В богослужебное употребление партесное пение введено в 1668 году с согласия восточных патриархов.
Иеромонах Павел (Коротких). Беседы о церковном пении
— Партесное пение появилось в мире благодаря православным братствам. Особенности партесного пения Партесное пение — это музыкальная техника, при которой каждый участник ансамбля или хора исполняет свою независимую мелодическую линию, называемую партитурой. Партесное пение представляет собой музыкальное исполнение, при котором несколько людей одновременно исполняют мелодию, при этом каждый голос поёт свой.
Музыкальная энциклопедия
Для стиля партесного пения характерно использование западноевропейской музыкальной гармонии и чередование полного хора и хоровых групп (солистов), которое называется «переменным многоголосием» (термин В. В. Протопопова). ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от позднелатинского partes – голоса, мн. ч. от лат. pars – часть, участие, также хоровая партия), стиль многоголосного пения, а также общее наименование разл. видов и жанров рус. и укр. многоголосной хоровой музыки 2-й пол. В работах Владимира Васильевича Протопопова две основные ветви русского многоголосного пения второй половины XVII — XVIII века названы «постоянным партесным» и «переменным партесным» многоголосием.
Что такое партесное пение в музыке
Рассеяние внимания. Парение ума. Многоголосие в церковном пении вызывает парение ума. Часто музыка может ассоциироваться с различными состояниями, воспоминаниями или отдельными лицами.
Господь наш Иисус Христос призывает: «Не возноситеся» Лк.
Если строчное пение ленточного склада можно в какой-то мере сопоставить с западным многоголосием, то для сравнения демественного там нет ничего подобного. Демественное пение отличается диссонантным звучанием, которое часто возникает в свободном потоке голосов.
Хотя диссонантным оно может казаться только для слуха, воспитанного на музыке в темперированном строе. Исполнение партии демества поручалось наиболее опытному певцу, обладателю сильного голоса. Такими обычно являлись сами руководители хоров, они же головщики или доместики.
От последнего слова, возможно, и происходит название "демество". Пение с демеством по существу было пением с солистом. Говоря о звучании строчного пения, о его необычном для современного восприятия гармоническом складе, о его диссонантности, может быть стоит обратиться к инструментальной музыке древнего Новгорода и в ней искать истоки этих "странных" созвучий?
Из всех музыкальных инструментов средневекового Новгорода которые, как нам думается, могли оказать влияние на церковное многоголосие, выделяются гусли и колокола. Тот факт, что инструментальная музыка оказывает влияние на вокальную не подлежит сомнению. Не случайно многие музыковеды считают, что введение органа в Западной Церкви, - сначала в монастырских школах для обучения и помощи пению, а затем и в храмах на богослужении, - оказало мощное стимулирующее воздействие на развитие хорового многоголосия.
Даже и тембрально западные хоры старались подражать органу - у них выработались слитные, нивелированные тембры, "закрытый" звук и т. Русский музыкальный инструментарий также оказал влияние на вокальную манеру исполнения, для которой характерна яркость, "открытость" тембров, некоторая пронзительность звучания голосов. Все эти тембровые краски перешли, по-видимому, из народной песни и в русское церковное пение.
Что же касается развития многоголосия, то гусли - этот исконно новгородский многострунный инструмент, на котором играли аккордами, давно приучил ухо древнего новгородца к многоголосию. Не случайно параллелизмы аккордов, которые так характерны для игры на гуслях, обычное явление и в строчном пении. А звучание колоколов, с их диссонантной терпкостью и сопряжением несовместимых интервалов, прямо перешло в демественное пение.
Строчное пение - это самобытнейшая страница в развитии русского церковного певческого искусства, которая, к сожалению, так и осталась "недописанной", т. Но, тем не менее, предыдущий опыт все же не прошел бесследно - он придал особую, ни с чем не сравнимую окраску и русскому партесному пению, и церковному многоголосию последующих веков. Партесное пение Партесное от латинского слова partes - пение по партиям или гармоническое пение было принесено в Россию в середине ХVII века из стран Западной Европы, как когда-то в Х веке было принесено в Киевскую Русь из Византии одноголосное богослужебное пение.
Партесное пение, как особый вид хорового многоголосия, зародилось на Западе, затем развилось и окончательно сформировалось в западных и юго-западных пределах России и уже в готовом виде появилось в Москве в пятидесятых годах ХVII века. Вот почему понимание русского партесного пения немыслимо вне изучения его западных истоков. А истоки эти следует искать в недрах западного средневекового мира, возникшего благодаря слиянию римского и варварского миров после завоевания Рима варварами в V веке н.
Несмотря на великий раздел, изолировавший Запад и Восток Римской империи, несмотря на основание Константинополя, этого нового Рима, императором Константином 324-330 , как бы материализовавшее перемещение центра тяжести римского мира к Востоку, Церковь все еще продолжала оставаться единой, и пение ее строилось на единой основе как на Востоке, так и на Западе, представляя собой лишь различные интерпретации одной системы. В то время, как в Восточной Церкви развивалось одноголосное византийское пение, позднее принесенное на Русь, в западной Церкви господствовал так же одноголосный григорианский распев. Свое название этот распев получил от имени папы Римского св.
Григория Великого или Двоеслова 590-604 , который собрал и упорядочил западное церковное пение, составил сборник этого пения под названием "Антифонарий" и открыл в Риме, специальную певческую школу Schola Cantorum. Первые нотированные рукописи в Западной Церкви появились в IX веке. Песнопения в них записывались с помощью особой западной разновидности невменной нотации "Nota Romana", позже замененной линейной нотацией, а сами мелодии строились на основах осмогласия и центонности, как и в Византии.
Все это время вплоть до IX века григорианское пение на Западе, как и на Востоке, оставалось монодическим и без музыкального сопровождения. Орган был занесен на Запад с Востока, ибо одно из первых упоминаний о нем связано с поднесением его в дар императором Константином Копронимом королю франков Пипину в 757 году. Если в Константинополе орган употреблялся только во время светских дворцовых церемоний, то в Риме он приобрел большое значение в монастырях как школьный инструмент для обучения григорианскому пению.
Но постепенно орган начинает употребляться и в самом богослужении и в конце концов прочно утверждается в богослужебной практике. В это же время появляется и первое многоголосное пение под названием параллельный органум Organum. Органум - самый ранний тип полифонической музыки.
В простейшем случае он представляет собой григорианскую мелодию с добавлением второго "органального" голоса, движущегося строго параллельно этой мелодии квартой или квинтой выше или ниже; нередко каждый из голосов к тому же удваивается в октаву. Григорианский напев в одном из голосов органума получил название Cantus firmus строгий напев , свободный же органирующий голос, исполнявшийся первоначально на органе, имел различные названия, в зависимости от рода многоголосного песнопения. Здесь следует более подробно сказать об одноголосии и многоголосии вообще.
Теоретическим основанием пения Восточной и Западной Церквей является древнегреческая теория музыки. Пифагор математически исчислил звуковые интервалы и создал учение о консонансах благозвучных интервалах и диссонансах неблагозвучных интервалах. По пифагорейскому учению совершенными консонансами являются октава, квинта и кварта, а терция и секста являются диссонансами.
Все звуки своей системы Пифагор расположил по восходящим и нисходящим акустически чистым квинтам, что давало звукоряд, отличающийся от современного темперированного строя, в котором все интервалы, кроме чистых октав, как бы сдвинуты с фокуса вследствие темперации - т. В пифагорейском строе действительно терции и сексты звучат явно диссонантно, в то время как в темперированном строе это самые благозвучные интервалы. Октава, квинта и кварта являются первыми элементарными тонами обертонового или натурального звукоряда, и только затем идут большая и малая терции.
Поэтому в гармоническом звучании октава, квинта и кварта воспринимаются слухом ближе всего к унисону - т. Поэтому, например, греческое пение с "исоном" с октавным или квинтовым постоянно повторяющимся тоном, на фоне которого звучит мелодия воспринимается как одноголосие. Первые опыты многоголосия и в Восточной и в Западной Церквах строились на интервалах октавы, квинты, кварты, которые на слух более всего близки к одноголосию.
В отличие от более или менее строгой параллельности раннего органума, в нем встречается и противоположное движение голосов. Возникающие между голосами интервалы - все те же консонансы того времени: октава, квинта, кварта, хотя понемногу начинают употребляться скорее всего чисто случайно, вследствие свободного движения голосов и считающиеся диссонансами терции. Этот парижский собор, стал центром развития духовной музыки и сыграл важную роль в развитии многоголосного пения.
Выдающиеся композиторы этой школы Леонин и Перотин Великий написали множество органумов и др. Этот период характеризуется появлением метричности разбивки музыки на такты с равным количеством музыкальных долей. Примечательно, что основной чертой музыкальной техники школы Нотр-Дам становится использование терций и даже трезвучий.
Важно то, что терция используется композиторами этой школы вполне осознанно - как начало новой аккордовой гармонии. В это время, на рубеже XII и XIII веков, в западном средневековом мире зарождается и развивается новая система мировосприятия, которая особенно чувствуется в городах, поскольку эволюция там происходит быстрее. Начало средневековья, наступившее после падения Рима, которое было воспринято христианами, как глобальная мировая катастрофа, предвозвещающая скорый конец света, знаменовалось чувствами презрения к миру и отречения от всего земного, что выразилось в церковном искусстве в форме отрешенного одноголосного григорианского распева, в суровых формах романской архитектуры и статичных линиях иконографии.
Наиболее показательным в этом смысле был понтификат уже упоминавшегося Григория Великого 590-604. Избранный папой во время страшной чумы в Риме, Григорий проповедовал, что долгом всех христиан является покаяние, отвращение от этого мира и приуготовление к миру будущему. Папа Григорий сказал: "Зачем снимать жатву, если жнецу не суждено жить?
Повышение роли музыкальных средств в создании художественного целого оказалось связанным со снижением значения внемузыкальных функций, определяемых культовой предназначенностью хоровых концертов. В силу этого стало возможным их исполнение вне церкви, а также существование одного сочинения в двух редакциях: хоровой и инструментальной. Это обстоятельство сразу же изменило жанровую специфику хоровых концертов, наметив дальнейший путь эволюции жанра. Новый тип классического хорового концерта получил яркое выражение в творчестве выдающегося мастера хорового письма Д.
Бортнянского, которое знаменовало собой расцвет этого жанра, обновленного и по форме и со стороны музыкального языка. Творчество Д. Бортнянского как раз совпадает со временем, когда на смену барочному партесному концерту приходит духовный концерт классического направления. И Бортнянский по воспитанию и эстетическим взглядам был классицистом.
Поэтому для его тридцати пяти хоровых концертов характерны, прежде всего, ясность, цельность и простота образов, логика в их развитии, отточенность формы, оправданность всех ее элементов, мудрая сдержанность, что позволяет увидеть моцартовские черты в его музыке. Условно концерты Бортнянского можно разделить на две группы: Ранние примерно пятнадцать концертов или панегирические. Для них характерны: торжественный характер, праздничный блеск, пафос. Музыкально-тематическими истоками ранних концертов являются кант, марш, танец при ведущей роли менуэта , кроме того ощущается влияние российской песни.
В ранних концертах хорошо прослеживается характерный для Бортнянского прием терцовой вторы, который испорльзуется как своеобразный имитационный, фактурный прием, в результате которого достигается необычнаяподвижность и напевность голосов, мелодизируется и разрежается гармоническая ткань, преодолевается хоральная тяжеловесность аккордового четырехголосия влияние канта Поздние концерты - венчают линию русско-украинского лирико-драматического концерта. Для них характерны обобщенно-лирические образы, порой возвышенная ламентозность. В поздних концертах более развиты сольные эпизоды, чаще используются полифонические приемы, которые порой занимают целую часть нередко финал представляет собой фугу. Возвращаясь к общей картине развития жанра, нужно отметить, что кульминацией в развитии классического хорового концерта стала практика исполнения их вне церкви.
Предельное сближение музыкальных признаков церковной и светской сфер вызвало резкое противление этому церковных деятелей, стремящихся сохранить прежнюю функцию хоровых жанров. Следствием стали Указы Святого Синода и Павла I в 1997 году, запрещавшие исполнение концертов в богослужении, предписывающие замену их простой гармонизацией запричастного стиха. Композиторское и исполнительское творчество в области хорового концерта стало менее интенсивным. И, сохраняясь в 19 веке как жанр в неизменном виде, хоровой концерт на некоторое время уходит в «историческую тень».
Его ориентация на выражение художественного начала теперь свободно реализуется в светских жанрах, а использование в рамках культового ритуала не соответствует церковным установкам. Но к концу 19 века, в связи с общей тенденцией возобновления интереса к культовой музыке прошедших эпох, появляются новые образцы жанра хорового концерта в творчестве А. Архангельского, С. Рахманинова, Г.
Извекова, Т. Рютова, Кастальского, сочетавшие признаки, свойственные жанру в целом, с новыми достижениями в области гармонии. Все появившиеся в это время хоровые композиции различных авторов связывает трактовка хорового жанра как «музыки высоких помыслов», идущая от хоровых образцов далекого прошлого. Для многих сочинений этого периода ориентирами являются произведения возвышенного, философского характера, отмеченные особой строгостью, сдержанностью, самоограничением.
Не пышное великолепие отечественной хоровой музыки 18 века, а суровая архаика русского средневековья. Этот расцвет хорового искусства не мог не сказаться на музыкальном языке вновь создаваемых богослужебных песнопений. Сдержанность в проявлении музыкального начала всё же находит своё выражение в красочности гармонических средств, выразительности мелодических интонаций и особенно в жанре хорового концерта, обладающего большей независимостью от ритуала. Для хоровых концертов этого периода в целом свойственно: возвышенно-скорбный образно-эмоциональный тонус; жанровая целостность истоков тематизма, близость его другим богослужебным песнопениям; фактурно-гармоническийтип тематизма и преобладание вариантности в способах его развития; тональная замкнутость композиции в целом и составляющих её разделов с редкими случаями смены тональности при развитых отклонениях внутри разделов, четкое кадансирование; крупная одночастность строения целого с внутренним делением на разделы; вариантность - как главный способ развития; незначительная роль полифинических приемов развития, использование, в основном, имитационной техники; преобладание постоянного типа многоголосия, с ярко выделенной функцией мелодической линии, при сохранении диалогичности фактуры в отдельных разделах формы; преобладание замкнутости, стабильности формы над её непрерывностью.
Эти закономерности отразили новый этап эволюции жанра. Они коснулись прежде всего особенностей формообразования в нем, тогда как функция жанра, его концептуальность и образное содержание остались, в основном, неизменными. Хоровой концерт потерял былую монументальность, стал более камерным и по объему приблизился к другим жанрам богослужебных песнопений. Соотношение словесного и музыкального рядов сместилось в нем в сторону преобладания первого, что отразилось в возрастающей роли смены слов как членящего фактора.
Господствующей вновь стала возвышенно-скорбная, молитвенная сфера. Музыкальная форма хоровых концертов состоит из ряда относительно завершенных эпизодов, объединенных тематической, фактурной, тональной, темповой, метрической общностью. Каждый из последующих эпизодов содержит в себе как момент обновления по отношению к предшествующему, так и момент сходства. Обновление касается мелодико-интонационной сферы, ладо-гармонических средств, иногда фактуры.
При этом, степень обновления незначительна, что позволяет говорить о вариантности как основном приёме развития, а форму в целом определить как вариантно-строфическую. Особенности формообразования в хоровых концертах данной исторической эпохи отразили как изменившееся мироощущение людей того времени, так и новое место данного жанра в жанровой системе музыкального искусства. Таким образом, к началу 20 века жанр хорового концерта имел длительный период бытования, характеризующийся этапами подъема и спада, периодами стабилизации системы жанровых признаков и моментами их существенного обновления, выдвижением его на передний план отечественной музыкальной культуры и уходом в «историческую тень», а затем новым этапом возрождения. Одним из таких моментов возрождения жанра можно считать появление в музыке советского периода 60-х годов хоровых произведений, носящих название хоровых концертов.
Однако, оно произошло в рамках светской сферы музыкального искусства, вне связи с первоначальной функцией жанра. Поэтому музыкальные закономерности развития таких произведений полностью были основаны на новом типе художественного содержания, более разнообразном по сравнению с жанровым первоисточником. Новый хоровой концерт отразил новую ситуацию в жанровой системе музыки 20 века. Он стал ответвлением контатно-ораториального жанра и со своим жанровым прототипом связан очень опосредованно.
В связи с этим данная жанровая разновидность в настоящей теме на рассматривается. Сопоставив образцы жанра хорового концерта трех исторических эпох 17 -18-19 веков , можно отметить, что на протяжении всей эволюции не менялась его функция, сохранялись основные атрибутные признаки. Исследователь жанра хорового концерта в контексте современной музыки Г. Батычко к таким признакам относит: особую концептуальность жанра, его репрезентативность, а также диалогичность фактуры и высокий уровень композиционной свободы.
Соотношение же этих признаков внутри системы жанра и их качество изменялось, варьировалось в зависимости от стилевой принадлежности того или иного образца.
А ведь именно в них заключен смысл сегодняшней службы. В чем причина? Ответ однозначен — эти изменяемые песнопения поются так, что слов непонятно или совсем, или процентов на семьдесят. Очень часто можно услышать, что люди не любят «партес», а любят «обиходное пение». Но, думаю, на самом деле за любовью к понятному «обиходному пению» скрывается желание слушать и понимать службу от начала до конца. Ведь служба написана не для того, чтобы каждое воскресенье молиться, слушая только узнаваемые «Свете тихий» и «Ныне отпущаеши». Нет, богослужение цельно и человек призывается воспринимать все его части. Но что же происходит, если люди говорят про большие хоры, что они поют немолитвенно или концертно и слов непонятно вовсе.
Почему молитвенность становится уделом будничного хора? В этом виноваты мы сами — регенты.
Что такое партесное пение
Принцип партесного пения как особый вид хорового многоголосного пения зародился в странах Запада, развился и окончательно сформировался в западных и юго-западных пределах России и уже в совершенно готовом, завершенном виде появился в Москве в пятидесятых годах XVII в. Партесное пение (от позднелат. partes — голоса), стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки 17-18 вв. Написав реферат по теме партесное пение я пришла к выводу, что, несмотря на то, что в церкви произошел раскол все равно церковное пение продолжало развиваться и радовать окружающих. Значение партесное пение, что означает «партесное пение» в словарях: Словарь музыкальных терминов, Энциклопедический словарь, Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Отсюда и произошло название – партесное пение, что значит пение по партиям.
20. Партесное пение
Создатель практической методики возрождения певческого голоса В. Если замерить секундомером мелодически-дыхательные периоды в данном песнопении, то длительность интервала-попевки будет 9-13 секунд. Древнерусские песнопения наонной традиции. Головщик А. Студия звукозаписи ВВС. Синкевич: «Сыны Божии постоянно призывают имя Господа в пении, которое происходит от ангелов. Григорий Нисский пишет: "Нам известно, что у них у ангелов нет другого занятия, кроме того, что они возносят хвалу Богу... Ангелы, называемые еще "вторыми светами", не поглощают собой эгоистично божественный свет, исходящий от Света Первого, но подобно зеркалам отражают этот свет вовне, светясь сами и освещая других. Таким образом, процесс ангельского пения складывается из двух нераздельных, одновременно осуществляемых действий: из созерцания Первоначального Блага и из возвещения о Первоначальном Благе всей твари... Когда соединится пред престолом Божиим вся разумная тварь, то первым движением ея мысли и чувства будет слово благодарения Богу. Григорий Синаит: "Тем, кто не знает молитвы не испытывал ее силы и действия , которая, по св.
Другими словами, когда мы поем правильно - знаменным созерцательным роспевом - мы через это внешнее делание можем прийти в состояние созерцания, из которого и рождается знаменный роспев обратная связь - прим. Приведем пояснение свт. Господь, желая, чтобы мелодия слов была символом духовной гармонии души, назначил петь псалмы мерно и читать их нараспев... Хорошо поющий настраивает свою душу и как бы из неровности приводит ее в ровность". Немецкий хронобиолог X. Фельц проанализировал музыкальный ритм произведений классиков. В этом мы убедились в 80-х гг. Амплитудный частотный фрагмент партесного пения «Аз зрех Господи» из Великого славословия Струмского. Усеченный временной музыкальный период около 5 секунд ибо их психофизиологическая основа сверхмедленной ритмической организации выражает усеченный временной период 2-7 сек. Человек с "партесным" сознанием, исполняя знаменный роспев, делает его более усеченным с 7-8 секундным временным музыкальным периодом.
Мельников: «Обряд есть плоть живая, тело всякого священнодействия. Нет ни одного таинства церковного, ни одного священнодействия, ни одного церковного богослужения, которые можно было бы совершить без обряда, без видимого проявления, без формы, вернее - без тела... Как можно совершить миропомазание без самого миро, без вещества, из которого оно состоит? То же можно спросить и обо всех церковных таинствах. Разве может быть святое крещение без воды, без купели, без крещения и без крестителя? Самая благодать Святаго Духа преподается через видимое вещество, через плоть или тело, видимое, осязаемое, воспринимаемое нашими телесными чувствами. Сам Сын Божий не мог явиться людям без плоти и крови, без воплощения. Бог Отец также проявлял Себя в видимой и слышимой форме - в виде облака, горящего куста, голоса человеческого, необычайного осияния и т. В этом и есть сущность таинства - в соединении Божёства с плотию - в проявлении Его через обряд, видимую и осязаемую форму или вещество, материю... Знаменитый богослов А.
Хомяков говорит об обрядах: "Видимое есть всегда только оболочка внутренней мысли. Существует мнение, что форма является границей между миром видимым и невидимым. МДА А. Это, в свою очередь, означает, что православные богослужебные формы знаменное пение, иконы, чин и пр. Человек молится уже не благодаря иконе, а не смотря на нее. То же можно сказать и о партесном пении, которое не способствует молитвенному деланию, а только мешает ему, и мешает еще больше, потому что пение как и музыка вообще более активно действует на душу человека, чем изобразительное искусство.
Определение и сущность Партесное пение — это одна из форм вокального исполнительства, при которой несколько певцов исполняют разные партии одновременно, создавая гармоничное звучание путем сочетания голосов. Основная особенность партесного пения заключается в том, что каждый певец исполняет свою собственную мелодическую линию, которая гармонично соединяется с партиями других участников.
При этом каждая партия сохраняет свою самостоятельность и мелодическую целостность. Важным элементом определения партесного пения является согласованность певцов в отношении интонации, тембров голоса и динамики исполнения. Это позволяет создать богатый и выразительный звуковой образ, который отличается от солистического исполнения. Партесное пение может применяться в различных жанрах и стилях музыки, включая классическую музыку, народные песни, хоровое и вокальное искусство. Оно позволяет достичь более сложных гармонических решений и создать более насыщенный звуковой материал. Примеры партесного пения можно найти в таких композициях, как хоровые произведения Йоханна Себастьяна Баха, оперы Джузеппе Верди, народные песни разных народов мира, а также современные а капелла исполнители, такие как «Pentatonix». Особенности партесного пения Партесное пение — это музыкальная техника, при которой каждый участник ансамбля или хора исполняет свою независимую мелодическую линию, называемую партитурой. Эта техника широко применяется в различных жанрах и стилях музыки, таких как классическая, народная, джазовая, а также при аккомпанементе.
Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера 1. Звуки, сопровождающие это действие. Хоровое п. Толковый словарь Кузнецова Антифонное Пение — от греч. Используется в христианской церковной музыке. Большой энциклопедический словарь Григорианское Пение — григорианский хорал - песнопения римско-католическойцеркви.
Отбор, канонизация текстов и напевов были начаты в кон. Большой энциклопедический словарь Демественное Пение — стиль древнерусского церковного пения сер. Мелодика отличалась гибкостью, широкой распевностью. Наиболеераспространена многоголосая традиция. Большой энциклопедический словарь Кондакарное Пение — пение мелизматического типа см. Орнаментика ,характерное для богослужения при княжеском дворе в Киевской Руси.
Репертуар кондакарного пения записан в кондакарях -........ Большой энциклопедический словарь Крюковое Пение — см. Знаменный распев.
Толковый словарь Ефремовой Партесное — пение "многоголосое п. Благой 22. От ср. Шульц—Баслер 2, 363. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера 1.
Звуки, сопровождающие это действие. Хоровое п. Толковый словарь Кузнецова Антифонное Пение — от греч. Используется в христианской церковной музыке. Большой энциклопедический словарь Григорианское Пение — григорианский хорал - песнопения римско-католическойцеркви. Отбор, канонизация текстов и напевов были начаты в кон. Большой энциклопедический словарь Демественное Пение — стиль древнерусского церковного пения сер. Мелодика отличалась гибкостью, широкой распевностью.
Наиболеераспространена многоголосая традиция. Большой энциклопедический словарь Кондакарное Пение — пение мелизматического типа см.
Почему вместо молитвы в храмах концертное партесное пение?
Второе название — крюковое пение. Крики и знамена — названия символов, которыми над текстами обозначались звуковые интервалы, мелодические обороты. Композиторы, как Чайковский и Рахманинов, использовали мотивы знаменного пения в сочинениях. Заполняете анкету и администратор всё расскажет. Записаться Партесное пение В семнадцатом веке знаменное пение уступило место партесному. Отличие партесного пения и знаменного пения — в многоголосии.
Певчие исполняют постоянное многоголосие или переменное.
Металлов 1862—1926. Однако самое авторитетное слово в деле гармонизации и художественной обработки наших древних церковных распевов принадлежит А. Кастальскому 1856—1926. Этим, в сущности, и исчерпываются основные вопросы исторического развития русского православного церковного пения. Многое в этом процессе представляется еще неясным или затемненным, так как, к сожалению, о церковном пении у нас не существует еще должного фундаментального исследования ни в историческом, ни в музыкальном отношении. Труды известных «археологов» нашего церковного пения Одоевского, Потулова, В. Ундольского 1815—1864 , Д.
Разумовского 1818—1889 и Металлова являются лишь отрывочными, эпизодическими исследованиями, научными набросками и собраниями не совсем обобщенного материала, требующими самого серьезного изучения и систематизации. Православное богослужение по своей идее является соборным молитвенным деланием, где все «едино есмы» Ин. Древнехристианская Церковь всегда строго соблюдала эту идейную сущность богослужения, и весь литургический материал, предназначавшийся как для песнословия, так и для славословия, исполнялся тогда исключительно или преимущественно соборно, посредством пения и «говорения» Деян. Ранняя христианская богослужебная практика клиросно-хорового пения не знала. Общим пением и «говорением» в храме могли руководить особо посвящавшиеся для этой цели так называемые канонические певцы, о которых упоминается в Апостольских правилах прав. На протяжении многих веков роль этих певцов как руководителей, по-видимому, никогда не выступала за пределы их непосредственных обязанностей. Причина этого кроется, по-видимому, в литургическом переломе, который вызван был в ту эпоху острой догматической борьбой, повлекшей за собой интенсивное развитие монашества, богослужебных чинов, уставов и песнотворчества с усложнением его догматического содержания, что, в свою очередь, не могло не усложнить и музыкальной стороны песнотворчества. Так или иначе, но действия певцов со времени указанной эпохи начинают все более и более распространяться в сторону самостоятельного исполнения и в первую очередь той изменяемой уставной части богослужения, которая была технически неудобна или музыкально трудна для общего исполнения.
Историческое нарастание монопольной роли певцов в богослужениях и соответственное ему ограничение общего пения почти невозможно проследить из-за отсутствия данных, тем не менее этот процесс имеет некоторые следы в богослужебных чинопоследованиях. Скудость источников лишает нас возможности иметь полное представление о степени и объеме участия верующих в богослужебном пении на Руси до XVI века, но дает основания полагать с некоторой уверенностью, что круг их участия в церковном пении был достаточно обширен и что исторический процесс его сужения находился в непосредственной зависимости от развития монастырей и степени их влияния на богослужебный уклад приходских храмов. Подражая всецело монастырям, приходские храмы ограничивали практику общего пения, отдавая предпочтение молчаливой молитве и выслушиванию песнопений. Примечательно, что еще до XVI века на Руси ектенийные возглашения, Символ веры, «Отче наш» и, вероятно, некоторые другие молитвословия исполнялись за богослужениями соборно, по способу «глаголания» «оказывания», «говорения» , как еще и теперь кое-где у нас произносится молитва пред причащением Е. История Русской Церкви. С XVI столетия молитвословное общее «глаголание» в русской церковной практике исчезает. И всего через несколько десятилетий с начала увлечения «партесы» проникли за ограды и стены наших монастырей — оплота исконных православных традиций и благочестия. Верующие русские люди, веками воспитывавшиеся на близких их сердцу церковно-музыкальных традициях распевных мелодий, с появлением чуждого им партесного пения лишились даже такого простейшего способа активного участия в богослужениях, как «подпевание» или «подтягивание» за клиросом, и постепенно свыклись с вынужденной ролью молчаливого слушателя богослужений.
Этим была практически похоронена живая идея песнословной соборности, и клиросный хор приобрел у нас значение своеобразного выразителя молитвенного настроения верующих, безмолвно молящихся в храме. При существующем в нашей Церкви богатейшем наследии песнопений и сложной системе богослужебного Устава практика общего церковного пения не может осуществляться в своем полном объеме, что само собой определяет все значение и необходимость клиросного пения. Клиросно-хоровое и общее пение в богослужениях не могут и не должны исключать друг друга, но призваны восполнять друг друга и взаимодействовать, что обычно всегда и бывает при разумном распределении соответствующих песнопений между ними. При таком осмысленном взаимодействии клироса и верующих открывается широкая перспектива в деле воскрешения почти забытого у нас древнехристианского «антифонного» способа пения, отличающегося особым богатством и разнообразием музыкально-исполнительских форм. Способ антифонного, или строфического, взаимного пения изобилует богатством музыкально-технических вариантов, например, когда песнопения от начала до конца могут исполняться верующими, разделенными на два лика, или песнопение произносится нараспев одним певцом, а верующие припевают определенный стих, припев, доксологию, или верующие могут исполнять песнопение попеременно с ликом, разделяться на мужские и женские голоса и т.
Дилецкого 70-е гг. Различают 2 вида П. Количество голосов было различным — от 3 до 12, в единичных случаях — до 16, 24, 48. Тексты заимствовались из литургии, всенощной и др.
По словам Иоанникия Коренева, главного апологета партесного пения на Руси, «…в Малой России, когда римляне прельщати начата верных органными гудении в костелах своих, ничем инем воспятиша сих, токмо паки обратиша к Соборней Церкви сими многогласными составлении мусикийскими, в нихже умиленныя гласы с провещанием словес Божественных, тех гудения посрамиша и обуивше обругаша»3. В сущности, ранний партес представляет собой синтез западной и славянской музыкальных традиций. С одной стороны, теория музыки, в том числе музыкальные термины, нотация, правила композиции, были заимствованы с Запада, с другой — мелодический материал и гармонии сложились под сильным влиянием народного певческого искусства4. Первоначально хоровое многоголосье западного склада стало проникать из Южной Руси в Северную в форме кантов и псальмов, которые не исполнялись в церкви и представляли собой род духовных стихов. Напев их близок к украинским и польским народным песням. По своему складу это простые трехголосные произведения, обладающие куплетной формой, довольно удобные для исполнения. Благодаря этим чертам, канты и псальмы были очень популярны в народе, и некоторые канты сохранялись в устной традиции довольно долгое время. Распространение кантов на Руси способствовало усвоению русскими певцами хоровой техники, которая в дальнейшем использовалась в партесном пении. Во второй половине XVII в. Дилецкий 6, на «фантазиях». Характерной особенностью таких композиций является разрыв с церковной традицией, а именно — с традицией распевов, место которой занимает свободное сочинительство. Музыка также часто отрывается от текста, становится самодовлеющей. Так, Н. Дилецкий советует ученикам «запасать впрок» пришедшие в голову музыкальные «фантазии», с тем чтобы позднее использовать их в концертах правило «атексталис» : «Иногда можеши, фантазию себе обретше, без тексту туюжде написати и сохранити концертов ради, яже ещё не в сем, то в ином тексте положится»7. Такой метод сочинительства был немыслим в древнерусском богослужебном творчестве, для которого характерна теснейшая связь слова и мелодии. Другой характерной чертой авторских партесных композиций эпохи барокко является следование так называемой теории аффектов8. Дилецкий так понимал цель музыки: «Мусикия — иже сердца человеческие возбуждает или до увеселения, или до жалости»9.
Знаменный распев и Партесное пение
ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от позднелатинского partes – голоса, мн. ч. от лат. pars – часть, участие, также хоровая партия), стиль многоголосного пения, а также общее наименование разл. видов и жанров рус. и укр. многоголосной хоровой музыки 2-й пол. Это делает партесное пение уникальной формой исполнительского искусства, которая отличается от соло исполнения или хорового пения. Значение партесное пение, что означает «партесное пение» в словарях: Словарь музыкальных терминов, Энциклопедический словарь, Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.