Только в ходе первых двух операций «Рельсовая война» и «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути. 19 сентября 1943 года началась операция «Концерт», ставшая вторым большим этапом рельсовой войны на оккупированной советской территории Понятие «рельсовая война» закрепилось за всей деятельностью советских партизан по нарушению железнодорожного.
Сергей Ушкалов. Действия брянских партизан в ходе операций “Рельсовая война” и “Концерт”. Часть 3
По оценкам экспертов, «Рельсовая война» сыграла принципиально важную роль в поддержке наступления советских войск, переломившего ход Великой Отечественной войны. Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильей Григорьевичем Стариновым. Партизаны активно участвовали в крупных операциях на вражеских коммуникациях — «Рельсовая война» и «Концерт». «Концерт» — это условное наименование операции, проведённой в ходе Великой Отечественной войны советскими партизанами с 19 сентября по. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Итогом двух операций – "Рельсовая война" и "Концерт" – с 22 июля по октябрь 1943 года стали подрывы 363 262 рельсов.
80 лет назад началась операция советских партизан под кодовым наименованием «Концерт»
Итогом двух операций — "Рельсовая война" и "Концерт" — с 22 июля по октябрь 1943 года стали подрывы 363 262 рельсов. Всего же в ходе двух операций – «Рельсовая война» и «Концерт» – с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. В ходе операции «Рельсовая война» было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Она стала продолжением битвы «Рельсовая война». Операции присвоили кодовое название «Концерт».
Величайшая в истории партизанская операция «Концерт», о которой забыли
- Партизаны устроили «концерт» для врага
- Операция «Концерт». Большая российская энциклопедия
- Еще материалы этой рубрики:
- Подпишитесь на рассылку
- Полезные ссылки
Партизаны устроили «концерт» для врага
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24 Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.
Советские люди, оказавшиеся на территории, оккупированной врагом, с первых дней войны вступили в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Партизаны всеми силами старались помочь советским войскам, сражавшимся на фронте, и своими методами оказывали сопротивление гитлеровцам. В 1943 году партизанское движение сконцентрировалось на ударах по железнодорожным коммуникациям немцев. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В операции «Концерт» участвовали 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей.
Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство понимало важность задачи партизанского движения.
Начальник Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования генерал-лейтенант П. Пономаренко Цель операции — массовым выводом из строя больших участков железных дорог в тылу восточного фронта немецко-фашистских войск от Карелии до Крыма затруднить оперативные перевозки войск, боевой техники и других материальных средств врага. Являясь продолжением операции «Рельсовая война», операция «Концерт» проводилась под руководством ЦШПД Центрального штаба партизанского движения, — прим. РВ и была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр. К участию в операции привлекались 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областей общей численностью 120 615 человек, которые должны были подорвать более 272 тыс. На территории Белоруссии в операции участвовало около 92 тыс. Центральный штаб партизанского движения предполагал забросить белорусским партизанам 120 т взрывчатки и других грузов, калининским и ленинградским партизанам — по 20 т. Ввиду резкого ухудшения метеоусловий к началу операции удалось перебросить партизанам лишь около половины запланированного количества грузов, поэтому было решено массовые диверсии начать 25 сентября.
Однако часть отрядов, уже вышедших на исходные рубежи, не могла учесть изменения сроков операции и в ночь на 19 сентября, когда Красная Армия, освобождая Орловскую, Смоленскую области и Левобережную Украину, подходила к Днепру, приступила к её осуществлению. Только партизаны Белоруссии в ночь на 19 сентября подорвали 19 903 рельса. Партизаны отряда «Народный мститель» Темкинского района минируют железнодорожное полотно. Смоленская область. Сентябрь 1943 г.
Матевосян обсуждает с командирами план очередной операции, 1943 год Бойцы партизанского отряда имени Суворова принимают присягу, 1943 год Действия партизан постоянно угрожали немецкой обороне на восточном фронте, негативно влияя на поставку воинских резервов, отвлекая вооруженные силы вермахта. Против партизан и населения Беларуси гитлеровцы с первых дней оккупации проводили карательные операции. В 1943 году фашисты придерживались политики "выжженной земли" и тотального опустошения оккупированной территории. Создавались специальные команды поджигателей, которые опустошали территорию при отходе фашистских войск: грабили и уничтожали населенные пункты, жителей уничтожали либо угоняли в Германию. Партизаны отряда имени Чапаева ведут бой за убранную рожь, 1943 год Брестское соединение. Партизаны отряда имени Фрунзе в перерыве между операциями читают свежие газеты В 1943 году в разных районах Беларуси оккупанты провели более 60 крупных карательных операций против партизан и населения, в том числе операции "Фриц", "Хубертус", "Освещение храма", "Барбара", "Осенняя охота", "Танец", "Охота на зайцев", "Охота на уток", "Генрих". Однако ничто не могло сломить сопротивление белорусского народа оккупантам и остановить партизан. Немецкий железнодорожный эшелон, сожженный партизанами, 1943 год Минское партизанское соединение. Партизаны на боевых учениях, 1943 год Брестское партизанское соединения. В лесном лагере партизаны слушают Москву В 1943-1944 годах в пределах всей оккупированной территории Беларуси партизанами была проведена крупномасштабная операция "Рельсовая война". Ее первый этап начался в ночь с 3 на 4 августа 1943 года и продолжался до середины сентября 1943-го, второй - с 19 сентября 1943 года до начала ноября 1943 года он получил название "Концерт". За это время партизаны взорвали 200 тыс.
«Рельсовая война» и «Концерт»
Недостаточная приспособленность локомотивов и автомашин к условиям русской зимы... Весь 1942-й и первую половину 1943 года шёл постоянный рост числа и численности партизанских отрядов и соединений на оккупированной территории СССР; на момент прекращения деятельности после освобождения Украины и Белоруссии осенью 1944-го их насчитывалось свыше 6200, а в их рядах пребывало свыше миллиона человек. Центральный штаб партизанского движения размещался в Москве в гостинице «Москва». Здесь послевоенное фото здания, в 1942-м его фотографировать было, безусловно, запрещено С целью координации их деятельности, материального снабжения всем необходимым для успешной боевой работы в Москве 30 мая 1942 года был образован Главный позже — Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного главнокомандования ГШПД. Пономаренко, после войны вернувшийся на эти должности. В структуре ГШПД имелась группа по применению и внедрению методов партизанской борьбы и современных диверсионных средств, которую возглавил ветеран войны в Испании И. Старинов, снискавший прозвища Дедушка русского спецназа и Супердиверсант Сталина. Пономаренко слева и И. Старинов Благодаря ему только на украинском направлении удалось настолько оживить диверсионную работу, что количество крушений поездов в 1943-м возросло здесь по сравнению с предыдущим годом в 17 с лишним раз: с 202 до 3500 соответственно. Не менее плодотворной была его работа на белорусском и российском направлениях. Помимо теоретического обоснования такого рода деятельности Стариновым были разработаны в содружестве с инженерами 46 конструкций минно-взрывных устройств, буквально на все случаи жизни: от магнитных и угольных мин, взрывавшихся в топках паровозов, морских или речных судов, до радиофугасов, приводимых в действие по сигналу с радиостанции, находившейся в сотнях километров от объекта диверсии: так был взорван, в частности, 14 ноября 1941 года немецкий штаб в Харькове, при этом погибли начальник немецкого гарнизона генерал-майор Георг фон Браун, два других немецких офицера и 13 солдат, охранявших резиденцию.
Угольная мина для паровозов и колючки-ерши, использовавшиеся для выведения из строя лошадей противника на грунтовых дорогах Оперативным отделом ГШПД был разработан ряд увязанных с действиями РККА масштабных партизанских операций, первой из которых стала «Рельсовая война», осуществлённая в контексте Курской битвы. Началась она на два дня раньше Курской стратегической оборонительной операции, 3 августа 1943 года, и завершилась на три недели позже, 15 сентября. Событию ныне исполнилось 80 лет. В ней приняло участие свыше 100 тысяч партизан, подпольщиков и специально обученных диверсантов, а это более семи полновесных дивизий РККА, огромная сила. Уничтоженный партизанами немецкий эшелон. Уничтожено, только снабжавших армию «Центр», 836 эшелонов и 3 бронепоезда.
Немецкому командованию пришлось усиливать охрану коммуникаций, привлекать для ремонта железных дорог дополнительные паровозы и вагоны подвоз рельсов и прочих материалов , перебрасывать матчасть из Польши и Германии. Местами двухпутные пути переделывали в однопутные, разбирали отдельные участки. Таким образом, возможности маневра и снабжение вермахта ухудшилось. Советское командование оценило результат «Рельсовой войны» положительно.
Было решено продолжить в том же духе. Необходимо было ударить по противнику с тыла, чтобы облегчить наступление советских армий. В начале сентября 1943 года советское командование утвердило план операции «Концерт». Целью были железнодорожные пути в тылу противника. Каждый партизанский отряд получил свою задачу, что включало подрыв рельсов, эшелонов, дорожных сооружений и других объектов тыловой инфраструктуры. К операции привлекли более 190 бригад и отрядов, около 120 тыс. Операция была тесно связана с предстоящим наступлением советских армий на смоленском и гомельском направлениях и битвой за Днепр. Было налажено массовое обучение партизан подрывному делу, доставка военных грузов в расположение партизанских формирований.
TacticMedia 7 825 подписчиков Подписаться Курская битва по размаху и значению считается одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Именно победа под Курском считается переломным моментом, после успешного исхода которого исход войны был предрешен.
Однако снабжение войск в этом сражении представляло собой огромную сложность для транспорта - на одну линию базировались тылы сразу 8 армий.
Каждое новое поколение русских людей будет иметь свою, собственную точку зрения о том вооружённом конфликте, что останется в истории и нашей памяти как ВОВ Великая Отечественная война. Такие даты, как начало, и конец этой кровопролитной и бессмысленно жестокой войны никогда не сотрутся у русского человека из памяти.
И одной из наиболее важнейших частей, сковавших победу братских народов СССР над немецко-фашистскими захватчиками является партизанское движение. На оккупированных Германскими войсками территориях фашисты установили так называемый новый порядок. И этот новый режим привёл к массовому и жестокому сопротивлению коренных жителей оккупированных территорий.
По всем территориям оккупированных врагом разрасталась партизанская и диверсионная война. Борьба партизанских отрядов и соединений на захваченных немецко-фашистскими войсками стала неотъемлемой частью Великой Отечественной войны. Действия партизан на захваченных территориях угнетало морально и физически немецкие войска, они чувствовали, что находятся в постоянном ожидании диверсии.
И эти диверсии были не выдуманной, а реальной опасность, из-за них у немцев были многочисленные человеческие жертвы и огромная потеря военной техники. О масштабах ведения партизанской войны есть немало свидетельств о проведении сложных и опасных операций с участием советской армии. Одна из таких операций была проведена с августа по сентябрь 1943 года на захваченных врагом землях Украины и Белоруссии.
Целью этой операции было уничтожение части железнодорожных коммуникаций.
Партизаны устроили «концерт» для врага
Всего в ходе «Рельсовой войны» и операции «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 года было подорвано более 360 тысяч рельсов, или 2270 километров одноколейного железнодорожного пути. Всего в ходе «Рельсовой войны» и операции «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 года было подорвано более 360 тысяч рельсов, или 2270 километров одноколейного железнодорожного пути. В ходе операции «Рельсовая война» было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Рельсовая война началась 3 августа и длилась до 15 сентября 1943 года, а в дальнейшем плавно переросло в операцию «концерт» до ноября 1943 года. Для «рельсовой войны» не хватало опытных саперов-взрывников, взрывчатки и соответствующих материалов. Понятие «рельсовая война» закрепилось за всей деятельностью советских партизан по нарушению железнодорожного сообщения на оккупированной нацистской Германией территории СССР и уничтожению немецких эшелонов.
«Концерт» после «Рельсовой войны»
По признанию фашистского командования, «Рельсовая война» и «Концерт» резко снизили пропускную способность железных дорог. Особо отличились партизаны Брянской области. Применяя мины замедленного действия, они на несколько недель парализовали движение на важнейших для врага участках Брянск — Льгов именно Льгов, а не Львов , Брянск — Гомель и других. Усилились удары по автомобильным коммуникациям. Партизаны разрушали мосты, уничтожали на дорогах автомашины и боевую технику врага.
Фашистское командование едва не впало в ступор: срывались важнейшие военные перевозки, что ставило под угрозу всю летнюю кампанию 1943 года. И это в момент, когда после Сталинградской битвы Германия ещё имела возможность вернуть стратегическую инициативу. Гитлер вызвал к себе всех командующих армиями на Украине и в Белоруссии и обязал их в короткие сроки покончить с партизанами. По словам фюрера, на охрану коммуникаций приходится отвлекать всё больше сил с фронта.
Вот какой любопытный факт приводится в связи с этим в «Истории Коммунистической партии Советского Союза» Москва, издательство политической литературы, 1970 год, том 5, книга 1 1938-1945 : «Летом 1943 года в Ленинградской области в районах активных боевых действий партизан гитлеровцы вынуждены были на каждые сто километров железнодорожного пути держать до двух полков» стр. Тогда партизаны стали чаще нападать и на вражеские гарнизоны, комендатуры и полицейские управления. Главнокомандующий каратель Важной формой партизанской борьбы стали глубокие рейды в тыл врага. Они проводились не только в лесистой местности, но также в степных районах, что свидетельствовало о возросшем боевом искусстве партизан.
Рейды дезорганизовали тыл противника, там проводилась большая политическая работа с местным населением. Гитлер пребывал в бешенстве. Он издал специальную директиву, в которой содержались указания по подавлению партизанского движения на Востоке.
Это был мощный удар, и для немцев он явился полной неожиданностью. Всего в ходе операции «Рельсовая война» было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов. Также партизаны пустили под откос 836 гитлеровских эшелонов и 3 бронепоезда. Объём перевозок врага к осени сократился на 40 процентов. Пропускная способность железных дорог снизилась, на их оборону нацистскому командованию пришлось бросить дополнительные силы, которые так и не попали на фронт. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника.
Но 43 водокачки всё же взлетели на воздух. Кроме того, партизаны разрушили 6 напорных водопроводов, одну плотину, 6 водонапорных башен и 4 гидравлические колонки. Что, вместе взятое, опять-таки на 35-40 процентов вновь снизило пропускную способность железных дорог, находящихся под контролем вермахта, только что восстановленных. Группа подрывников у взорванного ими моста на Украине, который был подорван в момент прохождения по нему вражеской техники. Январь 1944 г. Особо впечатляющих результатов ввиду вышеуказанных причин невозможности достаточного снабжения партизан спецсредствами для ведения рельсовой войны из-за сложившихся метеоусловий он не дал, но тоже внёс свой вклад в копилку Победы. Общие итоги проведения партизанами трёх рельсовых войн-«концертов», а также сольных выступлений отдельных исполнителей и «концертных бригад» в лице отрядов и соединений народных мстителей таковы: за годы войны они пустили под откос порядка 20 тысяч эшелонов противника и 58 бронепоездов, взорвали или вывели из строя иным способом 10 тысяч паровозов, 110 тысяч вагонов, платформ и цистерн, уничтожили свыше 12 тысяч мостов на железных, шоссейных и грунтовых дорогах. Автор крупнейшей диверсии на железной дороге периода Великой Отечественной войны Фёдор Андреевич Крылович Рельсовые войны явили миру множество своих героев. Крупнейшей из успешно проведенных диверсий не только Великой Отечественной, но и, вероятно, всей Второй мировой войны стала устроенная 30 июля 1943 года на узловой станции Осиповичи в Белоруссии электриком Ф. Отправившись на ремонт им же повреждённого светофора, подпольщик по ходу следования установил две магнитные мины: в начале и конце эшелона с бензином, сделавшем остановку на станции. Заминированный им состав оказался рядом с тремя другими эшелонами, гружёнными боевой техников и боеприпасами, из-за чего в результате взрывов магнитных мин на нефтеналивном составе сначала полыхнули 25 цистерн с бензином и 8 цистерн с авиационным маслом, а от них сдетонировали 65 вагонов с боеприпасами. Это, в свою очередь, уничтожило на платформах 8 танков из них 5 типа «Тигр» , 7 бронетранспортеров, 5 паровозов, 12 вагонов с продовольствием и разнесло в пыль станционные постройки. Фёдор Андреевич ушёл после этого в лес, в партизаны. Был награждён за свой подвиг орденом Ленина, после войны работал на возрождённой станции Осиповичи — тоже электриком. Позже, комментируя это награждение, П. Пономаренко сказал: «Знал бы я, какой эффект произведёт эта диверсия в Берлине, непременно добился бы присвоения Крыловичу звания Героя Советского Союза». В действительности героями Советского Союза стали свыше 250 партизан и подпольщиков, многие из которых проявили себя, массово уничтожая именно паровозы, подвижной состав и железнодорожные пути сообщения, используемые противником.
На одном только белорусском направлении партизаны пустили под откос более 1 000 вражеских эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста. Всего же в ходе двух операций - «Рельсовая война» и «Концерт» - с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. В дальнейшем историки произвели оценку и выявили, что в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна противника действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период. Это с учетом того, что противник сбросил на железные дороги в советском тылу более 10 тысяч авиационных бомб. Действия партизан в 1943 году значительно затруднили перегруппировку фашистских войск и оказали большую помощь советским войскам. Связанные статьи.
Подпишитесь на рассылку
- Операция «Концерт» — Википедия
- Операция «Концерт» как второй этап операция «Рельсовая война» .
- История партизанского «Концерта»
- «Концерт» после «Рельсовой войны» – газета «ИНФОРМБИРЖА news»
- 80 лет назад началась операция советских партизан под кодовым наименованием «Концерт»
- Архив номеров
Подпишитесь на рассылку
- Операция «Концерт» - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики»
- Подготовка к операции
- Подпишитесь на рассылку
- TacticMedia / Архивная революция / SpeZinform
- Началась партизанская операция «Концерт»
- Что такое Рельсовая война и Концерт?
Началась партизанская операция «Концерт»
Как наши партизаны устроили немцам «Концерт» | История.РФ | Дзен | Операция «Конце́рт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». |
Началась партизанская операция «Концерт» | Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильей Григорьевичем Стариновым. |
Операция «Концерт» как второй этап операция «Рельсовая война» . | "Рельсовая война" и "Концерт" для врага. |
Операция «Концерт». Большая российская энциклопедия | Понятие «рельсовая война» закрепилось за всей деятельностью советских партизан по нарушению железнодорожного сообщения на оккупированной нацистской Германией территории СССР и уничтожению немецких эшелонов. |
Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт»
Операция «Рельсовая война» и «Концерт» | Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. |
Операция «Концерт» — Википедия | В ходе операции "Рельсовая война" было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. |
Операция «Рельсовая война» и «Концерт» | Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильей Григорьевичем Стариновым. |
"Рельсовая война" и "Концерт" для врага. Как начиналось освобождение Беларуси 3 | Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. |
Как наши партизаны устроили немцам «Концерт» | Операции «Рельсовая война» и «Концерт». 12+. 238 просмотров. |
Операция «Концерт» как второй этап операция «Рельсовая война» .
В результате первых двух этапов «Рельсовой войны» оперативные перевозки противника в период напряженных боев на фронте через территорию Беларуси сократились на 40%, что содействовало успеху наступательных операций Красной Армии и помешали организации. В процессе «Рельсовой войны» советскими бойцами было подорвано порядка 215 тысяч рельсов. В результате поставки немецкого вооружения и провизии сократились на 35-40%. Всего за полтора месяца ими было подорвано свыше 148 500 рельсов. Итогом двух операций – "Рельсовая война" и "Концерт" – с 22 июля по октябрь 1943 года стали подрывы 363 262 рельсов. Всего же в ходе двух операций – «Рельсовая война» и «Концерт» – с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса.
Величайшая в истории партизанская операция «Концерт», о которой забыли
В ходе операции "Рельсовая война" было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Действия брянских партизан в ходе операций “Рельсовая война” и “Концерт”. Итогом двух операций — "Рельсовая война" и "Концерт" — с 22 июля по октябрь 1943 года стали подрывы 363 262 рельсов.
"Рельсовая война" и "Концерт" для врага. Как начиналось освобождение Беларуси
В ходе операции, завершившейся в конце октября, было подорвано свыше 148 тысяч рельсов на железных дорогах в тылу врага. Нашли ошибку? Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24 Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается.
Ход операции Часть партизанских бригад вышла на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по железнодорожным коммуникациям. Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900 км исключая Карелию и Крым и в глубине свыше 400 км.
Только на территории Белоруссии в эту ночь было подорвано ещё 15 809 рельсов [6]. Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожные восстановительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население. Из Польши , Чехословакии , Германии доставлялись рельсы и шпалы, но партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Партизаны Белоруссии в ночь на 19 сентября подорвали около 20 тысяч рельсов, а в ночь на 25 сентября — около 16 тыс. Диверсии на железных дорогах продолжались и в октябре.
Всего было подорвано свыше 148 500 рельсов. На этом операция «Концерт» была фактически прекращена из-за отсутствия поставок взрывчатых веществ. Несмотря на то, что задачи операции не были полностью выполнены, её результаты оказались значительны. Массированным ударам подверглись дороги, находившиеся не только на востоке оккупированной территории, как это было в «Рельсовой войне», но и на западе Белоруссии, в Прибалтике и Карелии [6]. Результаты операции Результаты партизанских операций по массовому подрыву рельсов были весьма эффективными.
Белорусские партизаны уже в ночь на 19 сентября подорвали порядка 20 тысяч рельсов. Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 км свыше 400 км в глубину. Понимая отчаянность положения, Гитлер начал спешно перебрасывать из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны. Но ремонтные бригады не успевали за действиями партизан. Всего за полтора месяца ими было подорвано свыше 148 500 рельсов. На одном только белорусском направлении партизаны пустили под откос более 1000 вражеских эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста.
И такого же результата от них ожидали в рамках операции «Концерт». Но она с самого начала развивалась не совсем по плану. Немецкие солдаты возле поезда, подорванного советскими партизанами. Железнодорожная платформа, прицепленная перед паровозом, не помогла избежать подрыва, паровоз полностью сошел с рельсов. Но именно это и не удалось сделать вовремя: вмешалась погода, существенно сократившая число вылетов. В результате к 19 сентября — дню, на который было назначено начало «Концерта», — в распоряжении партизанских подрывников оказалось лишь немногим больше половины общего объема взрывчатки, запланированного для «выступления». Тогда Центральный штаб партизанского движения перенес начало «Концерта» на шесть дней. Но далеко не все партизанские отряды и соединения смогли отложить свои «партии»: многие уже выдвинулись в районы, где им полагалось заниматься диверсиями на железной дороге. И 19 сентября, как первоначально и планировалось, в немецком тылу зазвучали первые взрывы и начали валиться под откос первые эшелоны. Советские партизаны готовят подрыв моста. Уничтожение эшелонов рассматривалось в рамках «Концерта» как своего рода дополнительная партия. А между тем отвечавший за организацию и проведение спецоперации полковник НКВД Илья Старинов, справедливо считающийся одним из самых опытных советских диверсантов, до последнего дня настаивал на том, чтобы сместить фокус партизанский усилий с рельсов на эшелоны и мосты. Партизаны готовят к подрыву участок железной дороги. В итоге глобального нарушения железнодорожного сообщения, на которое рассчитывало командование Красной Армии, добиться не удалось. Если же, как полагал главный диверсант операции, партизаны сосредоточились бы на уничтожении эшелонов, это не только намного увеличило бы перерывы в движении поездов, поскольку пути пришлось бы очищать от перекрывших их составов, но и сократило бы паровозный и вагонный парк немцев, который и без того был не слишком велик.