Техническая сложность систем и оборудования современных подводных лодок (ПЛ) возросла в геометрической прогрессии, а количество и выучка экипажа перестали ей соответствовать, отстают. Моряков-подводников, погибших в результате затопления атомной подлодки "Комсомолец" в 1989 году помянули в Ленобласти.
"Тех, кто не вернулся": в Приморье почтили память моряков с уникальной подлодки ВМФ СССР
Считалось, что подлодка лежит на глубине и не представляет опасности, но с такими выводами согласились не все. В Советском Союзе за строительством этого корабля следили особенно пристально — за пять лет до его спуска на воду десятки советских НИИ и конструкторских бюро начали разрабатывать оружие сдерживания — подводную лодку, способную уничтожить любой корабль противника на большом расстоянии от морских границ страны. На производство единственной подводной лодки проекта 685 "Плавник", способной долго скрываться на глубине и действовать неожиданно для врага, всей советской промышленности потребовалось почти 20 лет. Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов Малозаметности субмарины планировали достичь за счёт применения титана — при меньшей относительно стальных сплавов массе он мог выдерживать чудовищные нагрузки в 20—30 раз больше и в теории позволял подлодке погружаться на глубины, недоступные другим кораблям. Расчёты разработчиков подтвердились на практике — в 1985 году после выхода в море и начала испытаний на предельных режимах лодка смогла погрузиться на рекордную даже для современного флота глубину — 1027 метров. Боевой атом Несмотря на то что К-278 заложили на три года позже спуска головного авианосца "Нимиц", после принятия субмарины в состав флота американские авианосцы из грозного оружия начали постепенно превращаться в дорогую мишень с самолётами в ангарах. Вооружили "Комсомолец" по последнему слову техники — десять крылатых ракет "Гранат" и торпеды "Шквал", способные "прошивать" огромные авианосцы почти насквозь. Возможность применять "Шквал" с глубины и оставаться недосягаемой особенно беспокоила американских военных, поэтому для слежки за К-278 ЦРУ и разведка Пентагона выделили три спутника и два высотных самолёта-разведчика.
СМИ: Американская подлодка была готова топить российские корабли у берегов Сирии Применение титана, гребных винтов новой конструкции и мощного реактора с четырьмя парогенераторами позволяло подлодке уходить от любого преследования. После погружения реакторы "Комсомольца" выводили на максимальную мощность, и корабль моментально разгонялся до 60 километров в час, всего за пару минут "проваливаясь" на глубину 600—800 метров. После рекордного погружения на 1027 метров лодка начала нести боевую службу на Северном флоте и получила от американцев неофициальное прозвище "Булава" — в честь древнего славянского ударного оружия.
Капитан 3-го ранга Анатолий Испенков остался внутри прочного корпуса лодки. Командир электротехнического дивизиона до последнего обеспечивал работу дизель-генератора гибнущего «Комсомольца». Выбраться из тонущей лодки он не успел… Выживший в бездне К-278 была оборудована всплывающей спасательной камерой, которая позволяет спастись из глубин всему экипажу лодки. Капитан Ванин бросился внутрь лодки, услышав в ней голоса людей.
Те, кто остался на поверхности, едва успели задраить за ним люк — только это оставляло шансы оставшимся внутри спастись при помощи спасательной камеры. Юдин, Слюсаренко, Черников и Краснобаев, поднимавшиеся по трапу в момент затопления, были буквально сброшены вниз из-за того, что тонущая лодка встала едва ли не вертикально. Мичмана Слюсаренко втащили в камеру последним. Юдин и Черников отчаянно пытались закрыть нижнюю крышку камеры, весившую более 250 кг. Им удалось это сделать с невероятным трудом. Камера, затянутая дымом, вместе с лодкой уходила на дно, которое в этом месте было на глубине более полутора километров. Подводники пытались отсоединить камеру от лодки.
Капитан 3-го ранга Юдин вдруг крикнул: «Всем включиться в дыхательные аппараты! Подводники погибли из-за угарного газа, чьё действие многократно усиливается вместе с возрастанием давления. Камера отделилась от лодки практически на дне, когда под давлением толщи воды был повреждён корпус «Комсомольца». Спасательную капсулу выбросило на поверхность, как пробку из-под шампанского. Верхнюю крышку люка, закреплённую на одной защёлке, сорвало, а вместе с ней выбросило Черникова и Слюсаренко. Но первый погиб, ударившись головой, и только Слюсаренко уцелел, оказавшись в воде. Спасательную камеру захлестнули волны, и через несколько секунд она окончательно ушла на дно.
Мичмана Слюсаренко спустя некоторое время подобрали спасатели. Виктор Фёдорович Слюсаренко — единственный человек в мире, спасшийся из подводной лодки, затонувшей на полуторакилометровой глубине. Последнее пристанище С момента затопления «Комсомольца» и до прихода к месту катастрофы плавбазы «Алексей Хлобыстов» прошло около 70 минут. Эти минуты оказались роковыми для большинства членов экипажа. Ещё трое скончались уже на борту плавбазы, хотя на первый взгляд их состояние не вызывало опасений.
Остальные 20 погибших, в том числе Александр Володин, остались в море. Большинство из них утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей. К-278 вошел в число постоянно боеготовых кораблей 29 июня 1985 года. На борту подводной лодки находился сменный 604-й экипаж под командованием капитана 1-го ранга Е.
Основной экипаж «К-278» остался на берегу. При этом при всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками. На такой глубине лодка была недостижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения.
И каждая на своем уровне приходила к выводу, что оснований к отмене этого постановления, базирующегося на материалах дела, производство по которому велось с соблюдением принципов уголовного судопроизводства, нет. Но, увы: таких оснований не было только до тех пор, пока в Главной военной прокуратуре проходили службу следователь Целовальников и начальник Следственного управления до 1995 года - отдела расследования особо важных уголовных дел ГВП Шеин, которые посвятили значительное время исследованию обстоятельств этой катастрофы. Как только Целовальников уволился, а Шеин в начале сентября 2002 года передал дела и должность в связи с предстоящим увольнением в запас, "основания" нашлись. Объем нового постановления составил четыре листа. Как следует из материалов, связанных с вынесением этого нового постановления, его исполнитель за семь неполных рабочих дней успел "проверить с одновременным изучением" уголовное дело объемом более сорока томов. А в них - множество ранее не известных ему технических сведений, нормативных документов по проектированию, строительству, испытаниям АПЛ, её приёмке от промышленности, эксплуатации, по вопросам подготовки экипажа за период с 1984 по 1989 годы, а также по обстоятельствам катастрофы с исследованием событий от возникновения пожара до окончания спасательной операции. Для обоснования своего нового постановления исполнитель исказил позицию следователя Целовальникова Г. Эти обвинения не соответствовали действительности. Доводы экспертов, на которые сослался исполнитель, в постановлении следователя проанализированы, им дана соответствующая оценка… Целовальников и Шеин, которым стало известно об отмене мотивированного постановления, предположили, что исполнитель действовал по чьему-то заказу. В последующем он сам это им и подтвердил, пояснив, что выполнял указание начальника, которого, в свою очередь, "попросили". И чье-то желание оказалось выше закона. Многолетний следовательский труд и его результаты, имеющие значение для предупреждения аварийности на флоте, оказались спрятанными за надуманными фразами о якобы "преждевременности" сделанных следователем выводов о выявленных нарушениях при подготовке 604-го экипажа и необеспечении этим экипажем решения главных задач при пожаре. Сменились времена, сменились люди, сменились принципы и нравы… К сожалению, не получило должного отклика и снова стало забываться предупреждение академика А. Крылова, основоположника современной теории корабля: "Описание бывших аварий, критический разбор их причин, широкое и правдивое о них оповещение могут способствовать предотвращению аварий или, по крайней мере, способствовать устранению повторения аварий, уже бывших ранее". Руководствуясь изложенным применительно к следственной и прокурорской работе, я и счёл необходимым написать об этом возмутительном случае. От редакции В момент отмены постановления о результатах предварительного расследования причин и обстоятельств гибели АПЛ "Комсомолец" - 28 сентября 2002 года - должность Главного военного прокурора исполнял назначенный за три месяца до этого А. На должности начальника отдела надзора находился полковник Павел Демиденко. Вскоре после этого в Московский городской суд поступило исковое заявление и началось разбирательство по делу: адмирал О. Ерофеев против вице-адмирала Е. Чернова, выпустившего в 2002 году книгу "Тайны подводных катастроф". Самыми заинтересованными лицами в отмене постановления были истец и его представитель в суде адвокат Борис Кузнецов. Желаемый документ для укрепления своих позиций они получили. А между тем еще в представлении Главной военной прокуратуры от 26.
Читайте также
- Тамбовская область
- В годовщину гибели АПЛ "Комсомолец" открылся неожиданный поворот в расследовании катастрофы
- «Ушла за считанные минуты»: тайна гибели «Комсомольца» - Аргументы Недели
- Чтобы лучше спалось
- 7 апреля - 25 лет со дня гибели АПЛ "Комсомолец". Справка - ТАСС
В годовщину гибели АПЛ "Комсомолец" открылся неожиданный поворот в расследовании катастрофы
Богданов помогал морякам добраться до спасательного плотика. В критический момент, когда изможденные холодом и усталостью люди пали духом, потеряв последнюю надежду на спасение, Сергей запел песню о легендарном «Варяге». Еще с училища он запомнил, что песня способна не только эмоционально поддержать попавших в беду людей, но и позволяет восстановить дыхание, обогатить кровь кислородом. Подхваченная моряками песня не только подняла дух воинов, но и помогла контрразведчику увидеть тех, кто совсем ослаб и нуждался в дополнительной помощи. Когда экипаж был поднят на борт плавбазы «Хлобыстов», С.
Пока в других отсеках подводники отчаянно боролись с пламенем, глотая отравленный воздух, командир субмарины «Комсомолец» Евгений Ванин пытался поднять подлодку на поверхность. Седьмой отсек уже не отвечал - живых там не осталось.
Огонь захватывал отсек за отсеком. Система химического пожаротушения не справлялась с пожаром, и вслед за шестым заискрило, запылало в пятом. Следующий был четвертый. К счастью реакторный отсек - «сердце корабля» был аварийно отключен. Ко всем несчастьям на подводной лодке «Комсомолец» заклинило вертикальные рули. Потеряв ход, субмарина беспомощно замерла на глубине 150 м.
В шестом отсеке два подводника получили смертельную дозу отравления. Подводная лодка «Комсомолец» окончательно потеряла ход. И все же через 15 минут после пожара субмарина сумела подняться на поверхность. Экипажу удалось продуть сжатым воздухом цистерны центрального балласта. Только теперь на поверхности удалось локализовать пожар. Экипаж лодки «Комсомолец» понес первые потери.
Многие получили тяжелые отравления. От других, как казалось, смерть отступила, но пожар под водой был только первым кругом ада, через который прошли советские подводники. На базу полетела радиограмма, сообщающая об аварии и координатах лодки «Комсомолец». Аварийно-спасательная служба Северного флота тут же приступила к спасательной операции. К месту аварии были направлены рыболовецкие суда находившиеся неподалеку. Ожидаемое время прибытие спасательных судов 18:00.
Но времени, как оказалось, было в обрез. Большая часть подводников ожидали спасение в ограждениях боевой рубки. В отсеках аварийной лодки «Комсомолец» оставались только несколько человек, которые собирали и уничтожили секретную документацию. Отключали и демонтировали секретную аппаратуру, так как лодка «Комсомолец» была закрытым проектом. За утечку информации, подводникам пришлось бы поплатиться не только карьерой, но и головой. Они даже не подозревали, какая опасность их поджидала.
Потеряв герметичность, кормовой отсек лодки начал набирать забортную воду. Внезапно задымленный, но все еще хорошо знакомый мир подводной лодки «Комсомолец» начал переворачиваться буквально на глазах. Отсек вдруг накренился почти вертикально. Со всех ног советские подводники бросились к спасительному люку боевой рубки. Задрав нос в небо почти на 80 градусов лодка «Комсомолец» забирала все больше воды, окончательно теряя плавучесть. Когда субмарина притопилась, вода стала поступать через вентиляционные отверстия, которые открыли после пожара.
Выбраться наружу аварийная команда не успевала. Рубка ушла под воду почти наполовину. Но прежде чем она скрылась под водой полностью, рубочный люк был задраен. Заложниками гибнущей субмарины стали моряки из аварийной команды и командир лодки Евгений Ванин. Он спустился в отсеки в последний момент, чтобы забрать моряков с тонущей лодки «Комсомолец». Субмарина погружалась все глубже.
Шансы на спасение становились минимальны. Но и те кто остался снаружи на свежем воздухе теперь тоже оказались в опасности. Кто остался не на спасательном плоту и без жилета, не давало человеку шансов на спасение, так как температура воды составляла чуть выше нуля градусов. Захлопнув верхний люк, мичман Копейка рассчитывал, что члены аварийной команды успели перебраться в спасательную капсулу. Иных вариантов на спасение не оставалось. В мигающем свете всюду искрили приборы, и повсюду хлестала вода.
