Так вспоминал о работе над фильмом “Чучело” его режиссёр Ролан Быков. Фильм «Чучело», вышедший на экранизацию в 1984 году благодаря Ролану Быкову, вызвал бурю эмоций и взрыв мнений среди зрителей.
Елена Санаева рассказала, почему в фильме "Чучело" снималась именно Орбакайте
Тогда Быков хотел взять на эту роль своего пасынка Павла Санаева, которого уже утвердил на другую роль, но он неудачно прошёл пробы. В итоге увидев Митю Егорова Быков воскликнул: "Мне нужен этот мальчик. У него серьёзное лицо и капризная губа! Кстати, больше мальчик не снимался, пошёл по наклонной дорожке и умер в молодом возрасте.
В роли дедушки Лены Быков видел своего тестя, замечательного актёра Всеволода Санаева, но незадолго до начала проб у них испортились отношения. В какой-то момент он даже хотел сам исполнить эту роль, но появление на пробах Юрия Никулина решило ситуацию. Ролан Быков пригласил Таню Проценко Мальвину из "Приключений Буратино" на роль Железной Кнопки, но актриса отказалась, потому что не хотела играть отрицательного персонажа.
Натурные съёмки проходили в городе Калинин ныне Тверь , а также в Торжке.
Однако Чучело, смысл которого глубок и многогранен, смотрят с интересом все новые и новые поколения зрителей. Краткое содержание фильма Чучело Основные герои фильма — школьники 6 класса одного из небольших провинциальных городов: Железная Кнопка — девочка с железным стержнем внутри, не предающая ни при каких обстоятельствах своих убеждений, и поэтому часто жесткая и жестокая; Дима Сомов — любимчик класса, мальчик из богатой семьи; Шмакова — красивая девочка, знающая себе цену и считающая свою красоту основным своим достоинством; Попов — обожатель Шмаковой; Валька — мальчик, для которого хороши все пути зарабатывания денег. Даже отлов собак для живодерни, хотя об этом он предпочитает все же не распространяться в классе; Мотя — дочь местной парикмахерши, мечтающая уехать от надоедливой матери в Москву к отцу; Лохматый — преданный Кнопке силач; Васильев — тихий мальчик, который в итоге оказывается самым сильным и честным из всех. Чучело — смысл названия В этот класс приходит новенькая — Лена Усольцева.
Веселая и добродушная, она сразу становится объектом насмешек новых одноклассников. За смешливость и неповоротливость они дают ей кличку Чучело, смысл которой еще и в том, что Лениного дедушку в городе все считают чудаком и за спиной называют «заплаточником». Он ходит в чиненой одежде и на последние деньги собирает коллекцию картин. Но основные проблемы девочки начинаются в тот момент, когда она берет на себя вину симпатичного ей мальчика Димы. Он проговаривается классной руководительнице о том, что весь класс прогулял уроки и сбежал в кино.
На заметку! Фильм снят по повести В. Железникова Чучело, смысл которой созвучен со смыслом фильма. Автор взял за основу историю, произошедшую с его племянницей, которая так же взяла чужую вину на себя и заслужила бойкот. Железная Кнопка, как действующий лидер класса, объявляет всеобщий бойкот Лене.
Остальные поддерживают ее. Потому что в качестве наказания за прогул, класс лишается поездки в Москву, о которой все мечтали. Наказание Лене приходится несладко. Ей облегчает жизнь лишь то, что Дима, чувствуя свою вину, находится рядом с ней, поддерживает ее. Но в один момент, испугавшись стать таким же изгоем в классе, он предает ее и присоединяется к большинству.
Это потом как из рога изобилия посыпались "Соблазн", "Дорогая Елена Сергеевна", "Роковая ошибка" и множество других фильмов, резко изменивших поэтику кино для подростков и молодежи. Но "Чучело" появилось гораздо раньше - до перестройки, до молодежного "бума" и уж конечно задолго до того, как нравственное разложение в среде юнцов стало для отечественного кино предметом пристального рассмотрения и даже, к сожалению, беззастенчивой спекуляции на этой теме. Когда ребята гнали по городу Лену Бессольцеву, когда, приплясывая под шлягер Аллы Пугачевой, сжигали на костре изображение Лены с надписью "Чучело - предатель", когда затравленная, потерявшая способность улыбаться девочка кричала своему деду: "Я не хочу жить! Я никогда не смогу радоваться! Многие не желали верить в то, что это правда, писали в редакции газет: "Это клевета, наши дети не такие". Но, увы, это была правда: дети узнавали в фильме свой класс, свою школу, себя.
Явление, запечатленное в фильме "Чучело", было принято в 70-х годах определять словом "бездуховность". Под противоположным же понятием - "духовность" - подразумевалась чаще всего приобщенность к гуманитарному образованию, то есть чтение книг, посещение театра и художественных выставок. Впрочем, уже на рубеже 70-80-х годов отечественные литература и искусство запечатлели новый, сложившийся в самой действительности социально-психологический тип: юного эрудита, способного бойко разглагольствовать о живописи или архитектуре, но абсолютно лишенного внутреннего, нравственного стержня. Становилось ясно, что распространенная в критической практике понятийная пара "духовность - бездуховность" используется со слишком расплывчатым или упрощенным значением. На экране предстали дети с опустошенными душами, не знающие веры, надежды и любви. Юнцы, уже погрязшие в эгоизме и зависти.
Самое яркое и сильное чувство, к которому они способны, - лютая ненависть к доброте, доверчивости и дружелюбию, олицетворенных в Лене Бессольцевой. Симптоматично, что даже исполнительницу на роль Лены оказалось найти среди многочисленных претенденток очень непросто. Было сколько угодно подростков, соответствующих образам Шмаковой, Сомова и даже Железной Кнопки, готовых привнести в них адекватные личностные свойства. А существо "с наивными, распахнутыми в мир глазами", какое требовалось режиссеру Быкову, не находилось. Потрясенный режиссер поделился в одном из своих интервью горьким выводом о том, что, по-видимому, "наивность осталась только как болезнь или притворство". Впрочем, покуда шли поиски исполнительницы, способной убедительно воплотить на экране главную героиню, Быков пришел к пониманию того, что "наивность" не вполне точное слово, не исчерпывающее сути этого образа.
Он пришел по ходу рассуждений все к тому же слову "духовность" и попробовал его наполнить внятным смыслом. От этого слова, размышлял Быков, "так близко до слова "дух", "духовность - дух - духовенство - семья слов одна". Далее, как бы вскользь, режиссер упоминает имя Христа. Но позволить мысли углубиться в этом направлении в те годы не представлялось возможным Если бы режиссер даже и сделал окончательные выводы о глубокой связи нравственности и религиозности, никто бы не разрешил ему их опубликовать. Однако не случайно Лена Бессольцева в фильме "Чучело", как и ее далекий литературный прообраз князь Мышкин, является в преображаемую среду откуда-то издалека. Ничего конкретного о недавнем ее прошлом в фильме не сообщается.
Она персонифицирует идеальное представление о детстве, попадая в общество не просто маленьких, а уже измельчавших существ. Героиня же представляет детство не как преходящий возраст, а как состояние души, которое точнее всего можно определить словами - чистота сердца. На роль Лены Бессольцевой была в конце концов счастливо найдена Кристина Орбакайте - "существо некрасивое, но прекрасное". Великолепно сыграла она искреннее первоначальное непонимание своей героиней того, что с нею реально происходит. Над нею смеются, издеваются, она же предполагает, что все это проявления пусть неуклюжей, но безобидной веселости. В ней видят дурочку, если не идиотку.
А Лена не понимает, не видит, что Димка Сомов предал ее, переложив свою вину на ее хрупкие плечи. Чистое сердце щедро: в трусливом подлеце Лена прозревает капельку отваги и видит только ее, пока она есть.
Внешний вид дома Бессольцевых снимали в Старице Тверская область , там же и развалины старой церкви в парке церковь Вознесения бывшего Вознесенского монастыря , в сенях которой сжигали чучело. Особенности В этом фильме Быков умудрился снять почти всю свою семью. Жена Елена сыграла учительницу Маргариту Ивановну, старший пасынок Олег исполнил роль старшего брата Вальки — Петьки, младший пасынок Павел — Васильева. Быков также хотел «протащить» в фильм своего тестя Всеволода Санаева , чтобы немного наладить с ним отношения. По его замыслу, тот должен был сыграть Николая Николаевича, но Всеволод Васильевич сразу после проб заболел. По версии Елены Санаевой, Всеволода Санаева довела до сердечного приступа его жена Лидия, не желая, чтобы фильм был перегружен "семейными актёрами", а по другой версии — у них снова разладились отношения. Сам Быков снялся в роли дирижёра оркестра, который показывают во время вступительных титров, а затем ещё несколько раз на протяжении фильма.
Крупно самого Быкова можно увидеть только в финале, когда его герой, стоя на причале, с тоской смотрит вслед пароходу, на котором уплывают Лена с дедушкой. Фильм вызвал большой резонанс среди советской киноаудитории, мнения которой разделились: одни требовали фильм уничтожить, так как он «позорил честь советских детей», другие, наоборот, восхваляли Быкова за такую «дерзость» и утверждали, что изображённая картина весьма реальна. Музыка Почти вся музыкальная дорожка фильма состоит из мелодий, которые не поощрялись тогда в советском кино. Композитор фильма София Губайдулина на тот момент входила в Хренниковскую семёрку. Помимо этого, в фильме трижды звучат композиции иностранных поп- и рок-групп , причём звучат они в сценах, в которых задействована Кнопка со своей компанией, словно подчёркивая их антигеройственность. В частности, сцена «очной ставки» разворачивается под песню Артура Александера [en] « Anna Go to Him » в исполнении The Beatles , а когда Кнопка и ребята идут за Леной в самом начале фильма, фоном является песня « Venus » кавер-версия хита голландской группы Shocking Blue. Также в фильме прозвучали песня Аллы Пугачёвой «Старинные часы» и композиция «Пасифик» латвийской группы « Зодиак » сцена, где ребята собирают хворост для костра, чтобы сжечь чучело Лены , а также песня "Куда уехал цирк" Валерия Леонтьева. Во время финальной сцены в школе звучит песня « Беловежская пуща » в исполнении детского хора. В Викицитатнике есть страница по теме В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 17 февраля 2012 года. Чему учит такая игра?
Фильм "Чучело" часть 1
Идея снять этот фильм пришла Ролану Быкову, когда он увидел, что его пасынок Павел Санаев зачитывается повестью Железникова. Режиссёр взял у него почитать книгу на ночь и к утру уже принял решение об экранизации. Очень тяжелыми получились пробы на подбор молодых актёров. Как-то Быков признался, что посмотрел около 27 тысяч анкет и проб школьников. Пробы шли по 12 часов в день. Кристина Орбакайте первоначально не прошла пробы, потому что Быков сначала хотел найти девочку более "ангельской" внешности. Но позже у него поменялось видение главной героини, и он вызвал молодую звезду на повторные пробы. Роль Димы Сомова первоначально должны были отдать Филиппу Янковскому, но в последний момент его родители передумали, потому что не хотели, чтобы мальчик начинал свою карьеру с отрицательной роли.
И теперь уже всеобщий любимчик Димочка рискует стать изгоем. Смысл фильма Чучело Весь фильм снят в серых однообразных красках провинциального осеннего города.
Хмурые люди, озабоченные своими проблемами, дети, рано вникающие в эти взрослые проблемы, пасмурное небо — все это создает ощущение безнадежности. Единственное яркое пятно — девочка Лена, появляющаяся вдруг среди этой серости. Почему фильм пришелся по душе и до сих пор современные школьники пишут сочинения на тему «В чем смысл фильма Чучело? Проблемы, поднятые в фильме, актуальны и по сей день. Авторы не приукрашивают действительность, не стараются сделать ее более приятной для глаз. Да, дети — самые жестокие существа. Да, им свойственно сбиваться в стаю вокруг сильного лидера, и гнобить тех, кто слаб. Или тех, кто им кажется слабым. И отношения в детском коллективе очень сильно будут зависеть от взрослых, которые находятся рядом с ним.
Чучело: смысл концовки А со взрослыми в фильме совсем беда… Погруженные в житейские проблемы, они не замечают что происходит с их детьми. Главное — накормлены и одеты. А чем они живут, что думают, о чем мечтают — это все лирика. Некоторые из них пытаются задавать вопросы школьникам, и даже заступаться за Лену. Но все это — дежурное поведение взрослых, без особого вникания, без интереса. И даже классная руководительница, которой по статусу положено знать, что происходит в ее классе, ведет себя отстраненно, отделывается стандартными учительскими фразами. О многом говорит ее взгляд в самом конце. Когда Лена и ее дедушка приходят в класс, чтобы попрощаться с ребятами и подарить школе картину.
Но есть и те, кто способен устоять перед несправедливостью общества и дать окружающим достойный отпор, при этом выйдя победителем в схватке с необоснованными издевательствами, а порой даже побоями. Так и героиня фильма, юная Лена Бессольцева, попадает в новую школу провинциального городка, где пытается стать частью компании.
Для этого она терпит насмешки и изощрённые издевательства. А детская, невинная и преданная любовь толкает её на путь самопожертвования и дальнейшего разочарования. Последнее полнометражное кино, в котором снялся Юрий Никулин. Кино, ставшее эталоном родительского непонимания и безответственного отношения педагогов к проблемам учеников.
Может быть, и в "Чучеле" предложена особая форма игры со зрителем? Однако чем дальше развивались события на экране, тем яснее становилось, что фильм - острейшая по своему содержанию драма, всерьез и достоверно изображающая жизнь.
В прошлом Быков радовал эксцентрическими и лирико-музыкальными комедиями. Зрители "Чучела" не раз задавали Быкову вопрос о том, почему он "изменил своему жанру". Просто конфликт между ничтожеством и личностью решительно изменился - из комического он на глазах превратился в трагический: мещанин и обыватель, ничтожество и бездарность не испытывают больше комплекса неполноценности перед личностью. Появился комплекс тотальной "полноценности" обывателя перед личностью, а это уже не смешно". От прежнего режиссерского стиля Быкова в "Чучеле" осталась лишь малая толика идеализации действительности. Это касалось, впрочем, лишь изображения школы, ее интерьеров - словом, того нарядного фасада, за которым назревал напряженный конфликт.
Несоответствие видимого и сущего подчеркивалось ироническим рефреном: по утрам директриса с людоедской улыбочкой встречала детей на пороге школы, повторяя с заученной елейной интонацией: "Здравствуйте... Едва переступив порог класса, она споткнулась о чью-то ловко подставленную ногу, упала под дружный хохот новых своих товарищей и, поднявшись, ответила заливистым смехом. И кличка сразу прилипла к девочке с немодными косичками, большим ртом и доверчивой улыбкой. У Чучела появился защитник - Димка Сомов. Он великодушно взял новенькую под свою опеку. Высокое положение в классной иерархии давало ему возможность пойти наперекор большинству.
К тому же Димка еще раз подтвердил репутацию смельчака. Доверчивое сердце Леночки вмиг раскрылось навстречу отважному рыцарю, она влюбилась открыто, безоглядно, преданно... А потом случилась банальная история: класс сбежал с уроков в кино, за что и был лишен страстно ожидаемой поездки в Москву. Разочарование детей мгновенно сменилось ожесточением: "Кто накапал?! В этом "кто? Предателем же был "герой" - Димка.
И в тот момент, когда Железная Кнопка твердой рукой идеолога и борца за чистоту рядов коллектива повела дознание, Димка сник, полинял, струсил. А Лена сделала шаг вперед и сказала: "Это я! С того момента, когда класс объявил Лене "самый жестокий бойкот", зрителям "Чучела" едва ли хотелось "войти в экран", напротив, они предпочли бы отвернуться, не видеть происходящего. Нелегко ныне восстановить в памяти безмятежный ландшафт детского кинематографа, на фоне которого появилась картина "Чучело", напрочь сметавшая благостный стереотип школьного фильма. Это потом как из рога изобилия посыпались "Соблазн", "Дорогая Елена Сергеевна", "Роковая ошибка" и множество других фильмов, резко изменивших поэтику кино для подростков и молодежи. Но "Чучело" появилось гораздо раньше - до перестройки, до молодежного "бума" и уж конечно задолго до того, как нравственное разложение в среде юнцов стало для отечественного кино предметом пристального рассмотрения и даже, к сожалению, беззастенчивой спекуляции на этой теме.
Когда ребята гнали по городу Лену Бессольцеву, когда, приплясывая под шлягер Аллы Пугачевой, сжигали на костре изображение Лены с надписью "Чучело - предатель", когда затравленная, потерявшая способность улыбаться девочка кричала своему деду: "Я не хочу жить! Я никогда не смогу радоваться! Многие не желали верить в то, что это правда, писали в редакции газет: "Это клевета, наши дети не такие". Но, увы, это была правда: дети узнавали в фильме свой класс, свою школу, себя. Явление, запечатленное в фильме "Чучело", было принято в 70-х годах определять словом "бездуховность". Под противоположным же понятием - "духовность" - подразумевалась чаще всего приобщенность к гуманитарному образованию, то есть чтение книг, посещение театра и художественных выставок.
Краткое содержание «Чучело»
смотрите кино полностью на «Кино ». Наоборот — в разговоре со своим дедушкой, которого в фильме «Чучело» сыграл Юрий Никулин — она оправдывает Сомова! Художественный фильм «Чучело» — один из наиболее проблемных фильмов переходного периода, запрещаемый и восхваляемый, подвергавшийся многочисленным обвинениям и удостоенный многих наград. Смотреть онлайн фильм Чучело (1984) в онлайн-кинотеатре Okko. Именно об этом ведётся повествование в фильме «Чучело», о том, как дети становятся изгоями общества, рушатся моральные принципы и человеческие ценности. Содержание фильма Ролана Быкова «Чучело».
Чучело (фильм)
Веселые, живые, резвятся, собравшись на скамейке погожим осенним днем. Мальчики неуклюже, еще по-детски ухаживают за девочками. Хорошенькие девочки держатся с достоинством принцесс. Но стоит камере приблизиться, стоит зрителю рассмотреть их как следует и услышать их разговоры, как все очарование сценки пропадет. В беседах ребят - ранний житейский опыт, в интонации - яд циничной иронии. Валька-Живодер влюблен в деньги истово, до самозабвения. Бескорыстие для него - признак крайней глупости.
Кем-то упущенная возможность наживы - почти что личная драма. Красивая Мариша замкнулась в холодном ожесточении. Недетская тоска в ее глазах, сухо и твердо глядящих из-под козырька кепочки. Люто ненавидит она родной город, презирает свою мать-парикмахершу. Маришино "в Москву, в Москву! Модница Шмакова - вполне сложившаяся, профессиональная интриганка.
Вкрадчивый лисий голос, льстивая улыбочка на лукавых губах. Да, с таким талантом Шмакова сделает карьеру. Понимает девочка толк в искусстве управления людьми. Знает, что, обладая ценной информацией, можно выждать и подороже продать товар. Умеет собрать компромат. Железная Кнопка - самый удивительный персонаж, своего рода открытие авторов.
Малышка с ледяным, голубым взором, она держит в руках весь класс. Не силой - как тупой громила Лохматый, не хитростью - как Шмакова. Держит волей и твердым, поистине железным ощущением своей правоты. Железная Кнопка - прирожденный идеолог, из тех, что могут умереть за "идею", однако с еще большей готовностью крушат головы других. И какова будет эта движущая идея, не так уж и важно. Ясно одно: даже к самой прекрасной цели Железная Кнопка погонит дубиной, у тех же, кого юный идеолог сочтет несогласными, колеблющимися или недостаточно активными, жизнь обратится в ад.
И наконец, Димка Сомов - признанный лидер класса. По характеристике самих ребят - "красавчик, голова на пятерки работает, и родители деньгу зашибают". Кроме того, Димка считается человеком отчаянно смелым. Впрочем, липовая его храбрость рассыплется в прах при первых серьезных испытаниях, и подлецом он окажется не простым, но психологически изощренным, с "достоевщинкой" и самоистязаниями. Фильм 1983 года заставлял зрителей поначалу усомниться: полно, да дети ли это? Может быть, авторы используют условный прием, показывают жизнь и драмы взрослых, сделав намеренно инфантильным облик персонажей, поручив исполнять их роли школьникам?
Тем более что режиссер фильма Ролан Быков был известен своим пристрастием к эксцентрике, к выразительным и подчеркнуто зрелищным формам воплощения авторской мысли, что сказалось в предшествовавших его картинах "Айболит-66", "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" и других.
Однако это вызывало очередные нарекания: как же, клоун играет ветерана войны! Тот факт, что Никулин сам фронтовик и успел сняться не в одной военной картине, бюрократы от искусства отметали как несущественный. К концу съемок Ролан Быков жестоко разочаровался в Кристине Орбакайте: дочка Пугачевой постепенно начала показывать норов. Переживания Ролан Быков, как обычно, доверял дневнику: «... Кошмар — Кристина другая!
Она банальна и даже вульгарна, сквозь нее просвечивает мелочность и злобное самодовольство. Сегодня она заявила, что время съемок кончилось. Она еще побаивается, а вот как развернется — вот будет дрянь. Но, как известно, фильм рождается трижды: в сценарии, на съемках и в монтаже. А тех, кто пытался вмешаться в монтаж, грозил прибить монтажным прессом прямо на заседании очередного худсовета. А дальше началось хождение по мукам — Госкино фильм не принимало, спасло картину только личное вмешательство Юрия Андропова, бывшего на тот момент генсеком.
Елена Санаева вспоминала: «Пришлось писать письмо Андропову.
Дальше издевательства над Леной, обрезанные волосы. Фильм — жуть.
Сколько детской жестокости, насилия, буллинга. Не все дети выдерживают досмотреть его до конца. Но смотреть этот фильм стоит.
И детям, и взрослым. Что взрослый, родитель может для себя взять, пересмотрев этот фильм? Каждый свое.
Сегодня мы просто представим одну из интерпретаций, которая очень важна в контексте «Воспитания без страдания». Фильм «Чучело» не о том, что дети плохи и жестоки, не о том, что их нужно воспитывать строже, и не о том, что подростковая жизнь такая… Он об отсутствующих взрослых. Приглядитесь, кого из взрослых вы видите в фильме?
Учительницу, дедушку и маму-парикмахера? Взрослых нет. Дети предоставлены сами себе, сами создают проблемы, сами же их решают.
При этом видно, что учительница пользуется огромным авторитетом у детей, некоторые даже заискивают перед ней. Но она занята своей свадьбой и больше ни о чем не думает.
В какой-то момент он даже хотел сам исполнить эту роль, но появление на пробах Юрия Никулина решило ситуацию. Ролан Быков пригласил Таню Проценко Мальвину из "Приключений Буратино" на роль Железной Кнопки, но актриса отказалась, потому что не хотела играть отрицательного персонажа. Натурные съёмки проходили в городе Калинин ныне Тверь , а также в Торжке. Съёмки начались осенью 1982 года.
Молодым актёрам на съёмках картины было настолько весело, что Кристину Орбакайте приходилось изолировать от детворы, чтобы она вжилась в свою драматическую роль. На пятый день съёмок девочка упала на лестнице и сломала руку. Гипс в кадре, конечно, нельзя было показывать, и режиссёр постоянно придумывал какие-нибудь ухищрения — снимал с другой стороны, со спины, в развороте. Кристина воспринимала все тяготы съёмок с честью и не жаловалась, но пошла наперекор режиссёру только раз, когда нужно было подстричься наголо.
Сорок лет фильму «Чучело». Травля стала буллингом, всё остальное актуально
О чем фильм? В 2020 году российский режиссёр Владимир Карабанов заявил о планах экранизировать повесть Владимира Железникова «Чучело» (1984). Премьера фильма «Чучело» режиссера Ролана Быкова состоялась 14 сентября 1984 года. Литературной основой сценария фильма "Чучело" послужила повесть писателя Владимира Железникова, опубликованная в издательстве "Детская литература" в 1981 году. Смысл концовки фильма “Чучело” достаточно простой: школьники осознали свою несправедливость именно к Лене Бессольцевой. В 1983 году был снят фильм «Чучело» по одноименной повести Владимира Железникова, в основу которой легла реальная история его племянницы. |. В новом выпуске хобби-шоу «Психология кино» Елена Новосёлова предлагает вспомнить одну из самых тяжёлых кинокартин — фильм «Чучело», снятый по одноимённой повести Владимира Железникова.
Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело»
Ведь чаще всего советские школьники в фильмах тех времен были показаны, как положительные герои, пионеры, комсомольцы, чистые душой и горячие сердцем. Искренняя история Лены Усольцевой, показанная без идеологических прикрас, завоевала сердца многих. Другие же требовали убрать дерзкий фильм с экранов, как порочащий честь советских детей. Однако Чучело, смысл которого глубок и многогранен, смотрят с интересом все новые и новые поколения зрителей. Краткое содержание фильма Чучело Основные герои фильма — школьники 6 класса одного из небольших провинциальных городов: Железная Кнопка — девочка с железным стержнем внутри, не предающая ни при каких обстоятельствах своих убеждений, и поэтому часто жесткая и жестокая; Дима Сомов — любимчик класса, мальчик из богатой семьи; Шмакова — красивая девочка, знающая себе цену и считающая свою красоту основным своим достоинством; Попов — обожатель Шмаковой; Валька — мальчик, для которого хороши все пути зарабатывания денег. Даже отлов собак для живодерни, хотя об этом он предпочитает все же не распространяться в классе; Мотя — дочь местной парикмахерши, мечтающая уехать от надоедливой матери в Москву к отцу; Лохматый — преданный Кнопке силач; Васильев — тихий мальчик, который в итоге оказывается самым сильным и честным из всех. Чучело — смысл названия В этот класс приходит новенькая — Лена Усольцева. Веселая и добродушная, она сразу становится объектом насмешек новых одноклассников. За смешливость и неповоротливость они дают ей кличку Чучело, смысл которой еще и в том, что Лениного дедушку в городе все считают чудаком и за спиной называют «заплаточником». Он ходит в чиненой одежде и на последние деньги собирает коллекцию картин.
Но основные проблемы девочки начинаются в тот момент, когда она берет на себя вину симпатичного ей мальчика Димы. Он проговаривается классной руководительнице о том, что весь класс прогулял уроки и сбежал в кино. На заметку! Фильм снят по повести В. Железникова Чучело, смысл которой созвучен со смыслом фильма. Автор взял за основу историю, произошедшую с его племянницей, которая так же взяла чужую вину на себя и заслужила бойкот. Железная Кнопка, как действующий лидер класса, объявляет всеобщий бойкот Лене. Остальные поддерживают ее. Потому что в качестве наказания за прогул, класс лишается поездки в Москву, о которой все мечтали.
Железняков переписал сценарий, превратив его в повесть, которую опубликовал журнал «Пионер». О том, что произошло дальше, расскажет "Рамблер". Публикация попалась на глаза Ролану Быкову, который загорелся идеей снять по ней фильм, пообещав Железникову взять все проблемы с руководством Госкино на себя.
Картина вышла мощная, о ней сразу заговорили. Во-первых, сам сюжет был совершенно не характерен для описания школьной жизни того времени, а во-вторых, юные актеры, сыгравшие в фильме отлично справились со своими ролями, показав отношения между детьми без прикрас и очень натурально. Фильм вызвал шквал эмоций.
Она селится в доме своего деда Николая Николаевича Юрий Никулин , бывшего военного, который коллекционируeт картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни. Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её. Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» девочка, фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели , «Лохматый» силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила , Шмакова первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё невыгодно , Попов подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот , Валька мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег , Марина мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву , Васильев самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не издевается над Леной и Сомов мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе. Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её дед, которого в городке называют «заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями. Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта.
Фильм о том, как можно переврать самые прекрасные идеи, превратив их в инструмент самоутверждения и травли. Автор одноименной повести Владимир Железников взял острый и жестокий сюжет «Чучела» из жизни собственной семьи — подобная история произошла с внучкой писателя.
Тяжелый, серьезный, суровый, фильм все-таки не оставляет ощущения безысходности, не вгоняет зрителя в тоску, а скорее заставляет задуматься над теми проблемами, с которыми хотя бы раз в жизни сталкивается любой человек. Актерский состав Интересно, что все дети, сыгравшие в этом фильме, вспоминают время работы над ним как чрезвычайно веселое, хотя съемки сопровождались множеством проблем и происшествий. Проблемы начались еще с подбора актеров. Творческая группа отсматривала тысячи мальчиков и девочек на главные и второстепенные роли, привлекались как самые обычные школьники, так и дети актерской среды — Филипп Янковский, Мария Миронова, Таня Проценко, сыгравшая на тот момент Мальвину в фильме Буратино, Яна Поплавская и многие другие. Актрису на главную роль режиссер выбирал почти из 17 тысяч девочек Советского Союза.
"Чучело" – правдивое кино о советских школьниках
Фильм снят по одноименной повести Владимира Железникова. © Кадр из фильма «Чучело». О том, почему юные главные герои картины именно такие, какие они есть, а также о причине буллинга в фильме «Рамблеру» рассказала психолог Эльвира Гарайшина. Литературной основой сценария фильма "Чучело" послужила повесть писателя Владимира Железникова, опубликованная в издательстве "Детская литература" в 1981 году. Кстати, фильм снят в г. Калинин (ныне Тверь), как олицетворении депрессивной провинции, откуда многие мечтают выбраться в Москву и другие крупные города. о кинодраме Ролана Быкова «Чучело».
Культовый советский фильм мог так и не выйти на экраны. Как снимали фильм «Чучело»
Владимир Вишняков ("Парламентская газета", 07 октября (№ 176), 2005) Первый общественный просмотр фильма Ролана Быкова "Чучело" проходил в 1984 году в обстановке повышенной секретности – на "Мосфильме" в маленьком зальчике собрались только свои, друзья, близкие. Именно об этом ведётся повествование в фильме «Чучело», о том, как дети становятся изгоями общества, рушатся моральные принципы и человеческие ценности. Содержание фильма Ролана Быкова «Чучело».
Откройте свой Мир!
Я всегда мысленно так матерюсь про себя. Чтобы у этих гадов руки поотсыхали. Но одно я знаю наверняка. Что всё к тебе возвращается таким бумерангом, что мама не горюй! И всем кто делает зло, рано или поздно будет в 3 раза хуже!
Где её носит? В самом разгаре съёмок произошло то, что поставило под угрозу весь съёмочный процесс. Кристина Орбакайте сломала руку. Кристина Орбакайте, актриса, певица: — Ролан Антонович сказал, что нет, актрису я не сменю, ждать было невозможно, 3 недели простоя съёмок, поэтому мы придумали зелёный шарфик второго режиссёра.
Вот и я с этим зелёным шарфиком, пока мне не сняли гипс, снималась в натурных съёмках. Перед началом каждой съёмки Быков проводил с актёрами психологические беседы. Он сразу предупредил, что глицерин капать в глаза не будут, плакать придётся самим. Одним из самых сложных эпизодов для ребят была сцена сожжения чучела на костре. Ксения Филиппова, исполнительница роли Железной Кнопки: — В рабочем моменте это было страшно. Горящий костёр, кричащая Кристина… Кристина Орбакайте, актриса, певица: — Эти сцены были, конечно, более актёрски сложные и для ребёнка очень драматичные, много слёз, много откровения. Конечно, порой нервы не выдерживали даже у меня.
Подчеркнем, что эмоциональная насыщенность и символический характер этого эпизода делают его крайне сложным для восприятия.
В нем явно конфликтной и противоречивой является мотивация поведения Димы, который и поджигает чучело. Мальчик, который еще несколько минут назад был полон решимости сознаться своим одноклассникам в том, что виновником ситуации, за которую они наказывают ни в чем не повинную героиню, был он сам, в этой сцене в ответ на команду одноклассников — «поджигай» — трусливо отвечает: «У меня спичек нет». Что же, по мнению зрителей, двигало рукой подростка в этот момент, что побудило его очередной раз предать свою заступницу, отвернуться от нее, стать ее палачом? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к полученным материалам. В качестве иллюстрации приведем размещение различных подвыборок испытуемых в пространстве факторов F1 «стремление к доминированию — эмоциональное принятие другого» и F2 «эгоизм — потребность быть членом группы», определяющих действия Димы Сомова при поджигании им чучела рис. Зрители, не имеющие опыта участия в буллинг- поведении как мальчики, так и девочки , имеют нулевые значения по оси фактора F2 «эгоизм — потребность быть членом группы», т. Характеризуя поведение Димы, они склонны приписывать ему мотивы, определяющие отрицательный полюс фактора F1 «эмоциональное принятие другого» : «милосердие», «чувство справедливости», «чувство любви», что свидетельствует о неадекватности понимания его поступка в данной ситуации. Именно эти зрители, не имеющие опыта участия в буллинг-пове- дении, принципиально отличаются от зрителей, переживших ситуацию школьной травли.
Ответы последних и «жертв», и «обидчиков», и «свидетелей» разместились на положительном полюсе фактора F1 «стремление к доминированию». Этот полюс определяется такими мотивами, как: «желание быть лидером», «желание продемонстрировать свое превосходство», «потребность в самоутверждении». Подобная мотивация поведения является весьма характерной для Димы Сомова, привыкшего занимать лидерскую позицию в классе и пытающегося в данной ситуации восстановиться в своем статусе. Ответы зрителей, имеющих разный опыт участия в буллинг-поведении, по-разному разместились по оси фактора F2 «эгоизм — потребность быть членом группы». Ответы «свидетелей», как и зрителей без опыта участия в буллинге, имеют нулевые значения по оси фактора F2, т. В тоже время, фактор F2 отчетливо поляризует представления «жертв» и «обидчиков» о мотивации поведения Димы. Мнения «обидчиков» расположились на отрицательном полюсе фактора F2 «потребность быть членом группы». Этот полюс определяют следующие мотивы: «следование нормам данной социальной группы», «желание быть как все, не выделяться», «желание вызвать сочувствие», «желание быть хорошим другом» и др.
Ответы же зрите- лей-«жертв» расположились на положительном полюсе фактора F2 «эгоизм» , который определяют такие мотивы, как «желание унизить», «потребность во внимании к себе», «отсутствие собственной точки зрения». Этот комплекс мотивов свидетельствует о приписывании Диме Сомову качеств, соответствующих проявлению эгоистической тенденции. О человеке с такими качествами Э. Фромм писал: «Эгоист никогда не бывает удовлетворен. Он всегда беспокоен, его гонит страх что-то не добрать, что-то упустить. Он преисполнен жгучей зависти к каждому, кому досталось больше... Таким образом, результаты исследования показали, что опыт переживания зрителями ситуаций школьной травли имеет принципиальное значение для понимания мотивации поведения персонажа в одном из ключевых моментов художественного фильма. При этом чрезвычайно важна ролевая позиция, в которой находился зритель в ситуации буллинга.
Так, «поджигание чучела» действие, имеющее символический характер — «казнь над предателем» воспринимается «обидчиками» как «стремление героя к лидерству», движимое потребностью в следовании групповой норме и в сохранении своего социального статуса. Это позволяет сделать общий вывод о том, что для понимания мотивации поведения персонажа фильма принципиальное значение имеет актуализация зрителем сходных ситуаций своего жизненного опыта и его ролевая позиция в этих жизненных ситуациях. Быков Р. Выготский Л. Психология искусства. Игнатьева Н. Лебон Г. Психология народов и масс.
Лотман Ю. Об искусстве. Лэйн Д. Лэйна, Э. Леонтьев Д. Введение в психологию искусства. Кон И. Кутузова Д.
Притуленко В. Собкин В. Структурные компоненты Я-концепции подростка на материале восприятия фильма Р.
Дети предоставлены сами себе, сами создают проблемы, сами же их решают. При этом видно, что учительница пользуется огромным авторитетом у детей, некоторые даже заискивают перед ней. Но она занята своей свадьбой и больше ни о чем не думает. Она могла бы иначе представить Лену Бессольцеву, заставить замолчать всех, кто позволил себе оскорблять ее, и развитие событий было бы другим. Но она отстранилась от этой ситуации, предоставив детям самим решать, что и как делать.
Также она очень жестоко поступила, не позволив классу поехать на экскурсию за прогул. Она не обсудила с ними эту ситуацию, не поговорила со своим классом, просто поставила перед фактом в день отъезда, когда дети, уже готовые и с рюкзаками, были в школе. Как раз все самые страшные события начинают происходить после этого поступка взрослого. Она фрустрировала их еще больше, не уделив им должного внимания. Тоже очень интересно, как дети в этой компании общаются между собой. Они обижают друг друга, дерутся, унижают, бьют и при этом хотят быть вместе и домой не спешат. Дорогие родители, подумайте, что же такого может быть дома, что ребенок, которого бьют и унижают ежедневно, остается там, терпит, но не идет домой, к любящим родителям? Лена Бессольцева в конце фильма говорит им: «Мне вас жаль.
Вы — бедные». И она права. Они брошенные, никому не нужные дети, и их жестокость — следствие этой брошенности.
Пример интонации: «Чучело»
Смотреть онлайн фильм Чучело (1984) в онлайн-кинотеатре Okko. В каких только лентах потом певица и актриса не снималась, но ее работа в фильме «Чучело» самая яркая и поразительная в карьере. Книга Владимира Железникова «Чучело» и снятый по ней фильм произвели на меня в детские годы сильнейшее впечатление, многократно. "Чучело" — советская драма 1984 года режиссёра Ролана Быкова по одноимённой повести Владимира Железникова, основанной на реальных событиях, произошедших с племянницей автора, которая взяла на себя чужую вину и друзья объявили ей бойкот. Содержание фильма Ролана Быкова «Чучело». Эта историческая закономерность выступает как художественная реальность благодаря таким, кто может сделать фильм «Чучело».