Новости 23 февраля ингуши и чеченцы

23 февраля для многих чеченцев и ингушей — черная дата в истории. Ровно 75 лет назад чеченцев и ингушей начали выселять из своих домов. Митинг в Страсбурге представителей чеченской диаспоры во Франции 23 февраля 2017 года в память депортации чеченцев и ингушей. день вопиющего преступления в отношении чеченского и ингушского народов.

Операция «Чечевица»: Какой была депортация чеченцев и ингушей в 1944

Можно сколь угодно обвинять чеченцев и ингушей в попытке восстания против Сталина. Однако вайнахские дети, женщины, старики депортированные в Казахстан и Киргизию тем февральским днем, уж точно не были ни в чем виноваты... Интересно, что в 1990-е и 2000-е годы 23 февраля в Чечне официально считалось Днем памяти и скорби. Но в 2011-м году эту дату власти внезапно перенесли на 10 мая день похорон Ахмата Кадырова. Также был демонтирован и частично перенес на новое место установленный в Грозном еще при Джохаре Дудаеве памятник жертвам депортации работы скульптора Дарчи Хасаханова. Тот самый со надписью "Духур дац! Доьлхур дац!

Глава республики выразил слова благодарности жителям Казахстана и Средней Азии, всем, кто помогал ингушскому народу в тяжелые годы высылки. Они призвали молодежь, помнить, чтить память, учиться и извлекать уроки из прошлого, чтобы подобные трагедии в жизни народа не повторялись. Сегодня в Ингушетии прошел автопробег, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. В акции приняли участие более тридцати легковых и грузовых автомобилей. Они проехали по маршруту "Мемориал жертв политических репрессий Назрань — "Город воинской славы" Малгобек ".

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере.

Виноградов, один из ведущих археологов-кавказоведов, считал, что чеченцы, наравне с другими северокавказскими народами, были носителями кобанской культуры конец II — I тысячелетие до н. Виноградов [5, c. Ещё более определеннее высказывается Г. Гумба, который отмечает, что версия археологов о возможном нахском облике кобанской культуры подтверждается данными письменных источников, и более того, сама постановка вопроса о связи нахского этноса с кобанской археологической культурой не только правомерна, но давно уже подготовлена развитием всей кавказоведческой науки [9, c. По мнению профессора Г. Гумбы, в I-м тысячелетии до н. При этом границы страны нахов у грузинского историка Леонтия Мровели и у армянского географа в «Ашхарацуйце» полностью совпадают: на западе — Приэльбрусье и верховье Ингури, на юге — Эгрисский и Рачинский хребты, северные отроги Лихского хребта, Цилканские Дурдзукские, Сарматские ворота у Жинвали. К сожалению, ни армянский, ни грузинский источники не дают никакой информации о северных рубежах древней страны нахов [9, c. Многие видные советские учёные-кавказоведы, а сегодня и российские, доказывают, что чеченский народ сформировался на современной территории Чеченской Республики в глубокой древности. Алексеев пишет: «Сопоставляя антропологические наблюдения с изолированным положением вайнахских языков и многими чертами культуры вайнахских народов, свидетельствующими о ее глубокой древности, можно сформулировать два положения: а предки вайнахских народов заняли современный вайнахский ареал, наверное, еще до эпохи бронзы; б они развивались при значительном влиянии изоляции интенсивного приспособления к географическим условиям и климату высокогорья» [1, c. Рауф Мунчаев полагает, что начало процесса этнокультурного развития нахов чеченцев относится к ранней бронзе III тысячелетие до н. Профессор Г. Гумба, опираясь на многие источники, в первую очередь древнеармянские и древнегрузинские, пишет, что на Центральном Кавказе с середины I-го тысячелетия до н. По его мнению, даже в «III-м в. Территория нахов-нахчматьян постоянно подвергалась нападениям различных кочевых народов — киммерийцев, скифов, сарматов, алан, гуннов и др. Ослабленное этими нападениями нахское государственное объединение распалось после того, как оно было разгромлено в результате похода селевкидского царя Антиоха III около 212—209 гг. После этого, в результате новых нападений различных завоевателей, прежде всего кочевников, нахи стали отступать к современным границам Чечни, теряя подконтрольные территории, свое влияние на Центральном Кавказе. О том, что чеченцы в древности играли большую роль на Кавказе, пишет и Ф. Тотоев: «Древняя жизнь чеченцев представляет для исследователя много загадочных, порой, неразрешимых вопросов, — пишет он. В кавказоведении давно сложились и сегодня существуют два направления о происхождении чеченцев. Согласно одному из них, чеченцы — это потомки племен, в глубокой древности переселившихся из Передней Азии на Кавказ, наследники великих культур Востока — хеттской, шумерской и т. Направление это возникло еще в ХIХ в. Услар, К. Туманов, И. Джавахишвили, Н. Марр и др. И сегодня есть немало ученых, придерживающихся этой точки зрения, имеющей, безусловно, под собой очень серьезные аргументы, прежде всего, в области языковых параллелей, а также общности или близости этнонимов и топонимов Передней Азии и чеченцев. Но более многочисленны представители второго направления в кавказоведении, утверждающие, что чеченцы нахи, нахчматьяне — это коренное, аборигенное население Северного Кавказа, у которых были очень тесные торговые и культурные связи с Передней Азией и Закавказьем. Более того, из этих районов на Северный Кавказ постоянно переселялись различные племена, которые, сыграв определенную роль в этнокультурном развитии нахов, впоследствии растворились в местной этнической среде [6, c. Так, Г. Гумба пишет: «… Несмотря на все более отчетливо выявляющееся близкое этноязыковое родство нахов и хуррито-урартов, вряд ли было бы правомерно рассматривать нахские народы как едва ли не прямых потомков хуррито-урартов и проводить прямую связь между ними и населением Урартского царства, как это иногда представляется в литературе» [9, с. Еще раньше в подобном же ключе высказывался и выдающийся археолог-кавказовед, член-корреспондент РАН Р. Мунчаев: «В последнее время ряд ученых стремится доказать, что культура или культуры раннебронзового века Северного Кавказа создана пришельцами из Ближнего Востока, с одной стороны, а с другой — из Западной Европы. Другими словами, речь идет о том, что в эту эпоху на Северном Кавказе обитали и семиты, и индоевропейцы, а также по одной из версий и тюрки, то есть представители трех крупных языковых семей, исключая, как видим, кавказскую. Разумеется, такого в действительности не могло быть. Спрашивается, а где же жили в таком случае коренные народы Северного Кавказа и вообще откуда и когда они появились на Кавказе? Для меня очевидно, что процесс, отражающий этнокультурное развитие северокавказских народов, начался и происходил на их исконной территории, причем задолго до бронзового века» [15, c. Не менее категорично высказывался по данному вопросу и известный археолог-кавказовед В. Марковин: «…Вайнахи… имеют право называться аборигенным населением. Им нет нужды искать своих предков в Египте, Индии и в других далеких и близких странах» [14, c. Очень многие авторы, основываясь на данных археологических исследований, свидетельствуют, что уже во II—I тысячелетиях до н. В обыденном сознании чеченцев существует предание, что чеченцы все вышли из Нашха территория — Галанчожского района Чеченской Республики. По нашему мнению, утверждение народных преданий о том, что все чеченцы вышли из Нашха, скорее всего, является аллегорическим, иносказательным. Истина же, видимо, в том, что район Нашха представлял собой древний культурно-религиозный и сакральный центр, сложившийся, как минимум, в 1-м тысячелетии до н. В качестве символа единства чеченского народа в Нашхе, по народным преданиям, был изготовлен в древности огромный общечеченский котел, склепанный из вертикальных медных полос, на котором были выбиты тамги всех чеченских тейпов [20, c. Кроме того, каждый крупный чеченский тейп строил в Нашха свою боевую башню, в качестве символа принадлежности к единому чеченскому народу нахчи. Их фундаменты сохранились здесь и сегодня. Еще в свое время профессор Н. Яковлев отмечал, что чечено-ингушская культура и язык сложились вокруг культурно-религиозного центра Нашха [24, c. Следует отметить, что культурно-религиозные центры, считающиеся священными, сакральными местами, как чеченский Нашха, были и есть у многих народов мира. Это гора Сиону евреев в Палестине, гора Фудзияма у японцев, гора Арарат у армян и т. Как и в истории многих народов мира, крайне отрицательную и разрушительную роль в формировании чеченского народа сыграло нашествие на Северный Кавказ монголо-татар. В политической истории народов Северного Кавказа памятен 1222 г.

Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»

  • Читайте также:
  • Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года | Европа
  • Депортация чеченцев и ингушей глазами свидетелей
  • Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года
  • Как репрессии 1944 года повлияли на чеченский и ингушский народы? | ИА Чечня Сегодня
  • "Не те чеченцы". Семья Ташухаджиевых - Евгений Норин | Boosty

23 февраля - день трагедии чеченцев и ингушей

В течение этих четырех веков разные части единого до ХIII в. В результате появились различия в языке и некоторых обычаях. Основная масса нахов нахчматьян , проживавшая на территории Нохч-Мохк, сохранила свое старое название — нохчи чеченцы. Та часть нахов, которая ушла в горы Ассинского и Джейрахского ущелий, стала называться галгай ингуши. Об этом говорят и народные предания.

Так, в фамильно-родовом предании эхишбатойцев говорится, что предок их по имени Эхиши его брат Галгай были сыновьями легендарного Мааша, жившего в Нашхе. Возмужав, братья расселились в разные стороны: Эхиш поселился в междуречье Гудермеса и Хулхулау, а Галгай ушел в направлении рек Ассы и Фортанги [20, c. Третья часть, отступившая в горы на стыке Чечни и Грузии — бацбийцы цова-тушины. Кобычев, — сравнительно единый до этого нахский этнос распался на три обособленные части: южных нахов самоназвание бацби , западных, или ингушей галгай и восточных, или чеченцев» [12, c.

Вертепов: «Под именем ингушей, — писал он, — известна народность чеченского племени, состоящая из нескольких групп и обществ: джераховцы жили по обеим берегам Макалдона; кистинцы по рекам Ассе и Сунже; назрановцы — по верховьям рек Сунжи, Камбилеевки, Назрановки и по течению этих рек до впадения реки Яндырки в Сунжу и по Терской долине. Все эти названия придуманы русскими и даны каждому обществу по имени важнейших аулов, долин, гор или рек, на которых они обитали. Общее название все эти шесть обществ ингушей получили от большого аула Ангушт, который находился в Терской долине. Они соседствовали на востоке с чеченцами, на западе с осетинами, на северо-западе и севере с кабардинцами, на юге с тушинцами, хевсурами и грузинами» [25, c.

Огромную роль в возвращении чеченцев на плоскость сыграла борьба русского народа с Золотой Ордой, приведшая, в конце концов к ее разгрому. Именно это создало со временем условия для возвращения чеченцев на равнину и нового ее освоения и, соответственно, развития у них производительных сил и экономики. Как отмечал Самойлов, с 20—30-х гг. ХVIII в.

В I-м тысячелетии до н. Так, известный грузинский этнограф В. Гамрекели писал, что анализ грузинских письменных памятников позволяет утверждать, что в древности и в средневековье нахские племена населяли большую часть Центрального Кавказа, включая «Двалетию, Мегран-Двалетию и территорию, занимаемую ныне тушами и пшаво-хевсурами» [7, c. Кобычев считал, что в глубокой древности вайнахи, по-видимому, обитали по обе стороны Главного Кавказского хребта и лишь со временем происходит постепенный отлив нахского этноса из Закавказья к северу [12, c.

К этому периоду I-му тысячелетию до н. И, тем не менее, и сегодня сохраняется «общенахское самосознание, опирающееся на историческую память об общем происхождении и общей истории, сохранился — несмотря на образование диалектов, а затем и двух литературных языков чеченский и ингушский — общий культурный язык, осталось неизменным осознание этнополитической общности» [9, c. В древнеармянских источниках нахи известны как нахчматьяне: следовательно, современное самоназвание чеченцев — нахчи — своими корнями уходит в древность. Выводы: — чеченцы нахи — один из древнейших, коренных народов Северного Кавказа; — археологический и фольклорный материалы, данные древнегреческих, древнеармянских и древнегрузинских источников доказывают, что предки современных чеченцев и ингушей нахи, нохчи, нахчиматьяне проживали на современной территории Чеченской и Ингушской республик, как минимум, с IV—III тысячелетий до н.

Алексеев, Р. Мунчаев, В. Виноградов, Гумба, В. Марковин, Ф.

Тотоев и др. Гумба в своей монографии «Нахи: вопросы этнокультурной истории» отмечает, что в I-м тысячелетии до н. Список использованных источников и литературы Алексеев В. Всесоюзная научная конференция.

Тезисы докладов и сообщений. Шатой, 1991. Белозерская Н. Берже А.

Тифлис, 1984. Виноградов В. Чечено-Ингушетия в советской исторической науке. Грозный, 1963.

Центральный и Северо-Восточный Кавказ в скифское время. Грозный, 1972. Гаджиев М. Двалы и Двалетия в I—ХV вв.

Тбилиси: Изд. Гатуев К. Гумба Г. Нахи: вопросы этнокультурной истории I тысячелетие до н.

Изд-во «Эксма». Иваненков Н. Владикавказ, 1910. Лаудаев У.

Сначала забирали мужчин, после приходили за женщинами и детьми. На сборы давалось от 10 минут до 2 часов. Любая попытка сопротивления пресекалась применением оружия.

На семью формально разрешалось брать до 500 кг груза, но фактически большую часть вещей люди были вынуждены оставлять, так как в вагон загоняли по 45 человек для сравнения — при депортации немцев разрешалось брать по тонне вещей, которые транспортировали отдельно, а в вагон помещалось по 40 человек только с ручной кладью. Скот и зерно изымались с условием, что на новом месте всё будет возмещено. Разумеется, никто ничего не возмещал и все оставленное имущество депортируемых расхищалось.

Ссыльных направили преимущественно в районы Казахстана и Киргизии, где не имелось никаких условий для приема и размещения людей. Смертность была высокая. Умиравшие в дороге от голода и болезней, оставлялись незахороненными вблизи железнодорожных путей, в короткие промежутки остановок, так как отходить от эшелона запрещалось далее 5 метров.

Наркомат госбезопасности сообщал о «ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать». Задокументированы факты расстрелов не подчинившихся переселенцев в том числе восьмилетний мальчик в одном селении, убийство «пяти женщин-старух» в другом, «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек» и т. Операция продолжалась до 9 марта 1944.

Было отправлено 180 эшелонов с 493 269 людьми. Только в ходе их следования родились 56 человек и умерли 1272. В высокогорном ауле Хайбах разыгралась самая страшная трагедия 23 февраля 1944.

Из-за сильного снегопада жители аула просто не могли спуститься с гор, чем «срывали график» депортации. По приказу комиссара госбезопасности 3-го ранга Михаила Гвишиани более 700 человек загнали в конюшню и сожгли заживо. Пытавшихся выбраться из охваченного пламенем строения расстреливали из пулемётов и автоматов.

Формулировкой для массовой казни стали слова «ввиду нетранспортабельности». В 1991 году прокуратура возбудила уголовное дело по факту массового убийства людей. Судебно-медицинские эксперты исследовали останки жертв расправы, захороненные немногими избежавшими депортации жителями в яме, из которой прежде жители Хайбаха набирали глину, а также останки, оставленные под слоями золы и пепла на месте сгоревшей конюшни.

Однако дело прекратили в связи со смертью основных обвиняемых. Впрочем, некоторые исследователи в России считают, что данное событие не может быть признано достоверным из-за отсутствия документальной базы. Изгнание этих народов первоначально было объявлено вечным, однако фактически продлилось 13 лет.

Весной и летом 1957 на родину вернулись около 140 000 человек. Только их дома уже были заняты переселенцами из других регионов СССР.

День начала депортации, 23 февраля 1944 года, стал самым трагическим в жизни двух северокавказских народов, кровоточащей раной, незаживающей уже многие десятилетия.

Редакция kz24 решила вспомнить как проходила массовая депортация чеченцев и ингушей. Причины депортации Истинные причины депортации двух древних народов Северного Кавказа не выяснены до сих пор. Официально власти мотивировали выселение чеченцев и ингушей массовым сотрудничеством с оккупантами в период Великой Отечественной войны, организацией бандитских формирований на территории автономной Чечено-Ингушской республики.

К этому списку добавили «безотказную» — антисоветская деятельность. Официальные данные о «преступлениях» чеченцев и ингушей власти сфальсифицировали, с целью оправдания своих действий. Территории, на которых проживали чеченцы и ингуши не была полностью оккупирована немецко-фашистскими войсками.

Войскам вермахта удалось захватить лишь Малгобекский район, из которого они были успешно выбиты частями Красной Армии через три месяца после оккупации. Так что причина коллаборационизма абсурдна и несостоятельна. В 1977 году Владимиром Высоцким была написана посвящённая депортации вайнахов песня «Летела жизнь».

Среди возможных причин следует назвать «неблагонадёжность» малых народов, к которым относились и вайнахи эндоэтноним ингушей и чеченцев, появившийся в начале ХХ столетия. Тем более проживали эти народы в непосредственной близости от границы с Турцией, с которой у СССР на протяжении всей Второй мировой войны были напряжённые отношения. Ещё военные статисты XIX века, такие как В.

Золотарёв, А. Макшеев, писали, что благонадёжным выступает лишь славянское население России, а неблагонадёжными считались все народности окраин империи. Идея «неблагонадёжности» была восторженно принята советским руководством, командованием НКВД.

В слове «чечевица» обыгрывалось явное созвучие с наименованием северокавказского этноса — чеченцы. Детали и сроки операции бурно обсуждались членами Политбюро. В весенние месяцы 1942 года на территории Чечено-Ингушской автономной республики были приостановлены мобилизационные мероприятия.

И у нее был единственный сын. Она была, наверное, в беспамятстве и твердила, что хочет молока. На одной из остановок ее сын взял солдатский котелок и побежал на станцию. Где-то он купил это молоко. Я хорошо помню тот котелок, сейчас военные котелки вроде сплющенные, а тогда они были круглые, алюминиевые, белые. Мужчина был в полушубке, в левой руке у него был котелок.

Поезд уже двинулся, и он бежал. Очень он старался догнать наш вагон. Дверцы вагона еще не были закрыты, в них стоял солдат, и я сквозь него видел, как этот человек бежит. И когда солдат понял, что мужчина нас уже не догонит, он выстрелил. Я помню, как плеснуло молоко, — очень часто мне это снится. И он растянулся на снегу.

Это был рядовой случай. Бывали случаи смерти. Особенно много умирало людей, выселенных с гор. Это абсолютно вольные люди, их затолкали, как мух, в коробочку, и они не выдерживали. Медицинской помощи нам не оказывали, не было ни одного врача ни в одном вагоне. Но в отчетах НКВД санитарный час обозначался.

На каждой станции, когда поезд на 15—20 минут останавливался, входили солдаты и проверяли, нет ли умерших. Люди скрывали, потому что надеялись предать тела земле по-человечески там, куда прибудут. У одного мужчины умерла мать, он положил ее к стенке, прикрыл одеялом, а сам лег к ней спиной — надеялся, что ее не найдут. Солдаты отобрали у него тело матери и выбросили в снег. С нами не нянчились: малейшее недоразумение и несогласие — расстрел. Конечно, везти трупы две-три недели невозможно.

На больших станциях их сгружали на пол, а на малых, где не было помещений, родственники зарывали тела прямо в снег. Обязательно читали молитву, но уже потом, в поезде». Крайне неудовлетворительно проводится раздача скота, а розданный скот из-за отсутствия работы многие спецпереселенцы режут и продают. В ряде районов заготовка местных стройматериалов, строительство и ремонт жилдомов прекращены». От Челябинска 100 км. Мой отец был столяр по профессии.

Он долго болел туберкулезом и впоследствии от этой болезни умер. Но работал он до последнего дня. От голодной смерти нашу семью и спасло то, что он был хороший мастер своего дела. Из нашей семьи, состоявшей из 13 человек, семеро ходили на работу. Люди могли умирать с голоду, главное — чтобы они выполнили заготовки. На трудодни — 100 граммов, 200 граммов… Первый раз, когда мы получили за год шесть мешков пшеницы, мы говорили: вот это житуха!

Хлеба я досыта наелся первый раз в 1948 году. Где-то в 1950 году в первый раз увидели деньги». Из воспоминаний Иссы Кодзоева «Привезенная обувь из Ингушетии не подходила по сезону и быстро сносилась.

23 ФЕВРАЛЯ ДЕПОРТАЦИЯ ИНГУШЕЙ

Помню, как голова чесалась». Дорога была длинная и страшная, было очень холодно. Утром работники НКВД распределили нас по колхозам района. Моя семья и семья Тебоева Абазби были направлены в пос. Ермаковка, в колхоз им. Кагановича, что в 8 км от райцентра. Райцентром являлось село Урицкое, которое было расположено на берегу крупного озера. Ермаковка и разместили в однокомнатной избе, где в весенне-летний период устраивались детские ясли. Холодная и большая изба стала пристанищем для двух семей из 14 человек. Соседи-колхозники оказали нам помощь, отдав из своего запаса камыш для топки печи, и комната быстро обогрелась.

Камыш использовали все жители поселка, собирая его на берегу озера, где он обильно прорастал. Из воспоминаний Абдул-Гамида Тангиева «В целях укрепления режима поселения для выселенных Верховным органом СССР в период Отечественной войны чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др. За самовольной выезд побег из мест обязательного поселения этих выселенцев виновные подлежат привлечению к уголовной ответственности. Определить меру наказания за это преступление в 20 лет каторжных работ. Определить меру наказания за эти преступления — лишение свободы на срок до 5 лет». Каждый месяц в определенную дату необходимо было явиться и расписаться. Над некоторыми милиция осуществляла личный контроль. И местные очень хорошо доносили, кто на что способен. Доносительство было очень сильно развито.

Семей пятнадцать ингушей, одна семья чеченская, две молдавские — их еще с 30-х годов выселили как кулаков, три семьи белорусы, украинцы и даже один курд. Много было немцев, семей десять. Они были в ужасном состоянии — война! Местное население относилось к ним как к фашистам. В школе некоторые учителя меня называли бандитом, а немцев — фашистами. Мы почти привыкли к такому обращению и даже гордились этим. Значит, я нормальный. Если какого ингушонка или чечененка не называли бандитом, значит, он или сексот, или нехорошее что-то ». Из воспоминаний Иссы Кодзоева «В марте 1944 года выселены были со своих родных мест все чеченцы и ингуши, а Чечено-Ингушская автономная республика ликвидирована.

А то он бы и их выселил. Смех, оживление в зале. На вокзале. Жители села Юрт-Аух возвращаются на родину. Поехали туда, где читают письмо. Трудно передать, что это был за день. Это был день, когда меня окунули в море радости, в море чего-то светлого. С сердца сняли гарь. Мы очень хвастали перед другими этой бумагой.

Хрущева обожали. В каждом ингушском доме был его портрет.

Однако, повторимся, чеченцы на бытовом уровне 23 февраля праздником не считают. И не отмечают его. Глава Республики Рамзана Кадыров в этот день также всегда напоминает своему народу о трагических событиях 1944-го года. В соседней Ингушетии, чей народ разделил с братьями-чеченцами трагедию выселения 1944-го года, 23 февраля однако официальная скорбная дата. День национального траура ингушского народа.

В Назрани сталинской депортации вайнахов посвящен целый мемориальный комплекс, что можно увидеть в Назрани. Например, тут можно увидеть теплушку, в которой людей везли в Среднюю Азию.

В 2010 году 23 февраля в Чечне объявлен официальным Днём памяти и скорби.

Между тем Парламент Республики Ингушетия в первом чтении принял закон о запрете на увековечение памяти Иосифа Сталина на территории Ингушетии. В документе прописан запрет на установку памятников Сталину и присвоение его имени городам и улицам [3]. Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей.

Сегодняшний наш материал посвящён этому трагическому событию. Депортация чеченцев и ингушей операция «Чечевица» — депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССРи прилегающих к ней районов в Казахстан и Киргизию в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. В её ходе по разным оценкам было выселено от 500 до 650 тысяч чеченцев и ингушей. В ходе выселения и первые годы после него погибли примерно 100 тысяч чеченцев и 23 тысячи ингушей, то есть примерно каждый четвёртый из обоих народов. Непосредственно участвовали в осуществлении депортации 100 тысяч военнослужащих, ещё примерно столько же были приведены в боевую готовность в соседних регионах. Было отправлено 180 эшелонов с депортированными. Проживающие в Грузинской ССР кистинцы и бацбийцы, этнически близкие к чеченцам и ингушам, депортации не подвергались.

В качестве причин депортации официально назывались массовое сотрудничество с оккупантами, антисоветская деятельностьи бандитизм. Однако вайнахифизически не могли сотрудничать с оккупантами ввиду отсутствия оккупации. Германские войска смогли захватить лишь незначительную часть Малгобекского района и довольно скоро были выбиты оттуда. Масштабы антисоветской деятельности и бандитизма в республике также не превышали аналогичных показателей в соседних регионах. Официальные данные были сфальсифицированы для оправдания действий власти. Реальные причины депортации не установлены до сих пор. Депортация народов, ликвидация их государственности и изменение границ были незаконными, поскольку не предусматривались никакими законными или подзаконными актами. После депортации коренного населения были предприняты усилия по уничтожению следов его пребывания на этой территории: населённым пунктам присваивались русские и осетинские названия, осквернялись и разграблялись мечети и кладбища, надгробные камни использовались для строительных и дорожных работ, сжигались книги на чеченском и ингушском языках, из уцелевших удалялись упоминания о вайнахах, из музейных коллекций удалялись экспонаты, уничтожались и расхищались рукописные книги и библиотеки, золотые и серебряные украшения, оружие, ковры, утварь, мебель и т.

Чеченцам и ингушам было разрешено вернуться на родину. Из-за непродуманной и непоследовательной реализации решений власти и сопротивления части партийно-советской номенклатуры в центре и на местах, процесс восстановления затянулся, был сопряжён со многими трудностями и создал новые проблемы. Утверждения о том, что причиной депортации было большое количество антисоветски и профашистски настроенных элементов и их аномально высокая активность, оспариваются рядом авторов. В августе 1943 года на всём Северном Кавказе действовало 156 «незаконных вооружённых формирований», состоявших из 3485 человек. В том числе: в Чечено-Ингушетии — 44 300 участников , в Кабардино-Балкарии — 47 900 участников , в Дагестане — 1500 участников, тысяча дезертиров и 800 человек, уклоняющихся от мобилизации. В Северной Осетии за три года войны — 4366 дезертиров, 862 случая уклонения от службы, также активизировались «политбанды» и диверсанты абвера. С начала войны до второй половины 1944 года по Северному Кавказу было отмечено 49 362 случая дезертирства, из них по Краснодарскому краю 23 711 случай, по Ставропольскому краю — 10 546, по Чечено-Ингушетии — 4441, по Северной Осетии — 4366. Многие чеченцы и ингуши воевали в составе Красной армии.

Примерно 9 тысяч чеченцев и ингушей находились на службе в частях РККА в момент начала войны, и ещё 30-40 тысяч влились в её ряды в течение двух лет войны. В обороне Брестской крепости участвовали 420 выходцев из Чечено-Ингушетии, из которых 270 были горцами[. Одним из защитников Брестской крепостибыл Магомед Узуев, которому в 1996 году посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. Звания Героя Советского Союза высшая военная награда в СССР были удостоены 36 воинов из 147 представленных к званию уроженцев Чечено-Ингушетии, но только 6 награждённых были чеченцами включая Мовлади Висаитова, удостоенного звания в 1990 году. При этом в наградных документах они были записаны под другими национальностями. К присвоению звания Героя были представлены дважды Махмуд Амаев, А. Ахтаев, А. Ахтаев, Даша Акаев, З.

Операция «Чечевица». 23 февраля 1944 года

В этом году чеченцы и ингуши решили вместе собраться в Страсбурге в трагический для своих народов день 23 февраля. #23 февраля #репрессии #чеченцы #ингуши При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 23 февраля 2021, 12:02. Траурный митинг, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию, состоялся 23 февраля у мемориала жертвам политических репрессий близ Назрани, передает портал 74 года назад – 23 февраля 1944 года – в Чечено-Ингушской АССР началась операция «Чечевица» – тотальная депортация (этнический геноцид) ингушей и чеченцев. В 6 утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты.

В Чечне и Ингушетии почтили память жертв депортации

За подобные утверждения в 1970-е годы его лишили должности заведующего кафедрой истории КПСС[. Вновь прибывшее начальство быстро исправило статистику в соответствии с пожеланиями руководства. Новые показатели стали одним из оснований для депортации балкарцев[. По документам НКВД, в ходе депортации чеченцев и ингушей было изъято более 20 тысяч единиц огнестрельного оружия, что плохо стыкуется с тем фактом, что при этом было арестовано всего лишь около 2 тысяч человек.

Объясняется это расхождение тем, что органы НКВД брали заложников, которых отпускали только после сдачи родственниками задержанных оружия, которое покупалось у тех же сотрудников НКВД. В результате одно и то же оружие могло быть продано и сдано многократно[. В своей справке заместитель наркома государственной безопасности Б.

Кобулов писал: «В марте 1942 г. Абдурахманов и Я. Ахмадов называют эти утверждения «политической фальшивкой», поскольку фактически в республике было зафиксировано, по их данным, 4579 случаев дезертирства, и, соответственно, не могло быть такого числа бандитов[.

Операция «Чечевица» Подготовка Есть основания полагать, что подготовка к выселению началась весной 1942 года, когда была приостановлена мобилизация чеченцев и ингушей под предлогом якобы невозможности содержать их в частях горцы не ели свинину, а свиная тушёнка и жир были единственным мясным питанием красноармейцев в это время [55]. Бериио якобы массовых проявлениях бандитизма и дезертирства в республике, которая была одобрена последним. В Казахстане и Средней Азии началась подготовка к приёму спецпереселенцев.

Для контроля над ними было создано 135 районных и 375 поселковых комендатур. Ставропольский крайком ВКП б с октября 1943 года готовил списки русских переселенцев в Чечено-Ингушетию. С лета 1943 года в Грозном собирались войска, хотя линия фронта уходила всё дальше на запад.

Прибывавшие войска НКВД переодевались в общевойсковую форму. Разведывательные самолёты совершали регулярные облёты горных районов. Для успокоения местного населения официально было объявлено о проведении масштабных учений в горных районах республики.

Войска располагались в лагерях вблизи сёл. К населению обращались с просьбами по улучшению и строительству дорог. Население относилось к солдатам радушно.

Например, мужское население Майстинского сельсовета не только добровольно доставило военные грузы к горным гарнизонам, но также «преподносит подарки, вкусную пищу и предложили обеспечить все гарнизоны дровами из собственных запасов». Берия прибыл в Грозныйи лично руководил операцией, куда под видом «учений в горной местности» была переброшена армия в составе 100 тысяч человек, включая 18 тысяч офицеров и до 19 тысяч оперативных работников НКВД, НКГБ и «Смерш». Некоторые офицеры были прикомандированы в Чечено-Ингушетию из самых отдалённых районов страны, например, ставший впоследствии печально известным комиссар госбезопасности 3-го ранга Михаил Гвишиани, бывший на тот момент начальником УНКВД по Приморскому краю.

На следующий день он встретился с руководством республики и высшими духовными лидерами, предупредил их об операции и предложил провести необходимую работу среди населения. Об этом Берия докладывал Сталину: Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 2:00 по местному времени и завершилась 9 марта того же года. Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинения со стороны местного населения.

Есть свидетельства о сожжении заживо до 700 человек в ауле Хайбах в Галанчожском районе, однако достоверность этого события оспаривается рядом историков. По официальной информации было отправлено 180 эшелонов с общим количеством выселяемых 493 269 человек. В пути следования родилось 56 человек, умерло 1272 человека, «что составляет 2,6 человека на 1000 перевезённых.

Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года Tрагедия вайнахского народа и преступления сталинского режима. Через два дня, 23 февраля 1944 г, началась операция "Чечевица" в названии операции обыгрывалось слово «чеченцы». Свои дома вынуждены были покинуть полмиллиона чел.

В 2010 году 23 февраля в Чечне объявлен официальным Днём памяти и скорби. Между тем Парламент Республики Ингушетия в первом чтении принял закон о запрете на увековечение памяти Иосифа Сталина на территории Ингушетии. В документе прописан запрет на установку памятников Сталину и присвоение его имени городам и улицам [3]. Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей.

Когда всех погрузили в товарные вагоны, началась паника от происходящего и неизвестности. Вдруг один старик крикнул: "Люди, не бойтесь! Нас не увезут туда, где нет Аллаха! Но они это все прошли достойно, и дай Аллах, чтоб такое больше никогда не повторялось", - подписал изображение Нурмагомедов.

Почему 23 февраля для Ингушей и Чеченцев НЕ ПРАЗДНИК???

23 февраля 1944 года началась операция «Чечевица»: депортация чеченцев и ингушей «за пособничество фашистским оккупантам» с территории Чечено-Ингушской АССР (ЧИАССР) в Среднюю Азию и Казахстан. 26 февраля 2004 года Европейский парламент признал факт депортации чеченцев и ингушей актом геноцида. 19 Февраль 2018 Новости. 23 февраля 74 года назад началась депортация чеченцев и ингушей в Казахстан и Киргизию,в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года было отправлено 180 товарных вагонов с переселенцами. Однажды на конференции в Норвегии, посвященной проблемам Чечни, оратор-чеченец начал бранить режим Дудаева. 23 февраля 1944 года началась операция чечевица, в самом названии обыгрывается слово чеченцы. 23 февраля сегодня запомнилось большинству ингушей и чеченцев как день трагедии.

«Чечевица-1944», или Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 Февраля

23 февраля 1944 года ингушский и чеченский народы были выселены в Северный Казахстан по приказу Сталина. 23 февраля 1944 года ингушский и чеченский народы были выселены в Северный Казахстан по приказу Сталина. На 75-летие депортации ингушей и чеченцев представительство Ингушетии в УрФО 23 февраля собрало своих земляков. 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши из каждого села были приглашены принять участие в праздновании Дня Красной Армии. Митинг в Страсбурге представителей чеченской диаспоры во Франции 23 февраля 2017 года в память депортации чеченцев и ингушей.

Новости по теме

  • Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»
  • Трагедия вайнахов: Депортация чеченцев и ингушей через призму истории
  • ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
  • Завтра 67-я годовщина со дня депортации чеченцев и ингушей

Почему ингуши ополчились на чеченцев из-за границ внутри России?

Как заявил в интервью "Интерфаксу" президент Ингушетии Руслан Аушев, "эта трагедия никогда не заживет в сердцах и душах ингушей и чеченцев". Родителям и ученикам. Новости. Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. 23 февраля 1944 года стало одним из самых трагичных дней в истории чеченцев и ингушей. Для обеспечения безопасности и общественного порядка в выходные дни (23-26 февраля) будут привлечены сотрудники МВД и МЧС, управлений ФСБ и войск национальной гвардии по Ингушетии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий