Новости воссоединение украины с россией в 17 веке

Мы объективно показали исторический процесс на Украине с VI по XXI век. Т. 10; Воссоединение Украины с Россией. Интерпретация факта: воссоединение православных Украины, живших под гнетом католиков, с православными России в единое государство. Воссоединение Украины с Россией спасло украинский народ от угрозы порабощения и уничтожения со стороны шляхетской Польши, султанской Турции и Крымского ханства и обеспечило последующее воссоединение Правобережной Украины, происшедшее в конце.

Решение земского собора о воссоединении Украины с Россией

Первый раз воссоединение Украины с Россией состоялось достаточно давно — в ХVII веке, в 1654 году во времена гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого и русского царя Алексея Михайловича. Воссоединение Украины с Россией — Украинские земли в первой половине XVII в. входили в состав Полыни, Венгрии, Османской империи и России, причем наибольшая часть Украины от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец Подольска оставалась под властью Польши. Украинские националисты пытаются представить процесс воссоединения Левобережной Украины с Россией как аннексию. Присоединение Левобережной Украины к России в XVII веке – процесс долгий, сложный и спорный с исторической точки зрения. История России (XVI‒XVII вв.).

22.Воссоединение Украины с Россией.

Воссоединение Украины с Россией стала одним из ключевых событий в истории двух восточнославянских народов. Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское. Говоря о судьбе Украины в XVII в., ее без всяких оснований принимают за судьбу Украины современной. Воссоединение Украины с Россией спасло украинский народ от угрозы порабощения и уничтожения со стороны шляхетской Польши, султанской Турции и Крымского ханства и обеспечило последующее воссоединение Правобережной Украины, происшедшее в конце. Интерпретация факта: воссоединение православных Украины, живших под гнетом католиков, с православными России в единое государство.

«Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа

Тяжёлый гнёт вызвал переселение на протяжении всей второй половины XVII в. Левобережная Украина и Слобожанщина за несколько десятилетий превратились в густозаселённый край, где украинские переселенцы совместно с русскими жителями распахивали степи, луга, развивали сельское хозяйство, занимались ремеслом, промыслами, успешно вели совместную борьбу против турок и татар [5]. На Левобережье быстро росла добыча железа, селитры, поташа, соли, развивалось ремесленное производство. Украинские купцы вывозили в Россию поташ, селитру, кожи, лошадей, овец, шерсть, пеньку, табак, вино. Русские купцы привозили на Украину железные и деревянные изделия, выделанные кожи, меха, шубы, сёдла и предметы домашнего обихода. На Украине широко распространялась литература, издаваемая в Москве [5]. Что приобрела Россия? Согласие о принятии Украины в состав Московского государства было тяжелым и мучительным решением Земского Собора 1653 года [7].

Все понимали, что принятие Украины «под высокую руку» русского государя означает войну с Речью Посполитой. На Соборе бояре, думные и служилые люди дали согласие «битися не щадя голов своих» с польским королем, торговые люди «ответили», что они будут воевать и обеспечат войну «вспоможением» [7]. Россия, не оправившаяся от последствий Смуты [7] , вынуждена была вступить в 13 летнюю войну 1654—1667 гг. Вступление России в войну с Речью Посполитой Основная статья: Русско-польская война 1654—1667 Ещё рассматривая просьбу Войска Запорожского о российском подданстве, Земский Собор и царь понимали, что нарушение казаками клятвы верности польской короне является нарушением международных правил и традиций того времени и с неизбежностью приведет к войне с Речью Посполитой. Русская дипломатия нашла выход из сложившийся ситуации. По мнению думных чинов, в связи с нарушением присяги польским королем Ян Казимир обвинялся в нарушении данной им присяги о веротерпимости , украинский народ освобождался от присяги королю и, следовательно, царское правительство принимало под свою защиту «вольных людей», а не бунтовщиков [7]. Уже 23 октября 2 ноября 1653 г.

В конце 1654 года союзные Речь Посполитая и Крымское ханство нанесли комбинированный удар по Гетманщине, в результате которого на Подолье погибло и было уведено в рабство около 200 тысяч человек. Войска Хмельницкого и корпус Шереметьева , выступившие против поляков и татар, в январе 1655 года были окружены под Охматовом. Однако наступательные операции царского и казацкого войск в 1655 году продолжились. К концу 1655 года вся Западная Русь, кроме Львова который был в октябре 1655 года взят в осаду войсками гетмана Хмельницкого и воеводы Бутурлина , включая территорию современной Белоруссии, оказалась под контролем российских войск и боевые действия были перенесены непосредственно на этническую территорию Польши и Литвы. Также в кампании 1655 года наказному гетману Даниилу Выговскому удалось взять Люблин, Раву и др. В результате военных действий к 1656 году, когда было подписано Виленское перемирие , под контроль России перешла большая часть территории Великого княжества Литовского. До 1658 года в Вильне шли переговоры о подписании мира между Россией и Речью Посполитой и межевании новых границ.

Война со Швецией Основная статья: Русско-шведская война 1656—1658 Заключение перемирия 1656 года было вызвано вступлением летом 1655 в войну Швеции, войска которой захватили Варшаву и Краков. Военные успехи Швеции вынудили Россию и Речь Посполитую заключить перемирие. Однако ещё до этого, 17 мая 1656 года Алексей Михайлович объявил Швеции войну. Русско-шведская война длилась 2 года с 1656 по 1658. В августе 1656 года русские войска во главе с царём взяли Динабург ныне Даугавпилс и Кокенгаузен Кокнесе и начали осаду Риги , однако взять её не смогли. Занятый Динабург был переименован в Борисоглебск [9] и продолжал так называться до ухода русской армии в 1667 году.

Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем. Творець избавитель наш Исус Христос, ужаловавшис кривдубогих людей и кривавих слез сирот бидних, ласкою и милосердем своим святим оглянувшися на нас, подобно, пославши слово свое святое, ратовати нас рачил. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили в той мире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому царскому величеству ознаймити, же певная нас видомост зайшла от князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости.

К концу ноября 1653 года Хмельницкий намеревался нанести противнику решающий удар. Но подошедшая к Жванцу крымская орда хана Ислам-Гирея, не желавшего освобождения Украины, не позволила гетману атаковать королевское войско. Татарам было выгодно, чтобы Малороссия пребывала в постоянных военных муках, пользуясь которыми можно было грабить украинский народ. Хмельницкому пришлось отступить и пойти на вынужденное перемирие. Возвращение шляхты в имения, появление королевских войск вызвало массовые уходы казаков и крестьян в Россию. Степные области на юге России, заселенные в это время украинцами, стали называть Слободской Украиной, здесь появились и начали быстро расти крупные города — Харьков, Сумы. Жители русского приграничья по-братски встречали переселенцев, крестьянская взаимовыручка помогла хозяйствам быстрее встать на ноги. Король сговорился с крымским ханом, в Молдавии, казаки потерпели поражение от объединённых валашских и шляхетских войск. Поздней осенью 1651 г. Одна оставалась надежда на братский российский народ. Поиск украинским народом своего покровителя С самого начала Освободительной войны в 1648г. Украине стало понятно, что в одиночку вести военные действия против одного из сильных государств в Европе будет трудно. Поэтому Хмельницкий занялся поиском покровителя своего народа. В лице такого защитника должно было быть мощное, централизованное государство. В начале июня 1648 Богдан Хмельницкий отправил дипломатическое посольство в Стамбул во главе с полковником Филоном Джалалием для прошения у султана принять гетмана и всё войско Запорожское под свою защиту и оказать помощь против поляков. В итоге между Османской империей и Украиной был заключен договор сюзеренно-вассального вида. Этот договор мне показался слишком дерзким со стороны Турции. Но с другой стороны покровительство султана было выгодно Хмельницкому: во-первых, Турция не граничила с Запорожской Сечью и им было трудно контролировать внутреннюю политику Украины, во-вторых украинцы долго воевали на Чёрном море с Османской империей, а во время Освободительной войны гетман не хотел воевать на два фронта, поэтому Богдану важно было установить с султаном мирные отношения. Наконец, Украина обезопасила себя от набегов Крымских орд на свою территорию, более того, хан стал союзником для украинцев в борьбе против Польши. Переговоры с турками велись в течение ряда лет освободительной войны с 1648 по 1651 гг. Даже после воссоединения с Россией нашлись предатели в лице гетмана Мазепы и его полковников, которые продолжали переговоры с султаном в 1653 и 1655 годах. Как показала история, крымский хан стал для Украины ненадёжным союзником и не раз предавал гетмана Хмельницкого. Стоит только вспомнить трусливое бегство татар с поля боя под Берестечком в 1651 году при том и пленив Богдана Хмельницкого и предательство казаков ханом Ислам Гиреем под Жванцем в 1653 г. Всё это говорило, что Османская империя вместе с ханом использует Войско Запорожское в борьбе с Польшей. Гетман видел свою ошибку, всё яснее и понятнее становилось, что искать покровительство нужно в Московском царстве. Крестьяне и казаки тысячами уходили в Россию, не раз на службу к русскому царю переходили целые запорожские полки. В широких массах зрело и крепло убеждение о том, что единственная сила, которая может помочь в тяжёлой борьбе за освобождение — это русская народность. Ещё в 1593 году руководитель восставших Косиньский обратился к русскому царю Фёдору с просьбой принять казаков в московское подданство. Через четыре года Киевский митрополит поставил перед русским правительством вопрос о присоединении Украины. Но царь, боясь войны с Польшей, ответил отказом. Хмельницкий понимал, что в таких условиях дальнейшие успехи не мыслимы без помощи России. Православная церковь во времена Воссоединения Украины с Россией. В 1596 году под эгидой епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой была провозглашена Брестская уния — союз католической и православной церквей под высочайшей эгидой папы римского. Далеко не все церковники приняли и согласились с унией, многие остались верными православию. Широкие массы городских и сельских жителей, свыкшихся с родной религией отрицали католичество. На мой взгляд уния была ещё одним способом окатоличивания и ополячивания Украины. Идеологами воссоединения с Россией являлись и представители церковного мира — митрополит Киевский Иов Борецкий, епископ Перемышльский, позднее митрополит Исаия Копинский и другие. Православное духовенство было всегда на стороне восставших казаков и крестьян. Когда Богдан Хмельницкий, возвращался в Переяславль и проезжал через Киев, его торжественно встречали Киевский митрополит Сильвестр Косов и находившийся там проездом Иерусалимский патриарх Паисий. Отметим, как реагировала на события на Украине Русская Православная Церковь. Во главе ее в первый момент восстания Хмельницкого стоял патриарх Иосиф. В феврале 1651 года он подал Земскому собору свое мнение по украинскому вопросу. Однако между Польшей и Россией существовал официально мир, но фактически со стороны поляков этот мир постоянно нарушался. В марте 1652 года гетманские послы к царю Алексею — Иван Истра и его товарищи имели встречу и с патриархом Иосифом. Больной патриарх, очень скоро 1652 году скончавшийся, не мог толком войти в курс украинских событий. Его приемник патриарх Никон повёл себя более решительно. В августе 1653 года гетман Хмельницкий вновь пишет Никону и просит его походатайствовать перед царем о воссоединении Украины с Россией. В этом же месяце Богдан уже благодарит Никона за помощь содействие. На соборе 1 октября 1653 года по украинскому вопросу всесильный патриарх играл видную роль. В годы освободительной войны значительно усилились связи, взаимопонимание между русским и украинским народами. Они охватывали многие сферы общественно-экономической и политической жизни и отражали новые тенденции в сближении двух единокровных народов. Помощь России была разнообразной. Сейчас мы рассмотрим важные направления сотрудничества России с Украиной в период освободительной войны, а именно экономические, культурные и военные связи. Расширение экономических связей России с Украиной в то сложное время особенно заметно проявлялось в торговле. Уже в начале 1649 г. По такой же схеме поступала и старшинская администрация. Котелевский сотник Г. Триполев и городской атаман В. Кислица писали 2 марта 1653 г. Данная взаимовыгодная торговая политика встречала одобрение и поддержку различных слоев населения России и Украины. Во время освободительной войны сложились обстоятельства, в которых экономическая поддержка украинского народа играли особую роль. Например, в засушливые 1648—1649 гг. В создавшихся тяжёлых условиях подвоз продовольственных товаров из Москвы приобретал не только экономическое, но и военно-политическое значение. Конкретная помощь России являлась большим подспорьем малороссийскому народу в его борьбе против польско-шляхетского господства. Через Путивль, который был в те годы значительным административным и военным центром на юге Русского государства, торговое сотрудничество поддерживалось со многими городами Украины, и в первую очередь с Киевом. Жители пограничных земель выступали в роли посредников в экономических операциях. Постоянную с украинскими купцами торговлю вел богатый московский купец П. Русские торговцы на торгах и ярмарках Украины продавали или покупали товары как за наличные деньги, так и в кредит, что свидетельствовало о систематических торговых связях. В торговле участвовали различные слои населения. Большинство из них за определенное вознаграждение продавало товары, которые входили в состав государственной монополии. Русским торговым людям, которые ездили на Украину, в отдельных случаях давались поручения политического характера: они встречались и даже вели переговоры с Б. На Украине люди, занимавшиеся торговлей, по социальному положению принадлежали к различным слоям общества: зажиточные горожане, особенно больших городов, таких как Киев и Нежин, богатая старшина, казаки, а также люди, владевшие селитряными и поташными промыслами, ремесленники. Они, заинтересованные в расширении связей с Россией, всемерно оказывали поддержку экономической политики Гетманщины. В годы освободительной войны украинского народа, снабжение населения солью осуществлялось главным образом из России, причем её покупка производилась без пошлинных сборов. В 1940—50-е годы XVII в. Соль доставлялась водным путем в Нижний Новгород, а оттуда сушей через Москву и Калугу в Орел, потом она поступала в пограничные с Украиной города — Севск, Путивль, Рыльск. Предметом постоянного ввоза из России на Украину являлись различные меха, торговля которыми являлась государственной монополией. Дорогие горностаевые и собольи меха могли приобретать себе зажиточные слои населения: казацкая старшина, высшее духовенство, городская верхушка. На Украину доставляли также сермяжное сукно, лосиные кожи, белое и цветное полотно. Большим спросом в Малороссии пользовались металлические изделия тульских мастеров. С 1653 г. Во время освободительной войны экономика страны заметно подорвалась, но это не повлияло на характер русско-украинских торговых отношений. По-прежнему поступали из Украины в Россию продукты сельского хозяйства, изделия ремесла и промыслов, как и раньше, отправлялся скот. К примеру, брянские купцы покупали на Черниговщине коров и овец, торговые люд из Нежина гнал на продажу волов, лошадей на калужские и на свенские вблизи Брянска ярмарки. В пограничных городах России торговали лошадьми купцы из Гадяча, Веприка и других городов и сел Украины. Россия вывозила большое количество воска для продажи в западноевропейских странах, этим объясняется закупка русскими купцами данного товара на территории соседа. Так, путивльский купец Д. Гурьев в 1651 г. В России украинские купцы продавали мед, царское правительство наказывало купцам закупать на Украине табак для своей армии. Производство поташа на Украине сосредоточили в своих руках преимущественно богатая старшина, казаки и зажиточные крестьяне. Большие партии готовой продукции или вывозилась на территорию России, или продавалась на месте нашим купцам, приезжавшим на Украину с этой целью. Несмотря на то что большое количество селитры требовалось и в Малороссии для производства пороха, во время освободительной войны её вывозили в Россию. Кроме выше упомянутых товаров в Россию с Украины поступали на продажу стеклянная посуда, тулупы, полотно. Торговые связи России с Украиной осуществлялись традиционными путями сообщения, существовавшими еще до освободительной войны. Основной путь, связывавший большинство городов двух народов, проходил через Путивль, Севск, Волхов, Калугу на Москву. В междуречье и Дона и Днепра с юга на север проходил Муравский путь — сакма, западными ответвлениями его в междуречье Сейма и Пела были Пахнучкова дорога и Бакаев путь. В годы освободительной войны в Малороссии, экономические связи между Россией и Украиной стали неотъемлемой основой установления и дальнейшего развития политических и дипломатических отношений, завершившихся воссоединением братских народов в единое мощное государство. Выходя из исследования экономических и торговых отношений между русскими и украинцами, мы делаем чёткий вывод о том, что именно поддержка Российского царства сыграла важную роль в освободительной войне. Выше я приводил пример с засушливыми, а значит малоурожайными 1648-49гг. Если бы не инициативная помощь России хлебом, кто бы знает, как голодное войско запорожцев противостояла мощной армии Речи Посполитой. При том, что бы вести длительную войну, нужны большие экономические средства. Здесь тоже российское правительство не отвернулось и оказывала помощь Украине. На вырученные деньги, полученные в торговых отношениях с Россией малороссийский народ приобретал нужное военное снаряжение. Взаимоотношения Донского и Запорожского казачество. Приложение 6 Запорожские и донские казаки жили тяжело. Неспокойное время было обусловлено постоянными вражескими набегами и усилением религиозного гнёта. Запорожских казаков пытались окатоличить, а к донские испытывали мусульманское влияние со стороны крымских татар и других неприятелей. Несмотря на все попытки врагов отторгнуть оба казачества от общей религии, они оставались верны православию. Именно наличие общих религиозных связей стало одной из главных причин к взаимопомощи, а потом и сотрудничество донцов и запорожцев уже в едином государстве. После небольшого введения мы приступим к рассмотрению этих взаимоотношений. К середине XVI в. В известиях летописцев этого времени как одним из главных донских атаманов упоминается Михаил Черкашевин, этот человек пользовался на Дону почётом и уважением. Польский хронист конца XVI в. В известиях 20-х годов XVII. Это было совместным делом двух казачеств. Это о наличие боевой взаимопомощи и союза между казачествами России и Украины. Укреплению и развитию этих связей способствовало единство происхождения не даром запорожцы и донцы называют себя братьями. Как позже увидим, что донские казаки постоянно помогали запорожцам в их борьбе против Речи Посполитой. Глубокое сочувствие России в освободительной борьбе и прямая её помощь проявились, в первую очередь в том, что русский люд, а именно крестьяне, бежавшие от крепостничества На Украину, вступали в ряды повстанческой армию. В битвах времён освободительной войны украинского народа всегда принимали участие и храбро сражались отряды донских казаков, которые постоянно пополнялись новыми добровольцами из донского казачества. Так, в отписке вяземских воевод в Посольском приказе в июне 1648 г. Российское казачество продолжало помогать украинскому и в дальнейших сражениях. Под Пилявцами так же участвовал полк донцов. Позже прибыли отряды атаманов Сергеева и Медведева. Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией. Культурные отношения народов. К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много. Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т. Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов — от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в. Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю. Несмотря на трудную обстановку военного времени, культурные связи России и Украины продолжали развиваться. Они проявлялись в различных сферах культурной жизни, но прежде всего в издательском деле. Книги, выходившие из печати в Москве, отправлялись и распространялись на Украине. В этом же году в Москве вышел из печати изданный в Киеве в 1645 г. В культурных связях Украины с Россией важную роль играл Киевский коллегиум. Правительство России без перерывов оказывало посильную материальную помощь киевскому Братскому монастырю и коллегиуму при нем. В этих учебных заведениях обучалась не только украинская молодежь, а и белорусская и российская. Воспитанники и преподаватели Киевского коллегиума всегда выступали за воссоединение России с Украиной. Ректор этого учебного заведения Иннокентий Гизель и преподаватель Феодосий Сафонович вовремя национально-освободительной войны его в своих трудах и лекционных курсах проводили идею единства восточных славян со времен Киевской Руси. Определенный вклад в развитие российско-украинских культурных связей внесли учёные и писатели Украины. На пример в 1648 г.

Долго изматывал Иван врага бесконечными манёврами, а затем неожиданно перешёл в контрнаступление и полностью разгромил неприятеля. Вновь пришлось королю отложить генеральное наступление. Лишь в октябре 1653 года, в осеннюю распутицу огромное войско короля двинулось на Украину и скоро подошло к небольшой крепости Жванцу, расположенной недалеко от города Каменец-Подольского. Хмельницкий уклонился от генерального сражения: сил у него было не так много. Часть войска во главе с Тимошем Хмельницким вела тяжёлые оборонительные бои в Молдавии. Расчёт украинского гетмана заключался в другом. Он помнил, что армия Речи Посполитой начала активные действия в неподходящее время. На носу дождливая осень, а затем зима с холодом и бескормицей. Поэтому восставшие охватили район расположения королевских войск кольцом партизанской войны. Летучие казацкие отряды перехватили обозы с продовольствием и фуражом, устраивали бесконечные засады на дорогах, ослабляли врага тысячами мелких нападений. Болезни и голод, осенние холода и дожди быстро породили у солдат уныние и подавленность. К концу ноября 1653 года Хмельницкий намеревался нанести противнику решающий удар. Но подошедшая к Жванцу крымская орда хана Ислам-Гирея, не желавшего освобождения Украины, не позволила гетману атаковать королевское войско. Татарам было выгодно, чтобы Малороссия пребывала в постоянных военных муках, пользуясь которыми можно было грабить украинский народ. Хмельницкому пришлось отступить и пойти на вынужденное перемирие. Возвращение шляхты в имения, появление королевских войск вызвало массовые уходы казаков и крестьян в Россию. Степные области на юге России, заселенные в это время украинцами, стали называть Слободской Украиной, здесь появились и начали быстро расти крупные города — Харьков, Сумы. Жители русского приграничья по-братски встречали переселенцев, крестьянская взаимовыручка помогла хозяйствам быстрее встать на ноги. Король сговорился с крымским ханом, в Молдавии, казаки потерпели поражение от объединённых валашских и шляхетских войск. Поздней осенью 1651 г. Одна оставалась надежда на братский российский народ. Поиск украинским народом своего покровителя С самого начала Освободительной войны в 1648г. Украине стало понятно, что в одиночку вести военные действия против одного из сильных государств в Европе будет трудно. Поэтому Хмельницкий занялся поиском покровителя своего народа. В лице такого защитника должно было быть мощное, централизованное государство. В начале июня 1648 Богдан Хмельницкий отправил дипломатическое посольство в Стамбул во главе с полковником Филоном Джалалием для прошения у султана принять гетмана и всё войско Запорожское под свою защиту и оказать помощь против поляков. В итоге между Османской империей и Украиной был заключен договор сюзеренно-вассального вида. Этот договор мне показался слишком дерзким со стороны Турции. Но с другой стороны покровительство султана было выгодно Хмельницкому: во-первых, Турция не граничила с Запорожской Сечью и им было трудно контролировать внутреннюю политику Украины, во-вторых украинцы долго воевали на Чёрном море с Османской империей, а во время Освободительной войны гетман не хотел воевать на два фронта, поэтому Богдану важно было установить с султаном мирные отношения. Наконец, Украина обезопасила себя от набегов Крымских орд на свою территорию, более того, хан стал союзником для украинцев в борьбе против Польши. Переговоры с турками велись в течение ряда лет освободительной войны с 1648 по 1651 гг. Даже после воссоединения с Россией нашлись предатели в лице гетмана Мазепы и его полковников, которые продолжали переговоры с султаном в 1653 и 1655 годах. Как показала история, крымский хан стал для Украины ненадёжным союзником и не раз предавал гетмана Хмельницкого. Стоит только вспомнить трусливое бегство татар с поля боя под Берестечком в 1651 году при том и пленив Богдана Хмельницкого и предательство казаков ханом Ислам Гиреем под Жванцем в 1653 г. Всё это говорило, что Османская империя вместе с ханом использует Войско Запорожское в борьбе с Польшей. Гетман видел свою ошибку, всё яснее и понятнее становилось, что искать покровительство нужно в Московском царстве. Крестьяне и казаки тысячами уходили в Россию, не раз на службу к русскому царю переходили целые запорожские полки. В широких массах зрело и крепло убеждение о том, что единственная сила, которая может помочь в тяжёлой борьбе за освобождение — это русская народность. Ещё в 1593 году руководитель восставших Косиньский обратился к русскому царю Фёдору с просьбой принять казаков в московское подданство. Через четыре года Киевский митрополит поставил перед русским правительством вопрос о присоединении Украины. Но царь, боясь войны с Польшей, ответил отказом. Хмельницкий понимал, что в таких условиях дальнейшие успехи не мыслимы без помощи России. Православная церковь во времена Воссоединения Украины с Россией. В 1596 году под эгидой епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой была провозглашена Брестская уния — союз католической и православной церквей под высочайшей эгидой папы римского. Далеко не все церковники приняли и согласились с унией, многие остались верными православию. Широкие массы городских и сельских жителей, свыкшихся с родной религией отрицали католичество. На мой взгляд уния была ещё одним способом окатоличивания и ополячивания Украины. Идеологами воссоединения с Россией являлись и представители церковного мира — митрополит Киевский Иов Борецкий, епископ Перемышльский, позднее митрополит Исаия Копинский и другие. Православное духовенство было всегда на стороне восставших казаков и крестьян. Когда Богдан Хмельницкий, возвращался в Переяславль и проезжал через Киев, его торжественно встречали Киевский митрополит Сильвестр Косов и находившийся там проездом Иерусалимский патриарх Паисий. Отметим, как реагировала на события на Украине Русская Православная Церковь. Во главе ее в первый момент восстания Хмельницкого стоял патриарх Иосиф. В феврале 1651 года он подал Земскому собору свое мнение по украинскому вопросу. Однако между Польшей и Россией существовал официально мир, но фактически со стороны поляков этот мир постоянно нарушался. В марте 1652 года гетманские послы к царю Алексею — Иван Истра и его товарищи имели встречу и с патриархом Иосифом. Больной патриарх, очень скоро 1652 году скончавшийся, не мог толком войти в курс украинских событий. Его приемник патриарх Никон повёл себя более решительно. В августе 1653 года гетман Хмельницкий вновь пишет Никону и просит его походатайствовать перед царем о воссоединении Украины с Россией. В этом же месяце Богдан уже благодарит Никона за помощь содействие. На соборе 1 октября 1653 года по украинскому вопросу всесильный патриарх играл видную роль. В годы освободительной войны значительно усилились связи, взаимопонимание между русским и украинским народами. Они охватывали многие сферы общественно-экономической и политической жизни и отражали новые тенденции в сближении двух единокровных народов. Помощь России была разнообразной. Сейчас мы рассмотрим важные направления сотрудничества России с Украиной в период освободительной войны, а именно экономические, культурные и военные связи. Расширение экономических связей России с Украиной в то сложное время особенно заметно проявлялось в торговле. Уже в начале 1649 г. По такой же схеме поступала и старшинская администрация. Котелевский сотник Г. Триполев и городской атаман В. Кислица писали 2 марта 1653 г. Данная взаимовыгодная торговая политика встречала одобрение и поддержку различных слоев населения России и Украины. Во время освободительной войны сложились обстоятельства, в которых экономическая поддержка украинского народа играли особую роль. Например, в засушливые 1648—1649 гг. В создавшихся тяжёлых условиях подвоз продовольственных товаров из Москвы приобретал не только экономическое, но и военно-политическое значение. Конкретная помощь России являлась большим подспорьем малороссийскому народу в его борьбе против польско-шляхетского господства. Через Путивль, который был в те годы значительным административным и военным центром на юге Русского государства, торговое сотрудничество поддерживалось со многими городами Украины, и в первую очередь с Киевом. Жители пограничных земель выступали в роли посредников в экономических операциях. Постоянную с украинскими купцами торговлю вел богатый московский купец П. Русские торговцы на торгах и ярмарках Украины продавали или покупали товары как за наличные деньги, так и в кредит, что свидетельствовало о систематических торговых связях. В торговле участвовали различные слои населения. Большинство из них за определенное вознаграждение продавало товары, которые входили в состав государственной монополии. Русским торговым людям, которые ездили на Украину, в отдельных случаях давались поручения политического характера: они встречались и даже вели переговоры с Б. На Украине люди, занимавшиеся торговлей, по социальному положению принадлежали к различным слоям общества: зажиточные горожане, особенно больших городов, таких как Киев и Нежин, богатая старшина, казаки, а также люди, владевшие селитряными и поташными промыслами, ремесленники. Они, заинтересованные в расширении связей с Россией, всемерно оказывали поддержку экономической политики Гетманщины. В годы освободительной войны украинского народа, снабжение населения солью осуществлялось главным образом из России, причем её покупка производилась без пошлинных сборов. В 1940—50-е годы XVII в. Соль доставлялась водным путем в Нижний Новгород, а оттуда сушей через Москву и Калугу в Орел, потом она поступала в пограничные с Украиной города — Севск, Путивль, Рыльск. Предметом постоянного ввоза из России на Украину являлись различные меха, торговля которыми являлась государственной монополией. Дорогие горностаевые и собольи меха могли приобретать себе зажиточные слои населения: казацкая старшина, высшее духовенство, городская верхушка. На Украину доставляли также сермяжное сукно, лосиные кожи, белое и цветное полотно. Большим спросом в Малороссии пользовались металлические изделия тульских мастеров. С 1653 г. Во время освободительной войны экономика страны заметно подорвалась, но это не повлияло на характер русско-украинских торговых отношений. По-прежнему поступали из Украины в Россию продукты сельского хозяйства, изделия ремесла и промыслов, как и раньше, отправлялся скот. К примеру, брянские купцы покупали на Черниговщине коров и овец, торговые люд из Нежина гнал на продажу волов, лошадей на калужские и на свенские вблизи Брянска ярмарки. В пограничных городах России торговали лошадьми купцы из Гадяча, Веприка и других городов и сел Украины. Россия вывозила большое количество воска для продажи в западноевропейских странах, этим объясняется закупка русскими купцами данного товара на территории соседа. Так, путивльский купец Д. Гурьев в 1651 г. В России украинские купцы продавали мед, царское правительство наказывало купцам закупать на Украине табак для своей армии. Производство поташа на Украине сосредоточили в своих руках преимущественно богатая старшина, казаки и зажиточные крестьяне. Большие партии готовой продукции или вывозилась на территорию России, или продавалась на месте нашим купцам, приезжавшим на Украину с этой целью. Несмотря на то что большое количество селитры требовалось и в Малороссии для производства пороха, во время освободительной войны её вывозили в Россию. Кроме выше упомянутых товаров в Россию с Украины поступали на продажу стеклянная посуда, тулупы, полотно. Торговые связи России с Украиной осуществлялись традиционными путями сообщения, существовавшими еще до освободительной войны. Основной путь, связывавший большинство городов двух народов, проходил через Путивль, Севск, Волхов, Калугу на Москву. В междуречье и Дона и Днепра с юга на север проходил Муравский путь — сакма, западными ответвлениями его в междуречье Сейма и Пела были Пахнучкова дорога и Бакаев путь. В годы освободительной войны в Малороссии, экономические связи между Россией и Украиной стали неотъемлемой основой установления и дальнейшего развития политических и дипломатических отношений, завершившихся воссоединением братских народов в единое мощное государство. Выходя из исследования экономических и торговых отношений между русскими и украинцами, мы делаем чёткий вывод о том, что именно поддержка Российского царства сыграла важную роль в освободительной войне. Выше я приводил пример с засушливыми, а значит малоурожайными 1648-49гг. Если бы не инициативная помощь России хлебом, кто бы знает, как голодное войско запорожцев противостояла мощной армии Речи Посполитой. При том, что бы вести длительную войну, нужны большие экономические средства. Здесь тоже российское правительство не отвернулось и оказывала помощь Украине. На вырученные деньги, полученные в торговых отношениях с Россией малороссийский народ приобретал нужное военное снаряжение. Взаимоотношения Донского и Запорожского казачество. Приложение 6 Запорожские и донские казаки жили тяжело. Неспокойное время было обусловлено постоянными вражескими набегами и усилением религиозного гнёта. Запорожских казаков пытались окатоличить, а к донские испытывали мусульманское влияние со стороны крымских татар и других неприятелей. Несмотря на все попытки врагов отторгнуть оба казачества от общей религии, они оставались верны православию. Именно наличие общих религиозных связей стало одной из главных причин к взаимопомощи, а потом и сотрудничество донцов и запорожцев уже в едином государстве. После небольшого введения мы приступим к рассмотрению этих взаимоотношений. К середине XVI в. В известиях летописцев этого времени как одним из главных донских атаманов упоминается Михаил Черкашевин, этот человек пользовался на Дону почётом и уважением. Польский хронист конца XVI в. В известиях 20-х годов XVII. Это было совместным делом двух казачеств. Это о наличие боевой взаимопомощи и союза между казачествами России и Украины. Укреплению и развитию этих связей способствовало единство происхождения не даром запорожцы и донцы называют себя братьями. Как позже увидим, что донские казаки постоянно помогали запорожцам в их борьбе против Речи Посполитой. Глубокое сочувствие России в освободительной борьбе и прямая её помощь проявились, в первую очередь в том, что русский люд, а именно крестьяне, бежавшие от крепостничества На Украину, вступали в ряды повстанческой армию. В битвах времён освободительной войны украинского народа всегда принимали участие и храбро сражались отряды донских казаков, которые постоянно пополнялись новыми добровольцами из донского казачества. Так, в отписке вяземских воевод в Посольском приказе в июне 1648 г. Российское казачество продолжало помогать украинскому и в дальнейших сражениях. Под Пилявцами так же участвовал полк донцов. Позже прибыли отряды атаманов Сергеева и Медведева. Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией. Культурные отношения народов. К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много. Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т. Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов — от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в. Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю.

Воссоединение Украины с Россией в XVII в

Историки отмечают, что воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих народов. После этой победы воссоединение земель Войска Запорожского с Россией стало неизбежным. Таким образом, Украина оказалась разделенной на две части, что не могло удовлетворить украинский народ, стремившийся к своему объединению и полному воссоединению с Россией.

Присоединение Украины к России

В грамоте от 23 июня 1649 года, посланной царем Алексеем Михайловичем Богдану Хмельницкому, царь вновь соглашается в будущем принять казаков в подданство, однако без нарушения мира между Россией и Польшей — то есть после того, как казаки самостоятельно освободятся от поляков: «А будет королевское величество тебя, гетмана, и всё Войско Запорожское учинит свободны без нарушенья вечного докончанья, и мы, великий государь наше царское величество, тебя, гетмана, и всё Войско Запорожское пожалуем, под нашу царского величества высокую руку приняти велим». Русское царство не переставало оказывать помощь восставшим. Как и в наши дни, русские принимали беженцев с Украины и обеспечивали их всем необходимым. Помощь была направлена и войску Богдана Хмельницкого. В 1648—1650 гг. Если бы не предательство крымского хана Ислам Гирея, союзника Богдана Хмельницкого, казаки могли бы вновь одержать победу. Но крымскому хану было гораздо выгоднее ослабить обе воюющие стороны. К тому же он опасался союза между казаками и русским царем. Ислам Гирей поставил Хмельницкому ультиматум: или окончание боевых действий с поляками, или войско крымских татар незамедлительно переходит на сторону врага. Хмельницкий согласился на мир.

Но на заседании в сейме польские магнаты категорически отказались этот мир признавать. И вновь Богдан Хмельницкий просит Алексея Михайловича принять казаков под царскую руку. Русский посол Григорий Неронов докладывал 6 декабря 1649 года о своем с ним разговоре: «[Если] стоять… против ляхов будет не в силу… уступит он, гетман, в те поры со всем Войском Запорожским от проклятых ляхов царского величества сторону под ево государеву высокую руку». Неронов также докладывал царю о настроениях среди запорожцев. Казаки были единодушны в том, что им не избежать нового боя с польским войском и возлагали надежду на помощь России: «И то они подлинно ведают, что ляхом против них впредь войну всчинять: а как де зачнетца впредь война с ляхами, а им против их стоять будет не в силу, и им де быть всем… его царского величества стороне потому, что опроче им… от войны и разоренья уберечься некуды». В декабре 1649 года польский сейм принял решение о финансировании военных действий против казаков. Началась мобилизация польского войска. В 1650 году запорожское войско одержало победу над союзником поляков молдавским князем Василием Лупулом. Но угроза со стороны Речи Посполитой продолжала беспокоить Хмельницкого.

Поэтому в феврале 1651 года посол Хмельницкого Михайло Суличич в Москве вновь просит царя о том, «чтоб ему [Хмельницкому] быти со всем Войском Запорожским под его государевою высокою рукою в подданстве». Хмельницкий даже попал в плен к крымчанам. Вскоре по причине очередной внутренней распри в Речи Посполитой — магнаты требовали продолжения войны с казаками до победного конца, а шляхта не хотела воевать за интересы магнатов, — польское войско было распущено. Почтовая марка СССР 1979 года, посвящённая 325-летию воссоединения Украины с Россией Освободившись из татарского плена, Хмельницкий объявил всеобщую мобилизацию. Жителей Правобережной Украины эвакуировали на левый берег Днепра. На этой встрече Хмельницкий вновь напомнил о готовности малороссийского народа присягнуть царю: «Всею Малою Русью, духовного чину и светского всяких чинов люди, мещане и казаки дадим на себе договорное письмо за руками с большим утверждением, как великому государю, его цар. Сентябрь 1651 года ознаменовался началом длительных боев казаков с польскими магнатами под Белой Церковью. После понесенных немалых потерь стороны заключили Белоцерковский мир. Его условием стало возвращение поляков на украинские земли.

Казакам позволили сохранить свое войско. Этот очередной мир также не отличался прочностью. Малороссы встречали возвращавшихся панов новыми бунтами. Хмельницкий же не оставлял надежд на принятие казаков в русское подданство. Так, сын путивльского боярина И. Юденков осенью 1651 года писал, что Хмельницкий велел князю Семену Васильевичу Прозоровскому с товарищами передать царю Алексею Михайловичу следующее: «А будет де государь пожалует, велит их принять под свою государеву высокую руку в подданство, и они де ему, государю, тотчас крест поцелуют и служить ему, государю, ради». А 2 марта 1652 года гетман пишет новому путивльскому воеводе Ф. Хилкову письмо из Чигирина: «Так и теперь просим, чтобы его царское величество нас от службы своей царской не отвергал и от милости не отдалял и под крепкую руку свою принять велел…». Василий Лупул В этот период к полякам вновь переметнулся бывший некоторое время перед этим союзником казаков молдавский господарь Василий Лупул.

Весной 1652 года войско Хмельницкого вместе с крымскими татарами отправилось в поход на Молдавию. Василий Лупул незамедлительно перешел обратно на сторону Хмельницкого. После этой победы освободительная война охватила всё Поднепровье. Поражение польского войска под Батогом побудило Яна Казимира убедить сейм в необходимости собрать 50-тысячное войско, чтобы покончить с казаками раз и навсегда. Принимавший их боярин Г. Пушкин сообщал: «И посланники говорили: то де их делу начало и конец… бити челом, чтоб царское величество… над ними умилосердился, велел их принять под свою государеву высокую руку… и держал их от неприятелей в оборони». В начале марта 1653 года поляки решили полностью расправиться с казаками. На украинские земли было направлено 15-тысячное польское войско. Но казаки остановили поляков под Монастырищем.

И вновь Богдан Хмельницкий шлет послов в Москву. На этот раз послы возвращались домой с благой вестью — казаки получили на свои многочисленные прошения положительный ответ. Тем временем положение дел в союзной Молдавии обострилось. Правители соседних земель, валашский воевода Матвей Бессараб и семиградский князь Юрий Ракочи сместили Василия Лупула с престола. Хмельницкий послал на помощь союзнику казацкое войско, но оно было разгромлено. Молдавский поход вызвал недоумение и ропот среди казаков. Помощь Василию Лупулу они расценили как бессмысленную войну в чужой стране, а Хмельницкого обвинили в корысти. Казаки угрожали обратиться с просьбой о подданстве к русскому царю напрямую: «Идем к христианскому царю… с женами и детьми и со всем скарбом; будет христианский государь, его царское величество, не велит нас принять… лучше нам умерети у христиан, чем умерети у поганцев в неволе». Shakko Письмо Гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство.

Черкасы, 1648, 8 июня. РГАДА Хмельницкий, которому уже было известно о возвращавшихся от Алексея Михайловича послах, заверил казаков в том, что его и их интересы едины: «Не токмо вы хотите к нему, государю, и я, кроме… его царского величества, никуды не мышлю». Наконец, 2 июля 1653 года царь Алексей Михайлович пишет Богдану Хмельницкому грамоту о принятии казаков в свое подданство: «И мы, великий государь, возревновав о бозе благою ревностию и возжелав по вас, чтобы християнская вера в вас не пресеклась, но паче преисполнялась и великого пастыря Христа Бога нашего стадо умножалось, яко же глаголет: и будет едино стадо и един пастырь, изволили вас принять под нашу царского величества высокую руку, яко да не будете врагом креста Христова в притчю и в поношение». И мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и всё Войско Запорожское иному неверному царю служити не хочем, только тебе, великому государю православному, бьем челом, чтоб твое царское величество не оставлял нас». Через две недели Россия объявила войну Речи Посполитой. А 18 января 1654 года в старинном городе Переяславле состоялось большое собрание казаков — Рада. На Переяславскую раду прибыло посольство от русского царя во главе с боярином Василием Бутурлиным. На Раде представители казачества единогласно и радостно высказались за присоединение к России. Вот что писали об этом русские послы: «К сим словам весь народ возопил: волим под царя восточного православного… Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно; потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже!

Вечером в Успенском соборе Переяславля казаки принесли присягу московскому царю. Тогда же произошел инцидент с предложением «ответной присяги»: Хмельницкий попросил русских послов присягнуть от имени царя, что он «волности не нарушит… и кто… какие маетности у себя имел, и тому б всему быть по-прежнему».

Последний должен был предупредить царя том, что гетман всерьез рассматривает предложение о помощи от турецкого султана. Расчет был таким: союз запорожцев и осман не выгоден Москве, царь, не желая его, примет предложение Б. Хмельницкого и окажет помощь. Именно это и произошло.

План Романова Москва, которая в 1651 году уже рассматривала вопрос о присоединении Малороссии, не смогла проигнорировать новое обращение. Земцы, выслушав посланников гетмана, войскового старшину Г. Гуляницина и войскового писаря И. Выговского, приняли решение «черкес принять». В сентябре в Москву приехал доверенный гетмана Л. Капуста, который попросил у царя войско для борьбы с поляками.

Русские дипломаты очень аккуратно обошли вопрос о легитимности казацкой присяги Яну Казимиру. Обвинив последнего в клятвопреступлении не сдержал обещаний о свободе вероисповедания , они подтвердили право казаков на свободу от присяги королю.

В 1617 году был заключён Столбовский мир. Швеция возвращала России Новгород, но отрезала Россию от Балтийского моря. По её итогу Османы признали принадлежность Украины к России, но набеги крымских татар, турецких вассалов продолжились. Для усмирения крымчаков были предприняты два похода 1687 и 1689 годов, и хотя они закончились неудачей, они показали, что Россия окончательно восстановилась после смуты.

Персидские послы привозили в Москву сведения о караванных путях в Индию, а в 1698 году купец Семён Маленькой стал первым русским, достигшим Индии морским путём. В ходе освоения Сибири, русские поселенцы столкнулись с Китаем. В 1689 году был заключён Нерчинский договор, обозначающий границу между странами.

Но этого было мало.

Наконец, Земский собор, рассматривавший 1 октября 1653 г. А 8 января 1654 г. Рада приняла решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. В мае 1654 г.

В 1654 г. Весной 1655 г. А летом 1655 г. Он захватил Великую и Малую Польшу и намеревался занять Литву.

Часть польско-литовских магнатов перешла на его сторону. Усиление Швеции за счет Польши напугало Москву. В мае 1656 г. Россия объявила Швеции войну, а осенью того же года заключила перемирие с Речью Посполитой.

В начале войны со Швецией русские действовали успешно. Они захватили Дерпт и еще несколько крепостей в Прибалтике, а затем осадили Ригу. Но взять город так и не смогли. Прекращение Россией войны с Речью Посполитой вызвало негодование Хмельницкого.

В 1656 г. Себя Хмельницкий видел удельным князем обширной Малороссии при польско-шведско-литовском короле Карле. Смерть Богдана июль 1657 г. Преемник Хмельницкого гетман Иван Выговский предал союз с Москвой и в 1658 г.

Речь Посполитая, «спасенная» Москвой от шведов, ободренная действиями Выговского, решила возобновить войну с Россией. Не имея возможности воевать сразу на два фронта, Россия заключила со Швецией трехлетнее перемирие, а в 1661 г. Между тем Россия и Речь Посполитая дошли в войне до истощения, но не мирились, пока новый гетман Дорощенко — враг обеих держав — не решил перейти в турецкое подданство 1666. Опасаясь нашествия турок, Речь Посполитая и Россия заключили 13 января 1667 г.

В польской Правобережной Украине и Белоруссии признавалась неприкосновенность православных епархий, подчинявшихся Московскому патриарху. Сохранялась и униатская церковь «греко-католиков».

Воссоединение Украины с Россией в XVII в

Успехов ни одна из сторон не добилась, но за это время оклемалась Речь Посполитая. Ян-Казимир вернул себе престол и начал возвращать утерянные позиции. Усугубила дело смерть Богдана Хмельницкого в 1657 г. Его сын не смог достойно заменить отца, выбрав польскую сторону. Ян-Казимир заключив мир со шведами, попытался прорваться через Левобережную Украину и выйти к беззащитной Москве, но получил жестокий отпорна границе от русских и вынужден был заключить с Москвой Андрусовское перемирие в 1667 г. Согласно этому мирному соглашению произошло присоединение Левобережной Украины к России, так же Москва получила в свои владения Смоленск и Киев. Оставалось занять Правый берег Днепра, но туда вступили турки.

В 1672 гетманом стал верный Москве Самойлович. В 1676 войско московское вместе с запорожцами освободило от турецкого владычества Правобережную Украину. Таким образом воссоединись Правобережная и Левобережная Украина. В 1686 г. Он официально утвердил присоединение Украины к России. Роль противостояния запорожцев польским окупантам высока, потому что итог борьбы - освобождение Украины Левобережной и Правобережной от польского католического гнёта.

Огромное значение имела и помощь русских. Благодаря коллективной борьбе православных братских народов с Речью Посполитой и произошло воссоединение Украины и России.

Заключение Бахчисарайского мирного договора — Левобережня Украина с Киевом отошла к России, Правобережная осталасть за Османской империей. Юго — запад. Попытка России вернуть русские земли, Смоленск, захваченные Польшей в период Смутного времени.

Осада Смоленска русскими войсками во главе с Шеиным не удалась. После подхода основных сил польской армии во главе с королем Владиславом, русские оказались в окружении, капитулировали. Шеин обвинен в измене и казнен. Владислав двинулся на Москву. Бои за крепость Белую, поляки остановлены.

Поляновский мирный договор: Польша сохранила за собой смоленские земли, а Владислав отказался от претензий на московский престол. Народы, проживающие на территориях, входивших ранее в Древнерусское государство, испытывали в Речи Посполитой социальное, национальное и религиозное угнетение. С 1648 года начинается освободительная борьбаво главе с Хмельницким. Добились побед и заняли Киев. Август 1649 — Зборовский мирный договор с Польшей.

Казаки получили самостоятельное государственное управление в Киевском, черниговском, Вроцлавском воеводствах.

Государственное образование Богдана Хмельницкого именовалось иначе — Войско Запорожское, а историки называют эту политическую структуру Гетманщиной. Что касается «воссоединения», то этот термин зря ассоциируют с советской историографией. Да, он был сильно «пропиарен» в 1954-м, в год трёхсотлетия Переяславской рады тогда же, напомню, Хрущёв подарил Украине Крым , но этот термин использовался самим Богданом Хмельницким и его современниками. В XVII веке процесс воспринимался именно как воссоединение — воссоединение территорий, воссоединение этноса, который несколькими столетиями ранее оказался разделён монгольским нашествием с востока и литовским — с запада. Разница в том, что в советские времена Переяславскую раду интерпретировали как слияние хоть и братских, но разных народов — русского и украинского, а в XVII веке её понимали как восстановление единого народа — русского. Другое дело, что социально-политическая иерархия, социально-политическая система, которая сложилась в Гетманщине, сильно отличалась от российской системы, стремившейся к абсолютизму. Поэтому выстраивание отношений между, с одной стороны, гетманами и, с другой стороны, царями, боярской Думой и впоследствии Сенатом заняло огромное количество времени и вызывало массу проблем.

По-другому и быть не могло. А как называли её сами тогдашние жители? Оно примерно с одинаковой частотой употребляется в российских и польских источниках через Польшу это название попало в Западную Европу. В текстах, написанных тогдашними жителями нынешней Украины, оно почти не встречается, а если где-то всё же используется, то не в этническом смысле, а в территориальном, региональном. Так же, как использовались понятия «Урал», или «Замосковный край», или «Дикое поле», или «города по литовской украине», то есть «по литовской границе». Сейчас на Украине популярна версия, будто название «Украина» по аналогии с польским словом «край» означает «страна», но нет, в польских источниках оно в таком значении не употребляется. Как в польских, так и в русских текстах оно означает «фронтир» — осваиваемую территорию. Теперь — о названии «Малая Русь», «Малороссия».

Оно, как и название «Великая Русь», имеет церковное происхождение — впервые используется в грамотах Константинопольской патриархии XIV века. Тогда же оно вошло в светскую практику: Малой Русью называли русские территории, находившиеся под контролем Великого княжества Литовского и Польского королевства. Малороссийские книжники стали употреблять этот термин в последней четверти XVI века для наименования части территории Речи Посполитой с православным населением. Украинские националисты считают название «Малая Русь» уничижительным, но ничего подобного в нём нет. Равно как и в названии «Великая Русь» нет никакого возвеличивания. Здесь очевидна аналогия с названием региона Великая Греция: оно не выражало что-нибудь более значимое по отношению к изначальной Греции.

В их владениях, помимо крепостных крестьян и мещан от Micro — город , то есть ремесленников и торговцев, жили городовые казаки, мелкие землевладельцы и др. Украинских мещан притесняли в ремесленных и торговых делах, что вынуждало их переходить к земледелию, бежать в Запорожье, степи, в Россию. Их участники выступают против панско-шляхетского гнета, за сохранение родного языка, обычаев предков, за православную веру. Самое мощное из них — восстание на Украине и в Белоруссии, начавшееся в 1648 г. Оно вылилось в национально-освободительную и антифеодальную войну обоих народов против панско-шляхетского гнета, за социальное и национальное освобождение, за воссоединение с Россией. Она носила всенародный характер. В общенациональный блок вошли крестьяне, мещане, рядовые казаки — главная движущая сила восстания, затем — средние слои ремесленно-торгового населения городов, реестровое казачество, казацкая старшина, мелкие украинские феодалы, духовенство. Возглавивший движение Богдан Хмельницкий, сам немало потерпевший от польских властей, в конце января собрал в низовьях Днепра отряд в 300 повстанцев и неожиданно напал на Запорожскую Сечь, разгромив стоявший там польский гарнизон. Реестровые из гарнизона перешли на его сторону. Казаки избрали Хмельницкого кошевым гетманом Войска Запорожского, и вскоре началось его победное шествие по Украине. Для подавления восстания в район Черкасс и Корсуня прибыла регулярная армия Н. Потоцкого, коронного гетмана, и М. Калиновского, польного гетмана. Против повстанцев действовали военные отряды магнатов. Хмельницкий собирал в Сечи силы. Союз с крымским ханом Ислам-Гиреем, приславшим на помощь пятитысячный конный отряд, обеспечил гетману тыл. Весной он вышел из Запорожья на север. Хмельницкий одержал блестящие победы над коронными войсками Речи Посполитой у р. Желтые Воды 19 апреля 1648 г. Тогда же, в мае, он занял Белую Церковь, Киев и другие города. По всей Украине поднимался на борьбу народ, вдохновленный его победами. От рук повстанцев пали многие помещики, арендаторы, управляющие, ростовщики, корчмари. В сентябре 1648 г. Хмельницкий одержал еще одну победу над поляками.

Вхождение Украины в состав России 1654 г, этапы кратко (Таблица)

Сидоров, П. Содержание К. Исторические связи Украины с Россией К. Переселение украинцев в Россию накануне освободительной войны 1648—1654 гг. Освободительная война украинского народа 1648—1654 гг. Победы украинского народа над польско-шляхетскими войсками на начальном этапе освободительной войны 1648 г.

Обращение за помощью к России Союз с Османской империей фактически так и не состоялся. Дело было даже не в слабой военно-финансовой помощи султана, а в ментальной несовместимости. Различия между православными и мусульманами, которых народ называл «басурмане», оказались непреодолимыми. В данной ситуации взор Богдана Хмельницкого и населения Украины обратился к единоверцам - россиянам. Изначально Россия не спешила ввязываться в полномасштабную войну с сильным Польско-Литовским королевством.

Но лидер украинцев все шесть лет убеждал царя оказать помощь, добиваясь включения Российского государства в войну со шляхетской Польшей. Хмельницкий перед московскими послами подчеркивал важность совместной защиты единой для братских народов православной веры, своими победами развенчивал преувеличенные представления о силе Речи Посполитой, отмечал большие преимущества, которые будет иметь воссоединение Украины с Россией. Выжидательная позиция России В Москве понимали важность союза с Украиной: Стратегический союз, прежде всего, открывал путь на юг вплоть до Черного моря и на запад. Он ослаблял Польшу. Разрушал возможный союз Запорожской Сечи с Турцией. Усиливал государство вступлением под российские знамена трехсоттысячного казацкого войска. Впрочем, длительное время из-за сложных внутренних и внешних обстоятельств, а также в расчете на ослабление обеих воюющих сторон - Польши и Украины - царское правительство занимало выжидательную позицию. Помощь ограничивалась отправкой в Украину хлеба и соли, разрешением украинцам переселяться на окраинные земли, обменом посольствами. Курс на сближение Связи между Богданом Хмельницким и российским правительством оживились в 1652-1653 годах, в последние годы освободительной войны. Почти непрерывно шли посольства из Украины в Москву и из Москвы в Украину.

В январе 1652 года Хмельницкий направил в российскую столицу своего посланца Ивана Искру.

Для усмирения крымчаков были предприняты два похода 1687 и 1689 годов, и хотя они закончились неудачей, они показали, что Россия окончательно восстановилась после смуты. Персидские послы привозили в Москву сведения о караванных путях в Индию, а в 1698 году купец Семён Маленькой стал первым русским, достигшим Индии морским путём.

В ходе освоения Сибири, русские поселенцы столкнулись с Китаем. В 1689 году был заключён Нерчинский договор, обозначающий границу между странами. Вхождение Украины в состав Российского Государства.

В 17 веке большая часть украинских земель входила в состав Речи Посполитой. Украинские крестьяне были обязаны нести повинности в пользу польских господ, им запрещалось говорить на родном языке.

Ислам Гирей поставил Хмельницкому ультиматум: или окончание боевых действий с поляками, или войско крымских татар незамедлительно переходит на сторону врага. Хмельницкий согласился на мир. Но на заседании в сейме польские магнаты категорически отказались этот мир признавать. И вновь Богдан Хмельницкий просит Алексея Михайловича принять казаков под царскую руку. Русский посол Григорий Неронов докладывал 6 декабря 1649 года о своем с ним разговоре: «[Если] стоять… против ляхов будет не в силу… уступит он, гетман, в те поры со всем Войском Запорожским от проклятых ляхов царского величества сторону под ево государеву высокую руку». Неронов также докладывал царю о настроениях среди запорожцев. Казаки были единодушны в том, что им не избежать нового боя с польским войском и возлагали надежду на помощь России: «И то они подлинно ведают, что ляхом против них впредь войну всчинять: а как де зачнетца впредь война с ляхами, а им против их стоять будет не в силу, и им де быть всем… его царского величества стороне потому, что опроче им… от войны и разоренья уберечься некуды».

В декабре 1649 года польский сейм принял решение о финансировании военных действий против казаков. Началась мобилизация польского войска. В 1650 году запорожское войско одержало победу над союзником поляков молдавским князем Василием Лупулом. Но угроза со стороны Речи Посполитой продолжала беспокоить Хмельницкого. Поэтому в феврале 1651 года посол Хмельницкого Михайло Суличич в Москве вновь просит царя о том, «чтоб ему [Хмельницкому] быти со всем Войском Запорожским под его государевою высокою рукою в подданстве». Хмельницкий даже попал в плен к крымчанам. Вскоре по причине очередной внутренней распри в Речи Посполитой — магнаты требовали продолжения войны с казаками до победного конца, а шляхта не хотела воевать за интересы магнатов, — польское войско было распущено. Почтовая марка СССР 1979 года, посвящённая 325-летию воссоединения Украины с Россией Освободившись из татарского плена, Хмельницкий объявил всеобщую мобилизацию. Жителей Правобережной Украины эвакуировали на левый берег Днепра.

На этой встрече Хмельницкий вновь напомнил о готовности малороссийского народа присягнуть царю: «Всею Малою Русью, духовного чину и светского всяких чинов люди, мещане и казаки дадим на себе договорное письмо за руками с большим утверждением, как великому государю, его цар. Сентябрь 1651 года ознаменовался началом длительных боев казаков с польскими магнатами под Белой Церковью. После понесенных немалых потерь стороны заключили Белоцерковский мир. Его условием стало возвращение поляков на украинские земли. Казакам позволили сохранить свое войско. Этот очередной мир также не отличался прочностью. Малороссы встречали возвращавшихся панов новыми бунтами. Хмельницкий же не оставлял надежд на принятие казаков в русское подданство. Так, сын путивльского боярина И.

Юденков осенью 1651 года писал, что Хмельницкий велел князю Семену Васильевичу Прозоровскому с товарищами передать царю Алексею Михайловичу следующее: «А будет де государь пожалует, велит их принять под свою государеву высокую руку в подданство, и они де ему, государю, тотчас крест поцелуют и служить ему, государю, ради». А 2 марта 1652 года гетман пишет новому путивльскому воеводе Ф. Хилкову письмо из Чигирина: «Так и теперь просим, чтобы его царское величество нас от службы своей царской не отвергал и от милости не отдалял и под крепкую руку свою принять велел…». Василий Лупул В этот период к полякам вновь переметнулся бывший некоторое время перед этим союзником казаков молдавский господарь Василий Лупул. Весной 1652 года войско Хмельницкого вместе с крымскими татарами отправилось в поход на Молдавию. Василий Лупул незамедлительно перешел обратно на сторону Хмельницкого. После этой победы освободительная война охватила всё Поднепровье. Поражение польского войска под Батогом побудило Яна Казимира убедить сейм в необходимости собрать 50-тысячное войско, чтобы покончить с казаками раз и навсегда. Принимавший их боярин Г.

Пушкин сообщал: «И посланники говорили: то де их делу начало и конец… бити челом, чтоб царское величество… над ними умилосердился, велел их принять под свою государеву высокую руку… и держал их от неприятелей в оборони». В начале марта 1653 года поляки решили полностью расправиться с казаками. На украинские земли было направлено 15-тысячное польское войско. Но казаки остановили поляков под Монастырищем. И вновь Богдан Хмельницкий шлет послов в Москву. На этот раз послы возвращались домой с благой вестью — казаки получили на свои многочисленные прошения положительный ответ. Тем временем положение дел в союзной Молдавии обострилось. Правители соседних земель, валашский воевода Матвей Бессараб и семиградский князь Юрий Ракочи сместили Василия Лупула с престола. Хмельницкий послал на помощь союзнику казацкое войско, но оно было разгромлено.

Молдавский поход вызвал недоумение и ропот среди казаков. Помощь Василию Лупулу они расценили как бессмысленную войну в чужой стране, а Хмельницкого обвинили в корысти. Казаки угрожали обратиться с просьбой о подданстве к русскому царю напрямую: «Идем к христианскому царю… с женами и детьми и со всем скарбом; будет христианский государь, его царское величество, не велит нас принять… лучше нам умерети у христиан, чем умерети у поганцев в неволе». Shakko Письмо Гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство. Черкасы, 1648, 8 июня. РГАДА Хмельницкий, которому уже было известно о возвращавшихся от Алексея Михайловича послах, заверил казаков в том, что его и их интересы едины: «Не токмо вы хотите к нему, государю, и я, кроме… его царского величества, никуды не мышлю». Наконец, 2 июля 1653 года царь Алексей Михайлович пишет Богдану Хмельницкому грамоту о принятии казаков в свое подданство: «И мы, великий государь, возревновав о бозе благою ревностию и возжелав по вас, чтобы християнская вера в вас не пресеклась, но паче преисполнялась и великого пастыря Христа Бога нашего стадо умножалось, яко же глаголет: и будет едино стадо и един пастырь, изволили вас принять под нашу царского величества высокую руку, яко да не будете врагом креста Христова в притчю и в поношение». И мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и всё Войско Запорожское иному неверному царю служити не хочем, только тебе, великому государю православному, бьем челом, чтоб твое царское величество не оставлял нас». Через две недели Россия объявила войну Речи Посполитой.

А 18 января 1654 года в старинном городе Переяславле состоялось большое собрание казаков — Рада. На Переяславскую раду прибыло посольство от русского царя во главе с боярином Василием Бутурлиным. На Раде представители казачества единогласно и радостно высказались за присоединение к России. Вот что писали об этом русские послы: «К сим словам весь народ возопил: волим под царя восточного православного… Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно; потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже! Вечером в Успенском соборе Переяславля казаки принесли присягу московскому царю. Тогда же произошел инцидент с предложением «ответной присяги»: Хмельницкий попросил русских послов присягнуть от имени царя, что он «волности не нарушит… и кто… какие маетности у себя имел, и тому б всему быть по-прежнему». Просьбу подхватила казацкая старшина. Таким образом верхушка казачества хотела добиться особых гарантий по аналогии с гарантиями, которые польский король давал шляхте при вступлении на престол так называемые «Генриковы артикулы». На весьма экстравагантную просьбу присягнуть от имени царя русские послы ответили отказом.

Как объяснил глава посольства Бутурлин Хмельницкому, русский царь-самодержец это не польский король, и их непристойно даже сравнивать: «Польские короли подданным своим чинят присягу, и того в образец ставить непристойно, потому что те короли неверные и не самодержцы… А у прежних великих государей благочестивых царей и великих князей, всея Руси самодержцев, также и у великого князя Алексея Михайловича, всея Руси самодержца, того николи не бывало, что за них великих государей давать вера». После отказа русского посла вопрос сразу же был исчерпан. В тот же день Богдан Хмельницкий посылает из Переяславля царю Алексею Михайловичу письмо с благодарностью и с заверениями в верности: «Что ваше царское величество пожаловати под крепкую и высокую руку свою государскую нас, верных слуг своих, приняти изволил, мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и всё Войско Запорожское за милость неизреченную вашему царскому величеству паки и паки до лица земли низко челом бьем. Решение Земского Собора от 1 октября 1653 Процесс воссоединения Левобережной Украины с Московским царством завершился во второй половине января 1654 года принесением присяги населения малороссийских земель русскому царю. Народ принимал присягу радостно.

Разместите свой сайт в Timeweb

  • ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654
  • Россия воссоединилась с Украиной 366 лет назад
  • § 3. Воссоединение Украины с Россией
  • (Символ самостийной государственности)
  • Разделы Речи Посполитой

Освобождение Украины от Речи Посполитой и присоединение к России

  • История России. Воссоединение Украины с Россией История. Россия в X-XVII веках
  • Воссоединение Украины с Россией: исторический обзор и ключевые события
  • Вопрос 22.Внешняя политика России в 17 веке. Воссоединение Украины с Россией
  • Время восстаний

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий