабочих с целью изучения достижений науки и техники, производственного обучения и технической помощи; взаимный обмен опытом в области организации производства и труда; взаимное привлечение научных работников и научно-исследовательских институтов, лабораторий, конструкторских бюро к разработке отдельных технических проблем, а также к проведению опытных работ на испытательных станциях; взаимную помощь в проведении проектных, геологоразведочных, изыскательских, лабораторных, экспериментальных работ и разных экспертиз. Согласно решениям II сессии, для более успешной подготовки технических и научных кадров в высших и средних учебных заведениях начали осуществляться взаимный обмен учебными программами, а также учебными пособиями; проведение совместных научных и технических конференций, взаимный обмен лекторами по техническим вопросам и научно-технической литературой и взаимное оказание технической помощи странами Совета. Учитывая, что двусторонние соглашения по научно-техническому сотрудничеству и обмену техническим опытом, как показала практика, являлись наиболее целесообразными формами сотрудничества и обмена техническим опытом, II сессия СЭВ рекомендовала государствам, не имеющим до сих пор таких соглашений, заключить их. Взаимные расчеты по научно-техническому сотрудничеству и обмену научно-техническим опытом сессия рекомендовала производить по клирингу. Было установлено, что на сессиях Совета должны обсуждаться все наиболее важные и крупные научно-технические проблемы, затрагивающие интересы стран СЭВ, в частности вопросы строительства крупных гидроэлектростанций, ирригационных систем и транспортных каналов; строительства железнодорожных и автомобильных магистральных дорог, морских и речных портов и других сооружений; строительства крупных комбинатов и заводов по отдельным отраслям хозяйства; проблемы, связанные с развитием сырьевых отраслей хозяйства, руд- стр. В тот период огромную роль для стран народной демократии сыграла безвозмездная передача Советским Союзом технической документации. Экономия времени измерялась многими годами, а экономическая выгода - миллиардами рублей. Обменивались технической документацией и научно- техническим опытом и другие страны СЭВ, претворяя тем самым в жизнь принцип пролетарского интернационализма, товарищеской взаимопомощи. Наряду с главными, неотложными задачами по расширению внешней торговли и обмену техническим опытом СЭВ уже с первых дней своего существования стал решать и вопросы производственного сотрудничества. Были предусмотрены также согласование планов производства сырьевых отраслей хозяйства, разработка вопросов строительства металлургического комбината в Венгрии, шарикоподшипникового завода в Польше, моста через Дунай, связывающего Болгарию и Румынию, расширения двух металлургических заводов в Остравском районе Чехословакия. II сессия СЭВ рассмотрела важный вопрос о развитии производства подшипников в странах СЭВ с целью удовлетворения нужд народного хозяйства, и в первую очередь ведущих отраслей промышленности, и освобождения от импорта из капиталистических стран. Сессия обратилась с просьбой к Правительству СССР оказать необходимую техническую помощь в проектировании и строительстве шарикоподшипниковых заводов, а также в освоении производства шарикоподшипников на новых заводах Польши, Румынии, Венгрии. Это было первое крупное мероприятие по специализации и кооперированию производства в машиностроении, которое имело огромное значение для дальнейшего развития машиностроения в странах СЭВ. Сотрудничество оказало благотворное влияние на осуществление первых долгосрочных народнохозяйственных планов стран СЭВ: НРБ - на 1949 - 1953 гг. Благодаря их успешному в основном выполнению были обеспечены высокие темпы развития экономики, индустриализация народного хозяйства, глубокие преобразования общественной жизни на социалистических принципах. Упрочилась социалистическая собственность как основа социальной структуры народного хозяйства. Осуществлялось кооперирование крестьянского хозяйства, создавалась материальная и техническая база социализма. Развитие промышленности сопровождалось реконструкцией старых предприятий и созданием новых отраслей производства. Быстро развивалось производство электроэнергии, машиностроения, создавалась и развивалась собственная металлургия. Однако развитие промышленности европейских стран народной демократии сопровождалось определенными трудностями. Экономическая отсталость ряда стран и отсутствие необходимых кадров все еще не позволяли ликвидировать диспропорции в их народном хозяйстве. В черной металлургии ощущалась нехватка железной руды, коксующихся углей, проката и труб. Медленно росла производительность труда.
Создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) - 5 января 1949 года
На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН. Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов.
К 70-летию со дня основания», 31 января сообщает сайт Правительства Калининградской области.
Роман Балашов напомнил, что страны, входившие в Совет в то время, когда он находился на вершине своего развития, производили третью часть мирового ВВП, кроме того, «это было не только единое экономическое, но и культурное, образовательное и социальное пространство». Вице-премьер правительства Калининградской области Гарри Гольдман, приветствуя участников конференции от имени губернатора, обратил их внимание на то, что нынешняя ситуация схожа с ситуацией 70-летней давности, когда создавался СЭВ: задачи углубления экономической кооперации между странами остаются актуальными. Гольдман отмечает, что только объединение усилий позволит «на высоком уровне» участвовать в мировом разделении труда и создании конкурентоспособной продукции.
Та же торговля между странами-членами со временем стала осуществляться с учетом годовых и пятилетних планов социально-экономического развития стран-членов. Национальные планы увязывались на уровне Совета Экономической Взаимопомощи. Важной вехой в деятельности СЭВ стала 25-я сессия Совета июль 1971 , на которой была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. Предполагалось, что Комплексная программа будет способствовать решению задач построения коммунизма в СССР к 1980 году как об этом было заявлено на XXII съезде КПСС в 1961 году и завершению строительства зрелого развитого социализма в других странах-членах.
Со временем расширился круг членов СЭВ. Кроме упомянутой выше «семерки» государств-основателей членами организации стали: с 1950 года — Германская Демократическая Республика, с 1962 г. Правда, Албания в 1961 году Совет покинула. Итак, на старте была «семерка» стран-членов; с 1978 года уже была «десятка». Кроме полноправных членов был еще статус ассоциированного члена и наблюдателя. Статус наблюдателей был близок к статусу ассоциированного члена. Наблюдателей было много: Корейская Народно-Демократическая Республика с 1956 г.
Китай также был наблюдателем, но в 1961 году полностью покинул Совет. Итак, на последнем этапе существования Совета общее число полноправных членов, а также участников со статусом ассоциированного члена и наблюдателей было 22. В этом списке было несколько стран «третьего мира» и одна капиталистическая страна Финляндия. Сначала по адресу: Петровка, 14; с 1969 года — в специально построенном здании на Новом Арбате. Со временем кроме штаб-квартиры в рамках СЭВ стали появляться другие институты. В октябре 1963 года был учрежден Международный банк экономического сотрудничества МБЭС , который стал обслуживать многосторонний клиринг стран-членов Совета до этого торгово-экономические отношения между странами строились на основе двухсторонних клирингов. С 1 января 1964 года расчеты между странами-членами Совета стали осуществляться с помощью новой денежной единицы — переводного рубля.
Это была региональная наднациональная валюта, которая использовалась исключительно для взаимных расчетов стран-членов. Она во внутреннее денежное обращение стран не попадала, национальных валют не отменяла и не замещала. В 70-е годы большое внимание стало уделяться производственной и научно-технической кооперации в рамках СЭВ. В первой половине 70-х годов были созданы международные хозяйственные объединения «Интерэлектро», «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». Примечательно, что движение к международной экономической интеграции СССР и восточноевропейские страны начали раньше, чем страны Запада.
Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. Кто родился 5 января Активная деятельность СЭВ началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать своего рода социалистическую альтернативу ЕЭС Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями.
Совет экономической взаимопомощи 25 лет. 1974
Создание Совета Экономической Взаимопомощи было ответом на американский "план Маршалла" (1947) — экономическую помощь, которую США оказывали странам, пострадавшим во второй мировой войне. Совет экономической взаимопомощи, призванная способствовать установлению тесных экономических связей меж. участниц совещания на основе равноправного представительства. 5 января 1949 г. принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи. В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации. Изначально Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) задумывался руководством СССР как организация для экономической координации стран советского блока.
Валентин Катасонов: СЭВ — уникальный опыт, который не раз еще пригодится
Совет Экономической Взаимопомощи был создан как альтернатива «плану Маршалла», присоединение к которому стран ЦВЕ было признано руководством СССР нецелесообразным. СЭВ — совет экономической взаимопомощи: формирование и цели организации По предложению СССР и Румынии в Москве зимой 1949 года было проведено заседание по экономическим проблемам за закрытыми дверями. Об истории создания и работе Совета экономической взаимопомощи: от образования и знаменитого здания на Новом Арбате до политических игр расцвета СССР. 75 лет назад, 5 января 1949 года, на совещании руководителей социалистических стран в Софии было принято решение о создании Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
Создан СЭВ Совет Экономической Взаимопомощи
В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН. День 5 января в истории Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов. На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. Формально СЭВ был распущен в 1991 году.
Важное значение для СЭВ имели события 1968 года в Чехословакии и их отголоски, причем те тенденции, которые прекратились на внутриполитическом уровне, продолжали поддерживаться на уровне внешнеполитическом и межгосударственном. Бывший заместитель министра иностранных дел СССР, секретарь СЭВ в 1967-1983 годах Николай Фадеев, начиная с 1969 года, придал этой организации особое звучание и продвигал ее именно как глобальную организацию. Последний аспект особенно важен: при всех событиях «холодной войны» организация была призвана играть важную роль в международных экономических отношениях. Согласно позиции М. Липкина, хотя статистические данные роста и снижения товарооборота между странами-членами, реализованных крупных и инфраструктурных проектов имеют важное значение для понимания логики развития Совета, но нельзя забывать о том, что ключевым элементом в развитии СЭВ были не цифры, а убежденность в способности построить альтернативную интеграционную модель и распространить ее на весь мир.
Изначальный замысел создания СЭВ был совершенно очевиден. В условиях начинающейся холодной войны нужна была контрорганизация, которую можно противопоставить в рамках экономического объединения Западной Европы по плану Маршалла. Важным фактором была и «внутренняя холодная война»: в 1948 году начался советско-югославский конфликт. Задача Москвы была в том, чтобы способствовать переориентации балканских государств, прежде всего Болгарии и Албании, в условиях обострившихся отношений с Белградом. Но уже через год после смерти Сталина, в 1954 году Югославия начинает участвовать в деятельности ряда структур СЭВ: экономические интересы оказались выше разногласий. Напомним, что интеграция Западной Европы началась с основания в 1951 году Европейского объединения угля и стали ЕОУС , а в 1957 году - Европейского экономического сообщества. К интеграции стремились и к востоку от Одера и Нейсе, но если на Западе в основе лежала конкуренция, в ходе которой выяснялось, кто из участников процесса наиболее успешен, и чья модель развития станет основной, то в рамках СЭВ все время предпринимались попытки убрать параллелизм. Проще говоря, необходимо было определить, какая страна будет специализироваться на определенной отрасли производства, чтобы не дублировать усилия друг друга.
Конечно, в процессе обсуждения путей развития страны проявляли и определенную долю национального эгоизма: им всем хотелось выстроить сбалансированную и уравновешенную экономику. Подобные обстоятельства не могли не вносить существенные коррективы в планирование. В свою очередь, Советский Союз не был полностью самостоятельным в своих действиях. Имея в своем распоряжении СЭВ, и будучи связан с ним целым пулом союзников, он вынужден был постоянно согласовать с ними свою линию. Подобных ограничений не было, например, у Китая, который был гораздо более свободным в своих действиях на внешнеполитической арене. Исходя из этого, М. Что дал СЭВ мировой экономике? Страны-участницы Совета в конце 1960-1970-х годах выступали реципиентами западных передовых технологий, применяли их у себя, а свои разработки, вполне конкурентоспособные, поставляли на рынки Азии, Северной Африки, Латинской Америки, взамен получая достаточно дефицитные сырьевые ресурсы и пытаясь развивать там совместные предприятия, иногда даже с посредничеством некоторых западных стран, например, ФРГ.
У современных исследователей существует два взаимоисключающих взгляда на СЭВ. Согласно первому из них, который распространен среди представителей старшего поколения — это был провальный проект, изначально безнадежный, и предмета для обсуждения тут нет. Липкин считает иначе. Он утверждает, что Совет экономической взаимопомощи вовсе не обязательно сравнивать с Европейским союзом, поскольку он изначально не замышлялся как наднациональное образование, как это утверждалось, например, в основополагающих документах ЕОУС, Евратома и ЕЭС. Как раз в этом и заключалась притягательная сила СЭВ: в 1970-е годы туда стремились вступить десятки стран. Вопрос международного права особенно остро встал перед СЭВ в 1970-х годах.
И тем не менее, несмотря на тяжелейшее послевоенное положение в самом СССР, странам Восточной Европы была оказана существенная материальная и экономическая поддержка для восстановления после войны.
Планировать создание чрезвычайно успешной экономики в странах Восточной Европы начали при Никите Хрущеве, вероятно, потому, что в 1957 году западноевропейские страны сформировали Европейское экономическое сообщество ЕЭС. Штаб-квартира организации находилась в Москве. Работа структур СЭВ соответствовала работе аппарата большого государства. Экономика стран Восточной Европы развивалась успешно и в темпах развития даже опережала западноевропейские страны ЕЭС. Только Чехословакия до начала Второй мировой войны не уступала в промышленном развитии странам Западной Европы, но даже не гитлеровская Германия, а США приложили все силы для разрушения промышленности Чехословакии. Реформы в отношениях со странами — участницами СЭВ, проводимые при Хрущеве, как и подавляющее большинство проводимых им реформ, не были до конца продуманы и наносили ущерб СССР. Например, в 1959 году производство самого массового и незаменимого в сельскохозяйственной авиации самолета Ан-2, которому не было равных в мире, было передано Польше.
В 1965 году Польша начала серийное производство легкого с двумя газотурбинными двигателями вертолета Ми-2, производство которого также было передано СССР Польше. США не могли создать подобного вертолета до 1971 года. Мир не создал для обработки сельхозугодий лучшей авиационной техники, чем самолет Ан-2 и вертолет Ми-2. Кроме того, они изготавливались в пассажирском варианте для местных авиалиний, а также в санитарном и других видах. Россия в настоящее время для перевозки небольшого количества людей и грузов вынуждена использовать более дорогостоящие в эксплуатации тяжелые вертолеты вместо рассчитанного на восемь пассажиров и 800 кг груза вертолета Ми-2. Передача производства двух выдающихся типов авиационной техники, остро необходимых народному хозяйству СССР, конечно, наносила ущерб экономическим интересам страны. Та же Польша не испытывала никаких затруднений в помощи и количестве заказов на строительство кораблей.
Шейнин Эдуард Яковлевич. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2015. Опубликовано 30 сентября 2022 г. Последнее обновление 30 сентября 2022 г. Государство и его институты, История Европы.
Государство и его институты Дата основания:.
Опыт Совета экономической взаимопомощи для ЕАЭС: взгляд из Беларуси
Правда, есть одно "но". Для бывших партнеров по соцлагерю "Икарус" делал продукцию по старым лекалам и менее экологичную, а для США, Кувейта, Катара, Китая и Гонконга - круче и безопаснее, но не такую востребованную как в "золотые годы" СЭВ. Что постепенно вытеснило легендарный автобус сначала с рынка России и СНГ, а затем и мирового. Но осталась "гармошка" имени "Икаруса". В рамках СЭВ российские конструкторы усовершенствовали "Икарус", таким образом, что он стал вместимее за счет пристегиваемой "гармошки". За эту идею бренду "Икарус" дали Серебряный кубок принца Монако и Серебряный кубок французской ассоциации автобусов. Позже на автобусы с "гармошкой" перешел весь мир.
Увы, забыв про прародителя - "Икарус". Но основой экспорта Tatra стали грузовики и трамваи. Jawa - чешский мотоцикл - предел мечтаний юношей в СССР, пик популярности которого - середина 70-х - начало 80-х годов. Как в одежде: черные брюки-клеш, тельняшка, ремень с бляхой и шлем, на котором гнездились очки-консервы. Так и в опознавательных знаках: владельцы Jawa на бензобак лепили переводные картинки.
На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН. Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов. На долю стран-членов СЭВ в 1975 году приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз.
В частности, Болгария на основе лицензионных соглашений стала развивать производство электронных приборов, компоненты для которого в основном импортировались из западных стран Запада. СССР за единицу электронной продукции из Болгарии поставлял в 5 раз больше нефти, чем за аналогичную, но более качественную продукцию, закупаемую на Западе. Положительное сальдо в виде переводных рублей представляли собой активы, которые нельзя было потратить, так как не было в наличии необходимых товаров. Так, у СССР за 1975—1985 годы накопилось 15 млрд неликвидных переводных рублей, полученных за поставки топлива и сырья странам СЭВ [9]. СССР и его партнёры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран-членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники. Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к « Эврике », не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы. В ноябре 1986 года в Москве на рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Михаил Горбачёв заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось». Об этом свидетельствовали и статистические сведения. В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ 1988 год была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран-членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться. В 1988 году в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.
Кулинарные Приключения по Всему Миру 22 подписчика Подписаться "Дом-книжка", знаменитый небоскрёб на Новом Арбате в Москве - шедевр советского архитектурного модернизма. До начала девяностых годов в этом здании работал Секретариат Совета экономической взаимопомощи — СЭВ. Он был создан в 1949 году и ликвидирован в 1991 году. История отвела этому эксперименту менее пятидесяти лет.