Зура́б Константи́нович Церете́ли — советский, грузинский и российский художник-монументалист, скульптор, живописец, педагог.
90-летний Зураб Церетели раскрыл секрет долголетия и планы на будущее
Зураб Церетели назвал веру и любовь секретом своего долголетия. Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2024 | Узнай Всё. Полномочия Зураба Церетели на посту президента Российской академии художеств (РАХ) продлены на пять лет. Зураб Церетели был главным художником министерства иностранных дел СССР в 1970-1980 годах. Жириновского отлили из бронзы - прижизненный монумент политику подарили друзья, а изготовил его Зураб Церетели. Зураб Церетели был главным художником министерства иностранных дел СССР в 1970-1980 годах.
Зураб церетели биография кратко
биография художника и его самые известные работы. Подробную информацию о художнике и его произведениях читайте в Артхиве. В 2004 году Зураб Церетели подарил ЮНЕСКО монумент, призванный мобилизовать усилия людей на борьбу со СПИДом. Родился Зураб Церетели 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье с княжескими корнями.
Зураб Церетели
Проект церкви был исполнен А. Полянским при участии группы архитекторов из его мастерской во главе с В. Художественное оформление церкви создано Церетели. Одной из самых значительных монументальных работ Зураба Церетели в Москве стал памятник "300 лет Российского флота" или "Петр Великий", созданный в 1997 году.
В городской, монументальной пластике редко устанавливаются такие крупномасштабные памятники. Подобные проекты, в которых большие плоскости скульптурной формы, подвержены сильным ветровым нагрузкам, вызывают серьезные проблемы и требуют мастерства, связанного с решением множества технических задач. Они требуют от автора и правильный выбор материала и оптимально прочную, выверенную конструкцию, соответствующую замыслу произведения, выдерживающую все ветровые нагрузки среды, тяжесть облицовки и т.
Монумент Петру I, основателю Российского флота, представляет собой уникальный в инженерно-техническом решении объект. Несущий каркас 98-метрового монумента - это металлоконструкция из нержавеющей стали, на которую накладывались собранные в укрупненном масштабе бронзовые детали облицовки. Нижняя треть всей конструкции собиралась отдельно и устанавливалась на железобетонное основание-фундамент.
Также отдельно собиралась фигура Петра, конструкция и облицовка корабля и затем устанавливались в готовом виде на пьедестале. Подвесные ванты корабля выполнены из нержавеющей стали и представляют открытую пространственную конструкцию. Сплетенная из нескольких тросов а скрепленных между собой такая конструкция исключают подвижность, то есть качание вант.
Пластическая облицовка рострального постамента, корабля и фигуры выполнена из высококачественной бронзы, первичной обработки. Бронзовая поверхность пьедестала обработана пескоструйкой, покрыта патиной, а сверху - воском, защищающим ее от негативных атмосферных влияний. Очищенную поверхность фигуры от тонального изменения цвета бронзы и от неблагоприятного воздействия среды на химические процессы о материале предохраняет лаки.
Свиток в руке Петра I - позолочен. Паруса сделаны в технике выколотки из меди, внутри которых для уменьшения веса применена пространственная металлическая конструкция, С целью предотвращения коррозии, все скрепляющие элементы сделаны из нержавеющей стали. Для установки флагов использовались шарикоподшипники, поэтому ветровые нагрузки на них мизерные.
Внутри монумента смонтирована лестница, необходимая для осмотра и обследования состояния конструкции. В основании площадки - искусственного острова вмонтированы фонтаны, создающие впечатление, рассекающего воду корабля. Помимо творчества Зураб Церетели активно занимается общественной деятельностью.
Начиная с середины 90-х годов, тогда вице-президент, а с 1997 года - президент Российской академии художеств З. Церетели возглавил в ней существенные реформы, обновив, расширив и усовершенствовав ее деятельность. При нем был разработан и утвержден правительством новый Устав академии, выработана ее обширная творческая программа, обновлен состав президиума и пополнено число действительных членов и членов-корреспондентов, усовершенствована структура аппарата академии, поднят на новый уровень процесс художественного образования, происходит углубление ее преемственных связей с Императорской академией художеств.
Ныне в Российской академии художеств около 150 действительных членов и членов-корреспондентов. Ее ряды пополняются как мастерами, уже получившими общественное признание и известность, так и одаренными, активно набирающими силу художниками. Избрание членами-корреспондентами руководителей ведущих музеев страны - Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея и Музея изобразительных искусств имени А.
Пушкина, музеев Московского Кремля - призвано качественно изменить роль академии в музейном строительстве. Аналогичную по проблематике цель преследует избрание в состав Академии ректоров Государственного академического художественного института имени В. Сурикова, Санкт-Петербургской академии живописи, скульптуры и архитектуры и Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества.
Современная реформированная академия под руководством З. Церетели выполняет большие художественные программы общегосударственного масштаба. Среди них: создание архитектурно-скульптурного ансамбля на Поклонной горе в Москве; воссоздание большим количеством художников и скульпторов, в том числе молодых, храма Христа Спасителя в Москве; серия значительных отечественных и международных художественных выставок, обогативших искусство новыми достижениями; многочисленные памятники и монументы деятелям истории и культуры, установленные во многих городах России; архитектурные сооружения, удостоенные Государственных премий, и многое другое.
Другим масштабным проектом, который был осуществлен под художественным руководством Зураба Церетели, стал торгово-рекреационный комплекс "Охотный ряд" и Манежная площадь. Перед ним, как автором дизайн-проекта стояла серьезная проблема согласования современного проекта с историческим окружением площади: в отличие от аналогичных иностранных этот комплекс несет большую историко-информативную нагрузку. Поэтому в художественном решении всего комплекса присутствует просветительное и эстетическое начало, он наполнен искусством и произведениями искусства.
На поверхности Манежной площади устроена обширная зона отдыха, островок психологической разгрузки с зеленью, фонтанами, парковой скульптурой, с воспроизведенным как исторический факт бассейном реки Неглинки, некогда здесь протекавшей. Беломраморная балюстрада, обрамляющая набережные, уступами спускается к конфигурации, которая была широко распространена в архитектуре русских усадеб XVIII века. Фонари-светильники на площади, как и балюстрада, погружают посетителей и отдыхающих в атмосферу Екатерининской эпохи.
В дизайнерский проект З. Церетели вошла и детская программа. Лучшие помещения, расположенные в наземной части вдоль набережной, отданы под детские кафе.
Их внутреннее пространство через широкие окна включает и фантастический мир бассейна реки Неглинки с ее сверкающим разноцветной мозаикой дном, фонтанами и скульптурой на темы самых популярных русских народных сказок. Уникальным объектом в ансамбле площади являются вращающийся купол "Часы Мира". Конструкция в форме купола совершает ровно один оборот в день, на внешнем своде купола нанесено изображение, соответствующее графической карте Северного полушария.
Купол венчает 10-тонная бронзовая скульптурная композиция святого Георгия. Наряду со значительными работами в Москве в последние годы Зураб Церетели создает все больше монументальных произведений за границей. В 1995 году был открыт памятник Колумбу в Испании, который был сделан художником в честь пятисотлетия открытия Америки.
В 1995 году было принято окончательное решение о воссоздании в Москве храма Христа Спасителя. Как президент Российской академии художеств З. Церетели не мог оставаться в стороне от столь грандиозного проекта, тем более в воссоздании художественного и скульптурного убранства Храма были задействованы лучшие реставраторы, художники и скульпторы страны.
Всех их объединяет Российская академия художеств. Например, большая группа скульпторов под руководством вице-президента академии академика Ю. Орехова работает над воссозданием скульптурного убранства храма.
Зураб Церетели с большим энтузиазмом, не только как президент академии, но и как творец, принял участие в конкурсе по воссозданию храма. На конкурсе было отдано предпочтению проекту Церетели по воссозданию крестов и врат. В числе девяти групп художников из Москвы и Санкт-Петербурга бригада Церетели выиграла также конкурс по росписям интерьеров.
На конкурсе работ по воссозданию крестов и врат храма проект, предложенный Зурабом Церетели, одержал победу. По признанию художника, в этот момент он чувствовал себя самым счастливым человеком. Высота центрального креста вместе с опорной частью - более 9 метров и вес свыше 3 тонн.
Специальный механизм, заложенный в конструкцию крестов, позволяет им выдержать амплитуду колебаний в 3,5 метра, практически - ураган любой силы. Врата храма Христа Спасителя воссозданы Церетели и установлены со всех четырех сторон света в 1997 году 12 врат храма Христа Спасителя и 4 - нижнего храма. Они представляют собой сложное произведение пластики, в композицию входят объемные формы горельефных фигур - библейских и евангельских святых и святых отцов Церкви, рельефный орнамент и тексты из Библии и Псалтыри.
Несмотря на то, что высокие массивные бронзовые двери весят по 10 тонн каждая, а их высота составляет около 10 метров, открываются они легко благодаря уникальной конструкции петель. Как победитель тендера, З. Церетели выполнил также сложную филигранную работу по воссозданию центральных люстр храма.
Он участвовал и в конкурсе на воссоздание сюжетной и орнаментальной росписи. Группой художников под его руководством исполнены наиболее ответственные центральные многофигурные композиции, сложные по технологии и методике исполнения. По мнению представителей Русской Православной Церкви, Зураб Церетели блестяще выполнил все стоявшие перед ним задачи, и внешний вид воссозданных им элементов художественного убранства храма соответствует старым.
Самое значительное в творчестве Зураба Церетели - это то, что он неповторимо самобытен, что его художественная деятельность практически не имеет аналогов и органично вливается в искусство последней четверти XX века. Международное признание его работ говорит, что "феномен Церетели" выходит за рамки отечественного искусства, и в нем много созвучного современным процессам, захватывающим страны и народы. Церетели первый в России Московский музей современного искусства.
Профессор, президент Российской академии художеств З. Церетели удостоен звания Героя Социалистического Труда. Избран академиком Международной академии творчества, профессором Брокпортского университета изящных искусств штат Нью-Йорк, США , действительным членом Грузинской академии наук.
Не у всякого хватит накала эмоций, чтобы в течение всей жизни испытывать напряженную, неутолимую и в то же время тайную страсть, и редко кто обладает выдержкой, необходимой для сохранения ее вдали от любопытных взоров. Зураб Церетели прежде всего живописец. Именно так он сам оценивает характер своего творчества.
Да и каждому человеку, коль скоро он сможет понаблюдать в течение длительного времени за работой художника, это станет очевидным. Несмотря на невероятную перегрузку, он находит время для усердных занятий живописью. Никто не знает, даже сам художник, сколько картин он создал за свою жизнь.
Они переполняют его просторные мастерские. Однако каждое полотно на счету. Создается впечатление, что мастеру тяжело расстаться хотя бы с одним из них.
Гражданин России и Грузии. Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. В 1952 году поступил на живописный факультет в Тбилисскую академию художеств. В 1958 году окончил академию и поступил на работу художником в Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. Участвовал в разнообразных выставках. В 1964 году прошел курс обучения во Франции, где общался со знаменитыми художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом.
В 1965-1967 годах Церетели был главным художником-оформителем при строительстве курортного комплекса в Пицунде. Одновременно к 1967 году, будучи руководителем артели, наладил массовое производство смальты для мозаичных работ. В 1970-1972 годах создал ряд мозаичных и витражных композиций в Тбилиси. В 1973 году стал автором монументального ансамбля детского курортного городка в Адлере. В частности, о ней положительно отозвался известный мексиканский художник Альфаро Сикейрос. В 1979 году памятник работы Церетели "Наука, образование - миру" высотой около 20 метров был установлен в американском городе Брокпорт в штате Нью-Йорк.
Не могу успокоиться", — отметил мастер. На стенах дачи в Переделкине для картин почти не осталось места. Он создал больше 5 тыс.
И всю жизнь он считает себя в первую очередь живописцем, а уж потом уже скульптором, монументалистом.
Окончил учебу Зураб в 1958 году. Спустя шесть лет, в течение которых он работал художником-архитектором в Институте истории, археологии и этнографии при Грузинской академии наук, он отправляется на учебу во Францию. Во время этой поездки Церетели удается пообщаться с большим количеством известных художников и деятелей искусств, в том числе с Пабло Пикассо и Марком Шагалом, которые дали высокую оценку таланту начинающего грузинского художника. Путь в большое искусство С конца 60-х годов Церетели привлекает монументальное творчество и мозаика. Скульптор отличается большим трудолюбием и высокой продуктивностью, поэтому ему удается создавать такое большое количество произведений.
Среди первых работ, принесших ему известность, был проект оформления курортного комплекса в Пицунде 1967 , серия мозаичных и витражных композиций в Тбилиси 1972 , оригинальный детский курортный городок в Адлере 1973. Выполнение таких серьезных проектов открыло Церетели доступ к еще более серьезным работам. Значительной была работа Зураба Константиновича по оформлению Олимпиады и по разработке проекта гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве в 1980 году. В следующие 10 лет многочисленные памятники Церетели появляются в России и за рубежом. Его больше увлекают конструкции из металла, он делает много масштабных монументов, несколько экспериментальных проектов с витражами.
В начале 90-х годов Церетели переезжает в Москву, где при активной поддержке мэра Юрия Лужкова создает множество монументальных композиций для столицы России. Также на протяжении многих лет Зураб Константинович создает скульптурные портреты современников, которые установлены во многих города страны и мира. Важнейшей частью своего творчество сам Церетели считает живопись. За свою долгую жизнь он написал более 5000 полотен на различные темы. Его работы находятся во многих частных и государственных собраниях мира.
Религиозная тема в творчестве Церетели Важнейшей темой в искусстве Зураба Церетели является вера. Он активно участвовал в восстановлении храма Христа Спасителя, изменив первоначальный план.
Учился у Шагала и Пикассо: Зурабу Церетели исполнилось 90 лет / РЕН Новости
Биография скульптора Зураба Церетели: личная жизнь, место проживания, организация свадьбы Владимира Высоцкого, отношения с женой. Выставка к 90-летию Зураба Церетели "Солнечный сад", которая расположилась на двух этажах Московского музея современного искусства (ММОМА), получилась жизнерадостной и витальной. Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2024 | Узнай Всё. На днях ребят, за создание мозаичного панно «Спас на троне», поблагодарил и наградил Президент Российской академии художеств Зураб Церетели.
Зураб Церетели: «Всегда надо больше отдавать, чем получать»
За кисточки и краски берется после ледяного душа, а пару лет назад по утрам Зураб Церетели еще и штангу поднимал. Не могу успокоиться", — отметил мастер. На стенах дачи в Переделкине для картин почти не осталось места. Он создал больше 5 тыс.
Остановками на пути зрителя станут специальные разделы экспозиции. Мифологические, христианские и исторические сюжеты, важные для понимания творческой философии Церетели, будут раскрыты в трех особых залах, которые сфокусированы на сквозных для художника персонажах-героях Прометей, Святой Георгий и Петр I. Другими специальными пространствами станут графический и скульптурный кабинеты, мастерская-амфитеатр, где в жанре «выставки одной работы» будут демонстрироваться самые новые, только что написанные живописные полотна мастера.
Экспозицию дополнят архивные фотографии и редкие документальные фильмы.
Нету такого. У меня наоборот — я фотографию все откладываю. Это самореклама, нельзя. Надо в жизни много отдавать, чем получать", — сказал он.
Высота монумента составляет около 100 метров; Монумент «Слеза скорби» — создан скульптором как знак сочувствия и памяти о жертвах теракта 11 сентября 2001 г. Памятник установлен в США, а на его открытии присутствовал президент Б.
Монумент «История Грузии» — возведен вблизи Тбилисского моря. Работа над скульптурой еще не закончена. На сегодня монумент представляет собой три ряда колонн, на которых расположены барельефы и объемные изображения самых известных и знаковых персон Грузии; Скульптура «Добро побеждает зло» — установлена в США перед главным зданием ООН в 1990 г. Скульптурное изваяние стало символом окончания Холодной войны; Монумент «Святой Георгий Победоносец» — установлен в Тбилиси Грузия в 2006 г. В сфере архитектуры Зураб Церетели также создал гениальные произведения. Под его руководством возведен Храм Христа Спасителя. По задумке скульптора здание было украшено массивными медальонами из полимерных сплавов, облицовка выполнена из мрамора, а кровля — из покрытия, включающего нитрид титан.
Одним из последних творений скульптора стала Алея Правителей, которая расположена в Москве, в Петроверигском переулке. На Аллее расположены бюсты всех правителей Руси, созданные руками Зураба Церетели. Фото: источник Скандальные работы Церетели Присутствуют в творчестве скульптора и неоднозначные, даже скандальные работы. Ряд известнейших монументов вызвал негодование и критику и заказчиков, и горожан, а монтаж памятников был окутан слухами и протестами. Так, громкими скандалами сопровождалась установка таких монументов: Памятник Петру I — еще до установки некоторые москвичи были против монтажа монумента в их городе. Жители устраивали пикеты и митинги, писали просьбы Президенту. Акции протеста продолжались и после установки монумента.
Также ходили слухи, что изначально на месте Петра была статуя Колумба, однако продать монумент так и не удалось ни в Латинскую Америку, ни в Испанию. После этого Колумб был заменен на статую первого российского императора и благополучно установлен в Москве. Скандальности изваянию Церетели добавило и присутствие в Рейтинге самых уродливых строений в 2008 г. Противники монтажа памятника с сарказмом прозвали монумент «Петр в юбке». Памятник создан в честь лидера Французского Сопротивления, однако французские власти отказались от презента, после чего монумент установили в России.
Человеку-эпохе Зурабу Церетели — 85!
Он много странствовал по, познавал новое, много ездил на лошадях, ходил пешком. Церетели, чтобы ближе познать природу, слушал журчание горных рек, запоминал запах земли. Зураб Церетели за работой Все это сыграло важную роль в становлении Зураба Константиновича как художника. В 1958 году художник окончил академию художеств. Его дипломной работой была «Песнь о Тбилиси». Но до защиты она не была допущена из-за «элементов условности». Церетели пришлось поменять тему диплома, и за пару недель написал новую картину «Портрет спортсмена». Работа получила высокую оценку. В круг его обязанностей входило участие в археологических экспедициях, подготовка иллюстративной части научных исследований к публикации. Первые годы работы были для Зураба Церетели временем совершенствования профессиональных навыков. Зураб Константинович постепенно стал участвовать в различных выставках, где представлял свои работы.
Большой успех художник Церетели имел на выставке «На страже мира», проходившей в Москве. В 60-е годы Зураб Церетели быстро занял позиции в советском искусстве. Как-то архитектор Шота Каландаришвили дал задание Зурабу, расписать детский кинотеатр в Тбилиси. Художник прочувствовал детскую фантазию, где присутствуют сказки, выдумки, но роспись не была выполнена в натуре. Галерея искусств Зураба Церетели Зурабом интересовались архитекторы, которые работали над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде. Именно Церетели был приглашен в качестве главного художника этого уникального объекта. В этой работе он предстал как художник-монументалист. Все Зураба Церетели в Пицунде стали новым шагом в развитии монументального искусства России. Далее следовали крупные мозаичные работы художника Церетели во многих районах Грузии.
Но сам Зураб Церетели в ответ на восхищение его невероятной трудоспособностью замечал: «Я родился в трудовой семье, а не в княжеской! Другой представитель ветви Церетели был продюсером у самого Фёдора Шаляпина. У Церетели, начиная с прадеда, было принято жениться на княжнах, чтобы «не портить кровь». Нижний ряд — тетя, двоюродные сестра и брат, бабушка, мать Тамара Нижарадзе. А ещё от него художнику достался добрый нрав и жизнелюбие. Константин Георгиевич в 98 лет читал без очков, писал и каждый день ходил по 10 километров до кладбища, на могилу жены, и обратно. И категорически отказывался переезжать к сыну, которым очень гордился. От матери ему передалась страстная любовь к искусству, а брат матери, художник Георгий Нижарадзе, подарил четырёхлетнему племяннику набор карандашей и впервые взял с собой на пленэр. Именно он и научил будущего скульптора видеть красоту вокруг себя, чувствовать свет и тени, понимать природу. Георгий Нижарадзе и открыл для маленького Зураба профессию художника. Работал за границей, но иностранных языков не знал Зураб Церетели. Когда Зураб пошёл в школу, он подружился с этой соседкой, в силу возраста и здоровья прикованной к креслу. Она делилась с ним своими рассказами, читала стихи и учила немецкому языку. Из-за своей болезни женщина была практически обездвижена и всегда с нетерпением ожидала прихода Зураба. По возвращении из школы он быстро перекусывал и внимательно следил за двором. Как только свет загорался в её окне, он мчался к соседке. Возможно, Зураб смог бы свободно говорить на немецком языке, если бы не произошла трагедия. Однажды, вернувшись из школы, Зураб увидел, как милиция увозит соседку вместе с её инвалидным креслом. Узнав, что она больше не вернется, будущий художник расплакался и мгновенно позабыл все, чему учила женщина, которую сам он называл своей доброй волшебницей.
Примером этого являются автобусные остановки в Абхазии, которые были созданы в начале 60-х годов и представляют собой уникальные арт-объекты в виде фантастических морских обитателей. Церетели не только занимается художественно-декоративной работой, но и участвует в выставках. Его первое успешное полотно "На страже мира" было представлено на выставке с таким же названием в Москве. Памятник Святому Георгию Победоносцу в Тбилиси Церетели расширяет свою деятельность, получая заказы на дизайнерское оформление различных зданий и сооружений, таких как Дом кино в Москве 1967-1968 , Дворец профсоюзов в Тбилиси, бассейн «Морское дно» в Ульяновске 1969 , курортный комплекс в Адлере 1973 , гостиница «Ялта-Интурист» в Крыму 1978 и другие. В период семидесятых и восьмидесятых годов мастер работал много и продуктивно. С 1970 года он был главным художником Министерства иностранных дел СССР и занимался художественным оформлением посольств Советского Союза за рубежом. Он много путешествовал и знакомился с известными иностранными художниками. На родине у него тоже было много работы, особенно после того, как он был назначен главным художником Олимпиады-80 в Москве. В результате всех этих достижений мастер был удостоен почетного звания Народный художник СССР в 1980 году. Монумент «Дружба навеки» в Москве Художник начал работу над монументальными скульптурами в конце 70-х годов. Он завершил свою работу яркой скульптурной композицией "Счастье детям всего мира". В 1983 году в Москве был открыт монумент "Дружба навеки", который отмечал 200-летний юбилей подписания Георгиевского трактата между Россией и Грузией. В тот же год в честь этого события в родной Грузии художник создал и открыл Арку дружбы - мозаичное панно, которое до сих пор радует туристов на Крестовом перевале у Военно-Грузинской дороги.
Мозаика на фасаде этого помещения создана Церетели. Казалось бы, как связаны политпросвещение и такой странный беспредметный модернизм? Более того, Дом политпросвещения возводился не в самое благополучное время — эпоха застоя и канун перестройки — однако и тогда художник смог защитить проект своей абстрактной и причудливой мозаичной картины. Часть территории здания перестраивалась после развала СССР, но мозаика Церетели все еще на месте — это подлинный памятник советского искусства. Детский городок в Гагре Фото tourister. Причина этой популярности проста — в «остановках» встретились дух советского конструктивизма и красочное буйство фантазии. А теперь представьте, что у вас целый сквер из таких «остановок», трансформирующихся одна в другую. Примерно так выглядит Детский городок. Плавные, но непростые формы скульптур расцвечены характерной мозаикой Церетели. Попадите в этот пестрый лабиринт и испытайте то удивление миром, на которое, казалось бы, способны только дети. Памятник Петру традиционно вызывает у людей вопросы, недоумение и даже истерику и протесты. Скульптура высотой 98 метров поднимается над Москвой-рекой и представляет собой триумфальную фигуру Петра I на колонне из кораблей.
Зураб церетели биография кратко
Галерея искусств Зураба Церетели Зурабом интересовались архитекторы, которые работали над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в городе Тбилиси, Грузия. Зураб Церетели женат на Инессе Александровне Андроникашвили и имеет дочь Елену, которая подарила ему троих внуков. В данном случае хотелось бы сказать, что биография Зураба Церетели так же монументальна и основательна, как и все его творчество.