Новости криминальный татарстан слово пацана читать

Криминальный Татарстан 1970–2010-х годов» (2021 год), которая легла в основу сценария сериала.

«Слово пацана»

Ездили на жёлтых "хаммерах", жили богато, но недолго. Гибли в перестрелках, сами убивали ни в чём не повинных людей, попавших под перекрёстный огонь. Их захватывали в заложники и казнили бандиты из других ОПГ — в Казани разгорелись войны между бандами. Попытки перемирия часто завершались разборками. Например, война межу "Перваками" и борисковскими началась с инцидента в ресторане "Нарат", где бандиты мирились, но перепились и открыли стрельбу. В 1998 году лидер "Хади Такташа" объявил награду за каждого убитого первака. В результате резни на тот свет отправились семь перваков.

В середине 1990-х были убиты авторитеты Николаев и Гусев, в 1998-м до смерти забили Павла Кудряшова и убили Марата Исхакова. На счету "Перваков" тоже немало смертей. Вы удивитесь, но многие из бандитов до сих пор на свободе их вина в суде не доказана или числятся в розыске. Но другие сидят пожизненно или "скончались" во время следствия. Чем известен одиозный киллер из 1990-х годов Саша Солдат, который скоро выйдет на свободу "Жилка" Эта группировка вошла в силу в лихие 1990-е годы, вобрав в себя более мелкие банды. Основным лидером стал Хайдар Закиров.

В банде существовала жёсткая дисциплина: провинившихся избивали и убивали. В Питере казанские подчинили себе магазины Невского проспекта, рынки, под их влиянием оказались банки. Затем Закиров распространил контроль и на север Москвы. Вскоре за эти территории разгорелась нешуточная война внутри ОПГ. В результате конкуренции Закирова убили в 1996 году. Остатки банды орудовали вплоть до нулевых.

В 2002 году бандитов взяли. Им были предъявлены обвинения в преступлениях, в том числе в 20 убийствах. Лидер ОПГ Марухин был приговорён к пожизненному сроку, а другие получили от 17 до 25 лет.

Это единственная книга, целиком составленная из голосов выживших — и желающих рассказать правду. Марк Галеотти, политолог, автор книги «Воры. История организованной преступности в России» «Уличные группировки — нечто большее, чем просто сборище хулиганов, это дворовые протогосударства, сигнализирующие о кризисе и утрате связей в обществе. Про казанские уличные группировки слышали многие.

Формирование уличных понятий, ритуалов и запретов. Группировки появились на каждой улице, соседи дерутся стенка на стенку за территории. Массовые драки, жесткая дисциплина, запрет на курение и алкоголь; местами появляется отличительная атрибутика: «новотатарские» носят значки «Речфлот», «зининские» — зеленые шапки-фернандельки. Конец 1980-х — появление свободного предпринимательства и кооперативщиков, а с ними и рэкета, первых больших денег. Группировки постепенно встают на экономические рельсы. Первыми на новые порядки отреагировали «борисковские». Силовой бизнес трансформируется: крышевание и рэкет из платы за безопасность развиваются до более сложных форм того, что социолог Вадим Волков, изучающий организованную преступность, назвал «силовым партнерством» , где вы и ваш «коммерс» — уже совладельцы и партнеры.

Характерны войны внутри группировок за сферы влияния. Многие после этого переезжают в Москву и Петербург.

Этот пример хорошо показывает, что искусство не способно сделать человека лучше. Поэтому создавать исключительно «положительно прекрасные» произведения, избегая каких-то страшных тем, кажется мне напрасной затеей.

А еще искусство должно говорить об актуальных проблемах, о сложных вещах. Неслучайно в середине ХХ века много говорили о том, что после Холокоста нельзя заниматься искусством так, как делали это раньше. Каждая историческая эпоха преподносит новую почву для рефлексии, поэтому я считаю, что нет таких тем, которые нельзя затрагивать в искусстве. Уличное насилие — одна из таких сложных тем.

Если на кого-то она оказывает негативное влияние, это не повод в принципе не поднимать ее. Источник: START Я думаю, фейки про подростков, якобы собирающихся в банды после просмотра «Слова пацана», будут тиражироваться до тех пор, пока выходят новые эпизоды сериала. Проект стал очень масштабным явлением, и людям хочется быть как-то к нему причастным — многие пишут фанфики про его героев, снимают тематические ролики, проводят какие-то анализы персонажей, ищут на картах местоположение казанских группировок и так далее. Люди отвечают творчеством на творчество.

Это касается и журналистов. Однако стоит понимать, что в любое время многие молодые люди из провинций интересуются достаточно маргинальными вещами, увлекаются маргинальными субкультурами, зачастую связываются с криминалом. Группировщик всегда видит в ком-то врага, угрозу. Но глобальных параллелей между восьмидесятыми и нашими двадцатыми я не вижу.

Ожидать, что уличное насилие и дворовые субкультуры возродятся, не стоит. Почему зумеры не следуют примеру старшего поколения и не восполняют экзистенциальную пустоту насилием? У зумеров есть гораздо больше возможностей для реализации себя благодаря другому экономическому положению, а также интернету. Человек всегда хочет найти себе что-то близкое по духу, встретить похожих людей, чтобы разделить с ними что-то личное.

Казанская молодежь могла увлечься чем-то другим — рэпом, панк-культурой, каким-нибудь творчеством, но возможностей для этого творчества тридцать, сорок лет назад было меньше, чем сейчас. Именно поэтому ребята и занялись самым доступным для них делом — низовым уличным насилием.

Вторая серия

  • Мода на банды
  • Роберт Гараев: Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
  • Как я писал эту книгу
  • Как закончили жизни яркие представители саратовского криминала - 10 декабря 2023 - 164.ру

Полиция выявила участников подростковых потасовок в Татарстане

Кровь на асфальте» рассказывает о бандах малолетних подростков, которые держали в страхе столицу Татарстана в конце 1980-х. Очевидцы событий, смотря экранизацию истории, о тех временах вроде бы вспоминают с болью, сожалением, но и с долей ностальгической грусти. Ратмир Загитов, житель Казани в 80—90-е гг. Давайте подчеркнем, что итогом этого конфликта стали два кладбища».

Столько убитых, такого нигде не было, как в Казани. Молодые все, спортивные, живые, мозгов еще нет, энергии море. Кто-то обидел, ты защищаешь честь, достоинство, и вот улица на улицу, и этот ком пошел».

Дискотеки были местом перемирия между группировками.

Если память меня подводила, я обращался к героям своей книги. А дальше надо было увидеть, как сюжет будет сочетаться с этой исторической реальностью, и это уже дело авторов. Сценарий фильма — самостоятельное произведение, выдуманная история, к которой я не имею отношения. Каким образом вы попали в группировку «Низы» и можно ли было этого избежать? Я попал в группировку по залету — у меня вымогали деньги, и я искал защиту. Но брали в группировку далеко не каждого. Какого-нибудь слабенького ботана, который может убежать или настучать в милицию, не взяли бы точно. Группировка — это своего рода аристократия, там было нужно соответствовать требованиям, доказать, что ты можешь стать гражданином пацанского государства.

А чушпаны, с точки зрения пацанов, были ближе всего к той категории, которых после революции называли лишенцами. Их можно было ставить на счетчик, отнимать деньги и одежду, всячески третировать. В фильме это показано довольно жестко — задавали вопросы, били. А что в реальности? На нашей улице это было не принято. Меня привели двое пацанов из параллельного класса, они за меня поручились, и этого было достаточно. Ответы на вопросы мы разучили заранее. Бывает, приходишь в новый класс — и сразу контрольная по математике, атмосфера не та. А тут был приятный вечер, все пекли картошку на костре.

Но я все равно волновался. Понимал, что самозванец, отличник, учусь в художке и совсем не силач. Думаю, меня взяли для количества. Когда все побегут толпой, нужно, чтобы силы у улиц были равными, а для этого в возрасте члены группировки определенного возраста, например, от 10 до 14 лет. Самый безболезненный способ — если ваша семья переехала в другой город или просто в другой район. У группировки не такие длинные руки, как у мафии. Кто-то возвращался после армии и считался стариком. Он женился, шел работать на завод и просто по возрасту выпадал из этой битвы за асфальт. Такому человеку могли предложить вернуться, но, даже если он отказывался, его все равно уважали как взрослого, который много сделал для своей улицы.

Я отшился через пару лет достаточно легко, меня просто избили. Не подвергали никаким дополнительным унизительным процедурам. На каких-то улицах людей ставили на счетчик, они должны были платить за выход. Все-таки я регулярно бывал на сборах. Уже году в 1990-м или 1991-м я отшился и переехал в другой район. Мой папа был кооперативщиком, у него имелся видеомагнитофон. Мы слушали пластинки, смотрели фильмы. Я создал музыкальную группу, и моя жизнь вошла в совершенно другое русло. Стоишь, а тебя со всей дури лупят здоровенные лбы.

Такое происходило обычно пару раз в месяц в наказание за самые разные провинности. Либо с сигаретой поймают, либо не поздороваешься со старшим, либо на сборы опоздаешь. Дисциплина была железная, как в армии. Эти злые волчата просят назначить сбор на 17:00, потому что в 18:00 по телеку начинаются мультики. Как это уживается в одном человеке?

То самое представление о красивой жизни». Загитов на место съемок сериала в Ярославле привез своего 13-летнего сына. Роберт, как и большинство его одноклассников, — фанат сериала. Роберт Загитов: «Мне нравится то, что это не романтизируют и показывают, как было на самом деле.

Правду показывают». Ратмир Загитов: «Отношение к другу, не предавать друга, стоять рядом с ним, это правильно, так должно быть. А вот эту всю гадость, которая была тогда, — из этого надо делать уроки. Только дурак учится на своих ошибках, умный учится на чужих».

Тогда я решил, что хочу поговорить с ними и написать об этом книгу. Когда стало ясно, что книге быть, я начал искать людей, с которыми мог бы обсудить волнующие меня вопросы. Я понял, что намного проще будет писать, если мои герои всегда будут под рукой и им будет известно, какие у меня мотивы и что я собой представляю. Для этого я завел во вконтакте группу «Казанский феномен» [1] , где начал делиться деталями исследования. Так я вступил в переписку со многими участниками казанских группировок разных времен, которые рассказывали мне свои истории и консультировали о перипетиях уличной жизни. Большинство из них разговаривали на условиях анонимности, и это понятно: сведения о причастности к организованной преступности, пусть даже в прошлом, могут серьезно повредить карьере, бизнесу или просто нарушить уклад теперешней «мирной» жизни. С некоторыми героями я встречался лично и снимал наш разговор на камеру или записывал на диктофон, с кем-то только созванивался. Были такие, с кем я плотно переписывался, в том числе на темы, выходящие за рамки исследования. В исключительных случаях я использовал с разрешения авторов комментарии подписчиков группы «Казанский феномен». Некоторые мои герои оказались очень талантливыми рассказчиками с тончайшим чувством юмора, а кто-то был немногословен — в этой среде такое качество считается ценным активом. У каждого героя есть небольшая характеристика. О ком-то из них я могу рассказать много — настоящее имя, дату рождения это один из ключевых моментов, ведь он показывает, как менялась жизнь пацанов в каждом поколении , год вступления в группировку, ее название и нынешний род деятельности спикера. Но многие из них хотя и были откровенны в рассказах, были не готовы назвать свои настоящие имена и даже группировку. Вместе с воспоминаниями других участников я использовал и свои, но так как мой опыт был не самым значительным, они появятся лишь в начале и конце повествования. Кроме того, для чистоты исследования свои воспоминания я записал заранее, чтобы не было соблазна подправить их, когда я окажусь в теме намного глубже. В книге я затрону и современное положение дел на улицах, но в основном сконцентрируюсь на главном десятилетии казанского феномена — 1980-х. Во второй половине этого переходного от социализма к капитализму десятилетия о проблеме заговорили широко в прессе и обществе. Эти времена запомнились жителям Казани ожесточенными подростковыми драками «за асфальт». Истоки явления находятся в семидесятых годах: именно тогда произошла трансформация дворовых команд в агрессивные территориальные группировки. Мы ихрассмотрим через историю самой известной группировки тех лет — «Тяп-Ляпа». Если вслед за социологами мы рассматриваем группировки и пацанов как квазигосударства со своими гражданами, порядком и принадлежащей государству территорией, лучше всего понять характер взаимоотношений внутри них можно будет, проанализировав специфику их структуры, иерархии, понятий, запретов и ритуалов. Правила поведения пацанов и структура группировок были общегородскими. Где-то могли быть незначительные отличия в названиях возрастов или способах наказания, но суть не менялась. Достаточно многочисленные поклонники версии появления казанского феномена в кабинетах КГБ считают, что уличные пацаны не могли сами придумать такие вменяемые инструменты управления молодежью, им обязательно должен был кто-то помочь или подсказать. Прямых доказательств участия КГБ, как и доступа к архивам самого всемогущего силового ведомства СССР, у меня нет, но отметать эту версию совсем было бы безосновательно. I Введение Глава 1. Это был развернутый репортаж о трудных подростках из Казани, которые поделили весь город на территории враждующих группировок. Один только Кировский район Казани ежедневно охраняют 275 общественников, 5 машин РОВД и еще 15 автомобилей, полученных под это дело у районных предприятий», — писал журналист. После репортажа и резонансных материалов «Лев готовится к прыжку» и «Экстремальная модель» Юрия Щекочихина в «Литературной газете», где автор глубоко проанализировал проблему и экстраполировал ее на весь Советский Союз, в Казань в поисках сенсаций косяками потянулись столичные репортеры с одним вопросом «Где у вас тут подростки убивают друг друга? Перестроечные СМИ тогда будто сорвались с цепи — о казанских группировках написали «Советский спорт», «Комсомольская правда», «Новый мир» и многие другие издания. Проблема в городе моего детства была почти на 20 лет старше репортажа Лиханова. Уже во времена брежневского застоя на всю Казань гремела группировка «Тяп-Ляп», сколоченная из спортивной молодежи на окраине города, в районе завода «Теплоконтроль». Через два года состоялся закрытый суд, на котором 28 участников группировки осудили на длительные сроки по экзотической для тех времен 77-й статье — «Бандитизм», а также за грабежи, убийства и покушения. Четверо «тяпляповцев» были приговорены к расстрелу позже двоим его заменили на длительные сроки. Но было поздно. К началу 1980-х группировки тогда их называли «моталки», чуть позже — «конторы» и «улицы» начали расти как грибы после дождя.

Умереть молодым. Как закончили жизни яркие представители саратовского криминала

Впереди двое к кому-то пристали, что-то просили… Я говорю: «Взять». Они рванули, мы за ними. Дворами выбежали к кинотеатру «Тукай». А там — толпа, как осы на нас налетели». Ныне закрытый кинотеатр имени Тукая улица Габдуллы Тукая, дом 64 находится в центре Казани. Ещё один дружинник прямо упоминает о страхе жителей перед «группировщиками»: «В 1976 году нас по 200 человек собирали и направляли в район «Теплоконтроля». Там уже молодёжь начала диктовать свои условия, терроризировать магазины, частников, запугивать местное население.

Настоящие бандиты. Мы приезжали туда на автобусах, очищали район от всех хулиганов… «Тяп-ляповцы», правда, на открытые столкновения с нами никогда не шли, потому что чувствовали за нами силу… Позже они начали свои сборища устраивать в Молодёжном центре, мы их и оттуда «выкурили», но они к тому времени уже силу почувствовали, с оружием огнестрельным стали ходить, перестрелки устраивать». Про наличие уже в середине 1970-х годов огнестрельного оружия у «Тяп-Ляпа» упоминается и в документальном фильме «Следствие вели… Бунт отверженных», показанном НТВ 17 марта 2006 года. Бойня в Новотатарской слободе Финал — 31 августа 1978 года на южной окраине Казани «Тяп-Ляп» устроил настоящие массовые беспорядки с применением огнестрельного оружия. Впервые эти события описал в своей статье в 1988 году спецкор «Огонька», но Гараев процитировал в своей книге уже само обвинительное заключение пусть оно и будет длинным : «Во исполнение преступного плана банды Хантимиров, Масленцев и Музафаров в течении 29 — 31 августа 1978 г. Сюда же явились вооружённые обрезами Хантимиров и Масленцев, и все трое организаторов нападения стали встречать прибывавших небольшими группами в целях конспирации членов банды, направляя их к месту посадки в автомашину.

Меховщиков банда с близкого расстояния обстреляла микроавтобус, общеопасным способом покушаясь на жизнь шофёра Спиридонова и пассажиров микроавтобуса Григорьевой, Савиной, Халиуллина. Проследовав по ул. Здесь у д. Якуба банда с расстояния 25—30 метров открыла огонь из всего имеющегося оружия обрезы, пистолет «парабеллум» по прибывшим на микроавтобусе Спиридонова работникам милиции, Шакирову, Козлову, Исламову и помогавшему им при преследовании бандитов Замалиеву. Приняв работников милиции и Замалиева за преследующих банду жителей Новотатарской слободы, участники бандитского нападения общеопасным способом покушались на их жизнь. Ранив Шакирова — в голову лёгкие телесные повреждения с расстройством здоровья , Замалиева — в ногу лёгкие телесные повреждения без расстройства здоровья.

Банда двинулась по ул. Камала к платформе станции Вахитово. Камала участник бандитского нападения Каюмов И. И общеопасным способом убил престарелого, 74-летнего Закирова Абдулбария. Остальные члены банды, бежавшие по правой стороне улицы, вслед за Каюмовым так же стали стрелять из обрезов по этой же группе граждан, покушаясь на их жизнь общеопасным способом. Этими выстрелами Сабирзяновой Л.

Этими же выстрелами был ранен в ногу и сам участник банды Каюмов И. Здесь же, у д. Камала член банды Тазетдинов И.

Группировки постепенно встают на экономические рельсы.

Первыми на новые порядки отреагировали «борисковские». Силовой бизнес трансформируется: крышевание и рэкет из платы за безопасность развиваются до более сложных форм того, что социолог Вадим Волков, изучающий организованную преступность, назвал «силовым партнерством» , где вы и ваш «коммерс» — уже совладельцы и партнеры. Характерны войны внутри группировок за сферы влияния. Многие после этого переезжают в Москву и Петербург.

Кроме того, на улицах массово начинают употреблять героин. Бывшие бандиты пытаются вымарать себя из полицейских баз данных, а на улице стараются не жестить. С одной стороны, в наше время ОПГ существуют по инерции, продолжая практики предыдущих поколений. С другой стороны, современные группировки — уже не совсем ОПГ в привычном понимании, а часть «силовой» бизнес-системы города, работающей в полулегальной зоне.

Как я писал эту книгу Казанский феномен — тема достаточно изученная. О местных группировках написаны диссертации, книги, статьи, пьесы и песни, сняты документальные фильмы, телепередачи и даже в 2018 году поставлен балет «Молот. Я прочитал и посмотрел почти все и понял, что для меня там не хватает взгляда изнутри, мнений самих участников событий. Я решил, что моя книга будет состоять из интервью с участниками группировок.

В процессе работы над ней я разговаривал как с рядовыми пацанами, так и с очень авторитетными людьми. Эти интервью будут идти вперемешку, и не всегда взгляды на одни и те же события будут совпадать, потому что группировки хоть и живут по похожим правилам, единого руководства, как, например, сицилийская Cosa Nostra, не имеют. Также я общался с противоборствующей стороной — работниками правоохранительных органов, равно как и с адвокатами, исследователями вопроса и простыми жителями города, которым посчастливилось проживать в Казани в те «славные» времена. Помимо интервью я использовал данные открытых источников, статьи и диссертации.

Они одними из первых обзавелись огнестрельным оружием и скоро стали самой жестокой, но дисциплинированной ОПГ в городе, а в 90-е годы — одной из мощнейших группировок Татарстана. Руководил бандой Хайдар Закиров. Он не брезговал бизнесом: как и «Хади Такташ», бандиты «Жилки» занимались местным комбинатом «Оргсинтез», на котором работали большинство родственников членов группировки. Продукцию воровали не стесняясь, в особо крупных размерах, не забывая отстегивать взятки чиновникам. Не меньше преступников интересовал Казанский вертолетный завод, были попытки проникнуть на «АвтоВАЗ». Скоро имя главаря банды стало символом наглости и агрессии.

Это многим не нравилось, и Закиров решил не искушать судьбу: перебрался в Санкт-Петербург, где быстро сколотил новую команду из земляков. К 1994 году питерский филиал «Жилки» контролировал весь Невский проспект и находившиеся на нем фирмы и магазины, а также некоторые городские банки и рынки. Бандиты мели прочные связи в Москве и Поволжье. Разумеется, они еще успевали воевать с местными группировками обеих столиц. Но тут силы были неравны. Скоро «жилковских» начали просто отстреливать по одному: в Казани, Москве, Петербурге.

Сам Закиров долго умудрялся ускользать, хотя его расстреливали шквальным огнем из автоматов, а однажды пытались убить из гранатомета. Но в конце концов лидера «Жилки» все-таки угробили в 1996 году. После небольшой грызни за власть остатки банды попытались вновь наладить рэкет, но когда преступники взорвали несколько автомобилей, пытаясь взять под контроль крупный казанский автосалон, их наконец-то арестовали — в 2001 году. Несмотря на то что бандиты отказывались давать показания, а свидетелей было немного, СК удалось доказать большинство преступлений группировки в период с 1995 по 2001 год. Лидер ОПГ получил пожизненное, его ближайшего помощника осудили на 25 лет, остальным дали от 22 до 17 лет лишения свободы. Их насчитывалось не один десяток: «Теплоконтроль», «Грязь», «Сквер», «Калуга», «Слобода», «Перваки», «Лысогоровские», «Чайники», «Пентагон», «Двадцатый двор», «Финны», «Стандартный поселок», «Рабочий квартал» и так далее — охватывают практически всю географию столицы Татарстана.

Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х», по которой недавно сняли сериал , уверен, что крупных ОПГ было не менее 150 — в юности писатель сам был членом одной из банд. Кстати, о «казанском феномене» немало писали, снимали документальные фильмы, однако со временем о бандах Татарстана забыли. Хотя, по утверждению того же Гараева, они существуют, просто детей там больше нет. Не потому, что не берут — теперь подростков не особо тянет к криминалу, ведь они могут найти себе дело по душе.

Кроме школы и улицы, у них ничего не было — ни кинотеатров, ни бассейнов, ни спортивных секций, ни качалки.

Родители с утра до ночи пахали на заводе, а дети все время были предоставлены сами себе и целыми днями шатались, изнывая от скуки. Одной из самых агрессивных организованных группировок 70-х была казанская ОПГ «Тяп-ляп», рассказал специалист: — Ее создателем был Сергей Антипов по прозвищу Антип. До того как создать группировку, он отсидел несколько лет за грабежи и хулиганство. Долго изучал историю криминальных группировок и их частые ошибки. Исследовал деятельность правоохранителей. Все эти знания впоследствии понадобились Антипову при создании ОПГ.

Именно ему удалось договориться с властями об открытии спортивного клуба для подростков в городе. Казалось бы, дело благородное, но на самом деле именно «качалка», как называли спортклуб в народе, стала «гнездом преступного зла», отметил собеседник «ВМ»: Бунт и нигилизм: как сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» повлияет на подростков — Подпольный спортивный зал Антипова появился вблизи крупнейшего завода «Теплоконтроль». И это было едва ли не единственным местом для развлечений, куда могли прийти подростки.

Полиция выявила участников подростковых потасовок в Татарстане

Фото из книги Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х». Роберт Гараев, сам бывший участник уличной банды, собрал книгу из прямой речи участников и свидетелей событий. По просьбе «Горького» Илья Будрайтскис прочитал «Слово пацана» и обнаружил, что эта книга проясняет неожиданно многое в том, как устроена жизнь в России сегодня. Роберт Гараев. Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х.

Содержание Книга «Слово пацана» Роберта Гараева посвящена так называемому казанскому феномену — культуре молодежных криминальных сообществ, во многом определявших образ столицы Татарстана на протяжении трех десятилетий, с начала 1970-х до рубежа 1990-х и 2000-х. Ключевые вопросы данного исторического периода «С какого района? А если найду? Однако если профаны «лохи» были обречены жить и страдать лишь в мире вопросов, то для посвященных, «пацанов», был открыт мир правильных ответов — «понятий». Эти «понятия» носили не нормативный, а перформативный характер — их нельзя выучить, принять как кредо или завершенный свод правил, но можно лишь постичь изнутри жизненных практик уличного сообщества.

Что в сериале правда, кто выступил прототипом главных героев, что известно о подростковых группировках и судьбах криминальных авторитетов — в материале «Ямал-Медиа». Группировка «Тяп-Ляп» Авторы сериала «Слово пацана» не раскрыли прототипы главных героев криминальной истории. Однако всем известно, что сюжет сериала разворачивается в Советском Союзе 1989 года. Картина показывает так называемый «казанский феномен» изнутри. Кинокритики проводят параллели с криминальной группировкой «Тяп-Ляп», которая орудовала в Казани в 1970-х годах, отмечается на портале News. Там находился одноименный приборостроительный завод. ОПГ состояла из нескольких сотен человек. Участники банды вели почти здоровый образ жизни — им запрещалось курить, пить алкоголь, а также бросать в беде товарищей по группировке. Антипов был самым старшим из лидеров группировки, сидел в тюрьме и прослыл авторитетом среди школьников. Он был боксером, способным нокаутировать оппонента всего с одного удара, и организовал спортзал для подростков в подвале. В этой «качалке» вместо спортинвентаря использовали батареи и утюги. Хантимирова считали неофициальным лидером группировки. Когда ОПГ создали, ему было 18 лет. Скрябин был ровесником Хантимирова, с которым дружил с начальной школы. Он считался «самым хитрым» лидером «тяпляповских». Следователям удалось доказать гибель четырех человек. В результате чего Хантимирова приговорили к смертной казни и расстреляли в 1982 году.

Когда мне хочется почувствовать, чем отличались советские люди от нынешних, я включаю передачу «Музыкальный ринг» и слушаю вопросы из зала. Это эпоха, когда можно было говорить все, но люди не до конца понимали, что происходит вокруг. И книга Агеевой как раз интересна как артефакт того времени. У меня был опыт существования внутри группировки, я примерно понимал, как она устроена. Чтобы понять, что это такое, надо показать ее структуру, ритуалы, иерархию, понятия, чтобы это стало чуть более понятным незнакомому с темой читателю — В ней очень много уделяется морально-нравственному аспекту. Было бы глупо осуждать кого-то и вставать на чью-то сторону. Подписчики моей группы «ВКонтакте» выясняли, я на стороне ментов или группировок? Ребята, извините, я исследователь, я вообще сбоку, я не там и не там. Также я прочитал скандальную книгу Асгата Сафарова, где он чуть ли ни в первом абзаце говорит о том, что смертная казнь — это нормально. Она, конечно, самая слабенькая. Есть корпус книг Максима Беляева и Андрея Шептицкого — это люди, у которых есть доступ к уголовным делам, они внутри системы. Беляев и вовсе заместитель председателя Верховного суда. Там много фактического материала. Их интересно читать, они как детективы. Но мой жанр другой. Я соединил исследование и личные истории казанских пацанов. Я объясняю уличную логику через рассказы непосредственных участников «асфальтных» войн. Надо понимать, что группировки — это такие мини-государства. В Казани было около ста группировок. У каждой есть территория, границы, граждане и не граждане, которые не пользуются привилегиями этого государства. Есть внешняя политика, отношения с другими группировками, войны, дипломатические встречи-стрелки. В общем, мне показалось очень интересным разложить эту структуру по полочкам. Разумеется, я все предыдущие книги прочел. Но мой материал — он полевой. Я называю свою работу исследованием — мне важно было пообщаться с непосредственными участниками, у которых есть свое четкое и очень интересное мнение об этом явлении. Есть внешняя политика, отношения с другими группировками, войны, дипломатические встречи-стрелки «Самое важное было, чтобы люди поняли, что я не работаю ни на какие органы» — Как ты добывал материал? Я начал обращаться к знакомым, которые когда-то были в группировках, поговорил с некоторыми, но многие отказывались, не хотели вспоминать прошлое. Мне пришла идея создать паблик, в котором я делился деталями исследования и общался с людьми напрямую. Поначалу дела шли туго.

Были среди них 19-20 летние, но это скорее исключение. В своей книге Гараев описывает иерархию подростков, которая состояла из 6 возрастных групп. Самая младшая называлась «скорлупа», затем шли «зеленые» и так далее, до «паханов», выступавших в качестве лидеров. По понятиям старший не может злоупотреблять властью и со своей молодежью должен поступать справедливо. За связь, дисциплину, межвозрастную коммуникацию, вооружение и сбор общака отвечали смотрящие в возрасте — обычно те, кто хорошо владел речью и обладал лидерскими качествами». Подростковая криминальная культура существовала в СССР и раньше. Но она не могла сравниться масштабами с «казанским феноменом». Статистика МВД говорит о том, что к началу 80-х в Казани действовали 90 группировок. Численность самых крупных составляла 300-400 человек. Связь с криминальным миром Молодежные группировки были ценным ресурсом для профессиональных преступников. Они появились во времена, когда в СССР наступил расцвет подпольного предпринимательства. Воры в законе предлагали цеховикам защиту и поддержку, требуя за это часть прибыли. Криминалитет обеспечивал не только охрану. Преступники инвестировали в нелегальный бизнес, помогали с транспортировкой и реализацией продукции, устраняли конкурентов. Члены казанских молодежных банд не были профессионалами криминала. Почти все они учились в школах, училищах и институтах. Некоторые даже работали на предприятиях. Взрослея, некоторые уходили из группировок.

Глава 38. Казанский феномен в наши дни

  • Чем цепляет сериал "Слово пацана" и как всё было на самом деле
  • Что еще почитать
  • Что известно о молодежных ОПГ Татарстана
  • Чем цепляет сериал "Слово пацана" и как всё было на самом деле

«Улицы Казани 90-х залиты кровью»: опера и участники ОПГ о вреде фильма «Слово пацана»

Положительные впечатления от «Слова пацана» могут испортить разве что новости о продолжении с теми же героями. Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х», по которой недавно сняли сериал, уверен, что крупных ОПГ было не менее 150 — в юности писатель сам был членом одной из банд. Книга «Слово пацана» Роберта Гараева посвящена так называемому казанскому феномену — культуре молодежных криминальных сообществ, во многом определявших образ столицы Татарстана на протяжении трех десятилетий, с начала 1970-х до рубежа 1990-х и 2000-х. Совсем скоро в свет выходит сериал «Слово пацана» о жизни Казани и Татарстана в 90-е годы. книги "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х" (автор Гараев Роберт Наилевич). Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберта Гараева, которая легла в основу сериала «Слово пацана.

Умереть молодым. Как закончили жизни яркие представители саратовского криминала

Книга «Слово пацана» Роберта Гараева посвящена так называемому казанскому феномену — культуре молодежных криминальных сообществ, во многом определявших образ столицы Татарстана на протяжении трех десятилетий, с начала 1970-х до рубежа 1990-х и 2000-х. Положительные впечатления от «Слова пацана» могут испортить разве что новости о продолжении с теми же героями. Отмечается, что именно деятельность криминальных сообществ времён СССР заняла центральную линию сюжета киносериала "Слово пацана", который вызвал большой резонанс среди зрителей. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х от автора Роберт Гараев (ISBN: 978-5-60-449595-7) по низкой цене.

Читайте также

  • Охранники цеховиков и молодёжь под крышей КГБ
  • Что еще почитать
  • Мода на банды
  • Исследователь «казанского феномена»: «Группировки — это такие мини-государства»
  • Слово пацана по-питерски. История казанской ОПГ в Северной столице - Новости

Банды из «Слова пацана»: пять самых известных и страшных ОПГ Казани

страница 1 текста книги: ал: «Кажись, мы его прикончили!» – он, даже не взглянув, передернул плечами: «Подумаешь, делов-то». Криминальный Татарстан 1970-2010-х» российского журналиста Роберта Гараева, который в деталях описал собственный опыт участия в жизни уличной группировки. О том, как жил криминальный мир Казани 1980-х, «» рассказал журналист Роберт Гараев — автор книги, которая легла в основу сериала «Слово пацана».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий