В этот день принято посещать богослужения, освящать в храмах вербные или ивовые ветви и украшать ими в доме иконы. По народному календарю на апрель, в этот день отмечают Ирину-урви берега, названную так потому, что обычно с этого времени начиналось активное таяние снега, из-за чего поднималась вода, затапливая берега. Религия - 28 апреля 2024 - Новости Москвы -
Приметы 29 апреля: о чём расскажет гулкий гром в Великий Понедельник
По народному календарю этот день считается серединой лета. Ниже подробно описаны основные народные праздники, соответствующие определенному дню календаря. Лунный календарь садовода и огородника Приметы на сегодня, завтра и апрель. Газета «Долинская правда» рассказывает, какие есть приметы в этот день и что категорически нельзя делать. Народный календарь с 25-го по 31 марта. Ниже подробно описаны основные народные праздники, соответствующие определенному дню календаря.
МЕСЯЦЕСЛОВ. Русский Народный календарь
В народном календаре 29 апреля 2024 года — Ирина Рассадница или Арина — «урви берега», а в церковном — день памяти святых мучениц Агапии, Ирины и Хионии. В пятницу, 26 января 2024 года в народном календаре ‒ Ермилов (Ерёмин) день. В народный календарь примет собиралась информация, которая накапливалась поколениями. В народный календарь примет собиралась информация, которая накапливалась поколениями.
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года
Топтать и рвать любые растения, в противном случае человека будут преследовать беды до конца его жизни; Давать или брать взаймы деньги и вещи. По поверьям, вместе с ними можно забрать себе неприятности другого человека; Веселиться и петь песни, иначе весь следующий год придётся грустить и плакать; Обсуждать других людей, сплетничать, завидовать — можно навлечь на себя беду; Стирать и гладить постельное бельё и полотенца — к болезням. Какие ещё есть приметы на 29 апреля? Чтобы в вашу жизнь пришла удача и достаток, говорите вслух о хорошем, делайте комплименты людям.
Стричь ногти после заката солнца. Это — к беде. Заниматься рукоделием. Считалось, что все, что будет сшито или связано в этот день, не принесет радости и быстро придет в негодность.
Поскольку работать в этот день тоже запрещалось, люди старались провести время либо в праздных утехах, либо в домашнем уюте. Один из важных запретов касался стирки. Наши предки верили, что вместе с грязной водой можно выплеснуть финансовое благополучие и остаться без денег. Народные поверья, пришедшие из давних времен, полны предрассудков. Следовать им, конечно же, не нужно. У наших современников другие ценности и традиции. Но знать, как жили люди несколько веков назад, почему поступали так, а не иначе, чего боялись, а чему радовались, совсем не бесполезно.
Разве не так? RU Ярилин день: народные приметы «В марте день с ночью меряются». Старинная поговорка соответствует истине. Зима уходить не хочет, а у весны еще мало сил сопротивляться своей предшественнице. Люди в Ярилин день смотрели на облака. Если они неслись по небу стремительно, знали — погода в ближайшее время будет теплой и солнечной. Но если она действительно была такой, не расслаблялись.
На этот счет придумали поговорку: «Если с первых дней весна разгульна, не застенчива — обманет, верить нечего».
Праздник отмечается за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста. Название праздника Вербное воскресенье произошло от обычая освящать в этот день в церкви ветки вербы. Они символизируют пальмовые ветви, которыми иудеи приветствовали Иисуса в Иерусалиме. Верба — первое растение, которое расцветает весной. Она олицетворяет пробуждение природы после зимнего сна и возрождение новой жизни. Как праздновать Вербное воскресенье Подготовка к празднику начинается за несколько дней.
Люди срезают веточки вербы и ставят дома в воду, чтобы они распустились. Выбирать стоит неиспорченные деревья, где нет дупл, сломанных или засохших побегов. Не рекомендуется использовать вербу, которая растет возле кладбища или водоемов. Согласно поверью, на ней может отдыхать нечистая сила. Празднование Вербного воскресенья начинается вечером в субботу. В церквях проходят богослужения и освящение вербы. В воскресенье в церквях также идет служба, и священники окропляют вербные прутики святой водой.
После службы люди приносят освященные веточки домой, кладут их возле икон и хранят в этом месте в течение года. Для привлечения силы, здоровья и достатка легонько хлестают по спине вербными прутьями членов семьи. Хозяйки готовят праздничные обеды или ужины. Вербное воскресенье выпадает на Великий пост. В этот день запрещается кушать мясо, яйца, молочную продукцию, но разрешается употреблять в пищу рыбу и немного красного вина. Вербному воскресенью предшествует праздник Лазарева суббота. В этот день Иисус Христос совершил великое чудо — воскресил праведного Лазаря.
После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — неделя перед Пасхой, которая посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Традиции и обряды С Вербным воскресеньем связано множество традиций и обрядов.
Ранняя Божественная литургия пройдёт 28 апреля в 6:00, а поздняя — в 8:00; в Успенском Адмиралтейском храме на улице Софьи Перовской, 9. Божественная литургия пройдёт 28 апреля с 7:30. Чем можно заменить вербу По словам протодиакона, нет никакой разницы, какое именно растение приносить в храм. Как мы уже отмечали выше, верующие встречали Христа пальмовыми ветвями — так что освятить в церкви можно любое цветущее растение. Степень цветения при этом неважна. Вербу приносят прежде всего потому, что никакие другие растения не успевают расцвести к празднику.
Впрочем, в этом году такой проблемы у воронежцев точно не будет. Что делать с засохшей вербой Ветви вербы могут храниться достаточно долго, но в конечном итоге, разумеется, засыхают. Выкидывать их в мусорку, как многие делают, нельзя. Вербу или другое ваше освящённое растение стоит сжечь в кастрюле или в другой ёмкости. После этого пепел надо закопать в «непопираемом месте» — например, в собственном саду или огороде. Народные приметы По Вербному воскресенью определяли, какими будут весна и лето и даже прогнозировали, хорошим ли будет урожай.
Февраль. Народный календарь
В народном календаре 29 апреля 2024 года — Ирина Рассадница или Арина — «урви берега», а в церковном — день памяти святых мучениц Агапии, Ирины и Хионии. Это переходящий двунадесятый праздник, то есть его дата в церковном календаре не фиксирована — она зависит от даты Пасхи. Следите за народным календарем, сверяйте его сведения с днем сегодняшним! Приметы и советы. Народный календарь.
Ярилин день: что нужно сделать 1 марта, чтобы не остаться на три года без денег, народные приметы
Продолжаю цикл статей о народных приметах на каждый день 2023 года. На Руси день называли Ириной Рассадницей — крестьяне 29 апреля высаживали в огороде рассаду, особенно капусту и огурцы. Согласно приметам, спокойная и ясная погода на Вербное воскресенье — к богатому урожаю, а заморозки ночью — к хорошим яровым хлебам; если в день праздника дует ветер — следует ждать холодного, ветреного лета. Народный календарь: почему нельзя смотреть в небо в день Кирилла Катаника.
Что можно и нельзя делать 28 апреля 2024 года
Если четверговую свечу зажечь в грозу, можно не бояться молнии — гроза пройдет мимо. С Великого Четверга не следует мести до дня после светлого Воскресения. Великий Пяток — Пятница — Строгий-строгий пост. Суббота на Страстной неделе — Великая Красильная. Пекут куличи, красят яйца. Канун Пасхи — день строго поста, люди не едят, пьют только воду. В этот день в церкви после утренней службы освещают яйца и куличи.
Ночью идут в церковь на службу с 23 часов субботы. Приходя со службы в 2 часа ночи, начинают праздновать, пробовать куличи. Девушки во время Пасхальной Службы должны прошептать: Воскресение Христово пошли мне жениха холостого. Среди Господних праздников Пасха занимает центральное место. Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых завершился богочеловеческий подвиг Спасения. Воскресение явилось свидетельством того, что Иисус Христос есть истинный Бог и Господь.
В это день ни в коем случае нельзя мыться, трудиться, подметать, стирать. На Руси принято в этот день обмениваться раскрашенными яйцами и христосоваться — троекратно целоваться в губы. Поздравляли друг друга и на слова Христос Воскресе отвечали Воистину Воскресе. Святая неделя — неделя после Пасхи. Чтобы ребенок начал быстрее ходить надо провести его по полу в любой день на Святой неделе. Счастлив тот, кто умер в Пасху и на Святой неделе, ему прямая дорога в рай.
Хоронят с красным яйцом в руке, чтобы было чем похристосоваться на том свете. МАЙ 1 мая Пасха в этом году. Иоанн Ветхопещерник. В этот день молятся о защите от всякой напасти. Федор Неводник. В этот день не удят рыбу и не забрасывают сеть — грех.
Чтили родовые угорья. Красные угорья — это место, где обитают души предков. Считалось, что в этот день открывается земля, и души ушедших вылетают на свет Божий. В этот день посещали кладбища, накрывали богатый стол, чтобы души предков радовались нашему хорошему житию-бытию. Кто в нынешний день разведется — тот еще три года под венец не пойдет. Семен Ранопашец.
Не планируйте помолвки, или замужества — брак будет недолговечный. В этот день собирали и заготавливали березовый сок. Не прокалывайте уши — будете плохо слышать. Нельзя стричь волосы и ногти младенцам. Борис и Глеб. Торговцы старались что либо выгодно продать, что бы весь год торговать с барышом.
Начинают петь соловьи. Если соловья услышишь раньше кукушки — счастливо проведешь лето. На Бориса и Глеба сеют хлеб. В этот день хозяйка ничего не дат из дома взаймы, а если кто даст то у того в огороде будет пусто. Нельзя отвечать на вопрос: все посадил? Сны в этот день вещие.
Если вы чихнете до обеда, то значит, ваши покойные родственники просят их помянуть. Ирина Арина рассадница. На Арину высаживают рассаду, сажают капусту и говорят: не будь голиста, будь пузата, не будь пуста, будь туга. Посадкой овощей занимались исключительно женщины. Если посадить мужчина овощи — они зацветут и плодов не дадут. Никола Вешний.
Мужской праздник, праздник конюхов. В этот день до восхода Солнца надо дотронуться до хвоста лошади, а потом до гривы — тогда повезет. Симон Зилот. На Симона земля именинница. Грех пахать. В этот день не занимались огородными работами, а собирались травами.
Время весеннего сбора лекарственных трав. День пророческий — все гадания верны. Советовали без крайне нужды не выходить из дома. На Епифана не ходить по росе. Пришел Ондрон с дождем. Не ходить по росе.
Федот Овсяник. День стоит посвятить добрым делам и благочестивым молитвам. Тогда минуете печали. Получить хоть какие-нибудь деньги хорошо. ИЮНЬ 1 июня. Иван Долгий.
В этот день не давать хлеба и соли и самим не просить. Если первые два дня июля льет дождь, то весь месяц будет сухой. Константин Огуречник. Олена Льносейка. Алена Длинные Льны. В этот день девушки волосы не заплетали.
Волосы будут длинные и светлые как лен, если их Олена Льносейка увидит. В этот день сажают огурцы. Иванов день. Не делают операции на печени, не полют лук и морковь. Ребенок, зачатый в этот день, будет тугодум, поэтому супруги не спят вместе. В день Федоры не выметай из избы ссора.
На Федору домой забирается под веник, поэтому неосторожная хозяйка может вымести его из дома. Дом без домового долго не простоит. Люди, связанные с торговлей, кладут для своего домового горшочек с кашей и несколько монет, надеясь, что это принесет им прибыль. После заката пол не моют и не метут, иначе в роду может быть рак. В этот день не болтали много и ссор не начинали. Запрещены бабьи посиделки.
Вознесение 40 день после Пасхи. Кто в пятницу перед Вознесением постился, от потопления сохранился. Утренняя роса, собранная в день Вознесения обладает целебной силой, если ею окропить больного и прочитать заговор, всякую болезнь, как рукой снимет. В честь Вознесение пекут лесенки печение из ржаной муки. Чтобы Христу легче было на небо вознестись. Исаакий Змеевик.
Полагают, что в этот день змеи ходят по лесам и полям — празднуют змеиную свадьбу. Поэтому было принято не ходить по траве. Никифор Дубодер. Устраивались вечерние гуляния, дома украшались цветами, пели песни. Красный сарафан. Краснеет земляника.
Спать надо ложиться как можно дольше, отдавая силы работе по дому и любимым ремеслам. Надевают красное. Выполов в этот день до 12 сорняки, сорная трава больше не растет. Русские люди говорят: на Иллариона девушке огород полоть — себе красоту добывать, отцу силу, матери здоровье, а гостям вкусное застолье. Троица на 50 день после Пасхи. На Троицу церковь украшают веточками березы, если принести из церкви домой несколько таких веточек, то можно вылечить больного или больную скотину, подмешав эти веточки в пищу.
На Руси в этот день проходили смотрины невест, девушки водили хороводы, а парни высматривала невест. Избы и ворота украшали березовыми ветками. На Троицу дождь — много грибов. Понедельник после Троицы — день святого Духа. Нечистая сила боится Духова дня, как огня. Во время Божественной Службы с неба исходит Святой Огонь испепеляющий всех злых духов.
Праздник Солнца. День Летнего Солнцестояния. Середина лета. Иван Купала. Этот праздник был самый радостным и светлым для наших предков. Древние славяне и европейцы отмечали день Солнцестояния — день, когда Солнце светит дольше всего в году.
С приходом христианства праздник не смогли вычеркнуть из памяти народа и приурочили его ко дню рождества Иоанна — 24 июня 7 июля по новому. В этот день везде был праздник, песни и хороводы. Вечером девушки гадали и отпускали венки в реку. Если поплывет — замуж выйдешь в этом году, а утонет — не выйдешь. В эту ночь рыгали через огонь, чтобы максимально зарядиться силой Солнца ночью его представляет огонь. Этот день считался удачным для заключения брака.
В день летнего солнцестояния люди собирали целебные травы и корни, так как считалось, что в этот период лечебная сила растений возрастает в несколько раз. А в ночь с 21 на 22 июня разводили костры, танцевали вокруг них, прыгали через огонь; делали горящие колеса и спускали их с небольших холмов, олицетворяя заход солнца. Через огонь пропускали и домашний скот: это, по мнению древних, защищало его от болезней и придавало плодовитость. Таинственное магическое значение в этот период полного расцвета всей природы имел и папоротник: в полночь он будто бы расцветал на короткое мгновение. Смельчаки отправлялись в полночь в лес, чтобы увидеть цветок папоротника и собрать его семена. Такие походы считались очень опасными, так как это растение зорко охраняли феи и разная нечистая сила.
Тот, кому все же удавалось заполучить семена, мог якобы стать невидимым и наблюдать танцы и игры фей в эту волшебную ночь. В этот день по поверью бродят по земле разные призраки. Тимофей дает добро тем, кто не завидует, и злобы у кого нет. На Варнаву траву не рви, потому что сходится в этот день сила неведомая и катается в полдень по травам. С 24 июня по 7 июля русалочьи дни. С этого дня гадают и гадания верны.
Задабривают домового и освобождают шкафы от старого до привлечения нового. На Тихона устраивают хлебосольные застолья, угощают пирогами. За неделю до Ивана Купала праздновали Ярилки. Праздник посвященный Яриле — языческому богу. Разводили костры и варили яйца. Чем больше сваришь — тем лучше куры будут нестись.
Не желательно переезжать или увольняться с работы. ИЮЛЬ 1 июля. Ярилин день. В этот день сны считают вещими и исполняются в течении 20 лет. Мефодий Перепелятник. Кто увидит в этот день белого перепела — тому счастье придет.
Аграфена Купальница. С Аграфены начинался купальный сезон на Руси. На Аграфену в каждой семье был банный праздник, потому что в этот день все нечистое с себя можно смыть, а веником любую хворь выбить. В этот момент в ней сила невиданная. Умывались росой для здоровья. На деревьях девицы завязывали ленты и загадывали желания о женихах.
Девушки бросали венки в воду и загадывали на суженного: выйду замуж или нет. Если утонет — то нет, если поплывет — да. Вложить в угол дома стебелек Иван-да-Марья — оберег от воров. Вечером и утром 8 к воде — реке или озеру не подходили. Водяной именины празднует, и кто ему мешает — наказывает. Петр и Феврония.
Праздник влюбленных, день счастливый для любви. Самсон Сеночной. Редкий год выпадает, чтобы в этот день не было дождя. А если — дождь, то еще 7 недель тож. Нельзя стричь маленьких детей. Жениться нельзя, иначе еще раз под венец идти.
Не делать операций, иначе опять попадете в больницу. Мед, взятый в этот день, забродит. Кто в этот день даст в долг — свою удачу погубит. Днем спать нельзя, голова заболит. Если в этот день заболеешь — то еще 11 дней будешь болеть. Петр Павел — петровки.
В этот день верующие отмечают День входа Господня в Иерусалим, и это время наполнено глубоким символизмом и традициями, уходящими корнями в далёкое прошлое. Давайте в них разберёмся и поймём, что делать можно в Вербное воскресенье и нужно, а от чего лучше отказаться. Традиции Вербного воскресенья Главным символом праздника является верба. В этот день в храмах освящают ветки этого растения, которые приносят в дом не только как украшение, но и как талисман. Верующие уверены: верба обладает целительной силой. Ею легонько хлещут друг друга — такой обряд символизирует очищение и защиту от злых духов. На Вербное воскресенье, которое в 2024 году отмечается 28 апреля, принято посещать церковные службы.
Многие берут с собой на ночное бдение веточки, чтобы впоследствии поставить их у изголовья больных родственников или просто в красный угол дома. Освящённая верба, поставленная у изголовья больного, считается мощным исцеляющим "амулетом". Эти ветки обычно хранят в доме весь год, а по истечении этого времени сжигают.
В этот день запрещается кушать мясо, яйца, молочную продукцию, но разрешается употреблять в пищу рыбу и немного красного вина.
Вербному воскресенью предшествует праздник Лазарева суббота. В этот день Иисус Христос совершил великое чудо — воскресил праведного Лазаря. После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — неделя перед Пасхой, которая посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Традиции и обряды С Вербным воскресеньем связано множество традиций и обрядов.
Они направлены на привлечение здоровья, богатства, благополучия, удачное замужество, счастливое материнство. Народные целители заготавливают в этот день почки ивы. Они верят, что настои из них помогают мужчинам сохранять силу, а женщинам — зачать ребенка. Хозяйки пекли из вербных почек пироги.
Считалось, что они помогают уберечь домочадцев от болезней. Молодые девушки в этот день делали привороты на будущих мужей. Они ломали несколько веток на вербе, перевязывали их красной нитью, загадывали на суженого и хранили за иконами. Выбрасывать связку нельзя, так как можно сломать жизнь молодого человека и собственную.
В некоторых регионах осталась древняя традиция устраивать в этот праздник вербные базары или ярмарки. На них проводятся гуляния с колоритными угощениями и развлечениями для взрослых и детей. Народные мастера продают ремесленнические изделия и херувимы — ветки вербы, украшенные фигурками ангелов. Женщины, у которых были маленькие дети, в Вербное воскресенье купали их в воде с вербными почками.
Они верили, что такой ритуал способен избавить младенцев от недугов и дать растущему организму здоровье и силы. Родственники немощных и больных людей били их вербными прутиками по телу и при этом приговаривали: «Святой Дух, через вербу входи — болезнь уводи. Верба придет — болезнь унесет». Считалось, что такой обряд помогает вернуть здоровье.
В этот день люди забивали на углу дома освященный вербный кол.
Крестьяне надевали скромную, траурную, одежду; прекращались молодежные посиделки, запрещались гуляния; пение песен, игра на музыкальных инструментах считались грехом; не было свадеб, гощений и больших празднований. Даже похороны проводились скромнее. Вводились 4 степени строгого поста: 1. В субботу и воскресенье дается разрешение на «вино и елей».
От понедельника до пятницы положено «сухоядение», «варение без елея». Скоромного — мяса, рыбы, молока, яиц — не давали даже маленьким детям и больным. Нарушение поста считалось не только страшным грехом, но и могло повлечь за собой божественное наказание: болезнь или травму. Основой каждодневного пищевого рациона были ржаной хлеб, щи, каши на постном масле, репа, картофель, соления, кисели, квас, моченые ягоды и т. Строгий запрет налагался церковью на супружеские отношения.
По народным представлениям, муж не должен был спать с женой в период поста еще и потому, что от этого могли родиться больные или слабоумные дети. Непременным атрибутом постного времени было хождение в церковь к исповеди: на первой неделе и на последней перед Пасхой, Страстной неделе, вторая исповедь считалась наиболее важной. Издавна обряды, приходившиеся на завершение поста, служили средством очищения и защиты окружающего пространства и человека от нечистой силы и являли границу между периодом безвременья — Пост — и периодом возрождения и обновления жизни и природы — Пасха. На время Великого поста приходились многочисленные обряды кликания весны, подготовки и проведения пахоты и сева. Особое значение имели отдельные дни и недели Поста: Чистый понедельник на первой неделе, среда или четверг Средокрестие на четвертой, Крестопоклонной неделе, Вербное воскресенье, Чистый четверг на Страстной неделе.
Великий пост являлся важным хозяйственным периодом, на него обычно приходилось начало нового хозяйственного сезона, подготовка и проведение земледельческих работ — сева и пахоты. С началом Великого поста женщины садились за кросна, сначала ткали, а затем белили холсты, которыми за пост надо было запастись на весь будущий год. Мужчины занимались заготовкой дров и леса для построек, витьем веревок, починкой сельскохозяйственного инвентаря, ограждений вокруг полей и выгонов и т. Великий пост — это не только отказ от «скоромной пищи». В это время особенно следили за своими словами, так как верили, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься».
На протяжении семи недель Великого поста устанавливается особое, молитвенное состояние верующих, готовность исповедоваться и принимать причастие. Напряжение достигает кульминации в Страстную неделю и разряжается самой пышной и торжественной церковной службой с выносом плащаницы, крестным ходом, колокольным звоном. Вербное воскресенье Вербное воскресенье — воскресенье на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает двунадесятый Господний праздник — Вход Господень в Иерусалим. Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху.
На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскрешения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями называемыми «ваии» и хвалебной песней: «Осанна спасение Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне». На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды.
В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье». Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на нее приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья. В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные кушанья из рыбы, пирогирыбники. Пирог разделать из постного теста закрытым или открытым, выбрав любую форму.
На разделанный нижний пласт теста уложить предварительно подсоленное филе, сбрызнуть маслом. Величина пирога небольшая и печется он по времени поменьше, чем крупный. Готовый пирог смазать растительным маслом и подать горячим. В городах и в сибирских деревнях обязательным блюдом субботнего праздничного стола была икра. Канун Вербного воскресенья шумно и весело праздновала молодежь.
За три-четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный «курник», кашу и пекли гречневые блины. В полночь молодежь с пением песен выходила на улицу. Около ворот каждого дома, где жили новобрачные, парни и девушки останавливались и кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». В народе верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Утром праздничного дня взрослые хлестали веточками вербы детей, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!
Страстная неделя Страстная неделя страшная — последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе. Она получила свое название в вспоминание о «Страстях» — страданиях Иисуса Хрис та. Церковные службы дней Страстной недели посвящены событиям последних дней земной жизни Спасителя, ввиду важности которых каждый день недели называется Великим Страстным. На протяжении всей недели в знак скорби церковь предписывает особенно строгое воздержание, которое становится еще более суровым ближе к Пас хе: с Великого четверга по Великую субботу. Но идея Великого поста — очищение через воздержание, покаяние и причастие, на Страстной неделе находит отражение не только в церковных службах и ритуалах, но и в многочисленных народных очистительных и предохранительных обрядах, основная масса которых сосредоточена вокруг Чистого четверга.
В первые три дня Страстной недели в церквах вспоминается пребывание Христа в Иерусалиме и его пророчества о своей грядущей кончине. На утрене после шестопсалмия поется: «Се жених грядет в полунощи», а после канона: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, и одежды не имам, да вниду в он: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя». На часах читаются четыре Евангелия. В русской деревне с понедельника начиналась подготовка к Светлому Христову Воскресенью Пасхе : крестьянки стирали, мыли избу, прибирали двор. В народе говорили: «Страшной понедельник на двор идет — всю дорогу вербой метет!
Мужики-хозяева заготавливали припасы и корм для скотины на все праздники. Крестьянки делали «соченое молоко», которому приписывали магические свойства. Женщины рано утром до восхода солнца сметали по закромам льняное и конопляное семя, которое толкли в ступах и разбавляли водой. Полученным «молоком» поили захворавшую скотину, при этом замечали, если животное отказывается пить, отворачивается, значит на него и на весь его приплод напущена порча и никакое лечение уже не поможет. Как изготовление, так и применение «соченого молока» считалось исключительно «бабьим делом»; крестьянки верили, что, если оно случайно попадалось на глаза мужику, то теряло все свои лечебные свойства.
На Страстную среду приходились некоторые очистительные и охранительные обычаи следующего дня Страстной недели — Чистого четверга. Например, обливание скотины талой водой, из снега, собранного по оврагам, посоленной заготовленной в прошлом году четверговой солью. Считалось, что эта вода предохраняет двор от порчи целый год. В западной Сибири некоторые четверговые обряды начинались с вечера Великой среды. В последние дни Страстной недели делались последние приготовления к Пасхе: заканчивалась уборка, крестьяне запасались провизией, красили яйца, пекли куличи, варили пиво.
В вымытых и прибранных домах, пол в которых посыпали белым речным песком, расстилались новые половики, на стены, окна, божницу развешивали белые вышитые полотенца, подвязанные бантами или украшенные цветными шелковыми лоскутками или искусственными цветами. Все это великолепие не снимали вплоть до конца Пасхальной недели. В церкви тоже готовились к Пасхе: начищали подсвечники и паникадила, заполняли лампады маслом, вставляли новые свечи. С четверга по субботу пост был особенно строг. Наиболее истово верующие в память о страданиях Христа вовсе отказывали себе в пище и питье, проводили эти дни в молчании, остальные старались есть один-два раза в день, ограничиваясь невареной пищей.
В Великий, Чистый четверг крестьяне обязательно посещали церковь, в которой в этот день вспоминают Тайную вечерю и предательство Иуды, читают 12 Евангелий 12 евангельских отрывков, повествующих о страданиях Иисуса Христа. В Великую пятницу в память о мучениях и распятии Христа из алтаря выносят лежащую на престоле плащаницу, поклониться которой собирается народ. В Страстную субботу служба в храме идет в течение всего дня. В этот день церковью вспоминается пребывание Спасителя телом во гробе, а душой сошедшего в ад и сокрушившего силой Своей адские врата, связавшего Сатану и освободившего из ада прародителей Адама и Еву, библейских пророков, душу благочестивого разбойника, распятого вместе с Ним. Приведя спасенных в рай, сам Он воссел на престоле с Отцом и Святым Духом.
Во время утренней службы, начинающейся в полночь, священник и дьякон выходят из алтаря, становятся посреди храма, рядом с плащаницей, и поют стихи из псалма «Блажени непорочнии», символизирующие погребальное пение, затем совершается обряд символического погребения Христа, перенесения Его тела с Голгофы в сад Иосифа Аримофейского. Оно заключается в торжественном обнесении плащаницы вокруг храма под погребальный звон колоколов. Подойдя вновь к церковным дверям, крестный ход останавливается, и верующие с горящими свечами в руках проходят в открытую дверь под плащаницей, которую над головой держат священнослужители. По возвращении в церковь плащаницу сначала подносят к раскрытым царским вратам, а затем вновь устанавливают в центре храма до вечера. В Великую субботу служится соединяющаяся с вечерей литургия Василия Великого, во время которой темные, траурные одежды престола и священнослужителей заменяются светлыми, праздничными, читаются псалмы, пророчествующие Христово Воскресение, завершается литургия благословением хлебов и вина.
На протяжении этого дня принято освящать в церкви заготовленное к Пасхе угощение: куличи, крашеные яйца, творожные пасхи. После литургии начинается чтение Деяний апостолов, продолжающееся до самой полунощницы, совершаемой священником в одной епитрахили. По ее окончании плащаницу с середины храма переносят в алтарь и кладут на престол. Ровно в пол ночь раздается колокольный звон — благовест, начинается праздничная служба, посвященная Пасхе — Светлому Христову Воскресенью. Пасха Пасха — великий двунадесятый праздник церковного православного календаря Светлое Христово Воскресенье, самый торжественный и радостный христианский праздник.
Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертия над смертью, добра и света над злом и тьмой. По закону Моисея, празднование этого дня было установлено древними иудеями в память об исходе из египетского плена, в знак благодарности за освобождение и поддержание беглецов во время их долгого странствия. Христианская Пасха, также как Пасха иудейская, отмечается по лунному календарю, поэтому не имеет постоянной даты в лунном месяце 28 дней, которые накладываются на солнечный год из 354 суток. Согласно постановлению I Вселенского Собора в Никее 325 г. Время празднования Пасхи рассчитано на много лет вперед и записано в таблицах — пасхалиях, через каждые 532 года числа, дни недели и фазы луны повторяются, следуя в том же порядке, они составляют великий пасхальный круг.
По календарю празднование всегда приходится на промежуток от 4 апреля до 7 мая по новому стилю. Пасхальная служба, происходящая в ночь с субботы на воскресенье, является логическим завершением служения всех предшествующих дней Страстной недели, посвященного событиям Евангелия. Раньше ровно в полночь, а теперь обычно в половине двенадцатого, начинается праздничная служба — полунощница, за которой следует заутреня, посвященная Светлому Христову Воскресенью, крестный ход вокруг церкви и литургия, наступает Пасха — Светлое Хрис то во Воскресение. В это время в Иерусалиме нисходит благодатный Огонь на святой Гроб Господень. Это явное чудо повторяется в течение многих веков, начиная с глубокой древности.
Один из паломников рассказывал в конце XIX века: «Благодатный Огонь исходит на лампады Православной Церкви даже тогда, когда ближе ко Святому Гробу висят иностранные лампады; армянские, французские, коптские… Благодатный Огонь обладает дивными свойствами. Пер вое время после появления Огонь этот не жжет ни кожи, ни волос, хотя свечи от свечи быстро загораются». Как известно, православные и католики празднуют Пасху по разному календарю старый и новый стиль. Так вот, благодатный Огонь появляется только под Светлое Христово Воскресение, определяемое по старому стилю, и никогда не сходил на Пасху, празднуемую по новому стилю. Издавна в пасхальную ночь, как только зазвонят колокола, возвещающие о воскресении, тут же все освещалось огнями.
Церковь и колокольня покрывались огоньками развешенных накануне фонариков. Около церкви разжигали костры. На перекрестках дорог, на холмах и высоких берегах рек поджигали смоляные бочки, которые иногда поднимали на шестах. Угли, оставшиеся от костров, наутро собирали и закладывали под застрехи крыши, чтобы оградить дом от молнии и пожара. Свечу, с которой обходили крестным ходом вокруг церкви, также сохраняли, приписывая ей магические свойства.
Во многих местах перед началом и после праздничной литургии было принято стрелять из ружей. Кое-где стреляли преимущественно охотники, в уверенности, что непременно убьют выстрелом черта, и в то же время желая обеспечить себе удачную охоту в течение года. После службы те, кто не успел освятить в Великую субботу разнообразную снедь для пасхальной домашней трапезы, выстраивались в церковной ограде в ожидании священника. Они стояли в два ряда, мужчины с непокрытыми головами, женщины в праздничной одежде, каждый держал в руках скатерть с куличом, на котором горела свеча. За освящение «паски» крестьяне бросали в чашу со святой водой, из которой кропил священник, мелкую медную монету — гривенники и пятаки.
После окончания пасхальной службы и освящения куличей как можно быстрее бежали домой разговляться, так как верили, что тот, кто быстрее прибежит, раньше других управится с урожаем, все до последнего зернышка соберет со своего поля. Одним из важнейших моментов праздника была утренняя пасхальная трапеза. После долгого и сурового поста все с нетерпением ждали «разговения» и радовались пасхальному яичку. Обязательной принадлежностью пасхального стола были освященные в церкви яйца и кулич, творожная пасха. Пасхальные яйца С давних времен у всех народов мира яйцо символизировало Вселенную.
Считалось, что мир произошел из яйца. Христианство стало считать его символом воскресения: «Как из яйца появляется жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово». Существует легенда о том, что обычай дарить на Пасху красное яйцо произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины. На Руси пасхальные яйца украшали двумя способами: крашением и росписью. Поэтому эти яйца называются «писанками» и «крашенками».
А «крашенки» — это пасхальные яйца одного цвета, без какого-либо орнамента, украшения и раскраски. B Великий четверг, который по традиции называли «Чистым», христиане во всех домах начинали красить яйца, делать «крашенки». В густой красный цвет можно окрасить яйца, опустив их в крепкий отвар луковой шелухи. Разные оттенки розового цвета получались, если варили яйца вместе с корой вишни или свеклой. Зеленые яйца получали, сварив их вместе с молодой зеленью озимых.
Фиолетовыми делали яйца цветы ольхи, запасенные с прошлой весны.