Мичман Слюсаренко до капсулы добрался последним. Обессиленного подводника в последний момент втащили в спасательную капсулу. После этого нижний люк капсулы захлопнули.
И кто знает, сколько открытий могли бы совершить на ее борту, если бы не трагедия, произошедшая 7 апреля 1989 года.
Тогда из 69 членов экипажа уцелели только 27 человек. Неподъемная правда «Комсомолец» затонул в Норвежском море. Официальная версия гласит, что случившийся пожар распространился на два отсека и повредил систему, контролирующую балласт, из-за чего и произошло затопление. На самом же деле тайна субмарины до сих пор остается тайной.
Лодка так и лежит на дне моря, хоть к ней и неоднократно подступались с намерением поднять и утилизировать. Современные глубоководные аппараты вполне позволяют сделать это, но пока вопрос о подъеме не стоит. Лодку надежно законсервировали, заглушив реактор, еще во время пожара. Но наряду с реактором на борту находятся еще и ракеты с ядерной боеголовкой.
Они-то и могут стать источником радиоактивного загрязнения, будучи подвергнутыми коррозии. Для контроля над ситуацией в районе крушения лодки было проведено несколько погружений, в ходе которых с помощью глубоководных аппаратов «Мир» была установлена записывающая измерительная аппаратура. Тогда же загерметизировали торпедные аппараты, чтобы свести к минимуму риск заражения окружающей среды. Каково же было удивление операторов «Мира», когда во время очередного погружения к «Комсомольцу» они не обнаружили оставленных записывающих станций.
На их месте остались только якоря.
Лодка затонула. Из 69 человек погибли 42, в том числе и командир. Игорь Калинин, член экипажа АПЛ "Комсомолец": "Командир подлодки капитан 1 ранга Ванин поднялся наверх, но учитывая, что на лодке оставались люди, он принял решение погрузиться вниз и уйти с ними".
«Мы уходим на дно в этот раз навсегда»: 7 апреля россияне чтут память всех погибших подводников
В мероприятии приняли участие командование и военнослужащие Северного флота, руководство области, ветераны, представители общественных организаций, а также жители и гости Заполярья. Заместитель командующего Северным флотом по работе с личным составом контр-адмирал Анатолий Минаков, выступая перед собравшимися, отметил что «нынешнее поколение моряков-североморцев делает сегодня всё необходимое, чтобы подобные трагические моменты больше никогда не повторялись». Во второй половине дня в гарнизонах Северного флота, где базируются подводные лодки, пройдут митинги, посвященные памяти не вернувшихся в мирное время из морских глубин подводников. Личный состав соединений подводных лодок пройдёт торжественным маршем.
АПЛ К278 "Комсомолец". Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец". В России этот день объявлен Днем памяти всех подводников, не вернувшихся из походов. Титановый рекордсмен Подлодку К-278 проекта 685 "Плавник" спустили на воду в 1983-м.
На тот момент это была одна из самых совершенных разработок советских кораблестроителей. Субмарина имела титановый корпус и могла погружаться на рекордную глубину — 1027 метров. Давление воды было такой силы, что корпус лодки на полметра уменьшался в диаметре. При этом, даже находясь на предельных глубинах, "Комсомолец" мог наносить торпедные удары. Так, на испытаниях в 1984-м К-278 произвела успешный пуск нескольких торпед с глубины 800 метров. Под водой лодка могла находиться до 90 суток. Ее практически невозможно было засечь имеющимися на тот момент средствами обнаружения.
За баснословную по сравнению с другими субмаринами стоимость разработки К-278 получила прозвище "Золотая рыбка". Почетное название "Комсомолец" ей присвоили за месяц до последнего похода. Лодка вышла на боевую вахту в конце февраля 1989-го. Моряки должны были три месяца дежурить без всплытия — обнаруживать и скрытно следить за кораблями потенциального противника. На борту К-278 находились торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек. Шли 37-е сутки похода.
Подводная лодка двигалась на глубине 380 метров со скоростью восемь узлов. Около 11 утра на борту взревел сигнал аварийной тревоги — в седьмом отсеке по неустановленной причине возник пожар. Вахтенный старший матрос Нодари Бухникашвили, находившийся рядом с очагом, погиб. Командир приказал всплывать, но на глубине 150 метров сработала аварийная защита атомного реактора, из-за чего корабль начал резко терять ход и пошел на дно. Чтобы остановить погружение, Ванин решает продуть цистерны главного балласта.
Через несколько часов после аварии стало ясно, что, несмотря на принимаемые экипажем меры, лодку не спасти. Капитан 3-го ранга С. Богданов Наградной лист С. Фрунзе старший лейтенант Сергей Петрович Богданов активно включился в работу по спасению экипажа, помог привести в боевое положение механизмы отдачи спасательных плотиков, проверить готовность других спасательных средств. Затем вместе с корабельным врачом С.
Капитан 3 ранга Анатолий Испенков до последнего был у дизеля, занимаясь энерго-обеспечиванием корабля. Он погиб, оставшись на подлодке. Остальные люди скончались от переохлаждения, - уточняет Третьяков. Это фото выживших членов экипажа на спасательном плоту было опубликовано в «КП» 14 апреля 1989 г. На подлодке было два плота. Предполагалось, что экипаж судна будет эвакуироваться на них. Дифферент начал расти. Корабль кормой, где винт и рули, начал оседать в воду, соответственно, нос стал подниматься. Саму команду о покидании корабля я не слышал, потому что находился во втором отсеке. Все ринулись к вертикальному трапу, поднимались на плечах и ягодицах друг друга. Всем сказали выйти на палубу. На палубу можно было выйти через дверь надстройки. Там уже плескалась вода. Пришлось туда прыгнуть, нас накрыла волна. Когда вынырнули, увидели нос корабля, воду, барахтающихся в ней людей. Все пошло не по плану. Один плот унесло течением, второй оказался перевернутым.
Навсегда подводная: как затонул «Комсомольск»
Атомная подлодка «Комсомолец» была гордостью советского флота. Ровно 35 лет назад произошла авария на атомной подводной лодке Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец». Трагедия, о которой нельзя забывать: в Заозерске почтили память погибших членов экипажа подводной лодки "Комсомолец". Подводная лодка К-278 «Комсомолец». Причиной гибели подводной лодки «Комсомолец» явился пожар, возникший около 11 часов.
Список погибших на АПЛ "Комсомолец" в результате аварии, произошедшей 7 апреля 1989 г.
«Ушла за считанные минуты»: тайна гибели «Комсомольца» - Аргументы Недели | 7 апреля 1989 года затонула атомная подводная лодка "Комсомолец".Дата ее гибели провозглашена в России как День памяти погибших подводников и, наряду с Днем подводника, стала поводом еще раз воздать почести тем морякам, кто до конца исполнял свой долг. |
Гибель атомной подводной лодки «Комсомолец» | 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» — гордость подводного флота СССР. |
Гибель «Комсомольца» | К памятнику подводной лодке «Л-19» возложили цветы и почтили погибших подводников минутой молчания. |
Гибель «Комсомольца». Почему затонула советская атомная подлодка? | 7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара затонула советская атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец». |
Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака | Как подлодка была переименована в "Комсомолец"? |
День памяти погибших подводников
обзоры пользователей. 7 апреля 1989 года — дата гибели атомной подводной лодки К-278 («Комсомолец») провозглашена в Российской Федерации, как «День памяти погибших подводников». 7 апреля 1989 года затонула атомная подводная лодка "Комсомолец".Дата ее гибели провозглашена в России как День памяти погибших подводников и, наряду с Днем подводника, стала поводом еще раз воздать почести тем морякам, кто до конца исполнял свой долг. Характеристика подводной лодки «Комсомолец». Подлодку «Комсомолец» К-278 проекта 685 “Плавник” спустили на воду в 1983-м.
Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец» – крейсера который опередил время
Двадцать пять лет назад мир потрясла трагедия атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем. Атомная подлодка «Комсомолец» была гордостью советского флота.
Форма поиска
- 7 апреля - 25 лет со дня гибели АПЛ "Комсомолец". Справка
- Еще по теме
- Список погибших на АПЛ "Комсомолец" в результате аварии, произошедшей 7 апреля 1989 г.
- Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка
- Наше видео
"Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец"
Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" Северного флота затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы, получив критические повреждения в результате пожара. 31-я годовщина гибели атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». 1. Неразрешимый спор С момента гибели чуда подводного кораблестроения – ПЛА «Комсомолец» – прошло уже более 9 лет. Характеристика подводной лодки «Комсомолец». Подлодку «Комсомолец» К-278 проекта 685 “Плавник” спустили на воду в 1983-м. 7 апреля 1989 года произошла страшная авария, приведшая к гибели 42-х моряков с атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец».