В 2020 году к празднику в монастыре Оптина пустынь была по этому случаю специально написана новая икона – Собор святых, подвизавшихся в Оптиной пустыни.
Отец Илиодор
В старце Антонии многие иноки и миряне находили мудрого руководителя. Слова его были всегда просты, мягки, отличались меткостью, выразительностью и внутренней силою. Отец Антоний не только влиял на души к нему обращавшихся, вызывая в них покаяние, но в каждом конкретном случае умел мудро рассудить, как помочь уврачевать именно эту душу. При этом ему всегда удавалось помочь собеседнику взглянуть на себя со стороны и помочь себе самому. При всей мягкости обращения слово его имело великую силу. Иногда одной беседы было достаточно, чтобы человек почувствовал себя духовно перерожденным.
Даже гордящиеся своими непреклонными характерами упрямцы не могли не признать, что под воздействием речей отца Антония от их упорства ничего не остается. Мудрость отца Антония высоко ценили великие оптинские старцы Макарий и Лев. Старец Лев признавал: «Отец Моисей и отец Антоний — великие люди…» А старец Макарий называл отца Антония «и по сану, и по разуму старейшим и мудрейшим себя», их души были созвучны. Известна всецелая преданность отца Антония своему брату и духовному отцу архимандриту Моисею. Уже убеленный сединами, он по-прежнему смирялся перед отцом Моисеем, как последний послушник, с искренней любовью, глубоким детским благоговением.
Со своей стороны архимандрит Моисей искренне уважал брата, постоянно советовался с ним. В разговорах с другими часто повторял: «Он настоящий монах, а я не монах». Отцу Антонию пришлось пережить кончину архимандрита Моисея. Эта смерть глубокой болью отозвалась в его сердце. Скорбь его была невыразима.
Два месяца он провел в затворе в непрестанной молитве за усопшего. Некоторым особо доверенным лицам отец Антоний открыл, что его духовное общение с братом не прерывалось и после кончины отца Моисея. Отец Антоний говорил, что постоянно ощущает возле себя его присутствие: души их таинственно беседуют между собой. Умерший брат духовно утешал и укреплял живого и объявлял ему свои решения в некоторых недоуменных случаях, касавшихся как его самого, так и других. Отец Антоний не мог говорить об усопшем брате без слез.
После смерти брата болезнь отца Антония усилилась. Измученный недугом и томимый печалью, старец стал все более уединяться и готовиться к переходу в мир иной. Его не покидала мысль о принятии великой схимы. Но по своему глубокому смирению он считал нужным испытать свою готовность к ее принятию. Только спустя почти три года самоиспытаний, в день своего семидесятилетия, 9 марта 1865 года, старец с благословения епархиального архиерея был келейно пострижен настоятелем обители преподобным Исаакием в великую схиму.
После этого он весь предался молитвенным подвигам, с мужеством и покорностью перенося тяжелые телесные страдания. Духом старец давно уже отрешился от всего земного. Судя по всему, он знал о близости своей кончины. Так, некоторым посещавшим его в 1864 году, он прямо говорил, что те его более не увидят, другим сообщал, что они с ним увидятся еще однажды перед смертью. Все эти предсказания сбылись.
Читайте также: Как быстро вернуть мужа в семью молитвами. Отзывы женщин Несмотря на непереносимые боли в ногах, отец Антоний продолжал ходить в церковь, опираясь на палку, с трудом волоча ноги и тихо стеная от боли. Это посещение созданного его трудами и милого сердцу скита стало последним. Благословляя всех образами, отец Антоний приговаривал: «Примите от умирающего на вечную память». Он до последней возможности принимал всех посетителей, а за некоторыми посылал сам.
Спешил высказать каждому свое последнее слово. Сердца и души людские были для него открытой книгой, потому говорил он то, что было для каждого человека самым насущным. Его наставления были исполнены такой духовной силы, что проникали глубоко в сердце, оставаясь там навсегда. Отец Антоний был особорован за семнадцать дней до кончины, когда телесные силы еще не оставили его. Ежедневно он приобщался Святых Христовых Тайн и пребывал в непрестанной молитве.
Во время всенощного бдения умирающий попросил, чтобы к нему пригласили настоятеля. Истинный послушник, он и в последний путь не хотел отправиться без настоятельского благословения. Исполняя волю умирающего, настоятель, отец Исаакий, благословил его и простился с ним уже навеки. Старец Антоний был похоронен в склепе Казанского собора рядом с братом. Советы и наставления Антония Оптинского Истинно горе тому человеку, кто не имеет смирения.
Кто не умеет сам смириться, того впоследствии будут смирять люди; а кого не смирят люди, того смирит Бог. Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности воле Божией… А когда б вы были здоровы всегда, всем довольны и покойны и веселы, то, кто знает, может быть, тогда и вы, якоже и прочии человеки, уклонились бы в рассеянную жизнь и жили бы по вкусу нынешнего века. Но Бог, предвидя все, предохраняет нас, как Отец милосердный, от всего бесполезного и Ему неугодного. А посему не смущайтесь вы и не испытывайте, почему случается не то, что хочется, а то, чего никогда не хотелось; ибо Бог лучше знает, что для нас полезнее, — здоровье или нездоровье. А наш долг с детской покорностью все принимать от Отца Небесного… и говорить: «Отче наш, да будет воля Твоя!
Так, христиане суть одушевленные образа Христовы, и кто из них кроток есть, смирен сердцем и послушлив, тот более всех похож на Христа. Ропота на Бога остерегаться нужно и бояться, как смерти, ибо Господь Бог по великому милосердию Своему все грехи наши долготерпеливо терпит, но ропота нашего не выносит милосердие Его. Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных. Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания и довлеет вам. Во всяком горе: и в болезни, и в скудости, и в тесноте, и в недоумении, и во всех неприятностях — лучше меньше думать и разговаривать с собою, а чаще с молитвою, хотя краткой, обращаться ко Христу Богу и к Пречистой Его Матери, через что и дух горького уныния отбежит, и сердце исполнится упования на Бога и радости.
Кротость и смирение сердца — такие добродетели, без которых не только Царства Небесного не достигнуть, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощущать в себе невозможно. Будем учиться мысленно себя за все укорять и осуждать, а не других, ибо чем смиреннее, тем прибыльнее; смиренных любит Бог и благодать Свою на них изливает. Читайте также: Икона Дмитрия Солунского: особенности изображения, о чём молятся великомученику Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась у тебя неприятность, ты скажи: «Стерплю это я для Иисуса Христа! Ибо имя Иисуса Христа сильно. При нем все неприятности утихают, бесы исчезают.
Утихает и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи, даждь ми зрети моя согрешения; Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость. Глава четвертая «Душу спасти — не лапоть сплести» Лев Оптинский Преподобный иеросхимонах Леонид в схиме Лев , в миру Лев Данилович Наголкин 1768 — 11 24 октября 1841 …Настоятеля Оптиной пустыни игумена Моисея уже который год тревожили тяжелые думы. Дело всей его жизни — создание рядом с монастырскими стенами скита для монахов высокого духовного опыта — находилось под угрозой. А ведь еще в апреле 1829 года перспективы были более чем радужные.
По его приглашению в родную обитель вернулся схимонах Лев с шестью учениками, чтобы заложить основы традиций оптинского старчества. Начало духовного пути Лев Данилович Наголкин родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости служил приказчиком у богатого удачливого купца. По торговым делам объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел богатый житейский опыт.
Его заставляли грузить награбленное добро, били и унижали. Вскоре ему удалось бежать, и он отправляется в густые смоленские леса к своему брату Моисею, который совершал там монашеские подвиги. Проводник довел его до ближайшей деревни, а дальше Антоний положился на волю Божию и просто отпустил вожжи.
К удивлению, по заснеженной лесной дороге кобыла привезла его прямо к келье брата, который и стал его духовным руководителем на всю жизнь. А в 1821 году его брату было поручено управление Оптиной Пустынью. Антоний переселяется вслед за ним и поставляется начальником монастырского скита — это такой, как бы, филиал монастыря в уединенном месте, с более строгими правилами и меньшим количеством монахов. Антонию было всего 30 лет. Он очень тяготился этой новой должностью. Но послушание для монаха — великая добродетель. И он взялся за труд, который вскоре принес свои плоды.
В Оптиной развивался забытый в Синодальный период институт старчества. Насельниками скита преподобного Антония в тот период стали Макарий и Леонид, будущие великие оптинские старцы. Всё вроде было хорошо.
Монах Никодим Оптина пустынь. Отец Никодим Оптина пустынь. Оптина пустынь игумен. Игумен Мелхиседек Оптина пустынь. Архимандрит Мелхиседек Артюхин. Отец Мелхиседек Оптина пустынь. Архимандрит Мелхиседек Оптина пустынь.
Отец Евфимий Оптина пустынь. Иеромонах Селафиил Оптина пустынь. Схиигумен Онуфрий Оптина пустынь. Похороны архимандрита Венедикта Оптина пустынь. Венедикт Оптина архимандрит похороны. Иеромонах Панкратий Оптина пустынь. Монах Игнатий Оптина пустынь. Отец донат Оптина пустынь. Отец Паисий Оптина пустынь. Иеромонах лука Оптина пустынь.
Батюшка Силуан Оптина пустынь. Иеромонах Спиридон Оптина пустынь. Отец Митрофан Оптина пустынь. Архимандрит Владимир Оптина. Венедикт Оптинский. Ипатий Хвостенко Оптина пустынь архимандрит. Оптина пустынь игумен отец Ипатий. Иеромонах Никита Смернягин. Оптина пустынь монастырь игумен Ипатий Хвостенко. Отец Савватий Оптина пустынь.
Архимандрит Иларион Оптиной пустыни. Отец Илиодор новомученики Василий Трофим Ферапонт. Илиодор Гариянц Оптина пустынь. Илий и Илиодор. Трикирий Пасхальный. Трисвечник на Пасху. Архимандрит с дикирием и трикирием.
В пении скитском слышались кротость, смирение, страх Божий и благоговение молитвенное... Что ж сказать о тех вожделеннейших днях, когда священнодействие совершалось самим начальником скита отцом Антонием? В каждом его движении, в каждом слове и возгласе видны были девственность, кротость, благоговение и вместе с тем святое чувство величия.
Подобного священнослужения после того я нигде не встречал, хотя бывал во многих обителях и церквах». Автору этих воспоминаний вторит и другой современник отца Антония, игумен Антоний Бочков : «Превосходный чтец и певец, один из лучших уставщиков всего монашества; он был первым украшением Оптинской, особенно скитской церкви, которая стала для него любимым, единственным местом духовной отрады, его первою мыслию, его жизнию. Он соблюдал в ней порядок, ее священный чин, возлюбил ее красоту, чистоту; готов был устами отвевать малейшую пылинку, замеченную им на лице возлюбленного его малого храма, восходившего при нем постепенно в свое благолепие и срубленного в начале его секирою. Служение девственного старца было истинным богослужением. Весь отдаваясь Духу Утешителю с первого воздеяния рук, он до исхода из храма не принадлежал себе, а кажется, перерождался и соединялся с Херувимами, которых изображал втайне пламенным и стройным служением своим. Исходя из церкви для келейной тихой жизни, он становился опять первым рабом старшего брата, безмолвником по любви и по благословению отца». Последние слова подтверждаются многими фактами, а также записями самого отца Антония, среди них сохранилось наставление отца Моисея, свидетельствующее о том, как старший брат пекся о духовном совершенствовании младшего: «велел [отец Моисей] написать на сердце ко всегдашнему памятованию и деланию следующие 8 пунктов: 1 отвержение своего разума и воли иметь; 2 при встрече с каждым лицем поставлять себя худшим, в каком бы то месте ни было; 3 память смерти вкоренять в сердце глубже; 4 самоукорение; 5 смиренную молитву всегда иметь; 6 укоризну, аще случится от кого, принимать как врачевство душевное, с радостию; 7 что сказано будет, в точности выполнять; 8 аще случится от забвения или от обычая в чем-либо паки погрешить, исповедывать то чистосердечно, как есть, без лукавства». Давал советы отец Моисей и относительно управления братией: «Вечером батюшке объяснял, что недостатки братния невольным образом сердцу приносят огорчение. И на это услышал от него: я всех вас недостатки сношу великодушно и никаким немощам вашим не удивляюсь; а ежели бы всем тем огорчаться и взыскивать по должности моей строго, то совсем бы себя давно расстроил». В бытность отца Антония начальником скита его насельниками стали будущие знаменитые старцы Леонид и Макарий.
И игумен Моисей, и отец Антоний, сами обладавшие немалыми духовными дарами, внутреннее руководство обителью и скитом передали старцам. Настоятель и скитоначальник поддерживали и укрепляли старчество в Оптиной пустыни, несмотря на противодействие начальства в лице владыки Николая, а также некоторых братий, недовольных этим «нововведением», о чем уже рассказывалось в житии старца Моисея. Отец Антоний также немало претерпел от притеснений начальства. А вот как скромно оценивал он сам результаты своей деятельности по устроению скита: «Наша скитская убогая обитель год от года богатеет жильцами. Братия умножается, а безмолвие, единодушие и душевное спокойствие умаляется; но еще, слава Богу, хранение совести продолжается, которое необходимо нужно для духовной жизни». Во главе Малоярославецкого монастыря В конце лета 1839 года владыка Николай при объезде епархии посетил Оптину пустынь. Побывал он и в скиту. В этот его приезд и произошло событие, резко изменившее жизнь отца Антония, заставившее его покинуть любимую обитель: «Осматривая скит, владыка вошел в церковь, вошел и в небольшой ее алтарь; пригласил войти туда же отца Антония и сказал ему: "Положи руку на престол". Отец Антоний положил. Отец Антоний, пораженный внезапным требованием владыки, повиновался ему беспрекословно.
По отъезде последнего рассказал бывшее своему старцу и брату отцу Моисею и с тех пор все время горевал и плакал до самого своего назначения, последовавшего в конце ноября того же года». Еще за три года до этого отец Антоний сильно повредил ногу, и у него началась серьезная болезнь, сказались и большие нагрузки. Во время обострения болезни он подолгу не мог встать на ноги. Для немощного инока, больше всего стремившегося к молитве и уединению, новое назначение, означавшее расставание с Оптиной и любимым братом, духовным руководителем, было невыносимо тяжело. В это время ему во сне явился некий святитель, благословивший на новый подвиг, отец Антоний рассказал о своем сне старцу Леониду, и тот сказал, что явившийся епископ — не кто иной, как святитель Митрофан Воронежский , который, по словам старца Леонида, «много заботился» об отце Антонии, был его покровителем. Отец Антоний после этого съездил в Воронеж к мощам святителя и стал особо его почитать. Старцы оптинские всячески поддерживали своего собрата и укрепляли для нового служения. Простите, любезнейший отче, — не лесть сии слова, но истинное чувство сердец наших». Игумен Моисей, видя недостаток в Малоярославецком монастыре братий и для богослужения, и для других послушаний, прислал брату около десяти иноков из Оптиной. Это была существенная помощь.
Отец Антоний начал входить в дела, первой заботой стало устроение главного собора обители — Никольского. Отец Антоний продолжал часто болеть. С юмором, но и с горечью писал он тогда: «Видал я коней сильных и здоровых, которые самый тяжелый воз везут легко и борзо; но я много похож на ту увечную клячу, которая и порожние дровни по гладкой дороге едва тащит, задыхаясь». В Малоярославецком монастыре у него появилось много духовных чад, которых он окормлял до своей кончины. Сохранившаяся переписка с ними свидетельствует о глубокой духовной мудрости подвижника. Письма старца, как имеющие большую духовную пользу, были изданы еще при его жизни. Отец Антоний обладал замечательным слогом — живым, пронизанным любовью, юмором, его письма и воспоминания свидетельствуют о глубоком знакомстве со святоотеческими трудами — он постоянно приводит поучения отцов Церкви и подвижников, редко давая советы от своего имени. Настоятельские труды отца Антония были отмечены наградой — золотым наперсным крестом. Впоследствии Преосвященный хотел представить в Синод прошение о возведении игумена Антония в сан архимандрита, но тот убедил архипастыря не делать этого, он писал так: «Вот если бы архимандритство защищало от тления, или смерти, или суда, тогда стоило бы желать онаго! Но все время управления Малоярославецким монастырем он продолжал скучать по Оптиной...
В 1843 году, в день Бородинской битвы, совершено было освящение главного Николаевского собора обители. К 1849 году отец Антоний завершил внешнее устройство Малоярославецкого монастыря, но лишь через несколько лет ему удастся отпроситься на покой в Оптину. Возвращение в родную обитель В памятной книжке отца Антония записано: «9 февраля 1853 года аз, недостойный игумен Антоний, сдал начальство свое в Малоярославецком Николаевском Черноостровском монастыре новому настоятелю отцу игумену Никодиму и, принеся во святом храме благодарственное молебствие ко Господу Богу о всех благодеяниях Его, на мне бывших, и о благополучном 13-летнем пребывании своем в оном и испрося у всей братии прощение, выехал из обители в час пополудни; а 12-го числа прибыл в богоспасаемую Оптину пустынь, где отечески был принят. Господи, благослови сие вхождение мое во святую обитель сию, и даруй мне во оной конец благий, за молитвы святаго отца моего! Возвращению старца способствовал владыка Филарет Московский, искренно любивший и почитавший обоих братьев Путиловых, всегда с любовью принимавший их у себя, если они оказывались по делам в Москве. Для отца Антония возвращение в родную обитель было большой радостью, он писал своему давнему духовному другу — архимандриту Геннадию, настоятелю Пафнутьев-Боровского монастыря: «Справедливо замечание ваше, батюшка, о моем теперешнем блаженном житье-бытье, ибо никакие прежние заботы ни о рапортах, ни о братии, ни о том, что ямы и что пием, не тяготят моей бедной души, и я как будто бы переродился! Душа моя находится в отрадном и мирном состоянии». Теперь он жил в Оптиной, на покое, рядом с дорогим братом, часто бывал в Предтеченском скиту, своем детище. В августе 1856 года приехал в Оптину пустынь настоятель Саровской пустыни игумен Исаия, родной брат отцов Моисея и Антония. Антоний виделся с ним в Москве лет пятнадцать тому назад, а о.
Моисей тридцать восемь лет не видел брата, с которым некогда начинал в Сарове монашескую жизнь. Молитвенник и утешитель Наконец сбылось давнее внутреннее стремление отца Антония к молитвенной жизни, свободной от бремени начальствования и связанных с ним забот. В это время уже открылись многие его дарования — прозорливости, исцеления, духовной рассудительности. Но он свое служение нес прикровенно, никогда не стремился сам давать советы, только если к нему обращались. По воспоминаниям, он обладал еще и даром утешения, очень жалел человека, если видел, что он находится в скорби, и обязательно старался поддержать. Вот как вспоминает о нем отец Климент Зедергольм : «Он не отчаивался ни в чьем исправлении и умел воздвигать людей нерадивых и малодушных, и как бы кто ни упадал духом, всегда успевал беседами своими вдохнуть благонадежие. В советах же и наставлениях своих был крайне осторожен и указывал на слова святого Исаака Сирина , что надо с людьми обходиться как с больными и успокаивать их наиболее, а не обличать, ибо это больше их расстраивает, нежели приносит им пользы... Незаметно и нечувствительно привлекал отец Антоний всех к сознанию душевных своих немощей... Никогда он не старался насильно убедить кого-нибудь,— назидания свои предлагал не в виде заповеди, а более намеком или в виде дружелюбного совета. А если кто сделает возражение, то старец сейчас и замолчит».
В ответ старец пользовался общей любовью — и насельников обители, и посетителей, как свидетельствует его жизнеописание: «Отца Антония в Оптиной все любили без исключения.
Умер соратник батюшки Илия отец Илиодор
Отец Илиодор | Отец Антоний. Оптина Пустынь. Биография отца Антония. |
ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ОПТИНСКИЙ | Так же сохранил при своем храме, а впоследствии передал в обитель несколько икон, принадлежавших до революционных событий Оптиной пустыни. |
Старцы Оптиной Пустыни: кто они и можно ли к ним попасть в настоящее время | Главная Новости Епархиальные новости Новости Новости за 2023 год: Почил о Господе ие. |
Оптина пустынь: история монастыря, оптинские старцы, молитвы... | Оптина Пустынь стала меня поражать и удивлять именно с этого момента, мне кажется, там сосредоточена просто гигантская сила, и это не может оставить равнодушным, но это надо постараться почувствовать. |
Скончался наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт | Мать Филарета вспоминает о случаях прозорливости духовного отца: «Батюшка иногда мог дословно повторить слова, сказанные в келье Новодевичьего монастыря, хотя находился за четыреста километров от Москвы — в Оптиной Пустыни». |
Наместник Оптиной пустыни Архимандрит Венедикт (Пеньков): интересные факты из жизни батюшки
Святая первомученица Фекла «Слышу: из Сенино идет гул» Искушений хватало. Рабочий, который взялся помогать нам в строительных работах, оказался, мягко говоря, странным: напившись, стал бегать с топором, угрожая нас убить. Мы очень сильно испугались, пытались дозвониться до нашего духовника, но не смогли. Мы начали унывать: забыл о нас батюшка! Что там у вас случилось? Наш батюшка всегда духом с нами. Мы всегда чувствуем его молитвы Отец Антоний всегда чувствовал духом, что у нас происходит. Вообще, нужно сказать, что наш батюшка всегда духом с нами.
Мы всегда чувствовали и сейчас чувствуем его молитвы. Даже когда он, оптинский насельник, не мог к нам приехать, он все равно духом был с нами. Игуменья монастыря матушка Виталия с духовником обители оптинским архимандритом Антонием Гавриловым Советы старца Адриана По благословению духовника я поехала в Печоры, где бывала неоднократно, и рассказала о нашей жизни, в том числе и об угрозах рабочего, старцу Адриану Кирсанову. Попросила молитв. С работы его уберите и больше с ним не связывайтесь. Божие благословение на этом месте. Там будет монастырь, и я буду всегда молиться за вас.
Молитва должна быть с любовью, и труды должны быть с любовью. До сих пор мы так и не знаем, откуда они взялись. Куры ходили по двору очень забавно: склонив головы друг к другу. Мы прозвали их «Кумушки». И эти две Кумушки начали исправно нести нам яйца. Потом начальник Оптинского подсобного хозяйства, отец Илия, решил подарить нам выбракованных кур. Но кто знает, вдруг Господь сотворит чудо, и они снова начнут нестись?
Всякое ведь в жизни случается... Потом решили: дареным курицам в клюв не смотрят. Поблагодарили и привезли кур в Сенино. Им так у нас понравилось, что они самым чудесным образом начали обрастать перьями, помолодели и даже начали нести яйца. Когда мы рассказали об этом отцу Илие, он страшно удивился, а потом обрадовался.
Когда 30 июля чекисты вновь появились в обители, старец уже преставился. Из поучений: «Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания! Последний старец Нектарий 1853-1928 гг. Мирское имя его — Николай Тихонов. Происходил он из бедной семьи, рано остался сиротой, работал. Один купец, любивший Николая за трудолюбие и честность, решил выдать за него дочь. За благословением на брак юноша отправился в Оптину. Но после встречи с прп. Амвросием он остался в обители 1887 г. Нектарий быстро рос духовно, но свои дарования скрывал юродством. В 1912 г. В 1923 г. Нектария арестовали, затем освободили, но потребовали уехать. Его пристанищем стало с. Холмищи Брянской области. Сюда приезжали духовные чада. Есть свидетельства, что к батюшке обращался патриарх Тихон. Из поучений: «Спрашиваете, каким путем идти к Богу. Идите путем смирения! Благочестивая семья не препятствовала ему, хотя юноша учился в университете и его ждала неплохая будущность. В 1915 г. Николай пострижен с именем Никон, спустя 2 года стал иеромонахом. Служение о. Никона пришлось на послереволюционное время. Несколько раз 1919, 1920 гг. Исаакий, благословил о. Никона принимать народ. Делать это пришлось в Козельске. Здесь о. Никона арестовали в 1927 г. В ссылке он скончался от туберкулеза. Из поучений: «Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на пороки его.
Еще в годы обучения в Духовной академии Алексей Ноздрин, будущий старец Илия, познакомился с будущим патриархом Московским Кириллом. С 2009 года старец Илия является личным духовником патриарха Кирилла. Сейчас старец Илия служит в храме Спаса Преображения в Переделкино на территории патриаршего подворья. Многие едут к нему за советом и помощью. Он оказал огромное влияние на духовное состояние общества XIX века. К молит-венному заступничеству иеросхимонаха Амвросия обращались люди, приезжаю-щие в Оптину при его жизни, продолжают они съезжаться к мощам иеросхимонаха Амвросия и сейчас. Рака с мощами старца Амвросия установлена во Введенском храме Оптиной пустыни. Среди тех, кто обращался к прeподобному за помощью и советом, были известнейшие люди того времени: например, сейчас опубликована переписка преподобного с Л. Толстым и Ф. Родился Александр, будущий Амвросий Оптинский, в многодетной благочес-тивой семье в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Отец его был поно-марем, а дед — священником. Воспитывали мальчика в атмосфере христианской строгости. Александр отличался бойким нравом и сообразительностью. При этом он никогда не был очень послушным. Мальчику легко давались науки и любое учение.
До сей поры в медицине такого не случалось. Вот такое чудо! Все это — отец Николай Бруни. Вы как-то выходили на его родственников? Что-то удалось разузнать нового об этом человеке, например, где он похоронен? За Христа пострадал — был сослан и расстрелян в Ухте. Он был похоронен в общей могиле, так что его мощи мы уже не обретём… А история его действительно выдающаяся. В сентябре 1917 года из падающего самолёта Бруни доносилась молитва Пресвятой Богородице. Так вот, второй пилот самолёта разбился насмерть, а Николай очнулся в военном госпитале — разбитый, но живой. В больнице было ему видение, и тогда будущий священник дал обет Богу: если выживет, будет служить Ему. В нашем районе о нем пока слышали немногие. Что известно об этом подвижнике? Когда он там жил, все о нём говорили, что он духовный старец. Но он ходил в подрясничке, всё шутил, и я не признавала его святым. Ходил как шпана, засунув пальцы в ремень. Он жил в скиту, пел на клиросе, регентом был. Он всю службу наизусть знал, Евангелие, Псалтирь… Он родился в Москве. Родители рано разошлись. У матери появился новый муж, поэтому отец его забрал, потому что был благочестивым, из дворянского рода. Но там была мачеха со своим ребёнком. Она молчала до тех пор, пока отца не арестовали. А поскольку мачеха невзлюбила мальчика с первых дней, то сразу же перестала его кормить, начала нещадно бить, а потом и вовсе выгнала на улицу. Его забрали как бездомного в детдом. Потом его к себе забрала ярая коммунистка, но увидев, что он постоянно молится, отправила его в колонию трудовую. Там он и воспитывался, пока родная мать его не нашла и не забрала. Она плакала, просила у сына прощения. Но у него уже была большая тяга к Богу. Юноша познакомился с одним юродивым Алексеем, который ходил босиком. Тот его подвизал, и они вдвоём начали ходить босиком. Даже зимой. Были в лавре, в монастырях. Потом пришли в Печеру, где, будучи уже молодым человеком, он познакомился с отцом Лукой из Валаамских старцев. Он-то и благословил его на странничество. И ведь после этого он объехал все монастыри России. Был на Украине и Кавказе, где познакомился со всеми старцами. Потом в Караганду пришёл в общину к преподобноисповеднику Севастиану Карагандинскому. Там всех его подопечных и нашего странника арестовали на 1,5 года. На тот момент он уже был дедушкой, но активно продолжал всех приобщать к вере, за что получил ещё 7 лет. И Севастиан Карагандинсткий ходил на суд его защищать, но всё напрасно. Работая на рудниках и в лесах Карлага, выполняя непосильный труд, странник продолжал молиться и учил всех ничего не бояться, не скрывать, что ты верующий. Уголовники его не трогали, потому как сказал он им однажды: «Я — верующий. И Христа в обиду не дам».
Антоний оптина пустынь прозорливый
Только через много лет преподобный был уволен на покой и вернулся в любимый Оптинский скит. Но многовожделенный покой отца Антония был многотрудным, многоболезненным, а в духовном отношении многоплодным. Ибо не ради покоя воздыхал он столько лет об освобождении его от настоятельских забот, а потому, что они не соответствовали ни душевному его расположению, ни телесным его силам. Именно поэтому в строгом подвиге преподобный старец Антоний стал проводить своё новое жительство, отчего усилилась болезнь в ногах до крайности — они до колен были покрыты ранами и порой истекали кровью. Многие, видя всегда светлое его лицо и слыша его оживлённую беседу, не понимали, какого страдальца видят пред собою. Какой высоты молитвенного настроения достиг преподобный Антоний, каких духовных дарований он сподобился, известно только Богу.
Профессионально подготовленные экскурсоводы помогут узнать много нового об истории Оптиной пустыни, а также разрешить вопросы, связанные с православным мировоззрением. В рамках поездки в Оптину пустынь с нами паломники могут посетить мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково и Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь Шамордино в Калужской области.
Молитва старцев имеет благодатную силу, поэтому так важно для многих попасть в Оптину, чтоб поклониться святыням. Канонизация собора Оптинских старцев состоялась в 1996 году. Это событие ознаменовало дальнейшее развитие Оптинской пустыни и приток большого числа паломников в последующие годы. Празднование памяти преподобных старцев Оп-тинских — 24 октября. Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и испо-ведников 15 человек из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века. Книга Нины Павловой "Пасха красная" повествует об этих событиях и чи-тается на одном дыхании. Старец Илия Имя схиархимандрита Илии Ноздрина родился в 1932 году традиционно связывают с Оптиной, так как он является духовником братии Оптиной.
В право-славной среде его считают одним из самых авторитетных старцев нашего време-ни. Многие называют его последним Оптинским старцем. Еще в годы обучения в Духовной академии Алексей Ноздрин, будущий старец Илия, познакомился с будущим патриархом Московским Кириллом. С 2009 года старец Илия является личным духовником патриарха Кирилла. Сейчас старец Илия служит в храме Спаса Преображения в Переделкино на территории патриаршего подворья. Многие едут к нему за советом и помощью.
Смерть и канонизация Смерть духовного наставника Моисея стала сильным ударом для Антония — 40 дней он провел в затворе, читая Псалтирь. Весь следующий год прожил в уединении и молитве. В 1863 г. В день 70-летия — 9 марта 1965 г. Настоятеля похоронили рядом с духовным наставником в Казанском соборе Оптиной Пустыни. В 1996 г. В 2000 г. Архиерейский собор РПЦ прославил монаха для общецерковного почитания. В чем помогает молитва перед ликом святого Молитва Господу перед иконой Антония Оптинского помогает верующим: в обретении семейного благополучия; в наставлении врагов на путь истинный и прекращение вражды; добиться успеха в коммерческих делах. Помолиться перед мощами святого можно лично, посетив Казанский собор Оптиной пустыни. А можно подать записку на молебен оптинским старцам с помощью службы «Елицы Записки».
Он рос смышлёным и способным ребёнком и очень скоро выучил азбуку, после чего его стали учить чтению Часослова и Псалтири. Мальчик любил ходить в Божий храм и чинно стоял подле матери. Отец хотел было, чтобы сын читал на клиросе, но не пришлось этого сделать: мальчик имел очень тихий и слабый голос. Дома же книга была ему постоянным спутником. Будучи любознательным и весёлым, он отличался ещё и добротою к другим. Дадут ли ему гостинцев или игрушек, — он скоро всё раздаст то сёстрам, то другим знакомым детям. Иеросхимонах Макарий Иванов 1788—1860 Прп. Макарий Оптинский Иеросхимонах Макарий старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни. Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевство, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властию, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему. Иеросхимонах Амвросий Гренков 1812—1891 Прп. Амвросий Оптинский Великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве… Преподобный Амвросий обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога», — писал о старце Лев Толстой. Иеросхимонах Иосиф Литовкин 1837—1911 Прп. Иосиф Литовкин Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, преподобный Иосиф не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Он стяжал от Господа полноту духовных даров, и многие испытали на себе его дар прозорливости и исцелений. Он ни с кем не вел длинных бесед, умея в нескольких словах выразить самое главное, наставить и утешить. Сила его благодатной молитвы была выше и драгоценнее любых слов. Старец Иларион великую стяжал славу Почитание старца Илариона в Оптиной выразилось в торжественных поминовениях старца в день его кончины и двадцать первого октября старого стиля в день ангела его, преподобного Илариона Великого. Поминовение состояло в торжественном соборном служении ранней и поздней Литургии и панихид, также в поминальной трапезе и милостыне нищей братии. Но главный памятник почитания старца — это действующий ныне храм в честь преподобного Илариона Великого, воздвигнутый при бывшей монастырской больнице по инициативе казначея иеромонаха Флавиана и Н. Освящение храма преподобного Илариона Великого было назначено на двадцать восьмое июля 1876 года и соборно совершено Преосвященным Григорием Калужским вместе с отцом настоятелем и старшей братией. Владыка после освящения произнес знаменательные слова: «Да, старец Иларион великую стяжал славу». Храм был вновь освящен в 1991 году. В 1996 году преподобный Иларион был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года — Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Мощи преподобного Илариона покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни. Можно не сомневаться, что и сейчас старец Оптинский Иларион призирает на приходящих в Оптину с верою ко святым могилам старцев и подает им незримо помощь и молитвенное заступление… Преподобне отче Иларионе, моли Бога о нас! Потому что, кто сам себе советчик , тот сам себе враг. Отец Иоанн Крестьянкин мне говорил: «Читайте книги Оптинских старцев: в них вы найдете ответы на все ваши духовные вопросы» Ведь для нас важно иметь мнение святых отцов и в той или иной ситуации его применять, а не от своего ума действовать. Остались труды старцев, их письма, свидетельства об их жизни — сейчас уже многое издано, а спасение, как известно, во многом совете. Как вы видите феномен старчества? На могильном памятнике многих людей можно было бы написать следующие слова: они жили и не знали, для чего жили. Оптинские старцы знали, для чего живут. Они знали, может быть, немногое, но они знали почти все о главном, и это знание о главном — это духовная гениальность. Что такое старчество? А что такое гениальность? Это все не на пустом месте возникло. Бог слушает послушных. Каждый из старцев в свое время был учеником. Лучше называться учеником ученика, чем собирать бесполезные плоды своеволия. И за это ученичество, за искреннее послушание Господь дал им дары, которыми они сами потом делились: дар врачевания, дар видения духовной жизни… Замечу: а самое страшное — это имитация такого дара. Когда люди, этого дара не имеющие, поступали так, как будто они имели этот дар, — руководили человеком, не видя Божией воли о нем. Старец Амвросий, бывало, медлил с ответом на заданный ему вопрос: «А я пока не слышу». То есть каждый из Оптинских старцев искал слышания воли Божией. Каждый из них был послушным. А Бог слушает послушных. У старца Амвросия учителем был преподобный Лев?
Преподобный Антоний Оптинский
Фото » Разное» Отец антоний оптина пустынь фото. И я радуюсь тому, что в Оптиной пустыни есть реальное наставничество со стороны старших, более опытных пастырей; не просто принятие исповеди, что происходит в каждом монастыре, а именно наставничество. Новости экономики.
Архимандрит Мелхиседек Артюхин снова пытается захватить власть в Оптиной пустыни
Умер насельник Оптиной пустыни иеродиакон Илиодор | Свято-Введенская Оптина пустынь потеряла любимого пастыря, насельники и монашествующие, клир и паства скорбят о почившем отце-наместнике. |
ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ОПТИНСКИЙ. Для Чего мы живем | Преподобным отцам Оптиной пустыни молятся об исцелении от телесных и духовных недугов как для себя, так и для близких. |
преподобный Антоний Оптинский (Путилов) | Покровский храм в Ясеневе и Подворье Оптиной пустыни продолжают оказывать помощь РАНЕНЫМ ВОИНАМ в Госпиталях. |
Лекция иерея Тихона Худякова в Оптиной пустыни
Главная Новости Епархиальные новости Новости Новости за 2023 год: Почил о Господе ие. По благословению отца Афанасия в Оптину пустынь из Рославльских лесов прибыли отшельники во главе с братьями Путиловыми — будущими преподобными оптинскими старцами Моисеем и Антонием. Оптина пустынь отец Антоний Гаврилов ПРОЗОРЛИВЫЙ. Глава Русской Православной Церкви благословил отцу схиархимандриту Илию вернуться в Оптину пустынь, "если такова будет его воля".
Отец антоний - 84 фото
Отец Антоний Оптина пустынь ПРОЗОРЛИВЫЙ. Мы с батюшкой Илием застали то, как в 1991 году на собор святаго Крестителя Господня 20 января отец Венедикт приехал в Оптину Пустынь, – братия встретила его тогда во святых вратах обители, а потом мы все вместе пошли в скит святаго Иоанна Предтечи. Главная» Новости» Андрей ткачев в контакте последние проповеди видео выступления. Оптина пустынь отец Антоний Гаврилов ПРОЗОРЛИВЫЙ.
Ипатий хвостенко уехал на афон
Оптина пустынь: история святого места | Покровский храм в Ясеневе и Подворье Оптиной пустыни продолжают оказывать помощь РАНЕНЫМ ВОИНАМ в Госпиталях. |
Отец Антоний. Оптина Пустынь | По ходатайству Московского митрополита Филарета старец Антоний был возвращен на покой в любезную его сердцу Оптину пустынь. |
18 апреля 1993 года в Оптиной Пустыни сатанистом были убиты три её насельника... | Мы стали собираться и вот тут случилось неожиданное – отец Антоний сказал Максиму, что есть благословение ему остаться в Оптиной. |
Оптина прозорливые
Главная Новости Епархиальные новости Новости Новости за 2023 год: Почил о Господе ие. Отец Давид о чудесах Отца Илиодора и молитве Оптина пустынь. Отец Илиодор появился на свет 24 июня 1947 года в Баку, находился в Оптиной пустыни с 1989 года. "Благословляю отцу схиархимандриту Илию при его согласии вернуться в Оптину", — цитирует сайт Русской Православной Церкви патриаршую резолюцию, адресованную наместнику Оптиной Пустыни епископу Можайскому Иосифу Королёву.