В 2005 году «Братья Грим» выступают на фестивале «MAXIDROM», после чего о группе заговорили все российские СМИ. В 2005 году «Братья Грим» выступают на фестивале «MAXIDROM», после чего о группе заговорили все российские СМИ.
Сказки братьев Гримм: как два брата изменили мир сказок
11. Братья Гримм, Якоб и Вильгем по праву являются отцами германской филологии, лингвистами, и теми, кто начал составлять первый этимологический словарь (по замыслу он должен был быть очень большим. 13 сентября В рубрике "Детская книга", в день рождения писателей подписчикам. Наращивания ресниц еще не было, а вот песни соответствующие уже рыжих брата ворвались на сцену русского рока со с.
Найдены пропавшие после войны книги братьев Гримм
На всю жизнь в их памяти остались узкие улочки, волшебной красоты сад с яблоневыми деревьями, большой старый колокол и каменное здание ратуши, рядом с которой жил их любимый учитель Цинкхан. Семья Гримм к тому времени пополнилась ещё тремя братьями и прелестной сестрёнкой. И все жили бы долго и счастливо — но ведь это не сказка, а настоящая биография. Якобу было 11 лет, когда скончался его отец, оставив шестерых детей и безутешную вдову. Через несколько месяцев умерла и тётушка Шлеммер, помогавшая Доротее справляться с малышами. Скрепя сердце, матушка Гримм приняла решение отправить старших сыновей на учебу в Кассель, где жила её родная сестра — тётя Генриетта с добрым сердцем, которой Якоб через пару лет написал благодарственную оду: Туда, туда, к небесным светлым сферам, Я возношу признательную речь О благородстве сердца, страсти веры Плюс бережность, чьё благо стоит свеч. Мою мольбу, что смешана с отрадой, Услышит тот, кто в небе нам Отец. И будут доброте твоей наградой Благословенье — здесь, а там — венец. Вкусив воздух свободы, братья, тем не менее, ею не злоупотребляли и прилежно посещали все занятия, да так преуспели в учёбе, что окончили гимназию за четыре года вместо обычных семи.
В свободное от уроков время братья занимались рисованием, гуляли со сверстниками или выписывали интересные фрагменты из понравившихся книг в специальные тетради — такое «недетское» хобби можно считать началом научной деятельности братьев. По зову сердца Якоб Гримм После окончания гимназии братья поступили в Марбургский университет, выбрав юриспруденцию в память об отце. Но, как выяснилось, не карьера адвоката манила братьев Гримм, а немецкая поэзия, которую своим студентам открыл профессор Савиньи. Якоб и Вильгельм проводили долгие часы за изучением старых фолиантов в его домашней библиотеке. У меня возникло предчувствие, что я ещё не один десяток раз буду перечитывать эту книгу от корки до корки и что она мне будет постоянно необходима, — писал впоследствии Якоб Гримм. Вся дальнейшая деятельность братьев Гримм была связана с немецкой словесностью, и сказки — только часть колоссального объёма работ, проделанного братьями на этом поприще. Их авторству принадлежат множество научных трудов, например первый «Словарь немецкого языка» не законченный ими при жизни, но доработанный последователями.
Их положение еще более усугублялось разгулом Наполеоновских войн. Якоб прервал учебу, чтобы служить в Гессенской военной комиссии, а Вильгельм сдал экзамены по юриспруденции и нашел работу в королевской библиотеке, денег едва хватало, чтобы дожить до нового дня. В 1807 году Якоб потерял должность в Военной комиссии, когда французы оккупировали Кассель, но затем его наняли библиотекарем к новому королю Жерому, брату Наполеона, который теперь правил Вестфалией. А в 1808 году умерла их мать, и Якоб и Вильгельм стали полностью ответственными за младших братьев и сестру. Несмотря на сложные личные проблемы и скудную финансовую поддержку с 1805 по 1812 год, братья проявили себя как ученые-новаторы в новой области немецкой филологии, опубликовав статьи и книги по средневековой литературе. За всю свою жизнь братья опубликовали множество научных работ по звуковым сдвигам в немецком языке, они работали над Немецким словарем 1854 года, но в историю они войдут как сказочники, хотя вернее будет сказать — собиратели сказок. В 1808 году их друг, поэт-романтик Клеменс Брентано, попросил их собрать все виды народных сказок, чтобы он мог использовать их в сборнике литературных сказок. В 1810 году ему прислали 54 текста, которые, к счастью, скопировали. К счастью, потому что Брентано тогда потерял рукопись в Оленбергском монастыре в Эльзасе и никогда не пользовался текстами Гримм. Когда они поняли, что Брентано не собирается использовать сказки, они решили, по совету другого писателя и общего друга, Ахима фон Арнима, издать свой сборник. Он вырос до 86 сказок, которые они опубликовали в 1812 году, а затем еще до 70, которые они опубликовали в 1815 году. Между 1812 и 1857 годом появилось семь изданий их сказок, каждое из которых отличалось от предыдущего, пока последняя, самая известная, версия практически не имела ничего общего с первой редакцией сказок. Как сказки братьев Гримм повлияли на европейскую культуру Братья Гримм, по мнению многих авторов и культурологов, смогли не просто представить интеллигентному сообществу образ народной сказки, но и дать этому жанру бешеную популярность. Многие из этих произведений были написаны в аристократической среде, но их ядром нередко служили сюжеты «народных» сказок, существовавших подчас в разных регионах мира. Последнее утверждение справедливо и для «сказок» братьев Гримм.
В 2014 году Борис создал новый музыкальный проект, в котором хочет использовать старое название группы. Сейчас его коллектив называется «Борис Грим и Братья Грим». В репертуаре новой группы есть как старые хиты музыкантов, так и новые треки. Сейчас Борис уже непохож на того рыженького прыгающего мальчика, каким он был на заре своей музыкальной карьеры. Поменялся и стиль его музыки. Старший из братьев признается, что выступает сейчас только на частных вечеринках. Живет он сейчас в Самаре.
Наконец он отыскал «дерево, с которым, ему казалось, он в силах справиться». Экий, однако, лесоруб. Итак: «Взмахнул он топором и видит: с воем несется из чащи стая волков и вот-вот на него накинется. Он бросил топор, пустился бежать и вскоре оказался на мосту… мост затрещал и обвалился… В отчаянии решился он и прыгнул в воду, но, не умея плавать, тут же пошел ко дну». Его спасли рыбаки, прислонили к стене, «чтобы он погрелся на солнце». И финал: «А когда он очнулся от беспамятства и хотел поблагодарить рыбаков и поведать про свою судьбу, стена над ним рухнула и задавила его насмерть». Чистый Даниил Хармс. Кстати, насчет Хармса и вообще судьбы знаменитого собрания сказок в России: «Первым, кто последовательно начал переводить сказки братьев Гримм на русский язык, был В. В 1826 году в журнале «Детский собеседник», издаваемом Н. Гречем, был напечатан цикл под общим редакторским названием «Детские сказки», куда вошли его переводы сказок Ш.
Истории сказок Братьев Гримм
Вильгельм Гримм. Все издания | Согласно автору, своим местом в истории братья Гримм обязаны тому, что они одновременно как настаивали на точной передаче народных сказок и историй, так и не пренебрегали редакторской работой, которая сделала сказки такими, какими мы знаем их сейчас. |
Сказки братьев Гримм: как два брата изменили мир сказок | основателями германской филологии и германистики, лингвистами, составителями первого этимологического словаря немецкого языка. |
Тут же пошел ко дну
Почему "Братья Грим" перестали давать концерты и чем сейчас занимаются рыжие близнецы | Братья Гримм стали также авторами двухтомника «Немецкие легенды», выпустили монументальный труд «Немецкая грамматика» и многие другие работы. |
10 интересных фактов о братьях Гримм | Также участники группы «Братья Грим» выступали в местных клубах и на концертных площадках. |
Тут же пошел ко дну | А вы знаете, что Братья Гримм Якоб и Вильгельм считаются отцами -основателями германской филологии и германистики, лингвистами, составителями первого этимологического словаря немецкого языка. |
Фольклор, который объединил Германию. О жизни сказочников-ученых братьев Гримм
Сказки братьев Гримм: как два брата изменили мир сказок | Братья Гримм О животных Про гусей Зарубежные писатели Про золото Для школьников Для 2 класса. |
Костя Грим: «С такой болью в сердце невозможно жить...» - 7Дней.ру | Константин Грим, солист группы «Братья Грим», откровенно рассказал о настоящем популярного коллектива. |
Сказки братьев Гримм: как два брата изменили мир сказок | Новости по тегу: Братья Гримм. |
Сказки братьев Гримм: как два брата изменили мир сказок | Новаторство братьев Гримм заключалось в том, что они публиковали сказки именно в «народном», неисправленном виде. |
Обратная сторона сказок. Братья Гримм / Василий Тёмный | Интересные факты о братьях Гримм 00:00 Интро 00:04 В краткой биографии братьев Гримм указано, что. |
Биография Братьев Гримм
В 1812 г. В 1815 г. Детские и семейные сказки. Титульный лист. Альбертина, Вена. Параллельно с работой над памятниками старонемецкой литературы Гриммы занимались собиранием, редактированием и изданием немецких народных сказок.
Идея собирания и издания немецких народных сказок изначально принадлежала К. Брентано и была подхвачена братьями Гримм после того, как Брентано от неё отказался. Важную роль в публикации «Детских и семейных сказок» сыграл и успех «Волшебного рога мальчика» Арнима и Брентано. Сказки братьев Гримм не сразу приобрели широкую известность в Германии. Лишь в 1830-х гг.
Сдерживающим фактором послужили критические отзывы ряда ведущих немецких писателей: А. Шлегель увидел в сказках братьев Гримм неправомерное смешение немецкой национальной специфики с духом средневековых суеверий, тогда как К. Брентано поставил под сомнение сознательный отказ братьев от поэтической фантазии и авторской вольности при редакторской подготовке сказок к публикации. В обоих случаях ведущие немецкие романтики не приняли переход от раннеромантического восприятия сказки как чисто литературного феномена к её преимущественно фольклористической интерпретации, осуществлённой в «Детских и семейных сказках». Описывая свои новаторские для того времени взгляды на практику редактирования и издания фольклорных текстов, братья утверждали, что опирались на устное предание и записывали свои сказки из уст малообразованных представителей народа: пожилых женщин, ремесленников, крестьян, пастухов.
В настоящее время известно, что Гриммы широко использовали различные письменные источники, а также обращались к услугам своих образованных родственников и друзей, знакомых с французской сказочной традицией. Братьям Гримм было важно подчеркнуть коллективный, анонимный характер народного сказочного творчества, поэтому они скрывали имена своих корреспондентов под стилизованными масками колоритных «рассказчиков из народа». В многолетней работе над «Детскими и семейными сказками» братья руководствовались моральными установками на семейные ценности, отражёнными уже в названии сборника. Свою главную задачу они усматривали в нравственном воспитании детей, в которых видели основную аудиторию, и поэтому старались в фольклорном материале либо смягчить, либо полностью устранить «готическое» начало, включающее жестокость и сексуальность. Тем не менее, несмотря на моралистический пафос братьев Гримм, последующая слава изданных ими сказок основывается в большой степени на готической поэтике , получившей широкое распространение в Европе, России и США в начале 19 в.
Работы братьев Гримм, развивавших идею зарождения фольклора из мифа, способствовали становлению мифологической школы в немецком литературоведении и фольклористики как науки. Вклад в языкознание и научную германистику Якоб Гримм как секретарь посольства Гессена с конца 1813 принимал участие в работе Венского конгресса 1814—1815 гг.
Вместе с братом Вильгельм увлёкся фольклором и собирал сказки, народные предания и легенды. В 1812—1815 годах братья Гримм опубликовали два тома своих знаменитых «Детских и семейных сказок», в которые вошли 200 народных сказок и 10 так называемых «детских легенд». Это собрание ознаменовало рождение фольклористики как научной дисциплины и считается первым научным собранием народных сказок.
Рассмотрим некоторые из этих замечательных творений. Братья Гримм У сказки «Король-Дроздобород» поучительный характер, она предупреждает о том, что гордыня и заносчивость — не лучшие спутники для человека. Главная героиня, привередливая принцесса, никак не может выбрать себе жениха, находя и высмеивая любые недостатки. Даже настоящего короля, который пришел просить ее руки, она умудрилась раскритиковать.
Тогда король, переодевшись в нищего музыканта, решил раз и навсегда проучить капризную принцессу. Одна из известнейших сказок — «Белоснежка и семь гномов». Красавица принцесса с ослепительно белой кожей, прозванная Белоснежкой, была объектом ненависти со стороны своей мачехи. Отец по ее приказу бросил Белоснежку в лесу. Но доброе сердце девушки не позволило ей погибнуть, приют она нашла у жителей волшебного леса — маленьких приветливых гномов. Памятник в Ханау Сказка «Бременские музыканты» входит в число самых популярных произведений братьев Гримм. Ее любят не только у себя на родине и на постсоветском пространстве, но и во всем мире. Она повествует о путешествиях бродячих зверей-музыкантов, которых подстерегает множество интересных приключений. Последние годы В последние годы братья продолжали трудиться над составлением словаря, эту работу они совмещали с преподавательской деятельностью.
Вильгельм был женат на Доротее Вильд из Касселя, которая подарила ему четырех сыновей, один из них в дальнейшем пошел по стопам отца. Вильгельм внезапно скончался 16 декабря 1859 года. Причиной смерти стала молниеносная форма инфекции.
Вильгельм остался доучиваться в университете. С детства они были настолько близки с друг другом, что даже в этом возрасте испытывали небывалую тоску в разлуке, о чем свидетельствует их переписка.
В 1812 году в жизни Якоба и Вильгельма Гримм случился первый успех — они издали сборник «Детские и семейные сказки», в который вошло 100 произведений. Писатели сразу же начали готовить материал для второй книги. В нее вошло немало сказок, услышанных и не самими братьями Гримм, а их друзьями. В 1819 году братья издали том «Немецкой грамматики». Но все же главным трудом братьев был «Немецкий словарь», но писатели не успели закончить работу над словарем, не хватило их жизни.
Уже в 30-х годах XIX века авторитет братьев в научном мире был очень большим. Вторая их книга вышла свет в 1815 году. Правда, потом книги подвергались переизданиям. А всё дело в том, что некоторые сказки из этих книг были расценены неподходящими для детей. Например, был удален фрагмент, где Рапунцель невинно интересуется у крестной, почему платье так обтянуло ее округлившийся живот.
Истории сказок Братьев Гримм
немецкие сказочники, исследовавшие народную культуру. По мнению детей, сказки братьев Гримм невероятно поучительны и занимательны, легко и непринужденно учат храбрости и доброте, смелости и находчивости. Длинноволосая Рапунцель у братьев Гримм спаслась из высокой башни ценой своей невинности. Опубликованные братьями Гримм книги по истории и грамматике немецкого языка, на фоне многочисленных диалектов последнего, явились стимулом к оформлению германистики и лингвистики в самостоятельную научную дисциплину. Причиной распада группы «Братья Грим» стали разногласия между участниками. А вы знаете, что Братья Гримм Якоб и Вильгельм считаются отцами -основателями германской филологии и германистики, лингвистами, составителями первого этимологического словаря немецкого языка.
Громкие чтения «Королевство братьев Гримм»
Все участники «семерки» были уволены из Гёттингенского университета, троим из них, в том числе и Якобу, надлежало покинуть страну, ссылка была пожизненной. Позже из Ганновера уехали и остальные профессоры. Якоб и Вильгельм были не первыми, кто обратился к жанру немецкой сказки. Новаторство братьев Гримм заключалось в том, что они публиковали сказки именно в «народном», неисправленном виде. При этом творческий Вильгельм был сторонником литературной адаптации текстов, но старшему брату удалось переубедить его. Талантливые лингвисты, Якоб и Вильгельм Гримм, были одними из основоположников германистики области филологии, изучающей германские языки.
Вся жизнь братьев прошла в трудах по созданию «немецкой грамматики» и словаря немецкого языка. Оба брата были профессорами Берлинского университета, но большую славу великих сказочников им принесли народные сказки, которые они собирали и выпустили в свет три сборника «Детских и семейных сказок», куда вошли «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Золушка» и другие известные сказки.
Дополнительная литература [ править править код ] Башилова, Ю. Белова, Е. Бутусова, А. Коратаева, М. Широкова, Н. В 2-х томах, Самара, 23—24 сентября 2009 года. Том 2. Крюкова, О.
Если сначала речь шла о нескольких выступлениях, то потом Борис поставил условие, что у «Братьев Грим» не будет концертов в течение трех ближайших месяцев. Я поинтересовался: «Боря, а кушать-то мы с тобой что будем? А группа как? Не о деньгах, не о работе надо думать, а о наслаждении творчеством... Он словно стеснялся ее популярности, простоты наших песен. Говорил, что нам нужно играть другую — «независимую, некоммерческую» музыку. В конце концов брат предложил: «Давай выгоним всех музыкантов, наберем новых и сменим название». Я недоумевал: «Зачем? Надеялся, что после хорошего отдыха он станет прежним. Но ситуация только усугублялась. Однажды на гастролях в каком-то городе мы вдвоем обедали в ресторане. Ели молча. Вдруг Боря внимательно посмотрел на меня — а у него в то время глаза стали какие-то странные, с поволокой — и говорит: «Нам больше не по пути». Ты не хочешь меня понять». Поднялся из-за стола и ушел. Так я стал для своего брата чужим… К концу 2008 года он уволил концертного директора, у которого были все контакты по нашим выступлениям и гастролям, а на его место назначил пресс-атташе. Я вдруг перестал узнавать своего брата... Потом разогнал группу, причем нехорошо, со скандалом, обижая людей. И все это в декабре, в самое хлебное для артиста время, когда полно концертов и телесъемок! У нас с Борисом с самого рождения была одна жизнь, другой не мыслилось. Общие интересы, друзья, нас одинаково одевали, даже кличка одна на двоих — Рыжие. Хотя дрались мы с Борей постоянно. И вовсе не из-за того, что друг друга не любили, просто мы такие вот эмоциональные, взрывные, ссорились каждый час. Со стороны это выглядело форменным смертоубийством. Воспитательницы в детском саду, видя, как мы с Борей колотим друг друга, хватались за сердце, потом растаскивали нас по углам. В конце концов родители стали водить нас в разные группы. В школе учителя сажали за разные парты, чтобы подальше развести две «катастрофы», — мы любили похулиганить. А вот на сцене, наоборот, вели себя дружно. В музыкальной школе, играя фуги Баха, не блистали. Но когда на концертах в четыре руки исполняли что-нибудь из репертуара «Битлз», всегда уходили под гром аплодисментов. Мы быстро поняли, что наш дуэт — это козырь. Парочка рыжих музыкантов смотрелась эффектно. После 9-го класса родители — фармацевты по профессии — отправили меня в престижный медико-технический лицей, откуда открывалась прямая дорога в мединститут, а брат остался оканчивать школу. Но медика из меня не получилось: с первого дня занятий я пропадал в актовом зале лицея, где стояли музыкальные инструменты, синтезаторы. Притащил туда Борю, и мы быстро сколотили рок-ансамбль под названием «Магеллан», для которого и начали писать свои первые песни. А уже через год стали называться «Братья Грим». Чтобы не расстраивать наших интеллигентных родителей, честно попытались получить высшее образование. Поступили на музыкальный факультет в Самарский педагогический университет. Но там изучали исключительно классику, скучновато было. Через три года мы оттуда ушли. Родители, конечно, расстроились, но виду не подали. Даже дали денег на первые записи «Братьев Грим» — целых 15 тысяч рублей! Тогда же, чтобы лучше понимать тонкости шоу-бизнеса, я устроился работать на радио. Мы с Борей поехали в Москву, прошлись по всем продюсерским центрам и везде раздавали наши диски, на которых была и ставшая потом визитной карточкой песня «Кустурица». Никакой реакции не последовало, никто нам не перезвонил. А мы не расстроились: нам по 20 лет, вся жизнь впереди. Играли в клубах Самары и Тольятти, писали песни, подрабатывали я — на радио, Боря с женой Катей пел в ресторанах , и вдруг в один прекрасный день — это было начало 2004 года — на мой электронный адрес пришло письмо: «Ваш демо-диск заинтересовал продюсера Леонида Бурлакова, он хочет с вами познакомиться». Я знал, что Бурлаков работал с «Мумий Троллем», Земфирой, и решил, что это чей-то розыгрыш. Но мы все-таки позвонили по указанному телефону. Оказалось, правда. Нас пригласили в Москву. Поначалу продюсер нам говорил, мол, попробуем, видимо, не очень надеясь на результат. Но когда впервые нас с братом узнали на улице — водитель такси не взял денег, а попросил сфотографироваться, мы поняли: что-то в нашей жизни сдвинулось. В общем, все случилось быстро — начались многочисленные концерты, стали записываться клипы. В итоге пришли слава и гонорары. Кстати, никогда наши с Борей разногласия не касались денег. Заработок мы всегда делили поровну.
Сказки Гримм сегодня: к 235-летнему юбилею Вильгельма Гримма
Сюжет этой серии повествует о девочках, являющихся потомками братьев Гримм. По сюжету, братья Гримм — не сказочники, а, скорее, летописцы, записывавшие всё о действительно происходивших историях, а все персонажи сказок — невымышленные существа, которые, к тому же, живут вечно. Они называют себя вечножителями. Девочки вместе с бабушкой расследуют разные криминальные дела, связанные с вечножителями. Автор книг — Майкл Бакли, а серия состоит из девяти книг.
На данный момент написаны только восемь.
С самого раннего возраста братья-погодки Якоб и Вильгельм Гримм были связаны тесными узами дружбы, которая была прочной в течение всей их жизни. Закончив Кассельский лицей, братья Гримм поступили в Марбургский университет, желая изучать юридические науки. Однако позже братья Гримм стали посвящать все больше свободного времени изучению отечественной немецкой и иностранной литературы. В 1812 г.
Именно тогда они выпустили первый том «Детских и семейных сказок». В 1815 г. Якоб Гримм был отправлен вместе с представителем Кассельского курфюршества на Венский конгресс. В 1816 г.
Несмотря на то, что братья были монархистами, они примкнули к группе профессоров, которые выступали против инициативы нового монарха отменить конституцию королевства Ганновер. Их сообщество называлось «Геттингенской семёркой».
Вскоре все её члены были уволены из университета, в том числе и оба брата. Якоб должен был покинуть страну и никогда не возвращаться. Позже из Ганновера уехали и остальные профессора. Братья Гримм. В 1812 году вышел первый том «Детских и семейных сказок», через 3 года — второй. Текст был написан простым и понятным языком с расчётом на широкий круг читателей.
В него вошли свыше 230 сказок и легенд. Сегодня многие сказки братьев Гримм знают во всём мире. Главную скрипку в дуэте играл, безусловно, Якоб. Его же страсть и увлечённость когда-то вдохновили Вильгельма на литературную и исследовательскую работу. Вместе они создавали то, что потом станет мощным объединяющим фактором для разрозненных германских королевств — классическую германистику. Единый понятный для всех язык был ключом к строительству нового государства , исторического единства.
Они всегда следовали своей страсти, даже когда обстоятельства складывались против них. Мальчики рано потеряли отца, Якобу тогда было всего 11 лет. Необходимо было кормить семью. В определённый момент братья думали пойти в юриспруденцию, но интерес к книгам пересилил. После окончания университета они стали работать в библиотеке, а старший Якоб даже был личным библиотекарем брата Наполеона Жерома Бонапарта в годы его правления Вестфалией. Жером поощрял исследования Гримма и вообще благоволил ему. Политика и изгнание Большую часть жизни братья занимались лингвистическими исследованиями, но им не была чужда и политика. Когда к власти пришёл новый король, Якоб и Вильгельм заявили о своей позиции.
Несмотря на то, что братья были монархистами, они примкнули к группе профессоров, которые выступали против инициативы нового монарха отменить конституцию королевства Ганновер. Их сообщество называлось «Геттингенской семёркой». Вскоре все её члены были уволены из университета, в том числе и оба брата. Якоб должен был покинуть страну и никогда не возвращаться. Позже из Ганновера уехали и остальные профессора. Братья Гримм.
"Хлопай ресницами": почему поссорились "Братья Грим" и как сложилась их жизнь
Вспомним сказку «О рыбаке и Золотой Рыбке»: это не что иное, как пересказ в стихах сказки из сборника братьев Гримм. И если русская бабка хочет стать «владычицей морскою», то немецкая старуха метит на место Папы Римского, не меньше. Этот сборник стал настоящим семейным трудом: дочь соседа-аптекаря Доротея, которая на свиданиях рассказывала Вильгельму свои любимые сказки и народные песни, вскоре стала его женой, и внесла большой вклад в структурирование и издание этой книги. А иллюстрации создал Людвиг Гримм, младший брат. Всего 230 народных сказок уместились в два тома. Эти книги издавались и переиздавались так часто, что по количеству тиража почти догнали Библию. Научная работа Затем вышла книга «Немецкие пересказы», где Вильгельм Гримм условно разделил поэзию на два вида — естественную и искусственную. Естественная поэзия — это сказки, мифы и легенды, народное творчество, искусственная — то, что было создано конкретным человеком. Причем естественная поэзия стоит ближе к Богу, это память поколений и задача исследователя, собирателя — передать это наследие в неизменном виде. Якоб Гримм, в отличие от брата, всецело преданного фольклористике, не прекращал научную работу и в области права.
В своем труде «История права» он предпринял попытку исследовать развитие юриспруденции на немецких землях, начиная с древности, однако развитие права и государственности Якоб смог рассмотреть через призму фольклора: мифов и легенд о государях и правителях. Затем Якоб взялся за создание единой языковой системы путем сравнивания и кооперирования множества существующих тогда диалектных форм немецкого языка. Его работа «Немецкая грамматика» стала родоначальницей нового научного направления — сравнительного языковедения. Также Якоб сформулировал закон о первом германском передвижении согласных, ставший основой грамматики современного немецкого языка.
Но на кого были ориентированы эти тексты, на детей или на взрослых? Кто их читал? И в принципе определить жанр сказки — не самая простая задача. Корпусу гриммовских сказок присуще огромное жанровое разнообразие: в него входят предания и басни, анекдоты и шванки.
Более бытовые тексты были менее интересны таким романтикам, как Брентано и Ахим фон Арним. Первая критика гриммовских сборников, которую сформулировал Арним, состояла в том, что сказки не очень подходят детям. Какие-то сказки, по его мнению, были слишком жестоки, какие-то концентрировались на социальных противоречиях эпохи, и для детей это было не лучшим чтением. При этом первый сборник был посвящен супруге Арнима: в посвящении говорится, что он издан, «чтобы ты могла читать из него своим детям». Надо сказать, что после критики Арнима братья начали адаптировать содержание сказок. В первую очередь перерабатывалась вся тематика телесного низа, какие-то сцены в более поздних сборниках были целиком выпущены. Так, сказка «Как дети играли в скотобойню» была записана Вильгельмом от его матери. Она вошла в первое издание сказок, но потом была исключена из основного собрания.
Там просто описывается, как дети играли в скотобойню и один ребенок погиб, причем описывается это довольно натуралистично. И конечно, Арним не хотел такое читать детям, я его понимаю. Другой аспект — социальные противоречия. Народная сказка их обязательно фиксирует и передает, но Гриммы, во-первых, не хотели сильно политизировать сказки, а во-вторых, видимо, им была важна в сказках вневременная составляющая. В общем, этот момент они старались всячески сгладить. Тут они ближе к протестантской просветительской традиции, потому что к теологии Лютера восходит представление о том, что семья, причем семья в широком смысле слова, то есть люди, живущие под одной крышей, в том числе слуги, — это отдельный маленький мир. Отец должен просвещать семью, читать поучительные тексты и обсуждать их всем домом. Видно, что именно в этом ключе братья и перерабатывали свои сказки.
В более поздних версиях они активнее расставляли христианские акценты даже в изначально языческих сюжетах. Это видно и на лексическом уровне — отрицательные персонажи награждаются эпитетами типа «безбожный» или «неверный». Вообще, когда мы говорим о «Детских и домашних сказках», то сразу представляем себе что-то народное, и действительно часть информантов Гриммов были крестьянами, но основную аудиторию их книг, безусловно, составляли городские бюргерские семьи. На них Гриммы и ориентировались, они перерабатывали тексты на основе их ценностей — буржуазной протестантской этики. И у его истоков стоят сами братья Гримм? Более того, это происходило на разных уровнях. С одной стороны, чтобы сказки можно было читать детям, вносились правки в сюжет. Например, в первой версии сказки «Рапунцель» перед тем, как родить близнецов, девушка неоднократно встречалась с принцем, а в последней они, ну, просто появились.
С другой стороны, чрезвычайно важной была идея национального духа, которая появляется тогда в романтизме. Якоб в самых первых письмах, посвященных работе над сказками, спорил с Арнимом и говорил, что не хотел бы уходить от народного текста, хотел бы сохранить близость к немецкому духу и немецкой культуре. При этом в понятие «народного духа» вошли традиции очень разных времен. Например, в эпоху барокко, когда был чрезвычайно популярен жанр проповеди, стало модным вставлять в них пословицы и поговорки. И эту барочную жанровую характеристику перенимают Гриммы — видно, как из редакции в редакцию сказки обрастают пословицами. Гриммы вплетали их во время работы над текстом, потому что пословицы и поговорки понимались как сокровища национального духа. Или другой пример, который я тоже очень люблю. Мы все помним, почему Белоснежка была такой красавицей: кожа у нее была белая, как снег, щечки румяные, как кровь, и волосы черные, как рама окна, в которое смотрела ее мать.
Однако ничего этого изначально в тексте сказки не было, а образ восходит к Вольфраму фон Эшенбаху.
Но, как выяснилось, не карьера адвоката манила братьев Гримм, а немецкая поэзия, которую своим студентам открыл профессор Савиньи. Якоб и Вильгельм проводили долгие часы за изучением старых фолиантов в его домашней библиотеке. У меня возникло предчувствие, что я ещё не один десяток раз буду перечитывать эту книгу от корки до корки и что она мне будет постоянно необходима, — писал впоследствии Якоб Гримм. Вся дальнейшая деятельность братьев Гримм была связана с немецкой словесностью, и сказки — только часть колоссального объёма работ, проделанного братьями на этом поприще.
Их авторству принадлежат множество научных трудов, например первый «Словарь немецкого языка» не законченный ими при жизни, но доработанный последователями. В 1805 году Якоб Гримм отправился в Париж на помощь своему наставнику Савиньи, собиравшему материал для очередного научного исследования. Вильгельм остался в Марбурге и очень тосковал по брату. Его письма могут служить доказательством того, как сильно братья Гримм были привязаны друг к другу: «Когда ты уехал, мне казалось, что моё сердце разорвётся, что я этого не выдержу. Ты не представляешь, насколько ты мне дорог.
Когда я по вечерам сижу один дома, то мне кажется, что ты можешь появиться в комнате из любого угла... Во французской столице было чем заняться молодому человеку, но Якобу никогда не были близки праздные мысли. Он стремился быстрее сдать экзамены в университете и вернуться в родные гессенские земли, где он мог бы вместе с братом продолжать работу и помогать матери с младшими братьями и сестрой. Но дома Якоба ждало только скучное место секретаря военной коллегии, а вскоре и оно было упразднено. Город Кассель занял Наполеон, и Гримм-старший не нашёл в себе сил вступить в переговоры с оккупантами.
В это же тяжёлое для братьев время случилась ещё одна беда. С этого дня на его плечи легла ответственность за всё семейство, и Якоб с удвоенной силой начал искать работу.
С их именем связан наиболее полный сборник немецких волшебных историй , изданный в 1812 году. Братья много сделали не только для культуры собственной страны, но и заложили основы изучения фольклора вообще. Мы собрали несколько фактов из жизни этих удивительных людей: Почти всегда под словосочетанием «братья Гримм» подразумеваются только Якоб и Вильгельм, но на самом деле в семье было девять детей, восемь из которых — мальчики.
Кто-то умер в младенчестве, а кто-то, например, Людвиг Эмиль Гримм, добился успехов совсем в другой области — он стал известным гравером. Отец знаменитых фольклористов умер очень рано, Якобу было всего 11 лет, но именно ему, как старшему из детей, предстояло кормить семью. Однако Якоб всегда был верен своему призванию и, уже будучи взрослым, нередко отвергал более доходные, но не столь интересные должности.
За что на самом деле немцы уважают братьев Гримм: 5 малоизвестных фактов о знаменитых сказочниках
Через посредство Савиньи братья Гримм познакомились в Марбурге с К. Брентано, одним из главных представителей гейдельбергского романтизма. Братья Гримм С самого раннего возраста братья были связаны тесными узами дружбы, которая была прочной всю жизнь. Автор: Братья Гримм Исполнитель: Федорцов Николай. Бра́тья Гримм — немецкие языковеды и исследователи немецкой народной культуры. Собирали фольклор и опубликовали несколько сборников под названием «Сказки братьев Гримм».