Новости нкао расшифровка

Аббревиатура «НКАО» имеет 1 вариантов расшифровки. Наго́рно-Караба́хская автоно́мная о́бласть (НКАО) (азерб. Дағлыг Гарабағ Мухтар Вилајәти/Dağlıq Qarabağ Muxtar Vilayəti, арм. Расшифровка аббревиатуры: «НКАО». Нагорно-Карабахская автономная область. Российские военные нанесли удар по расположению украинских националистов в Купянске, сообщил РИА Новости координатор николаевского подполья Сергей Лебедев.

Генсек ОДКБ: баланс сил на Кавказе может измениться в случае выхода Армении

Сотрудники милиции охраняют здание Комитета Особого управления Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО). q Автономная Область Нагорного Карабаха (АОНК). Следующим шагом стало обращение НКАО в Верховные советы СССР и республик с просьбой о переходе автономной области в состав Армении. Это наиболее распространенная расшифровка, которая используется для этого сокращения. Председатель Республиканского оргкомитета по НКАО, второй секретарь Центрального Комитета Компартии Азербайджана, член ЦК КПСС, народный депутат СССР Виктор Петрович. What does НКАО abbreviation stand for? List of 4 best НКАО meaning forms based on popularity. Most common НКАО abbreviation full forms updated in February 2024.

История катастрофы. Как начинался конфликт в Нагорном Карабахе

Нкао — читайте последние новости сегодня на сайте Вестник Кавказа. Азербайджанцы эмигрируют из своей богатой природными ресурсами страны, поскольку недостаточно денег. Шаблон:1 cell table row Нагорно-Карабахская Республика (НКР), Арцах — ныне не существующее непризнанное государство, провозглашённое 2 сентября 1991 на совместной. Провозглашает: Нагорно-карабахскую республику в границах нынешней нагорно-карабахской автономной области и сопредельного. Российские военные нанесли удар по расположению украинских националистов в Купянске, сообщил РИА Новости координатор николаевского подполья Сергей Лебедев.

Как был основан Комитета особого управления в Нагорном Карабахе

Ситуация в НКАО не улучшилась после подписания соглашения В 1936 году, после принятия новой союзной конституции, была переименована в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО).
История Карабаха Тот факт, что НКАО была автономной областью в советский период, должен быть сегодня в повестке переговоров.

Баку осудил заявление МИД Армении по решению депутатов НКАО в 1988 году

5 июля 1921 решением Кавказского бюро (Кавбюро) Центрального Комитета РКП(б) Нагорный Карабах был. В Оренбурге (Россия) на 53-м году жизни скончался председатель областной общественной организации «Национальный конгресс азербайджанцев Оренбуржья» (НКАО). Закон Азербайджанской Республики от 26 ноября 1991 года №279-XII "Об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской Республики".

Кому же принадлежит территория Нагорного Карабаха? История края

Начался новый этап азербайджано-карабахских отношений, НКАО предстояло выдержать сильнейшее давление со стороны Баку. Ситуация усугублялась тем, что несмотря на форсированную ассимиляцию нацменьцшинств и официальное «исчезновение» целых народов, реальная ситуация была несколько иной. Так, по официальным данным уже к 1963 году в Азербайджане полностью «исчезли» талыши, таты и курды, а кавказские горцы, так же как и лезгины составляли лишь незначительную часть населения в районах, где некогда были самыми многочисленными народностями. Однако кавказоязычные лезгины и аварцы, компактно приживающие на севере современной Азербайджанской Республики, на границе с Дагестаном, а также ираноязычные талыши, ареал которых находится юге Азербайджана, на границе с Ираном сохранили свою национальную иденточность и до сих пор сопротивляются азербайджанской этно-национальной агрессии. Между тем, общая территория, которую занимают эти народности, составляет примерно четверть территории нынешнего Азербайджана, а иx численность — около трети населения этой страны. Этно-политическая агрессия Азербайджана по отношению к Карабаху достигла своего апогея во время эры правления Гейдара Алиева 1969-1982 гг. Весьма откровенно высказался по этому поводу в 1999 году министр внутренних дел Азербайджана Рамиль Усубов. Вот что он сказал в одном из своих выступлений: «Можно без преувеличения утверждать, что лишь после прихода Гейдара Алиева к руководству Азербайджана карабахские азербайджанцы почувствовали себя полными хозяевами края. В 1970-е годы проводилась большая работа. Все это вызвало приток в Нагорный Карабах азербайджанского населения из окружающих районов — Лачинского, Агдамского, Джабраильского, Физулинского, Агджабединского и других. Все эти меры, осуществленные благодаря дальновидности первого секретаря ЦК КП Азербайджана Гейдара Алиева, благоприятствовали притоку азербайджанского населения.

Но НКАО сумела выстоять. И не только выстоять, но и периодически предпринимать попытки воссоединения в Матерью-Арменией. Такие попытки предпринимались в 1920-е и 30-е годы, в 1945 , 1965, 1967 и 1977 годах. Арцах также участвовал в мировой политие. Общеизвестно участие карабахцев в Великой отечественной войне. Треть населения Карабаха стражалась на разных фронтах Второй мировой и это самый высокий показатель в мире. Славные сыны Арцаха участвовали и в таких важнейших событиях, как Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции. Заметную роль в лице маршала Баграмяна и Анастаса Микояна наши соотечественники сыграли и в урегулировании Карибского кризиса 1962 года. Карабах также дал целую плеяду ученых с мировым именем, которые покоряли космос, внесли огромный вклад в различные сферы науки техники экономики. Новый этап в истории Карабаха и НКАО наступил в 1988 году, когда начался новый этап национально-освободительной борьбы.

Так, лауреат Нобелевской премии мира академик Андрей Сахаров в своем письме от 21 марта 1988 года генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву назвал проблему Нагорного Карабаха «пробным камнем перестройки — ее способности преодолеть сопротивление и груз прошлого». Он же назвал проблему Карабаха для Азербайджана вопросом амбиций, а для народа Карабаха — вопросом жизни и смерти. Весьма интересным этапом в существовании НКАО было введение 11 февраля 1989 года особой формы управления, с образованием Комитета особого управления. Это был первый и единственных в СССР случай, когда автономная область была фактически выведена из состава союзной республики и непосредственно подчинялась высшим органам государственной власти и управления Союза ССР. Другим подтверждением этого является то, что когда 6 ноября 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял закон об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области, а ее районы и населенные пункты переименовывались и переподчинялись новообразованным административным центрам Азербайджана, то 28 ноября того же года вышло постановление Комитета конституционного надзора СССР, осуждающего данный акт и признающего его неконституционным, как нарушающий закрепленный в Конституции СССР статус НКАО. Интересно, но Комитет конституционного надзора не признал неконституционным провозглашение НКР, что, фактически, означало признание легитимности НКР и законности ее выхода из состава Азербайджана. В сложившейся ситуации и в соответствии с Законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР», 2 сентября того же года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов приняла декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики. Согласно вышеназванному закону СССР право посредством референдума самостоятельно принять решение о пребывании в Союзе ССР или в выходящей республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе наряду с союзными республиками и автономными образованиями имели и компактно проживающие национальные группы. Строго следуя положениям данного закона, было принято решение о проведении референдума о государственном суверенитете НКР. В сроки, предусмотренные законодательством, был назначен референдум.

В бюллетени для голосования было указано следующее: «Согласны ли вы, чтобы Нагорно-Карабахская Республика была независимым государством, самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами и сообществами? Необходимо подчеркнуть, что Центральная избирательная Комиссия НКР создала необходимые условия для проведения референдума на всей территории республики, включая и азербайджанонаселенные пункты. До этого Центризбирком НКР обратился с телеграммой к администрации Шушинского района с просьбой организовать участие азербайджанского населения района в референдуме. Нагорный Карабах воспользовался своим правом на самоопределение строго в соответствии с действовавшим тогда советским законодательством. Самоопределение Нагорного Карабаха не нарушает ни одного основополагающего международного принципа, в том числе и территориальной целостности. Однако, понятно, что азербайджано-карабахский конфликт лежит больше в плоскости геополитики, нежели права, тем не менее, вышеуказанные документы лишний раз показывают правовую легитимность эволюции НКАО в НКР. Какие же основные выводы можно сделать о роли и месте НКАО в истории армянской государственности и ее армянского сегмента? Выводы достаточно четкие. Во-первых, НКАО было армянским государственным образованием, образование которого было следствием наличия у Арцаха-Карабаха мощной и безусловной политико-исторической национальной легитимности, игнорировать которую было попросту невозможно. Во-вторых, НКАО сумела противостоять этно-политической агрессии Азербайджана и сохранить у себя армянскую государственность и цивилизацию.

В третьих, армянство всего исторического Карабаха и разных частей бывшей Азербайджанской ССР ощущало свою причастность к армянской государственности в первую очередь именно посредством НКАО. В четвертых, именно НКАО стало основным ядром НКР, именно потенциал области, как людской, так и экономический и духовный, стал одной из надежных основ будущих побед в войне с Азербжайджаном, сохранением не только карабахского сегмента армянской государственности, но и незавивимости Матери-Армении. Однако НКАО естественным образом эволюционировала. Она была бы не в состоянии обеспечить надежное будущее Арцаха в новых условиях. Лишь независимость от Азербайджана, образование НКР и изменение границ нашей республики сделали возможным обеспечение безопасности и поступательного развития Республики Арцах. Нет нужды доказывать, что без Арцаха не будет и Республики Армения. Это доказала жизнь и агрессия Азерайджана 1988-1994 гг. Возврат в прошлое как в вопросе статуса, так и границ приведет к катастрофе. НКАО — уже пройденный путь, возврата к которому быть не может. Кстати, это прекрасно понимают и в Азербайджане.

Оосбо хотелось бы в данном контексе отметить речь президента Азербайджана Гейдара Алиева в Милли меджлисе от 23 февраля 2001 года. В ней Гейдар Алиев ясно дал понять азербайджанской общественности, что лучше него никто не знает карабахский вопрос.

Кстати, именно эта политика с успехом была проведена в другом автономном образовании Советского Азербайджана — Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республике, где за несколько десятилетий практически не осталось армянского населения. Но с Карабахом этого не получилось по целому ряду причин, важнейшей из которых были такие черты армян Карабаха, как жизнестойкость, мощнейшая привязанность к родной земле, бунтарский нрав и т. В этой ситуации азербайджанская тюркская элита, видела в Карабахе главную угрозу своей государственности и национальной консолидации. Начался новый этап азербайджано-карабахских отношений, НКАО предстояло выдержать сильнейшее давление со стороны Баку. Ситуация усугублялась тем, что несмотря на форсированную ассимиляцию нацменьцшинств и официальное «исчезновение» целых народов, реальная ситуация была несколько иной. Так, по официальным данным уже к 1963 году в Азербайджане полностью «исчезли» талыши, таты и курды, а кавказские горцы, так же как и лезгины составляли лишь незначительную часть населения в районах, где некогда были самыми многочисленными народностями.

Однако кавказоязычные лезгины и аварцы, компактно приживающие на севере современной Азербайджанской Республики, на границе с Дагестаном, а также ираноязычные талыши, ареал которых находится юге Азербайджана, на границе с Ираном сохранили свою национальную иденточность и до сих пор сопротивляются азербайджанской этно-национальной агрессии. Между тем, общая территория, которую занимают эти народности, составляет примерно четверть территории нынешнего Азербайджана, а иx численность — около трети населения этой страны. Этно-политическая агрессия Азербайджана по отношению к Карабаху достигла своего апогея во время эры правления Гейдара Алиева 1969-1982 гг. Весьма откровенно высказался по этому поводу в 1999 году министр внутренних дел Азербайджана Рамиль Усубов. Вот что он сказал в одном из своих выступлений: «Можно без преувеличения утверждать, что лишь после прихода Гейдара Алиева к руководству Азербайджана карабахские азербайджанцы почувствовали себя полными хозяевами края. В 1970-е годы проводилась большая работа. Все это вызвало приток в Нагорный Карабах азербайджанского населения из окружающих районов — Лачинского, Агдамского, Джабраильского, Физулинского, Агджабединского и других. Все эти меры, осуществленные благодаря дальновидности первого секретаря ЦК КП Азербайджана Гейдара Алиева, благоприятствовали притоку азербайджанского населения.

Но НКАО сумела выстоять. И не только выстоять, но и периодически предпринимать попытки воссоединения в Матерью-Арменией. Такие попытки предпринимались в 1920-е и 30-е годы, в 1945 , 1965, 1967 и 1977 годах. Арцах также участвовал в мировой политие. Общеизвестно участие карабахцев в Великой отечественной войне. Треть населения Карабаха стражалась на разных фронтах Второй мировой и это самый высокий показатель в мире. Славные сыны Арцаха участвовали и в таких важнейших событиях, как Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции. Заметную роль в лице маршала Баграмяна и Анастаса Микояна наши соотечественники сыграли и в урегулировании Карибского кризиса 1962 года.

Карабах также дал целую плеяду ученых с мировым именем, которые покоряли космос, внесли огромный вклад в различные сферы науки техники экономики. Новый этап в истории Карабаха и НКАО наступил в 1988 году, когда начался новый этап национально-освободительной борьбы. Так, лауреат Нобелевской премии мира академик Андрей Сахаров в своем письме от 21 марта 1988 года генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву назвал проблему Нагорного Карабаха «пробным камнем перестройки — ее способности преодолеть сопротивление и груз прошлого». Он же назвал проблему Карабаха для Азербайджана вопросом амбиций, а для народа Карабаха — вопросом жизни и смерти. Весьма интересным этапом в существовании НКАО было введение 11 февраля 1989 года особой формы управления, с образованием Комитета особого управления. Это был первый и единственных в СССР случай, когда автономная область была фактически выведена из состава союзной республики и непосредственно подчинялась высшим органам государственной власти и управления Союза ССР. Другим подтверждением этого является то, что когда 6 ноября 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял закон об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области, а ее районы и населенные пункты переименовывались и переподчинялись новообразованным административным центрам Азербайджана, то 28 ноября того же года вышло постановление Комитета конституционного надзора СССР, осуждающего данный акт и признающего его неконституционным, как нарушающий закрепленный в Конституции СССР статус НКАО. Интересно, но Комитет конституционного надзора не признал неконституционным провозглашение НКР, что, фактически, означало признание легитимности НКР и законности ее выхода из состава Азербайджана.

В сложившейся ситуации и в соответствии с Законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР», 2 сентября того же года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов приняла декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики. Согласно вышеназванному закону СССР право посредством референдума самостоятельно принять решение о пребывании в Союзе ССР или в выходящей республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе наряду с союзными республиками и автономными образованиями имели и компактно проживающие национальные группы. Строго следуя положениям данного закона, было принято решение о проведении референдума о государственном суверенитете НКР. В сроки, предусмотренные законодательством, был назначен референдум. В бюллетени для голосования было указано следующее: «Согласны ли вы, чтобы Нагорно-Карабахская Республика была независимым государством, самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами и сообществами? Необходимо подчеркнуть, что Центральная избирательная Комиссия НКР создала необходимые условия для проведения референдума на всей территории республики, включая и азербайджанонаселенные пункты. До этого Центризбирком НКР обратился с телеграммой к администрации Шушинского района с просьбой организовать участие азербайджанского населения района в референдуме. Нагорный Карабах воспользовался своим правом на самоопределение строго в соответствии с действовавшим тогда советским законодательством.

Самоопределение Нагорного Карабаха не нарушает ни одного основополагающего международного принципа, в том числе и территориальной целостности. Однако, понятно, что азербайджано-карабахский конфликт лежит больше в плоскости геополитики, нежели права, тем не менее, вышеуказанные документы лишний раз показывают правовую легитимность эволюции НКАО в НКР. Какие же основные выводы можно сделать о роли и месте НКАО в истории армянской государственности и ее армянского сегмента? Выводы достаточно четкие. Во-первых, НКАО было армянским государственным образованием, образование которого было следствием наличия у Арцаха-Карабаха мощной и безусловной политико-исторической национальной легитимности, игнорировать которую было попросту невозможно. Во-вторых, НКАО сумела противостоять этно-политической агрессии Азербайджана и сохранить у себя армянскую государственность и цивилизацию. В третьих, армянство всего исторического Карабаха и разных частей бывшей Азербайджанской ССР ощущало свою причастность к армянской государственности в первую очередь именно посредством НКАО. В четвертых, именно НКАО стало основным ядром НКР, именно потенциал области, как людской, так и экономический и духовный, стал одной из надежных основ будущих побед в войне с Азербжайджаном, сохранением не только карабахского сегмента армянской государственности, но и незавивимости Матери-Армении.

Однако НКАО естественным образом эволюционировала. Она была бы не в состоянии обеспечить надежное будущее Арцаха в новых условиях. Лишь независимость от Азербайджана, образование НКР и изменение границ нашей республики сделали возможным обеспечение безопасности и поступательного развития Республики Арцах. Нет нужды доказывать, что без Арцаха не будет и Республики Армения. Это доказала жизнь и агрессия Азерайджана 1988-1994 гг. Возврат в прошлое как в вопросе статуса, так и границ приведет к катастрофе. НКАО — уже пройденный путь, возврата к которому быть не может.

История[ править править код ] В 1918—1920 годах Карабахский регион был спорным между Арменией и Азербайджаном ; после советизации Армении и Азербайджана решением Кавбюро ЦК РКП б от 4 июля 1921 года было решено передать Нагорный Карабах Армянской ССР , но окончательное решение оставалось за ЦК РКП б , и новым решением от 5 июля исходя из необходимости национального мира между мусульманами и христианами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах был оставлен в составе Азербайджанской Советской Социалистической Республики с предоставлением широкой областной автономии с административным центром в городе Шуше [3]. В 1936 году, после принятия новой союзной конституции , была переименована в Нагорно-Карабахскую автономную область НКАО.

Провозглашение НКР и конфликт 1991-1994 годов В советский период руководство Армении неоднократно поднимало вопрос о передаче Карабаха под свою юрисдикцию, однако не получала поддержку союзного руководства. За присоединение к Армении выступало и армянское население Карабаха. В конце 1980-х годов, в период перестройки, на фоне резкого подъема национальных движений конфликт между Баку и Ереваном обострился. В 1987 году в Карабахе началась кампания по сбору подписей населения за воссоединение с Арменией. В начале 1988 года 75 тыс. Советское руководство расценило эту просьбу как проявление национализма. С сентября 1988 года между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения. В начале 1990 года на армяно-азербайджанской границе начались бои с применением артиллерии. В августе 1991 года, во время так называемого парада суверенитетов и образования новых суверенных государств, Карабах де-юре стал частью независимой Азербайджанской Республики. Провозглашение независимости Карабаха положило начало открытому вооруженному противостоянию между Арменией и Азербайджаном за контроль над регионом. Конфликт стал первым крупным вооруженным противостоянием на территории постсоветского пространства. По различным оценкам, потери азербайджанской стороны в ходе конфликта составили от 4 тыс. Боевые действия были прекращены после подписания соглашения, призывающего к прекращению огня в зоне конфликта Бишкекский протокол; 5 мая 1994 года , и соглашения о бессрочном прекращении огня 9 мая 1994 года. Ситуация в регионе после 1994 года На протяжении последующих лет региона оставался провозглашенной республикой, не признанной ни одним государством - членом ООН.

Айкарам Наапетян: НКР-15 лет: Важные детали карабахского процесса остаются малоизвестными

Расшифровка НКАО Нагорно-Карабахская автономная область Это наиболее распространенная расшифровка, которая используется для этого сокращения. Если вам известны другие более узкие и редкие значения, пожалуйста, напишите свой вариант в комментариях или на странице — « Добавить аббревиатуру ». Чтобы расшифровать другое сокращение или аббревиатуру, введите его в нашем поиске — « Расшифровка аббревиатур ».

В 1936 году, после принятия новой союзной конституции , была переименована в Нагорно-Карабахскую автономную область НКАО.

Низменный или равнинный Карабах был разбит на два уезда — один с центром в Агдаме, другой с центром в Джебраиле. В особый уезд был выделен Курдистан. Таким образом, Карабах был разделен между тремя субъектами. НКАО, как уже отмечалось стала отдельным армянским государственным образованием, Восточный и Северный Карабах был передан непосредственно Азербайджану без какого либо отдельного статуса автономии. Исключением стал лишь Шаумянский район — единственный сегмент Северного Арцаха, имеший статус отдельного района в составе Азербайджанской ССР. Это был единственный за всю историю существования Советского Азербайджана район, в названии которого имелось указание на этно-национальную принадлежность. Такое название было применено к этой территории впервые. Именно поэтому в ряде официальных документов имеются даже формулировки типа Джеванширский, Шушинский и Кубатлинский Курдистаны.

Формирование данной единицы также имело важное геополитическое значение, но Курдистанский уезд просуществовал недолго и был упразднен в 1929 году ввиду ряда геополитических трансформаций на Ближнем Востоке. То, что не весь Нагорный Карабах получил автономию, было видно даже из названия этой автономии. В первые годы существования она называлась Автономная Область Нагорного Карабаха, что подразумевала существование и неавтономного Нагорного Карабаха. Но затем название изменили на Нагорно-Карабахскую Автономную Область. Казалось бы, несущественное изменение, даже более легкое в произношении. Но здесь имелся весьма важный геополитический аспект. Таким образом Азербжайджан пытался в административном, политическом и даже психологическо-подсознательном отношении сузить понятие «Нагорный Карабах» и идентифицировать его исключительно с автономной областью. Но Баку не удалось полностью достичь этой цели. Более того, даже с сильно урезанными границами НКАО сохраняла свой действенный геополитический потенциал.

Армянство всего исторического Карабаха, в том числе и Нагорного Карабаха, ощущало свою причастность к армянской государственности в первую очередь посредством НКАО, именно в ней видя ядро карабахского сегмента армянской государственности, восстановление территориальной целостности которого и виделось в качестве необходимой предпосылки воссоединения с Матерью-Арменией. Таким образом, перед НКАО стояла действительно сложнейшая задача сохранения армянской цивилизации и государстввенности не только в самой области, но в Азербайджанской ССР в целом. До середины 1930-х годов это было сравнительно легче. Тогда сама Азербайджанская ССР была практически федеративным государственным образованием. Даже границы ряда уездов совпадали с этническим ареалом населявших их народов. В Азербайджане, например, всячески поддерживалось этническое разнообразие и национальное самосознание. Поворотным этапом стал 1936 год. С приxoдом Гитлера к власти в Германии в 1933 году стало очевидно, что новая мировая война неизбежна. Этническая группа «азербайджанские тюрки» представляла значительную опасность, так как могла с легкостью пойти на союз с Турцией, как это произошло во время Первой мировой войны.

Учитывая традиционно тесные связи между Германией и Турцией, а также события, произошедшие на Кавказе в 1918 году, Советский Союз принял решение сформировать новую нацию. Поэтом было принято создать «азербайджанскую» нацию, причем «сверху» и ускоренными темпами. Под новым названием «азербайджанцы» были объединены различные мусульманские народы и этногруппы с целью создания исторической, культурной и политической платформы для недопущения идентификации тюрок Восточного Закавказья с турками, проживающими в Турции. Именно так в 1936 году в мире появилась новая нация — азербайджанцы. Базой консолидации мусульманских народов Азербайджанской Советской Социалистической Республики в единый азербайджанский народ должна была стать территориально-административная принадлежность. Люди различных национальностей должны были идентифицировать себя как азербайджанцы, то есть жители Азербайджана. Искусственное формирование новой нации сверху в геополитических целях привело к постепенному торжеству национализма, сначала на негласном уровне, a затем, особенно по мере ослабления советской власти, уже и совершенно открыто. А это было очень опасно, особенно в таком стратегически важном регионе, как Закавказье. Данный процесс имел объективные предпосылки.

Дрейф тюркской части элиты Азербайджана в сторону национализма и навязывания азербайджанской идентичности другим народам, был продиктован рядом факторов. Здесь, конечно, был элемент своеобразного симбиоза соблазна и страха. Соблазн заключался в том, что создавалась своего рода «мини-имперская» нация и «мини-империя» и необходимо было полноценно использовать предоставившейся возможности для этого в максимально короткий срок. Страх заключался в наличии объективных и серьезных препятствий на этом пути. И важнешим из них была именно Нагорно-Карабахская Автономная Область, как армянское государственное образование, с уже указанными особенностями. Если мусульманские народы Азербайджана, у которых много общего в традициях, культуре, религии и менталитете, могли консолидироваться в единую азербайджанскую общность, то армяне, также как и русские, евреи и другие не исповедующие ислам народы республики, сохранили свою национальную идентичность. Но в отличие от других немусульманских народов, армяне Карабаха имели не только уходящую в глубь веков историю государственности, но и свою государственность, пусть даже в форме автономной области. Ассимилировать армянский Карабах было попросту невозможо. Можно было попытаться изменить этнонациональный состав этой автономной области, добиться превращения армян в меньшинство.

Кстати, именно эта политика с успехом была проведена в другом автономном образовании Советского Азербайджана — Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республике, где за несколько десятилетий практически не осталось армянского населения. Но с Карабахом этого не получилось по целому ряду причин, важнейшей из которых были такие черты армян Карабаха, как жизнестойкость, мощнейшая привязанность к родной земле, бунтарский нрав и т. В этой ситуации азербайджанская тюркская элита, видела в Карабахе главную угрозу своей государственности и национальной консолидации. Начался новый этап азербайджано-карабахских отношений, НКАО предстояло выдержать сильнейшее давление со стороны Баку. Ситуация усугублялась тем, что несмотря на форсированную ассимиляцию нацменьцшинств и официальное «исчезновение» целых народов, реальная ситуация была несколько иной. Так, по официальным данным уже к 1963 году в Азербайджане полностью «исчезли» талыши, таты и курды, а кавказские горцы, так же как и лезгины составляли лишь незначительную часть населения в районах, где некогда были самыми многочисленными народностями. Однако кавказоязычные лезгины и аварцы, компактно приживающие на севере современной Азербайджанской Республики, на границе с Дагестаном, а также ираноязычные талыши, ареал которых находится юге Азербайджана, на границе с Ираном сохранили свою национальную иденточность и до сих пор сопротивляются азербайджанской этно-национальной агрессии. Между тем, общая территория, которую занимают эти народности, составляет примерно четверть территории нынешнего Азербайджана, а иx численность — около трети населения этой страны. Этно-политическая агрессия Азербайджана по отношению к Карабаху достигла своего апогея во время эры правления Гейдара Алиева 1969-1982 гг.

В результате междоусобиц между армянскими меликами, впервые за свою историю Нагорный Карабах оказался под властью тюркского правителя. После этих событий, с середины XVIII века, наблюдается массовый отток армянского населения из Нагорного Карабаха, и, наоборот, тюркские переселения. Изначально оно находилась под персидским, с 1805 года — под русским суверенитетом.

Ханство было занято русскими войсками во время русско-персидской войны и принято в российское подданство по трактату 14 мая 1805 года. Формально оно было признано за Россией по российско-персидскому Гюлистанскому мирному договору 1813 года. После ликвидации ханства в 1823 году Нагорный Карабах представлял собой сначала часть Карабахской провинции, затем — часть нескольких уездов Елизаветпольской губернии.

Таким вот образом, мы плавно подошли к прошлому столетию, в котором Карабах стал ареной борьбы Азербайджана и Армении в ходе Армяно-азербайджанской войны 1918-1920 годов. В конце сентября турецко-азербайджанские войска установили частичный контроль над Карабахом. В январе 1919 британское командование на Кавказе объявило, что Карабах и Зангезур признается под временным азербайджанским командованием до решения Парижской Мирной Конференции.

Это решение вызвало недовольство армян, но Армянскому Национальному Совету Карабаха пришлось покориться этим условиям после провальных боевых действий летом 1919. По армяно-азербайджанскому договору 22 августа 1919 Карабаху предоставлялась территориальная автономия, а местным армянам культурная автономия. Для объективного понимания, кто же все это время населяет Карабах, предлагаем немного проанализировать цифры.

А в Шушинском уезде подавляющее большинство армян было убито или покинуло город в результате Шушинской резни в конце марта 1920 года. В настоящее время Нагорно-Карабахская Республика другое официальное название — Республика Арцах, — непризнанное государство в Закавказье, провозглашённое 2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области НКАО.

Вы точно человек?

(участников) событий 1988 -1991 годов, принимавших участие в выполнении специального правительственного задания правительства Союза ССР на территории Закавказья (НКАО, Аз. У нас собрано более 48000 аббревиатур с более чем 102000 способами их расшифровки. Заявление МИД Армении о поддержке решения Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) от 20 февраля 1988 года о реализации.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий