Интерфакс: Пароход "Челюскин", раздавленный льдами и затонувший в 1934 году в Чукотском море, обследовали участники арктической экспедиции, организованной Северным флотом (СФ). Корабль был назван в честь участника Великой Северной экспедиции Семена Ивановича Челюскина. В 1979 году к месту гибели "Челюскина" отправились два корабля — "Максимов" и "Маяк". После прохождения мыса Челюскин пароход вышел в Чукотское море, где оказался затертым во льдах.
«Челюскин» начало
- Полярные дайверы нашли затонувший "Челюскин" :: Жизнь
- Герои Арктики: 90 лет назад началась операция по спасению пассажиров парохода «Челюскин»
- Петербурженка, родившаяся на борту зажатого льдами "Челюскина", отметила 90-летие
- Стране нужен Север
- Легендарный "Челюскин": триумф или трагедия
- Два месяца на льдине
Челюскинцев могли спасти без шума и пыли. Но стране нужен был Подвиг
Они заранее сгрузили на лед стройматериалы, припасы, продукты. Практически сразу же команда приступила к строительству бараков. Непосредственная опасность челюскинцам не угрожала. Но 104 человека оказались во льдах, и их надо было спасать. Среди зимовщиков были и две маленькие девочки: полуторогодовалая Алла Буйко и новорожденная Карина Васильева. При повторном полете у АНТ-4 отказал один двигатель, и при совершении вынужденной посадки самолет был поврежден.
Остальную авиацию для эвакуации челюскинцев пришлось доставлять пароходами до Камчатки, а затем перегонять своим ходом к месту аварии. Еще троих летчиков Леваневского, Слепнева и Ушакова отправили из Москвы через Европу, Атлантику и Аляску, где их ждали закупленные у США два американских самолета «Флейстер» впоследствии этот факт советская пресса не афишировала. Один из этих самолетов его пилотировал Сигизмунд Леваневский в лагерь Шмидта так и не долетел, потерпев аварию в нескольких десятках километров от него. Только в начале апреля в течение недели наши лётчики начали полномасштабную спасательную операцию - на 4 советских, 1 немецкой и 1 американской машинах они вывезли в чукотское становище Ванкарем остальных 90 челюскинцев ещё двое зимовщиков сами вылетели на Большую Землю на имевшемся на пароходе лёгком самолете-амфибии Ш-2. В общей сложности авиаторы совершили 22 рейса до места ледовой стоянки в 130 километрах от Ванкарема и назад.
Еще один рейс пришлось выполнить за 600 километров в город Ном на Аляске, куда в местный госпиталь был срочно доставлен заболевший руководитель экспедиции Отто Шмидт.
Экипаж подозревал, что льды могут раздавить пароход, поэтому необходимый груз заранее подготовили для выгрузки. В том числе кирпичи и доски, из которых после удалось построить бараки. В 120 километрах от берега оказались 104 человека, в том числе 10 женщин и две маленькие девочки, которые родились во время плавания. В этом лагере люди прожили два месяца — ожидая спасения, они расчищали льдины, чтобы могли приземлиться самолеты. Для спасения челюскинцев собрали собачьи упряжки, дирижабли, корабли и полярную авиацию. Именно летчики провели основу спасательной операции.
Командой эвакуаторов руководил Отто Шмидт. Из заранее выгруженных кирпичей и досок строительная бригада построила временные бараки. Последними на бортике корабля оставались капитан Владимир Воронин и завхоз Борис Могилевич. Со льдины им все кричали: "Прыгайте". Когда Воронин спрыгнул с корабля, рядом с ним упало скатившееся с палубы бревно. А Могилевич стоял на борту, сжимая в зубах давно потухшую трубку. Корма поднялась так высоко, что палуба стала отвесной. Трубка выпада из зубов завхоза, он метнулся ниже к спардеку, где было вровень с поверхностью льда. В это мгновение с кормы на него обрушились бочки с горючим, ящики, кирпичи. В тот же миг он исчез вместе с "Челюскиным" под вздыбленным льдом. Чудо спасения После катастрофы "Челюскина" на льду оказалось 104 человека несколько человек по разным причинам сошли с парохода около острова Колючин в Карском море. Первым к лагерю челюскинцев пробился летчик Анатолий Ляпидевский. В составе первой спасательной команды помимо Ляпидевского были штурман Петров, второй пилот Конкин и бортмеханик Руковский. Первыми со льдины эвакуировали 10 женщин и двоих детей. Следующий рейс удалось совершить только 7 апреля. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем. За спасением челюскинцев следил весь мир. Все западные газеты того времени писали, что челюскинцы обречены на гибель.
Неслучайно у нас здесь специальный столб с репродукторами вместо которых утюги. И они говорят, как репродукторы». В экспозиции представлены личные вещи и фотографии челюскинцев. Выставка рекомендуется к посещению с детьми.
Срочно требуются ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА!
- Самое интересное в виде мозаики
- Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
- «Челюскин. Первые»: сериал о выживании в ледяной пустыне скоро на Wink – Wink Блог
- Большая авантюра
- 90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея
- Петербурженка, родившаяся на борту зажатого льдами "Челюскина", отметила 90-летие
Наши на «Челюскине»
Корабль был назван в честь участника Великой Северной экспедиции Семена Ивановича Челюскина. В Дании после получения фрагментов корабля подтвердили – это и есть «Челюскин». Ровно 85 лет назад в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул знаменитый пароход «Челюскин». Вместе с тем для проводки второго корабля, подобного «Челюскину» была необходима команда той же численности.
"Челюскинцы! Звук - как сжатые челюсти..."
Надежда была только на летчиков тогда еще зарождавшейся полярной авиации" Первый самолет прилетел через три недели и забрал только детей и женщин, пишет w. Активная спасательная операция началась в апреле, когда за участниками экспедиции "Челюскина" отправили 24 самолета. Без сомнения, операция, которую осуществили пилоты советской полярной авиации, была проведена блестяще. В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия — звание Героя Советского Союза", пишет Скляренко. Таким образом, экипаж парохода "Челюскин" провел на льдине с 13 февраля по 13 апреля. Поиски "Челюскина": как искали затонувшее судно Жизнь Найти затонувший пароход пытались десятки лет. Во время первой экспедиции в 1974 году определили координаты парохода. В 1989 году состоялась гидрографическая экспедиция на судне «Дмитрий Лаптев» с участием журналиста и аквалангиста Сергея Мельникова. После погружение он утверждал, что на дне видел «Челюскина» и сделал снимок, на котором было сложно разобрать название судна, говорится в книге "ТАСС уполномочен… промолчать" Николая Николаева.
В 2006 году участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они обнаружили затонувший пароход.
В этом лагере люди прожили два месяца — ожидая спасения, они расчищали льдины, чтобы могли приземлиться самолеты. Для спасения челюскинцев собрали собачьи упряжки, дирижабли, корабли и полярную авиацию. Именно летчики провели основу спасательной операции. Прежде чем это получилось, летчик 29 раз вылетал без результата.
В итоге он забрал с льдины десять женщин и двоих детей. Второй раз добраться до лагеря экспедиции удалось только через месяц с лишним — 7 апреля.
Кровь на асфальте», «Фишер», «Балет», «Библиотекарь» и другие и выйдет эксклюзивно в онлайн-кинотеатре Wink. Пароход ледокольного типа «Челюскин» отправляется из Мурманска во Владивосток. Экспедицией руководит прославленный исследователь Отто Шмидт Кирилл Кяро.
Судном управляет опытный капитан Воронин Дмитрий Куличков. На борту — полные энтузиазма и упорства ученые, полярники и моряки. Но великая идея обернулась трагедией — судно было зажато льдами и пошло ко дну. Оказавшись на льдине, в самых суровых арктических условиях, два месяца челюскинцы боролись за жизнь в ожидании спасения. Съемки сериала-катастрофы стартовали в марте 2023 и продлились более года.
Они проходили на живописных и труднодоступных территориях Чукотки, Архангельской и Мурманской областей, в исторических местах Санкт-Петербурга и Кронштадта, а после продолжились уже в виртуальной реальности. Одной из локаций стала знаменитая своими видами на северное сияние Териберка в Мурманской области — здесь снимали эпизоды эвакуации челюскинцев со льдины. Специально для важнейшей сцены на берегу Баренцева моря были построены радиопост и яранга, традиционное жилище чукчей, где впоследствии и жили герои сериала.
Он не является кораблем, который выдержит натиск льдов и отказывался от капитанства», — рассказал Владимир Воронин, внук капитана Владимира Воронина. В тот момент на борту оставалось 104 человека, в том числе родившаяся во время похода Карина Васильева. В ее паспорте указано в качестве места рождения Карское море. Спасаться пришлось прямо на дрейфующей льдине, где разбили лагерь. Стелили какие-то фанеры, мешки всякие, теплые вещи. Мама говорит отцу, что что-то под нами трещит.
Глеб Калюжный в драме «Челюскин. Первые»: сериал о выживании в ледяной пустыне скоро на Wink!
Образ жизни - 31 августа 2023 - Новости. «Челюскин» должен был пройти из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по СМП, закрепив опыт плавания «Сибирякова». Из-за этого корабль вмерз во льды и начал дрейфовать, пишет РИА Новости. Корабль был назван в честь участника Великой Северной экспедиции Семена Ивановича Челюскина (1700-1764). Последующие месяцы «Челюскин» дрейфовал вместе со всем экипажем, пока 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия не был раздавлен льдами и не затонул в течение двух. Последующие месяцы «Челюскин» дрейфовал вместе со всем экипажем, пока 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия не был раздавлен льдами и не затонул в течение двух.
Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода
Людей, оказавшихся после гибели «Челюскина» на льду Чукотского моря, обступили пурга и стремительно надвигавшаяся ночь. За экспедицией парохода «Челюскин», который впервые должен был за одну навигацию пройти Северный морской путь, следила вся страна. Операция по спасению экспедиции парохода "Челюскин" началась 90 лет назад. 13 апреля 1934 года в водах Чукотского моря были спасены экипаж и участники экспедиции парохода "Челюскин". "Челюскин" оказался заблокирован льдом в Чукотском море, дрейфовал более четырех месяцев, но 13 февраля 1934 года льдины настолько сжали корабль. Прежняя «Лена» стала «Челюскиным» — в честь русского полярного исследователя Семена Челюскина.
Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
И в тот день, в ту ночь, барак разорвало на две части», — рассказала Васильева. Первым наладить связь с выжившими удалось полярному радисту Эрнесту Кренкелю. Поиск лагеря занял почти один месяц. Для эвакуации были отобраны лучшие летчики страны, которым предстояло без карт и в тяжелых условиях вывозить людей. Выходец из белорусской глуши стал великим ученым и легендарным полярником Правнучка летчика Михаила Водопьянова Светлана Болдырева рассказала, что перед тем, как забрать последних десятерых человек, начал ломаться лед, с которого взлетал самолет.
Вот мне кажется, вот это последние сутки, часы были, наверное, самые тяжелые, самые напряженные психологические, что вот в любой момент ломается льдина, они не могут восстановить аэродром, им это просто непосильно физически, портится погода», — вспоминает она.
Решили идти к Берингову проливу, а затем повторить попытку с восточной стороны. Лед Чукотского моря оказался гораздо тяжелее Карского. Массы многолетнего льда самой причудливой формы обступали маленькие пятнышки чистой воды. Нос и борта корабля получили множество вмятин. Приходилось дополнительно усиливать существующие крепления огромными бревнами. Дерево пружинило, и действие ударов становилось не таким резким. К острову Колючину «Челюскина», стиснутого льдами, несло течением. Лед встал, и пароход остановился вместе с ним.
Он был обездвижен. В течение трех суток экипаж пытался пробить дорогу, взрывая лед аммоналом, но попытки оставались безуспешными. Только через 14 дней лед наконец отпустил пароход из плена, позволив ему продолжить путь на восток — к Берингову проливу. И вот, когда до свободной воды в Беринговом проливе оставалось всего 5 — 6 километров, «Челюскин» вместе со льдами сильным течением отнесло на север. Коварная Арктика начала кружить пароход в дрейфе, заставляя его описывать самые замысловатые зигзаги. Шли у самых границ течения, которое могло унести так далеко на север, что двухгодичная зимовка была бы экспедиции обеспечена. Вызванный по радио на помощь ледорез «Литке», находившийся в бухте Провидения, сумел подойти только к границе ледового поля, сковавшего «Челюскин». Оставшиеся до него самого 60 километров сплошного льда пройти и ему не удалось. После этого весь состав экспедиции был расчленен на авральные бригады, в которых каждый человек знал, что ему необходимо делать в случае беды.
Сжатия следовали одно за другим. Приходилось то сгружать на льдину необходимый груз, то снова грузить его на корабль. С борта на лед спускалась громоздкая деревянная лестница. По ней ходили пополнить запас воды опять же из льда , иногда — поохотиться. В образовавшихся майнах появлялись нерпы, из которых получалось неплохое жаркое. По льду прибегали песцы, а однажды у самого корабля ледовые пленники пристрелили белого медведя.
К тому же на борту надо было иметь столько топлива, чтобы не только пройти весь путь без дозагрузки угля, но и снабдить им при случае ледокол-спасатель, если понадобится его помощь. Отправляя его в путь, советское правительство ставило своей целью найти тот тип грузового полярного судна, по образцу которого можно будет строить потом всю транспортную флотилию Севера, доставляющую снабжение и перевозящую грузы по всему Арктическому побережью страны. Экспедицией руководил Отто Юльевич Шмидт — профессор математики, редактор Большой советской энциклопедии; капитаном «Челюскина» стал Воронин Владимир Иванович. Оба были опытными полярниками.
В очередную полярную экспедицию с ними отправились 112 человек. Кроме команды корабля, здесь были опытные научные работники-гидрографы, гидробиологи, гидрохимики, физики, персонал, отправлявшийся на остров Врангеля на зимовку, и строители для возведения на этом острове домов. Кроме специалистов, на «Челюскине» были также писатели, киноработники, художник. Некоторые врангелевцы отправлялись в столь длительную командировку вместе с женами, а начальник полярной станции Петр Буйко рискнул взять с собой даже и годовалую дочь. Первые льды встретились «Челюскину» в Карском море. Ледяная полоса оказалась подтаявшей, и пароход без труда справлялся с ней. Но уже 14 августа челюскинцы оказались среди тяжелого шестибалльного льда. Здесь и началось настоящее испытание парохода. С разбега налетал «Челюскин» на лед, продвигаясь всего на пять — десять метров за час. Тут он получил и первые повреждения: по правому борту разошелся шов, а по левому — лопнул стрингер.
Очевидно, крепления судна оказались рассчитаны неточно. Трое суток экипаж перетаскивал грузы с носа на корму, откачивал воду. Под руководством инженера Ремова были поставлены дополнительные деревянные крепления, оказавшиеся очень надежными. Для того чтобы избавиться от лишнего груза, срочно вызвали ледокол «Красин» и перегрузили на него часть угля. Вскоре «Челюскин» смог продолжить самостоятельное плавание. Преодолев большую часть пути, «Челюскин» пробивался к мысу Биллингса. Севернее его лежал остров Врангеля — первая цель экспедиции. Не дойдя до острова, пароход остановился. Воздушная разведка с самолета показала, что подойти к острову Врангеля невозможно — путь к нему скован сплошным тяжелым льдом.
Поиски усложняли полярные ночи, сильный ветер и пурга. Самолет Анатолия Ляпидевского вылетал 28 раз, и только на 29-й — он нашел экспедицию. На «большую землю» он вывез женщин и детей. Последнюю группу челюскинцев эвакуировали месяц спустя — 5-го апреля. С пилотом Ляпидевским семья Васильевых дружила всю жизнь. Челюскинская эпопея, за которой тогда следил весь мир, зародила, как говорит Карина Васильевна, тягу к путешествиям. Она стала геологом и с экспедициями объзедила всю страну. В этом году родившаяся на «Челюскине» отметит 91-й год рождения.
В Петербурге представили сериал о пароходе «Челюскин»
Он не столько расталкивал льды, сколько вместе с ними в дрейфе медленно продвигался обратно на запад. Безуспешно стремился пробиться к «Челюскину» ледокол «Литке», вышедший на помощь, несмотря на множество полученных им самим повреждений. Полярники вели отчаянную борьбу со стихией, но положение парохода продолжало ухудшаться, и 13 февраля 1934 г. Члены экспедиции и экипаж во главе с Шмидтом высадились на льдину.
Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии были заранее вынесены на палубу и выброшены на лёд. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь. Советское правительство приняло все возможные меры для спасения людей.
В Москве для оказания им помощи была создана правительственная комиссия во главе с В. Она мобилизовала различные виды транспорта: собачьи упряжки, аэросани, дирижабли и ледокол «Красин». Однако главную роль в спасении полярников сыграли самолёты под управлением лётчиков А.
Он успешно преодолел их при помощи ледокола и направился к мысу Челюскин, который был пройден в начале сентября 1933 года. Далее события развивались следующим образом: После прохождения мыса Челюскин пароход вышел в Чукотское море, где оказался затертым во льдах. На протяжении почти 5 месяцев после этого корабль был вынужден дрейфовать в море. В ноябре 1933 года вместе со льдами «Челюскин» оказался возле острова Диомида в Беринговом проливе. До открытой воды оставалось пройти буквально 20 км, однако корабль был снова увлечен во льды Чукотского моря. Дрейф продолжался вплоть до начала 1934 года. Вследствие сильного сжатия ледниками 13 февраля пароход был раздавлен и ушел ко дну буквально за 2 часа. Экипаж был заранее подготовлен к такому исходу, поэтому успел своевременно эвакуироваться. Посреди бескрайних льдов севера оказались 104 человека из 112-ти, поскольку 8 человек по различным причинам оставили судно ранее. Катастрофа произошла на расстоянии 144 миль от мыса Уэлен.
Во время эвакуации люди сумели вынести на льды горючее, продукты питания и даже строительные материалы, что позволило им продержаться до прибытия спасательной бригады.
С оркестром, песнями и знаменами 16 июля 1933 года после митинга на набережной под приветственные речи ленинградской общественности пароход "Челюскин" отправился в свое арктическое плавание. На борту было 112 человек.
Самым колоритным можно было назвать художника Федора Решетникова. Репродукции его картин "Опять двойка", "Прибыл на каникулы" и "Переэкзаменовка" в советское время можно было увидеть практически во всех Домах культуры. Вскоре обнаружился и заяц — архангельский кочегар Михаил Субботин, который во время остановки в Мурманске пробрался в угольный бункер и просидел там двое суток, пока "Челюскин" не вышел в открытое море.
Непрошенному гостю пришлось покинуть корабль у входа Карского моря, когда "Челюскин" встретился с лесовозом "Аркос", дремавшим в ожидании "Челюскина". Вердикт капитана "Челюскина" Владимира Воронина был строг — лишний пассажир ему был не нужен, Михаилу Субботину пришлось покинуть корабль. Родившаяся в море Дора Васильева, жена геодезиста Василия Васильева, которая отправлялась вместе с мужем на зимовку на остров Врангеля, 31 августа родила дочь.
Девочку назвали Кариной в честь Карского моря, в котором в то время находился корабль. В судовом журнале "Челюскина появилась запись: "31 августа. Глубина моря 52 метра".
Новому члену экипажа отвели специальное место в стенгазете к приближающемуся празднику — Международному юношескому дню. Федор Решетников нарисовал смешного карапуза с соской во рту, а Зинаида Рыцк под рисунком аккуратно написала "Обязательства Карины": "Обязуюсь, кроме слова "мама", больше никаких матерных слов не употреблять…", "обязуюсь до шестнадцати лет и дальше не употреблять никаких крепких напитков, кроме молока…". В надежде на удачу С первыми льдинами "Челюскин" встретился в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар.
Помог ледокол "Красин", и к 1 сентября пароход достиг мыса Челюскин. В Чукотском море помочь не смог никто — 23 сентября "Челюскин" оказался полностью заблокированным льдинами и начал дрейфовать. Дрейф корабля вместе с экипажем продолжался почти пять месяцев.
До чистого моря оставалось полтораста миль, но удача отвернулась от корабля — начался дрейф в обратном северо-западном направлении. Здесь погиб самый известный американский полярный летчик Эйельсон, который был зафрахтован известным торговцем мехами Свенсоном.
Сетевое издание «Государственный интернет-канал "Россия" 2001-2022. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" ВГТРК. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
«Челюскин» подлинные фото парохода
- 90 лет назад погиб пароход «Челюскин» - Год Литературы
- Ледокол «Челюскин»: когда построен, история, почему затонул
- «Согласований не было»
- Легендарный "Челюскин": триумф или трагедия
- Самое интересное в виде мозаики
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
90 лет назад пароход "Челюскин" затонул, а участники экспедиции Отто Шмидта высадились на дрейфующий лед и прожили на нем два месяца. Образ жизни - 31 августа 2023 - Новости. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Баренцова моря в Тихий океан. Пароход Челюскин с отважными покорителями Арктики затонул 86 лет назад, 13 февраля 1934 года. Дрейф продолжился, а 13 февраля 1934 года корпус «Челюскина» был раздавлен льдами и корабль пошёл ко дну.
Наши на «Челюскине»
Ее необычное место рождения указано и в паспорте. Имя девочке дали соответствующее. Выбирали всей командой корабля. Замечательное и красивое имя», — отметила жительница Санкт-Петербурга, родившаяся на пароходе «Челюскин» Карина Васильева. Пароход «Челюскин» шел по маршруту Ленинград-Мурманск-Владивосток. Его цель — пройти по Северному морскому пути за одну навигацию. Судно периодически зажимало льдами. Но опасность отступала.
В лагере оставалось шесть человек включая капитана Воронина. Пока первые два самолета поднимались в воздух, я заметил - что-то торчит из-под снега. Толкнул ногой - два пустых чемодана. Решил взять: найдутся хозяева - спасибо скажут. И в самую последнюю минуту за торосами я увидел еще что-то - оказалась целая груда теплого белья, пар сто. Решил и это взять. Не оставлять - так ничего не оставлять".
Самолеты-трудяги Р-5. Большинство челюскинцев спасли именно "эр-пятые". Некоторых пассажиров везли в грузовых сигарообразных контейнерах, подвешенных под крыльями. Больше всего челюскинцев вывезли с льдины Молоков 39 и Каманин 34. С самолетов на палубу сыпались охапки ландышей. В городе соорудили "триумфальную арку", а гостиница "Версаль" вскоре стала "Челюскиным" в 1990-х ей вернули прежнее название. В столицу спасенных и спасителей вез литерный поезд.
В любое время дня и ночи поезд встречали колхозники и горожане со знаменами и цветами, везде просили задержаться и рассказать обо всем", - писал Водопьянов. Составили даже график вахт, чтобы в любое время дежурили один летчик и двое челюскинцев. Казалось, вся страна обнимала нас с восторгом и любовью", - вспоминал Молоков. Апофеозом стала встреча 19 июня в Москве с участием Сталина. Встреча челюскинцев в Москве. Их фамилии выучил наизусть весь Союз. Героям вручили ордена Ленина - высшую награду страны медали "Золотая Звезда" введут лишь через пять лет.
Леваневский - единственный из первых Героев, не вывезший с льдины ни одного человека и вообще не летавший в лагерь Шмидта. Перегоняя "флитстер" с Аляски, он в сложных погодных условиях разбил машину, не долетев до Ванкарема. Говорили, что в число Героев он попал потому, что был любимцем Сталина... Славы - таковы уж ее законы - на всех не хватает. Нередко те, кто достоин самых высоких наград, остаются в тени. По свидетельству поэта Феликса Чуева, Ляпидевский считал: первым Героем по справедливости должен был стать командир Чукотской авиагруппы Куканов. Он еще в сентябре возил Шмидта с "Челюскина" на остров Врангеля, потом эвакуировал людей с других вмерзших в лед судов, в феврале пробивался к ледовому лагерю, но из-за неисправности вернулся.
Однако "героя номер ноль" отметили лишь орденом Красной Звезды. Та же награда досталась Бабушкину, эвакуировавшему из лагеря Шмидта двоих как и Доронин , - себя и бортмеханика. Из альбома "Героический поход Челюскина". Фото: "Родина" А легенда сибирских авиалиний Виктор Галышев - первый летчик-спасатель СССР, эвакуировавший в 1930 году пассажиров затертого льдами парохода "Ставрополь"? Из-за поломки он застрял в Анадыре и на лед не летал, зато позже вывозил челюскинцев уже из Ванкарема в Провидения - к пароходу. Те же задачи выполнял Борис Пивенштейн, которому на пути в Ванкарем пришлось отдать свой исправный самолет командиру - Каманину - и заняться ремонтом забарахлившей машины последнего.
Впервые удалось произвести видеосъемку парохода "Челюскин" с помощью необитаемого подводного аппарата "Марлин - 350"", - сказано в сообщении СФ, поступившем в "Интерфакс" в четверг. Отмечается, что ранее еще не удавалось сделать качественные съемки парохода. Название парохода на носу и на корме не сохранилось. По съемкам специалистами затонувший объект опознан, как пароход "Челюскин"", - информирует СФ. В настоящее время ледокол СФ "Илья Муромец", на борту которого находятся участники экспедиции, направляется к острову Врангеля. Там предполагается исследовать места, связанные с гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана 1910 - 1915 годов в восточных районах Чукотского моря.
Для того чтобы избавиться от лишнего груза, срочно вызвали ледокол «Красин» и перегрузили на него часть угля. Вскоре «Челюскин» смог продолжить самостоятельное плавание. Преодолев большую часть пути, «Челюскин» пробивался к мысу Биллингса. Севернее его лежал остров Врангеля — первая цель экспедиции. Не дойдя до острова, пароход остановился. Воздушная разведка с самолета показала, что подойти к острову Врангеля невозможно — путь к нему скован сплошным тяжелым льдом. Решили идти к Берингову проливу, а затем повторить попытку с восточной стороны. Лед Чукотского моря оказался гораздо тяжелее Карского. Массы многолетнего льда самой причудливой формы обступали маленькие пятнышки чистой воды. Нос и борта корабля получили множество вмятин. Приходилось дополнительно усиливать существующие крепления огромными бревнами. Дерево пружинило, и действие ударов становилось не таким резким. К острову Колючину «Челюскина», стиснутого льдами, несло течением. Лед встал, и пароход остановился вместе с ним. Он был обездвижен. В течение трех суток экипаж пытался пробить дорогу, взрывая лед аммоналом, но попытки оставались безуспешными. Только через 14 дней лед наконец отпустил пароход из плена, позволив ему продолжить путь на восток — к Берингову проливу. И вот, когда до свободной воды в Беринговом проливе оставалось всего 5 — 6 километров, «Челюскин» вместе со льдами сильным течением отнесло на север. Коварная Арктика начала кружить пароход в дрейфе, заставляя его описывать самые замысловатые зигзаги. Шли у самых границ течения, которое могло унести так далеко на север, что двухгодичная зимовка была бы экспедиции обеспечена. Вызванный по радио на помощь ледорез «Литке», находившийся в бухте Провидения, сумел подойти только к границе ледового поля, сковавшего «Челюскин». Оставшиеся до него самого 60 километров сплошного льда пройти и ему не удалось. После этого весь состав экспедиции был расчленен на авральные бригады, в которых каждый человек знал, что ему необходимо делать в случае беды.