За 35 лет музыкальная эпоха под названием «Наутилус Помпилиус» научила нас многому: слышать больше, чувствовать глубже, дышать в полную силу и не быть равнодушными — ни к окружающему миру, ни к тем, кто рядом с нами, ни к самим себе.
Наутилус Помпилиус - Взгляд с экрана (текст песни)
В тот приезд Юрий Юлианович почему-то отчаянно агитировал Бутусова ни в коем случае не связываться с Кормильцевым. Однажды вечером, когда по обыкновению пили горячительные напитки и с упоением спорили, Шевчук пошел в атаку и заявил, что "по-настоящему" у Бутусова песни получаются только на свои тексты. С тех пор Бутусов с Кормильцевым стали гораздо друг к другу ближе. Но оба всегда и со вниманием прислушивались к словам Шевчука. Тот же Леонид Порохня рассказывает, что завершилась эта история значительно позже, в 88-м, на сочинской набережной, где после гастрольного концерта прогуливались в полумраке и по обыкновению спорили Бутусов и Белкин. Егор Белкин, гитарист групп «Урфин Джюс», «Настя» и «Наутилус Помпилиус» Егор Белкин, гитарист групп «Урфин Джюс», «Настя» и «Наутилус Помпилиус» Егор относился к "Делону" давно и плохо, а с некоторых пор вел совершенно разнузданную "антиделоновскую" агитацию, сводившуюся к требованию "подзаборных песен не исполнять".
Слава все не соглашался, и надо же такому случиться, чтобы в районе гостиницы "Ленинград" из кустов донесся нестройный, невпопадный юношеский хор, в добрых дворовых традициях поминавший под расстроенную гитару известного французского киноактера. Слава промолчал. Но больше про Алена Делона уже никто и ничего из его уст не слыхал. На самом деле это была давняя задумка инструктора Свердловского обкома комсомола куратора и друга рок-клуба Марата Файрушина. Их не очень интересовал общий смысл.
Музыку они вообще не слушали. Цеплялись к отдельным фразам, царапавшим их художественный вкус, вроде "Ален Делон не пьет одеколон".
Я потом очень полюбил писать эти мультипликационные триллеры. Вроде бы не настоящие ужастики, а эдакие глумливые, для 14-летних. Песня "Взгляд с экрана" стала пятым треком "Разлуки", который был записан летом 1986 года.
Позже она была включена в альбом "Князь тишины" и концертные пластинки. Видеоклип на "Взгляд с экрана" состоит из фрагментов картины "Раньше было другое время" Алексея Балабанова и съемок участников "Нау" в студии.
Таким образом, он принимает окончательное решение, чтобы распустить группу. В концертном зале «Россия» в июне 1997 года состоялся последнее выступление именуемое «Последнее плавание». Прощальный тур по России поставил точку в существовании коллектива. Разовые воссоединения После распада «Наутилуса» участники группы несколько раз выступали на фестивальных площадках - «Нашествие-2004», а также «Старый новый рок».
Спустя еще несколько лет, а именно в 2008 году, музыканты отыграли концерт в честь 25-летнего юбилея коллектива. Вячеслав Бутусов, входивший в состав группы «Ю-Питер», подготовил несколько узнаваемых хитов разных периодов в новой обработке. Все песни собрали на сборник из двух томов под названием «НауБум». Его презентация проходила в Санкт-Петербурге в день рождения коллектива — 13 декабря 2008 года, а в Москве событие состоялось 17 декабря этого же года. Помимо этого, осенью 2008-го в проекте «Рок-герой» проводился конкурс, где участники исполняли более 200 ремейков и каверов группы. Победителем оказался Олег Карпачев.
Вместе с коллективом «Стволы» он спел ремейк на композицию «Черные птицы». Его исполнение тоже включили в сборник «Бума». В 2008 году Вячеслав Бутусов со своей группой «Ю-Ппитер» гастролировал по стране и исполнял старые хиты «Наутилуса». Интересные факты В начале своего существования группа имела другое название. Ее именовали «Али-Баба и 40 разбойников». Спустя несколько лет это название в корне изменилось.
Однако большая часть участников коллектива проигнорировали ее. Несколько альбомов музыканты записывали в подвальных помещениях Свердловского института, где проходили обучение основатели группы. Песня под названием «Взгляд с экрана» является вольным переводом хита группы Bananarama. Надпись на памятнике Илье Кормильцеву, который скончался от болезни в 2007 году, было взята из песни, которую он же и написал. Удивительно, но даже Алла Пугачева приняла участие в записи песни «Доктор твоего тела». Ей была отведена роль бэк-вокалистки в студии звукозаписи.
Пугачева была возмущена пением Бутусова и стала обучать его вокалу, демонстрируя правильные интонации. Звукорежиссер Кальянов умело этим воспользовался, подмикшировал ее голос в окончательную версию. Алексей Балабанов, снявший фильм «Брат», подогрел интерес у зрителей легендарного кино к творчеству «Наутилусов» Все дело в том, что он и основатель группы были большими друзьями в Свердловске. Чтобы не навлечь на себя гнев КГБ, участники коллектива распространяли альбом «Разлука» по Свердловску без последней песни. Те, кто были на концерте группы, замечали, что перед Бутусовым всегда стоит пюпитр, на котором расположен блокнот со словами песен. Дело в том, что у солиста плохая память.
Про состав группы «Наутилус Помпилиус» в 1987 году было выпущено рекордное количество заметок в газетах.
Этот не романтический, а вполне натуралистический и, можно сказать, здоровый страх смерти делает жизнь тесной и выталкивает нас вверх. По сравнению с этим страхом таксист, который говорил «про запчасти и про бензин», — больше уже не будет интересной этнографической подробностью советского быта. Догонять звезды было преждевременно, когда под ногами все еще лежал труп, пролежавший уже так долго, что захваченные в его пальцы цветы успели завянуть… Преступление опоздали раскрыть по горячим следам, и приходилось начинать следствие. На месте были неопровержимые следы убийства — но рядом и следы самоубийства имя Джульетта! Но все же убийцу следовало искать. Чувствовалось, что искать надо близко: в нем было слишком много от Каина, то есть от родного брата жертвы: судья если люди поймают его ты по книгам его не суди закрой свои книги — ты в них не найдешь ни одной подходящей статьи отпусти его с миром и плюнь ему вслед пусть он с этим проклятьем пойдет пусть никто никогда не полюбит его но пусть он никогда не умрет Началось длинное следствие о причинах и способах подобных убийств вообще, которое будет продолжаться даже тогда, когда — довольно скоро — данное конкретное преступление будет раскрыто.
Итогом следствия к 1997 г. На «Титанике» удалось сразу и получить признательные показания убийцы, и вывести теорию подобных преступлений, где убийство смешивается с самоубийством, и все это по закону природы. Теория получила название «Колёса любви»: как писала Каренина в письме к Меpилин [коллеге-самоубийце Мерилин Монро]: «Колеса любви pасплющат нас в дым» [т. Об этом писали вполне серьезно не только «Наутилусы». Изящное резюме святоотеческого богословия по этой теме можно найти у св. Максима Исповедника 582—660 [9]. В кратком изложении оно выглядит так.
После грехопадения человеческий род оказался в порочном кругу наслаждения—страдания у св. Максима игра слов: идони—одини. Само воспроизводство человеческой жизни стало воспроизведением смерти: оно начинается с чувственного наслаждения, но рождает страдание, которое в перспективе кончается смертью. Каждый вновь родящийся человек устремляется к наслаждению, тем самым впадает в грех и уже поэтому потому что согрешил сам получает смерть. Смерть — необходимый барьер для пресечения греха, который иначе длился бы вечно. А корень греха и суть грехопадения прародителей — в том, что человек использовал данную ему Богом способность к наслаждению не для духовного познания Бога, как это предполагалось Создателем, а для чувственного телесного и душевного наслаждения, свойственного по замыслу Творца только скотам. Для скота скотская жизнь — норма; для человека — это и есть грех.
Отсюда вовсе не следует, например, греховность чадородия как физиологического процесса. Но следует — греховность поиска удовольствия посредством физиологических отправлений эмоциональных в том числе. Это оставляет место в христианстве для брака, но не оставляет — ни для романтической, ни для платонической, ни для какой-либо другой «любви», которой привыкла заниматься художественная литература. Христиане подвержены всем этим страстям, как и другим болезням, но в христианстве все они исцелимы и должны быть исцелены.
Вячеслав Бутусов подтвердил свои "цыганские корни" сменой имиджа
Наутилус Помпилиус Взгляд с экрана Алексей Балабанов Раньше было лучше Видео. Nautilus Pompilius — Взгляд с экрана Ален Делон (Князь тишины 1988). Nautilus Pompilius. 1994 русский рок. то в такси, то в магазинах, то в общественном транспорте.
Для очередного юбилейного концерта в Уфе Бутусов реанимировал хиты «Наутилуса»
Тогда же группа нашла новый имидж, с которым у большинства ассоциируется «Нау» 80-х — псевдовоенная форма, грим и скупая, но выразительная пластика. Блестящими выступлениями на Пленуме Союза Композиторов РСФСР и рок-фестивале в Новосибирске весной 1987 года «Наутилус» полностью опроверг мнение о периферийности свердловской рок-сцены, претендуя на то, чтобы стать одним из лидеров советского рока наряду с ленинградскими командами «Аквариум», «Алиса», «Кино» и др. Успех группы был подкреплен выступлениями на фестивалях «Литуаника» в Вильнюсе летом того же года, в подмосковном Подольске в сентябре и на декабрьской «Рок-Панораме» в Москве, после чего в стране началась «наутилусомания». Своей популярностью группа была обязана прежде всего музыкальной выразительности, подчеркнутому мелодизму, порой, правда, граничащему со шлягерностью, профессионально написанным текстам Ильи Кормильцева преимущественно злободневной социальной направленности, в перестроечный период наиболее востребованной публикой и харизматической фигуре лидера группы Вячеслава Бутусова. Пик популярности «Наутилуса» пришёлся на 1988 год. В этот период группа активно гастролировала по СССР, выезжала за границу в Финляндию в конце года после участия в съемках финского фильма о советском роке «Серп и гитара», выпустила на «Мелодии» свою первую пластинку «Князь тишины», в которую вошли переигранные хиты «Наутилуса» с двух предыдущих альбомов «Последнее письмо», «Взгляд с экрана», «Скованные одной цепью», «Шар цвета хаки», «Казанова» , плюс несколько новых песен, которые до этого исполнялись на концертах, но в студии записаны не были, в том числе «Я хочу быть с тобой». Уход Умецкого Бесконечные гастроли, коммерческий успех, столкновение с зарождающимся российским шоу-бизнесом неблагоприятно отражались на обстановке внутри группы, что приводило к постоянным разногласиям, ссорам и лихорадочной смене состава. Пиком кризиса стал уход из «Наутилуса» одного из основателей группы Дмитрия Умецкого. Когда стало абсолютно очевидно, что «Наутилус» и шоу-бизнес несовместимы в принципе, Вячеслав Бутусов, уставший от постоянных проблем и неурядиц, принял решение распустить группу. Это произошло в ноябре 1988 года.
В 1989 году Бутусов попытался восстановить личные и творческие отношения с Дмитрием Умецким, результатом чего явился альбом «Человек без имени», где также отметились Александр Беляев из группы «Телевизор» гитара и Игорь Доценко из «ДДТ» барабаны.
Они с изумлением наблюдали, как выскочившая из подъезда веселая компания с причитаниями и наставлениями типа «осторожно, голову берегите» занесла тело самоубийцы в подъезд. Именно "Тройной" в противовес "ихнему двойному"... Слава воплотил их в сочинении почти трагическом.
Неудивительно, что Илья крепко насторожился, услышав тяжелую, полную мрака и безысходности песню на свои по замыслу ернические стишки. Но ругаться не стал, стерпел даже исчезновение целого слова "тройной", которое Слава по каким-то личным соображениям петь отказался наотрез. Вот что говорил сам Вячеслав Бутусов по поводу этой песни: "... А народу нравилась какая-то такая вот достоевщина на детском уровне, пугалка такая, триллер.
Я потом очень полюбил писать эти мультипликационные триллеры. Вроде бы не настоящие ужастики, а эдакие глумливые, для 14-летних. Дело решил Шевчук, каким-то ветром занесенный в Свердловск. В то время свободный и умный, читавший философские труды Толстого и что-то постоянно проповедовавший, причем с употреблением таких слов, которые свердловским рокерам и не снились.
В тот приезд Юрий Юлианович почему-то отчаянно агитировал Бутусова ни в коем случае не связываться с Кормильцевым. Однажды вечером, когда по обыкновению пили горячительные напитки и с упоением спорили, Шевчук пошел в атаку и заявил, что "по-настоящему" у Бутусова песни получаются только на свои тексты.
До дня рождения оставалось ещё месяца три, но это были детали. Тогда впервые и выяснилось, что «Ален Делон не пьёт одеколон». Услышав песню в исполнении Бутусова, Кормильцев жутко взбодрился и выскочил на балкон, где у Пифы Комарова жил манекен по имени Фёдор… Недолго думая, Илья схватил Фёдора в охапку и сбросил с третьего этажа. Бродивший поблизости народ был ошарашен невиданным в здешних краях зрелищем.
На их глазах из окна, прямиком в небо, вылетал почти натуральный человек. Тут же Пифа, Бутусов и Кормильцев с хохотом выскочили на улицу и с причитаниями «Осторожно, осторожно! Ногами за дверь не зацепись!
Тверь: Тверской государственный университет, 2000. В антигерои попадали те, кто имели бестактность сказать, что христианство новой русской литературы — не христианство, или, выражаясь более деликатно, — «розовое христианство», как назвал его К. Леонтьев он же инок Климент, 1831—1891. Подобный «леонтьевский» подход ведет мимо переполняющих русскую классику «возвышенных» душевных переживаний и «высоконравственных» рассуждений, но зато открывает нечто важное для христианства там, куда за этим никто не заглядывает. Поэтому, если бы мне сегодня пришлось послужить для Леонтьева гидом по нашей современной культуре, то я бы показал ему «Наутилус».
И теперь постараюсь объяснить, почему. Есть одно «христианство для нормальных людей», и для многих его адептов русские писатели — пророки его. И есть христианство святоотеческое, которое совместимо с «нормальной» жизнью только внешне, потому что внутренне христианство всегда начинается с отречения от мира. Но и для такого христианства, в которое верил Леонтьев, русская литература небезразлична. Ведь отречение от мира бывает после того, как человек убеждается, что не стоит ради этого мира жить. И литература может помочь это понять. И даже не только это: она может, иной раз, хоть слегка кивнуть в сторону того, ради чего жить стоит — как писал о том св. От современной словесности трудно ожидать, чтобы она делала это методами Достоевского.
Между нами и Достоевским маленькая временная дистанция, но целая пропасть культурная: Достоевский еще жил на тонущем островке христианской цивилизации, а мы уже вернулись в доконстантиновский языческий мир, с тем отличием, что в нашем язычестве сохраняется память о христианстве как об Атлантиде, да там и сям современные язычники натыкаются на диковинные обломки христианского прошлого. Мы попытаемся проследить плавание «Наутилуса» в этих дебрях [1]. В поисках смысла смерти: от Джульетты до Элоизы Перестав «читать мир как роман» и убедившись, что «он оказался повестью» [2], можно было и дальше осваивать непроторенные дороги русского рока на старой и обкатанной технике Галича и Высоцкого. И получилась бы хорошая рок-группа, о которой когда-нибудь новый Ефим Эткинд написал бы статью наподобие своей «Человеческая комедия Александра Галича». Но действительность иногда преподносит встречи, которые меняют наши планы: Джульетта лежит на зеленом лугу среди муравьев и среди стрекоз по бронзовой коже по нежной траве бежит серебро ее светлых волос тонкие пальцы вцепились в цветы и цветы поменяли свой цвет расколот как сердце на камне горит Джульетты пластмассовый красный браслет [3] Описываемое здесь событие произошло около 1990 [4], когда вокруг крошилась советчина, — а вместе с ней — всё то, что питалось советчиной. Неожиданно для всех русский рок того времени показал, что он — советский. Это было не плохо и не хорошо, но это означало, что он уйдет вместе с советской эпохой. Распад «Наутилуса» в 1988-м стал характерной приметой времени, но далеко не самой яркой.
Период маркировался самоубийством Башлачева 1988 г. Как о «страшном времени» вспоминает о том периоде И. Кормильцев — автор текстов почти всех песен, о которых придется нам говорить [5].
Вячеслав Бутусов и его вечное возвращение в "Наутилус Помпилиус"
Это первая степень свободы пока, Но нужно брать быка за рога! Будет ещё танец огня, На это нам вряд ли достаточно дня, И дамы погасших пылающих гнёзд Спалят кавалеров с тупых белых звёзд. Искромётные особы безупречных кровей, Выходите на бульвары, выползайте скорей, Выносите свои крепкие худые зады, Будем пьянствовать сегодня праздник общей беды...
На вручение были приглашены основатели «Наутилуса» Дмитрий Умецкий и Вячеслав Бутусов, а также Илья Кормильцев, но пришел лишь Умецкий свою долю он перечислил детским домам Свердловска. Бутусов церемонию проигнорировал, а все деньги перечислил в Фонд мира.
Кормильцев и вовсе отказался от награды, заявив, что странно «принимать премию от организации, которую не признаешь». Альбом «Разлука» «Эта музыка будет вечной», «Взгляд с экрана», «Скованные одной цепью» и другие хиты был записан в подвале Свердловского архитектурного института, где учились основатели группы. Эпитафия на могиле Ильи Кормильцева скоропостижно скончался от рака в возрасте 47 лет в 2007 году — строчка из написанной им песни: «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки».
И конечно, обозреватель "РГ" спросил у артиста о том, зачем при таком водовороте замыслов и премьер ему опять хиты "Наутилуса" 80-90-х? Не потянут ли они его назад или теперь он относится к ним иначе и находит уже новые смыслы?! Но с тех пор они играются непрерывно уже 40 лет, во все периоды нашего творчества, это несколько составов "Наутилуса", мои сольные выступления, "Ю-Питер" и, наконец, "Орден Славы", - пояснил Бутусов. Не меняется только пустота... Да здравствует город-герой Москва, ура! И сразу же начал с песни "Эта музыка будет вечной", которая много объясняет, словами "Если я заменю батарейки". А после следующей - "Одинокая птица" - менее известной, но которой зрители тоже не путали слова, и он уже благодарно аплодировал и сам: поющему залу! Так и менял батарейки, как прежде. Новые музыканты годятся Бутусову в сыновья, и хиты "Наутилуса" добавляют новых сил и актуальности вместе с ними Дальше были сыграны "Тутанхамон", "Взгляд с экрана", "Люди на холме", "Бриллиантовые дороги". И все шло интересно, азартно и радостно: Бутусов и "Орден Славы" пели, зрители создавали хор. Но талантливому человеку всегда всего мало, даже если это приносит дополнительные хлопоты и расходы.
Группа «Наутилус Помпилиус» посвятила Комсомольску песню «На берегу безымянной реки» (ФОТО; ВИДЕО)
Тур с песнями "Я хочу быть с тобой", "Гуд-бай, Америка", "Взгляд с экрана", "Тихие игры" с успехом пошел по России и странам СНГ. Испонитель: Наутилус Помпилиус Название песни: Взгляд с экрана Количество просмотров: 2333 Количество сообщений: 0. постер на стене, плакат с фото Ален Делона, тот самый "взгляд с экрана". Новые музыканты годятся Бутусову в сыновья, и хиты "Наутилуса" добавляют новых сил и актуальности вместе с ними Дальше были сыграны "Тутанхамон", "Взгляд с экрана", "Люди на холме", "Бриллиантовые дороги". Наутилус Помпилиус — Взгляд с экрана (1985) Клип представляет собой нарезку из фильма Алексея Балабанова «Раньше было другое время». "Взгляд с экрана" О группе «Наутилус Помпилиус» (Nautilus Pompilius) — рок-группа.
Наутилус Помпилиус - Взгляд С Экрана
Слушайте в Apple Music: песня «Взгляд с экрана» (Наутилус Помпилиус). Взгляд с экрана, аккорды, бой, текст, видео разбор песни. В народе о «наутилусах» распространялись слухи один фантастичнее другого: спились, погибли в автокатастрофе, эмигрировали. Видеоклип «Взгляд с экрана» Nautilus Pompilius состоит из фрагментов картины «Раньше было другое время» Алексея Балабанова и съемок участников «Нау» в студии.
"Эта музыка будет вечной". Каким оказался гастрольный тур к 40-летию "Наутилуса-Помпилиуса"
Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм. По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic.
Наша главная задача сейчас - обработать их таким образом, чтобы они звучали актуально и чтобы нам самим было интересно их играть. Во время выступления рок-герой был по-героически немногословен и только пару раз коротко обратился к публике. Песню «Скованные одной цепью» он посвятил Илье Кормильцеву, «На берегу безымянной реки» - Уфе, а «Я хочу быть с тобой» - всем присутствующим женщинам. Фон, на который проецировали сопровождающие видеоролики, тоже по большей части оставался прекрасным садом из затейливых калейдоскопов и мозаик, множащихся до бесконечности. Но все же песню «Зверь», вошедшую в саундтрек к культовому «Брату», сопровождали кадры из фильма, а во время «Синоптиков» на экране пошли фотографии легенд русского рока, о которых сейчас принято говорить как об эталонах, раздвинувших границы жанра. Интересно, что среди традиционного набора снимков Башлачева, Цоя, Курехина были и менее известные персоны — например, лидер Tequilajazzz Евгений Федоров. Кроме фотографий из рок-н-ролльного прошлого на экране оказались также снимки современные — Шевчука, Кинчева, Шклярского, БГ и других — тех, кто все-таки смог постареть.
Хоровое исполнение с залом, заменившие зажигалки телефонные фонарики и танцы в проходах сделали с публикой что-то окончательное, после чего стало снова и навсегда понятно, что эпоха ушла, а молодость незаметно исчезла, оставив после себя ряд многозначительных песен. В конце композиции первым ушел со сцены Бутусов, оставив замыкающими музыкантов, которые тоже по одному оставляли инструменты. В этом был не только элемент шоу, который часто используют на концертах, но и бессознательное указание: вот эти молодые ребята, которые вдарили рока за спиной Бутусова, и есть перспектива, идущая на смену старикам. Небольшая добавка на бис закончила все хитом «Князь тишины». Переизобретенное звучание и задумчиво-каменное лицо Бутусова по-своему говорят о нынешнем состоянии творчества «Наутилуса». С одной стороны, легендарной группы не существует почти 20 лет, Кормильцева — 10 лет, а в этом году прекратила существование и группа «Ю-Питер», которую Бутусов возглавлял с 2001 года.
В первый период своего существования группа выступала на танцах, исполняя преимущественно песни западных рок-групп. Попытки записать на пленку собственный материал были предприняты в 1982 году, тогда было записано несколько песен, позднее вошедших в дебютный альбом «Наутилуса» «Переезд» 1983 год , созданный под заметным влиянием творчества «Led Zeppelin». Второй альбом группы, «Невидимка» обозначил заметное изменение стиля «Наутилуса», его переориентацию на нововолновую эстетику по примеру ленинградских рок-групп. Начало популярности Всесоюзную известность «Наутилус» получил после выхода альбома «Разлука» в 1986 году.
Тогда же группа нашла новый имидж, с которым у большинства ассоциируется «Нау» периода 1980-х — псевдовоенная форма, частичный грим и скупая, но выразительная пластика. Блестящими выступлениями на Пленуме Союза Композиторов РСФСР и рок-фестивале в Новосибирске весной 1987 года «Наутилус» полностью опроверг мнение о периферийности свердловской рок-сцены, претендуя на то, чтобы стать одним из лидеров советского рока, наряду с ленинградскими командами «Аквариум», «Алиса», «Кино» и др. Успех группы был подкреплён выступлениями на фестивалях «Литуаника-87» в Вильнюсе летом того же года, в подмосковном Подольске в сентябре, и на декабрьской «Рок-Панораме-87» в Москве, после чего в стране началась «наутилусомания». Своей популярностью группа была обязана прежде всего музыкальной выразительности, подчёркнутому мелодизму, порой, правда, граничащему со шлягерностью, профессионально написанным текстам Ильи Кормильцева преимущественно злободневной социальной направленности, в перестроечный период наиболее востребованной публикой и харизматической фигуре лидера группы Вячеслава Бутусова. Пик популярности «Наутилуса» пришёлся на 1988 год. В этот период группа активно гастролировала по СССР, выезжала за границу в Финляндию в конце года после участия в съёмках финского фильма о советском роке «Серп и гитара», выпустила на «Мелодии» свою первую пластинку «Князь тишины», в которую вошли переигранные хиты «Наутилуса» с двух предыдущих альбомов «Последнее письмо», «Взгляд с экрана», «Скованные одной цепью», «Шар цвета хаки» и «Казанова» , плюс несколько новых песен, которые до этого исполнялись на концертах, но в студии записаны не были, в том числе «Я хочу быть с тобой». Альбом впоследствии стал первым хитовым альбомом группы. Популярность отчасти была обеспечена программой «Взгляд». Сергей Ломакин в газете «Музыкальная правда» вспоминал: «Взгляд» эксплуатировал закономерный интерес публики к социальному року. Это была настоящая гражданская поэзия, и мы пробили этой музыкой брешь в цензурной стене.
Со слов самих музыкантов, данный тур, в который вошёл Смоленск, посвящён 30-летию организации группы. Ярослав Карнасевич, зритель: «Группа «Кино», «Наутилус», питерский рок-клуб - это песни, на которых мы выросли. Большую часть из них мы знали наизусть - подпевали магнитофону, играли на гитарах.
Для очередного юбилейного концерта в Уфе Бутусов реанимировал хиты «Наутилуса»
Также песня вошла в студийный альбом « Князь тишины » третья песня и в концертные записи « Подъём » и «Ни Кому Ни Кабельность» часть 1. Песня стала одной из визитных карточек группы «Наутилус Помпилиус». В 1988 году на эту композицию был представлен клип, который представлял собой нарезку из съемок группы в студии и фрагментов из фильма Алексея Балабанова « Раньше было другое время » [3]. Впервые композиция прозвучала на квартире у Виктора Комарова: В кругу друзей Слава неожиданно заявил, что хочет подарить Илье на день рождения новую песню. До дня рождения оставалось ещё месяца три, но это были детали.
Название «Наутилус Помпилиус» появилось позже. Оно происходит от названия моллюска, о котором вычитал в энциклопедии Илья Кормильцев.
Бутусов тесно соприкоснулся с рок-тусовкой лишь в 1981 г. Будущий солист «Нау» при этом жутко стеснялся, краснел и нервничал. Позже Бутусову довелось взять интервью еще у одной рок-звезды тех лет - лидера «Урфин Джюса» Александра Пантыкина. Под аккомпанемент песен из динамиков Светланы приближаемся к зданию пединститута в центре Екатеринбурга. Здесь в 1970-е годы репетировал будущий саксофонист «Наутилуса» Алексей Могилевский. Кстати, однажды именно он рассказал историю о розыгрыше Ильи Кормильцева, когда тот на гастролях подложил в его саксофон резиновую змею.
Музыкант, забывший инструмент в гримерке, едва успел сыграть свое соло в песне про Алена Делона. Летом 1986 г. Экскурсовод показывает нам заковыристую обложку пластинки. С первого взгляда можно подумать, что на ней изображены горы. На самом деле такой эффект был достигнут таким способом: фотограф сказал всем музыкантам лечь на пол, положил на них простыню и облил водой, лишь затем сфотографировал. Его записывали ночью, из-за занятости музыкантов на основной работе.
К рокерам пришел звукоинженер, смастеривший первый в городе радиомикрофон. На определенной частоте устройство соединялось с усилителем, и певец не был скован тянущимся за микрофоном проводом. Когда запись шла полным ходом, в подвал нагрянул наряд милиции. Оказалось, что радиомикрофон работал на милицейской волне, и все отделение вынуждено было слушать произведения «Нау», в особенности - будущий антивоенный хит «Шар цвета хаки». Известно, что после выхода пластинки советская цензура забраковала две песни.
Бутусов Искромётные особы безупречных кровей, Выходите на бульвары, выползайте живей. Выносите свои крепкие, худые зады, Будем пьянствовать сегодня праздник общей беды. Уважаемые дамы из сияющих гнёзд, Вас погасят сегодня кавалеры белых звёзд, Сегодня, как всегда, станет снова спокойно, Ведь общая беда — это жуткое пойло. И чьи-то некрасивые жаркие глаза Зальёт по краям прохладная вода, И жёлто-красный бант у тебя в рукаве Станет голубым, как лунный свет на траве.
Показанная программа вызвала шок. Более чем выразительный макияж, сапоги-ботфорты, черная униформа, скупой на эмоции демон-вокалист и разлитая в воздухе тревога — именно таким запомнится золотой состав группы. И конечно, невероятная музыка: жесткая, резкая и не дающая опомниться, с гипнотическим ритмом и взрывными соло. Ураганные и крамольные "Шар цвета хаки", "Эта музыка будет вечной" и "Скованные одной цепью" сносили все на своем пути. Последняя песня — самая остросоциальная и откровенно политическая — казалось, вот-вот выльется в бессрочную забастовку или массовые беспорядки. По словам Бутусова, в нем "кипел молодежный нигилизм". На следующий день вся Москва только об этом и говорила, — вспоминал заставший триумф группы Андрей Макаревич. Слава — натуральный шаман". По воспоминаниям лидера "Аквариума" Бориса Гребенщикова, песен "Наутилуса" он тогда "раскусить не успел", но понял, что перед ним "люди, которые точно умеют делать то, что они делают". Гарик Сукачев назвал композицию "Скованные одной цепью" "одним из рок-гимнов нашей страны на все века".