Новости история выборов в россии кратко

В условиях усиливающегося давления на Россию со стороны Запада, постоянных попы-ток вмешательства во внутренние дела, в том числе в выборы с целью дискредитации выборов. Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. С 15 по 17 марта пройдут выборы президента Российской Федерации. Отдать свой голос за кандидата сможет каждый гражданин России, достигший ко дню голосования совершеннолетия, а также включенный в списки избирателей.

Выборы и избирательное право в истории России

Всего история дореволюционного парламента в России насчитывает не более 12 лет. Центризбирком провел просветительский марафон об истории выборов в России. Выборы Выборы президента России 2024 История Культура Общество Политика Праздники Москва Республика Крым Севастополь.

История президентских выборов в России в ХХI веке

Легитимность главы государства в таких условиях не может быть поставлена под сомнение никем и ничем. В 21-м веке ни один из лидеров развитых стран за одним исключением не получал подобного кредита доверия от своего населения. И слово "доверие" в ночь на 19 марта прозвучало несколько раз. Газеты и телеканалы США и Западной Европы давно выработали свой стиль освещения политических процессов, происходящих в России. Большая часть прессы Старого и Нового Света заранее считает, что в нашей стране власти контролируют все и вся и без их указания нельзя пойти даже на маленькое отступление от "генеральной линии партии". И в эти президентские выборы светила западной демократии прошлись по избирательному процессу в России, но в отличие от прошлых голосований, практически никто из них не говорил о "каруселях", подтасовках и иных формах "накрутки" голосов подробности.

Заседания собора открылись в Москве в первой половине января 1613 г. Вопрос об избрании царя решался в обстановке острой избирательной борьбы: среди участников собора были сторонники русского, польского и шведского выбора, в том числе и те, кто сотрудничал с интервентами и самозванцами. Претенденты, как и во время избрания Бориса Годунова в 1598 г. Избирательная борьба и выборная агитация свидетельствует о росте политического самосознания в Русском государстве.

С точки зрения ментальности того времени важно, что прежде, чем приступить к избранию нового царя, был назначен строгий трёхдневный пост и моления. Члены собора решили не избирать на русский трон иноземного правителя. Это мало упрощало ситуацию. Только российских претендентов было около 10 человек, в том числе представители старых княжеских фамилий, связанных с Рюриковичами и Гедеминовичами: Ф. Мстиславский и В. Называли также и руководителя народного ополчения князя Д. Пожарского и князя Д. Трубецкого, тесно связанного с казаками. В такой ситуации переговоры могли зайти в тупик.

Именно тогда и возникла во многом компромиссная кандидатура М. Романова, который хотя и косвенно как внучатый племянник Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного был связан с династией Рюриковичей. Несомненно, что, согласно всем источникам, большую роль в избрании Михаила Романова сыграли участвующие в соборе донские казаки. Именно их представитель и выкрикнул М. С казаками после Смуты было принято считаться. Позднейшие льготы донскому казачеству от династии Романовых связаны в том числе и с этим событием. Смута научила русских людей быть осторожными. Не случайно, решив выбор Михаила Романова, собор отложил оглашение избрания на две недели, до 21 февраля. Только после этого в Кострому Ипатьевский монастырь, где вместе с матерью инокиней Марфой жил Михаил, было направлено посольство во главе с рязанским архиепископом Феодоритом, келарем Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Шереметевым.

Они от лица всей русской земли просили Михаила на царство. В качестве дополнения: в середине XVII века сословно-представительная монархия будет переживать кризис, соборы будут терять значение и больше никто не будет думать, что царя можно избрать. Платонов С. Гребельский и А. Историки о выборах царя. Обращают на себя внимание первые выборы русского царя Бориса Фёдоровича Годунова. Сам земский избирательный собор 1598 г. Значительное внимание уделили выборам Бориса Годунова такие историки, как С. Соловьёв, Н.

Костомаров, В. Ключевский отмечавшие, что порядок выборов царя не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборного заседания, апелляции к мнению торгово-посадского населения, достижение компромиссов между боярскими группировками. Выдающийся русский историк, академик С. Платонов уже в начале ХХ в. Ближе всего к пониманию ситуации конца XVI в. Скрынников — профессор Ленинградского, а затем Санкт-Петербургского университета. Более тридцати лет назад в 1980 г. В значительной мере исследование Р. Скрынникова явилось основой наших современных размышлений о событии конца XVI в.

Когда избирали Бориса Годунова? Социальные и политические сдвиги второй половины XVI в. Значительное влияние на эволюцию государственного строя оказали и земские соборы, которые явились одной их форм представительства свободных сословий за исключением крепостных крестьян и холопов во властных структурах. Их появление было связано с развитием сословно представительной монархии. Считается, что 1 августа 1598 г. Прежде чем принять это традиционное представление, следует проверить дату, обозначенную в документе. Эту идею и выдвинул Р. По традиции подписи проставлялись на обороте соборных приговоров. Члены собора группировались по чинам в строго иерархическом порядке.

Бояре ставили подписи вместе с боярами, стольники со стольниками и т. Поэтому списки думных людей составлялись с особой тщательностью. Для датировки утвержденной грамоты эти списки имеют самое первостепенное значение. Основной факт состоит в том, что соборный приговор об избрании Бориса на трон отразил состав Боярской думы не на 1 августа 1598 г. При этом важно отметить, что в указанные месяцы в думе произошли большие перемены. По случаю коронации Борис раздал многим лицам думные титулы, и эти назначения учтены в утвержденной грамоте1. Власти не желали признать, что соборный приговор об избрании Бориса Годунова был составлен задним числом, спустя много месяцев после его коронации. Поскольку люди XVI в. Фёдора сына Ивана Грозного.

Следуя этому образцу, канцелярия снабдила соборный приговор об избрании Борис Годунова датой 1 августа, чтобы доказать, что коронация состоялась как раз через месяц после его соборного избрания. Выявление подлога в избирательной документации Бориса поднимает вопрос о степени ее достоверности. Претенденты на престол. В последние годы жизни царь Фёдор Иванович полностью устранился от дел управления. Он оказался первым из московских государей, умершим без завещания. В последние часы жизни, когда приближенные просили Федора назвать имя преемника, он по обыкновению сослался на волю божью2. Женой царя Фёдора была родная сестра Бориса Годунова — Ирина. И он прекрасно понимал, что пострижение сестры царицы уменьшит его шансы на избрание, и потому вопреки воле Федора пытался учредить правление царицы. В силу традиций Русского государства присяга вдове царице была делом неслыханным.

Современников возмущала поспешность, с которой Борис рвался к трону и старался учредить правление вдовы царицы.

В чём особенность выборов сейчас? Что такое Земский собор и какие полномочия были у Государственной думы в Российской империи? Спикеры Знание.

А инициатива избирателей по выдвижению своих кандидатов наталкивалась на значительные трудности организационного и технического порядка. В 1991 г. Выборы в современной России Современная избирательная система сложилась в 1993—1995 гг. Избирательная система современной России строится на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно Конституции РФ в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы ст. Выборы Президента Российской Федерации проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. Порядок формирования Федерального Собрания, парламента страны, смешанный, поскольку осуществляется на основе различных процедур. Нижняя палата Государственная Дума формируется путем прямых выборов 450 депутатов. С 1993 г. В результате новейших реформ избирательной системы России с 2007 г. Процедура формирования Совета Федерации, верхней палаты парламента, претерпела за последние годы существенные изменения, хотя его количественный состав сохранился. В 1993 г. В соответствии с Законом 1995 г. В его состав стали входить глава законодательного органа и глава исполнительной власти каждого субъекта Федерации. Однако Совет Федерации не утратил при этом своих представительских функций, поскольку его члены проходили через процедуру региональных выборов. В третий раз порядок формирования верхней палаты был изменен в 2000 г. Остальные параметры избирательной системы России из числа основных представлены в табл. Таблица 12. Парламентские и президентские выборы в России[106] Общие контуры российской избирательной системы складывались и реализовывались в ходе федеральных выборов начиная с избирательных кампаний 1993 г. Какие тенденции проявились за этот период? Какова оказалась роль выборов в политическом развитии России?

Михаил Горбачёв

  • История выборов президента России: кандидаты за все годы, факты: Политика: Россия:
  • Приходите выбирать. Как в царской России и в СССР обеспечивали явку
  • Выборы и избирательное право в истории России
  • Выборы в 1991 году
  • Выборы в России: история и современность - презентация онлайн
  • Когда в России появились выборы

Лекция 16. Избирательный процесс в россии

  • Льготные категории посетителей
  • История выборов в России: выборы новейшего времени
  • Преемственность высшей власти. История выборов Президента СССР, РСФСР, РФ
  • История президентских выборов в России — Газета "Наше время"

реферат "Страницы истории выборов в России"

Оказывается, «государственный террор» против германских объектов — это объявление войны! Вот как! Тогда почему же мы не видели таких же возмущённых колонок от Bild и иных германских газет после взрыва «Северных потоков»?.. Ах, как нехорошо получилось! Уверен, автор упомянутой заметки, спроси его об этом в лоб и предложи написать на этом основании «Вашингтон — наш враг!

Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. В Древней Греции применялось открытое голосование и тайное баллотирование с помощью жребия. В Афинах существовал еще один тип тайного голосования — так называемый, «суд черепков»: по нему община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования была предельно простой: участник получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специально огороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным. В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это несколько театрально: кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку — «избирательный бюллетень», писал на ней имя кандидата и опускал в урну. Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция. Она способствовала возникновению таких понятий, как «активное право», «списки избирателей», «Права человека и гражданина». Активное право получали граждане в возрасте 21 года. За годы революции французы проделали путь от подданных короля к статусу гражданина. Слово «гражданин» произносилось с гордостью. На новгородской земле была сформирована феодальная республика.

В Положении о выборах депутатов Государственной Думы были заложены основы современной избирательной системы, которые впоследствии уточнялись, развивались, совершенствовались или были преобразованы в иные. Решение о введении поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием, было принято на референдуме 17 марта 1991 года. Первые выборы Президента Российской Федерации состоялись 16 июня 3 июля прошел второй тур выборов 1996 года. На сегодняшний день сформирована цельная правовая база организации выборов. Российское законодательство достаточно жестко регламентирует процедуру подсчета голосов в участковых избирательных комиссиях. Так, начиная с 1997 года, действует норма, согласно которой сортировка избирательных бюллетеней при подсчете голосов производится с оглашением их содержания и предъявлением бюллетеня для визуального ознакомления, а с 2002 года — норма, обязывающая производить подсчет рассортированных бюллетеней путем их перекладывания. Регламентированы также процедуры погашения неиспользованных бюллетеней, подсчета данных, содержащихся в списках избирателей, заполнения итогового протокола.

Глазьев Сергей Юрьевич 2 850 063 4,10 4. Хакамада Ирина Муцуовна 2 671 313 3,84 5. Малышкин Олег Александрович 1 405 315 2,02 6. Миронов Сергей Михайлович 524 324 0,75 Против всех 2 396 219 3,45 Миссия наблюдателей ОБСЕ в своём итоговом отчёте сочла, что «В то время, как в техническом плане выборы были организованы весьма компетентно, в особенности со стороны ЦИК России, в целом принципы, необходимые для проведения нормальных демократических выборов, не были адекватно отражены в избирательном процессе. В ходе избирательного процесса не были соблюдены важные обязательства, касающиеся недискриминационного отношения государственных СМИ к кандидатам и принципа тайного голосования»14. Зафиксированные некоторые упущения и недостатки в ходе подготовки к выборам, при организации предвыборной агитации и проведении голосования не повлияли на свободное волеизъявление избирателей и на итоги голосования. Президентские выборы в России 2008 Выборы Президента России в 2008 году состоялись 2 марта, как и было определено Советом Федерации. Медведев, от Коммунистической партии Российской Федерации — Г. Зюганов, от Либерально-демократической партии России — В. Жириновский, лидер Демократической партии России А. Последний был зарегистрирован как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, то есть после сбора 2 миллионов подписей, так как он не был выдвинут партией, имеющей представительство в Государственной Думе пп. Зарегистрированные кандидаты: 1. Богданов А. Андрей Богданов заявил, что лейтмотивом его кампании станет тема семьи, в том числе, как модели идеальных отношений между гражданином и государством. Жириновский В. Заместитель Председателя Государственной думы с 2000 , основатель и председатель Либерально-демократической партии России, член Парламентской ассамблеи Совета Европы. Баллотировался в президенты в 1991, 1996 и 2000 годах, на первых занимал 3 место, на остальных двух 5 место. Зюганов Г. Баллотировался в президенты в 1996 и 2000 годах; оба раза занял второе место. Медведев Д. Курирует реализацию национальных проектов. По мнению наблюдателей Парламентской Ассамблеи Совета Европы19, результат выборов действительно отражает волю народа. Наблюдатели ПАСЕ указали на ряд нарушений в ходе выборов: вопросы у наблюдателей вызвала регистрация кандидатов; обращалось внимание на то, что кандидаты не имели равного доступа к СМИ; обращалось внимание на применение административного ресурса для обеспечения более высокой явки избирателей. По мнению наблюдателей, всё это ставит под сомнение справедливость выборов. Однако, делают вывод наблюдатели, даже если бы указанные недостатки были устранены, результаты голосования бы не изменились. Наблюдатели ПАСЕ констатировали: Народ России проголосовал за стабильность и преемственность, которая ассоциируется с действующим президентом и с поддерживаемым им кандидатом. Избранный президент будет иметь солидный мандат большинства россиян. Руководитель Центра сравнительных избирательных исследований в Париже, профессор Парижского университета Бернар Оуэн сказал: Россия обрела экономическую и политическую самостоятельность, это сильная демократическая страна, темпы развития которой опережают западные страны, и она может участвовать в формировании критериев оценки выборов международных организаций, в том числе и ОБСЕ. Ни в одной стране мира сегодня не существует абсолютно свободных и прозрачных выборов. Поэтому мы взамен старой формулировки «открытые и справедливые выборы» используем новую формулировку — «в основном открытые и справедливые». Насколько я могу свидетельствовать, выборы в России соответствовали этому критерию20. Президентские выборы в России 2012 Выборы Президента России, в соответствии с решением Совета Федерации, состоялись 4 марта 2012 года21. На выборах официально были зарегистрированы 5 кандидатов — четыре представителя от зарегистрированных партий и один самовыдвиженец. Впервые президент России избирался на 6 лет.

Десять любопытных фактов о выборах президента России 1996 года

К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Вместе с тем значительная часть населения — женщины, студенты, военнослужащие губернаторы, градоначальники, служащие полиции — не имела избирательных прав. До февраля 1917 года было созвано четыре думы, а затем пришел конец не только российской монархии, но и фактически завершилась краткая история развития парламентский традиций начала ХХ века. После октября 1917 года законодательная и исполнительная власть были представлены в Советах народных депутатов. Возрождение российского парламентаризма произошло после распада Советского Союза и провозглашения независимости России. В декабре 1993 года россияне избирали Государственную Думу. Государственная Дума — это, прежде всего, законодательный орган. Её основная функция — законотворчество. Законодательный процесс построен Конституцией так, что именно Дума играет в нем основную роль ст.

Наряду с законодательными функциями депутаты Государственной Думы занимаются и другими видами парламентской деятельности, решая отнесенные к исключительному ведению нижней палаты вопросы. Среди них дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России; решение вопроса о доверии правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка России, Председателя счетной палаты и половины состава её аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности импичмент. Подготовка и рассмотрение вопросов на заседаниях Государственной Думы обеспечивается работой как отдельных её депутатов, так и создаваемых ею органов Советом Государственной Думы, комиссиями, комитетами, подкомитетами и депутатскими объединениями — фракциями и депутатскими группами.

Президентские выборы — 2000 31 декабря 1999 года, в новогоднюю ночь, Борис Ельцин объявил о своей отставке, не досидев полгода до конца президентского срока.

В соответствии с законодательством, в этом случае в трехмесячный срок должны были состояться досрочные выборы. ЦИК зарегистрировал 28 инициативных групп, которые выдвинули кандидатов на должность главы государства. Еще пятеро были выдвинуты избирательными объединениями. Количество необходимых подписей из-за сжатых сроков подачи документов было сокращено вдвое — с миллиона до 500 тысяч подписей.

Представить их смогли 15 штабов. В итоге ЦИК зарегистрировал 12 человек. За пять дней до выборов один из претендентов, Евгений Севастьянов, снял свою кандидатуру в пользу лидера «Яблока» Григория Явлинского. Кандидаты: Владимир Путин, 47 лет, премьер-министр России, самовыдвиженец; Геннадий Зюганов, 55 лет, КПРФ; Григорий Явлинский, 47 лет, партия «Яблоко»; Аман Тулеев, 55 лет, губернатор Кемеровской области, самовыдвиженец; Владимир Жириновский, 53 года, ЛДПР; Константин Титов, 55 лет, губернатор Самарской области, Российская партия социальной демократии, Союз правых сил; Элла Памфилова, 46 лет, общественно-политическое движение «За гражданское достоинство»; Станислав Говорухин, 64 года, кинорежиссер, партия «Отечество — вся Россия»; Юрий Скуратов, 47 лет, бывший генпрокурор России; Алексей Подберезкин, 47 лет, общественно-политическое движение «Духовное наследие»; Умар Джабраилов, 41 год, бизнесмен.

Владимир Путин, преодолев 50-процентный барьер, был избран президентом Российской Федерации. Вместо этого партии выставили «новичков»: Николая Харитонова и Олега Малышкина. Лидер «Яблока» Григорий Явлинский также не баллотировался. В итоге ЦИК зарегистрировал шесть кандидатов.

В советское время говорить о реальной демократии тоже не приходилось. Генеральные секретари избирались без участия народа, их путь на вершину государственной власти зависел от положения в партийной системе, все время существования СССР отличавшейся подковерными интригами, заговорами и чистками. Все изменилось с началом перестройки. Видя слабость верховной власти и ее неспособность провести необходимые реформы, республики начали обособляться от союзного центра. Среди них была Россия, которая в июне 1990 года объявила о своем суверенитете. Советский Союз умирал мучительно, а политическая система новой, демократической России, рождалась буквально на ходу. Времени для того, чтобы остановиться и передохнуть не было, события развивались слишком стремительно. Встал вопрос о введении президентского поста в России. В марте 1991 года прошел референдум, на котором соответствующая инициатива получила поддержку большинства граждан. Первые, российские, наши Выборы президента России состоялись 12 июня 1991 года.

Их отличительной особенностью была необычная для отечественной политической системы практика, когда вместе с президентом избирается и вице-президент. Такой принцип используется на выборах в США. Только там глава государства избирается на четыре года, а в 1991 году президент России избирался на пятилетний срок. Всего в избирательных бюллетенях было восемь кандидатов: Борис Ельцин вместе с кандидатом в вице-президенты Александром Руцким , бывший глава правительства СССР Николай Рыжков, тогда еще новичок избирательных кампаний Владимир Жириновский и глава Кемеровского облисполкома Аман Тулеев. Четверо кандидатов являлись членами КПСС. Как и предполагалось, ни один из претендентов на высший государственный пост не смог составить серьезной конкуренции Борису Ельцину. Популярность первого лидера новой России была тогда очень велика, высказываемые им идеи находили поддержку у большинства россиян.

Заполнить избирательный бюллетень можно не только привычным способом, лично придя на избирательный участок, но и онлайн. Граждане, желающие принять участие в дистанционном электронном голосовании ДЭГ , должны заранее подать заявление на портале госуслуг до 11 марта. Кроме того, с 6 марта заявление можно будет подать и через участковую избирательную комиссию. Оставить свой голос онлайн можно будет в дни проведения выборов — с 15 по 17 марта. Жители регионов смогут проголосовать онлайн на портале vybory.

Бюджет, возраст кандидатов и голоса граждан: выборы президента РФ в цифрах

XVII веках. Сословно-представительная демократия. Земская и городская реформы второй половины XIX в. Выборы в Государственную Думу Российской империи. Заключительный фильм проекта «Право выбора: история российского народовластия» охватывает Всероссийский референдум 25 апреля 1993 года, Всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федера Смотрите видео онлайн «История выборов в. сюжет: История выборов в России. Голос и право: история проведения президентских выборов в России. В Центре правовой информации ЦГБ им. М. Горького подготовили медиаурок «История выборов в России». Медиаурок познакомит пользователей сайта и социальной сети ВКонтакте с историей выборов, развитием избирательной системы России, с основными понятиями. В данной статье вы рассмотрите историю зарождения, становления и развития избирательной системы России.

12.5. Выборы в России: история и современность

24 апреля 2024г. в Центральной модельной библиотеке прошёл час истории «История выборов в России» для слабовидящих членов клуба «Надежда». Библиотекарь рассказала об истории выборов в России. История выборов президента в России Пост президента был учрежден в марте 1991 года, и первые выборы на эту должность состоялись 12 июня того же года. Впервые в истории страны выборы должны были стать прямыми, всеобщими и тайными. В Центре правовой информации ЦГБ им. М. Горького подготовили медиаурок «История выборов в России». Медиаурок познакомит пользователей сайта и социальной сети ВКонтакте с историей выборов, развитием избирательной системы России, с основными понятиями.

12.5. Выборы в России: история и современность

И тем не менее он это сделал, понимая, что его законопроект по избирательному праву, направленный на сокращение представительства в новом парламенте левых и демократических сил, через эту Думу не пройдет. Истины ради стоит отметить, что это был единственный «прокол» Николая II в части нарушения «конституции». Больше он подобного не допускал. И объяснялся этот шаг именно безвыходной ситуацией в управлении государством, конституционным кризисом. Поэтому многие исследователи «прощают» императору этот незаконный акт. Известный историк Ричард Пайпс в книге «Русская революция» описывает третьеиюньские события не как государственный переворот, а как непринципиальное нарушение конституции, имеющее целью создание жизнеспособного парламента, то есть как действие, произведённое в интересах развития системы представительного правления. Профессор А. Зубов называет манифест 3 июня «наименьшим злом» и «единственной возможностью сохранить парламентские законодательные учреждения». Новый избирательный закон существенно отличался от предыдущего. Правительство, подготовившее его, не скрывало своих целей: учитывая горький опыт двух первых несговорчивых «непослушных» созывов, надо было уменьшить представительство в Думе тех классов, слоёв населения и национальностей, представители которых в I и II Думах проявили себя оппозиционно. Один из авторов законопроекта С.

Крыжановский прямо писал: новая избирательная система давала «возможность предопределить число представителей от каждого класса населения, установив таким образом состав Думы в соответствии с видами правительственной власти». Согласно новому закону избиратели-горожане были разделены на две курии, с высшим и низшим имущественным цензом, но норма представительства более обеспеченных горожан была выше. Резко сократилось количество городов, выбирающих депутатов отдельно от своих губерний. Было уменьшено представительство Кавказа и Польши. Полностью лишились представительства в Думе все жители Средней Азии, кочевые киргизы и калмыки, жители Якутской области. Русское население Остзейских губерний и Царства Польского стало выбирать депутатов по отдельной курии, с большей нормой представительства, чем коренное население. Принципиальным новшеством явилось то, что отныне были отменены квоты по крестьянской и рабочей куриям.

Но на выборах 1193г возник острый спор между новгородцами. Вече стало избирать трех кандидатов на пост владыки. Их имена записывались на трех грамотках, которые помещались в Софийском соборе. В течение всей ночи отправлялась молитва, и после окончания службы посылали за первым встречным слепцом или ребенком, который выбирал одну из грамот. Так новгородцы узнавали имя очередного владыки. Процедура общегородского веча начиналась с ударов специального вечевого колокола, звук которого отличался от церковных колоколов. Услышав его, участники собрания сходились на Торговую сторону к Ярославову дворищу. Для избрания владыки собирались у стен Софийского собора. Правомочность веча определялась присутствием на нем должностных лиц Новгорода, представителей всех частей во главе со своими выборными лицами, представителей всех сословных групп городского населения. Затем начинались прения. По их окончании от имени правителей города предлагалось решение. Участники веча посредством криков должны были его принять или отвергнуть. В случае острых разногласий споры на вече могли перерасти в рукопашный бой на мосту через реку Волхов. Исход выяснения мнения новгородцев таким способом воспринимался как воля проведения и считался окончательным итогом голосования по спорному вопросу: большинство в буквальном смысле слова побеждало меньшинство. Иногда противостояние затягивалось на несколько дней. В случае равновесия сил сторон при посредничестве владыки вырабатывалось компромиссное решение. Хотя побоища и выглядят как нецивилизованные способы выяснения точки зрения жителей города, но свидетельствуют о неформальном характере выборов кандидатов на городские должности и о значительной избирательной активности новгородцев. По требованию одного из новгородских концов вече могло отстранить от власти и наказать любого избранного представителя власти в случае нарушения им общинных прав и обычаев. При смещении должностных лиц на вече обязательно предъявлялось обвинение от имени всего собрания. Поводом к обвинению могли служить не только злоупотребления или бездействие властей, но и стихийные бедствия, которые обрушивались на город. Решение веча оформлялось в виде речевых грамот, которые подписывали и скрепляли своими печатями владыка, посадник, тысяцкий и кончанские старосты. Эти решения были обязательными для всех жителей Новгородской земли. Несмотря на некоторую стихийность народного представительства, выборные институты Великого Новгорода способствовали сохранению устойчивости политического строя в городе на протяжении XIII — XV вв. Новгород лишился самоуправления и перешел под власть московских наместников. Так на Руси было окончательно покончено с вечевым строем и сопровождавшими его избирательными процедурами. К 1549 г. В XVI в. В истории первых Земских соборов принцип выборности представителей практически отсутствовал. Впервые делегаты, выбранные от уездного дворянства, присутствовали на соборе 1584 г. На соборе 1589 г. Это было связано с тем, что после смерти царя Федора династия Рюриковичей по мужской линии прекратилась. Избрание нового царя им стал Борис Годунов нуждалось в дополнительном обосновании. Характерно, что факт законности избрания Бориса подтверждался расширением состава собора за счет избранных представителей. Особое значение приобрело и само избрание Годунова на Земском соборе. Ему предшествовала ожесточенная борьба за власть. Формальное утверждение на царствование в условиях передачи власти от одного представителя династии другим сменилось реальным узаконением высшей власти монарха на основе выборов. Значение выборных механизмов формирования верховной власти возрастает по мере роста социально-экономического и политического кризиса в начале XVII в. Толпа москвичей, собравшаяся на Красной площади 19 мая 1606 г. Первое четкое упоминание о выборах представителей на Земский собор относится к 1610 г. Наиболее представительным стал собор 1613г. Выборы на собор проходили по сословно-территориальному принципу: участники избирались от всех сословий по территориям. Из-за того, что выборы затянулись, пришлось переносить даже срок открытия Земского собора. По оценке историков, всего в соборных заседаниях приняло участие 700 — 800 человек; были представлены не только боярство, духовенство, дворянство, посадское население, но и казаки, стрельцы, черносошное крестьянство. Избирались представители от сословий и на последующие Земские соборы. Характер и состав представителей из провинции определялся Разрядным приказом, ведавшим личным составом служилого дворянства. Выборы на местах проводились в съезжей избе, где избиратели определяли своих представителей. По мере перерастания сословно-представитель-ной монархии в абсолютную, а процесс этот растянулся на весьXVII в. Последний раз царская власть обратилась к авторитету Земского собора в 1563 г. Выборные начала присутствовали и в организации местного управления. К механизму формирования выборных органов на местах власти прибегли в XVI в. В центральных уездах, где было развито частное землевладение, начиная с 1539 г. Выборы в губные избы носили широкий сословный характер. На общем собрании населения в состав изб выбирались правители боярства и дворянства, а затем их кандидатуры утверждались царе. Из их числа утверждался и губной староста. В 50-х гг. Они завершали формирование местного управления, состоявшего и до этого из выборных в черносошных общинах старостах, сотских, пятидесятских, десятских. Выборные органы местного управления оказались даже в условиях сословно-представительной монархии весьма устойчивым властным формированием. В период опричнины, в 70-е гг. XVI в. В период средневековья царская власть вынуждена была считаться и с неизбежностью казачьего самоуправления. Выборы атаманов станиц и казачьих войск проходили на общем собрании казаков - казачьем кругу, напоминавшем по атмосфере и процедурам новгородское вече. Оберегая границы государства, казачество также ревностно защищало и свои права на выборы должностных лиц казачьего самоуправления, сохраняя древние традиции военной демократии. После Смутного времени выборные органы местного управления стали вытесняться приказно-воеводской администрацией, которая обеспечивала более твердую власть царя на местах, окончательно исчезли в 1699-1702гг. Абсолютная монархия, казалось бы, окончательно ликвидировала выборные начала самоуправления. Однако Петр I, проводя реформы в России по европейскому образцу, пытался внедрять общественные начала в управления городами. В 1699г. Россия вступает в новый знаменательный этап эволюции избирательного права. Создаются новые представительные Новоуложенная комиссия Екатерины II и сословные выборные органы самоуправления дворянские собрания и городские думы и суда заседатели. Законодательно регламентируются сословные политические, включая избирательные, права дворян и горожан жалованные грамоты дворянству и городам. Устанавливаются четко выраженные цензы: половые, возрастные, имущественные и оседлости. Контроль за проведением выборов возлагался на имперскую администрацию генерал-губернаторов, губернаторов. Манифестом Екатерины II 1766г. Выборы в комиссию проводились по сословиям, включавшим в себя все свободное население империи, и были двухступенчатыми. Избрание депутатов Уложенной комиссии сопровождалось составлением наказов от сословий, которые они должны были реализовать при составлении новых российских законов. Глав городского самоуправления избирали только городские домовладельцы. Выборы носили сословный двухступенчатый характер [2]. В результате либеральных реформ Александра II начался новый этап выборности органов общественного самоуправления. Освобождение крестьянства от крепостной зависимости привело к ликвидации вотчинной власти помещиков. Это потребовало формирования новой системы местного самоуправления. Были изданы демократические акты, установившие порядок избрания в земские и городские органы самоуправления, суд присяжных и мировой суд. Для кандидатов на выборные должности устанавливались цензы: возрастной, имущественный, образовательный, оседлости. Поскольку целью реформ, в частности, являлась модернизация и в некоторой степени европеизация социально- политической системы Российской империи, избирательное право стало более демократичным. В отличие от предшествующего дореформенного периода избирательными правами было наделено мужское население независимо от сословной принадлежности, включая крестьян, наделенных личной свободой и известными политическими правами. Однако оно не стало ни всеобщим, ни равным, несмотря даже на то, что активным избирательным правом были наделены женщины, удовлетворявшие установленным цензам и реализовавшие его через представителя по доверенности в процессе выборов в органы городского и земского самоуправления. Выборы в земские учреждения проходили на началах сословности, имущественного и возрастного ценза, многостепенности для крестьян, закладывая тем самым элементы неравенства в организацию этих представительных органов. В выборах участвовали все сословия 34 российских губерний. К участию в выборах допускались российские поданные, достигшие 25 лет, не состоящие под следствием или судом. Размеры имущественных цензов для представителей различных сословий и социальных групп дифференцировались: от 15 тыс. Для депутатов от сельских обществ имущественный ценз не устанавливался, но была введена система многоступенчатых выборов. Избиратели делились на 3 курии: землевладельцы, городские владельцы недвижимости и крестьянские общества. Выборщики, напрвленные волостными сходами из своей среды а волостной сход формировался путем выборов от сельских сходов , принимали участие в съездах гласных от сельских обществ.

Право быть «золотым» переходило по наследству в знатных родах, так что простолюдину нечего было и мечтать о таком звании. В итоге, отдельные боярские семьи стали властвовать над отдельными частями Новгорода. Куда уж тут до нужд народа и государства! Простое население все больше увязало в бесчисленных податях, процветали коррупция и беззаконие 3 Отсутствие выбора Хотя в упомянутые ранее эпохи все и было не благополучно, но неблагополучие это было самолично избранное. Но вот пришел на Русь монгольский воин и сам стал принимать решения. Татаро-монгольское иго консолидировало и централизировало русские земли. Вече кануло в прошлое — выбирать было некому и не из кого. Русские князья были подданными монгольских ханов и получали от них ярлыки на управление своими собственными землями. Власть Золотой Орды над Русью продолжалась два с половиной века. В итоге мы отстали во всех отраслях — технологической, экономической, культурной, политической. Ну, зато духом окрепли! Возросла вера, из великих притеснений выросла великая сила. Разразилась Куликовская битва, затем освобождение земель русских — в общем, полный катарсис и перезагрузка, как сейчас модно говорить. К середине XVI века в России окончательно сформировалась модель самодержавия. Первым принял титул царя Иван Грозный. Правило он неограниченно, самодержавно, впрочем, как и все русские монархи. Земские Соборы Грозный, конечно же, созывал, но этот орган был совещательным.

Там их итоги назвали "историческим шагом для русского народа и Советского союза". А также "частью перехода от диктатуры к системе, основанной на мирном волеизъявлении народа". И тотчас же пригласили Ельцина в Белый дом. Спустя месяц после выборов, 10 июля, состоялась инаугурация Ельцина. Он официально вступил в должность президента. Церемония прошла в Кремлёвском дворце съездов. Сейчас это здание называется Государственный кремлёвский дворец. Там теперь звёзды эстрады проводят свои гала-концерты. А президентами с 2000 года становятся в Большом кремлёвском дворце. Все инаугурации Путина прошли там. В начале церемонии вступления в должность президента Ельцин произнес присягу. Он её выучил наизусть — только один раз взглянул в текст. Вопреки правилам, Ельцин во время присяги положил руку не на Конституцию, а к сердцу. А Конституция России была принята только в 1993 году. Ещё одна любопытная деталь — Ельцин принимал присягу один, без вице-президента. Руцкой в это время сидел в зале. Хотя шли они на выборы вместе. Да и по американскому протоколу, если уж на то пошло, вице-президент стоит у трибуны рядом с лидером. Затем перед собравшимися выступил патриарх Алексий Второй. Только после него свою победную речь произнес Ельцин. Церемонию завершил главный проигравший — Горбачёв. Сразу после вступления в полномочия Ельцин постановил ликвидировать партийные организации на предприятиях. А также начал переговоры с Горбачёвым и лидерами других союзных республик. Речь шла о подписании нового союзного договора. Согласно этой идее, единое государство сохранялось, но республики приобретали больше полномочий. Но проект не был реализован. СССР распался. Всегда любопытно проводить политические аналогии. Да, параллели часто бывают несколько натянутыми, но… С Ельциным, например, многие сравнивают Навального. Не только журналисты и аналитики, но и представители властей.

История выборов в россии кратко

Сайт «Парламентской газеты» - это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp. В рубрике «Деловая экспертиза» публикуются материалы на правах рекламы.

Но только ли народ и народ ли вообще был участником веча? В исторической науке были и другие мнения относительно социального состава веча. Например, М. Племенное вече - верховный орган самоуправления и суда свободных членов племени с образованием государства и суда свободных членов племени исчезло, а в наиболее крупных территориальных центрах - городах правда, не во всех русских землях вече как форма политической активности городского населения появилось в XI-XII вв. Из утверждения историка вытекает лишь один вывод: народное вече с укреплением власти знати, как институт принятия решений, включая выборы, прекратило свое существование. На смену ему пришла другая форма управления, где управляла уже высшая часть административного государственного аппарата. В общепринятом понимании, скорее, представлении о вече, вечевые собрания предстают как некие митинги разгоряченной толпы, решения на которых принимаются по громкости крика. Однако, это не более, чем художественная фантазия.

Вече, все же, было достаточно хорошо организовано, иначе подобные собрания и не назывались бы так — вече собрание. Вече — это не толпа, кричащая что попало, а совещание, проходящее по строгим правилам. Предполагается, что велись даже протокольные записи вечевых собраний. Можно даже предположить, что вечевые собрания были вполне похожи на собрания современных парламентов. В свою очередь, А. Итак, говоря о социальном составе веча, следует заметить, что его народный характер не отрицает участия в собраниях и знати: князей, иерархов Церкви, бояр, купцов и прочих представителей знати. Выбирали и принимали окончательное решение именно простые горожане. Древнерусская знать, хотя и была сильной, но она не обладала необходимыми средствами для манипуляции мнением веча. Как и не выполнять его решения она тоже была не в силах. Какие вопросы решались на вече?

Вече, в первую очередь, ведало выборами князя - замещением княжеских столов. Например, есть классическое упоминание в Лаврентьевской летописи о вечевом собрании во Владимире 1176 года, где решался вопрос о выборе князя на престол после предательского убийства заговорщиками во главе с приемным сыном князя Андрея Боголюбского. После окончательного становления городов-государств, отношения князя и волости приобретают более систематический порядок. Принцип родового старейшинства при занятии княжеского стола, заменяется правилом всенародного призвания выбора князя. Например, Владимир Мономах был призван на княжение в Киев в обход родового старшинства. Такой порядок устанавливается по всей Руси по мере укрепления и становления городов-государств. Исключения из правил — вынужденные посажения на княжество Юрия Долгорукова в Киеве и Изяслава во Владимире лишь подтверждают общее демократическое, общинное правило в древней и средневековой Руси. Срок правления князя был неопределенным. Так, с 1095 по 1305 гг. Остановимся на договорном опыте во взаимоотношениях народного собрания и князя в Новгороде.

Вся волость считалась достоянием святой Софии и Великого Новгорода. Таким образом, вече Великого Новгорода с помощью договора ограничивало князя во владении собственностью, денежными средствами, четко определяло его полномочия и контролировало его деятельность. Другим важнейшим вопросом, которое решало вече, был вопрос войны и мира. Основу военной мощи Руси составляли вовсе не княжеские дружины, напоминавшие больше личную охрану, а народное ополчение, которое напрямую подчинялось вечу, то есть не могло выйти в поход без санкции и согласия народного собрания. Вече могло так же заставить князя заключить мир или отменить намеченный поход. Вечевые собрания выступали как посредники между князьями, если распри между ними угрожали безопасности и миру городу-государству. Вече могло заставить враждующих между собой князей выступить заодно против общего внешнего врага. Вече выступало в качестве инициатора сбора средств для военных походов, распоряжалось волостными финансами и государственным земельным фондом с работавшим на земле зависимым населением. Оно ведало вопросами войны и мира, санкционировало сборы средств для военных предприятий, меняло князей. Например, договор 1191 г.

Новгорода с Готским берегом и 1229 г. Смоленска с Ригой составлялись князьями по совету с вечем. Подобная практика была обычным явлением для русских земель. И это понятно, если учитывать, что князь — лицо временное, когда на смену одному князю приходит другой, а вече, земля, постоянны и неизменны. Важную роль играло вече в законодательной деятельности. По началу полномочия народных собраний в законодательной и судебной деятельности древнерусских земель были не очень большими. В знаменитой Русской правде нет упоминаний о вечевом законодательстве. В тоже время, в Новгороде и Пскове законодательство являлось исключительной прерогативой веча. В источниках отмечается, что имело место даже участие веча в политических судах над князьями и посадниками. Иными словами, при необходимости, вече властно вмешивалось и в судебную и в законодательную сферу жизни общества, смещало неугодных представителей и княжеской и общинной администрации.

Есть основания говорить и о том, что вече обладало правом выбирать церковных иерархов. Таким образом, народное собрание - вече принимало участие практически во всех сферах общественной жизни города-государства, хотя на практике это происходило именно по мере необходимости. Но и древнерусская знать не обладала соответствующими рычагами для подчинения народного собрания своей воле, и была не в силах саботировать решения веча. Достоинства и недостатки веча Вече, князь и другие институты власти Древней Руси на протяжении нескольких столетий находились в единстве, придавая стабильность и равновесие общественно-политической системе, обеспечивали социально-экономическое развитие земель. Общественный механизм регулирования был достаточно силен, чтобы обеспечить целостность и жизнеспособность системы. Древнерусское народоправство давало свободному населению возможность непосредственного участия в управлении государством. В тоже время, гарантируя его права как представителя социальной группы, оно не гарантировало права отдельного человека, как личности, который оказывался беззащитным, стоило только ему выпасть из соответствующей системы социальных связей. По мере усложнения древнерусского общества вечевые институты как форма прямой демократии постепенно несли в себе возможность социально-политических конфликтов. Недостаток вечевых институтов заключался также и в том, что они не обеспечивали прочную защиту от агрессии как со стороны Востока, так и со стороны Запада. Вечевая культура народного самоуправления понесла огромный урон от азиатского нашествия, когда Русь столкнулась с деспотизмом власти ханов, заставившей подчиниться Золотой Орде.

Монголо-татарское иго явилось страшным ударом не только по политическому институту прямой демократии, но и демографическому, экономическому и культурному, потенциалу Руси. Ордынское иго вызвало к жизни процессы, которые ускорили падение волостного строя и становление феодальных отношений. Процесс феодализации изменил прежнюю социальную систему: народ — знать — дружина — князь на иную: князь — служилое сословие — тяглое население. Изменилась и военная организация. В политике деградировало народное собрание. Одновременно росла власть князя, которая все меньше ограничивалась контролем веча. В праве ограничивались имущественные и политические права ранее полноправного населения. В духовной сфере осуществлялось оформление нового общественного порядка. В результате, вече как институт прямой демократии утратил свои позиции. В этих землях всем горожанам принадлежало право не только внутреннего управления, но и внешних отношений.

А ведь все это — проявления политической жизни. И мы с вами — обычные граждане — в силах изменить политическую жизнь страны в лучшую сторону. Как же это можно сделать? Прежде всего, участвуя в выборах. Но для того, чтобы не быть заложником политических игр, следует постепенно развивать свою политическую культуру. Именно с этой целью ежегодно в нашем городе проводится Месячник молодого избирателя, в котором участвуют все школы города, Заринский политехнический техникум, а также все учреждения культуры. Перед учениками выступила также Председатель Муниципальной избирательной комиссии г. Заринска Таисия Анатольевна Рубцова и вручила будущим молодым избирателям текст Конституции РФ — основной документ, который закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. На новгородской земле была сформирована феодальная республика.

В последующие века если население и привлекалось к управлению государством, то лишь на низшем уровне, на уровне местного самоуправления. Не раз проводились реформы местного самоуправления. Революция 1905 года и последующие созывы 4-х дум — это начало современности. Можно так сказать. Именно тогда россияне впервые узнали, что такое пиар не понятие, а сама суть явления, как особого вида деятельности, направленного на формирование общественного мнения по широкому спектру вопросов и столкнулись с предвыборной кампанией. В 1993 году с принятием новой Конституции Российской Федерации открылась новая страница политической России: особенностью правовой базы формирования органов государственной власти стали многопартийность, демократия и процедура проведения выборов. Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным. Мы избираем Президента, депутатов Государственной Думы. Голосуем за депутатов органов государственной власти республик, краев, областей. Не забываем мы выбирать и тех, кто работает в органах местного самоуправления.

В случае необходимости участвуем в референдуме — всенародном голосовании граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Участвовать в голосовании в России имеет право гражданин, которому к моменту голосования исполнилось 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Это и есть избиратель, т. Кто им обладает, тот имеет право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. А пассивное избирательное право — это право граждан РФ быть избранными в эти же органы. Разница между данными правами существенная. Пассивное избирательное право в большей мере, чем активное, подразумевает возрастной ценз например, в Государственную Думу может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года, а на должность Президента РФ — 35 лет и ценз оседлости Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Каждый из учеников — уже не просто ребенок. Он уже самостоятельная личность, которая может принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов! В жизни ребят будет ещё много выборов — маленьких и больших, простых и сложных.

Будут ли они голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти —они будут делать выбор. И от активности нашей молодежи, так или иначе, будет зависеть вся их дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет. И действительно все в наших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью. Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране.

Руководителем исполкома этого объединения стал Илан Шор. В комментарии RT он заявил, что цель новой политсилы заключается в победе на президентских выборах, которые запланированы на 20 октября. Создание новой политсилы стало ответом на стремление действующего руководства страны втянуть Молдавию в противостояние с Россией, считают эксперты. Оказывается, «государственный террор» против германских объектов — это объявление войны! Вот как!

История выборов в России

В данной статье вы рассмотрите историю зарождения, становления и развития избирательной системы России. Коллекция включает следующие разделы: история избирательной системы в России, избирательная система в современной России и учебно-методические ресурсы. Спикеры ий в рамках просветительского марафона «Выборы в России: история и современность» уже завтра расскажут о новейших технологиях и древних традициях нашей избирательной системы. Краткая история выборов президента России. "Первые всенародные выборы президента в новейшей истории России состоялись в июне 1991 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий