Это мысль была развита этнографом И.М. Саидовым, который также, взяв за основу для анализа форму “нохчи”, пришел к выводу, что “нохчи” означает “пахари”. Древний тейп Нохч-Махкахой, разделившийся на несколько частей – тейпов: билттой, белгатой и сесаной.
О термине нохчи
Что значит слово Нохча? В литературном чеченском языке самоназвание чеченцев во множественном числе пишется и звучит как нохчий чеч. Что такое Нохчи ву? Переведите с чеченского языка.
Хьо нохчо ву?
Семья - это основа общества, и чеченские семьи обычно очень тесно связаны друг с другом. Роль старшего поколения в семьях также имеет большое значение. Гостеприимство считается важным долгом и частью чеченской культуры.
Гости всегда приветствуются и угощаются лучшими блюдами. Современность В современном обществе чеченцы сталкиваются с вызовами и проблемами, свойственными многим этническим группам. Они стремятся сохранить свою культуру и идентичность, привлекая внимание к своему народу и проблемам. Он объединяет всех членов этнической группы и подчеркивает их историю, традиции и ценности.
Наиболее почитаемы и уважаемы корневые, древние тейпы, другие, имеющие короткую родословную, образовавшиеся в результате миграционных процессов, называют «младшими». Сегодня в Чечне насчитывается 63 тейпа. Чеченская пословица гласит: «Тейп — крепость адата», то есть, традиционных правил и установлений жизни чеченского общества адат. Но тейп защищает не только установленные веками обычаи, но и каждого своего члена. Жизнь в горах определила весь круг общественных отношений.
Чеченцы перешли от земледелия к скотоводству, был исключен принцип ленного хозяйствования, когда можно нанимать работников, и это заставляло трудиться каждого. Исчезли предпосылки для развития феодального государства, потребность в иерархии. Процветала т. А если вдруг появлялись «птицы другого оперения» — их просто выдавливали из общин — уходи, коли не нравится! Покидая свой клан, «изгои» попадали в пределы других народов, ассимилировались.
Дух горской свободы и демократии превращал в культ чувство личного достоинства. На этой основе и сформировался чеченский менталитет. Слова, которыми чеченцы исстари приветствуют друг друга, отражают дух личной независимости — «Приходи свободным! Другое устойчивое выражение — «Трудно быть чеченцем». Наверно, нелегко.
Хотя бы потому, что гордая, свободолюбивая сущность личности чеченца буквально заковывается в «железные доспехи» адата — норм права, возведенных в обычай. Не соблюдающему адат — позор, презрение, гибель. Обычаев много, но в центре — кодекс мужской чести, объединяющий правила поведения для мужчин, направленные на поощрение храбрости, благородства, чести, хладнокровия. Согласно кодексу, чеченец должен быть уступчивым — горные дороги узки. Он должен уметь строить отношения с людьми, ни в коем случае не демонстрируя своего превосходства — способ избежать лишнего конфликта.
Если сидящий верхом на коне встречается с пешим — он должен первым поздороваться. Если же встречный — старик, то наездник должен сойти с коня и только потом поприветствовать его.
Советский исследователь чеченского языка А. Основываясь на этих сведениях, А. Мациев предложил вариант этимологии который посчитал заслуживающим внимания и И. Алироев [К.
Согласно А. Комплексу согласных хч, хш во многих диалектах нахских языков соответствует стечение согласных чх, шх, то есть в диалектах происходит закономерная перестановка согласных, …» с. Чеченский учёный, д-р ист. Ахмадов также не исключал возможность происхождения имени нохчий от топонима Нашха в варианте транслитерации Ш. От чеченского слова «плуг» И. Алироев [ править править код ] Несмотря на то, что И.
Алироев отметил заслуживающей внимания этимологию слова нохчий от слова «народ», а также достаточно интересной этимологию предположенную А. Мациевым от названия исторической области Нашха см. Кроме того, эта этимология не противоречит общетеоретической этнонимической модели, выдвинутой [советским этнографом, д-р ист. Чесновым , согласно которой этнонимы не существуют изолированно, а образуют семантический ряд, в котором тот или иной этноним отражает господствующий у народа хозяйственно-культурный тип» с. От племенного названия нахчи — «внутренний житель» А. Вагапов [ править править код ] В «Этимологическом словаре чеченского языка» А.
Вагапова этноним нохчий, через средневековых нахчаматьян см. Вагапову, по одной из этимологических версий, образовался этот этноним с помощью суффикса -и от основы нахч- — «внутренняя земля », и буквально означает «внутренний житель», то есть живущий между Терско - Сунженским хребтом Терско-Сунженская возвышенность , по А. Вагапову т. Возможно, этот этноним мог сохраниться в топониме Нохчи-мохк другое название — Ичкерия, транслитерация по А. Вагапову — Нохчмохк, вариант перевода по А. Ножай-Юртовский и Веденский районы Чечни [70].
От племенного названия нахчи — «великолепный» и др. Вагапов [ править править код ] Ещё по одной версии в этимологическом словаре А. Вагапова, предложенный им племенной этноним нахчи объясняется как «великолепный», «живописный», «красавец», «щёголь». Учёный основывает этот вывод на следующих параллелях: в чеченском языке — нахчи — «сыр», сродни «чеканный», «узорчатый», «красивый»; в армянском языке — нахш — «узор», «орнамент», нахши — «узорный», «расписной», Нахичевань — «живописная местность»; в лезгинском языке — нахиш — «узор». Также А. Вагапов считает, что типологически наименование этнонима нахчи сродни именам некоторых чеченских этно-территориальных и социальных групп тукхумов , тайпов : 1 Чеберлоевец чечен.
Семёнов утверждал, что окончание -чу в варианте транслитерации самоназвания как нахчу — это, возможно, нахская частица означающая «внутри» [К. Далее исследователь делал вывод, что Нахчу — это место обитания народа, а Нохчой — означает сам народ [К. Далгат [25] , как один из вариантов рассматривали его видный советский этнограф-кавказовед Н. Волкова окончание в её транслитерации — -чьо — «место», «территория» [К. Алироев он возводит этноним к нуохчийчуо — букв. Среди других предположений существует гипотеза Н.
Марра, который допускал идентичность окончания самоназвания чеченцев с аварским словом чи авар. Подобное мнение высказывал и И. Алироев: он также посчитал заслуживающей внимания гипотезу о происхождении окончания этнонима на базе аваро-андийской подветви языков, но употреблял понятие « андийские языки ». Алироеву чеченское слово нах — «народ» могло соединиться с андийским чи — «человек» [К. Согласно советским учёным В. Виноградову и К.
Они допускали, что этот суффикс древнее заимствование от тюркоязычных хазар , которые в VII веке совершали набеги на Закавказье через Дарьяльский и Дербентский проходы. Возможно, часть хазар проникла глубоко в горы, вплоть до Аргунского ущелья , где их пребывание оставило след в топнимике и этнонимике проживавших здесь нахских этно-территориальных групп. Новый этноним возник в тюркоязычной среде, но в результате тюрко-нахских контактов был воспринят одним племенным нахским объединением, которое, гораздо позднее в XVII—XIX веках , распространило его на соседние восточно-нахские этногруппы.
Нохчи: что это значит?
Обозреватель «РИА Новости» Татьяна Синицына. Чему терские казаки научились у чеченцев — Слово «нохча» на чеченском языке означает «чеченец», и оно имеет глубокие исторические корни. Если это дом Ноя, в лице нохчи-чеченца, то понятно, что и он сам является отцом всем народам.
История народа нохчи
- Чеченцы: История Чеченцев — (НОХЧИ)- Культура . Адаты. История Чечни и место армян в ней.
- Обычаи и традиции
- Значение слова «нохчи»
- Чеченцы называют себя нохчи, а другие - чехи
- Нохчий — Википедия
Культура и искусство народа нохчи
- Значение слова "нохчи"
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Что такое Нохчи?
- Кто такие нохчи?
Нохчалла - чеченский характер, чеченские традиции
Ещё они его называют "апом", потому, что это сокращение от английского слова "update". Апы бывают разные: 1 Текстовый ап - когда учитываются изменения в статьях на сайтах; 2 Ссылочный ап - когда происходит изменение ссылок; 3 Апдейт Тиц - когда Яндексом пересчитываются внешние ссылки. Каталога - каталог обновляется примерно через два дня.
Интересно, что даже в хорошо известном нам названии Грузия можно без особого труда обнаружить древнюю чеченскую нохчи основу. Во всяком случае, начальное Г- здесь явно тюркское и в тюркских языках оно ставится в начале многих заимствований. Чеченское происхождение имеет и большое количество топонимов, известных на территории Кавказской Албании и шире — по всему Закавказье, на что в свое время обратил внимание упоминавшийся выше Я.
Нам нет необходимости повторять здесь приведенные им примеры чеченского происхождения целого ряда топонимов и этнонимов к югу от Кавказского хребта, но считаем необходимым все же указать на следующее немаловажное обстоятельство. Постоянно встречающаяся в древних хрониках приставка Баб например, в древнем названии Дербента — ал-Баб-ал-Абуаб или Баб-Аллан — Дарьяльское ущелье ложно принимается за арабское «ворота». На самом деле это чеченское слово б1ав — «башня», причем именно боевая башня. Мы можем привести еще несколько примеров, когда известные по древним рукописям топонимы легко истолковываются из чеченского нохчи языка. Например, страна Дейлем, в котором явственно прослеживается чеченское Дай лам — «гора отцов».
Кстати говоря, в Шаро-Аргунском ущелье расположено древнее чеченское селение Дай. Не исключено, что это поможет историкам в точной локализации страны Дейлем. Чеченское происхождение имеют и имена собственные целого ряда албанских правителей. Известно, что первые цари Кавказской Албанией принадлежали к местной династии Аршакидов. Это знание позволяет нам легко понять происхождение имени албанского царя Оройса, который во главе многотысячной армии вступил в бой с легионами Гнея Помпея.
При помощи чеченского нохчи языка мы можем дать объяснение и некоторым другим царским именам из Кавказской Албании. Например, первым правителем из династии Аршакидов средневековая «История агван» называет «храброго Вачагана». Имя это подверглось искажению в соответствии с нормами древнеармянского языка, но, тем не менее, в нем можно разглядеть чеченскую нохчи основу. В случае же прямого прочтения, получаем: Вачаган — ваша къан. Слово ваша в современном чеченском языке имеет два значения: «брат» и «дядя».
Но одновременно оно служит и формой вежливого, уважительного обращения к более старшему по возрасту мужчине. Таким образом, это имя одновременно указывает на тейповую и этническую принадлежность его обладателя. Чеченское же истолкование имеет и название следующей династии албанских правителей — династия великих князей Михранидов. При обратном прочтении имени Михран с учетом звуковой транслитерации получаем чеченскую исходную форму Нах эла «князь нахов» Нахрим — Нахарим — Нах элин. К этому времени этнический состав населения этого государственного образования претерпел значительные изменения.
Известно, что в периоды своего усиления и армянские, и персидские цари широко практиковали расселение на агванской территории своих колонистов, соответственно, армяноязычных и ираноязычных, например, талашей, до настоящего времени живущих в Азербайджане. Широкому распространению армянского языка среди коренных албанцев в немалой степени способствовало и введение богослужения на армянском языке. В результате уже в XII веке вся албанская литература окончательно переходит на армянский язык. Между прочим, очень схожий процесс ассимиляции нахских племен происходил и в соседней Кавказской Иберии Древней Грузии. Принятие христианства с богослужением на грузинском языке и здесь во многом способствовало грузинизации нахского населения целого ряда областей: Кахетии, Тушетии, Хевсурети, Сванетии, Двалети и др.
Подавляющее большинство топонимов на данной территории могут быть разъяснены с чеченского языка или же имеют аналоги на территории Чечни. И таких примеров можно привести множество. Эпоха арабских завоеваний привела к появлению в нахской этнической среде как на территории Кавказской Албании, так и на территории Грузинского царства арабских поселенцев. В частности, различные средневековые хроники фиксируют присутствие арабов как в районе Дербента, так и среди нахов-санаритов нахи санары или цанары в области, лежащей к северу от современного Тбилиси. Так, на юго-востоке горной Чечни находится селение Симсир и это название легко переходит в Шем-Шем.
Однако вернемся к Кавказской Албании. Большая часть ее населения подверглась тюркиизации, что было вызвано длительным и непрерывным переселением больших масс тюркоязычных кочевников на плодородные земли между средним и нижним течением рек Кура и Аракс. Тюрки-кочевники проникали в Закавказье через Северо-Восточный Кавказ, двигаясь вдоль западного побережья Каспийского моря. Причем, основная масса их долгое время концентрировалась в степях Предкавказья, а кое-где тюрки начинали оседать и в предгорьях. Определить время появления первых тюркоязычных кочевников на Северном Кавказе достаточно сложно в силу того, что современные им летописцы не всегда точно представляли себе языковую принадлежность того или иного кочевого племени.
Так, античные источники конца I — середины II вв. Очевидно, это первые признаки начавшейся миграции разноплеменного гуннского кочевого союза, сформировавшегося в степях к северу от Китая. Но далеко не все гунны были тюрками. Порой даже наличие племенного этнонима явно тюркского происхождения не может гарантированно означать тюркское происхождение данного племени. Так, в среде гуннского племенного союза античные авторы выделяют племя акациров, чье племенное название по мнению целого ряда исследователей имеет тюркское происхождение от тюркского агачер — «лесной человек».
Однако само это название «лесной человек» указывает на нетипичную для степняков-тюрок среду обитания — леса. Поэтому можно предположить, что под тюркским названием скрывается племя угро-финского или иного происхождения. Кроме того, тюркскими по происхождению признаются некоторые кочевые племена, находившиеся в состоянии войны с гуннским племенным союзом. Это племена алпидзуров, алкидзуров, итимаров, тункарсов. Если это все действительно тюркские племена, то нам придется признать, что тюрки появлялись в степях к северу от Кавказских гор не только в составе гуннского племенного союза.
А в этом случае вопрос о времени их миграции на запад от Волги остается открытым. Вообще, путаница, до сих пор царящая в научной исторической литературе по вопросу об этнической принадлежности того или иного племени, входившего в состав широких племенных союзов, традиционно именуемых тюркскими, очень напоминает такую же точно неразбериху с этнической принадлежностью племен, именуемых скифскими, сарматскими или позднее аланскими. Первоначально всех скифов и сарматов, включая алан, историки причислили к ираноязычным народам. Вскоре, однако, возникли серьезные сомнения относительно того, что все скифы, известные древневосточным и античным авторам, говорили на иранских наречиях. Затем эти сомнения быстро распространились на сарматов и, естественно, аланский племенной союз.
Сейчас ни у кого из серьезных историков не вызывает сомнения тот факт, что в составе скифской орды, вторгнувшейся задолго до Геродота в Азию и державшей в страхе все могущественные государства того времени включая Урарту, Ассирию и Мидию , находились и коренные нахи, обитатели северокавказских ущелий. Благодаря исследованиям многих советских, российских, а в последнее время и чеченских историков, твердо установлено, что многие сарматские племена имели нахское чеченское происхождение см. Вайнахи и сарматы. Споры теперь идут, в основном, о соотношении нахского чеченского , иранского и тюркского этнических элементов внутри аланского племенного союза, а на более поздних этапах истории — внутри Аланского царства. Кстати говоря, в последнее время было выдвинуто немало оригинальных версий о происхождении этнонима аланы, по большей части так или иначе связывающих его с чеченским языком.
Если мы теперь вновь вернемся к вопросу о составе гуннского племенного союза, зная, что предки чеченцев нохчи входили в состав более ранних аланского и сарматского племенных союзов, — то почему мы не можем предположить, что какая-то часть нахов вошла в состав гуннского союза? Гунны, как и их предшественники сарматы и аланы, далеко не всегда изгоняли со своего пути встречные народы и племена. Довольно часто они увлекали их за собой. Так, античные авторы указывают, что после длительного сопротивления гунны подчинили себе алан. Безусловно, это сообщение нужно понимать так, что какая-то часть племен, входивших в аланский союз, перешла к гуннам.
Соответственно, мы с полным правом можем допустить наличие нахов нохчи в составе собирательного этнонима гунны. Безусловных доказательств этому нет, но стоит все же обратить внимание на такой интересный факт, как существование чеченского тейпа гуной, название которого можно соотнести с этнонимом гунны. Кроме того, есть еще одно интересное совпадение. Не означает ли это, что мы имеем дело с народом Ноха Ноя , каковым себя считают современные чеченцы? В дополнение к сказанному мы можем предложить собственную версию происхождения целого ряда племенных этнонимов, которые обычно рассматриваются как тюркские.
В первом случае мы получаем смысловое значение «войско аьккхи», во втором — «аьккхи потомки царя Руса». Стоит обратить внимание и на племенные названия алпидзуры, алкидзуры, итимары и тункарсы. Первые два перекликаются с этнонимом дзурдзуки, под которым грузинские летописи однозначно понимают чеченцев. Что касается начального слога ал -, то это слегка искаженное эл, которое мы встречаем и в целом ряде других этнонимов, например, аланы. В основе этнонима итимары может лежать чеченское словосочетание и дин эли — «они князья веры» или «это религия пророков».
Да и сам этноним тюрки, возможно, происходит от чеченского дюр хи — «соленая вода». Очевидно, им пользовались для обозначения народов, живущих поблизости от моря. Характерно, что армянские исторические хроники всегда употребляют термин гунны для обозначения целого конгломерата народностей, живущих к северу от Дербента. Таким образом, можно считать установленным факт длительного от скифского времени до первых веков нашей эры пребывания довольно многочисленных племенных групп чеченского нохчи происхождения в степной зоне к северу от Кавказа. И у нас нет никаких оснований считать, что ситуация кардинально изменилась с появлением на Северном Кавказе хазар.
На протяжении всего этого периода возникали и распадались могущественные племенные союзы, что сопровождалось периодами ожесточенных междоусобиц и внутренних конфликтов, однако устойчиво сохранялся политический, экономический и культурный симбиоз кочевого и полукочевого населения степей с одной стороны, и оседлого земледельческого населения кавказский предгорий — с другой. Хазарская гегемония на Северном Кавказе начиналась как уже вполне обычная «смена лидера» в вечно волнующемся кочевом мире и ей предшествовал достаточно длительный период нестабильности, начавшийся почти сразу же после того, как основная масса племен гуннского союза устремилась дальше на запад, к границам гибнущей Западной Римской империи. В конце V — первой половине VI вв. Однако политическая гегемония и тех и других оказалась недолгой — уже в середине VI в.
Лаудаеву Ханкальская гора [34] [33]. Возможность о происхождении наименования чеченцев от топонима Большой Чечень не исключал и российско-советский учёный-кавказовед Б. В советском и постсоветском кавказоведении версию происхождения имени чеченцы от села Чечень, вслед за А. Берже и У. Лаудаевым повторяло множество исследователей, иногда добавляя что-то от себя. Так д. Альтернативная гипотеза. Этимологии названия чеченцев, согласно некоторым чеченским исследователям напр. Вагапов , предполагает, что этот этноним был представлен у соседних народов задолго до прихода русских на Кавказ [39]. Этноним «чеченцы» впервые упоминается под названием «народ сасан» автор проводит аналогию этой персидской транскрипции названия чеченцев — «сасан» с осетинской — сасан и кабардинской — шашан в персидской летописи Рашида ад-Дина XIII—XIV вв. Самоназвание Основная статья: Нохчий В литературном чеченском языке самоназвание чеченцев во множественном числе нохчий чечен. В некоторых диалектах чеченского языка самоназвание произносят через гласную «а» в первом слоге, в таком же виде самоназвание чеченцев нахчий [41] , нахче [42] известно в литературе XVIII—XIX вв. Происхождение эндоэтнонима. Ряд исследователей связывают этноним нохчий с родо-племенной группой, условно названной нахчой — будущее ядро объединения чеченцев [43]. Вероятно, это племя сформировалось в исторической области Нашха [44] [45]. К одним из ранних упоминаний самоназвания чеченцев, по мнению большого числа учёных, считается «Ашхарацуйц» — армянская география VII века [46] [47]. В ней упоминается народ «нахчаматьянк», где по словам исследователей «янк» — этническое окончание в армянском языке, на чеченском «мат» — место, страна, язык и «нахче, нахчий» — самоназвание чеченцев по сегодняшний день. Существует и противоположное мнение, в основном среди чеченских учёных, согласно которому этноним нохчий распространился на восточно-нахские группы гораздо ранее и этноним нахчаматьяне непосредственно с ним связан с VII века.
Хотя бы потому, что гордая, свободолюбивая сущность личности чеченца буквально заковывается в «железные доспехи» адата — норм права, возведенных в обычай. Не соблюдающему адат — позор, презрение, гибель. Обычаев много, но в центре — кодекс мужской чести, объединяющий правила поведения для мужчин, направленные на поощрение храбрости, благородства, чести, хладнокровия. Согласно кодексу, чеченец должен быть уступчивым — горные дороги узки. Он должен уметь строить отношения с людьми, ни в коем случае не демонстрируя своего превосходства — способ избежать лишнего конфликта. Если сидящий верхом на коне встречается с пешим — он должен первым поздороваться. Если же встречный — старик, то наездник должен сойти с коня и только потом поприветствовать его. Мужчине запрещается «проигрывать» в любой жизненной ситуации, оказываться в недостойном, смешном положении. Чеченцы нравственно боятся оскорбления. Причем, не только личного, но и оскорбления своей семьи, тейпа, несоблюдения правил адата. Если член тейпа серьезно опозорится, то жизни ему нет, община отвернется от него. И в наше время внутренний и внешний стражи поведения заставляют чеченца быть в обществе предельно собранным, сдержанным, молчаливым, вежливым. В адате есть замечательные, достойные правила. Например, куначество, побратимство , готовность к взаимопомощи — всем миром строят дом тому, у кого его нет. Или — гостеприимство: даже враг, переступивший порог дома, получит кров, хлеб, защиту. А что уж говорить о друзьях! Но есть и деструктивные обычаи, например, кровная месть. С этим архаизмом современное чеченское общество борется, созданы процедуры для примирения «кровников». Однако эти процедуры требуют взаимной доброй воли, препятствие на этом пути — страх оказаться «немужчиной», быть осмеянным. Чеченец никогда не пустит женщину впереди себя — ее надо оберегать, на горной дороге много опасностей — обвал или дикий зверь. К тому же, со спины не стреляют. Женщины играют особую роль в горском этикете.
Комментарии по теме:
- Чеченцы - происхождение народа, где и как живут, фото
- Комментарии по теме:
- нохчи in Russian - Chechen-Russian Dictionary | Glosbe
- Культура и искусство народа нохчи
- Нохча: что это значит
- Нохчалла - чеченский характер, чеченские традиции (Муцураев Тимур) / Стихи.ру
Что такое Нохчи и что оно означает?
Кто такой нохча | Адаты, являясь важной частью жизни каждого чеченца, помогают нам передавать традиции следующим поколениям и охарактеризовать себя одним словом – «Нохчи». |
Что такое нохчи на чеченском: история, культура, традиции | В литературном чеченском языке самоназвание чеченцев во множественном числе пишется и звучит как нохчий (чеч. нохчий [nwoxtʃʰi:]) — «чеченцы», в единственном числе нохчо (чеч. нохчо [nwoxtʃʰʊo:]) или, иногда, нохчи (чеч. падеж), нохчичо — «чеченец» (эрг. Что такое Нохчи ву? |
О происхождении названий и самоназваний Чеченцев и Ингушей - | По всей вероятности, термин используют уже в 13 веке, если можно соотносить нахчаматьян и нохчей. |
История чеченского народа (народа нохчи). | Термин «нохчи» входит в активную лексику чеченского языка и имеет множество значений и исторических корней. |
Что такое нохчи | Таким образом, понятие «нохчи» имеет большое значение для чеченского народа в культурном, идентичностном и социальном плане. |
Кто такие нохчи?
На нем принималось решение об отмщении. Тейп убийцы также собирал свой совет, который искал способы примирения с тейпом погибшего. Если тейпы не приходили к согласованному решению вопроса, то тогда собирался совет из представителей нейтральных тейпов, на котором вырабатывались условия перемирия. Если пострадавшая сторона отказывалась от перемирия, то на её совете решалось, на кого именно будет распространяться кровная месть. Убийство кровника должно осуществляться холодным или огнестрельным оружием, при этом строго запрещается совершать его со спины, без предупреждения. Также запрещается убивать кровника в месяц Рамазан и в дни праздников, в людном месте или у кого-то в гостях. Разложение тейповой системы Большинство исследователей говорит, что сегодня тейповая система Чечни находится в процессе разложения. Некоторые крупнейшие тейпы, такие как Беной и Центарой, настолько увеличились, что забыли о своем первоначальном кровном родстве, отчего сегодня не является чем-то экстраординарным браки между центороевцами и беноевцами. Это связано с тем, что по мере своего увеличения тейп постепенно расчленяется на несколько родов, а тары прежнего рода становятся при таком развитии самостоятельными родами, а первоначальный род существует уже в качестве тукхума. Чеченцы помнят ещё те времена, когда каждый представитель тейпа знал не меньше 20 своих прямых предков.
Сегодняшние опросы среди чеченской молодежи показывают, что только половина может ответить на вопрос о принадлежности к тейпу и о том, знает ли человек своих прямых предков. Эта тенденция не может не вызывать тревог, поскольку для чеченского общества родство имеет очень важную роль. Когда чеченец хочет подчеркнуть отсутствие родства у другого человека, то говорит: "Цу стеган тайпа а, тукхум а дац", что на русский язык переводится как "У этого человека нет ни рода, ни племени".
Что значит слово Нохча? В литературном чеченском языке самоназвание чеченцев во множественном числе пишется и звучит как нохчий чеч. Что такое Нохчи ву? Переведите с чеченского языка. Хьо нохчо ву?
А вот - притча о горце, который однажды попросился на ночлег в дом на окраине села, не зная, что хозяйка была дома одна. Она не могла отказать гостю, накормила, уложила его спать. Наутро гость понял, что в доме нет хозяина, а женщина сидела всю ночь в передней у зажженного фонаря.
Умываясь второпях, он случайно задел руку хозяйки мизинцем. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил этот палец. Так беречь честь женщины может только мужчина, воспитанный в духе "нохчалла".
Чеченец издревле, с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне - "приходи свободным! При этом "нохчалла" обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку.
Причем, уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный День. Но не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда.
С таким грехом пребывать вечно. Это то, чему следует чеченец добровольно и сознательно. В этом понятии - формула того, каким должен быть настоящий чеченец.
Свадебный обряд Чеченское слово «свадьба» в переводе означает — «игра». Сам по себе свадебный обряд — это череда представлений, в которые входят пение, танец, музыка, пантомима. Музыка звучит, когда за невестой отправляются и привозят ее в дом жениха односельчане, родственники, друзья.
На этом этапе свадьбы происходят и другие представления. Так, например, родственники невесты задерживают свадебный поезд, перегораживая путь буркой или протянутой через улицу веревкой — нужно заплатить выкуп, чтобы проехать. Другие пантомимы происходят уже в доме жениха.
На пороге дома заранее положены войлочный ковер и веник. При входе невеста может перешагнуть их или убрать с дороги. Если аккуратно уберет, значит, умна; если перешагнет, значит, не повезло парню.
А вот невесту, празднично одетую, посадили в почетный угол у окна под специальную свадебную занавеску, тут ей дают на руки ребенка — чьего-то сына-первенца. Это - пожелание, чтобы у нее родились сыновья. Невеста ласкает ребенка и дает ему что-нибудь в подарок.
Гости приходят на свадьбу с подарками. Женщины дарят отрезы материи, коврики, сладости, деньги. Мужчины — деньги или баранов.
Причем, мужчины обязательно вручают подарок сами. А дальше — пир горой. После угощения — опять представление.
К гостям выводят невесту, у которой они просят воды. Все что-то говорят, шутят, обсуждают внешность девушки, а ее задача — не разговориться в ответ, потому что многословие — признак глупости и нескромности. Невеста может лишь в самой лаконичной форме предложить выпить воду и пожелать гостям здоровья.
Еще одна игра-представление организуется на третий день свадьбы. Невесту с музыкой, с плясками ведут к воде. Сопровождающие бросают в воду лепешки, затем расстреливают их, после чего невеста, набрав воды, возвращается домой.
Это — старинный обряд, который должен обезопасить молодую женщину от водяного. Ведь она каждый день будет ходить по воду, а водяного приманили уже угощением и «убили». В этот вечер совершается регистрация брака, в которой участвует доверенный отца невесты и жених.
Обычно мулла от имени отца дает согласие на вступление его дочери в брак, и на следующий день невеста становится молодой хозяйкой дома. По старинному чеченскому обычаю жених не должен показываться на собственной свадьбе. Поэтому он в свадебных играх не участвует, а веселится обычно в это время в компании друзей.
Отношение к женщине Женщина—мать у чеченцев имеет особый общественный статус. Она издревле - хозяйка огня, мужчина только хозяин дома. Самое страшное чеченское проклятие — «чтобы потух в доме огонь».
Чеченцы всегда придавали большое значение женщине как хранительнице домашнего очага. И в этом своем качестве она наделена совершенно особыми правами. Никто кроме женщины не может остановить поединок мужчин на почве кровной мести.
Если там, где льется кровь и бряцает оружие, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить кровопролитие, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой.
Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору или драку женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся — это действовало как запрет на междоусобицу. По западной традиции мужчина пропустит женщину вперед в знак уважения.
Процветала т. А если вдруг появлялись «птицы другого оперения» — их просто выдавливали из общин — уходи, коли не нравится! Покидая свой клан, «изгои» попадали в пределы других народов, ассимилировались. Дух горской свободы и демократии превращал в культ чувство личного достоинства.
На этой основе и сформировался чеченский менталитет. Слова, которыми чеченцы исстари приветствуют друг друга, отражают дух личной независимости — «Приходи свободным! Другое устойчивое выражение — «Трудно быть чеченцем». Наверно, нелегко.
Хотя бы потому, что гордая, свободолюбивая сущность личности чеченца буквально заковывается в «железные доспехи» адата — норм права, возведенных в обычай. Не соблюдающему адат — позор, презрение, гибель. Обычаев много, но в центре — кодекс мужской чести, объединяющий правила поведения для мужчин, направленные на поощрение храбрости, благородства, чести, хладнокровия. Согласно кодексу, чеченец должен быть уступчивым — горные дороги узки.
Он должен уметь строить отношения с людьми, ни в коем случае не демонстрируя своего превосходства — способ избежать лишнего конфликта. Если сидящий верхом на коне встречается с пешим — он должен первым поздороваться. Если же встречный — старик, то наездник должен сойти с коня и только потом поприветствовать его. Мужчине запрещается «проигрывать» в любой жизненной ситуации, оказываться в недостойном, смешном положении.
Чеченцы нравственно боятся оскорбления. Причем, не только личного, но и оскорбления своей семьи, тейпа, несоблюдения правил адата. Если член тейпа серьезно опозорится, то жизни ему нет, община отвернется от него. И в наше время внутренний и внешний стражи поведения заставляют чеченца быть в обществе предельно собранным, сдержанным, молчаливым, вежливым.
В адате есть замечательные, достойные правила. Например, куначество, побратимство , готовность к взаимопомощи — всем миром строят дом тому, у кого его нет.
Что такое нохчи
В XX веке во время Второй мировой войны и во время Кавказской войны многие нохчи были вынуждены покинуть свои дома и оказаться в других регионах. В настоящее время народ нохчи стремится сохранить свою идентичность и культуру, одновременно развиваяся в современном мире. История народа нохчи В прошлом, народ нохчи был включен в состав различных государств и империй, таких как Золотая Орда, Шамхалат, Кавказское княжество и другие. Однако, на протяжении многих веков, нохчи сохраняли свою культуру, традиции и язык, все это время сопротивляясь колонизации и ассимиляции. Самым трагическим событием в истории народа нохчи является Чеченская война, которая началась в 1994 году после обрыва договора о федерации между Чеченской республикой и Российской Федерацией. За 10 лет войны народ нохчи столкнулся с гражданскими страданиями, жестокими репрессиями и массовыми нарушениями прав человека. Этот конфликт оставил глубокие раны в душе народа нохчи и стал основой для формирования их национальной идентичности. Сегодня народ нохчи живет в России, но их культура, традиции и язык продолжают быть важными элементами их национального самосознания.
Они стремятся к сохранению своей идентичности, развитию образования и культуры своего народа. Культура и традиции нохчен Одним из важнейших аспектов нохченской культуры является передача и сохранение традиций и знаний через поколения. Старейшины семьи имеют важное значение в нохченском обществе: они передают мудрость, религиозные и нравственные ценности, занимаются обучением детей и организацией различных обрядов и торжеств. Музыка и танцы занимают особое место в культуре нохчен.
Ещё больше еды можно получить продемонстрировав сию троллопасту, некогда разлетевшуюся по ультраправым и просто политотным ресурсам: Удельный вес чеченца как воина невелик; по натуре он — разбойник-абрек, и притом не из смелых: жертву себе он всегда намечает слабую и в случае победы над ней становится жесток до садизма. В бою единственным двигателем его является жажда грабежа, а также чувство животного страха перед офицером. Прослужив среди чеченцев и побывав у них в домашней обстановке в аулах, я думаю, что не ошибусь, утверждая, что все красивые и благородные обычаи Кавказа и адаты старины созданы не ими и не для них, а, очевидно, более культурными и одарёнными племенами. При Совке Чеченские фошысты кагбе намекают С приходом Совка гордый войнахский норот решил выпилиться из Совка, однако пока они думали на эту тему, революция и гражданская война закончились, а Совок присоединил обратно практически всех отделившихся. Обидевшись на такой подход к вопросу, нохчи затаили злобу на новую власть, и через 15 лет с радостью поддержали лучшего друга кавказских народов Адольфа Алоизыча , полюбившего их за некоторую мелочь — весьма скромные по сравнению с Азербайджаном запасы нефти , а потому даже сочинившего высер об «арийцах Северного Кавказа». Особо радикальные нохчи до сих пор хвастаются и гордятся своим вОйнахским нацистским прошлым.
За всё это в честь 23 февраля многие нохчи и ингуши были подвергнуты анальному экстерминатусу в виде выселения из гор и фундаментальному огораживанию в Казахстане. После ухода в мир иной Сталина и объявления Хрущёвым о срыве покровов и всеобщем избавлении от тирана нохчи стали возвращаться назад. Однако некоторые остались мамбетствовать себе припеваючи в Казахстане. Вернувшиеся же обратно занялись старым делом, что вызвало немалое бурление среди ненохчойского населения, переросшее в 1957 в хороший бунт. Что примечательно, участвоваших наказали крайне мягко даже никого не расстреляли , в отличие от других «несогласных» в Новочеркасске и Норильске примерно в те же годы. В конце 80-х нохчи, как и многие другие малые народности , начали окукливаться в какое-то подобие национального движения и даже решили запилить себе собственное государство. Похожие процессы проходили во многих областях и весях тогда ещё СССР [4]. Грубо говоря, человек достаточно образованный, понимающий, с кем он имеет дело и что ему за это будет. В 1991 Чечня стала даже исключением, единственной из всех не-республик проведя у себя референдум за отделение от СССР и даже, похоже, его выиграв хотя результаты могут оспариваться из-за альтернативной арифметики , применявшейся на выборах. Возможно, отделись Чечня в тот момент, на этом бы всё и закончилось: вменяемость Дудаева находилась на среднем по палате уровне, а Республика Ичкерия, несмотря на дело о фальшивых чеченских АВИЗО и прочие весёлости, в плане криминала ещё не так сильно отличалась от того же Донецка или Грузии.
При РФ GTA по-нохчински Мечта каждого нохчи В 90-е годы гордый войНахский народ гордо желал Рашке побыстрее сдохнуть, обещая после этого прийти в Нерезиновск , после чего традиционно со времён Шамиля предполагалось ознакомительное посещение Турции и всей Европы. Закончилось это двумя маленькими победоносными войнами в 1994 и 1999, которые из-за продажности жирных генералов и тотального раздолбайства стали не такими уж и маленькими и не такими победоносными. Следует понимать, что чеченские войны шли волнами, и ситуация, казавшаяся относительно разруливаемой в начале 90х, перешла в треш, угар и содомию уже к середине 2000х.
Слово «нохча» также используется для обозначения чеченского языка.
Этот язык, также известный как «нохчийн мотт», относится к семейству нахско-дагестанских языков и используется в Чеченской Республике. Несмотря на различные вызовы, с которыми сталкивался чеченский народ в своей истории, он продолжает сохранять свою культуру и традиции. Слово «нохча» продолжает быть символом единства и гордости за свою нацию. Современное использование слова «нохча» Нохча — слово, которое в настоящее время на Чеченском языке используется в качестве обозначения «чеченца».
Существуют также и другие варианты обозначения «чеченцев», такие как «Нохчий», «Нохчти». Но наиболее распространенным является именно «нохча». В современном мире слово «нохча» активно использовалось в связи с глобальными событиями, связанными с Чеченской республикой. Также оно может использоваться в различных медиа-ресурсах и публикациях, в которых говорится о чеченской культуре, традициях или истории.
Существует мнение, что использование слова «нохча» вместо «чеченец» имеет определенную политическую подоплеку.
Он может только сделать подарок детям. Древнему обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда.
И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности. С гостеприимством в прямой связи чеченское приветствие. Здороваясь, они раскрывают объятия, то есть открывают сердце, выражая так чистоту помыслов и искренность в отношении к человеку.
Адат в современной Чечне Адат — от арабского «обычай» - обычное право у мусульман в отличие от духовного права — шариата. Нормы адата складывались в условиях господства родоплеменных отношений кровная месть, побратимство и др. Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения.
Этот свод этических норм, традиций и правил поведения — с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне. О роли адата в жизни современной Чечни рассказал чеченский ученый-этнограф Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры «Даймехкан аз» «Голос Отчизны». Хасиев пишет:«Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше.
Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими ламкерстами. Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой.
Как-то абрек разбойник, народный заступник Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Знаменитый абрек спросил, что случилось. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли в полах черкески ребенка.
Абрек долго просил миром вернуть ребенка матери, заклинал богом, родителями, предками, но безрезультатно. А когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За это Зелимхан убил их.
Они даже в круг мести не входят. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести даже женщину убить. Другой пример связан с народной традицией.
Речь идет о конокраде, который погиб, упав с украденного коня. Горско-языческие нравы предписывают владельцу коня быть ответственным за эту смерть. Но настоящие адаты подчеркивают прямую вину самого погибшего: человек посягнул на чужое, и поэтому его родичи обязаны не только вернуть коня, но и сделать его владельцу подарок в знак извинения.
Примеры из общественно-бытового уклада. Адаты обязывают человека отвечать за порядок в местности, где он живет. Один центр его жизни - дом очаг , другой — общественный центр поселения майдан, площадь.
Если на площади происходит, например, драка, то компенсация за ущерб материальный или физический будет взиматься тем бо? Адаты предусматривают также не одинаковую компенсацию за одинаковую рану на правой и на левой стороне тела. По требованиям адата, молодой человек, умыкнувший девушку без ее согласия, обязан спросить, есть ли у нее парень, за которого она хотела бы выйти замуж.
Если они отвечает, что есть, то похититель посылает тому человеку весть: я взял тебе невесту. Таким образом, он становился посредником, другом жениха. Иногда между враждовавшими семьями через такой поступок достигалось примирение, устанавливались родственные связи.
В чеченском обществе сейчас есть люди, которые соблюдают нормы традиционного адата, есть и те, кто следует горско-языческим нравам. Таким присущи воровство, кичливость, нахрапистость, стремление использовать силу. Они могут украсть девушку, надругаться над ней, убить».
Хасиев считает, что сейчас в Чечне надо всемерно популяризировать традиционные адаты, строго подчеркивая их отличие от горско-языческих нравов. Это — путь к восстановлению нравственно-этических норм в обществе. Хасиев, - когда каждый научится спрашивать себя: что я сделал сегодня хорошего, доброго, полезного?
Согласно древнему чеченскому поверью, каждый день человеку дается шанс девять раз сделать добро и девять раз сотворить зло. Не наступи в дороге даже на жучка, удержись от плохого слова, отгони от себя плохую мысль - на этом пути можно творить добро. На этом пути формируется здоровая нравственно-этическая атмосфера общества».
В семейном кругу Отношение к старшим. Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях. Обычно родители живут вместе с одним из сыновей.
Утром хорошая сноха свою работу по хозяйству начинает на половине стариков. Только после этого она приступает к другим делам. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами.
Не только сын, дочь, но и другие члены семьи, в том числе и внуки, проявляют заботу о стариках. Деда по-чеченски называют «большой отец», а бабушку чаще всего — «мама». Дети могут порой ослушаться, не выполнить просьбу отца или матери, и их за это простят.
Но совершенно недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей. Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения - значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребления спиртных напитков в присутствии родителей или любых старших родственников.
Нельзя также разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя.
Что значит нохчи
Нохчи близки по культуре и языку к другим народам Северного Кавказа, таким как ингуши, балкары и другие. Этимологическая основа этнонимов «чеченец» и «нохчи» находятся вовсе не в тюркской языковой группе, а в арабской. Ввиду значительной близости генофонда нохчей, бонобо (карликового шимпанзе) и негров, некоторые учёные требуют пересмотреть генеалогическое древо. Это мысль была развита этнографом И.М. Саидовым, который также, взяв за основу для анализа форму “нохчи”, пришел к выводу, что “нохчи” означает “пахари”. Что такое нохчи. " нохчи" значит скорее всего, на самом деле Ноя звали Нох. Арабские источники упоминали «чеченцев» ещё в VIII веке, используя термин, который считается заимствованным иранским наименованием нохчей.
О происхождении названий и самоназваний Чеченцев и Ингушей
Наиболее же достоверным свидетельством переднеазиатского исхода народа нохчи является чеченский язык – нохчийн мотт, который исследователи относят к наиболее древним языкам мира. В чеченском языке слово нохчи имеет не только значение «чеченец», но и несет в себе духовное и культурное значение. Что такое нохчи на чеченском. То есть по этой логике можно утверждать, что чеченцы — это первый народ после потопа. Он утверждал, что такое название появилось среди коренных жителей в XVII веке, когда они стали спускаться с гор на равнину.
Что такое "нохчи ву"
О термине нохчи | это современная дискуссионная платформа для обмена информацией и мнениями. |
О происхождении названий и самоназваний Чеченцев и Ингушей - | Для нахского (нохчи) населения, рассеянного на огромной территории от Ханаана до Хорезма характерна приверженность к разным формам монотеизма. |
Чеченцы – потомки создателей древней цивилизации | Что такое нохчи. " нохчи" значит скорее всего, на самом деле Ноя звали Нох. |
Нохчи на чеченском: история и значение этого слова | Этноним в форме народ нохче достоверно зафиксирован в одном грузинском источнике в начале XIV века, также в науке существует неподтверждённая гипотеза и о более раннем единичном свидетельстве (см. Нахчаматьяне)[47]. |
Чеченские тайпы: как это устроено
Хотя существует версия, по которой термин "нохчи" означает "люди Ноя", ведь в нахском языке "Нох" переводится, как "Ной", и именно так оно записано в Коране. В своих сочинениях некоторые из них выразили мысль, что «нохчи» означает Ноев народ или Народ Ноя, да приветствует его Бог Единый. Это мысль была развита этнографом И.М. Саидовым, который также, взяв за основу для анализа форму “нохчи”, пришел к выводу, что “нохчи” означает “пахари”.
Что такое нохчи на чеченском
Со временем, термин «нохчи» стал широко используемым, поскольку он обозначал общее идентификационное название для чеченцев независимо от их религиозных, социальных и экономических характеристик. Несмотря на то, что название «нохчи» зародилось в эпоху советской власти, сейчас оно используется в культуре чеченского народа и за ее пределами. Культурные особенности чеченцев, связанные с понятием «нохчи» Чеченцы — это один из народов, которые связывают свою идентичность с понятием «нохчи». Для них это не просто слово, а символ их культуры, истории, национальной гордости и достоинства.
Одна из главных особенностей чеченского народа — это уважение к семье и ее роли в жизни каждого человека. Семья для чеченцев — это своего рода клан, в котором каждый уважает и подчиняется старшим, а самые младшие всегда защищаются братьями и родственниками. Кроме того, чехены высоко ценят честь и достоинство, нередко в ущерб своей жизни.
Честь, верность и добродетель для них — это главные ценности. Они всегда готовы заступиться за своего друга или родственника и защитить справедливость, особенно если это касается пренебрежения к их культуре и традициям. Важным аспектом чеченской культуры является их гостеприимство.
Они всегда рады принять гостей, независимо от того, кто они и откуда они приехали. Гости в чеченском доме — это своеобразный символ уважения и благодарности за то, что они прилагают усилия для поддержания дружественных отношений между народами. Наконец, одним из главных символов чеченской культуры являются традиционные национальные костюмы, песни, танцы и обычаи.
Они сочетают в себе древние традиции и символы многочисленных поколений, что является показателем национальной идентичности народа. У чеченцев есть много других культурных особенностей, которые связаны с понятием «нохчи». Но все они объединяют их в своей общей культуре и показывают, как важно сохранять традиции и национальную идентичность в современном мире.
Роль понятия «нохчи» в консолидации чеченского народа Понятие «нохчи» играет важную роль в консолидации чеченского народа. Этот термин означает «чеченец» на родном языке и содержит в себе культурные, исторические и национальные значения, которые объединяют людей этого народа. Использование этого термина не только подчеркивает сильные связи между членами чеченского народа, но и отражает их общую идентичность и автономию.
Это помогает сохранять культурное наследие и традиции, которые объединяют людей не только на территории Чеченской республики, но и за ее пределами.
Также исследователи распространяют это наименование и на исторических средневековых предков чеченцев и ингушей: все локальные этно-территориальные объединения-«общества» сформировавшие эти два народа, и два отдельных этноса — аккинцев самоназв. Этноним введён в научный оборот учёными-лингвистами для обозначения носителей нахских языков.
Нохчи безам. Йо1ри чеченки.
Нохчи йо1ри. Милана Мамедова ВК. Хава Сатабаева. Хава Сатабаева Ахь соьга еза аьлла. Мохьмад Инуркаев.
Красивые чеченки 2017. Нохчи турпалхой. Нохчийн къоман турпалхой. Нохчи кто это. Аватарки для чеченцев.
Чеченцы парни. Хеда Сагаева. Хеда Битиева. Хеда Газиева. Мадина Газиева.
Сабина нохчи. Нохчи девушки фото. Чеченский костюм мужской. Изображение мужского чеченского национального костюма. Чеченцы мужчины костюм.
Чеченские мужчины характер. Анекдоты чеченские смешные. Чеченские анекдоты на чеченском. Чеченские анекдоты на чеченском языке. Смешные статусы на чеченском языке.
Нохчи Тревел. Нохчи телеграмм. Безмах ляц картинк нохчи. Гимн Чеченской Республики текст. Чеченский гимн текст.
Чеченский гимн текст на чеченском. Гимн Чечни текст. Нохчи мемы. Беноевский Хусейн. Тейп Аллерой.
Кто такие нохчи. Цитата про нохчи Борз. Гр ирс. Нохчи чьо. Нохчийн къонах.
Нахский народ нохчий. Бабушки с приорой. Лезгинские машины. Приора нохчи.
Разумеется не факт, что все современные чеченцы имеют отношение к данной этимологии. Нохчи - братство земледельцев, ингушские общества, чьё название перенесено на поздних чеченцев, как это случилось в Грузии с термином «кисты». Пример топоним Фуртог Ингушетия , термин элеватора, место складирования, хранения хлеба.. Здесь прослеживается прямая аналогия способов хранения зерна у античных народов 1 тыс.
На Кипре и Мальте зерновые ямы выдалбливали в известняке Вайнахи издавна занимались земледелием. Хлебопашество долгое время было для них основным источником существования. Земледелие у Нохчи чеченцев было на весьма высоком уровне. По свидетельству очевидцев у чеченцев, живших в притеречных районах, неурожаев почти не было: «…обыкновенная жатва вознаграждала в 10 и 15 раз». Пшеница, кукуруза, просо, ячмень-тут поднимаются тесными стенами» Стремясь подчеркнуть достаточно высокий уровень развития земледелия у чеченцев, У Лаудаев предпринял попытку сравнить хозяйственные занятия чеченцев с соседними народами, в частности с кабардинцами. Он пишет, что «…тогда как кабардинцы и другие племена…понятия не имели о хлебопашестве, чеченцы деятельно занимались им»10. Академик М. Покровский в своей работе, подчеркивая исключительную важность для дагестанцев чеченского хлеба, писал: «кто владел чеченской плоскостью, тот был хозяином и в горах Дагестана По свидетельствам очевидцев, ичкеринцы занимались хлебопашеством все, без исключения21 Н.
Вавилов в работе, специально посвященной земледелию Северного Кавказа, основанной на собственном полевом материале, отмечал, что нельзя понять эволюцию пшеницы и ржи без Кавказа. По его мнению, некоторые виды пшеницы, обнаруженные в горах, «отмечаются поразительной стойкостью к болезням». Наличие таких качеств пшеницы, возможно, объясняется не только благоприятными климатическими и почвенными условиями, но и давней традицией ее возделывания. Кроме того, эта этимология не противоречит общетеоретической этнонимической модели, выдвинутой [советским этнографом, д-р ист. Чесновым, согласно которой этнонимы не существуют изолированно, а образуют семантический ряд, в котором тот или иной этноним отражает господствующий у народа хозяйственно-культурный тип» с. Позднее гипотезу о распространении имени нохчий только среди равнинных чеченцев поддержали и другие кавказоведы[57], а Н. Волкова отмечала, что эта тенденция сохранялась достаточно долго и даже во 2-й половине XX века именно по отношению к жителям Равнинной Чечни нередко использовалось имя нохчий, в противопоставлении чеченским горцам — ламарой. Бузуртанов Руслан показывает карту Кавказа 1745 года, которую сделал царевич Вахушти..
Где аккуратно показывается отдельно территория древней Ингушетии под названиями обществ: Кисты, Дзурдзуки, Глигвы.
Значение слова "нохчи"
Нохчи - это «народ Ноя». Чеченский язык | Если это дом Ноя, в лице нохчи-чеченца, то понятно, что и он сам является отцом всем народам. |
Почему чеченцы называют себя нохчи? | Когда кто-то услышит слово «нохчи», многие, возможно, останутся в недоумении, что же это такое. |
О термине нохчи (Галл Гелиа) / Проза.ру | Токование значения слова Нохчи, подробное объяснение значения слова Нохчи. Узнай, что значит Нохчи на слеге молодежи. |