Новости почему важно читать классическую литературу

Гипотеза исследования: если школьник будет больше читать классической литературы, размышлять о поступках героев, то он станет умным, развитым, образованным и нравственным человеком, способным к самосовершенствованию. Чтение классической литературы важно, поскольку она предлагает нам не только увлекательные истории, но и глубокий погружение в человеческий опыт. В этом выпуске говорим с ним о том, почему читать все же важно, а также спрашиваем, как чтение влияет на работу мозга и какие способности открывает. это кладезь разнообразнейших произведений, которые освещают абсолютно все человеческие проблемы с разных позиций. Нужна ли классическая литература в школе и какие доводы нужно привести в пользу чтения классики – в колонке журналиста Анны Кудрявской-Паниной.

Почему нужно читать классику

Как чтение русской классики изменит вас и вашу жизнь? | Культура | ШколаЖизни.ру Зачем читать классическую литературу в 21 веке? Непраздный вопрос, ведь существует масса альтернатив. Чем классика может быть полезна, чему учит?
Зачем читать классическую литературу Читая классическую литературу, человек становится духовно богаче, и это положительно сказывается в обычной жизни и в воспитании детей.
Почему нужно читать классику 🚩 для чего нужна литература 🚩 Литература не нужно, в том числе и потому, что русскую классику из позапрошлого века читать попросту «не модно».

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Способность воспринимать классическую литературу как источник вдохновения, а не школьный урок, как правило, возникает в зрелом возрасте. В этом видео мы поговорим о том, почему стоит читать именно классическую литературу. Другие говорят, что только классическая литература открывает перед нами мир и, главное, человека во всей его сложности и многогранности. Почему считается, что классическую литературу обязан читать и знать каждый образованный человек? не нужно, в том числе и потому, что русскую классику из позапрошлого века читать попросту «не модно». Вот почему нам кажется, что классическая литература вся сплошь изысканная и качественная, а современная похвастать этим не может.

Литературные страдания. Зачем школьнику классика?

Другого зеркала, другого способа рефлексии у нас нет. Весь остальной мир привык, что у него есть богословие, философия, которая в России тоже заменена литературой и публицистикой. Россия познает себя через художественный текст, через странные грезы людей, ни к чему больше не приспособленных. Метасюжеты русской литературы Главным зеркалом русской истории является метасюжет, то есть когда несколько писателей, не сговариваясь, начинают вдруг писать об одном и том же. Если бы Набокову, Пастернаку и Шолохову сказали, что «Лолита», «Доктор Живаго» и «Тихий дон» написаны на один метасюжет, они бы с одинаковым негодованием отвесили оплеуху такому критику. Но, тем не менее, это так. Через такие феномены мы познаем себя. По большому счету, у нас есть четыре века русской литературы. Метасюжет XXI века выстраивается на наших глазах. Литература — это подсознание, с ее помощью мы можем не только познать, куда мы движемся, но и предсказывать будущее. Литература — это подсознание, с ее помощью мы можем не только познать, куда мы движемся, но и предсказывать будущее Война и каторга Есть всего три сюжетных узла литературы XIX века.

Во-первых, большинство русских романов начинаются в салоне, а заканчиваются на каторге или войне. Происходит это, потому что в России не так много локаций, где вообще что-либо может происходить. В этом смысле «Война и мир» и «Анна Каренина» — характерные примеры. Война и каторга — вещи взаимосвязанные, каторга всегда оправдывается войной. Это показывает безнадежность, тупиковость русских вольномысленных и вольнодумных перспектив. Потому что практически любая перестройка или революция заканчивается внешней агрессией как единственным легитимным способом заморозить эту оттепель. Лишние и сверхлюди Второй метасюжет — это дуэль лишнего человека и сверхчеловека. Скажем, Онегин, который якобы выше светского общества, потому что ему надоело, а остальным еще нет. Пожалуй, наиболее здравую статью об Онегине написал Писарев, в которой сказал: «Если вы объелись пудингом, это не более, чем проблема вашего пищеварения, совершенно не зависимая от ваших теоретических понятий о пудинге». Мысль очень глубокая.

Онегин объелся, он пресытился, но никакого душевного переворота в нем не произошло, он — лишний человек, ничтожество, пустое место. А кто же там сверхчеловек? Ленский, конечно. Потенциально гениальный поэт, которому Пушкин отдал свою молодость, романтические мечты, вспыльчивость, обреченность. Конечно, Ленский протагонист не в меньшей степени, чем Татьяна, и для обоих Онегин — злой и опасный. Вторая дуэль — поединок сверхчеловека Печорина с фальшивым и пародийным Грушницким. Третья такая история — это дуэль Базарова с Павлом Петровичем. Классический финал этой истории, уже отчасти пародийный — это чеховская дуэль лишнего Лаевского и Фон Корена. Это принципиальный узел, и я попробую объяснить, в чем дело. Быстрое движение приводит к делению общества на две фракции — одна стремительно развивается, другая медленно деградирует.

В России средних людей практически нет, все здесь происходит быстро.

Однако, задумывались ли мы когда-нибудь, нужна ли она нам, современным людям? Сегодня у нас есть огромное количество разных источников информации и развлечений — от телевизора и кино до социальных сетей и игр.

Многие из нас предпочитают проводить свое свободное время, смотря сериалы или играя в компьютерные игры. И в этой суете и скорости, когда все должно происходить мгновенно и без задержек, может показаться, что классическая литература уже не актуальна. Однако, разве мы не упускаем что-то важное?

Другого зеркала, другого способа рефлексии у нас нет. Весь остальной мир привык, что у него есть богословие, философия, которая в России тоже заменена литературой и публицистикой. Россия познает себя через художественный текст, через странные грезы людей, ни к чему больше не приспособленных. Метасюжеты русской литературы Главным зеркалом русской истории является метасюжет, то есть когда несколько писателей, не сговариваясь, начинают вдруг писать об одном и том же. Если бы Набокову, Пастернаку и Шолохову сказали, что «Лолита», «Доктор Живаго» и «Тихий дон» написаны на один метасюжет, они бы с одинаковым негодованием отвесили оплеуху такому критику. Но, тем не менее, это так.

Через такие феномены мы познаем себя. По большому счету, у нас есть четыре века русской литературы. Метасюжет XXI века выстраивается на наших глазах. Литература — это подсознание, с ее помощью мы можем не только познать, куда мы движемся, но и предсказывать будущее. Литература — это подсознание, с ее помощью мы можем не только познать, куда мы движемся, но и предсказывать будущее Война и каторга Есть всего три сюжетных узла литературы XIX века. Во-первых, большинство русских романов начинаются в салоне, а заканчиваются на каторге или войне.

Происходит это, потому что в России не так много локаций, где вообще что-либо может происходить. В этом смысле «Война и мир» и «Анна Каренина» — характерные примеры. Война и каторга — вещи взаимосвязанные, каторга всегда оправдывается войной. Это показывает безнадежность, тупиковость русских вольномысленных и вольнодумных перспектив. Потому что практически любая перестройка или революция заканчивается внешней агрессией как единственным легитимным способом заморозить эту оттепель. Лишние и сверхлюди Второй метасюжет — это дуэль лишнего человека и сверхчеловека.

Скажем, Онегин, который якобы выше светского общества, потому что ему надоело, а остальным еще нет. Пожалуй, наиболее здравую статью об Онегине написал Писарев, в которой сказал: «Если вы объелись пудингом, это не более, чем проблема вашего пищеварения, совершенно не зависимая от ваших теоретических понятий о пудинге». Мысль очень глубокая. Онегин объелся, он пресытился, но никакого душевного переворота в нем не произошло, он — лишний человек, ничтожество, пустое место. А кто же там сверхчеловек? Ленский, конечно.

Потенциально гениальный поэт, которому Пушкин отдал свою молодость, романтические мечты, вспыльчивость, обреченность. Конечно, Ленский протагонист не в меньшей степени, чем Татьяна, и для обоих Онегин — злой и опасный. Вторая дуэль — поединок сверхчеловека Печорина с фальшивым и пародийным Грушницким. Третья такая история — это дуэль Базарова с Павлом Петровичем. Классический финал этой истории, уже отчасти пародийный — это чеховская дуэль лишнего Лаевского и Фон Корена. Это принципиальный узел, и я попробую объяснить, в чем дело.

Быстрое движение приводит к делению общества на две фракции — одна стремительно развивается, другая медленно деградирует. В России средних людей практически нет, все здесь происходит быстро.

Не зря говорят,что писатели оставляют след в истории,который никак нельзя стереть или вычеркнуть. Даже современная молодёжь находит какие-то близкие для себя темы и идеи в произведениях далекой давности. Классическая литература никогда не несёт в себе... Читать далее Пролетарий умственного труда. Там всё тоже самое, о чём пишут и современные авторы. И как раз нужно погрузится в это и увидеть, насколько мало человек изменился за тысячелетия. Он всё так же любил, воевал, предавал, унижал, возвышался итд итп. Жада власти, любовь, месть и прочее.

«Учитесь правильно читать!»

Другие говорят, что только классическая литература открывает перед нами мир и, главное, человека во всей его сложности и многогранности. Почему надо читать классическую литературу. Зачем надо читать произведения классической литературы. Наша жизнь хаотична, а классическая литература дает замечательные примеры красоты и совершенства сказанного или рассказанного. Читающий классическую литературу человек получает возможность восприятия высоких понятий — таких, как дружба, любовь, честь, верность, доблесть, героизм. — Я сейчас предпочитаю читать классическую литературу.

Почему надо читать классику

Так что ответ на вопрос, нужна ли современному читателю классическая литература, можно дать только один – да, она нужна, и ее стоит читать, чтобы не упустить важные уроки прошлого и не потерять связь с истинными ценностями. В этом выпуске говорим с ним о том, почему читать все же важно, а также спрашиваем, как чтение влияет на работу мозга и какие способности открывает. Именно поэтому важно читать больше классической литературы. Способность воспринимать классическую литературу как источник вдохновения, а не школьный урок, как правило, возникает в зрелом возрасте. Мы часто слышим о пользе классической литературы, но чем она в действительности отличается от любого другого чтива?

Нужно ли современной молодежи читать русскую классику: «за» и «против»

Недавно я услышала мнение, что современным детям «непонятно, сложно и скучно» читать классическую литературу. Классическую литературу нужно проходить в школе и читать её необходимо. Классическая литература требует вдумчивого и глубокого чтения, ее нельзя читать, чтобы просто заполнить время. Почему важно читать классику в 21 веке.

«Учитесь правильно читать!»

Поэтому чтение подобных книг стало немодным, непрестижным. Подростки, которых в школе заставляют изучать литературу, называют ее скучной. При этом отдают предпочтение современным книгам или же просто посвящают свою жизнь виртуальному миру. Правильно ли это? Может ли классика что-то дать человеку?

Для получения ответа на данный вопрос, необходимо разобраться, что дает чтение классической литературы, чему она учит. Классика потому и стала классикой, что она несет в себе то, что даже после долгого времени сохраняет свою актуальность. Это люди, их переживания, страсти, действия, мотивы и многое другое.

Он вспоминает мнение Вирджинии Вульф, что один из источников удовольствия в чтении книг современных авторов заключается в том, что они заставляют нас упражняться в наших суждениях. Поскольку о книгах современных авторов еще нет общепринятого мнения, вы сами можете решать, хороша эта книга или нет.

Но удовольствие от этой новизны и неопределенности кажется Парксу несущественным в сравнении с удовольствием от классики. Таким образом, дается еще и «волшебный пендель» жанру исторической прозы: «На самом деле подозрения вызывают те новые романы, авторы которых попросту компилируют эффекты романов прошлого, то есть когда они уводят нас в прошлое, которое они сами знают только по книгам, для того чтобы повторно доставить нам такое же удовольствие, какое нам доставляли романы, написанные в то время. Но доставить такое же удовольствие невозможно». То, что авторы пишут о прошлом, кажется Парксу эскапизмом, попыткой «убежать от того момента времени, в котором мы чувствуем себя неуютно, но при этом вынуждены жить, — от настоящего». В общем, читайте классику...

Ну а из современного — самое актуальное, с айпадами и прочими гаджетами. Что ж, давайте и мы с вами порассуждаем над этой статьей. Вот только на тексте изначально нет ювелирной пробы о содержании золота или серебра. Даже ряды классиков пропалывают потомки. Так же непонятно, что из современной литературы перейдет в разряд классики?

Современникам свойственно жестоко ошибаться. Паркс тоже приводит примеры таких ошибок, например, оценки интеллектуального бомонда насчет «Улисса» Джойса менялись как апрельское небо: «Влиятельный парижский критик Луи Жилле поначалу называл роман «неперевариваемым» и «бессмысленным», а позже поздравлял Джойса с созданием величайшего шедевра своей эпохи». Не раз было, что произведение приобретало новое звучание спустя годы или даже века.

Какую книгу вы сейчас читаете? Прямо сейчас читаю Филиппа Дика, точнее не читаю, а слушаю — «Человек в высоком замке». И это уже восьмая книга за месяц. Зачем сейчас, в современном мире читать, когда можно загуглить все, что угодно, и тебе быстро и просто объяснят? Можно даже ролик посмотреть про книгу и ее не читать. Зачем нам тогда чтение? Если человек посмотрит ролик и потом не будет читать, это будет очень большое упущение для меня.

Я, наоборот, призываю читать. Google тебе никогда не даст возможности насладиться деталями и увидеть что-то большее, чем тупая обыденность жизни. А чтение это может дать. Оно совершенно по-другому концентрирует и перемещает внимание. Мозг — это мышца. И его нужно нагружать. Мы тренируем свое тело и ходим в спортзал для того, чтобы оно было здоровое. То же самое и с мозгом. Его нужно постоянно нагружать, а чтение — это самая лучшая работа, которая существует для тренировки мозга. Что такое чтение?

Что мы подразумеваем под этим термином? Когда я говорю «чтение», я говорю про книгу, неважно в каком формате. Может быть в электронном, может быть в бумажном. Мне бумажный предпочтительнее. Все равно — художественная это литература или, условно, учебник? Если мы говорим про нагрузку мозга, то абсолютно все равно, что вы читаете. Это может быть даже меню ресторана, хотя это не очень хорошее чтение. Потому что оно вам сообщает полезную информацию, но куда-то дальше оно вас не уведет. Далеко не все люди ходят в спортзал и тренируют свое тело, и то же самое, получается, можно сказать про их мозг, если они не читают? Да, много людей не занимаются, поэтому мы оказываемся там, где оказываемся.

Вот все, что я могу сказать. Я не хочу выглядеть душнилой. Современный мир тупеет — это очевидно. А почему он тупеет? Потому что не читает? Потому что не читает, потому что не особенно нагружает мозг. Технологии у нас развиваются удивительно быстро, но мы совершенно не понимаем, как это сказывается на, например, развитии человека. А ведь это может сказываться не самым лучшим образом. Потому что в этот момент устанавливается голос, которым мы с собой говорим. Ребенок читает, он слышит свой голос, у него происходит связь между объектом реальности и словом, а это же абсолютная абстракция.

Какое слово похоже на объект, которое оно обозначает? Слово «собака» похоже на собаку или нет? Оно не может быть похоже. Это чистая абстракция. И когда у вас устанавливаются эти связи, у вас появляется мышление, потому что, когда мы думаем, мы думаем на языке, у нас конкретные слова приходят на ум. Это закладывается в детском возрасте, и тогда наш язык становится богаче, разнообразнее. Когда мы с вами читаем книги, мы учимся иначе взаимодействовать с собой, общаться, использовать совершенно иной словарный запас, в конечном счете, постигать эстетическую функцию языка, хотя это уже куда более высокая сфера. Если ребенок этого не делает, он в этом отношении выходит недотренировавшимся. Если человек с детства не ходит, он вряд ли потом станет бегуном. Вот и здесь то же самое.

Процесс отупления продолжается уже долгое время — примерно с конца 1990-х годов. Массовая культура во всем мире выдает все меньше и меньше чего-то толкового, а сейчас не выдает вообще, причем нигде. Вот взяли в экранизацию «Ведьмака». Реально отличный образец «низкого» фэнтези. Произведение культовое, потому что по этой книге была выпущена очень неплохая серия игр, которая тоже обладает эстетической привлекательностью и является хорошим примером массовой культуры. И тут Netflix сделал сериал. И сами шоураннеры признаются, что они адаптировали текст, потому что он мог показаться слишком сложным, они специально переписали для тупых, потому что зрители тупые. Наверное, хорошо, что у сериала такие низкие рейтинги. Получается, зритель не настолько тупой, как считают шоураннеры. Но все равно это хороший пример того, за кого нас держат и куда нас хотят привести.

Ведь массовая культура к чему-то же человека ведет, она о чем-то ему говорит, должна для него создавать какие-то идеалы. А то, что создается сейчас в абсолютно любой стране — это никчемный шлак! Как нам сейчас отличить «шлак» от «нешлака»? Или вообще все современное отметаем и читаем только классику? Это было бы очень неправильно. Отметать все современное и читать только классику —ошибочный путь. Но прежде чем прийти к современному, нужно иметь определенную базу. Потому что тогда в современной литературе ты намного лучше будешь видеть, что является шлаком, а что им не является. Допустим, Марселя Пруста читать сложно. Очень сложно.

Никто не будет с этим спорить. Это тот писатель, до которого нужно дойти. Начинать свой путь с Марселя Пруста лишь некоторым будет хорошо. А многим он покажется бредятиной, скучным. Поэтому лучше взять что-то попроще, но что все равно дает определенные крючки, чтобы ты понимал, как вообще строится сюжет, как работает художественный образ, потому что потом ты научишься это ценить в литературе. Из чего строится литература? Хорошая литература не рассказывает — она показывает. Автор запускает в твоем мозгу целый механизм визуализации.

В начале 19 века кумиром русской знати была Франция. Ей подражали во всем, начиная с языка и заканчивая манерой поведения. Показателен в этом плане салон Анны Павловны Шерер. Здесь собирались сливки высшего общества, говорили только на французском языке, обсуждали французскую моду. Эти люди пусты, внутренне мертвы. Они не способны к настоящему патриотизму. В этом плане показательна их реакция на войну с Наполеоном. В салоне запретили разговаривать на французском — это все, на что они были способны. Такому лжепатриотизму противопоставлен подлинный патриотизм лучших героев Толстого. Например, Наташа Ростова очень близка простому русскому народу. Ее патриотизм идет из глубины души. Благодаря ее напору семья Ростовых отдает подводы для раненых. Истинно патриотичен Кутузов, он близок простым солдатам. Толстой превозносит полководца за его доброту, искренность, житейскую мудрость. Читая классическую литературу, Толстого, в частности, можно обогатиться духовно и нравственно. Во времена технического прогресса есть большая опасность духовного увядания. Классические произведения Толстого, как, впрочем, и вся русская литература 19 века, напоминает читателю о величии человеческой души, о необходимости беречь, ценить и бесконечно развивать свое внутреннее богатство. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что классическая литература не оставляет современного читателя равнодушным. Пример сочинения 4 Статистика показывает, что современные дети, подростки и взрослые все-таки читают книги, но несколько в ином формате — в электронном. Это очень хорошо, однако качество большинства современных произведений оставляет желать лучшего. Не по годам развитые молодые люди просто не понимают, зачем читать классику, когда есть масса других увлекательных книг, которые к тому же легко воспринимаются. Любовь к классической литературе прививают еще со школьной скамьи. Программа по литературе наполнена глубокими и сильными произведениями Толстого и Пушкина, Достоевского и Гоголя, и других великих авторов. Однако школьники упорно не желают читать их произведения. Читать классику школьник должен. Ведь трудно считать человека образованным, если он ни слова не может сказать о шедеврах мировой классической литературы. Подросток не обязан любить эти книги, но знать и понимать их он должен. Кроме того, классика мягко и ненавязчиво открывает ребенку реальный мир. Психологи считают, что это очень важно для развития и становления личности подростка. Если приглядеться, окажется, что рядом с тобой живет девушка, похожая на Наташу Ростову, и некто, напоминающий Раскольникова. Оказывается, и поступки они совершают похожие… Классика — это отличный способ безболезненно узнать людей, понять их глубинные мотивы. Великие писатели создавали свои произведения гораздо раньше, чем поколение современных взрослых появилось на свет. Многие делают вывод, что эти книги уже устарели. Однако специалисты в области литературы и поклонники бессмертной классики считают, что это просто невозможно. Толстой и Пушкин, а также другие великие В этом плане показательна их реакция на войну с Наполеоном. Толстой и Пушкин, а также другие великие писатели подняли в своих произведениях такие проблемы, которые неподвластны времени, они до сих пор не теряют актуальности. Психологи всего мира рекомендуют обращаться к классической литературе в моменты жизненных трудностей.

8 причин читать больше художественной литературы

Читая этот шедевр мировой литературы, мы можем не только насладиться богатством русского языка, но и понять, как жили и мыслили люди во время Отечественной войны 1812 года. Этот список можно продолжать бесконечно. Почти в каждом произведении классиков освещены исторические события и культурный код того времени. Расширение кругозора Чтение классической литературы знакомит нас с разными жанрами, стилями, идеями и темами. Она предоставляет нам возможность познакомиться с культурой различных стран, с образом жизни героев нетленных произведений, с которыми мы не могли бы столкнуться в повседневной жизни. И эти увлечения были вполне себе в духе того времени. И вот, наш герой хотел стать птицей и полететь, но по чистой случайности был обращён в осла. Да, это метаморфоза без прикрас. Частично автобиографическое повествование одного из самых знаменитых писателей того времени основано, предположительно, на греческих записках эротического характера, не сохранившихся до наших дней. Жанр этого произведения — симбиоз трагедии и хроники, пьеса в стихотворной форме. Это одно из величайших, знаменитейших шекспировских произведений, наиболее часто цитируемое в мировой драматургии.

Развитие эмпатии и социального разума Классическая литература изучает вопросы морали, этики, человеческой психологии, что помогает нам развить эмпатию и понимание различных точек зрения. Мы можем сопереживать героям, понимать их решения и сочувствовать их судьбам. Например, роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского позволяет нам заглянуть в душу преступника, понять его мотивы и ощутить этическую дилемму, перед которыми он стоит. Современная релевантность Хотя большинство классических произведений могут быть написаны десятилетия, столетия или даже тысячелетия назад, многие из них до сих пор актуальны и отражают современные проблемы и темы для обсуждений. Например, роман «1984» Джорджа Оруэлла, написанный в 1949 году, затрагивает вопросы индивидуальности, приватности и политического контроля, и все эти вопросы можно смело поднимать и ставить и сейчас, они вполне отражают современную действительность. Во многих странах, в той же Великобритании, где происходят события романа, да и не только там, и сейчас отсутствует свобода слова, а инакомыслие преследуется. И, как многие великие писатели, он оказался провидцем. Строгая цензура, касающаяся освещения политической повестки дня, сегодня имеет место быть и в Туманном Альбионе тоже, как у Замятина — в СССР. А когда, собственно, её не было, этого государственного контроля? Тогда было очень сложно получить развод, если один из супругов был категорически против.

Да даже если оба супруга хотели развестись, они должны были вытащить на обсуждение общественности свою интимную жизнь во всех подробностях. И даже после этого им назначался испытательный срок. Диву даёшься, до какой степени пуританства доходила судебная система этого государства всего-то век назад! Откуда бы я об этом узнала, если бы не читала книг, — задам риторический вопрос. А в наши дни там, на Западе, прописаны законы диаметрально противоположные тем старинным.

По 80 книг в семестр, в общей сложности, мы проходили, помимо теоретических пособий. О сколько бессонных ночей! Мы слушали лекции, затаив дыхание, активно участвовали в обсуждении, коллективно готовились к экзаменам, передавая друг другу шпаргалки. Кто-то, конечно, не успевал объять необъятное, уходил в туман невежества. А кто-то читал краткое содержание произведений и как-то выкручивался на экзаменах. Но, я думаю, потом, уже после института, они вернулись к этим книгам, чтобы, всё-таки, их прочитать. Каждому журналисту этот багаж знаний просто жизненно необходим, хотя бы даже для словарного запаса. Что же касается меня Мне было проще, я как самая старшая на курсе по возрасту к тому времени уже прочла много книг. Я вспоминаю свою молодость, когда пропадала часами в библиотеках. Начиная со школы я увлекалась литературными шедеврами, копалась в сборниках стихов, выискивая наилучшие произведения, бередящие душу, читала классиков мирового уровня художественной прозы. Библиотеки советского периода были оживлённым местом. Но не сказать, что в читальных залах не было куда яблоку упасть, во всяком случае, не везде. Например, в небольшом украинском городе Черкассах ажиотажа на книги среди населения не было, мы с подругой в читальном зале в гордом одиночестве зависали. А вот в Киеве и Москве спрос на места в читальном зале был велик. И в Ташкенте, где я была на гастролях, в Библиотеке им. Навои на фото народ активно образовывался. Читальный зал там бы битком набит, приходилось даже какое-то время ожидать, когда освободится место. С гастролей я везла из городов СССР книги местных издательств, с ошибками, на плохой бумаге, но хоть такие, потому что книги в то время были большим дефицитом. Ехали книги в автобусах и поездах или летели в самолёте в ящиках с барабанной установкой, которые никто не проверял. Так собиралась моя домашняя библиотека. В Москве мне очень повезло с библиотекарем в одной маленькой подвальной библиотеке при моём доме на Волоколамке. Она очень умело проводила навигацию по книгам, ненавязчиво предлагая мне прочесть такие литературные шедевры, от которых моё желание читать никогда не иссякало. А какие мы диспуты о прочитанном устраивали с моими подругами, передавая книги из рук в руки! Мама моей лучшей подруги всю жизнь покупала книги со своей копеечной зарплаты инженера, — мы их все, конечно же, перечитали. А как иначе? Классическая литература — это высокая литература.

Неудивительно, что фабула многих классических произведений нередко повторяет прозу нашей с вами жизни. Путешествие по страницам книг поможет найти решение насущных проблем, посмотреть на волнующие ситуации со стороны и найти нужное решение актуальных вопросов. Классическая литература развивает культуру речи, обогащает язык. Признанные мастера слов учат нас искусству размышлять, анализировать, грамотно и изящно излагать свои мысли. Совершенствоваться в этой области можно бесконечно. Чтение классической литературы — это всегда путешествие во времени и пространстве. Книги переносят нас в те места и эпохи, которые никогда уже не повторятся. Только современнику возможно запечатлеть привкус своего времени так, как никому другому. Великие писатели сделали это, отпечатав на бумаге атмосферу своей эпохи во всем разнообразии ее граней.

Может быть, конечно, кто-то с этим поспорит, но я, как человек с гуманитарным уклоном, считаю, что это так. К сожалению, сегодня, когда общаешься с молодыми людьми, видишь, что у подавляющего большинства из них не было возможности научиться читать книги. Я знаю массу прекрасных молодых людей с замечательными задатками, развитие которых тем не менее оканчивается на уровне седьмого класса средней школы. Они не могут подняться над этим уровнем, потому что не приучены читать. К сожалению, сегодня таких людей становится все больше. К сожалению, в семинарии это действует гораздо хуже. Поэтому я скажу: возможно, но трудно. Все-таки именно родителям очень важно «поймать момент», когда ребенка можно заинтересовать чтением. Надо понимать место этой книги в истории человеческой цивилизации. Тем более надо понимать, что Новый Завет — Евангелие — невозможно читать как обычное повествование. Как бывает: прочитал книгу, пусть даже очень хорошую, один раз и отложил ее в сторону. А Евангелие человек должен читать всегда, всю жизнь, и тогда с каждым новым чтением ему открываются все новые и новые грани этой Книги. Священное Писание требует гораздо большего внимания. Когда мы читаем обычную книгу, особенно если есть навык быстрого чтения, мы стараемся быстрее пробежать по сюжету, может быть, даже пропуская какие-то «излишества», вроде описаний природы, сражений и тому подобного. А Священное Писание всё богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности 2 Тим. Каждое его слово, каждая фраза имеет определенный и достаточно глубокий смысл, не только буквальный, повествовательный, но и духовный. Именно поэтому существует обширный пласт толкований экзегезы Священного Писания. Сам Господь говорит в Евангелии о необходимости «исследовать Писания» см. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым 2 Пет. Поэтому Писание воспринимается во всей полноте только в контексте святоотеческих толкований. Человеку, который только знакомится с церковной жизнью и ее учением, прежде всего необходимо, конечно, прочитать Новый Завет, потом уже Ветхий, несмотря на то что в Библии они расположены в обратном порядке. Очень хорошо бы почитать толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а если хватит терпения и сил, то и на апостольские послания.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий