Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках развернувшегося в 980-х годах. Один из первых русских походов на булгар был предпринят велики князем киевским Владимиром I в 985 г. Эфир Программа передач Новости Программы Фильмы Трансляции Лица канала.
Волжская Булгария: могущественный сосед Древней Руси
Поход Святослава на волжских булгар и буртасов — это исторический фантом созданный Ибн Хаукалем. Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках развернувшегося в 980-х годах. Поход Святослава Всеволодовича выявил слабые стороны обороны Волжской Булгарии. В результате походов на Булгарию, влияние русских княжеств распространилось на территории Поволжья до Суры. Один из первых русских походов на булгар был предпринят велики князем киевским Владимиром I в 985 г. В XII–XIII вв. в связи с образованием Владимиро-Суздальского княжества русские походы на Волжскую Булгарию усилились. Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями.
Поход князя Святослава на Булгар
В летописи еще можно прочесть: «Некоторые из воинов Святослава дерзнули войти в город корысти ради и едва бежали от пламени, а иные там и сгорели. Князь же Святослав стоял тут, пока весь город не сгорел». И вновь продолжит Соловьев: «Пожегши город, Святослав пошел назад к лодкам; когда он пришел к ним, то поднялась сильная буря с дождем, так что с трудом можно было удержать лодки у берега; потом буря начала стихать, и Святослав, переночевавши тут и пообедавши на другой день, поплыл назад вверх по Волге. Между тем болгары из Великого и других городов, услыхавши об истреблении Ошела, собрались с князьями своими и пришли к берегу; Святослав знал о приближении врагов и велел своим приготовиться к битве: пошли полк за полком, били в бубны, играли в трубы и сопели, а князь шел сзади всех. Болгары, подошедши к берегу, увидали между русскими своих пленников — кто отца, кто сына и дочь, кто братьев и сестер — и стали вопить, кивая головами и закрывая глаза, но напасть на русских не посмели, и Святослав благополучно достиг устья Камы, где соединился с ростовским и устюжским полками, бывшими под начальством воеводы Воислава Добрынича». Эти полки времени зря не теряли, они пришли «с множеством полона и с многим добром, ибо они отпущены были еще раньше вниз воевать по Каме, и взяли по ней много городков, несколько сел, и пожгли все, а людей одних посекли, а иных в плен увели. Оттуда же послал Святослав весть перед собой брату своему, великому князю Юрию Всеволодовичу».
Дальше путь войска лежал в Городец. Филатов обращал внимание на то обстоятельство, что войска высадились на сушу именно в Городце, и высказал предположение, что «древний Городец предстает перед нами в виде базы княжеских речных походов, где, вероятно, для них строились корабли». Филатов высказал и другое предположение: «Возможно, именно тогда у князя Юрия и возникла мысль поставить город на устье Оки, вблизи булгарских земель. Добровольно булгары наверное бы не согласились на его постройку. Оставалось только склонить их к этому военным путем». Князь Святослав Всеволодович Георгий Всеволодович встречал Святослава «у Боголюбова, на реке Сураме, с сыном своим Всеволодом, целовались с любовию великою и пошли в город».
Кучкин отметил этот факт как позволявший проследить сухопутные маршруты в Волго-Окском междуречье. Он шел к р. Нерли Клязьминской, затем вниз вдоль ее течения и приводил к столице Северо-Восточной Руси». В столице княжества победителей ждала торжественная встреча. И устроил великий князь Юрий встречу брату своему Святославу и всем воинам на три дня, и многие дары дал брату своему: золотом и серебром, и одеждами различными, конями, и оружием, аксамитами и паволоками и белью, также и воинов одарил повелику, каждому по достоинству. Князь великий Юрий Всеволодович отпустил брата своего Святослава с честью великою в город его Юрьев, на свой стол».
Важнейшим следствием удачной операции 1220 года стала открывшаяся возможность дальнейшей экспансии Владимиро-Суздальского княжества на восток. Поход Святослава Всеволодовича выявил слабые стороны обороны Волжской Булгарии. Теперь уже сам великий князь Владимирский был готов возглавить войско для еще более масштабных действий. Летопись сообщает: «В том же году великий князь Юрий Всеволодович сам начал снаряжаться на болгар. Болгары же прислали послов своих с мольбою и с челобитьем. Но он не принял прошения их и отпустил послов».
Похоже, на сей раз приготовления сильно не скрывали, возможно, даже проводили их демонстративно. Во всяком случае, в Булгарии о планах Георгия Всеволодовича стало известно, и обеспокоенные булгары прислали к великому князю послов с дарами и просьбой о мире. Именно реальность военной угрозы вынудила просить мира. И именно осознание Георгием Всеволодовичем своей превосходящей силы побуждало не спешить. Князь мира не принял, а послов отпустил восвояси. Более того, Георгий повелел своему племяннику ростовскому князю Васильку Константиновичу вместе с войском идти на булгар.
Как видим, Городец вновь выступал в роли места сбора войск для большого похода.
Ценными товарами в те времена были: рабы, украшения, оружие, меха, благовония, ткани, мёд… Северо-Восточные русские княжества и Волжская Булгария, контролировавшие участки Великого Волжского пути, получали огромные доходы от посредничества и торговых пошлин, а также от продажи на азиатских базарах драгоценной пушнины и рабов. Обычно булгары и русские были торговыми партнерами и добрыми соседями, однако и сражались они регулярно, воюя за безопасность и свободу торговли.
Версия русской стороны конфликта 1182-1183 годов описана во многих русских летописях. О версии булгарской стороны и о версиях других участников тех событий ничего не известно. Булгары два раза просили владимирского князя Всеволода Юрьевича найти управу на грабителей, но тот не мог справиться с ними, потому что они были жителями Рязани, Мурома и других, дольних ему городов.
Впрочем, великий князь давал в свои области приказы ловить таких разбойников, но сам для их поимки никого не послал. Тогда булгары, «озлобясь», собрали большое войско, пришли к Рязани, Городцу и Мурому, где, вероятно, и жили те разбойники, и «великое разорение учинили». Русские войска, посланные против булгар, не посмели вступить с ними в борьбу, а сами стали грабить окрестные русские поселения и, «набрав множество в плен людей и скота», вернулись обратно.
После этого Всеволод решил отомстить булгарам, однако, не надеясь своими войсками «достаточно учинить» им вреда, обратился за помощью к великому князю киевскому Святославу. Тот послал на подмогу своего сына Владимира с дружиной и призвал к этому других южных князей. Годы правления: 1176-1212.
Десятый сын Юрия Долгорукого, младший брат Андрея Боголюбского. Имел большую семью: 12 детей в том числе 8 сыновей , поэтому получил прозвище «Большое Гнездо». При нём Великое княжество Владимирское достигло наивысшего могущества.
Власть князя распространялась на всю территорию Руси, и он ставил своих сыновей наместниками в крупные города. Киев, Рязань, Чернигов, Новгород и многие другие города находились под властью Всеволода. В его правление появился титул Великий князь Владимирский.
Икона, заказанная Димитрием-Всеволодом с изображением тезоименитого ему святого Дмитрия Солунского. Возможно портретное сходство с заказчиком — Всеволодом Большое Гнездо. Из собрания Государственной Третьяковской галереи Князь имел большое и сильное войско, о котором автор «Слова о полку Игоре» писал, что оно «Волгу может вёслами расплескать, а Дон — шеломами вычерпать».
Князь Всеволод заранее распределил между сыновьями власть, однако дети Всеволода после его смерти в 1212 году начали борьбу за власть и единое мощное княжество, которое так долго создавал Всеволод, развалилось на несколько частей, а Русь снова погрязла в междоусобных войнах.
Черепнин [6] , Б. Греков [2] , так и начала XXI века Д. Хрусталёв [15] , Р. Храпачевский [16]. В постсоветское время исследования в области истории Волжской Булгарии ведутся в основном в Институте истории имени Ш. Халикова АН Татарстана. Политическая ситуация на начало событий [ править править код ] В первой половине XIII века Волжская Булгария Булгарский эмират , занимавшая территорию среднего Поволжья и бассейна реки Камы, была самым северным государством исламской цивилизации.
По своему социально-экономическому и культурному развитию Волжская Булгария была одним из передовых государств средневековой евразийской цивилизации того времени. Она отличалась наличием большого числа городов, причём в центре западного Закамья располагался один из крупнейших городов средневекового мира [17] [18] — Биляр в русских летописях Великий Город [19] [20] [17]. Государственным строем Волжской Булгарии был государственный феодализм, и феодальная раздробленность отсутствовала [21]. Экономическая и военная мощь Волжской Булгарии позволили ей распространить своё влияние на окружающие территории. Непосредственно в вассальной зависимости от Волжской Булгарии находились мордва, занимавшая окско-сурский бассейн, пермяне и марийцы [21]. Расположенный в дельте реки Волги город Саксин , являющийся преемником хазарского Итиля , и представляющий собой политически-территориальную идентичность, также находился под политическим и, возможно, даже административным влиянием Волжской Булгарии [22]. Между ними велась борьба за контроль над волжскими торговыми путями и сюзеренитет над мордовскими племенами окско-сурского бассейна. Подготовка Волжской Булгарии к войне [ править править код ] В 1219—1221 годах Монгольская империя разгромила могущественный Хорезм государство Хорезмшахов , расположенный на территории Средней Азии и Иранского нагорья.
Волжская Булгария, будучи частью исламского мира, имела тесные контакты с Хорезмом. Поэтому в Булгарии были хорошо осведомлены о происходящих событиях и осознавали нависшую над ними угрозу [24]. Укрепление обороноспособности. Булгарский эмир Габдулла Чельбир предпринял энергичные меры по повышению обороноспособности страны. Были проведены работы по укреплению оборонительных сооружений городов. Как показали археологические раскопки [25] [26] в первой трети XIII в. Была увеличена мощность существующих земляных валов , реконструированы деревянные конструкции укреплений, вокруг города возведены дополнительные линии валов и рвов. Биляр стал одним из самых сильно укреплённых городов Восточной Европы [27].
Дипломатические шаги. Подготовка к нападению Монгольской империи также шла и во внешней политике. Для сосредоточения сил перед лицом монгольской угрозы был необходим мир с соседними государствами. Шла планомерная экспансия Суздаля на восток. Мордовские племена, бывшие вассалами Волжской Булгарии под военным давлением начинают переходить под вассалитет Владимиро-Суздальского княжества. Для перехвата булгарского контроля над Волжским торговом путём на Волге закладывается город-крепость Городец. Кроме того основывается город Устюг , перерезающий булгарский меховой торговый путь к вотякам , что приводит к новой вспышке военных действий. В 1218 году булгары захватывают Устюг, а в ответ, в 1220 году суздальцы нападают на булгарский город Ошель.
Осознавая необходимость мира на своих северных границах в связи с монгольской угрозой, в 1221 году Волжская Булгария заключает перемирие с Владимиро-Суздальским княжеством. Согласно этому договору военные столкновения прекращаются, а Владимиро-Суздальское княжество распространяет своё влияние на ряд мордовских земель по реке Ока и основывает город Нижний Новгород на слиянии рек Волги и Оки [28] [29]. Военные действия монголов в Волжско-Уральском регионе 1217—1224 годы [ править править код ] Первое военное столкновение монголов и кыпчаков. В 1212 или 1213 году населяющие Западную Монголию меркиты и найманы восстали против Чингисхана. Между 1217 и 1219 годами даты в источниках противоречивые [30] монгольские войска под началом Субэдэя наносят поражение меркитам. Глава их обока рода Хуту бежит к кыпчакам , а точнее в кочевую державу йемеков , расположенную в Приаралье и Заволжье и возглавляемую кланом ольбери ильбуре [31] [32]. Чингисхан требует от ольбери выдачи Хуту, но получает отказ. Поэтому в 1219 году он отправляет Субэдэя в поход против восточных кыпчаков с целью их «наказания» за укрывательство Хуту и для поимки самого Хуту.
У реки Иргиз происходит битва между монголами и кыпчаками, в которой монголы побеждают, а главу обока меркитов Хуту убивают. После этого корпус Субэдэя выводится из Волго-Уральского региона и перебрасывается на войну с Хорезмийским государством [31] [32]. Монголы всегда прилагали максимум усилий к тому, чтобы уничтожить всякого лидера или вождя, который оказал им сопротивление, особенно такого, как Хуту, чей обок до этого уже входил в состав их империи. Ольбери в свою очередь дали убежище мятежному предводителю меркитов и проигнорировали требование Чингисхана о его выдаче. Поэтому, несмотря на победоносный поход Субэдэя, с точки зрения монголов, окончательный счёт кипчакам ещё не был выставлен [33]. Монголо-хорезмийская война. В 1219—1221 происходит монголо — хорезмийская война, закончившиеся поражением Хорезмийского государства и присоединением к Монгольской империи его восточной части, а именно, Мавераннахра , Хорезма и Хорасана. В результате этой войны Улус Джучи на западе расширился до реки Урал, а на юге стал включать Хорезм и города по берегам нижнего течения Сырдарьи [32].
Действия корпуса Джучи. В 1219 году, когда Чингисхан вторгся в Хорезм, на Джучи было возложено командование правым флангом монгольской армии. Он был отправлен в Приаральские степи на территорию племени канглы для нейтрализации важного союзника Хорезма и расчистки подступов к Волго-Уральскому региону. Весной 1221 года Джучи был брошен на подавление локального восстания в городе Барчанлыгкент в верховьях Сырдарьи, а после на подкрепление Чагатаю для взятия Ургенча , столицы Хорезма [34]. После фактического окончания хорезмской кампании Джучи вернулся на север с приказом приступить к завоеванию земель кыпчаков, алан , булгар и русских, которые отец выделил ему в качестве улуса. Мусульманские источники [35] свидетельствуют, что Джучи действительно ушёл в степь где-то в 1221 г или 1222 г, и «его силы двинулись в страну саксин, булгар и славян». Для того, чтобы достичь этих областей, Джучи должен был вначале атаковать своих старых противников канглы , а потом двинуться на восточных кыпчаков. После некоторых, не слишком энергичных усилий по выполнению отцовских инструкций, Джучи начал отходить на восток к своей главной ставке на реке Иртыш , оставив при этом существенную часть своей армии вблизи земель восточных кыпчаков [34].
Поход Субэдэя и Джэбэ. Весной 1220 года по приказу Чингисхана был предпринят четырёхлетний поход трёх туменов Субэдэя , Джэбэ и Тохучара. Далее он перерос в завоевание западной части державы Хорезмшахов — Аррана , Азербайджана, Ирака и Ширвана. Выполнив её монгольские войска вышли в Закавказье [36] [37].
Отлежавшись и перевязав раны, Юлиан и Герард пошли дальше — пешком, одни. Спустя 37 дней они, окончательно обессиленные, добрались до страны, которую местные жители называли Вела где-то между реками Яиком и Эмбой. Встретили их здесь крайне недружелюбно. Монахи вынуждены были ночевать в заброшенном шалаше из дырявых шкур. Герард слабел с каждым днем.
Юлиан оставлял его в шалаше, а сам ходил просить милостыню. Наконец, больной немного окреп, и они продолжили путь. Однако в дороге стало совсем плохо, и брат Герард, который умел вырезать ложки, умер на руках Юлиана. Похоронив товарища, тот остался в степи один. Юлиан и Герард. Скульптура работы Антала Кароя, Будапешт Волжская Булгария И вот когда Юлиан, наверное, совсем уже упал духом и перестал на что-либо надеяться, ему начало везти. Ему вдруг случайно встретился мулла, едущий в Волжскую Булгарию. В той ситуации было уже не до религиозных принципов - католический монах с радостью согласился стать слугой, когда мулла вдруг предложил. В Поволжье Юлиан впервые увидел монголов.
Несколько раз они с воинственными криками и устрашающим воем бросались на караван, но всякий раз мулла вытаскивал из-за пазухи пайцзу, и монголы расступались, пропуская телеги. В том царстве говорят в народе, что вскоре они должны стать христианами и подчиниться римской церкви, но дня, как говорят, они не знают, а слышали так от своих мудрецов", - рассказывал позднее Юлиан в донесении папе Григорию IX. В большом булгарском городе, который, как Юлиану сказали, может выставить на бой армию в 50 тысяч человек, монах с муллой распрощались. Доминиканец бродил по улицам, смотрел, слушал. Он привез в Европу первые рассказы о монголах - явно услышанные на рынке басни про то, что Чингисхан мстит куманам половцам за жизнь и честь своей изнасилованной и обезглавленной сестры. Великая Венгрия На этом же рынке брату Юлиану опять невероятно повезло. Причем ровно так же, как за несколько лет до этого умершему брату Отто: однажды венгерский монах на булгарском базаре вдруг услышал венгерскую женскую речь. Женщина оказалась мадьяркой, выданной замуж за булгарского купца: "Она указала брату пути, по которым ему надо идти, утверждая, что через две дневки он, без сомнения, может найти тех венгров, которых ищет. Так и случилось.
Ибо нашел он их близ большой реки Этиль [р. Белая, две дневки — два дневных перехода верхом]. Те, увидев его и узнав, что он венгр, немало радовались его прибытию: водили его кругом по домам и селениями старательно распрашивали о короле и королевстве братьев своих христиан. И все, что только он хотел изложить им, и о вере и о прочем, они весьма внимательно слушали, так как язык у них совершенно венгерский: и они его понимали, и он их. Они — язычники, не имеют никакого понятия о боге, но не почитают и идолов, а живут, как звери. Земли не возделывают! Едят мясо конское, волчье и тому подобное; пьют лошадиное молоко и кровь.
Так называемое «монгольское» нашествие на волжских булгар, половцев и других соседей Руси
Все русские правители добавляли к своему титулу название присвоенной земли. Например, был князь Московский. Он взял Владимир и стал называться князь Московский и Владимирский; взял Суздаль — стал называться князь Московский, Владимирский, Суздальский. А взял Казань — стал называться еще и булгарским. Очевидно, что в 1487г на территории современной Республики Татарстан не было никаких татар и не было татарского государства. Примечательно, что у последнего российского правителя — императора Николая II — полный титул содержал более 50 названий земель, которыми он владел. И одна из них — князь булгарский.
Вторым делом он лишил Казань права проводить Всемирную ярмарку. Новым местом для нее он определил Макарьевскую слободу под Нижним Новгородом. С той поры весь доход от ярмарки стал течь в его карман. Именно экономический интерес преследовал Иван III, завоевывая Казань, а не национальный или религиозный. И как следствие, Москва стала усиливаться еще быстрее, а Казань — слабеть. После того как Казань несколько раз освобождалась от московской зависимости, в 1552г Иван IV окончательно покорил ее.
Но Булгарское царство он не ликвидировал. Уже после его смерти ее преобразовали в Казанское воеводство, а Петр I — в Казанскую губернию. Во времена царствования Петра I начала устанавливаться в Росси традиция называть все мусульманские народы татарами. Это произошло потому, что западноевропейские ученые, которых Петр I во множестве пригласил в создаваемую им Академию наук, называли все восточные народы татарами, в том числе и русских. Однако когда они стали представлять науку Российского государства, то оставили это название только за мусульманскими народами. И это понятно: сами себя они не хотели называть татарами.
Но мусульманские народы России никогда не называли себя татарами. Например, в XIX веке великий русский историк Н. Карамзин в знаменитом труде «История государства Российского» пишет: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей». Ясно, что слово «татары» было общей для всех мусульман кличкой времен «тюрьмы народов». В XIX веке татар в России не было. Откуда же взялись татары после XIX века?
История волжских булгар в составе Российского государства отмечена непрерывной цепью национально-освободительных войн. Русские летописи вплоть до XVIII века полны примерно таких сообщений: «булгаре окаянные опять восстали». И все эти восстания имели главной целью возрождение Волжской Булгарии. Суверенитет был нужен для обретения человеческого достоинства. Письма и обращения с просьбой предоставить равные права не имели успеха. В таких условиях государственный суверенитет представлялся единственным средством обретения человеческого достоинства, и народ восставал.
Все восстания жестоко подавлялись, но все они имели главный лозунг: возрождение независимой Волжской Булгарии. Очень большое значение для судеб России имело восстание булгар 1753-55 гг. Он призывал возродить Булгарию. Российская империя хоть и потопила в крови это восстание, но в соответствии с требованиями восставших вынуждена была разрешить мусульманам строить мечети и создавать свое духовное управление. А с 1862 по 1922гг выразителем интересов народа была мощная народная организация «Совет волжских булгарских мусульман», имевшая главной целью возрождение Волжской Булгарии. Эта организация первое название «Фиркаи наджия» — «Партия избавления» была воистину народной.
В суровых условиях царского самодержавия, в условиях угнетения народов она имела силы даже на вооруженную борьбу против царских войск и порой насчитывала в своих рядах до 50 тыс. Совет волжских булгарских мусульман выражал интересы тех людей, которые ставили своей целью во что бы то ни стало сохранить родное имя «булгары», добиться свободы и торжества Истины, изгнать зло и насилие из жизни. Лидер ее Сардар Ваисов как-то писал императору Николаю II: «Мы подняли зеленое знамя с изображением звезды и полумесяца… защищаем наши религиозные, национальные и политические права, ведя священную борьбу против правительства угнетателей». Возрождение собственной государственности для волжских булгар было не самоцелью, а средством обретения человеческих прав и свобод, необходимым условием достойной жизни. И народ понимал, что добиться человеческого достоинства и благополучия можно, только восстановив свою родную Волжскую Булгарию. Тут уместно сказать, что никаких народных движений, преследовавших возрождение Золотой Орды, российская история не знает, потому что ни один народ России никогда не считал себя татарами.
В начале ХХ века татары в России еще не появились. Не пришли еще татары из Монголии или откуда-нибудь. Об этом авторитетно свидетельствует энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, изданный в СПб. И далее продолжает, что термин «татары» — собирательное название тюркских народов. Для примера можно напомнить, что такое явление — называть разные народы одним именем — мы наблюдаем и в новейший период нашей истории: название «индейцы» применяется для аборигенов Америки, хотя сами они называют себя по имени своего племени — могикане, гуроны, майя и т. Почему-то после распада СССР ни один народ не называет себя советским народом.
Очевидно, что булгарский народ продолжает жить на прежних своих землях, называет себя своим собственным именем, и никакого татарского народа в Казанской губернии не существует. Об этом однозначно написано, например, в книге «История Казани», изданной в 1988г. Академией наук РТ Книга I, с. Возникает мысль, что революция явилась роковым рубежом, в ходе которой совершился акт переименования волжских булгар в казанских татар. Почему и как это произошло? Об основном, традиционном течении, идущем из глубины веков, мы уже говорили: это Совет волжских булгарских мусульман, называемое еще ваисовским движением по имени лидеров ее Багаутдина Ваисова и его сыновей Гайнана Сардар и Газизяна Ваисовых.
Но в это время появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии «татары». Они считали, что надо называться татарами назло русским. Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства. Шовинизм против шовинизма. Зло против зла.
Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше. Например, один из основоположников этого течения писатель Г. Мы — люди, мы — монголы; мы — тюрки; мы — татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой» 1912г. Сколько злобы в этой цитате, сколько глупости. И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХв татарского народа еще не было.
Его только пытались зародить. Причем фактическое положение дел с кличкой «татары» было таким, что народ ее считал ругательным словом. Сам же Г. Ибрагимов и свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо из мусульман назовешь татарином, он бросается с кулаками на тебя со словами: «Почему ты оскорбляешь меня? Видным представителем этого течения был Садри Максуди. В июле 1917г, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане внутренней России это волжские булгары созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность.
Это дело поручили С. Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов. Получил высшее юридическое образование в Париже в Сорбоннском университете. К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии «Иттифак аль муслимин» «Союз мусульман» , которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость. Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской. В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских булгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и других, то есть тех, кого власть называла татарами.
Два созыва подряд С. Максуди был депутатом Государственной думы России, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры. Он неоднократно выступал на заседаниях Думы с заявлениями, что «термин «татары»... Сформированная съездом коллегия во главе с Максуди проделала огромную работу, в результате которой в ноябре 1917г была провозглашена национально-культурная автономия «Идель-Урал штаты» «Волго-Уральский штат» , территория которой включала исторические земли Волжской Булгарии. Нейтральное название республики «Идель-Урал» — не Булгария, не Татария — обусловлено борьбой татаристов против С.
В 1242-м внук Чингисхана Батый, возвращаясь из незаконченного европейского похода, обосновался на территории Волжской Булгарии. И лишь немного позднее неподалеку от Астрахани он основал единственный построенный, а не разрушенный монголами город — знаменитую столицу Золотой Орды — Сарай. На булгарских же землях прочно закрепились монгольские воины и баскаки — сборщики дани. И все некогда богатое и процветавшее государство превратилось из центра «оккупированных территорий» в провинцию Золотой Орды. Еще одним, бесспорно, лакомым куском для монгольских завоевателей стал другой крупнейший город Волжской Булгарии. История его падения под натиском опустошительных набегов также небезынтересна. В домонгольские времена Биляр был ядром экономической и культурной жизни Волжской Булгарии. Этот город по праву считался торговым центром тогдашнего Поволжья, чьи товары пользовались спросом далеко за пределами страны. Центр города занимала огромная цитадель. Ее площадь — 60 гектаров. Рядом располагались каменные дома, в которых жили царская семья и приближенные. Наибольшего расцвета Биляр достиг к началу XIII века: каменные и кирпичные строения обогревались подпольной системой отопления, окна в домах были застеклены. В средние века окна со стеклами даже в Западной Европе были большой редкостью. В Биляре же светло-зеленое или светло-голубое стекло варили и выдували прямо рядом со строящимся зданием… Русские летописи называли его «Великий город Биляр». Здесь жили металлурги, кузнецы, ювелиры, косторезы, плотники, каменщики, кожевники, стеклодувы и другие ремесленники. Во времена голода на Руси в 1024 и в 1229 годах богатый булгарский город оказывал «гуманитарную помощь» голодающим русским городам… Билярское городище в наши дни Источник: nargizaitugan, CC BY-SA 4. Во времена «серебряного кризиса» купцы в городе пользовались свинцовыми или меховыми деньгами — их эквивалентом служили шкурки куниц и белок. Приезжавшие издалека купцы останавливались в гостиницах — караван-сараях. Биляр, как и другие укрепленные города Волжской Булгарии, служил буфером для силы, неуклонно надвигавшейся на Русь. Но в 1236 году, после монгольской осады, огромный, хорошо оснащенный и укрепленный город был взят, разграблен и разрушен.
Причём, взоры арабских халифов обращались и на просторы Поволжья. И когда булгары попросили у арабов помощи против хазар, те потребовали взамен принять Ислам. Вот так булгары и стали мусульманами. Правда, через сорок лет русский князь Святослав Игоревич наголову разгромил Хазарию, избавив волжских булгар от постоянной угрозы с юга. И договор с арабскими халифами потерял для булгар свою актуальность. Однако Ислам всё-таки остался в качестве государственной религии Волжской Булгарии. Монгольских ханов не смутило то обстоятельство, что Булгария была мусульманской страной. По своей привычке уничтожать всё на своём пути, татаро-монгольские орды разграбили булгарские города и поубивали значительное число их жителей. Правда, некоторое время Булгария пользовалась в Орде автономией. Но когда Орда в XV столетии начала трещать по швам и распадаться, Волжская Булгария окончательно исчезла с политической карты мира. Её территория вошла в состав Русского государства, а население в большинстве своём ассимилировалось с соседними народами. Причём, даже в период своего относительного могущества Волжская Булгария никогда не владела землями вдоль Оки. Ее территория простиралась от Жигулевских гор до Северной Чувашии. Западная граница Волжской Булгарии проходила по реке Сура. Иначе говоря, Нижний Новгород никогда не входил в состав Булгарии. Возникает вопрос: зачем отмечать годовщину принятия Ислама государством, с которым на протяжении столетий воевала Русь, и которого уже давным-давно нет на карте мира? И зачем делать это в Нижнем Новгороде, который не имеет никакого отношения к Волжской Булгарии? Но и это ещё не всё. Непонятно, зачем вообще в православном русском городе строить мечеть. Согласно данным недавней переписи населения, в Нижнем Новгороде проживает более одного миллиона двухсот тысяч человек. Остальные два с половиной процента приходятся на мордву, марийцев, чувашей и другие давно обрусевшие и принявшие Христианство народы. Иначе говоря, Нижний — это моноэтнический русский город. И этот факт подтверждают даже официальные данные, которые всегда по возможности занижают процент русского населения в России. А кроме того, в городе уже действуют три мечети. Их вполне достаточно, чтобы истинно верующие мусульмане могли удовлетворять свои духовные потребности. Впечатление такое, что на почве многонациональности и многоконфессиональности у некоторых российских чиновников просто поехала крыша. Вот они время от времени и шокируют россиян откровенно нелепыми выходками и бредовыми заявлениями. Еще один образчик чиновничьего тупоумия — решение увековечить память первого президента независимого Азербайджана Гейдара Алиева. Памятник Алиеву решили установить в центре Махачкалы, на пересечении проспекта Шамиля и улицы Магомеда Ярагского. По слухам, эту идею усиленно лоббирует бывший глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он уже давно восхваляет на все лады Алиева и считает его выдающимся политиком современности.
В его правление появился титул Великий князь Владимирский. Икона, заказанная Димитрием-Всеволодом с изображением тезоименитого ему святого Дмитрия Солунского. Возможно портретное сходство с заказчиком — Всеволодом Большое Гнездо. Из собрания Государственной Третьяковской галереи Князь имел большое и сильное войско, о котором автор «Слова о полку Игоре» писал, что оно «Волгу может вёслами расплескать, а Дон — шеломами вычерпать». Князь Всеволод заранее распределил между сыновьями власть, однако дети Всеволода после его смерти в 1212 году начали борьбу за власть и единое мощное княжество, которое так долго создавал Всеволод, развалилось на несколько частей, а Русь снова погрязла в междоусобных войнах. Пока князья пировали, их войска готовили суда на Оке — в Коломне, Рославле и Борисове. Кроме войска самого владимирского князя в походе приняли участие дружины и полки его племянника Изяслава Глебовича из Переяславля Южного, Владимира Святославовича из Киева, муромский князь Владимир Юрьевич, Мстислава Давыдовича из Смоленска, четыре сына рязанского князя Глеба Ростиславича: Роман, Игорь, Всеволод, и Владимир, а также белозерские, черниговские и новгород-северские полки с воеводами. От устья Оки основное войско с князьями отправилось вниз по Волге на «лодиях», «насадах» и «галеях» к заранее условленному месту — на Исады, расположенные против устья Цевцы. Впереди шли полки киевские и переяславские, позади рязанские, а посредине муромские, смоленские и владимирские вместе с великим князем. Конница, отправившаяся к Исадам «полем» через Мордовские земли, подвергалась нападениям мордовских отрядов, которые русским «вред делали и людей побили». Отсюда русские полки направились к близлежащей булгарской крепости — «Тухчину городку». После двух дней его безуспешной осады, Всеволод послал в Булгарские земли конный разъезд, а на третий день к цели похода — «Великому городу Серьбреных Болгар», где вероятно и обитали зачинщики похода на русские города, двинулось основное войско. Для охраны судов, на Исадах был оставлен крупный отряд под командованием воевод Фомы Назариевича и Дорожая. Мордва на это время заключили с Всеволодом мир и привозили к Исадам «всякие запасы продавать». Гора Вышка-Арбуга, протока Чувича Цевца и место, где в 1183 году располагался остров Исады, — на карте штюрмана Василия Киприанова 1765 год На пути к Великому городу русскому войску встретился половецкий отряд во главе с мятежным булгарским князем, которые выразили желание идти совместно против булгар — «общих неприятелей». Объединённая армия перешла реку Черемисан и подошла к Великому городу. Всеволод рассчитывал, что булгарское войско примет сражение в открытом поле, однако булгары, увидев огромную армию, укрылись в городе за крепостными стенами. Всеволод построил свои полки и начал «думати с дружиною» о дальнейших действиях. Молодой князь Изяслав Глебович решил «первый опыт учинить» и устремился со своей дружиной к городским воротам на штурм. После ухода армии Всеволода к Великому городу, на Исады высадились булгарские отряды с целью захватить русские суда и отрезать путь к отступлению русскому войску. Собекуляне, кусяне, челмата, темтюзи прибыли на судах.
Падение Булгарии: как монголы уничтожили развитое волжское государство
13 июня 922 года – принятие ислама Волжской Булгарией (Болгарией). Это последняя серия по истории Волжской Булгарии. Плейлист истории Волжской Булгарии: ?list=PL2IlQL80KGDi_0z0LCXOvSDRiKZ2S6G. Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями. Военный поход на радимичей Поход на Волжскую Булгарию Также, согласно некоторым летописным источникам, в 988 году князю удаётся завоевать территории Таманского полуострова и посадить там Тмутаракани княжить своего сына Мстислава по прозвищу Храбрый. Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии.
Волжская Булгария: могущественный сосед Древней Руси
В Булгарии была выработана идеология, что булгары являются защитниками ислама на краю обитаемого мира и защищают его от вторжения язычников. То есть поход на Орду Волжская Булгария была частью Золотой Орды не был спланирован русскими заранее. Походы Святослава Игоревича (964 – 969) нанесли серьёзный урон Волжской Болгарии. Поход на волжских булгар — был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским. Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках разверну.
Волжская Булгария: могущественный сосед Древней Руси
Поздние татарские источники указывали, что родовая территория Бачмана располагалась на Ахтубе [64]. По мнению историка П. Голдмена сопротивление под руководством Бачмана началось в 1229 году [65]. Вплоть до 1236 года продолжали вести борьбу мадьяры баджгарды Южного Урала, опираясь на военную поддержку Булгарии. С учетом мощи монгольской армии, Бачманом была выбрана тактика партизанской войны, которую довольно красочно описал промонгольский историк XIII века Джувейни [66] : Так как у него не было постоянного местопребывания и убежища, где бы он мог остановиться, то он каждый день оказывался на новом месте, был как говорится, в стихе: «днем на одном месте, ночью на другом», и из-за своего собачьего нрава бросался, как волк, в какую-нибудь сторону и уносил что-нибудь с собою. Мало-помалу зло от него усиливалось, смута и беспорядки умножались. Где бы войска монгольские ни искали следов его , не могли отыскать его, потому что он уходил в другое место и оставался невредимым.
Так как убежищем и притоном ему большею частью служили берега Итиля, он укрывался и прятался в лесах их, наподобие шакала, выскакивал, забирал что-нибудь и опять скрывался Вокруг Бачмана сплотились все антимонгольские силы Волго-Уральского региона. Их действия препятствовали безопасному выходу монголов в западнокыпчакские степи [67] [68]. В руководстве Монгольской империи возникло беспокойство, что упорное сопротивление восточных кыпчаков может разжечь восстание в других районах степи [67]. Пэн Да-я, сунский порученец, посетивший ставку Угэдэя весной или летом 1234 года, сообщает [69] , что было опасение, как бы в степи не разбушевался неконтролируемый огонь, если тлеющие угли [сопротивления кыпчаков] не будут погашены Основной проблемой стали восточные кыпчаки и их новый лидер. Перед началом Западного похода Субэдей, не дожидаясь сбора всех войск, начал наступление на йемеков. Согласно его биографии из «Юань-Ши», каан Угедей в год «и-вэй» 21 января 1235 — 8 февраля 1236 г.
Поэтому приказал [Субдею] быть в авангарде и сразиться с Бачманом, а затем назначил [его] командовать главной армией. После чего были захвачены жены и дети Бачмана на берегу Куан Тиен-чи-ссу Каспийское море. Бачман узнал о приходе Субэдтая, сильно оробел и сбежал в море Прелюдией к «Западному походу» стал разгром йемеков под командованием Бачмана. Не сумев остановить монголов, Бачман отступил к низовьям Волги. Тем самым Субэдей, обезопасив свой южный фланг от контратаки йемеков, мог готовить генеральное наступление на Булгарию [70]. Субэдэй взял на себя командование главными силами для нападения на Волжскую Болгарию.
К этому моменту Бачман и его сторонники уже не представляли большой угрозы, однако не в правилах монголов было оставлять «мятежников» безнаказанными. Поэтому Мункэ было предписано отыскать и примерно наказать «преступников» [71]. Согласно Оллсену [71] сравнение китайских и персидских источников дает представление о последних днях Бачмана [72]. Он нашел убежище на одном из множества островов в дельте Волги [73]. Монголы, обнаружив его местопребывание, зимой 1236—1237 года организовали крупную облаву. По приказу Мункэ соорудили 200 судов для контроля русла реки, в то время как он и его брат Бучек со своими всадниками прочесывали оба берега.
Вскоре Мункэ наткнулся на одну из сторонниц Бачмана, старую больную женщину, оставленную своими соплеменниками, и она рассказала ему, на каком острове прячутся беглецы. В отсутствие лодок войска Мункэ не могли переправиться на остров. Но вдруг «поднялся сильный ветер и отогнал воду настолько, что остров стал достижим» [74]. Мункэ приказал немедленно атаковать. В последовавшей схватке монголы перебили численно превосходивших кыпчаков и захватили в плен Бачмана. Мункэ вернулся на берег реки со своим пленником и «воды вернулись».
Бачман, не сомневавшийся в своей участи, просил лишь, чтобы Мункэ убил его собственной рукой, но тот отказался. В этом рейде по низовьям Волги войска Мункэ захватили также аланов, которые, участвовали вместе с кыпчаками в их борьбе против монголов [75]. Аланского предводителя Качир Укуле захватили живым и предали той же казни, что и его кыпчакского союзника. Курултай 1235 года [ править править код ] Хотя к 1234 году у монголов был ряд военных успехов в Заволжье и определенне расширение территории Улуса Джучи на запад, но решающего успеха достигнуто не было. За одиннадцать лет непрерывной войны на границах с 1223 года Улус Джучи существенно не расширился [62]. Автор «Сокровенного сказания» отмечал, что …Субеетай-Багатур встречал сильное сопротивление со стороны тех народов и городов, завоевание которых ему было поручено еще при Чингис-хане, а именно Канлин Канглы , Кибчаут Кыпчаки , Бачжигит Мадьяры , Орусут Русь , Асут Асы-аланы , Сесут Саксин , Мачжар, Кешимир, Сергесут, Булар Булгария , Келет [76] , а также и городов за многоводными реками Адил и Чжаях… [77] а также: …вражеских же стран там много, и народ там свирепый.
Это такие люди, которые в ярости принимают смерть, бросаясь на собственные мечи. Мечи же у них, сказывают, остры… [78] Правители Улуса Джучи оказались перед лицом общего краха всей своей военной политики. Каан Монгольской империи Угедей, несмотря на наличие других войн — с империей Южная Сун, с Кореей и Тибетом, вынужден был учесть положение Джучидов, так как они являлись силой, поддерживавших его на троне против других Чингизидов. Уступая давлению Джучидов каан объявил общемонгольский поход на Запад во главе с Бату [62]. Решение об установлении полного контроля над западнокыпчакскими землями было принято на курултае, проходившем на берегах реки Онон в конце весны 1235 года. Новое продвижение на запад планировалось как крупномасштабное предприятие.
Номинальное руководство поручалось Бату, второму сыну Джучи и его преемнику. Однако в целях обеспечения успеха Угэдэй передал фактическое руководство операцией в руки Субэдэя [62]. Интересные сведения о курултае сохранил Ала ад-Дин Джувейни, использовавший материалы ханской канцелярии и рассказы очевидцев, поскольку писал в 1252—1253 годах, через полтора десятилетия после самих событий. Он писал: Когда каан [Угедей] во второй раз собрал Великий курилтай, они [царевичи] вместе совещались об истреблении и покорении всех оставшихся [до сих пор] непокоренными. Было принято решение о завоевании пределов Булгар, Ас и Рус, находившихся по соседству со становищем Бату. До сих пор не подчиненных и [тщеславно] гордившихся множеством своих городов [79].
Поход на Запад и завоевание Волжской Булгарии 1236—1237 годы [ править править код ] В короткие сроки после курултая 1234 года был осуществлен сбор дополнительных налогов и начался набор войск. По указу Угедея: Старшего сына обязаны послать на войну как те великие князья-царевичи, которые управляют уделами, так и те, которые таковых в своем ведении не имеют. Нойоны-темники, тысячники, сотники и десятники, а также люди всех состояний, обязаны точно так же выслать на войну старшего из своих сыновей. Равным образом старших сыновей отправят на войну и царевны, и зятья [78] Каждая семья обязана была выставить одного воина. Это была беспрецедентная мобилизация сил, подобной которой больше Монгольская империя не знала [62] [80]. Выполняя указ Угедея, многие Чингизиды участвовали в походе лично: младший сын Чингиз-хана Кулькан , сыновья Угедея Гуюк и Кадан , сыновья Тулуя Менгу и Бучек, сыновья Чагатая Бури и Байдар , а также все взрослые Джучиды — Бату, Орду , Шибан и Тангут , а из почетных эмиров Субедей-багатур, Бурундай-батыр и несколько других эмиров [81] Общее командование войск было возложено на Бату, а его главным советником стал Субедей.
Не будучи Чингизидом этот полководец сыграл огромную роль в организации и руководстве военными действиями во время похода на Запад [82] [70]. Субедей, не дожидаясь сбора всех войск, в год «и-вэй» 21 января 1235 года — 8 февраля 1236 года начал наступление на йемеков, действовавших под командованием Бачмана, и разгормил их. Бачман отступил к низовьям Волги. Обезопасив тем самым свой южный фланг от контратаки йемеков, Субедей стал готовить генеральное наступление на Булгарию.
И они, встав, пошли на ту сторону города, и, придя, встали против ворот города. И сказал им князь: - Братья и дружина!
Сегодня нам одно предстоит — или добро, или зло, двинемся быстрее. И пошел сам князь впереди всех к городу. Видевшие это его воины все устремились быстро к городу. Посекли тын и оплоты и с той стороны его зажгли, а болгары побежали в город, они же погнали их, секуще». Историю разорения Ошела, которое летописи датируют 15 июня 1220 года, доверим перу Карамзина: «Зрелище было ужасно: целые улицы пылали; огонь, раздуваемый бурею, лился быстрою рекою; отчаянные жители с воплем бежали из города и не могли уйти от меча Россиян; только Князь Болгарский и некоторые его всадники спаслися бегством. Другие, не требуя пощады, убивали жен, детей своих и самых себя или сделались жертвою пламени, вместе со многими Россиянами, искавшими добычи в городе.
Святослав, видя там наконец одни кучи дымящегося пепла, удалился, провождаемый толпами пленников, большею частию жен и младенцев». В летописи еще можно прочесть: «Некоторые из воинов Святослава дерзнули войти в город корысти ради и едва бежали от пламени, а иные там и сгорели. Князь же Святослав стоял тут, пока весь город не сгорел». И вновь продолжит Соловьев: «Пожегши город, Святослав пошел назад к лодкам; когда он пришел к ним, то поднялась сильная буря с дождем, так что с трудом можно было удержать лодки у берега; потом буря начала стихать, и Святослав, переночевавши тут и пообедавши на другой день, поплыл назад вверх по Волге. Между тем болгары из Великого и других городов, услыхавши об истреблении Ошела, собрались с князьями своими и пришли к берегу; Святослав знал о приближении врагов и велел своим приготовиться к битве: пошли полк за полком, били в бубны, играли в трубы и сопели, а князь шел сзади всех. Болгары, подошедши к берегу, увидали между русскими своих пленников — кто отца, кто сына и дочь, кто братьев и сестер — и стали вопить, кивая головами и закрывая глаза, но напасть на русских не посмели, и Святослав благополучно достиг устья Камы, где соединился с ростовским и устюжским полками, бывшими под начальством воеводы Воислава Добрынича».
Эти полки времени зря не теряли, они пришли «с множеством полона и с многим добром, ибо они отпущены были еще раньше вниз воевать по Каме, и взяли по ней много городков, несколько сел, и пожгли все, а людей одних посекли, а иных в плен увели. Оттуда же послал Святослав весть перед собой брату своему, великому князю Юрию Всеволодовичу». Дальше путь войска лежал в Городец. Филатов обращал внимание на то обстоятельство, что войска высадились на сушу именно в Городце, и высказал предположение, что «древний Городец предстает перед нами в виде базы княжеских речных походов, где, вероятно, для них строились корабли». Филатов высказал и другое предположение: «Возможно, именно тогда у князя Юрия и возникла мысль поставить город на устье Оки, вблизи булгарских земель. Добровольно булгары наверное бы не согласились на его постройку.
Оставалось только склонить их к этому военным путем». Князь Святослав Всеволодович Георгий Всеволодович встречал Святослава «у Боголюбова, на реке Сураме, с сыном своим Всеволодом, целовались с любовию великою и пошли в город». Кучкин отметил этот факт как позволявший проследить сухопутные маршруты в Волго-Окском междуречье. Он шел к р. Нерли Клязьминской, затем вниз вдоль ее течения и приводил к столице Северо-Восточной Руси». В столице княжества победителей ждала торжественная встреча.
И устроил великий князь Юрий встречу брату своему Святославу и всем воинам на три дня, и многие дары дал брату своему: золотом и серебром, и одеждами различными, конями, и оружием, аксамитами и паволоками и белью, также и воинов одарил повелику, каждому по достоинству. Князь великий Юрий Всеволодович отпустил брата своего Святослава с честью великою в город его Юрьев, на свой стол». Важнейшим следствием удачной операции 1220 года стала открывшаяся возможность дальнейшей экспансии Владимиро-Суздальского княжества на восток. Поход Святослава Всеволодовича выявил слабые стороны обороны Волжской Булгарии. Теперь уже сам великий князь Владимирский был готов возглавить войско для еще более масштабных действий. Летопись сообщает: «В том же году великий князь Юрий Всеволодович сам начал снаряжаться на болгар.
Как появилось и куда исчезло загадочное царство - в этом обзоре. Пять сыновей великого хана Есть две версии, откуда взялись булгары. Самая распространённая: во время великого переселения народов они пришли из Центральной Азии. Вторая по популярности версия говорит об иранском происхождении булгарских племён. В любом случае, первое упоминание булгар, в латинской хронике четвёртого века, описывает их как один из народов Причерноморья. Кроме того, есть основания полагать, что булгары входили в племена Гуннской империи. Первое булгарское царство было фактически объединением кочевых племён. В византийских летописях оно называется Великой Булгарией.
Его территория пролегала по причерноморским и азовским степям. Создал Великую Булгарию хан Кубрат, считавшийся также византийским патрицием после договора с императором Ираклием, и прожила она только до его смерти. Его пять сыновей не смогли удержать земли отца под натиском хазаров, поскольку им не хватало сплочённости. Сыновья хана Кубрата вошли в легенды и летописи разных народов Запада и Востока. Старший сын, Батбаян, стал данником и вассалом хазар. Войска Батбаяна не раз нападали на византийские земли, так что императору Византии пришлось просить князя Игоря Рюриковича о защите. Народ этот просуществовал около трёхсот лет, а потом, по видимости, смешался со славянскими и тюркскими соседями, так что кровь чёрных булгар могут найти в себе современным украинцы и жители юга России. Брат Батбаяна Котраг взял себе землю за Доном, но не сумел там удержаться.
Он двинулся на север, в земли поволжских финно-угров. Там со временем орда Котрага создала государство, известное как Волжская Булгария. Оно просуществовало до великого западного похода монголов. Третий брат, Аспарух, ушёл со своей ордой к низовьям Дуная.
Участившиеся набеги монголо-татар на Нижегородские земли вынудили Нижегородско-Суздальского князя Дмитрия Константиновича, в 1364 году отказавшегося от ярлыка на великое княжение в пользу Дмитрия Ивановича Московского, обратиться к последнему за помощью. В условиях окончательно обозначившегося к середине 1370-х годов «розмирия» с Мамаем Дмитрий Московский решил подчинить себе булгарские земли, контролируемые его ставленниками. За время похода, в землях волжских булгар было сожжено много сёл и перебито огромное количество людей. Хасан-хан вывел своё войско навстречу.
Булгары использовали боевых верблюдов «…кони русских вой полошающе», а также «…стреляюще из луков и из самострелов арбалетов …». С городских стен по русским был открыт огонь из пушек тюфяков , «…а иные гром пущающе з града, страшаще Русское воинство».