На сегодняшний день конфликтная ситуация образовалась между Арменией и Азербайджаном, а также между Таджикистаном и Кыргызстаном.
Без спешки
- Азербайджан И Армения - свежая и оперативная информация - Вестник Кавказа
- Ереван забурлил. Ситуация в Нагорном Карабахе резко обострилась - Российская газета
- 5 апреля Пашинян, Блинкен и фон дер Ляйен обсудят условия евроатлантической ориентации Еревана
- Чем для России опасен новый конфликт между Арменией и Азербайджаном
- Азербайджан, вернувший Нагорный Карабах, готовит нападение на Армению?
- Нагорный Карабах: Почему произошел конфликт между Азербайджаном и армянами?
Ильхам Алиев: «Армения — это наша земля!» Война в Нагорном Карабахе все ближе
2020 год подарил Кремлю надежду, что у него появится небольшая, но очень влиятельная группировка как раз между Арменией и Азербайджаном, которая cможет при случае решать задачи по обе стороны границы. Между Арменией и Азербайджаном продолжаются переговоры по демаркации границы. Несмотря на прошлые конфликты, сторонам удалось достичь некоторого прогресса. Уже затухший конфликт между Азербайджаном и Арменией разгорается вновь.
Конфликт в Нагорном Карабахе: история и причины
И понимают они его по-разному, для Еревана важно «спасение лица», а для Баку- само утверждение в регионе. Увы, старая истина подтверждается снова. Если конфликтующие стороны не достигают серьезных компромиссов, или достигнутые компромиссы незначительны и не слишком обязывающие, сохраняется риск возобновления противостояния. В той или иной форме. Азербайджанская армия обстреляла армянский пост в Сюникской области на юге страны. Четыре человека погибло. Почему Азербайджан так делает?
Сейчас Алиев добился полного успеха на дипломатической стезе и на поле боя, а также смог конвертировать эти успехи в политический капитал и без проблем выиграть выборы. Но зачем останавливаться на достигнутом, когда можно получить больше, чем уже есть? Азербайджанцев интересует в первую очередь Зангезурский коридор. Через Сюник идёт дорога, связывающая Азербайджан с Турцией и Нахичеванью — азербайджанским эксклавом. Для Алиева ключевой вопрос — это даже не сам Карабах, а возможность реализовать все выгоды работающего коридора, минимизировав те политические выгоды, которые могла бы получить от контроля за этой линией коммуникаций сама Армения. Разумеется, армяне пытаются затянуть переговоры, дождаться более благоприятной конъюнктуры.
Проблема в том, что Алиев это тоже прекрасно понимает и опирается на самый банальный, но очень трудно опровергаемый аргумент — угрозу прямого физического насилия. Пашинян долго пытался играть в многовекторность. Отвязаться от России, заставить её искать расположения Еревана, одновременно заигрывая с ЕС и пытаясь обыграть Турцию и Азербайджан. В итоге он проиграл везде. Разочарование Еревана от Москвы уравновешено разочарованием самой Москвы от Еревана. Новых союзников приобрести не удалось, зато Турция и Азербайджан разгромили злосчастный Арцах окончательно и теперь попросту делают с Арменией всё, что им охота.
В результате предпринятых армянской стороной мер было предотвращено продвижение азербайджанских военнослужащих и попытка водружения флага на территории Республики Армения", — заявили в Ереване. Премьер-министр Армении Никол Пашинян обвинял российскую сторону в том, что ее миротворцы не выполняют своих функций по договоренностям от 9 ноября 2020 года - а именно по контролю над Лачинским коридором. Он грозил, что по истечении срока мандата российских миротворцев в Нагорном Карабахе может последовать запрос в Совбез ООН.
Массовый исход армян: почти 100 тысяч человек бежали из Карабаха 30 сентября 2023 12:15 "120 тысяч армян в регионе не желают жить в составе Азербайджана. Он пояснил, что армяне боятся преследований со стороны Азербайджана, не смотря на то, что Баку пообещал уважать права армян в Нагорном Карабахе. По его словам, правительство Армении готовится к приему десятков тысяч людей из Нагорного Карабаха, но делает ставку на то, чтобы обеспечить безопасность армянского населения в этом регионе. Бабаян отметил, что пока неясно, когда жители Нагорного Карабаха подадутся в Армению.
Премьер Армении Никол Пашинян в обращении к нации заявил, что Ереван не участвовал в подготовке соглашения о прекращении огня, армянских вооруженных сил в Карабахе не было с лета 2021 г. Информцентр Арцаха армянское название Карабаха, официальный ресурс его властей объясняет решение прекратить сопротивление тем, что за сутки с небольшим армянские силы понесли большие потери, «а на некоторых участках противнику удалось прорваться к боевым позициям сил обороны, взять под свой контроль ряд высот». На второй день боевых действий в Карабахе жертвами обстрелов стали 32 жителя, 200 ранены, заявила омбудсмен Армении Анаит Манасян. Минобороны Азербайджана заверило в «успешном продолжении операции» против «армии Армении» и «взятии 60 позиций». По заявлению администрации азербайджанского президента Ильхама Алиева, переговоры с представителями Карабаха пройдут в азербайджанском Евлахе 100 км от Степанакерта 21 сентября и будут посвящены вопросам «реинтеграции». Ранее Азербайджан отказывался от таких переговоров. Власти непризнанной НКР подтвердили дату и место встречи, добавив, что там будут обсуждаться и «вопросы [об] обеспечении прав и безопасности армян Нагорного Карабаха, обеспечении жизнедеятельности населения Нагорного Карабаха в рамках конституции Азербайджана». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая 20 сентября на упреки председателя Совбеза Армении Армена Григоряна российским миротворцам в невыполнении «обязательств по защите Карабаха», заявил, что «подобные обвинения являются абсолютно беспочвенными, ни на чем не основанными». По его словам, Ереван де-юре признал регион частью Азербайджана на конференции в Праге в 2022 г. Мы продолжаем наши контакты и с армянами в Карабахе».
Шансы на мирное урегулирование конфликта между Арменией и Азербайджаном как никогда высоки - Шольц
Уже затухший конфликт между Азербайджаном и Арменией разгорается вновь. Новости Армении, Арцаха, Армянской Диаспоры, Южного Кавказа и мира: Арменпресс- твой источник достоверной информации. После того, как сбили российский вертолет и погибли летчики, стало понятно, что кровопролитному конфликту между Арменией и Азербайджаном должен прийти конец. История армяно-азербайджанского конфликта. Нагорный Карабах — давний предмет территориального спора между Арменией и Азербайджаном. Следственный комитет Армении возбудил уголовное дело в связи с присоединением 15 военных-контрактников к акциям протеста в Тавушской области с требованием остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном. Ситуация в Нагорном Карабахе – это внутреннее дело Азербайджана".Действительно, на саммите в Праге осенью 2022 года Ереван и Баку подтвердили приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации СНГ от 1991 года.
«Виноватой назначена Россия»: почему обострился конфликт между Арменией и Азербайджаном
2020 год подарил Кремлю надежду, что у него появится небольшая, но очень влиятельная группировка как раз между Арменией и Азербайджаном, которая cможет при случае решать задачи по обе стороны границы. Эти обстоятельства спровоцировали этнические конфликты, которые переросли в полноценную войну после того, как Армения и Азербайджан провозгласили независимость от Москвы. Конфликт Армении и Азербайджана — все самые свежие новости по теме.
Конфликт между Арменией и Азербайджаном вновь разгорелся
Из-за начала делимитации границы четыре села в Тавушской области должны перейти к Азербайджану. "Первая версия касается того, что обострение между Арменией и Азербайджаном происходит потому, что Западу выгодно создать зону острой нестабильности в подбрюшье России. Он добавляет, что Азербайджан готов отправить военнослужащих Армении на родину, но карабахских армян сверят со списками. В то же время, МИД Армении заявляет, что эта страна не намерена обострять ситуацию с Азербайджаном и готова продолжать обсуждения механизмов деэскалации при первой возможности». Ситуация в Нагорном Карабахе – это внутреннее дело Азербайджана".Действительно, на саммите в Праге осенью 2022 года Ереван и Баку подтвердили приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации СНГ от 1991 года.
Угроза новой войны Армении и Азербайджана
В результате предпринятых армянской стороной мер было предотвращено продвижение азербайджанских военнослужащих и попытка водружения флага на территории Республики Армения", — заявили в Ереване. Премьер-министр Армении Никол Пашинян обвинял российскую сторону в том, что ее миротворцы не выполняют своих функций по договоренностям от 9 ноября 2020 года - а именно по контролю над Лачинским коридором. Он грозил, что по истечении срока мандата российских миротворцев в Нагорном Карабахе может последовать запрос в Совбез ООН.
Сатановский: у неандертальцев больше прав на Крым, чем у украинцев Напомним, что вспышка очередного конфликта между двумя непримиримыми республиками началась около недели назад. Уже есть погибшие с обеих сторон и достаточно жесткие угрозы, как со стороны Армении, так и Азербайджана. Россия в этой ситуации пытается соблюдать нейтралитет и примерить обе стороны. А стратегический партнер России — Турция — открыто заняла стороны «братского» Азербайджана и обещает ему всестороннюю поддержку. Причина более, чем очевидна. Азербайджан и Турция давно живут по формуле — «Одна нация — два государства».
Кроме того, у Турции, как известно, очень сложные отношения с Арменией. Османская империя виновата в геноциде миллиона армян, что до сих пор Турция отказывается признавать.
Помимо азербайджано-турецкого проекта с «Зангезурским коридором», имеется и армянский проект «Перекресток мира», представленный Пашиняном в конце 2023 года на международном форуме в Тбилиси. Через восстановленный что пока в будущем Мегринский железнодорожный участок планируется запустить систему перекрёстного транспортного сообщения между несколькими сопредельными государствами, среди которых — сама Армения, Азербайджан, Грузия, Турция, Иран. Более того, «Перекрёсток мира» связал бы сразу несколько акваторий — Каспийское, Средиземное, Чёрное моря и Персидский залив. Важным условием реализации идеи её авторам видится сохранение суверенитета стран и их юрисдикции в отношении всех инфраструктур, которые проходят по их территории.
В свою очередь, бакинские насмешливые скептики указывают на неблагоприятные природно-географические и климатические условия, препятствующие устойчивой связи Армении с внешним миром, прежде всего с Грузией, снижающие «и без того низкую привлекательность Армении в качестве транзитной страны», недоумевая, как можно превратить страну в «мирный перекрёсток» «без установления прочного мира с Азербайджаном и нормализации с Турцией». Возможное обострение ситуации в Тавушской области, обусловленное ясным намерением Еревана передать соседям 4 полуанклавных, а затем и 4 анклавных села, как и некоторые другие обстоятельства, не способствует гипотетическому подписанию мирного договора. Так, согласно мартовскому опросу International Republican Institute, далеко не всё армянское общество стремится и даже едва ли морально готово подписывать что-либо с Азербайджаном. Между тем общественное мнение в нашем случае игнорировать никак нельзя. В преамбуле действующей редакции Конституции Армении покамест формально пусть и косвенно закреплена её позиция относительно принадлежности Нагорного Карабаха или Арцаха. Таким образом, для подписания мирного договора с Баку Пашиняну придётся ни много ни мало принять новую конституцию, а также пересмотреть целый ряд уточняющих нормативно-правовых актов, на чём категорически настаивают в Баку.
Но как принять новую конституцию при том общественном мнении и настрое к Азербайджану и Турции, которое есть сегодня у значительной части армянского общества? Удастся ли Пашиняну убедить соотечественников принять новый Основной закон на референдуме в столь сжатые сроки? Кстати, их западные партнеры действующего премьера уже «любезно» ему обозначили.
Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана.
Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы.
В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны.
Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана.
В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов.
Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН.
Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2.
Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта.
Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха.
Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было.
Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40.
После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах.
Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация.
Армения и Азербайджан договорились по Карабаху. Конец многолетнему конфликту?
Можно — если вы Ильхам Алиев. Пресс-служба администрации президента Азербайджанской Республики Еще один сигнал заключается в том, что Азербайджан способен свести на нет любую помощь Армении со стороны союзников. Миротворцы были лояльны к армянскому населению и даже сотрудничали с силовыми органами Республики Арцах которых, с точки зрения Баку, просто не должно было существовать? Сначала им указали на их бессилие, блокировав Лачинский коридор небольшой группой « экоактивистов », а затем полностью вытеснили из региона. Теперь, когда Армения начала сближение с Вашингтоном и Брюсселем, в Азербайджане решили дискредитировать и этих посредников.
Хотя встреча Пашиняна с представителями США и Евросоюза прошла почти две недели назад, азербайджанское издание Caliber. В только опубликованных « сенсационных подробностях » утверждается, что американские специалисты помогут Еревану разработать новую военную доктрину, окажут армянской армии финансовую поддержку и запустят программы по подготовке офицеров в США. Но есть и пункты, которые как будто специально ставят целью надавить на болевые точки двух важных для Армении партнеров — Москвы и Ирана. Они выглядят так: «Соединенные Штаты направят в Армению аналитические группы для проведения на месте оценки военно-воздушных сил и возможностей ПВО с учетом интеграции Армении в Объединенную систему ПВО ОДКБ» и «ЕС и Армения обсудили необходимость снижения зависимости Еревана от российской военной техники и технологий, а также уменьшения зависимости от предоставляемого Россией военного образования и подготовки», а также «Соединенные Штаты окажут необходимую помощь для значительного развития военного и оборонного потенциала Армении и укрепления пограничного контроля и безопасности границ, уделяя особое внимание границе с Ираном» В первом случае у Москвы должны появиться опасения, что некие ценные сведения о структуре ее ПВО могут оказаться в руках Вашингтона, во втором — Иран должен занервничать, что на его границах могут оказаться самые настоящие солдаты НАТО.
Ко всему этому стоит добавить, что убедительных доказательств реальности написанного в Caliber. Зато Мария Захарова, отвечая на вопрос RT, вполне уверенно назвала сведения « утечками » и заявила, что ожидает от Еревана «дезавуирования» этой информации. Если прибавить к этому еще и распространение публикации Caliber. С азербайджанской точки зрения, у Армении не должно быть адвокатов, а суд должен вестись в рамках ветхозаветной морали — око за око, зуб за зуб.
Реализовать этот план до конца у Ильхама Алиева пока не получилось — хотя он делает все возможное. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Ведь Макрон хочет стать главным военным союзником Армении, чтобы вытолкнуть с этой позиции Россию.
Этот факт уже заслуживает самого пристального внимания. Просто потому, что февральское военное обострение- первое за несколько месяцев затишья. Как и в прежние времена, стороны дают разные картинки происходящего.
В Баку утверждают, что имело место армянская провокация, тогда как министерство обороны Армении доказывает, что огонь по их позициям в районе села Неркин Ханд открыла азербайджанская сторона. При этом комментаторы из Еревана особо подчеркивают, что нынешние инциденты происходят на территории не Карабаха, а собственно Республики Армения. Что позволяет зафиксировать этот инцидент вне зависимости от ответа на вопрос, кто первым начал?
Тем более, что в скором времени полной объективности в установлении ответственных добиться не получится. Мы воочию убедились, что мирный процесс не стал необратимым, что бы ни говорили политики и дипломаты в канун новогодних торжеств. В декабре 2023 года не было недостатка в оптимистичных прогнозах.
Между тем, стоило бы обратить внимание на январский комментарий такого искушенного дипломата, как помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев. В интервью «Berliner Zeitung» он констатировал, что между сторонами имеется значительный прогресс по тексту мирного соглашения, но при этом остается «несколько нерешенных вопросов. Заметим, что в случае с Арменией, потерявшей Карабах, речь идет и о переформатировании самого государственного проекта, в котором армянское самоопределение провозглашалось бы в отрыве от нагорно-карабахского.
Сегодня Армения и Азербайджан, несмотря на многократные призывы друг к другу согласовать очередной драфт мирного договора, сохраняют противоречия. И по-прежнему обе стороны находятся в разных «скоростных режимах» движения к миру. И понимают они его по-разному, для Еревана важно «спасение лица», а для Баку- само утверждение в регионе.
Увы, старая истина подтверждается снова. Если конфликтующие стороны не достигают серьезных компромиссов, или достигнутые компромиссы незначительны и не слишком обязывающие, сохраняется риск возобновления противостояния. В той или иной форме.
Нагорный Карабах, территория с преимущественно армянским населением, находилась под контролем Азербайджана. Когда в конце 1980-х годов Советский Союз начал распадаться, региональный парламент Нагорного Карабаха проголосовал за объединение с Арменией. Азербайджан стремился подавить сепаратистское движение, а Армения его поддержала. Эти обстоятельства спровоцировали этнические конфликты, которые переросли в полноценную войну после того, как Армения и Азербайджан провозгласили независимость от Москвы. После этого последовали годы насилия и лишений. За прошедшие годы число погибших достигло десятков тысяч, а более миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома. Появились сообщения об этнических чистках и массовых убийствах, совершаемых обеими фракциями. Первоначальный нагорно-карабахский конфликт завершился соглашением о прекращении огня, достигнутым при посредничестве России в 1994 году.
По окончании боевых действий армянские силы установили контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими к нему регионами. Согласно соглашению, Нагорный Карабах сохранял свой статус в составе Азербайджана.
Двадцатого марта премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил об отсутствии общепризнанных карт, на основе которых должен быть осуществлен процесс делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы. Есть согласие о том, что Армения и Азербайджан признают территориальную целостность на основе Алма-Атинской декларации 1991 года, и есть взаимопонимание, что должен состояться процесс делимитации. Для этого политической основой должна быть Алма-Атинская декларация», — сказал он. А ведь еще двумя днями ранее руководитель правительства Армении заявил, что процесс делимитации и демаркации границы между Ереваном и Баку переходит к практическому этапу. Однако попытка начать этот процесс показала, что он находится в глубоком тупике. Еще в прошлом году Армения предлагала Азербайджану варианты возможного прохождения и порядка функционирования Зангезурского коридора, но они категорически не устроили Баку. В советское время там и так проходила железная дорога и строилась автомобильная дорога», — заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в начале этого года. Кроме того, он в категорической форме потребовал, чтобы транзит по территории Армении осуществлялся без каких-либо проверок.