искусство красивого письма - пришла в мир из Древнего Китая и Японии. Каллиграфия предназначена не только для выражений мыслей, это лишь наиболее очевидная ее функция. методики обучения каллиграфическому письму. Детская каллиграфия: обучение для начинающих.
Каллиграфия — древний вид искусства, популярный в наше время
В Петербурге в течение 15 лет работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Каллиграфию часто используют как занятный и эффективный комплекс упражнений для постановки почерка у детей. славянский народ узнал в XV столетии. У невнимательных детей, а также у детей, которым сложно сконцентрировать свое внимание, каллиграфия может помочь это исправить. «Нескучная каллиграфия» — это мотивирующий курс, главной целью которого является пробуждения у детей желания научиться писать грамотно и красиво.
Искусство буквы оживлять: зачем современному бийскому школьнику каллиграфия
С помощью этого курса вы сможете запустить направление «Каллиграфия» в детском центре или откорректировать почерк ребёнка в домашних условиях. Каллиграфия – важный аспект в развитии письма ребенка, что является главной проблемой в системе школьного образования. В век, когда все мы постепенно разучиваемся писать ручкой, каллиграфия, а речь идет именно о ней, стала уникальным способом передачи мысли. Занятия каллиграфией напрямую связаны с развитием речи, и ребенок, занимающийся каллиграфией, быстрее учится говорить, у него гораздо меньше рисков возникновения дефектов произношения из-за слабого развития речевого аппарата. уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях: При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы.
Вы точно человек?
Чем полезна каллиграфия.ОБЯЗАТЕЛЬНО учите детей писать пером! Классическая методика - лучшая. | Для отработки каллиграфического почерка детям 2-4 классов рекомендуется выполнять упражнения на списывание. |
Как научиться красиво писать ручкой: 4 шага | Каллиграфия здорово развивает терпение и усидчивость, а эти качества важны не только для детей, но и для взрослых. |
Каллиграфия: игры с буквами | При овладении техникой каллиграфии у детей появится правильная осанка, что очень важно, ведь многие сейчас страдают от искривления позвоночника. |
«Как курица лапой»: почему важно учить детей писать красиво | Хотя в Японии и Китае каллиграфия до сих пор преподаётся детям в школе. |
Каллиграфия – что это и зачем?
В чем практическая польза чистописания для детей? Для чего на курсе Каллиграфии буквы пишут по речевым формулам? * В процессе занятий каллиграфией ребенок может найти себе друга по переписке. Таким образом, развитие каллиграфических умений – это необходимое условие для развития речи и мышления ребёнка и облегчения усвоения навыков письма будущими школьниками. Мастера каллиграфии считают умение красиво писать искусством, которому можно посвятить всю жизнь.
Почему отменили каллиграфию в школах
Когда он думает не только о содержательной стороне написанного, но и о внешнем его выражении, он старается сделать этот мир лучше. И не только потому, что ему приходится почти час сидеть и выводить закорючки хотя дело и в этом тоже. Дисциплина рождается в процессе письма: как расположить слова по отношению друг к другу, в каком порядке должны идти абзацы, где красная строка, какое соединение выбрать. Ровный строй букв рождает ровный эмоциональный фон. Где ровный почерк, там, несомненно, есть внутренняя дисциплина. Посредством письма происходит развитие внутреннего пространственного восприятия, формируется миропорядок.
Развитие творческих способностей Вспомните, как в детстве, когда у вас было больше свободного времени, вы «играли» своим почерком. Или придумывали свою подпись. Вы наклоняли буквы в ту или другую сторону и смотрели, что изменилось. Вы то добавляли завитушку в букве «Д», «Р» или заглавной «А», то убирали ее, то по-разному писали галочку над «Й», то ставили эксперименты с буквой «Ё» и «Ф». А как вы укрупняли свой почерк, а потом делали его меньше.
А в результате механического закрепления письма на примере образцов Аа, Вв, Оо при написании слов у ребёнка появляются лишние двойные буквы. Всё дело в том, что сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти школьников и на определённое время сохраняется в их письме. Если ребёнок торопится, в его письме зачастую наблюдаются замены и искажения букв. Это можно объяснить тем, что некоторые буквы схожи зрительно например, о и а, и и ш , а некоторые — схожи в движениях руки при их написании п и т, л и м поскольку начертание первого элемента совпадает. Слишком медленное письмо может привести к пропуску некоторых гласных или согласных. Самой распространённой ошибкой такого рода является разница в темпе мысленного проговаривание слова и темпе его записи.
Во многих случаях каллиграфию почему-то считают искусством Китая. Догадываюсь, почему. Если вы посмотрите на их иероглифы, то всё сразу станет на свои места: нарисовать такие буковки, по своему внешнему виду каждая из которых — произведение искусства, с первого раза вряд ли получится.
Потому китайцы и возвели написание слов в национальное пристрастие, чем непременно гордятся. В них сплелись культура, эстетика с художественным вкусом и мировоззрение китайского народа. Как говаривал известный в Китае знаток каллиграфии Ван Сичжи: «Если для обычного текста нужно содержание, то каллиграфия — это воспитатель души и чувств, в ней важны форма и жест». Так что, история китайской каллиграфии насчитывает столько же лет, сколько существует сам Китай. Вы только представьте, насколько у них это искусство развито! В процессе важна даже поза мастера каллиграфии, которая должна помогать беспрепятственному потоку энергии: ступни на полу, согнутые колени чуть в стороны, спина прямая и не соприкасается со спинкой стула, живот не упирается в стол, левая рука — на нижней части бумажного листа, правая — держит вертикально перо. Настоящие доки этого дела умеют уловить ту связь между духом, телом и линией, когда напряжённость и расслабление уравновешиваются, при выдохе волна энергии катится через плечо к запястью руки и соскальзывает с кончика кисти на бумагу. Аж до мурашек! Какой же это обычный навык?!
Это самое что ни на есть настоящее искусство, владеть которым в полной его мере, наверное, даже не каждому и под силу! Такая разная каллиграфия Открою вам сегодня маленький секрет: каллиграфическое искусство существовало во многих древних странах мира, у него много разных направлений. Европейская Основой европейского каллиграфического искусства стало греко-римское письмо, появившееся ещё во времена античности. Толчок развитию европейской каллиграфии дало христианство, переписывающее библейское писание и иные религиозные творения в огромных количествах. Своего пика она достигла в 7-9 веках, когда ирландские и шотландские монахи приступили к созданию иллюминированных, украшенных цветными миниатюрами и орнаментами, Евангелия. К 12 веку к греко-римскому письму присоединилось ещё и готическое с уставным, стили которых сегодня используются в шрифтах в кириллице. Японская Япония переняла опыт каллиграфии от китайцев в 7 веке, создав ещё и несколько собственных стилей, более простых в написании, но более эмоциональных в чувстве передачи информации. Их символы — это набор целых понятий, наделённых глубокими смыслами, а сам процесс является способом медитации через кисточку и тушь.
Их символы — это набор целых понятий, наделённых глубокими смыслами, а сам процесс является способом медитации через кисточку и тушь. Была даже разработана отдельная каллиграфия кабуки-модзи и дзё-рури-модзи для написания театральных афиш и программок. Арабская Арабская каллиграфия в исламе появилась при копировании священной для мусульман книги Корана, потому каждое красиво вычерченное слово получало сакральный божественный смысл. У арабов в основе каллиграфического искусства так называемая «великолепная шестёрка» — 6 основных почерков, каждый из которых применяется в определённый сфере: для документов — один, для быта — другой, для религии — третий. Более того, стиль написания зависел ещё и от места, времени, мастера и цвета чернил. Индийская Индийская письменность впервые увидела свет на камне: по указу первого императора Ашоки записали регулирующие жизненный уклад подданных правовые нормы. Но настоящее каллиграфическое искусство с тушью и кисточками пришло к ним от мусульман в 15-16 веке. Индийцы не только позаимствовали арабские стили, но и создали свои, расписывая бумагу, монеты, ткань и камни. Из чего состоит каллиграфический рисунок? Сколько есть мастеров каллиграфии, столько, наверное, существует и каллиграфических приёмов. В изображениях могут быть завитки и крючочки, хвостики и твёрдые с мягкими штрихи, плавные и изломанные линии, геометрические фигуры и очерченное пространство, круглые и угловатые буквы. Некоторые стили символы выписывают в два либо три слоя, проводят параллельно, пользуются разными цветовыми палитрами, делают рамки либо из буквенных знаков выстраивают целые фигуры. В любом случае предназначение каллиграфического искусства — эстетически красиво преподнести надпись, но таким образом, чтобы она не исказилась и была читаема без труда любым. До появившихся перьев символы наносили, высекая на камнях либо выдавливая палочкой на глине. Первые перьевые «ручки» делали из тростника, и лишь в средних веках стали «выдергивать из хвостов птиц». В основном, пользовались гусиными. Стальные «паркеры» появились в 18 веке. Сегодня по общему правилу пишут каллиграфично при помощи пера либо кисточкой с тушью. Можно, конечно, рисовать авторучкой, но настоящие гуру каллиграфии это не приемлют — от процесса воссоединения души и шарикового стержня не добьётесь того самого «мурашкового» эффекта. Зачем он нужен, этот каллиграфический почерк?
О пользе каллиграфии
Все остальные знают: освоишь каллиграфию, и остальные дисциплины пойдут в гору. Только красивое письмо? Сегодня мы в лучшем случае воспринимаем каллиграфию просто как красивое письмо: аккуратные буквы и ровные строчки. Но каллиграфия — это огромный пласт культуры. Каллиграфическая линия — это пульсирующая линия, которая меняется в пространстве и времени. Доказано, в том числе и примерами наших учеников, что каллиграфическая линия позволяет развивать интеллект. Искусство буквы оживлять: зачем современному бийскому школьнику каллиграфия Фото: Сергей Кулыгин, "БР" — Чтобы начать писать правильно и красиво, подойдет обычная ручка или нужно перо? Потом могут понадобиться ручки, которые имеют возможность изменять толщину линии.
Если вспомнить древнерусское письмо, то могу сказать, что в средние века в школах учили написанию одной буквы в 70 вариантах! Также многообразие типов письма достигалось использованием различных инструментов. Например, чтобы получить каллиграфическую линию, использовали такой удивительный инструмент, как «потык» — у него широкий наконечник, которым можно было выводить как широкие, так и узкие линии. Сегодня технический прогресс не стоит на месте, и мы уже перешли на механические перья. Сам я обучался каллиграфии у Петра Чобитько, руководителя и организатора Санкт-Петербургской школы каллиграфии. После этого на базе нашей школы был создан музей каллиграфии, нами подготовлена огромная плеяда учеников и специалистов. В Бийске не раз проводились семинары по этому направлению.
Преподавание ведется, основываясь не на учебниках, информация передается в формате «учитель — ученик», таким образом сохраняется духовная направленность. Мы охотно делимся знаниями, сначала обучили своих преподавателей, а потом проводили занятия с учителями начальных классов нашего города. Сегодня у нас даже есть специальный кабинет, где мы организовываем различные занятия и мастер-классы. Совмещая получение знаний с экскурсиями по музею каллиграфии, организацией выставок, показываем наши необычные экспозиции. А потом рассаживаем всех желающих за парты, и часа полтора занимаемся каллиграфией, где новые ученики пробуют работать необычными инструментами. Они открывают в себе творцов, причем за такое короткое время. И неважно, взрослые это или дети и насколько они далеки в представлении, что такое каллиграфия.
Когда заканчиваются занятия — глаза горят у всех! Искусство буквы оживлять: зачем современному бийскому школьнику каллиграфия Фото: Сергей Кулыгин, "БР" Больше, чем линия — И все же мы говорим о том, что, развивая способность писать красиво, мы добиваемся не только эстетики? Есть три движущих силы развития человека: интеллект, воля и чувства.
Но совершенно очевидно, что это — следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации. Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма — наиболее сложный и трудоемкий.
Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, — все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, — научно доказанный факт.
Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.
Известный эстонский педагог Пауль Лихтейн еще в 1970 году предупреждал о последствиях отказа от каллиграфии и о влиянии ее на культуру всего общества. По его мнению, и в букве и в письме была заложена великая воспитательная сила, приёмы письма оттачивались столетиями. И всего несколько десятилетий потребовалось на то, чтобы разрушить накопленный опыт и традиции. Каллиграфия в современном понимании включает в себя не только безупречно отточенные буквы старой школы каллиграфии, но и современные варианты текстов и шрифтовых надписей, написанных от руки, но обладающих при этом и художественной ценностью. Это может быть и название товара, и монограмма, и торговая марка, и страница рукописной книги или целый плакат. Все они отвечают наиболее важному из предъявляемых к ним требований - красивому начертанию текста.
Направления каллиграфии Западно-Европейская каллиграфия и Восточно-Азиатская. В Китае, Японии и мусульманских арабских странах каллиграфия появилась раньше, чем в западно-европейских и достигла статуса одного из видов изящных искусств, равного живописи и поэзии. Китайская каллиграфия считается "прародительницей" японской, первые упоминания о ней датируются серединой II — серединой I тысячелетия до н. Именно тогда в Японию с континента стали проникать первые образцы китайского иероглифического письма, а каллиграфическое письмо появилось в VII веке. В Китае первыми каллиграфическими надписями стали надписи на панцирях, черепах. Японская каллиграфия — это одна из практик дзен, такая же, как искусство чайной церемонии чадо , икебана, японское фехтование на мечах кендо и другие боевые искусства. Традиционные способы передачи каллиграфических символов лаконичны: иероглифы пишут на белой бумаге, которая в философии дзен олицетворяет пустоту, а черные знаки на белом фоне несут в себе понятия инь и янь — женское и мужское начала. И в практиках дзен существует путь каллиграфии, путь письма шодо Shodo , где Sho значит каллиграфия, do — путь.
И это один из путей, ведущий к осознанию смысла жизни и вечных истин. Арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл. Многие религии используют изображения иконы для выражения основ своих убеждений, ислам же вместо этого предлагает каллиграфию. Отказ от изображений, как от возможной формы идолопоклонства, привел к развитию каллиграфии в религиозном направлении. Искусство письма всегда занимало необычайно высокое место в арабской, а затем и в исламской культуре. Основу письма составляют строгие геометрические принципы и чёткие пропорции, от этого зависит чёткость надписи и красота линий. Как и многие другие, арабская каллиграфия имеет несколько стилей. Самым древним стилем принято считать куфическое письмо по названию иракского города Куфа.
Ему свойственны массивные, угловатые буквы, большое расстояние между группами слитно написанных букв. В настоящее время куфические шрифты применяются как декоративные в заголовках и вывесках. Самым распространенным в современном мире является шрифт насх. Горизонтальный, строгий почерк с тонкими линиями и округлыми формами букв. Практически все книги, издаваемые на арабском, печатаются этим шрифтом. Этому почерку свойственны короткие росчерки, вариация вертикального положения букв. Этот шрифт является самым распространенным ручным почерком. Владение последними двумя стилями обязательно для каждого грамотного араба.
Европейская каллиграфия развивалась в русле греко-римского письма в меньшей степени кириллицы , классические образцы которого, используемые до сих пор, разработаны ещё в античности. Ранние алфавиты появились в третьем тысячелетии до нашей эры. Непосредственным предшественником латинского алфавита был этрусский. Вначале при письме использовались только заглавные буквы, строчные возникли позже, во времена Каролингов. Появление христианства дало толчок искусству каллиграфии на Западе, ввиду того, что необходимо было копировать в больших количествах Библию и прочие религиозные тексты. Наибольшего расцвета искусство каллиграфии достигло в VII—IX веках в Ирландии и Шотландии, где монахи создавали иллюминированные Евангелия — шедевры средневекового искусства. Как в древние времена, так и в современном обществе каллиграфия часто используется при изготовлении магических предметов: амулетов, оберегов, талисманов, кулонов, колец и т.
Желательно, чтобы место, где располагаются пальцы, имело резиновую накладку. Оптимальная длина изделия — 15 см. Развиваем мелкую моторику Плохая или недостаточно развитая моторика — основная причина некрасивого и неаккуратного почерка. У детей, которые не развивают эту способность, на письме образуется много лишних ломаных и изогнутых линий, буквы «прыгают» на строчках, их пропорции нарушены. Развитие мелкой моторики поможет повысить подвижность пальцев и кистей руки, улучшить координации движений, которые важны при письме. Сделать это можно с помощью следующих упражнений: Пальчиковая гимнастика Инсценируйте небольшие рассказы или сказки с помощью пальцев рук. Лучше всего выбрать рифмованные произведения, потому что они легче запоминаются. Ребенок во время таких упражнений должен заучить не только стишки, но и последовательность движений и положение пальцев. В пальчиковой гимнастике задействуются все пальцы обеих рук, при этом их сжатие чередуется с расслаблением. Пальчиковый «Твистер» Эта настольная игра должна быть у всех детей, чьи родители желают, чтобы у них был красивый почерк. Купить ее можно в любом детском магазине или сделать самостоятельно игровое поле из картона, нарисовав на нем цветные кружочки и прикрепив крутящуюся стрелку. Также для игры вам понадобятся кубики. Суть игры — выставить пальцы на игровом поле так, как выпало в рулетке. Победит тот, кто сможет правильно расставить и удержать в таком положении пальцы обеих рук. Театр теней Такая увлекательная игра — эффективный способ развития точных и согласованных движений пальцев и кистей рук. Также театр теней улучшает концентрацию внимания и усидчивость. Для занятия понадобится только торшер или настольная лампа, а саму игру можно проводить вечером. Осветительные приборы поставьте так, чтобы тень падала на стену. Сядьте с ребенком на расстоянии 3-4 метров от стены, чтобы тени получались нужных размеров. С помощью пальцев и кистей рук можно показывать как отдельных животных, так и целые сценарии увлекательных рассказов. Самые популярные сюжеты среди детей дошкольного и раннего школьного возраста — рождение и полет бабочки, лающая собака, лебедь или гусь. Пространственное мышление В начале обучения письму многие дети сталкиваются с нарушением межбуквенного интервала, зеркальным написанием букв, путают визуально схожие элементы, пишут слишком размашисто или чрезмерно узко. Такие нарушения указывают, что у ребенка плохо развито зрительно-пространственное мышление. Детский мозг в таком случае неправильно воспринимает положение, формы и размеры как письменных знаков, так и всех предметов в целом. Для формирования красивого почерка выполняйте такие упражнения: «Зеркало» Это задание поможет лучше ориентироваться в пространстве и хорошо владеть своим телом. Попросите ребенка посмотреть на себя в зеркало, а затем провести ладошкой по лицу от носа ко рту и вернуться обратно. На следующем этапе упражнения необходимо повторить движения без зеркала, а потом с закрытыми глазами. Графический диктант Рисование в тетрадях в клетку, которое выполняется под диктовку. Взрослый говорит, на сколько шагов клеток , ребенку нужно двигаться ручкой в тетради. В результате должен получиться законченный рисунок. Графический диктант помогает ориентироваться в пространстве тетради, а также способствует развитию зрительно-пространственного мышления. Для детей младшего возраста также полезны раскраски и лабиринты. Вы озвучиваете подсказки, куда и как перемещаться в пространстве — дойти до окна, нагнуться, развернуться, пройти вперед. Альтернативой этого развивающего занятия также является игра «Холодно-горячо».
Не просто красивый почерк. Как каллиграфия помогает развивать мозг
Каллиграфия – важный аспект в развитии письма ребенка, что является главной проблемой в системе школьного образования. Для отработки каллиграфического почерка детям 2-4 классов рекомендуется выполнять упражнения на списывание. Каллиграфией называют искусство чистописания, или красивого письма. В материалах этой статьи вы найдете рекомендации и упражнения по каллиграфии для детей 6-11 лет. Лучший выход из ситуации для родителя: сначала самому заняться каллиграфией, а затем заинтриговать ребенка. Для отработки каллиграфического почерка детям 2-4 классов рекомендуется выполнять упражнения на списывание.