Новости линия обороны ленинграда во время блокады карта

Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны.

Новости и события Российского исторического общества

Карты-схемы Ленинградского Фронта – 80 фотографий | ВКонтакте Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии.
Ошибка или подвиг: почему замкнулось блокадное кольцо | Ленинград Победа Линия обороны против финнов на севере (Карельский укрепрайон) сохранялась в северном пригороде Ленинграда с 1930-х годов и теперь была возобновлена.
Блокада Ленинграда. Финский вектор Всю блокаду в Ленинграде работали действующие храмы.
Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение За время блокады немцы обрушили на Ленинград 100 тыс. бомб и 150 тыс. снарядов.

5 спорных фактов о блокаде Ленинграда, которым мы верим. И очень напрасно

По-моему, это просто-напросто семидневный дом отдыха и помещается он в одном из павильонов ныне закрытого дома отдыха партийного актива Ленинградской организации в Мельничном ручье. Обстановка и весь порядок в стационаре очень напоминает закрытый санаторий в городе Пушкине… С мороза, несколько усталый, вваливаешься в дом с тёплыми уютными комнатами, блаженно вытягиваешь ноги… Каждый день мясное — баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное — лещ, салака, корюшка, и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 граммов белого и столько же чёрного хлеба на день… и ко всему этому по 50 граммов виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину. Питание заказываешь накануне по своему вкусу. Товарищи рассказывают, что районные стационары нисколько не уступают горкомовскому стационару, а на некоторых предприятиях есть такие стационары, перед которыми наш стационар бледнеет. Что же ещё лучше? Едим, пьём, гуляем, спим или просто бездельничаем, слушая патефон, обмениваясь шутками, забавляясь «козелком» в домино или в карты… Одним словом, отдыхаем! Профессор Яров отмечает, что описание еды, того, что человек съел за день — какая-то особая доминанта блокады, связанная с тем, что когда человек рассказывает о еде, то ему каким-то образом становится легче, это некий способ замещения самой еды. Партработники питались лучше, потому что при получении каши в столовой у них из продовольственной карточки не вырывали крупяные талоны, они могли получить крупу ещё в магазине, если она была в продаже.

Но столовский хлеб выдавали в обмен на карточки, за мясной талон давали второе. В первом полугодии 1942 года стационары, а затем столовые усиленного питания сыграли огромную роль в борьбе с голодом населения Ленинграда, восстановлении сил и здоровья значительного числа больных, что спасло тысячи ленинградцев от гибели. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы самих блокадников и данные поликлиник [103]. Во втором полугодии 1942 года для преодоления последствий голода было госпитализировано: в октябре — 12 699, в ноябре 14 738 больных, нуждавшихся в усиленном питании. На 1 января 1943 года 270 тыс. Незрячие воины В первые месяцы Великой Отечественной войны подавляющее большинство незрячих людей было эвакуировано из Ленинграда в глубокий тыл. В блокадном городе оставалось 300 инвалидов по зрению, добровольно отказавшихся его покидать. Незрячие Ленинграда не были иждивенцами.

Они трудились на заводах, в учебно-производственных мастерских Всероссийского общества слепых ВОС , музыканты, в составе концертных бригад выступающие в госпиталях и воинских частях. Особое место в истории блокады Ленинграда занимают незрячие слухачи. Впервые в истории в действующие войска были призваны незрячие люди. Для обнаружения вражеских самолётов применялась поисковая система « Прожзвук », которая состояла из прожектора, звукоулавливателя и поста управления, объединённых синхронной передачей. Главным звеном этой системы был «слухач» — оператор звукоулавливателя. Успех работы системы зависел от слуховых способностей человека, и обычному красноармейцу не всегда удавалось вовремя услышать звук приближающегося самолёта противника. Главным в звукоулавливателе был человек, обладающий идеальным слухом, а не акустическая система. Решение мобилизовать в качестве «слухачей» слепых далось нелегко, но оно было единственно верным.

Когда ПВО города объявило набор незрячих добровольцев для службы «слухачами», заявления подали практически все слепые, которые на тот момент находились в Ленинграде. Был проведён строжайший отбор кандидатов. Будущий «слухач», кроме хорошего слуха, должен был иметь крепкое здоровье, чтобы переносить предстоящие многочасовые нагрузки. Было отобрано 30 кандидатов, из которых затем выбрали 20 наиболее способных. Они были отправлены на специальное обучение. Ведь мало было просто услышать звук, надо было его чётко идентифицировать, определить на каком отдалении находятся вражеские самолёты. После обучения в действующую армию в январе 1942 года были зачислены 12 лучших незрячих «слухачей». В расчёт звукоулавливателя входили два бойца: зрячий и слепой.

Первый медленно поворачивал трубы, а второй следил за звуками неба. Это была очень тяжёлая работа — необходимо было много часов проводить в статичной позе, опершись на подголовник. Несмотря на трудности, незрячие бойцы продемонстрировали прекрасные результаты. В городе ещё ничего не было видно и слышно, а «слухачи» уже докладывали о приближении немецких самолётов. Это давало возможность силам противовоздушной обороны своевременно подготовиться к отражению налёта — вовремя поднять в воздух истребительную авиацию или открыть плотный заградительный огонь зениток. Вклад незрячих бойцов в оборону Ленинграда неоценим. Десятки тысяч горожан уцелели благодаря тому, что авиация противника обнаруживалась на дальних подступах к городу [112]. Безнадзорные дети В период зимы 1941—1942 годов с ростом смертности от истощения с каждым днём стала возрастать численность детей, потерявших родителей.

Матери и бабушки отдавали свою пайку хлеба малышам и погибали от истощения [113] [114] [115]. Использование пищевых заменителей Большую роль в преодолении проблемы снабжения продовольствием играло использование пищевых заменителей, перепрофилирование на их производство старых предприятий и создание новых. В справке секретаря горкома ВКП б Я. Капустина на имя А.

Начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Была подтянута тяжелая осадная артиллерия, фашисты начали методично разрушать город.

За время блокады немцы обрушили на Ленинград 100 тыс. В особенно трагическом положении оказалось мирное население. К моменту полной блокады удалось эвакуировать в тыл лишь небольшую часть жителей менее 500 тыс. В городе остались 2,5 млн. Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без запасов.

Хлеб доставлялся только авиацией, или по дороге, проложенной по льду Ладожского озера. Под постоянной бомбежкой и артобстрелами водители, несмотря на огромные потери, доставляли по «дороге жизни» лишь небольшое количество необходимых продуктов. Со страшной неумолимостью надвигался голод. С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше. По свидетельству блокадников, эта пайка хлеба представляла собой маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей и небольшой части муки.

Тут же разбитые пушки, сгоревшие танки, развороченные землянки». В конце 1942 г. План операции, получившей кодовое наименование «Искра», был разработан штабом Ленинградского фронта в конце ноября 1942 г. На ее подготовку Ставка отвела не более месяца: весной болотистые места стали бы непроходимыми. Однако в конце декабря 1942 г. Для обеспечения подхода к Неве было проложено около 50 км дорог. Особое внимание уделялось подготовке к ведению зимнего боя в лесу. В тылу каждого соединения были устроены полигоны, имитирующие условия участков наступления, проведены учения с боевыми стрельбами, а для командного состава — штабные игры. Всё происходило в обстановке строжайшей секретности, умело использовалась дезинформация. Перегруппировка войск производилась исключительно ночью или в нелетную погоду. Немцы узнали о планируемом наступлении всего за несколько дней и не успели подтянуть резервы.

Германское военное командование при этом понимало, что взять Ленинград в ходе весенне-летней кампании 1942 года не представляется возможным. Немцы предприняли активные попытки уничтожить корабли советского Балтийского флота ударами авиации и артиллерии. Но каких-либо существенных результатов эти атаки не принесли. В августе-сентябре 1942 года завязалось очередное сражение на 15-километровом участке германского кольца блокады, примыкающего на карте к Ладоге. Советские войска повторили попытку прорыва насыщенной немецкой обороны, и вновь безуспешно. В то же время эта атака сорвала намеченное наступление вермахта с форсированием Невы, для чего группу армий «Север» усилили 11 армией, отвлеченной с решающих направлений войны. Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году Операция 1943 года по прорыву блокады Ленинграда получила название «Искра» причем такое название предложил лично И. Для достижения цели в том же районе, где уже сколько раз советские войска терпели неудачи, были сосредоточены силы и средства, обеспечивающие пятикратное превосходство над противником. Операция началась 12 января, и через шесть дней Ленинградский и Волховский фронты соединились, прорвав ленинградское блокадное кольцо. Прорыв блокады Ленинграда Чуть более двух недель ушло на то, чтобы в пробитом к Ленинграду сухопутном коридоре запустить в действие железнодорожное и автомобильное сообщение. Этот новый путь снабжения города, по-прежнему остающегося в условиях блокады, был назван «Дорогой Победы». Вторая блокадная зима прошла в достаточно приемлемых условиях продовольственного снабжения «города Ленина». Посмотрите также Читать В феврале-апреле 1943 года советские войска под Ленинградом попытались развить свой успех и разгромить немецкую группу армий «Север», но сделать это не удалось. В составе немецких войск оборонительные действия вела, в частности, испанская «Голубая дивизия», сформированная на добровольческой основе из-за официального нейтралитета Испании во Второй мировой войне. Эта часть удерживала позиции на реке Ижора и смогла успешно отбить атаки частей советской 55-й армии.

Прорыв блокады Ленинграда

  • 8 сентября 1941 года началась 872-дневная блокада Ленинграда - Российское историческое общество
  • На последних рубежах
  • Main navigation
  • Информация
  • Следующая остановка — фронт

Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны

sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов. Карты в HD Блокада Ленинграда, Город фронт и прорыв блокады и освобождение от блокады Ленинграда со. Карта ленинграда во время блокады. Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда. Блокада Ленинграда: карта-схема.

Оборонительные сооружения Ленинграда (карты, схемы, старые фотографии)

Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта О финской половинке блокадного кольца и напрочь забытой войне с Финляндией в 1941–1944 гг. рассказано в книге «Блокада Ленинграда.
Новости и события Российского исторического общества Однако 8 сентября германские войска прорвались через станцию Мга на Шлиссельбург и отрезали Ленинград с суши, началась блокада Ленинграда 1941–1944 гг.

Карты в HD Блокада Ленинграда, Город фронт и прорыв блокады и освобождение от блокады Ленинграда со

Онлайн » Карты» Линия обороны ленинграда во время блокады карта. Эти памятники напоминают нам, что во время блокады Ленинграда прямо под носом у немцев создавалась система обороны, способная значительно задержать противника в случае полномасштабного наступления. sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов. Карты в HD Блокада Ленинграда, Город фронт и прорыв блокады и освобождение от блокады Ленинграда со. именно там проходила граница. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискарёвского и Серафимского кладбищ, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зелёный пояс Славы. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.

30 памятных мест Ленинградской блокады

Блокада Ленинграда линия фронта карта. Блокада Ленинграда карта. Карта блокада ленинградд. Линия блокады Ленинграда на карте. Ленинград линия фронта 1941.

Блокада Ленинграда карта событий. Карта блокады Ленинграда 1943. Прорыв блокады Ленинграда 1941. Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году.

Окружение Ленинграда в 1941. Карта блокады Ленинграда на современной карте города. Начало обороны Ленинграда 1941. Карта блокадное кольцо Ленинграда 1941-1944.

Карта блокада Ленинграда 1941-1944. Карта блокады Ленинграда 1942. Карта прорыва блокады Ленинграда в 1942 году. Карта обороны Ленинграда 1941.

Карта прорыва блокады Ленинграда в 1943 году. Карта блокады Ленинграда в 1941 году. Карта прорыва блокады Ленинграда в 1944 году. Оборона Ленинграда карта.

Линия обороны Ленинграда во время блокады карта. Линия обороны Ленинграда во время блокады на современной карте. Линия фронта вокруг Ленинграда 1941-1944. Освобождение Ленинграда карта.

Прорыв блокады Ленинграда 1944. Схема обороны Ленинграда в сентябре 1941. Блокада Ленинграда окружение Ленинграда. Оборона Ленинграда 1941-1944 карта.

Карта захвата Ленинграда в блокаду. Взятие Шлиссельбурга и начало блокады Ленинграда. Начало блокады Ленинграда карта. Снятие блокады Ленинграда карта 1944.

Кольцо блокады Ленинграда. Блокадное кольцо вокруг Ленинграда.

В 1942 году Пасха была очень ранней 22 марта по старому стилю. Весь день 4 апреля 1942 года шёл, с перерывами, обстрел города. В пасхальную ночь с 4 на 5 апреля город подвергся жестокой бомбардировке, в которой участвовали 132 самолёта.

Часов в семь вечера разразилась неистовая, сливавшаяся в один сплошной тарарам, зенитная пальба. Немцы летали низко-низко, окруженные густейшими грядами черных и белых разрывов.. Ночью, с двух до четырех приблизительно, был опять налет, много самолетов, неистовый огонь зениток. Фугасы, говорят, были сброшены и вечером и ночью, где именно — никто не знает точно кажется, завод Марти. Многие сегодня в страшной панике от налетов, точно их не должно было быть вовсе.

Александр Николаевич Болдырев, 4 апреля 1942 года [59] В храмах прошли пасхальные заутрени: под грохот разрывов снарядов и разбиваемых стёкол. Священник «освящал куличи». Это было трогательно. Шли женщины с ломтиками чёрного хлеба и свечами, батюшка кропил их святой водой. Митрополит Алексий Симанский подчеркнул в своём пасхальном послании, что 5 апреля 1942 г.

При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна Во время блокады в Ленинграде не было района, до которого не мог бы долететь вражеский снаряд. Были определены районы и улицы, где риск стать жертвой вражеской артиллерии был наибольшим. Там были размещены специальные предупреждающие таблички с таким, например, текстом: « Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна ». Несколько надписей были воссозданы в городе в память о блокаде.

Существуюшие мемориальные надписи воссозданы в 1960—1970-е г. Летом 1942 года были открыты некоторые учебные заведения, театры и кинотеатры; состоялись даже несколько джазовых концертов. В первую блокадную зиму продолжали работать несколько театров и библиотек — в частности, на протяжении всего периода блокады были открыты Государственная Публичная библиотека и библиотека Академии наук. Не прерывало своей работы Ленинградское радио. В августе 1942 года была вновь открыта городская филармония, где стали регулярно исполнять классическую музыку.

Во время первого концерта 9 августа в филармонии оркестром ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга была впервые исполнена знаменитая Ленинградская Героическая симфония Дмитрия Шостаковича , ставшая музыкальным символом блокады. Всю блокаду в Ленинграде работали действующие храмы. Неравенство По сохранившимся свидетельствам, партийное руководство не испытывало трудностей в питании и проживало в отапливаемых помещениях [62]. С началом работы в Смольном положение партийных работников кардинально меняется: С питанием теперь особой нужды не чувствую. Утром завтрак — макароны, или лапша, или каша с маслом и два стакана сладкого чая.

Днем обед — первое щи или суп, второе мясное каждый день. Вчера, например, я скушал на первое зеленые щи со сметаной, второе котлету с вермишелью, а сегодня на первое суп с вермишелью, на второе свинина с тушёной капустой. Качество обедов в столовой Смольного значительно лучше, чем в столовых в которых мне приходилось в период безделия и ожидания обедать. Геноцид евреев в Пушкине и других городах Ленинградской области Основная статья: Холокост в Пушкине Проводимая нацистами политика истребления евреев затронула и оккупированные пригороды блокадного Ленинграда. Так, было уничтожено почти всё еврейское население города Пушкин.

Один из карательных центров располагался в Гатчине : Гатчина была захвачена немецкими войсками на несколько дней раньше Пушкина. В ней были расквартированы специальные зондеротряды и айнзатцгруппа «А», и с тех пор она стала центром карательных органов, действующих в ближайших окрестностях. Центральный концентрационный лагерь находился в самой Гатчине, а несколько других лагерей — в Рождествено, Вырице, Торфяном — были, в основном, перевалочными пунктами. Лагерь в Гатчине предназначался для военнопленных, евреев, большевиков и подозрительных лиц, задержанных немецкой полицией 13 октября 1991 года в Пушкине был установлен памятник жертвам геноцида «Формула скорби» [63]. Трибуц , Ладожская военная флотилия образована 25 июня 1941 года , расформирована 4 ноября 1944 года ; командующие: Барановский В.

Также, на различных этапах битвы за Ленинград создавались Чудская и Ильменская военные флотилии [64]. Пантелеев [64]. Действия флота оказались полезными в ходе отступления в 1941 года, обороны и попыток прорыва Блокады в 1941—1943 годах, прорыва и снятия Блокады в 1943—1944 годов. Операции по поддержке сухопутных войск Направления деятельности флота, имевшие важное значение на всех этапах Ленинградской битвы: Морская пехота В боях на суше участвовали кадровые бригады 1,2-я бригады морской пехоты и подразделения моряков 3,4,5,6-я бригады формировали Учебный отряд,Главная база,Экипаж с кораблей, вставших на прикол в Кронштадте и Ленинграде. Части морской пехоты и пехотные части, сформированные из моряков, проявили себя при прорыве и снятии Блокады.

Всего из состава КБФ в 1941 году в Красную Армию для действий на сухопутных фронтах были переданы 68 644 человека, в 1942 — 34 575, в 1943 — 6 786, не считая части морской пехоты, входивших в состав флота или временно переданных в подчинение войсковым командованиям [66]. Корабельная и береговая артиллерия Корабельная и береговая артиллерия 345 орудий калибром 100—406 мм, в случаях необходимости вводилось более 400 орудий эффективно подавляла батареи противника, содействовала отражению сухопутных атак, поддерживала наступление войск. Флотская артиллерия оказала крайне важную артиллерийскую поддержку при прорыве Блокады, уничтожив 11 узлов укреплений, железнодорожный эшелон противника, а также подавив значительное количество его батарей и частично уничтожив танковую колонну [67]. Артиллерийские орудия форта «Красная Горка» 180 мм орудие 130-мм корабельная пушка образца 1935 года Б-13 305 мм орудие на ж. Кроме того, в августе 1941 года из частей ВВС КБФ была сформирована отдельная авиагруппа 126 самолетов , оперативно подчиненная фронту.

За время обороны города было совершено более 100 тысяч самолето-вылетов, из которых около 40 тысяч — для поддержки сухопутных войск [68]. Операции в акватории Балтийского моря и Ладожского озера Кроме роли флота в боях на суше стоит отметить непосредственную деятельность в акватории Балтийского моря и Ладожского озера, также оказывавшую влияние на ход боев на сухопутном ТВД : «Дорога жизни» Флот обеспечивал функционирование « Дороги жизни » и водного сообщения с Ладожской военной флотилией. В осеннюю навигацию 1941 года в Ленинград было доставлено 60 тысяч тонн грузов, в том числе 45 тысяч тонн продовольствия; из города было эвакуировано более 30 тысяч человек; из Осиновца на восточный берег озера было перевезено 20 тысяч красноармейцев, краснофлотцев и командиров. В навигацию 1942 года 20 мая 1942 — 8 января 1943 в город было доставлено 790 тысяч тонн грузов почти половину грузов составило продовольствие , из Ленинграда были вывезены 540 тысяч человек и 310 тысяч тонн грузов. В навигацию 1943 года в Ленинград было перевезено 208 тысяч тонн грузов и 93 тысячи человек [70].

Морская минная блокада С 1942 по 1944 год Балтийский флот оказался запертым в пределах Невской губы. Его боевым операциям препятствовало минное поле, где ещё до объявления войны немцы скрытно выставили 1060 якорных контактных и 160 донных неконтактных мин, в том числе к северо-западу от острова Найссаар, а через месяц их стало в 10 раз больше порядка 10 000 мин , как собственных, так и немецких [71] [72]. Действию подводных лодок препятствовали также минированные противолодочные сети. После того, как в них погибло несколько лодок, их операции также были прекращены. Вследствие чего флотом производились операции на морских и озерных коммуникациях противника преимущественно силами подводных лодок, торпедных катеров, авиации.

После полного снятия блокады стало возможным траление мин, где, по условию перемирия, участвовали и финские тральщики. С января 1944 года был поставлен курс на очистку Большого Корабельного фарватера, тогда основного выхода в Балтийское море. Постановлением правительства Санкт-Петербурга с 2005 года этот день считается официальным городским праздником и известен как День прорыва морской минной блокады Ленинграда [73] [74]. Боевое траление на этом не завершилось и продолжилось до 1957 года, а все воды Эстонии стали открытыми для плавания и рыболовства только в 1963 году [72]. Эвакуация Памятная доска, посвящённая морякам, погибшим при прорыве из Таллина в Кронштадт в 1941 году Флотом проводилась эвакуация баз и изолированных группировок советских войск.

В частности — эвакуация из Таллина в Кронштадт 28-30 августа, из Ханко в Кронштадт и Ленинград 26 октября — 2 декабря , из района сев. Валаам в Осиновец 17— 20 сентября , из Приморска в Кронштадт 1—2 сентября 1941 года, с островов Бьеркского архипелага в Кронштадт 1 ноября, с островов Гогланд , Большой Тютерс и др. Это позволило сохранить личный состав — до 170 тысяч человек [75] — и часть военной техники, частично вывезти гражданское население, усилить войска, оборонявшие Ленинград. Из-за неподготовленности плана эвакуации, ошибок в определении маршрутов следования конвоев, отсутствия прикрытия с воздуха и предварительного траления, вследствие действия авиации противника и гибели судов на своих и немецких минных полях имелись тяжёлые потери [76]. Десантные операции Проводились десантные операции, отвлекавшие силы противника в начале войны ряд из них закончился трагически, например Петергофский десант , Стрельнинский десант и позволявшие успешно наступать в 1944 году.

Из попыток предотвращения десантных операций противника наиболее известны уничтожение немецко-финской флотилии и отражение десанта в ходе боя за о. Сухо, Ладожское озеро , 22 октября 1942 года. Память За заслуги в ходе обороны Ленинграда и Великой Отечественной войне в целом 66 соединений, кораблей и частей КБФ и Ладожской флотилии были удостоены правительственных наград и отличий в ходе войны. В то же время безвозвратные потери личного состава КБФ в ходе войны составили 55 890 человек, из которых основная часть приходится на период обороны Ленинграда. Морякам-артиллеристам, защищавшим «Дорогу Жизни» на острове Сухо , 1 — 2 августа 1969 года, комсомольцами Смольнинского РК ВЛКСМ была установлена мемориальная доска с текстом из записей командира обороны.

Однако и Любанская, и Синявинская наступательные операции не увенчались успехом. Район между южным побережьем Ладожского озера и поселком Мга так называемое «бутылочное горлышко» , где расстояние между Ленинградским и Волховским фронтами было наикратчайшим 12—16 км , был по-прежнему занят частями немецкой 18-й армии. В этих условиях Ставкой ВГК был разработан план новой операции. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предписывалось «разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, разбить осаду г. Ленинград» и к исходу января 1943 года закончить операцию и выйти на линию река Мойка—Михайловский—Тортолово.

На подготовку операции был отведен почти месяц, за который в войсках развернулась всесторонняя подготовка к предстоящему наступлению. Особое внимание было уделено организации взаимодействия между ударными группировками для чего командование и штабы двух фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия, проведя ряд военных игр на основе реальной обстановки. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4 900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Оборону шлиссельбургско-синявинского выступа осуществляли основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов 18-й армии, численностью примерно 60 000 солдат и офицеров, при поддержке 700 орудий и минометов и около 50 танков и САУ. Ввиду значительного превосходства советской армии в живой силе и технике, немецкое командование рассчитывало удержать позиции, прежде всего, за счет мощи своей обороны: большинство поселков являлись опорными пунктами, передний край и позиции в глубине обороны были огорожены минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дзотами.

На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут. На Волховском фронте во 2-й ударной армии артподготовка продолжалась 1 час 45 минут. Артподготовка перед операцией «Искра» В 11 часов 50 минут был дан последний залп гвардейских минометов, и на невский лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона Ленинградского фронта. Наибольшего успеха в первый день добилась 136-я стрелковая дивизия командующий генерал-майор Н. Симоняк в районе деревни Марьино.

Быстро форсировав Неву, части дивизии взломали передний край обороны противника и к исходу 12 января продвинулись на 3—4 километра. Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия. К исходу дня дивизия продвинулась до 3 километров и создала угрозу окружения городокского узла обороны и 8-й ГЭС. Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах. Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы.

Хорошхин, с октября 1941 — капитан первого ранга В. Чероков , ведя с 10 июля упорные бои, к концу сентября остановили противника на рубеже реки Свирь. В августе развернулись бои на ближних подступах к Ленинграду. С 8 августа противник перешел в наступление на красногвардейском направлении. С 22 августа по 7 сентября велись бои на ораниенбаумском направлении. Враг был остановлен северо-восточнее Копорья. Боевые действия наземных войск развивались во взаимодействии с Балтийским флотом командующий вице-адмирал В.

Трибуц и Ладожской военной флотилией. Кроме поддержки сухопутных войск авиацией и артиллерией, флот решал самостоятельные задачи: защищал подступы к Ленинграду, нарушал коммуникации противника в Балтийском море, вел борьбу за Моонзундский архипелаг, главную базу флота — Таллин и за полуостров Ханко. В период обороны Ленинграда флот направил на сушу в бригады морской пехоты, отдельные стрелковые батальоны свыше 160 тысяч человек личного состава. На новгородско-чудовском направлении советские войска пытались контратаковать противника, но успеха не добились. За счет освободившихся войск немецкое командование усилило группировку, наступавшую на Ленинград, и перенесло сюда основные усилия авиации группы армий «Север». Создалась опасность окружения Ленинграда. Фролов и Ленинградский фронт командующий генерал-лейтенант М.

Попов, с 5 сентября К. Ворошилов, с 12 сентября Г. Жуков, с 10 октября генерал-майор И. Федюнинский, с 26 октября генерал-лейтенант М.

Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»

Все материалы авторские. История России. XX век.

Коммуникации блокированного Ленинграда. Перевозки Ладожской флотилии. Сентябрь 1941 — декабрь 1942 гг.

Пути доставки грузов в блокированный Ленинград в 1941 — 1942 гг. Разгром немцев под Ленинградом.

Ни о какой паре десятков километров, как до Марны, и речи не шло. Немцы практически вошли в город и закрепились в Пушкине, Павловске и Петергофе.

На юго-востоке Ленинграда, где сейчас находятся станции метро «Рыбацкое» и «Обухово», немцы подошли вплотную к городской застройке. Те, кто внимательно читал «Два капитана», наверняка помнят, как Катя Татаринова ездила на фронт на трамвае. Он просил не провожать его — это было рискованно, в Рыбацком без пропуска меня могли задержать. Но я поехала».

Более того, иные трамвайные маршруты уже были перерезаны немцами. Уникальная линия ОРАНЭЛ Ораниенбаумская электрическая линия , построенная незадолго до Первой мировой, оказалась разделена, когда осенью 1941 года Стрельна была захвачена немцами. Танки КВ, выпускавшиеся на Кировском заводе, расположенном на юге Ленинграда, практически выезжали из ворот на фронт. Нельзя сказать, что враг стоял у ворот города: он уже вошёл в город.

На последних рубежах Ленинград постоянно готовился к нападению, полномасштабной атаке. Горожане рыли десятки километров окопов, строили полномасштабные доты и дзоты долговременные и дерево-земляные огневые точки.

Закончились запасы топлива, кроме того, в жилых домах прекратилась подача электричества. Вышел из строя водопровод, были разрушены 78 км канализационной сети. За сентябрь — ноябрь 1941 года в городе 251 раз раздавалась воздушная тревога.

Средняя ежедневная продолжительность артобстрела в ноябре 1941 года достигла 9 часов. За время блокады от голода и обстрелов умерло более 641 тыс. Таким образом, в результате смертности, эвакуации и дополнительных призывов в армию население Ленинграда за период с сентября 1941 года по сентябрь 1942 года уменьшилось на 1 млн 837 тыс. В тяжелейших условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Борьба за Ленинград была ожесточенной.

Большую заботу о городе проявляла вся страна. Важнейшую роль в его освобождении сыграли воины Ленинградского фронта и моряки Балтийского флота. Большое значения имели действия партизан.

Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта

Другое дело, что сдача города вряд ли бы спасла сотни тысяч людей. Во-первых, нужно понимать, что война на Восточном фронте велась совсем по другим правилам, чем на Западном — поэтому некорректно сравнивать сдачу Парижа и сдачу Ленинграда. Немецкая армия и гражданская администрация совсем не делала приоритетной задачу выживания советских граждан на оккупированных территориях — это становится ясно и из дневниковых записей людей, которые остались под оккупацией дневники, опубликованные в сборнике под редакцией Олега Будницкого «Свершилось! Немцы пришли». Население Варшавы сократилось за годы войны с 1 300 000 человек до примерно 400 тысяч человек в 1945 году. Население Киева за время оккупации сократилось с 800 тысяч человек до 180 тысяч. В Витебске количество жителей упало со 160 тысяч до 100 тысяч человек. Приведённые примеры показательны: можно представить, что было бы с населением трёхмиллионного города в случае сдачи, и тем более понять, что бы ждало 200-тысячную еврейскую общину города — зная о Бабьем Яре и о Варшавском гетто. В-третьих, в первый год войны немецкой армии не хватало тёплых вещей и иногда провизии даже для собственных солдат. Жителям оккупированного города не стоило бы ждать какой-то сентиментальности и помощи — скорее наоборот.

Население было бы ограблено, а его тяготы и нужды нисколько не волновали оккупантов. В итоге, не стоит думать, что сдача города врагу каким-то образом могла бы сыграть позитивную роль для ленинградцев. Фельдмаршал Финляндии Маннергейм любил Ленинград и потому приказал не стрелять по городу Этот миф повторяется в разных видах — от того, что финская армия не переходила старой границы, которая была между СССР и Финляндией до Зимней войны 1939—1940 года, до рассказов о том, что Маннергейм так любил город, что не допускал даже мысли о серьёзной атаке на город. Всё это, конечно, далеко не правда. На самом деле, финская армия перешла старую границу, захватив такие населённые пункты, как Старый Белоостров, Александровка. Дальнейшему их продвижению к городу помешала не какая-то любовь главнокомандующего к городу, а отчаянное сопротивление Красной Армии. Кроме того, свою роль сыграло решение, принятое немецкой армией из-за безостановочной обороны советской армии: немцы решили отказаться от идеи штурма города и остановили своё продвижение. Вот цитата о намерениях фельдмаршала: «Тогда 25 июня 1941 года в Хельсинки поступила секретная телеграмма из Берлина от финского посланника Т. Кивимяки, в которой последний сообщал о том, что Г.

Геринг уведомил его о роли Финляндии в блокировании и осаде Ленинграда. Рейхсмаршал заверял финское руководство, что Финляндия получит территориально с лихвой всё то, «что захочет».

Загадка четвёртая Почему работал Кировский завод?

Факт тоже известный - он находился в 3 трёх!!! Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону про артиллерийские орудия большего калибра я просто молчу. Из района Кировского завода эвакуировали жителей , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов …» Вы понимаете, что здесь написано?

Здесь написано, что лютый враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, не удосужился за это время уничтожить Кировский завод, выпускавший военную технику, хотя это можно было сделать за один день! Чем это можно объяснить? Либо тем, что немцы совсем стрелять не умели, либо тем, что у них не было приказа уничтожать завод врага, что не менее фантастично, чем первое предположение; либо немецкие войска, которые стояли под Ленинградом, выполняли другую функцию , пока нам неведомую… Чтобы понять, как выглядит город, по-настоящему обработанный артиллерией и авиацией, можно фото Сталинграда , который обстреливали не 3 года, а гораздо меньше времени… Окончание.

Здесь - блокадные 1942 и 1943 годы. Точно так же, как и в 1-й части, просьба прочесть и написать, если что-то показалось не так или коряво. Интересно, наверное, далеко не всем, а в основном любителям и знатокам истории Ленинграда и военной истории.

Поэтому целиком прячу под кат. Город Колпино, 16 сентября 1942 г. Фотоплан на базе аэрофотосъёмки.

Сравнение этого изображения со съёмкой ноября 1941 г. Крупные здания, используемые вражескими бомбардировщиками и артиллеристами для прицеливания, пока сохранились практически все. Значки, нанесённые на снимок немецким топографом, отображают особенности организации обороны города в 1942 г.

Водонапорные башни подписаны, как ориентиры. Обозначены также окопы, оборонительные препятствия и позиции зенитных орудий кружок с тремя линиями. Шушары и южное Купчино, 16 сентября 1942 г.

Территория, которая спустя 60 лет превратится в промышленную зону, до войны и в военное время была занята торфоразработками Обуховского торфокомбината фабрики «Изоплит» : светлые полосы в правой нижней части фото — непосредственно торфоразработки, левее западнее — заводоуправление и производственные корпуса комбината. Вдоль железнодорожных линий и шоссейных дорог — плотный пояс оборонительных сооружений: окопы, заграждения, огневые точки. Севернее линии железной дороги — противотанковый ров.

Тёмная линия ответвления от железной дороги к северу на всех современных картах обозначалась, как разобранный участок; по виду на снимке — предполагаемая маскировка какого-то объекта, или ложная цель. По всей территории видны следы взрывов; их наибольшее число располагается вблизи транспортных коммуникаций, оборонительных сооружений и корпусов торфокомбината, который работал в блокаду, снабжая осаждённый город топливом. Рыбацкое и Усть-Славянка, 16 сентября 1942 г.

Застройка Рыбацкого на левом и Новосаратовки на правом берегу Невы — преимущественно малоэтажная, имеют лишь незначительные следы разрушений. Планировка территории сохранится в целом такой же до 1980-х гг. Мурзинки северо-западная часть снимка со спрямлением.

Моста по старому Шлиссельбургскому тракту вдоль Невы на дату съёмки уже нет. В годы блокады через Рыбацкое прошла линия второго пояса оборонительных сооружений. На этом снимке она прослеживается по следу противотанкового рва на обоих берегах Невы и понтонному мосту через реку.

На южном берегу Невы читаются свежие брустверы. Между ними — много окопов, которые идут по диагонали через участки внизу снимка. На правом берегу Невы — также многочисленные окопы и ходы сообщения.

Трассировка дорог прочерчена по эмульсии при обработке снимка топографом; Каляевская улица ошибочно дешифрирована дорогой, хотя представляла собой только насыпь для трамвайной линии. Пулково и Киевское шоссе, 16 сентября 1942 г. Одна из самых «горячих» точек военных лет, место ожесточённых боёв в сентябре 1941-го и летом 1942-го.

Рубеж на пути к Ленинграду, который гитлеровская армия не смогла преодолеть. Линия фронта, линия блокады Ленинграда прошла в левом нижнем углу снимка, у подножия Пулковских высот. Читаются контуры планировки района аэропорта «Шоссейная», однако вся территория испещрена взрывами, а от застройки остались только наиболее крупные здания, используемые в качестве ориентиров гитлеровцами и прикрытия — защитниками Ленинграда.

Построек населённых пунктов Пески, Толмачи, Галлерово, расположенных на склонах Пулковской гряды, уже практически нет. По всей территории видны окопы, которые выделяются брустверами; в северной части — противотанковый ров второго оборонительного пояса здесь он был ближайшим к фронту и орудийные позиции. Урицк, 16 сентября 1942 г.

Планировка района — такая. Какой она выглядит на снимке, - сложилась в 1930-е гг. После войны восстановлены были только отдельные здания вблизи станции Лигово, от планировки северной части Урицка не сохранилось ничего.

Урицк был занят немецкими войсками 19 сентября 1941 г.

Весной 1942-го, как только появилась трава, жители города воспользовались ею для приготовления пищи, и за короткий срок растительности не осталось. Огромное значение для блокадников имела Дорога жизни - ледовый путь через Ладожское озеро, который функционировал с 22 ноября 1941 года по 23 апреля 1942-го. Именно эта связь с Большой землей позволила к весне 1942 года создать в городе продовольственный запас на 2 месяца, в результате которого, наконец, была увеличена норма выдачи хлеба. Дорога начала действовать в те дни, когда норму продовольствия в городе урезали до минимума, а люди массово умирали от голода. Строительство Дороги жизни стало грандиозным проектом, помогающим решить множество задач. Через Ладожское озеро были проложены телефонно-телеграфный, электрический кабели, которые обеспечивали связь с Большой землей и электроснабжение Ленинграда. На дне озера построен трубопровод для снабжения топливом, Ладожская военная флотилия защищала коммуникации, а Северо-Западное речное пароходство перевозило грузы в то время, когда льда на озере не было. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. Осенью 1941 года советские войска предприняли две Синявинские операции, но успеха они не принесли.

Войска Невской оперативной группы захватили и удерживали небольшую территорию, которая известна как "Невский пятачок". С него во время второй Синявинской операции предпринимались особенно ожесточенные попытки прорвать блокаду. Еще две операции были проведены в 1942 году, но и они не принесли результата. В конце 1942 года совет Ленинградского фронта подготовил план еще двух наступательных операций: Шлиссельбургскую задача - снятие блокады и постройка железной дороги и Урицкую для восстановления сухопутной связи с Ораниенбаумским плацдармом. От Шлиссельбургской было принято решение отказаться, а Урицкую потом переименовали в операцию "Искра". Она была назначена на начало января 1943 года и результатом проведения стал прорыв кольца немецких войск.

Таким образом, к середине месяца в группе армий «Север» значилось 33 дивизии, в том числе две танковые и три моторизованные, и две бригады.

Войска Ленинградского фронта продолжали укреплять оборону на южных рубежах, на Карельском перешейке и в районе Ораниенбаума. Одновременно велись работы по усовершенствованию морских подступов к Ленинграду. Немецкие силы в полтора раза превосходили советские войска по численности личного состава и более чем в два раза — по количеству танков и артиллерии. В столь сложной обстановке началась Синявская наступательная операция Ленинградского фронта по деблокаде города, которую, однако, вскоре пришлось прекратить из-за тяжелого положения на тихвинском направлении. Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков. Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя.

Как подчеркнул старший научный сотрудник Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Александр Кутузов , часть ленинградских детей ошибочно отправили прямиком навстречу наступающему противнику. Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией, тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства. Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте.

К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались. Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам. Катастрофически не хватало также топлива и сырья для промышленности, снизилась выработка электроэнергии. При этом в Ленинграде функционировали школы, вузы и НИИ. В театрах игрались спектакли, после которых изможденные недоеданием зрители выносили артистам не цветы, а ломтики хлеба. Дорога жизни В январе 1942 года Государственный комитет обороны направил в Ленинград будущего советского премьера, а тогда зампредседателя правительства Косыгина — ему поручалось руководство и принятие решений по всем вопросам, касающимся обороны города, эвакуации населения и оборудования. В качестве уполномоченного ГКО он выполнял работы по снабжению, участвовал в деятельности местных советских и партийных органов.

Их удалось вывезти в период по 15 апреля благодаря хорошо организованной работе ледовой трассы, что ставится исследователями в заслугу Косыгину. С большими трудностями проходила в холодных зимних условиях доставка ослабленных голодом людей поездами к Ладожскому озеру, а далее по Ледовой трассе через Ладогу в автобусах или открытых грузовых автомобилях на восточный берег озера, — писал он десятилетия спустя. Налаживанию этой коммуникации предшествовала колоссальная работа по строительству подъездных путей, оборудованию портов и причалов, углублению фарватеров и гаваней. Военно-автомобильную дорогу ВАД оснастили съездами, домиками для регулировщиков из снега и льда и большими утепленными палатками. Транспортировка грузов осуществлялась в крайне тяжелых условиях, часто под атаками немецкой авиации, в штормовую погоду. Увеличить объемы перевозок не позволяла нехватка портов и судов. Тем не менее в осеннюю навигацию 1941 года в блокированный Ленинград было доставлено 60 тысяч тонн грузов: 27 тысяч тонн зерна Более 15,5 тысячи тонн муки 1265 тонн крупы 214 тонн мяса 88 тонн рыбы 51 тонна масла 200 тысяч банок мясных и рыбных консервов 1 миллион банок сгущенки Оптимизация работы ВАД позволила с 11 февраля 1942 года восстановить нормы выдачи хлеба, применявшиеся до 12 сентября 1941-го.

С этого же момента продовольственные карточки отоваривались полностью по всем видам продуктов. Легендарная Дорога жизни сыграла исключительную, если не решающую роль в обороне Ленинграда. Первая блокадная зима была для жителей поистине страшной. Чувства и мысли людей выразила остававшаяся в городе поэтесса Ольга Берггольц : «Бессонны ночи, тяжек день любой.

Загадки блокады Ленинграда

Карты в HD Блокада Ленинграда, Город фронт и прорыв блокады и освобождение от блокады Ленинграда со Во время обороны Ленинграда подступы к осажденному городу прикрывали сотни дотов и дзотов.
Вражеское кольцо вокруг Ленинграда Однако из всего богатейшего селекционного фонда института во время блокады Ленинграда не было тронуто ни единого зернышка, риса или картофельного клубня.
Фронт в твоём дворе: последняя линия обороны Ленинграда – Блокады именно города Ленинграда в действительности не было.
Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта | История и техника | «Мир танков» Оборона Ленинграда и блокада — урок беспримерного мужества всей стране, всему миру.

Как возникло кольцо блокады Ленинграда 80 лет назад

О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов. Первый из них вышел весной 1941 года и назывался «Варежки» — единственный снятый во время самой блокады. Снятие блокады Ленинграда. За время блокады немцы обрушили на Ленинград 100 тыс. бомб и 150 тыс. снарядов. Блокада Ленинграда: карта-схема. За время блокады по трассе через Ладогу из Ленинграда эвакуировали более миллиона человек. Блокáда Ленингрáда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны. Линия обороны Ленинграда во время блокады на современной карте.

125 граммов, 872 дня, 630 тысяч человек — цифры и символы блокады Ленинграда

Передовые части выдвинулись на позиции менее, чем за сутки до начала наступления, а танки — в ходе артиллерийской подготовки, когда уже грянул гром. А он грянул не только в переносном смысле «Январский гром» — кодовое название Красносельско-Ропшинской операции , но и в прямом. В течение лета и осени 1943 года Ставка насыщала Ленинградский и Волховский фронты артиллерией — как противотанковой, так и дивизионной, и тяжёлой. В декабре 1943 года он был равен 82,8 тонны против 29,8 тонн в декабре 1941 года, то есть вырос в 2,8 раза без учёта 50-мм минометов , — отмечает исследователь Б. На Волховском фронте к началу наступления имелось 3551 орудие и миномёт, а кроме того, 21 дивизион полевой реактивной артиллерии. Утром 14 января на противника обрушился огневой молот орудий 2-й ударной армии, береговой и корабельной артиллерии Балтийского флота — более сотни тысяч снарядов и мин в течение 65 минут.

Затем, под прикрытием морской авиации, в атаку пошли советские стрелки в белых маскхалатах. Артиллерийская поддержка серьёзно упростила для красноармейцев выполнение боевых задач: из 251 цели огнём были поражены 169, а батареи противника отмалчивались более получаса. Однако вскоре руководство войсками 3-го танкового корпуса СС было восстановлено, и началась борьба, особенно ожесточённая в районе опорного пункта Гостилицы. Роль танков, самоходок и другой техники Войска 48, 90 и 131-й стрелковых дивизий 2-й ударной армии в наступлении поддерживали артиллеристы и танкисты: армии было придано 169 танков и два десятка самоходок. После занятия передовой траншеи противника пехотой свой ход сделали танкисты.

К концу дня войска Красной Армии углубились в неё на направлении главного удара — почти на 4 километра, а общая протяжённость фронта наступления 2-й ударной армии составила 10 км. Бой на северо-западе Гостилиц был особенно ожесточённым, противоборствующие войска неоднократно выбивали друг друга с этой полосы земли. Тем не менее, на исходе первого дня наступления верх в этой борьбе одержала советская армия. Итог дня — продвижение в районе Лиговского канала на 4,5 километра в центре и до полутора километров на флангах; ещё день спустя — прорыв на 8 км. Симоняка достиг второй полосы вражеской обороны.

Под Новгородом, на Волховском фронте, 14 января части 59-й армии незаметно достигли по льду западного берега озера Ильмень и закрепились на нём. Снегопады и метели не позволяли авиации 14-й воздушной армии поддержать войска, артиллерии же не удалось подавить все вражеские опорные пункты. Прорвать основную полосу немецкой обороны здесь удалось только на второй день. Бойцы 16-й танковой бригады, наступая в сложнейших условиях, достигли шоссейной дороги Новгород — Чудово, а после перерезания ещё одной дороги вражеские войска в Новгороде оказались под угрозой окружения. День за днём советские войска продвигались вперёд.

Продвигались трудно, ломая прочную немецкую оборону, шли через снега и завалы, форсируя реки танками по льду, а то и вброд. Опорные пункты приходилось штурмовать, как высоту 172,3 Воронья гора — самую высокую точку Ленинградской области. В ходе ночной атаки 19 января 1944 года гвардейские стрелки 63-й дивизии вместе с танкистами и бойцами 17-й штурмовой инженерно-саперной бригады с боем заняли её. На исходе тех же суток авангарды 2-й ударной и 42-й армий сомкнулись близ Ропши; на следующий день петергофско-стрельнинская группировка противника была разгромлена, а в 11 часов 25 минут 20 января красное знамя было поднято над Кремлём в освобождённом Новгороде. Чтобы избежать окружения, противник начал отходить из Мги, освобождённой тем же днём.

Салют над Ленинградом У командования Ленфронта уже не было сомнений в предстоящем снятии блокады Ленинграда: тогда же, 21 января, оно обратилось к И. Степанов подписал приказ о проведении салюта: 224 орудия из общего числа — артиллерия Ленинградского фронта, еще сотня пушек — корабельно-зенитная артиллерия с кораблей Краснознаменного Балтийского флота.

Ленинградская блокада, длившаяся с сентября 1941 по январь 1944 годов, стала значимой страницей в истории города и страны. Ленинградцы смогли упорной обороной спасти город от полного уничтожения, которое угрожало ему в случае падения. Исторические предпосылки и положение города Заложенный как новая столица, Санкт-Петербург играл эту роль вплоть до конца существования Российской Империи. Несмотря на близость к границе, войны обходили его стороной. Революции, смена государственного строя, возврат центра управления страной в Москву отразились в переименованиях города на Неве в Петроград, затем в Ленинград, но сохранился его статус важнейшего политического, промышленного, научного, культурного и транспортного центра.

К концу 1930-х годов «северная столица» насчитывала более 3 миллионов жителей, а расположенные здесь предприятия являлись существенной составляющей оборонно-промышленного потенциала СССР. Но наличие госграницы всего лишь в 30-35 километрах от Ленинграда представляло собой проблему безопасности стратегического значения. Попытки обеспечить перенос советско-финляндской границы дальше от города путем переговоров были довольно активными, но не принесли успеха. По итогам военного конфликта с Финляндией в 1939-1940 гг. Нехватка транспорта, задействованного для обеспечения боевых действий, перебои с топливом и продовольственным снабжением имели место, но оказались преодолены и дали нужный опыт многим городским руководителям. А даже частичные военно-мобилизационные мероприятия светомаскировка, передача части школ под военные госпитали сделали ленинградцев более подготовленными к грядущей большой войне. В составе Ленинградского военного округа после советско-финляндской войны оставались штабы трех армий 7-й, 14-й и 23-й.

Но их численный состав и ударную мощь, основанную на современной военной технике, к тому времени уже существенно сократили в пользу западных приграничных округов. Флот располагал внушительными силами авиации и противовоздушной обороны. Начало войны июнь-сентябрь 1941 года Германский план «Барбаросса», разработанный для войны с Советским Союзом, прямо указывал на Ленинград в качестве одного из трех главных направлений ударов.

Немцы предприняли активные попытки уничтожить корабли советского Балтийского флота ударами авиации и артиллерии. Но каких-либо существенных результатов эти атаки не принесли. В августе-сентябре 1942 года завязалось очередное сражение на 15-километровом участке германского кольца блокады, примыкающего на карте к Ладоге. Советские войска повторили попытку прорыва насыщенной немецкой обороны, и вновь безуспешно. В то же время эта атака сорвала намеченное наступление вермахта с форсированием Невы, для чего группу армий «Север» усилили 11 армией, отвлеченной с решающих направлений войны. Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году Операция 1943 года по прорыву блокады Ленинграда получила название «Искра» причем такое название предложил лично И.

Для достижения цели в том же районе, где уже сколько раз советские войска терпели неудачи, были сосредоточены силы и средства, обеспечивающие пятикратное превосходство над противником. Операция началась 12 января, и через шесть дней Ленинградский и Волховский фронты соединились, прорвав ленинградское блокадное кольцо. Прорыв блокады Ленинграда Чуть более двух недель ушло на то, чтобы в пробитом к Ленинграду сухопутном коридоре запустить в действие железнодорожное и автомобильное сообщение. Этот новый путь снабжения города, по-прежнему остающегося в условиях блокады, был назван «Дорогой Победы». Вторая блокадная зима прошла в достаточно приемлемых условиях продовольственного снабжения «города Ленина». Посмотрите также Читать В феврале-апреле 1943 года советские войска под Ленинградом попытались развить свой успех и разгромить немецкую группу армий «Север», но сделать это не удалось. В составе немецких войск оборонительные действия вела, в частности, испанская «Голубая дивизия», сформированная на добровольческой основе из-за официального нейтралитета Испании во Второй мировой войне. Эта часть удерживала позиции на реке Ижора и смогла успешно отбить атаки частей советской 55-й армии. В ноябре 1943 года дивизия была отозвана к себе на родину.

Рядом с железнодорожным виадуком у Кировского завода на проспекте Стачек читается баррикада — здесь был один из контрольно-пропускных пунктов из города в сторону линии фронта. Невдубстрой, 24 января 1943 г. Кирова и 2-го Городка посёлка Невдубстрой при предприятии. Строительство объекта было начато в 1931 году по проекту отечественных проектных институтов, впервые без технической помощи и участия иностранных специалистов.

Во время боёв за Ленинград оборудование и все сооружения станции были полностью разрушены. Снимок сделан во время проведения операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12-30 января 1943 г. По обеим берегам Невы — множество оборонительно-наступательных сооружений, окопы обеих сторон. В день съёмки Красная Армия уже перешла Неву, прорвав оборону гитлеровцев, и бои шли восточнее.

На льду реки видны беспорядочные следы разрывов немецких снарядов обстрел вёлся со стороны севера ; результаты «работы» наших артиллеристов — только на левом берегу. Снимок иллюстрирует высокое качество и контрбатарейной борьбы наших войск: немецкие разрывы, в основном, миномётные. Шлиссельбург, 24 января 1943 г. Территория города Шлиссельбурга, оккупированного и практически полностью разрушенного в годы войны.

Северный участок операции по прорыву блокады Ленинграда. В нижней части снимка — уже строящаяся низководная железнодорожная переправа через Неву. Пробный поезд по этой трассе, названной «Дорогой Победы», прошёл уже 2 февраяля 1943 г. Кронштадт, 29 сентября 1943 г.

Город и военно-морская база наиболее сильно пострадали от налёта люфтваффе 23 сентября 1941 г. Часть кораблей, различимых на снимке, - потопленные или подтопленные; отличить их от действующих на снимке такого разрешения сложно из-за малости глубин. У юго-восточного торца канала Петровского дока — повреждённый линкор «Петропавловск» до 31. Петровский док и доковый бассейн заполнены водой.

Повреждения сооружений фортов не различимы, все форты видны в их исходных контурах. Севернее форта Пётр I — большой пороховой склад. Хорошо читаются возможно, выделены при дешифрировании нити системы узкоколейных железных дорог по всему острову, от складов и Морского завода к фортам. Шлиссельбург, 29 сентября 1943 г.

Территория Шлиссельбурга, освобождённого в январе 1943 г. Русла Староладожского и Малоневского каналов — сухие, перекрыты шлюзами. Через Неву устроено несколько железнодорожных мостов и автомобильных переправ — в случае повреждения одного от бомбёжек или обстрелов, другие продолжали работать. Выше по течению находятся автотранспортные, ниже — железнодорожные низководный и высоководный мосты.

Автотранспортный мост устроен также и из самого Шлиссельбурга. Светлая вытянутая полоса на левом берегу Невы юго-восточнее Шлиссельбурга — железнодорожная станция. На правом берегу — торфоразработки и карьеры, заполеннные водой после добычи торфа. Некоторые из них просуществовали до 1980-х.

Я хочу обратить ваше внимание на статью Алексея Кунгурова из Челябинска под названием , которую в своё время незаслуженно проигнорировали все мировые СМИ. Более подробно об этом можно посмотреть и послушать в записи его Интернет-Конференции «Управление историей, как системой знаний» … В Ленинграде того времени было немало странностей и непонятностей, которые мы сейчас и озвучим, используя множество фрагментов из названной статьи Алексея Кунгурова. Загадка первая На этих картах хорошо показан окружённый район, в котором находился г. Кунгурова начинается с анализа о том, что на город за время блокады упало 148 478 снарядов.

Факт тоже известный — он находился в 3 трёх!!! Из района Кировского завода , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов …» Вы понимаете, что здесь написано? Либо тем, что немцы совсем стрелять не умели, либо тем, что у них не было приказа уничтожать завод врага, что не менее фантастично, чем первое предположение; либо немецкие войска, которые стояли под Ленинградом, выполняли другую функцию , пока нам неведомую… Чтобы понять, как выглядит город, по-настоящему обработанный артиллерией и авиацией, можно , который обстреливали не 3 года, а гораздо меньше времени… Загадка пятая Как снабжался Кировский завод? По размещённым в Интернете фотографиям мы можем представить это крупное и серийное производство.

Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию. С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось … Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками…» Для того чтобы работало и выпускало продукцию крупное машиностроительное предприятие, каким был «Кировский завод», необходимо очень серьёзное, постоянное снабжение. И это должна быть не только электроэнергия в необходимых и весьма больших объёмах, но и сырьё металл нужных марок тысячами тонн , комплектующие тысяч наименований, инструменты тысяч наименований, продукты питания и вода для рабочих и очень много всего остального. Кроме этого, нужно же было куда-то девать готовую продукцию!

Это же не авторучки! Это же крупные изделия, которые можно было транспортировать только своим ходом, морским или железнодорожным транспортом. А то, что продукция изготавливалась, подтверждают письменные свидетельства : «Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий