Новости опера м п мусоргского хованщина

В Московском музыкальном академическом театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — опера Мусоргского «Хованщина». Опера «Хованщина» звучала в концертном исполнении, но даже в таком сдержанном варианте производила колоссальное впечатление. Апогеем фестиваля стал показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в полной версии, протяженностью трех с половиной часов. На Исторической сцене Большого театра с 13 по 17 марта Мариинский театр представил оперу «Хованщина» Мусоргского. Опера «Хованщина» звучала в концертном исполнении, но даже в таком сдержанном варианте производила колоссальное впечатление.

Действие первое

  • Хованщина как зеркало добра и зла
  • Батя, батя, выйди к нам | Музыкальная жизнь
  • Большой театр • Хованщина
  • Нашим партнерам!
  • 9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. Мусоргского
  • Опера "Хованщина"

В Астраханском кремле прошла премьера оперы «Хованщина»

В дальнейшем в репертуаре Мариинского театра опера представала с оркестровой партитурой Дмитрия Шостаковича, наиболее приближенной к первоисточнику. Изображение предоставлено «Собака. С исторической точки зрения сюжет основывается на событиях первой половины XVII века — стрелецкий бунт 1682 года и раскол Русской православной церкви.

Отправной точкой для размышлений над «Хованщиной» стала постановка оперы Мусоргского, осуществленная в 2007 году в Баварской опере Дмитрием Черняковым, которому автор мысленно посвящает партитуру «Раскола».

Антон Светличный р. Окончил Ростовскую государственную консерваторию имени С. Рахманинова по классу композиции.

Победитель конкурса композиторов «Пифийские игры» 2007. Член группы композиторов «Сопротивление материала» СоМа.

Многие произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры, созданы во второй половине XIX века. В искусстве наступила эпоха критического реализма, который становится основным художественным направлением того времени. Мусоргский являлся ярким представителем "Могучей кучки", целью этого творческого союза было сохранение русской самобытности в культуре и в музыке в частности. При всем своем реализме и честном изложении событий истории страны, Мусоргскому всегда был противен дух революции. Эпоха Мусоргского имела примечательные особенности, позволяющие осуществить в художественном произведении условности хронологии происходящего. Опера «Хованщина» — редчайший случай в истории музыки, когда результатом глубокого научного исследования становится произведение искусства. Поставив данный спектакль, будет осуществлена попытка показать посредством искусства существующие параллели между историческими событиями прошлого и современностью. Хованщина-это звено в цепи исторических событий второй половины XIX века, для которой характерна борьба за власть между Милославскими и Нарышкиными.

Вовлечение в эту борьбу стрелецкого войска сделало ее кровавой. География проекта Астраханская область, г. Астрахань Соборная площадь Астраханского кремля Целевые группы Студенты средних специальных и высших учебных заведений региона Учащиеся старших классов общеобразовательных школ и детских школ искусств Жители и гости города Астрахани и Астраханской области Социально незащищенные группы населения. Москва, Гоголевский бульвар, д.

Опера «Хованщина» звучала в концертном исполнении, но даже в таком сдержанном варианте производила колоссальное впечатление. На сцене театра драмы разместились хор и оркестр, группа трубачей играла в верхнем ярусе зрительного зала, солисты пели на авансцене. Даже в концертном исполнении Подъячий выходил на сцену, что называется в образе, угодливо полусогнувшись и с огромным пером наготове. Сцену гадания Марфы во втором действии оперы великолепно спела Агунда Кулаева. Огромное значение в ней придается хорам, и сам народ понимается Мусоргским как некая историческая личность, «одушевленная единою идеею». Хоры прекрасно звучали на всем протяжении оперы — разудалых стрельцов и истовых староверов, сенных девушек и петровских «потешных».

Саид Гафуров о премьере новой постановки знаменитой оперы Модеста Мусоргского

  • Настройки шрифта:
  • 9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. |
  • Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО : Псковская Лента Новостей / ПЛН
  • Смотрите также
  • Хованщина как зеркало добра и зла
  • Мариинка представит оперу «Хованщина» под управлением Валерия Гергиева - 15-Й РЕГИОН

Меццо-сопрано Мариинского театра Зинаида Царенко дебютировала в "Хованщине" Модеста Мусоргского

Как известно, Мусоргский не успел закончить «Хованщину», и тем более ценна работа советского музыковеда Павла Ламма, сумевшего по авторским автографам восстановить полный оригинальный текст оперы. В один из дней, завершающих астраханское жаркое лето, на Соборной площади кремля прошла пресс-конференция, посвященная премьерной постановке оперы Модеста Мусоргского “Хованщина”. Апогеем фестиваля стал показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в полной версии, протяженностью трех с половиной часов.

«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»

Хованщина (опера) — Википедия с видео // WIKI 2 В рамках долгосрочного проекта Государственной филармонии Костромской области «Русская национальная патриотическая опера на костромской земле» на этот раз прозвучала одно из величайших творений М.П. Мусоргского «Хованщина».
Хованщина М.П. Мусоргский listen online последняя опера Модеста Мусоргского прозвучала на псковской сценеВ Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
9 февраля 1886 года - Состоялась премьера оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» - Русский Исполин В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Смута на Москве: опера "Хованщина" приехала из Санкт-Петербурга

В рамках долгосрочного проекта Государственной филармонии Костромской области «Русская национальная патриотическая опера на костромской земле» на этот раз прозвучала одно из величайших творений М.П. Мусоргского «Хованщина». Опера "Хованщина" ЗАКРЫТИЕ 50-ГО ФЕСТИВАЛЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ ИМЕНИ М. П. МУСОРГСКОГО И Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА. Астраханский государственный театр оперы и балета 2 сентября оперой М.П. Мусоргского «Хованщина» отрывает II Международный фестиваль классической музыки OperaFirst 2022.

«Хованщина» в Рязани

Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года, когда еще не был полностью завершен «Борис Годунов». Величавый масштаб неоконченной оперы Мусоргского первым из композиторов распознал Римский-Корсаков, который оркестровал сочинение и дописал финальную сцену (долгое время «Хованщина» существовала именно в редакции Римского-Корсакова). Опера «Хованщина» — одно из главных произведений Модеста Петровича Мусоргского, написанное им в период расцвета творчества. Международный фестиваль классической музыки OperaFirst 2022 открыли оперой М.П. Мусоргского «Хованщина» в кремле.

Оперу «Хованщина» покажут артисты Мариинского театра в Пскове

А также он ввел собирательные персонажи, необходимые для изображения исторической обстановки. К главным действующим лицам оперы относятся те, кто играл ключевые роли в политических событиях. Среди них есть и реальные исторические личности, и персонажи, скорее всего, относящиеся к собирательным: князь Иван Хованский — начальник Стрелецкого приказа; боярин Шакловитый, по доносу которого был казнен Хованский; князь Василий Голицын — фаворит царевны Софьи; Досифей — предводитель раскольников. Второстепенные персонажи в опере Мусоргского по большей части задействованы в разработке романтической линии сюжета. Здесь также есть и реальные, и собирательные личности: князь Андрей Хованский — сын Ивана Хованского; Марфа — раскольница, прежняя возлюбленная князя Андрея; Эмма — немка, новая возлюбленная князя Андрея; подьячий. Кроме них, в произведении присутствуют приближенный князя Голицына Варсонофьев, пастор, стрелец Кузька и другие стрельцы, раскольница Сусанна и другие раскольники, крепостные князя Хованского, московские пришлые люди, народ. Краткое содержание События происходят в Москве во время стрелецких бунтов 1682 и последующих годов. Мусоргский объединил в сюжете своей драмы события трех бунтов: 1682, 1689 и 1698 годов. Композиция «Хованщины» Мусоргского в кратком содержании проявляется наличием двух линий: рядом политических государственных событий и романтическими переживаниями героев. Часто эти линии пересекаются, что придает особую напряженность сюжету.

В первом действии оперы события начинаются после первого бунта стрельцов, когда фактической правительницей в стране стала царевна Софья, а князь Иван Хованский был назначен начальником Стрелецкого приказа. На Красной площади среди народа, потрясенного событиями произошедшего бунта, боярин Шакловитый диктует подьячему донос на Ивана Хованского, якобы вынашивающего план захвата власти. Одновременно завязывается романтическая линия сюжета: Андрей Хованский ухаживает за Эммой, оставив Марфу, но встречает соперника в лице своего отца. Готовое трагически завершиться противостояние пресекает старообрядец старец Досифей. Во втором действии князь Голицын высказывает свои сомнения: он не верит в то, что их отношения с Софьей приведут к добру. Одновременно он не верит в счастливый исход для государства борьбы между боярскими группировками, в которую ввязалась Софья.

Об этом упоминает сын Римского-Корсакова в своих воспоминаниях. Интересно, что в 1920-х годах произведение считалось религиозным, этакой своеобразной «пафосной трагедией веры». Естественно, такие кощунственные взгляды впоследствии были отвергнуты.

Шаляпин, начиная с 12 ноября 1897 года, был самым известным исполнителем Досифея. Впервые ария Досифея в его исполнении прозвучала в Московской частной опере С. Затем в 1911 году в Санкт-Петербурге, на Мариинской сцене, а в Париже он спел на первой заграничной постановке у С. Известно, что идея оперы принадлежала Стасову, ему же Модест Петрович и посвятил эту работу. В тетради композитор хранил выписанные данные из прочитанных книг, касающиеся интересующих его событий и исторических личностей. Изначально было девять основных источников, но затем композитор настолько расширил свои познания в этой области, что перестал делать записи, держа все в голове. Ламма опера делилась на 5 актов, где 4-й делился на 2 картины. Мусоргский же хотел сделать 6 картин, которые по значению равнялись бы актам. Модест Петрович самостоятельно написал либретто оперы, постоянно советуясь со Стасовым по всем вопросам.

В антрактах псковичи активно обсуждали постановку, вспоминая историю России и восхищаясь красотой музыки Мусоргского. Постановка замечательная! Актеры не играют, а живут на сцене. Гергиев — это действительно маэстро, мастер своего дела. Впечатления превосходят ожидания». Постановка объединила в зале слушателей разных поколений. Не менее внимательно слушали оперу молодые псковичи. Елена — студентка Псковского колледжа искусств.

Опера знакома ей по звукозаписям, но вживую девушка слушает ее впервые. Сегодняшний концерт полезен мне и с точки зрения педагогической практики». На наш вопрос о том, зачем оперное искусство молодежи, студентка отвечает, что это важно для общего уровня культуры, знания истории и своих корней. Самой яркой сценой для меня стал финал оперы. Он затронул какие-то струны в душе, я чуть не расплакалась. Это, наверное, то, что называют катарсисом. А может, это любовь к своей родине. В общем, я нахожусь под сильнейшим впечатлением».

Девушка считает, что слушать оперу — это серьезный интеллектуальный труд, усилия, которые возвращаются сторицей. Очень зрелищно, очень эпично и масштабно, я насладилась вокалом, музыкой, актерской и исполнительской игрой.

Оркестр Мариинского театра — один из главных героев оперы. Словно возвышаясь над действием в легендарных симфонических эпизодах — «Рассвет на Москва-реке» или мрачном «Поезде Голицына», он создает особую атмосферу спектакля: «Для меня звучание оркестра в финальной сцене гораздо важнее, чем бутафорские страсти на сцене. Так ли уж важно, горит или не горит раскольничий скит? Мне кажется, здесь должен гореть оркестр…», — считает дирижер Валерий Гергиев. Использование фотографий возможно только с разрешения пресс-службы дирекции.

ГТРК Тверь Видео Фестиваль имени М П Мусоргского завершила опера Хованщина

На сцене Псковского академического театра драмы имени Александра Пушкина пройдёт камерный концерт солистов оперы. Партия фортепиано — Юрий Кокко. Также в рамках визита петербургской труппы в театре драмы прозвучит симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк».

В данном случае была выбрана самая "характерная" версия Дмитрия Шостаковича, датированная 1960 годом. И Валерий Гергиев особенно ее чувствует: каждая фраза обретает особую сакральную силу и глубину.

И все же в паре мест - во втором акте и финале оперы - маэстро не идет за Шостаковичем, а смотрит в авторский первоисточник с оглядкой на вариант, сделанный Римским-Корсаковым. И знаменитый хор "Батя, батя, выйди к нам" врезается в память как самый яркий образ внешне музейно-живописного спектакля, под "красочным слоем" которого так много сказано про наш день сегодняшний. И вечный вопрос: "Ох ты, родная матушка Русь... Условно представленные составы исполнителей можно было поделить на "Мариинский" и "Большой".

На практике же "Хованщина" продемонстрировала первый пример коллаборации двух коллективов, что будет наверняка лежать в основе работы двух театров в ближайшие сезоны.

Постановку осуществили дирижёр-постановщик Валерий Воронин, режиссёр-постановщик Константин Балакин и художник-постановщик Елена Вершинина. Фестиваль продолжится проектом День России и Дни стран Каспия, где гости смогут познакомиться с культурой каждого государства, масштабным гала-концертом со звёздами мировой сцены из Каспийских стран. На сцене в кремле выступит сводный симфонический оркестр Прикаспийских стран, созданный в рамках фестиваля.

Она подчеркнула, что, в первую очередь, это синтез лекции и концерта, сотрудничество столичных и рязанских артистов, возможность проведения иммерсивных и камерных концертов на разных площадках города. Для Рязанской области оперный фестиваль — уникальное событие. Наш зритель готов к восприятию такого вида искусства.

Мы долго обсуждали проведение этого фестиваля, так как это технически сложный жанр. Нужно много факторов — и зеркало сцены, и оркестровая яма, и музыканты. Тем не менее, фестиваль состоялся и вызвал большой интерес у публики», — сказала Марина Владиславовна. При работе на открытом воздухе есть акустические сложности, но такой формат дарит особую атмосферу. Когда я дирижировал, невольно смотрел по сторонам: зритель, соборы кремля — это сочетание завораживает», — поделился дирижер спектакля «Хованщина» Тимур Зангиев. Генеральный продюсер премии «Онегин», продюсер фестиваля «Русская опера» Игорь Тарасов признался, что площадку для фестиваля выбрали еще в апреле. Рязанский кремль приглянулся сразу: Особенность исполнения «Хованщины» в кремле в естественном звучании заключается в том, что зрители слышат практически живые голоса, с лишь небольшой фоновой подзвучкой.

ГТРК Тверь Видео Фестиваль имени М П Мусоргского завершила опера Хованщина

Опера «Хованщина»: содержание, интересные факты, видео, история — Центральным событием фестиваля станет показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в «золотомасочной» постановке МАМТ».
Хованщина (опера) | это... Что такое Хованщина (опера)? «Хованщина». М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году.
Смута на Москве: опера "Хованщина" приехала из Санкт-Петербурга Астраханский государственный театр оперы и балета 2 сентября оперой М.П. Мусоргского «Хованщина» отрывает II Международный фестиваль классической музыки OperaF.
В Астраханском кремле прошла премьера оперы «Хованщина» подробная информация, 12+. Легендарной (без всякого преувеличения) постановке Леонида Баратова в 2015 году исполнилось 55 лет — ровно столько она идёт на сцене Мариинского театра.

В Астрахани представили оперу «Хованщина»

Опера Мусоргского снова идёт в редакции Шостаковича, ведь Модест Петрович работу не завершил. В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко снова гремит "Хованщина". Международный фестиваль классической музыки OperaFirst 2022 открыли оперой М.П. Мусоргского «Хованщина» в кремле. Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012.

7 интересных фактов об опере «Хованщина» М.Мусоргского

Отправной точкой для размышлений над «Хованщиной» стала постановка оперы Мусоргского, осуществленная в 2007 году в Баварской опере Дмитрием Черняковым, которому автор мысленно посвящает партитуру «Раскола». Антон Светличный р. Окончил Ростовскую государственную консерваторию имени С. Рахманинова по классу композиции. Победитель конкурса композиторов «Пифийские игры» 2007. Член группы композиторов «Сопротивление материала» СоМа.

Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть. Просыпаются хмельные стрельцы. Они кутят и веселятся, не слушая брани своих жён. Неожиданно появившийся подьячий сообщает о приближении петровского войска.

Стрельцы ошеломлены и просят Хованского вести их в бой. Но Хованский понимает, что его дело погибло. Приказав стрельцам идти по домам и ждать решения судьбы, он прощается со своим войском. Четвёртая картина В своём тереме Иван Хованский пытается отвлечься от мрачных предчувствий песнями крепостных девушек. Клеврет князя Голицына сообщает, что Хованскому грозит беда. Князь разгневан и удивлён: кто может грозить ему в его собственном доме? Он велит выпороть посланника от Голицына и привести персидских рабынь, чтобы они танцевали для него. Входит Шакловитый с приглашением на тайный совет к царевне Софье. Князь приказывает подать парадные одежды, но на пороге падает, сражённый предательским ударом.

Пятая картина Площадь у собора Василия Блаженного. Царь Пётр решительно чинит расправу над заговорщиками. Провозят в ссылку опального князя Голицына. Ведутся приготовления к казни стрельцов. Петровцам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Досифей после тяжких размышлений решается призвать старообрядцев к самосожжению. Он разрешает Марфе взять Андрея Хованского с собой. Появляется взволнованный Андрей. Он проклинает Марфу, считая, что она приворожила его колдовскими чарами.

Андрей не знает о предстоящей казни и не верит словам Марфы, что его отец убит.

Отдавая дань уважения этой версии, музыканты начиная с 1950-х годов выражают предпочтение авторскому клавиру, бережно воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского. В свое время Кировский театр первым обратился к редакции Шостаковича 1960. В декабре 1988 года с приходом Валерия Гергиева к художественному руководству театром постановка эта была возобновлена. Это была первая крупная художественная акция Гергиева в новой роли.

И снова жутковатая махина неумолимо катит при свете горячих оркестровых красок за счет железной ритмической пружины. Из суховатой, холодноватой оркестровки Шостаковича дирижер, словно кивая в сторону первого интерпретатора Мусоргского — Римского-Корсакова, азартно извлекает яркий цвет, оркестр звучит, как будто отбросив сурдину, палитра играет, и нет такой кульминации, на которую не нашлась бы своя, еще большая кульминация. Движение плотно, парадно, ритмично, темпы не стоят на месте. Тут бы иногда вздохнуть, особенно певцам, но нет.

Всеми отмеченное великолепие хора — в его готовности петь фортиссимо, не поддаваясь другим нюансам. И те же героические качества здесь проявляют все — от солистов до оркестровых групп, в каковой динамике нелегко выстроить баланс и не разойтись, но Лазарев подхватывает сорвавшихся на лету. Форсированная укрупненность вокальных рисунков — логичное следствие трактовки, гениальной в своем торжествующем динамизме. Музыка звучит в тителевском спектакле с ударной силой аргумента, не знающего возражений, с грохотом уходя в черноту финала, в немую пропасть открытой структуры, в горечь безнадежности. Удивительно, как ловко и мягко новая кобекинская версия концовки недописанной оперы избегает даже видимости точки в разговоре об актуальности и состоятельности существующих редакций. Ее финальные такты пронзительно жалобны. И, отменяя закругленную логику Шостаковича с ее абстрактно-философской медитативностью, а вместе с ней только что на глазах отстроенный гордый пафос бессилия, они достраивают миф страдания сочувствием. Подпевают ему тонким голосом фольклорного мотива, улетающего под потолок, словно искра. Своей ненадежной призрачностью они обнажают незавершенность конструкции Мусоргского и отстаивают ее как состоявшуюся в своей открытости.

А это принципиально ново и важно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий