Главная» Новости» Опг тукаевские казань последние новости на сегодня. Он рассказывает историю о жизни пацанских банд в Казани 80-х без прикрас. Верховный суд РТ вынес приговор трем бывшим участникам казанской ОПГ «Грязь».
В РТ осудили участников группировки «Грязь» за убийство 15-летней давности
«Там было кровавое месиво. Переломано всё» – | Верховный суд Татарстана в пятницу вынес приговор двум участникам казанской группировки "Грязь", признав их виновными в убийстве соратника 15 лет назад, сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" и.о. старшего помощника прокурора. |
Кровавый след (Самара - Татарстан): ivanetsoleg — LiveJournal | Силовики считают его лидером ОПГ «Грязь» и обвиняют в убийстве 20-летней давности. |
Их обвиняли в убийстве 15-летней давности
- Жирная точка в деле “грязевских”
- Верховный суд РТ огласил приговор участникам ОПГ «Грязь
- Вторая жизнь «Кинопленки»
- Казань, ОПГ: новости, события, фото и видео — Горячее | Пикабу
- К Рифкату Вахитову прилипла «Грязь»
- Хайдер закиров похорон арское кладбище. Кровавый путь банды «Жилка
Карта ОПГ Казани: на чьей территории живете вы?
Шапочки-«вальтовки», брюки-«ширачи», в кармане стальной шар, в руках монтажка. Город весь поделен на негласные районы, где молодежь объединялась в структурированные организации, в правоохранительных органах называемые группировками, а нами, пацанами, улицей. Время для детей 14 — 15 лет было страшное. Если мальчишка один, не с улицы, то у этого «чушпана» никакой защиты и прав нет.
Таких детей «шакалили» и деньги отнимали и одежду, а на «улице» ты был под защитой. Вот и шла молодежь в группировки, и мимо меня эта участь не прошла. Осенью дома решал уроки, ручку бросил, вышел на крыльцо, вздохнул полной грудью и, была не была, пошел на «сборы» - место, где группировщики собирались.
А в группировке в сопливых мальчуганов кулаками вколачивали две заповеди. Первая: «Старший всегда прав». И вторая: «Если старший не прав, вспомни первую заповедь».
Так и жили, в футбол гоняли, мама купит вещь какую модную, уже знаешь, что не отнимут ее у тебя. И с девчонками погулять можно, они на «чушпанов» тоже не заглядывались, им нравились успешные, а если группировщик, значит, успешный пацан, он за район дерется, он «основной», он по местной моде, с ним и не тронут, и обидеть не посмеют. Я все небом грезил, хотел в Херсон, в летное училище, да мамка не отпустила… Потом развал СССР, в стране полный хаос, путч 1991-го, путч 1993-го, депутаты по Белому дому из танков стреляют, заводы стоят, фабрики стоят, работы нет.
Нам еще в СССР внушили, что заниматься спекуляцией «купи-продай» - это плохо. Я те времена запомнил. Я в Адмиралтейской слободе жил, райончик такой Сады - местные знают.
Три дома, все свои, как одна семья. Мама домой зовет, а там сникерс на столе на три части порезанный. Мне, себе и бабушке Марье Ивановне.
Попробовали, а мама говорит: «В следующую зарплату баунти попробуем». Все соседи и пьют вместе, и дрова колют вместе. А у нас сосед Женя Федотов - в норковой шапке, в дубленке, на 99-й вишневой, к соседям щедр.
Наши три дома его все уважали, гордились им, называли его «наш рэкетир», знали, что парень криминалом занимается, правда, не знали каким. Евгений с идеями был, у нас во дворе 9 человек пацанов, и ни одной девчонки, а у Евгения планы на нас по образцу фильма « Крестный отец ». Все так нечаянно начиналось, он попросит нас то машину свою помыть, то мамке своей продуктов с рынка домой закинуть, а сдачу на карман.
И так, с ровного места сунет нам денег, а мы и рады халяве. С Федотовым я близко стал общаться с лета 1994-го, он к жене своей Ирине на дачу гонял, а дачи рядом у нас, как оказалось, вот и подвозил меня. По пути в кафе заедем, угостит чем-нибудь, продуктов подкинет, деньжат.
Я приеду на дачу - полный пакет снеди, мамка гордится мною, а наши пацаны, так те аж ревновали меня. Женя как икона стал для меня, я думал, он говорит лишь истину, делает истину, думает истину. Таким идеалом он стал в моем мальчишеском сердце.
Как все-таки возник конфликт? Да, Хайдер - это отдельная история Казани. Человек серьезный был, хотел власти, но власти среди криминальных кругов , да не все его взгляды разделяли.
В городе люди были, тоже с улицы, братва, но на жизнь по-другому смотрели. Если Хайдер с «Жилкой» кровью отнимал заводы, магазины, предприятия, то другое ОПС «Севастопольские», как их называли, бизнесом начало заниматься, коммерцией и взгляды Хайдера не разделяло. Хайдер крови хотел, искал повод развязать войну и нашел.
Ленар Речапов по прозвищу Узкий, лидер «Севастопольских», предложил Хайдеру в Москве вместе дела делать, а его это «закусило»: «Меня по зонам мусора ломали, а ты за пивным краном стоял. И ты, барыга, мне предлагаешь дела совместные, да я с тебя деньги получать должен по жизни». Это была отправная точка, с которой начались массовые войны внутри казанских ОПГ.
Город был поделен на две части: «жилковских» и примкнувших к ним группировок, которые поддерживали Хайдера, и «Севастопольских», поддерживаемых молодежью, заинтересованной в успешном легальном бизнесе Речапова. Это было два разных мировоззрения: первые строили отношения на страхе и крови, а вторые - на уважении и деньгах. Хайдер развязал войну, Жора и Арнольд его поддержали.
И убивать стали. У «Жилки» в то время 600 человек было, кто мог на курок нажать - целая армия. Вот это и есть лихие 90-е.
Реальная власть была у криминала, менты практически бездействовали. Информацию только собирали для будущего. Страны больше не было, везде кровь, везде стреляют.
Помните классические результаты соцопросов: каждая девочка мечтает стать проституткой, каждый мальчик - киллером. Ислам Галимзянов Исламей попытался единолично возглавить «Жилку» после смерти прежнего лидера Хайдара Закирова - А в армию вас призывали? Да, повестки приходили.
Первая чеченская война началась в 1994-м, я думаю, раз в небо не получилось, пойду в Чечню, за Россию воевать, мужчина должен через войну пройти. А Жора говорит: «Здесь, в Казани война», - и не пустил меня. СМИ с подачи ментов меня кем-то вроде Солоника Александр Солоник, легенда преступного мира, российский киллер, на счету которого десятки убийств сделали, а таких, как я, молодых, которым в руки пистолет старшие сунули и за «малую» родину воевать отправили, не два и не три даже.
В суде по делу «Жилки» из 16 человек я лично знаю про пятерых исполнителей, на каждом из которых по четыре-пять эпизодов убийств было. Да, а возглавлял ее Исламей Ислам Галимзянов, один из приближенных Хайдера, «жилковский» бригадир , лидер всех киллеров «Жилки». Он сам стрелял и людей убивать посылал.
Я в те годы молодой еще был, по дискотекам бегал с девчонками. Знал, конечно, что в Казани война идет между «Жилкой» и «Севастопольскими», так об этом весь город говорил. А карты так легли, что я тогда рядом оказался.
Поручения, конечно, приходилось выполнять за прошлые «шанежки» от Жоры и Арнольда. Вроде мелочевка - сумку с оружием спрятать в сарай или наблюдение вести за автомобилями, но мне потом за это 105-ю ст. Дядьки взрослые решили друг друга хоронить, пускай хоронят, мне-то что?
По молодости сердца жестокие, да и сейчас, я смотрю, не особо люди оплакивают иракцев, ливийцев, сирийцев. А сколько там детей и женщин гибнет, мирных жителей. А тут бандиты друг друга мочат, ну и пусть.
Потом срок получил - два года за угон автобуса. Глупая история, даже рассказывать нечего. Пока сидел, война между «Жилкой» и «Севестопольскими» закончилась, Всевышний меня от участия в ней уберег.
Освободился осенью 1997-го, а на Новый год Жора в гости заехал. Он 1,5 тысячи долларов дал мне на адвоката, деньги большие по тем временам, и я был ему должен. Мы в его машине поговорили, я ему честно сказал: «Жора, вы людей убиваете, нехорошо это».
Его это нисколько не смутило. Он ответил: «Война была, сейчас это все в прошлом. Сейчас фирма у нас, бизнес, все легально.
Никакого криминала, после Нового года встретимся, покажу, сам все увидишь». Я поверил, успокоился. И правда, фирма была «Общество инвалидов Афганистана».
Жора устроил меня туда на работу, все круто - офис, евроремонт, компьютеры, секретарши в коротких юбках. Я такое только в кино и видел. А потом опять началось, «Жилка» после убийства Хайдера между собой начала воевать - Жора с Арнольдом опять в строю.
Для них как для киллеров разборки - бизнес, они на этом деньги зарабатывали. И все серьезно уже стало, они меня в дела по уши затащили. Я рассчитывал их как трамплин для своего бизнеса использовать, столярную мастерскую открыл, хотел мебель изготавливать.
С коммерсантами «жилковскими» можно было через них двигаться, они со мной при такой поддержке не отказались бы дела вести. Сам я знал, что бизнес вывезу, есть коммерческая жилка, да только «Жилка» криминальная корректировки в мои планы внесла. От работы с Федотовым-Перевицких в памяти моменты яркие остались.
Один раз ночью сплю дома, на пейджер сообщение с текстом от Жоры: «Алексей, приезжай ко мне, возьми бутылку «Старой Казани». Приехал, Жора, выпивший уже, мне говорит: «Есть там такой-то двор, там машина стоит, в ней оружие, вещи, машину на стоянку туда-то, все отпечатки сотри, вещи сожги, оружие уничтожь». Это опять 105 статья, 100 процентов соучастие, и потом на суде для меня этот эпизод действительно как 105-я прошел.
Но мог я отказаться? Наверное, мог, да не смог. Да и, если честно, не я же убиваю, это жизнь Жоры и Арнольда, их выбор.
В другой раз вообще купаться поехали. Два арбуза, шлепки, плавки, весь день загораем, а вечером вдруг Жора с Арнольдом засуетились. Я вижу, они высматривают парня, что с ребенком на пляж пришел.
Мне говорят: «Живо в машину, прогревай мотор». Я понять ничего не могу, ясно только, что это делюга криминал по любому. Машину пригнал, куда мне Саша указал, а там в кустах чьи-то ноги торчат.
Рядом Жора 4-летнему ребенку рот рукой зажал и не знает, что с ним делать. Мужик с пляжа возвращался, они его прямо при ребенке застрелили. Арнольд с Сашей труп в машину на заднее сиденье, у меня спрашивают: «Сможешь ребенка увезти без кипиша?
Расспросил, где он живет, поймал на трассе машину и привез его в Казань. Довел до двери, постучался и убежал. Как оказалось, ради этого Жора с Арнольдом на пляж и ехали, а отдых был прикрытием.
Домой приехал, Арнольд мне говорит: «Видишь, убивать не страшно». А после таких дел разве в сторону отскочишь? Потом и правда пришло время.
Жора пистолет мне дал и сказал: «Надо сделать». Серьезно сказал. Убил я тогда в первый раз.
Вода камень точит, и меня они в итоге подточили. Домой приехал, смотрю в зеркало, в глаза себе заглядываю и думаю, вроде не изменилось ничего, а душа-то моя погибла. Сегодня день, когда я себя убил.
Я в тот день рукой на себя махнул, ладно, думаю, буду жить как в последний раз. Это был самый легкий способ погубить себя: застрелил - заработал 10 тысяч долларов. В 1998-м дефолт, у Жоры с Арнольдом серьезный конфликт пошел из-за денег, а в 1999-м году оба без вести пропали.
Убили их в ресторане «Резеда». Я после этого вздохнул свободно полной грудью, с криминалом меня больше ничего уже не связывало. У меня жена, дочь маленькая, на улице лето.
А осенью приехал ко мне с «Жилки» человек, говорит, что Исламей освобождается, обещает его в лес увезти. Помоги, говорит, от Исламея избавиться, я тебя деньгами и поддержкой обеспечу. А если нет, то, дескать, смотри сам, я Исламею о тебе расскажу что попало.
Я решил ехать на «Жилку». Я знал, что они убили Жору и Арнольда, и я тогда для них представлял опасность, но все равно хотел все точки над i поставить и закрыть вопрос. Убьют, так убьют.
Встретили меня на удивление радушно, предложили с Исламом вопрос решить. Он им тоже не в жилу был - они к его выходу из тюрьмы весь бизнес поделили и опасались, что он у них все заберет. Решили от него избавиться с моей помощью.
Мне из Москвы заранее позвонили и предупредили, что 1 сентября 2000 года он детей в школу отвезет. Я с подельниками подъехал к указанному месту. Оделись мы в белые рубашки, галстуки, деловые костюмы, чтобы из толпы молодежи не выделяться.
А потом эта история благодаря СМИ слухами обросла , мол, Снежок - штатный киллер «Жилки», его фирменный стиль - идти на дело в смокинге с бабочкой. На самом деле Исламей - не моя делюга, я вообще в машине водителем сидел, а стрелял подельник. Со слов Жоры я слышал об Исламее, внутренне уважал его и не хотел в него стрелять.
Хотел даже с ним встретиться, предупредить, но не решился. Что собой представляла «Жилка» изнутри в период своего расцвета, как была выстроена иерархия ОПГ, структура? Это было маленькое государство в государстве со своими «институтами».
Периметр Жилплощадки охранялся младшими членами группировки. Они оповещали центр связи о чужих машинах и их госномерах. Роль «пограничников» играли.
Была своя радиостанция, ее Хайдер купил в те времена, когда не было еще ни сотовых телефонов, ни пейджеров. Связь держали по рации, был свой диспетчер. Важную для группировки информацию добывали свои «оперативники».
Был блок коммерсантов, они занимались контролем и управлением захваченных предприятий, потом они все ушли в бизнес. Некоторые занимались благотворительностью - покупали спортивные костюмы, спортплощадки строили для детей района, покупали новогодние подарки. К примеру, у нас было строго запрещено наркотики продавать, за это очень жестоко карали.
Шпана была вся под контролем, сумочки у женщин не отнимали, колеса не скручивали. Они же контролировали «Казаньоргсинтез», другие крупные предприятия. Я знаю, как было на КОСе, думаю, на других предприятиях схема была одна и та же.
Пришел Хайдер к директору: «Ты знаешь, кто я такой? Тогда он встречался с замом, с главным бухгалтером: «Ты директором будешь, ты так будешь двигаться». Понятно, как будете двигаться?
Все, вот так он дела вел. Ставил своих людей и нагло все отнимал. Тогда же не было государства, оно развалилось.
Корабли, пароходы, теплоходы, заводы стояли, все это пилилось и на металл сдавалось. Когда меня сажали, следователь мне говорил: «Мы вас ведь сажаем не потому, что вы друг друга перестреляли.
По возвращении из армии Хайдер предпринял ряд шагов к укрупнению и организации подростково-бандитской империи.
В «Жилку» одна за другой вливались более мелкие шайки. Хайдер отбирал самых жестких и несгибаемых парней и ставил бригадирами. Свою «гвардию» он обязал носить с собой нож, кастет или арматуру, внушая мысль, что лучше сесть на нары, чем лечь в гроб.
За неисполнение приказа члена группировки ждало жестокое избиение. В конце концов столкновение «Жилки» с «Тяп-Ляп» оказалось неизбежным, и спровоцировал его сам Хайдер. Массовая разборка произошла 15 января 1984 года у озера Лебяжье.
В столкновении приняло участие порядка 60 молодежных банд. Несмотря на победу, Хайдеру пришлось туго. Вскоре его как организатора массовых беспорядков осудили на 6 лет.
Однако заключение не помешало Хайдеру и дальше рулить бандой. Из-за колючки он передавал малявы бригадирам. В конце 1980-х годов значительную часть доходов «Жилки» составили хищения полиэтилена и крошки с комбината «Казаньоргсинтез», где трудилось большинство родителей юных бандитов.
Потому после освобождения Хайдеру не нужно было долго входить в курс дела. Уже через два месяца, путем включения новых бригад, он увеличил численность ОПГ до тысячи активных бойцов. Это был уже настоящий мафиозный спрут из двух десятков банд.
Пацаны против барыг Преступное могущество подтолкнуло Хайдера к тому, что по освобождении он объявил себя смотрящим за Казанью и держателем общака. Однако воровская сходка в Москве решила иначе. Так как Хайдер носил солдатские погоны, то титул вора в законе был для него недостижим, поэтому по предложению авторитетного бизнесмена Ленара Речапова по кличке Узкий, смотрящим за Казанью столичные воры объявили лидера ОПГ «Борисково» Рината Игламова.
Когда эмиссары Хайдера приехали к Ринату с требованием отказаться от должности в пользу Хайдера, вор ударил одного из них в лицо и пообещал покончить с Хайдером.
Его обвиняют в убийстве почти 20-летней давности другого претендента на лидерство в «Грязи», Александра Репина известного как Петрович. Причастность к преступлению Вахитов не признает и рвется быстрее пойти под суд, чтобы доказать свою невиновность. Убитые лидеры Москва, 2004 год. В первом лежало окровавленное тело некоего бизнесмена с документами на имя Сергея Белова. Дело взяли в оборот столичные оперативники, и в ходе расследования выяснилось, что Беловым оказался казанский авторитет, один из лидеров мощной ОПГ «Грязь» Эдуард Гарипов, он же Эдюня. Гарипов к нулевым годам «прославился» как активный участник криминальной войны 1994—1996 годов между ОПС «Жилка», подобравшей под себя ряд казанских группировок, и союзом группировок под названием «Севастопольские», которых он и поддерживал. Убийство Эдюни до сих пор полностью не раскрыто: установлен лишь убийца, но не заказчик. Через месяц после расстрела Эдюни там же, в Москве, находят ещё одно тело.
При себе у него были документы на имя некоего Мартова. И здесь в ходе разбора было установлено, что паспорт — поддельный. Убитый — соратник Эдюни Александр Репин по прозвищу Петрович. Оказывается, тот тоже был одним из лидером ОПГ «Грязь», выяснили оперативники. Казалось бы клубок завязан, осталось лишь собрать все по нитям, но выйти на исполнителей и заказчиков по горячим следам не получилось: убийства разные, а доказательств нет. Но в 2023 году исполнитель нашелся… При чем здесь Виктор Курицин? Он начал давать многочисленные показания, в том числе и по убийству Репина. Недавно он освободился из колонии, отсидев 10 лет как раз таки по делу Курицина о расправе с ОПГ «Азатовские». В 2010 году он заключил досудебное соглашение, рассказав о похождениях зеленодольской бригады.
Как «Слово пацана» стал самым обсуждаемым сериалом и запретят ли его в России «Возникновение остальных банд стало уже следствием — сильному «Тяп-Ляпу» надо было каким-то образом противостоять. В беседе с журналистами «Реального времени» социолог Светлана Стивенсон выделила еще две важные причины массового появления подростковых банд. Одна из них в том, что группировка становилась своеобразным братством или семьей для предоставленных фактически самим себе подростков. Как молодежь попадала в казанские банды Чтобы ответить на этот вопрос можно обратиться к опыту самого Гараева. Как сообщала Lenta. Под угрозой избиения школьник вымогал у будущего писателя три рубля — большие для школьника деньги по меркам 1989 года.
Выход был только один: принять предложение знакомых и вступить в группировку, чтобы не быть «чушпаном» и не терпеть регулярные побои. В городе патриархальный надзор семьи ослабевал, многочасовой физический труд отсутствовал. Жизненный уклад тут был другим, а свободного времени было слишком много. Что делать, чтобы не смеялись и не били? Влиться в группировку». Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Почему милиция не боролась ОПГ в Казани Чудовищный набег «Тяп-Ляпа» на Ново-Татарскую слободу в конце августа 1978 года, показанный в сериале «Слово пацана», не мог остаться без внимания советских властей.
В Казани оперативно создали спецгруппу для борьбы с бандитами. Четырех главарей группировки арестовали и приговорили к расстрелу.
Карта ОПГ Казани: на чьей территории живете вы?
Соцсети распространяют ролик, как лидеры ОПГ выступали на Сабантуе (архивное видео) | Опг казани новости. Прокуратура обжаловала решение Вахитовского районного суда Казани о возврате дела организованной преступной группировки «Тукаевские» на дополнительное расследование. |
Кто вырос из “Слова пацана”: правда и вымысел о казанских молодежных преступных группировках | Центр Казани славился своими группировками в 90-е. |
«Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ | В Приволжском райсуде Казани стартовали предварительные слушания по делу участников трех татарстанских группировок «Грязь», «Зининские», «Курицинские». |
В Казань привезли предполагаемого лидера ОПГ «Грязевские» | Ратмир Загитов, житель Казани в 80–90-е гг.: «Основные конфликты, которые унесли много жизней, были между группировкой „Жилка“ и в другом промышленном районе находилась организация „Борисково“. |
Журналистка Саша Сулим сделала выпуск о бандах Казани
Во время Перестройки данью обкладывались различные цеховики , которые не платили налоги: с них собирали изначальную сумму в размере от 10 до 15 процентов, которую называли данью «за боюсь». Решение цеховиков пожаловаться в милицию привело впоследствии к стравливанию группировок с цеховиками и друг с другом. По мнению продюсера Ильхама Сафиуллина, именно момент начала сбора дани с цеховиков превратил уличные и дворовые группировки в преступные шайки [43]. Девушки в бандах Хотя в «контору» входили преимущественно мальчики и юноши [80] , некоторые девушки в письмах утверждали, что состояли в той или иной «конторе», «мотались» наравне с парнями и рано вступали в интимные отношения [81]. Девушек, которые состояли в отношениях с парнями из «контор», на жаргоне называли «матрёшками» [77]. С каждой бандой были связаны и так называемые «общие девочки», жившие строго по законам какой-то конкретной «конторы» и являвшиеся сексуальными партнёршами всей компании [49] , что вызывало у некоторых девушек откровенное отвращение [81]. Среди «общих девочек» были как вступившие на этот путь добровольно, так и вынужденные сделать это под угрозами [82].
Девушки в бандах носили олимпийки, широкие клетчатые юбки, яркий макияж с румянами и косую лакированную челку, а их банды назывались «бабскими конторами» и существовали на территориях мужских. Достаточно часто парни разгоняли женские «конторы» [71] , хотя их деятельность ограничивалась хулиганством и не имела криминальной направленности [83]. Отношение к девушкам варьировалось от банды к банде: в одних действовал закон «Не смейте защищать девчонок, девчонки — не люди» [84] ; в других запрещалось бить представителя «чужих», если он шёл с девушкой [18] , хотя в последние годы существования СССР нападению подвергались и парни, гулявшие с девушками [85] ; в третьих у состоящего в банде парня девушка обязательно должна была быть девственницей до 1988 года это правило действовало во многих бандах [71]. Девушка, подвергавшаяся групповому изнасилованию, часто получала психологическую травму и иногда готова была предпочесть смерть подобному позору: об этих случаях члены банд вспоминали со стыдом [71]. Законы банды Одежда и знаки отличия Состоящий в банде подросток или юноша должен был носить опрятную и удобную для драки одежду и иметь аккуратную стрижку: в бандах часто приветствовались спортивные костюмы и кроссовки [53]. В середине 1980-х годов новым элементом их зимней одежды стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок: эта шапка защищала при ударе арматурой по голове [15].
В конце 1980-х годов в качестве зимнего головного убора вместо норковых «формовок» пришли разноцветные кооперативные шапки-«петушки» [53]. Требования к одежде варьировались от банды к банде: так, банда «56-го квартала» носила синие шапки-помпоны, «Чайники» и «Жилка» — красные шапки, а члены других банд носили шапки с помпонами другого цвета или без помпонов, за неправильную шапку «своего» могли избить [26]. В некоторых бандах «мотальщики» должны были носить белые носки, калоши, телогрейки и шапки типа «фернанделек» или вязаных «карандашей», а носить джинсы запрещалось. Для внешности казанских гопников также были характерными короткая стрижка или стрижка налысо, а также галоши на толстый носок домашней вязки, которые не мешали в драке. Несмотря на общую схожесть с одеждой и внешним видом гопников других городов, казанские малолетние банды явно выделялись на этом фоне [86]. Чтобы отличить «своих» от «чужих», банда могла использовать отличительный знак, роль которого могли играть значок, тип вязаной шапочки [87] , причёска члена группировки [88] , татуировки или вышивки на одежде например, LVI для «56-го квартала» или определённый пароль [2].
Так, банда «Чайники» чётко очерчивала свою территорию, вешая на фонарных столбах своей улицы чайники [65] позже их снимали милиционеры [47] , а банда «Грязь» оставляла на стенах домов надпись GRZ [1]. Члены банд дежурили на автобусных остановках, в парках и на детских площадках — ключевых точках, необходимых для контроля над территорией [65]. По негласным законам любой банды, в ответ человек должен был сказать, в какой банде он состоит. Если он не понимал, о чём речь, то его могли ограбить для описания грабежа использовали слово «доить» [18] и избить, иногда имели случаи избиения до смерти [2]. Если он врал, то его могли и вовсе изгнать из банды [37]. У членов казанских банд был собственный жаргон: в 1991 году в книге Л.
Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» был представлен словарь жаргона казанской молодёжи из «контор» [42] , а в 2019 году в журнале «Идель» появилась ещё одна версия словаря казанских подростков, в составлении которой участвовали писатели Айдар Сахибзадинов и Булат Безгодов, поэт Алексей Остудин, режиссёр Тимур Садыков и продюсер Ильхам Сафиуллин [89]. Дисциплина Банды функционировали на основе коллективной ответственности и железной дисциплины, что превращало их в подобие военизированных структур: за нарушение закона «старшими» избивался не только нарушитель, но и все представители его возрастной группы [3]. У каждой банды был свой кодекс чести, который отчасти ориентировался на здоровый образ жизни и патриотизм, а отчасти базировался на блатной романтике [3] , уголовных понятиях и воровском законе , хотя «воры в законе» не пользовались таким авторитетом в Казани [18]. В большинстве группировок действовала жёсткая дисциплина: строго запрещалось курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также беспричинные оскорбления и употребление конкретных слов. Участникам банды нельзя было сотрудничать с милицией, барыжить или сбегать с драки [53]. У отдельных «контор» мог быть свой подвал, переоборудованный в тренажёрный зал, где они могли бы заниматься спортом и качать мышцы.
Эти традиции вскоре перекочевали и в места лишения свободы [15]. Помимо запрета на курение, алкоголь и наркотики, от каждого члена банды требовали быть в хорошей физической форме это выражалось в виде занятий спортом для младших возрастов , контролировать речь и сохранять самообладание [68]. Среди обязанностей членов банды были участие в сборах дани и «войнах» против соседних группировок [3] : стычки назывались «пробежками» и могли носить как «тренировочный», так и «боевой» характер [15]. Банда могла проводить «сборы», которые делились на «простые» и «строгие». На простых сборах члены банды собирались во дворе и могли вести разговоры, «постоять часок без дела», посидеть в подъезде или поиграть в карты. На строгих сборах наказывали провинившихся например, «суперов» за самовольную отлучку или куда-либо бегали.
Сборы приводили к тому, что у школьников ухудшалась успеваемость: они не успевали делать уроки, а также не могли ничем развлечься [76]. Ряд членов банды занимался в спортивных школах: те были освобождены от обязанностей присутствовать на всех сборах [91]. Молодых людей, кто посещал тренировки по карате , общественность почти всегда считала состоящими в одной из «контор» [43]. В 1990-е годы вместо слова «сборы» стало употребляться «сходняк» [16]. Драка с более сильным противником с 1970-х годов стала важнейшим элементом вступления во многие банды: этот ритуал назвали «пришиванием», иногда от новичка требовали напасть на прохожего или члена другой «конторы» [71]. Иногда человека могли «пришить» к банде путём его же избиения [92].
В драках между группировками обычно использовались арматура или ножи [26] в частности, ножи при себе всегда имели члены «Жилки» [68]. Черепно-мозговую травму, наносимую в драках между бандами, казанцы называли в разговорной речи «копилкой» [49] , а под выражением «сделать копилку» подразумевалось причинение такой травмы с помощью арматуры. Иногда такую травму называли «доброе утро», а по аналогии с такими ударами в речи членов «контор» появилось выражение «добрый вечер», иллюстрацией которого могла быть ситуация, когда около 10 человек перебегали на другую сторону дороги и били врагов арматурой [53]. В драках могли использоваться бомбочки из баллончиков от сифонов, от которых чаще страдали не члены «контор», а посторонние люди [15]. Имели место драки «район на район» одна такая драка была на пляже реки Казанки с участием по 200 человек с каждой стороны [26] или «коробка на коробку» [93] , иногда банда могла приказать участвовать в драке тем «мотальщикам», которые боялись выходить из своего района [94]. Некоторых новичков «контор» избивали, надев им на голову оконную раму, что называлось «пропиской» подобные вещи проделывали и в колониях для малолетних преступников [43].
Главари группировок враждовали друг с другом настолько, что из принципа не шли на заключение мира, считая, что в таком случае исчезнет надобность в существовании «контор» [95]. В то же время некоторые лидеры «контор» считали организацию драк и вражды с районами единственным, на чём вообще могла держаться группировка — имели место случаи, когда дрались две банды, лидеры которых спокойно сидели вместе в кабаке [96]. Члены банд полагали, что у подростков с исчезновением структуры «контор» пропадёт стимул к развитию, но в качестве альтернативы «мира» между группировками предлагали райкомам комсомола учредить регулярные встречи представителей контор [97]. Драки могли иметь место на глазах у прохожих, которые иногда просто не реагировали [26]. В городе часто можно было встретить группы по 10-15 молодых парней, которые целенаправленно шли строем на какую-либо встречу [15]. По словам Анвара Маликова, двор мог собраться на драку по первому же крику о нападении: члены банды, как правило, бросались в бой, лишь на ходу узнавая, где и с кем их ждала драка.
Все бои велись до первой крови, однако соблюдались ряд правил — не бить ногами, не избивать лежачих, никого не увечить и не убивать [13]. Для них были характерны полное безразличие ко всему, что выходило за интересы группы: воспитывалась своеобразная жёсткость к «чужакам» [99]. В некоторых письмах утверждалось, что в большинстве банд характерными видами деятельности были «драки, изнасилования и пьянки» [21] , а из развлечений — кино- и видеосеансы, тренировки и походы на танцплощадки не столько с целью развлечения, сколько с целью подраться и самоутвердиться [100]. Некоторых за отказ приходить на дискотеку подвергали наказанию группировка могла и «опустить» провинившегося, помочившись на него [85]. Лица с активно выраженным чувством достоинства или с увлечениями, отличными от интересов «конторы», не приживались в ней [73]. В то же время в некоторых бандах обязанностей участвовать в драках или «мотаться» иным образом не было, а сами они говорили, что спокойно могли заниматься спортом, ходить в кино или клуб [90].
Существовали банды, члены которых могли позволить себе купить мотоцикл «Ява» , чтобы спокойно на нём выезжать из района и возвращаться обратно [43]. Некоторым «конторам» запрещалось нападать на любого парня с девушкой, на детей в возрасте до 10—12 лет и на взрослых, хотя в 1990-е годы во время бандитских войн «мотальщики» чаще нападали на родителей или близких родственников жертвы. По воспоминаниям Романа Лебедева, состоявшего в группировке «Рабочий квартал», в 1980-е годы угрозы родителям или близким родственникам воспринимались городскими авторитетами крайне серьёзно, и в случае совершения подобной выходки всю группировку могли серьёзно наказать [68]. Члены банд, по словам Гараева, всегда следовали принципу «слова чести», сдерживая любые данные обещания этот принцип стал характерным для многих дворовых молодёжных группировок в России и в последующие годы [3] ; верность идее группировки, взаимная поддержка и обязательство отомстить за любого из друзей также составляли кредо многих банд [93]. Недопустимость предательства была главным правилом для каждой из группировки: также многим запрещалось просить у кого-то что-либо, «крысятничать», воровать у своих и иногда смотреть на жён своих друзей [43]. Защищая идею лидерства в бандах, некоторые члены «контор» говорили, что дворовый лидер всегда стоит выше других по уму и жизненному опыту и способен научить не только плохому: для выживания в банде якобы было достаточно соблюдать «законы социальной справедливости, принятые в мальчишеском мире», хотя такие законы были далеки от норм обычного общения [101].
По словам члена группировки «Юдино» Олега Николаева, члены банд наподобие «Грязи» запоминали все случаи нападения на своих людей и обязательно мстили нападавшим, прививая чувство страха своим противникам [1]. На танцплощадках и дискотеках группировщики появлялись в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства: по сложившейся традиции, они в такой одежде собирались в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу, исполняя символический ритуальный танец и не подпуская в этот круг. Позже они стали строиться в колонну по четыре и танцевать «квадрат», делая шаг назад, шаг вперёд и ленивый выброс ноги вверх. Их походку называли «пингвиньей», а вскоре её переняли студенты и члены комсомольских дружин. Члены группировок стали чаще появляться в кафе и ресторанах Казани [15] [13]. Выход из банды Выход из банды на жаргоне называли «отшиванием» [102].
Покинуть банду добровольно было психологически сложно: к покинувшим группировку домой приходили бывшие «соратники» и вымогали деньги, нередко избивая при посторонних и обвиняя в предательстве хотя сами «авторы» считали бессмысленным пребывание в уличной банде [103]. Те, кто стремился выйти из «конторы», старались получить в драках как можно более серьёзную травму — повреждение головы автоматически означало, что группировка больше не будет беспокоить [104]. Другие же откупались суммой в размере 250 рублей [105]. Из банды могли изгнать за ряд провинностей, включая кражу у своих «крысятничество» , беспричинные оскорбления, нападения без причины [106] , прогул сборов без уважительной причины [107] , нарушение данных ранее слов использовался термин «пропацанить» [68] , проявление трусости [52] , неумение держать удар о таких говорили, что он «сломился» [106] , а также употребление наркотических веществ за употребление алкоголя или курение не исключали, но сильно избивали [107]. Многих, кто пытался по собственной воле выйти из банды, постоянно избивали [108] или публично унижали — «гасили», оплёвывая и уничтожая его репутацию [16] [92] , или «опускали», совершая публичный акт мочеиспускания на пострадавшего и превращая его в изгоя. Имел место случай, когда группировка района Дербышки забила до смерти человека, которого было решено изгнать из банды [71].
Если человек выдерживал избиение всей бандой «пацанский» способ выхода из банды , то обретал свободу и возможность при необходимости перейти в другую группировку; оплёванный же «чушпанский» способ навсегда становился изгоем и не мог больше стать членом дворовой банды [92]. В 1980-е годы отслужившего в армии признавали автоматически «стариком» и давали ему право выйти из банды без последствий и остаться её почётным членом [60]. Страх перед главарём банды и нежелание прослыть трусом оказывались порой сильнее страха перед уголовным наказанием за драку или убийством: главным образом поэтому члены дворовых банд почти никогда не выдавали кого-нибудь из своих даже в суде [109]. В то же время имели место случаи, когда родители заступались за своих детей перед «мотальщиками», путём угроз заставляя последних оставить некоторых ребят в покое [110]. Мотивация По данным опроса И. Юсупова и Э.
В 1990 году Ю. Фисин и С. Опрос показал, что каждый пятый член «конторы» совершал противоправные деяния под влиянием «группового эмоционального заражения». Некоторые из хулиганов говорили, что только в группе обретали уверенность в своих силах [91] ; многие также констатировали, что только в группировках они могут быть самими собой, поскольку у них отпадает необходимость врать и изворачиваться [95]. Представители «контор» нередко осуждали открытое письмо школьника Валерия в газету « Вечерняя Казань », в котором тот описывал «кухню» типичной группировки, называли предателем и обвиняли в искажении подлинной картины уличных группировок Казани [112]. Авторы ряда писем считали свои практики нормальными для советской молодёжи и говорили о поддержке ценностей товарищества и патриотизма; другие же романтизировали банды, представляя их боевой элитой [113].
Так, некоторые авторы утверждали, что все члены группировок активно занимались спортом [91] и считали для себя честью как службу в армии, так и работу на заводе у станка [18]. На фоне этого группировки пользовались поддержкой от многих школьников, для которых грань между «правильным» и «неправильным» была размыта [114]. Мальчишек в группировках также привлекала некая психологическая общность, которая обеспечивала им защиту в условиях города, поделённого на враждебные территории: в связи с этим они доверяли меньше закону и больше «конторе». Наконец, юноши рассчитывали благодаря своему статусу и силе добиться расположения со стороны девушек [115]. Представители отдельных группировок утверждали, что именно из членов уличных банд вырастают настоящие «защитники Родины»: в одном из писем говорилось, что восемь членов одной «конторы» служили в Афганистане, а один был посмертно награждён орденом за спасение девушки [116]. Отслужившие в армии становились почётными членами «конторы» и могли участвовать в её делах в том объёме, в каком посчитают нужным [16].
В то же время авторы некоторых других писем утверждали, что упоминаемая «мотальщиками» мотивация является ложью от начала до конца [117]. Согласно письмам в редакцию «Вечерней Казани», драки между «мотальщиками» происходили исключительно по их желанию, и вмешательство взрослых в том числе представителей органов правопорядка в дела банд вызывало у них крайнее недовольство, порой выражавшееся в угрозах ответных действий. В то же время образование банд носило исключительно оборонительный характер, чтобы позволить подросткам защитить себя в драке; некоторые из них готовы были применять арматурины и шары только в случае прямой угрозы жизни [118]. Быкова, после разгрома державшей в страхе Казань банды «Тяп-ляп» стали поднимать голову другие группировки, каждая из которых захотела занять своё место на вершине преступного мира Казани. В то же время руководство Быкова осталось крайне недовольным результатом исследования Соцгорода , по итогам которого Быков сделал вывод о наличии там идеальных условий для образования преступных группировок [119]. Танеева сообщила в Приволжский отдел милиции, что в училище многие ребята надевают значок одного образца — красный треугольник Речфлота РСФСР, а в течение недели было раскуплено 2500 таких значков.
Много позже милиция выяснила, что банды придумывают таким образом собственные знаки различия. В дни майской и ноябрьской демонстраций 1982 года активизировались несколько группировок, которые попытались испытать силы милиции: так, когда за злостное хулиганство и групповое изнасилование были осуждены несовершеннолетний Хабибуллин с сообщниками, после судебного процесса банда их сообщников напала на конвой [87]. В подростковые банды входили дети из неблагополучных семей: у таких ребят формировалась склонность к преступлениям, начиная от драк и взлома трамвайных касс [120] и заканчивая кражами радиостанций и угоном мотороллеров и мотоциклов: дефицитные запчасти украденной аппаратуры перепродавались, а ненужные выбрасывались [121]. У некоторых подростков обнаруживали оружие пистолеты или обрезы [122]. Особо тяжёлая ситуация отмечалась у тех детей, чьи родители выпивали [123]. По мнению начальника республиканской инспекции по делам несовершеннолетних А.
Патуляна , пики активности дворовых группировок приходились на годы «спячки» правоохранительных органов — после разгрома банды «Тяп-ляп» обществу внушили, что больше угрозы безопасности нет, вследствие чего милиция «проспала» становление дворовых банд, ограничиваясь частными изменениями и не занимаясь профилактикой в достаточной мере [124]. Тесис констатировал, что Казань шла к этому кризису в течение 15 лет и подошла к нему раньше других городов [125]. Бывший заместитель министра МВД по Республике Татарстан Ренат Тимерзянов констатировал, что появившиеся во время Перестройки проблемы социально-экономического характера сыграли свою роль в усугублении ситуации: с правоохранительных структур перестали «жёстко спрашивать за раскрытие преступлений» [126]. Драка на Глубоком озере Озеро Глубокое Одним из наиболее известных событий периода «казанского феномена» стала драка на Глубоком озере , известная как «ледовое побоище». Она состоялась между двумя крупнейшими бандами — «Грязь» и «Жилка», отчаянно враждовавшими друг с другом и ранее устраивавшими стычки. По версии Любови Агеевой, драка произошла в январе 1984 года [35] , по версии Анвара Маликова — в январе 1987 года [15] [13].
Считается, что в драке приняло участие около 60 группировок с обеих сторон, но точное число разнится: по словам одного из членов молодёжной банды «Киноплёнка», в драке участвовали около 30 человек из банды «караваевских» и около 200 человек из сторонников «Жилки»; по словам представителя «Жилки», она привела на встречу от силы 50 человек [1]. Участники встречи говорили, что в день драки на озере несколько групп школьников играли в футбол, когда появились первые агрессивно настроенные молодчики.
ОПГ «Жилка» Локация: казанский микрорайон «Жилплощадка» Основавшего в 1985 году ОПГ «Жилка» уроженца казанского микрорайона «Жилплощадка» Хайдара Закирова Хайдер отличала невероятная амбициозность: он мечтал покорить весь преступный мир Казани, поэтому старался привлечь в свою группировку самых мощных бойцов из 20 уличных банд. В октябре 1995 года его заблокировали в лифте, который изрешетили из автоматов киллеры: криминального авторитета спасли телохранители, прикрывшие босса своими телами. Тяжело раненый Хайдер попал в больницу, где его попытались добить — выстрелили в больничное окно из гранатомета.
Но лидеру ОПГ «Жилка» повезло и на этот раз: незадолго до покушения его перевели в другую палату. Однако в 1996 году, когда Хайдер выходил из машины, удача ему изменила. Автомобиль закидали дымовыми шашками, дезориентировав телохранителей, и снайпер двумя выстрелами отправил лидера «Жилки» на тот свет. После того как главаря не стало, его группировка быстро растеряла былое влияние, а ее новый лидер Юрий Марухин довольно скоро был задержан и получил пожизненный срок в колонии «Полярная сова». ОПГ «Перваки» Локация: казанский микрорайон «Первые Горки» Группировку «Перваки» еще в 1970-х годах основал житель казанского микрорайона «Первые Горки» Ринат Шагвалиев: поначалу он просто хотел научить местных парней давать сдачи уличной банде из соседнего микрорайона «Старые Горки».
Однако вскоре «Перваки» не только поставили на место соседей, но и сами начали экспансию на другие территории. К началу 1990-х годов к ним примкнули участники других группировок, благодаря чему ОПГ «Перваки» стала одной из крупнейших в Казани: по разным данным, в нее входило 300-400 человек. Участники ОПГ «Перваки». Последний назначил за голову Бибика награду в 50 тысяч долларов и отправил на тот свет его зятя Альберта, чтобы выманить врага на церемонию прощания и там с ним расправиться. Однако Бибик, который в этом противостоянии потерял семерых близких, все же уцелел.
Впрочем, расправиться с ним мечтал и лидер второй группировки, возникшей после раскола ОПГ «Перваки», — Фирдинат Юсупов Федя : исполнителем преступления он выбрал того самого Рината Шагвалиева, который стоял у истоков банды из «Первых Горок». Шагвалиев согласился и получил аванс в 25 тысяч долларов, но не стал ликвидировать Бибика, а просто тянул время Это могло бы длиться и дальше, но Рината задержали сотрудники правоохранительных органов — позже он получил пожизненный срок. Бибик в 1999-2001 годах отсидел за незаконное хранение оружия, а в 2016 году его не стало из-за воспаления легких. Федя и его люди оказались под следствием в 2010 году, но три года спустя присяжные оправдали их.
Пятерых обвиняемых находятятся под стражей, Стасюк под домашним арестом. Еще двое - под присмотром законных представителей.
В ходе следствия свою вину они признали лишь частично.
В июле 1988 года в журнале «Огонек» вышел материал под названием «Дрянные мальчишки». Именно его автор Дмитрий Лиханов впервые употребил словосочетание «казанский феномен». Постепенно это явление распространилось и на другие города и республики СССР. Роберт Гараев 9.
Автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберт Гараев в конце 80-х годов вступил в казанскую группировку «Низы». Она контролировала территорию Московского района Казани, которая находилась в низине. Мать Роберта была сотрудником НИИ, а отец — адвокатом. В школе мальчик учился на пятерки и ходил в художественную школу. Но, когда Гараеву было 14 лет, ему предложили «пришиться» к группировке, куда набирали «новые возрасты».
По словам писателя, если подросток не состоял в какой-либо группировке, то ему было попросту опасно ходить по улицам. Всего в группировках было шесть возрастов: «скорлупа», «супера», «молодые», «средние», «старшие» и «старики». А во главе группировки стоял «пахан». Важнейшим ритуалом группировки были сборы, которые проходили ежедневно и длились по 2-3 часа.
Что еще почитать
- Весь сор в одной избе
- Жив ли казанский феномен?
- ОПГ "ГРЯЗЬ" - ШОУ ПРОДОЛЖАЕТСЯ! Новые подробности "Грязного дела". | Видео
- Банда «Тяп-Ляп»
- Спрут мафии
Казанское ханство [102]
Верховный суд Татарстана в пятницу вынес приговор двум участникам казанской группировки "Грязь", признав их виновными в убийстве соратника 15 лет назад, сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" и.о. старшего помощника прокурора. "Грязь". Медленно, но верно распадающаяся группировка, "прославившаяся" своей дерзостью, за что, собственно, во многом и поплатилась. В противовес группировкам, в Казани даже создали отряд «Каскад», возглавлявшийся несколькими ветеранами афганской войны, состоявший на 90 процентов из подростков. Группировка «Грязь» появилась на рубеже 1970-1980-х годов в Кировском районе Казани, который в народе назывался Грязнушкой — отсюда и пошло название банды. Смотрите видео онлайн «От «Жилки» и «Грязи» до ОПГ «Кремль». Казанские группировки разделились на два лагеря, в одной стороне которого были «Жилки», а на другой — «20-й двор», «Грязь», «Борисково» и «56-й квартал».
Верховный суд РТ огласил приговор участникам ОПГ «Грязь
Он рассказывает историю о жизни пацанских банд в Казани 80-х без прикрас. опг грязь казань. Члены ОПГ "Борисково" в ответ объявляют ему войну, в итоге Хайдера в 1996 году убивает снайпер на одной из оживленных улиц Санкт-Петербурга. 10: От «Жилки» И «Грязи» До Опг «Кремль» Как Группировки Делили Казань В Восьмидесятых?
Вторая жизнь «Кинопленки»
- Правила комментирования
- Жив ли казанский феномен?
- В Казани под суд отдали лидеров и активистов ОПГ «Грязь», «Курицынские» и «Зининские»
- Банда «Тяп-Ляп»
В Казани вынесли приговор членам группировки «Грязь»
Еще одной жертвой криминальных войн стал участник группировки «Грязь» — по версии обвинения, за помощью в его устранении в 2004-м один из «грязевских» лидеров обратился к лидеру ОПГ «Зининские». Главная» Новости» Жилка опг последние новости. Опг казани новости. Прокуратура обжаловала решение Вахитовского районного суда Казани о возврате дела организованной преступной группировки «Тукаевские» на дополнительное расследование.