Новости баядерка сюжет балета

она должна украсить своими танцами процессию. Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада Гёте «Бог и баядерка» (нем. 27, 28 и 29 февраля Большой театр приглашает на балет «Баядерка» в постановке Юрия Григоровича с участием ведущих артистов балетной труппы.

«Баядерка». Челябинский театровед Клара Антонова о премьере балета (Часть1)

Балет «Баядерка» − одна из самых знаменитых классических постановок − последний балет-феерия. В основе постановки − романтическая восточная легенда о несчастной любви храмовой танцовщицы (баядерки) Никии и храброго воина Солора. В основе сюжета — всепоглощающая любовь баядерки Никии, верность и измена, искренность и коварство. 28 января в 21:50 на канале "Россия – Культура" в рубрике "Шедевры мирового музыкального театра" – премьера телеверсии балета "Баядерка" в редакции Начо Дуато.

Критик Александр Максов рассказал о мистике в «Баядерке»

В статье рассматривается сценическая история балета Мариуса Петипа «Баядерка», подчеркивается значение сохранения этого балетного шедевра в Мариинском театре на протяжении всего ХХ века. «Баядерка», таким образом, балет трех эпох, балет архаических форм, архитектонических прозрений. По своему сюжету балет — это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. «Баяде́рка» — балет в трёх действиях и пяти картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса. Почти 130 лет прошло со дня первой постановки балета «Баядерка», но он по-прежнему принадлежит к числу любимых спектаклей у постановщиков и исполнителей. она должна украсить своими танцами процессию.

Балет "Баядерка": содержание, авторы, отзывы

Балетмейстер Петербургских императорских театров Мариус Петипа и драматург Сергей Худеков создали красивую историю о несчастной любви, ставшую одной из самых известных в русском балете. Придворный композитор Людвиг Минкус озвучил ее чарующей музыкой, которая своей эмоциональностью, подчеркнутой театральностью способствовала созданию зрелищного спектакля. Неслучайно в качестве места действия создатели выбрали Индию, далекую и экзотическую страну, популярную в романтических произведениях.

В следующей картине начинается праздник. Раджа Дугманта действует по своему плану - приказав Никии танцевать, по окончании танца он посылает ей цветочную корзину со змеей. Великий брамин предлагает ужаленной и умирающей девушке противоядие, но та предпочитает смерть.

Третий акт В заключительном действии либретто балета "Баядерка" повествует, что Солор поглощен грустными мыслями об ушедшей Никии. Он засыпает, и ему снится царство теней, где обитает теперь душа прекрасной баядерки. Приход слуг будит его - они пришли, чтобы подготовить Солора к свадьбе. Тот вынужден идти с ними во дворец. Ему кажется, что его преследует тень Никии, которая обвиняет его в измене.

Во дворце Гамзатти хочет развлечь юношу, но тот весь во власти мрачных видений. Наконец начинается свадьба. Великий брамин соединяет руки будущих супругов. И в тот же момент стены дворца содрогаются от подземного толчка. От начавшегося землетрясения здание рушится - так совершается месть богов Солору за то, что он нарушил клятву.

Под развалинами дворца погибают и все присутствовавшие на свадьбе. В апофеозе, уже в царстве теней, на небесах, души Никии и Солора соединяются. Таково краткое содержание балета "Баядерка". О балете Анализ постановок и отзывы о балете "Баядерка" Минкуса, ставшем шедевром русского театрального искусства и вершиной творчества самого композитора, оставили многие искусствоведы и хореографы. Вот, например, что писала о нем советский музыковед Л.

Михеева: В музыке Минкуса, упругой и пластичной, сохранились все присущие композитору черты. В ней нет ни ярких индивидуальных характеристик, ни действенной драматургии: она передает лишь общее настроение, но мелодична, удобна для танцев и пантомимы, а главное — послушно следует за тщательно выверенной хореографической драматургией Петипа. Балет и в наши дни не теряет своего очарования. Современный зритель также отзывается с восторгом и почтением о высоком творении выдающихся авторов.

Пришедшей Гамзатти он объявляет о своем решении выдать ее замуж за Солора.

Входит Солор. Раджа говорит ему о предстоящей свадьбе. Но хотя красота Гамзатти поражает Солора, он не в силах забыть баядерку. И потому пытается отклонить честь стать супругом Гамзатти. Не дослушав Солора, раджа гневно объявляет, что свадебная церемония состоится совсем скоро.

Объяснение с Солором прерывает приход Великого брамина, принесшего важное известие. Раджа приказывает всем покинуть зал. Великий брамин рассказывает о любовном свидании Солора и Никии. Раджа решает погубить баядерку. Завтра во время празднества Никия получит корзину цветов, в которых будет спрятана ядовитая змея.

Таков его план. Гамзатти, притаившаяся за колонной, после ухода Брамина велит позвать баядерку. Смиренно, с низким поклоном приближается Никия к дочери раджи. Та воздает должное красоте баядерки и приглашает танцевать на предстоящей завтра свадьбе. Польщенная девушка соглашается.

Тогда Гамзатти подводит соперницу к портрету Солора и говорит, что это ее жених.

В 1877 году плод совместной работы Мариуса Ивановича и Людвига Федоровича был представлен на суд избалованной петербургской публики. Публика была в восторге: красивая музыка и сложная хореография, роскошные костюмы и удивительные декорации, захватывающий сюжет, яркие характеры и немного волшебства. После премьеры спектакль выдержал много постановок, как в России, так и за рубежом, и стал одним из наиболее популярных балетов.

Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви

В советское время тема внутренней независимости человека, противостоящего обстоятельствам и посягательству на его исконные права любить и быть счастливым, приобрела в исполнении замечательных балерин М. Семеновой, Н. Дудинской героический характер. В 1941 году на сцене Театра имени С. Кирова была осуществлена новая редакция балета.

Пономарев и В. Чабукиани задались целью приблизить спектакль к требованиям времени, избавив его от явных архаизмов и длиннот. Лучшее из хореографии Петипа было тщательно воссоздано Пономаревым, часть танцев была заново сочинена Чабукиани. Танец Золотого божка 3-я картина сочинил для себя Н.

Чабукиани завершали спектакль «Тенями», отказавшись от финального четвертого акта. В нем на свадьбе Солора с Гамзатти, соединению которых мешала тень Никии, осуществлялось возмездие богов за то, что Солор нарушил данную баядерке клятву в верной любви. Дворец разрушался, погребая под обломками участников свадебного празднества. Утрата четвертого акта с трио Солора, Гамзатти и Никии-тени вызывала немало возражений.

Тем не менее, произведенные изменения имели свою логику, а предложенная версия, как показало время, подтвердила свою жизнеспособность. Спектакль, отпраздновавший свой более чем вековой юбилей, и сегодня притягивает, впечатляет, искренне волнует. Недаром по сей день «Баядерка» принадлежит к числу самых любимых спектаклей — любимых и зрителями, и самими исполнителями. Перед тем как углубиться в лес, Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать ее у храма.

Из храма торжественно выходят Великий брамин и жрецы. Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки — исполняют священные танцы. Среди них украшающая празднество прекрасная Никия.

Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, Великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к ее ногам все богатства Индии. Никия отвергает эти домогательства. Она никогда не полюбит его. Вместе с другими баядерками Никия дает факирам воду из священного источника.

Магедавея сообщает Никии, что Солор придет к ней. Никия счастлива. Наступает ночь. Тайное свидание.

Солор клянется Никии в вечной любви. Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Раджа Дугманта — глава княжества — сообщает своей дочери Гамзатти, что она увидит своего избранника. Раджа посылает за женихом.

Это — храбрый воин Солор.

Но ценность балета «Баядерка» и высокая мера его художественности, не оспоренная последующим сотворчеством Петипа с Чайковским и Глазуновым, определяется уровнем хореографии и рожденными ею поэтическими откровениями. Таким образом, этот балет Петипа готовил вершинные достижения балетного театра ХIХ века — такие как «Спящая красавица», — в которых масштабность композиторского замысла, воплощенного симфоническими средствами, получила возможность осуществиться в близких формах «симфонического» же танца. Интересно сопоставить сценические судьбы двух спектаклей: счастливую — у «Баядерки» — и трудную —— у «Лебединого озера». Значимость постановки «Баядерки» как события художественного выявляется тогда особенно наглядно. К моменту постановки «Баядерки» Чайковский уже написал свой первый балет — «Лебединое озеро» 1876. Однако балетный театр не сразу осознал принципиальную новизну партитуры и не сразу нашел пути сценической реализации этой музыки.

Первая постановка «Лебединого озера», осуществленная В. Рейзингером на сцене московского Большого театра 1877 , удачей не стала. Провал балета, ставшего впоследствии одним из самых любимых и репертуарных, объяснялся в первую очередь тем, что поэтическое существо музыки не было понято и, само собою разумеется, не могло быть воплощено в танце. Между тем балетный театр уже располагал такими возможностями создавать обобщенно-образную поэтическую систему средствами танца — «Баядерка» была тому подтверждением. И хотя премьеру «Лебединого озера» Рейзингера 20 февраля 1877 года отделял от премьеры «Баядерки» 23 января того же года срок небольшой — эти спектакли разделяла пропасть в художественном отношении. Как это ни парадоксально, хореография Петипа в «Баядерке» выявила те возможности психологически насыщенного, структурно организованного танца, которые спустя 17 лет помогут Л. Иванову найти свой поэтический образ «грустящих лебедей».

И действительно, сцена «Теней» в «»Баядерке» и «Лебединая картина» до сих пор остаются непревзойденными шедеврами по тонкости психологического проникновения в образ и богатству открываемого внутреннего мира. В известном смысле «Баядерку» Петипа можно считать предтечей хореографических откровений Л. Иванова в «Лебедином озере». По уровню поэтического обобщения сцена «Теней», пожалуй, не знает себе равных в истории мирового балетного театра. Отсутствие внешних событий и буквальных действенных мотивировок, сосредоточенность на раскрытии сложного духовного мира человека средствами музыкально-хореографической образности позволяет считать именно эту хореографическую композицию — в большей даже мере, чем второй акт «Жизели» — прообразом будущего «симфонического» балета — открытия ХХ века, столь талантливо реализованного Дж. Опыт романтического балета воплотился в «Баядерке» в новом эстетическом качестве. Сам прием «сна», используемый в романтическом балете для введения моментов фантастических, — в «Тенях» приобрел статус психологической реальности, а основная тема раскрывалась в сплетении контрастных, дополняющих одна другую, танцевальных характеристик.

Совершенство композиционного построения «Теней», богатство и разнообразие танцевальных образов сочетались с остродраматической мыслью о несовпадении желаемого и реальности. При всей наивности сюжета в «Баядерке» в полный голос прозвучала тема, существенная для литературы и искусства второй половины ХIХ века — тема борьбы за внутреннюю свободу и счастье, борьбы против насилия и несправедливости. Балет «Баядерка» интересен также тем, что дает представление об определенном типе спектаклей второй половины ХIХ века, об определенном типе зрелищности. Здесь чрезвычайно существенна «обстановочность», живописность как декорационная, так и воплощенная танцевальными и театральными средствами. Торжественные выходы жрецов, красочные шествия участников празднества, эффектный дивертисмент со знаменитым «индусским танцем» — всё это создает особую атмосферу действия и, как будто оттягивая драматургически важные моменты, на самом деле контрастно оттеняет и выгодно подает другие эпизоды, где главное — сосредоточенность на внутреннем мире героев, разработка психологических характеристик и нюансов. Балет «Баядерка» требует очень высокой исполнительской культуры — не только танцевальной, но и актерской. На протяжении своей долгой сценической жизни спектакль обогащался актерскими находками, впитывал опыт следующих поколений танцовщиц и танцовщиков.

Постепенно складывалась исполнительская традиция, но каждый новый талантливый актер обычно искал и близкий себе поворот темы, и современное звучание ее. Петипа сочинил балет для бенефиса известной русской балерины Е. Вазем, ориентируясь на виртуозность и отточенность ее безупречно академического танца. Актерские же возможности исполнительницы были ограниченны. В дальнейшем в трактовку центральной партии было внесено много нового — и, прежде всего, в актерском отношении. Усложнился в соответствии с общим ростом танцевальной техники, изменением представления о виртуозности и хореографический текст роли. В партии Никии крупнейшие русские балерины А.

Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки исполняют священные танцы, среди них и прекрасная Никия. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к её ногам все богатства Индии. Никия отвергает домогательства верховного жреца.

Вместе с другими баядерками Никия дает факирам воду из священного пруда. Магедавея незаметно сообщает Никии, что Солор придет к ней. Баядерка счастлива. Когда наступает ночь, Никия выходит на зов любимого.

Их тайное свидание охраняет факир. Но великому брамину удаётся подслушать разговор влюблённых. Солор умоляет Никию о любви, но баядерка не может выбрать между служением религии и чувствами. Солор должен поклясться над священным огнем, что будет верен ей.

Солор клянется. Великий брамин негодует и просит богов о каре. Это храбрый воин Солор. Наступает время совершить обряд посвящения Гамзатти в невесты.

Для этого во дворец приглашают Никию. Раджа посылает за женихом. Воин поражен красотой дочери раджи. Но воспоминание о баядерке Никии и клятве, данной ей, приводит его в замешательство.

Раджа объявляет Гамзатти и Солора женихом и невестой. Является великий брамин. Он хочет поведать радже некую тайну. Дугманта отсылает всех.

Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом. Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан на Солора, но не меняет решения выдать дочь за молодого воина. Баядерка, которой он дал клятву, должна умереть.

Вскоре появляется великий брамин, принесший важное известие. Раджа приказывает всем покинуть зал. Чувствуя, что приход великого жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом. Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть.

Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника, не ожидал такой развязки. Он напоминает Дугманте, что гибель баядерки навлечет гнев бога Вишну, и настаивает на убийстве Солора. Но раджа непреклонен. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает ее танцевать в день торжества.

Когда Никия соглашается, Гамзатти подводит соперницу к портрету жениха, и баядерка узнает в нем своего возлюбленного. Никия протестует: Солор любит только ее, он поклялся ей в верности. Гамзатти требует, молит, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка говорит, что предпочтет смерть разлуке с любимым. В Ярости Никия обнажает кинжал и бросается на Гамзатти.

Подоспевшая невольница едва удерживает ее.

«Баядерка». Челябинский театровед Клара Антонова о премьере балета (Часть1)

Он насыщал свои балеты многочисленными и разнообразными танцами, добиваясь их предельной выразительности и простоты, широко используя огромные возможности петербургской балетной труппы, обладавшей в то время первоклассными солистками и прекрасным кордебалетом. Большинство этих танцев носило исключительно дивертисментный характер, но они всё же развивали балетмейстерское мастерство постановщика. Петербургская балетная труппа в эти годы после долгого перерыва пополнилась отличными артистами, которые вполне могли соперничать с зарубежными знаменитостями. В 1867 году окончила Петербургскую балетную школу Екатерина Оттовна Вазем 1848-1937 С-32 , уже через год с успехом дебютировавшая в балете «Конёк-Горбунок», а с 1874 года занявшая первое положение в театре. Вазем была очень сильной классической танцовщицей. Высоко развитая техника, отличные внешние данные принесли ей популярность, несмотря на недостаток выразительности и актёрского дарования. После ухода со службы в театре Вазем до конца своих дней чрезвычайно удачно занималась педагогической деятельностью сначала в балетной школе, а затем частным образом. С-33 В 1869 году окончила школу танцовщицей первого разряда Евгения Павловна Соколова 1850-1925. Она дебютировала в «Эсмеральде» и сразу завоевала расположение зрителей. Сценическое обаяние, соединённое с природной грацией и большим актёрским дарованием, позволили ей по праву занять ведущее место в труппе. Несмотря на то, что Соколова не отличалась выносливостью, в тот период она была самой яркой танцовщицей петербургской балетной труппы.

Впоследствии Соколова очень плодотворно занималась педагогической и репетиторской деятельностью в театре. В это время начинает свой сценический путь замечательный русский танцовщик Павел Андреевич Гердт 1844 — 1917 С-34. Он окончил Петербургскую балетную школу в 1864 году, но на два года был оставлен в ней для дальнейшего совершенствования и зачислен в труппу на первое положение только в 1866 году. В том же сезоне он дебютировал в балете «Тщетная предосторожность», блестяще исполнить роль Колена. Гердта по справедливости можно назвать крупнейшим русским классическим танцовщиком XIX века. Помимо исключительного владения классическим танцем, он обладал врожденным чувством стиля эпохи и редкой непринужденностью исполнения. При этом танец у Гердта не превалировал над образом и пантомимой. В течение пятидесяти трех лет Гердт достойно занимал первое положение в петербургской балетной труппе и уже в возрасте шестидесяти с лишним лет исполнял роли молодых мужчин. Занятия живописью значительно полагали артисту в создании выразительного грима. Гердт неоднократно выступал как поставщик и регулярно занимался преподаванием мимики и танцев в балетной школе.

Ведя курс пантомимы, он, как правило, использовал показ, что, по свидетельству его учеников, невольно заставляло их больше восторгаться мастерством учителя, чем практически совершенствоваться в преподаваемом предмете. В классе поддержки Гердт, помимо прохождения обычных упражнений, часто заставлял учащихся исполнить дуэтные танцы различных периодов развития балета, которые он сам когда-то танцевал или видел. Этот педагогический прием давал очень хорошие результаты и вырабатывал в учениках чувство стиля убежденный противник «затехниченного» танца и хореографической акробатики, Гердт как танцовщик и партнер полностью соответствовал простому и строгому рисунку танцев Петипа и был постоянным первым исполнителем в наиболее совершенных произведениях балетмейстера. С-35 Закончивший училище в 1875 году и определенный на первое положение Платон Константинович Карсавин 1854 - 1922 не сумел сделать карьеры как танцовщик. Зато он занял видное место среди русских хореографических педагогов. С 1882 года, в течение более чем десяти лет преподавая в младших классах Петербургской балетной школы, Карсавин заложил твердые основы русского национального искусства у многих выдающихся балетных деятелей XX века. Тем временем в Москве после отъезда Петипа в 1870 году появился новый балетмейстер-австриец Венцель или, как он сам именовал себя: Вячеслав Рейзингер 1827 - 1892. До своего приезда в Россию он работал в Вене, Праге и Лейпциге. Первая его постановка в Москве — балет «Волшебный башмачок, или Сандрильона» - была удачной. Но, не смотря на это, дирекция не заключила с ним контракт.

В 1873 году Рейзингер снова появился в Москве и на разовых условиях стал ставить балет «Кащей» на тему русской сказки. После постановки «Кащея» с Рейзингером в конце 1874 года был заключён контракт. Обосновавшись в Москве, новый балетмейстер в 1875 году создал два балета: «Стелла» и «Ариадна». В них Рейзингер хотел показать зрителю свои новые методы постановки танцев. Взяв за основу изобразительное искусство античности, Рейзингер стремился применить его в балете и ещё в 1873 году, предполагая поставить в Москве свой одноактный балет «Нарцисс и Эхо», говорил, что «написал балет только в одном акте, опасаясь, по условиям, относящимся до костюмов и танцев древнего времени, в нескольких актах утомить публику». Как «Стелла», так и «Ариадна» вызвали кратковременное любопытство зрителя, причём последний спектакль поражал ещё роскошью своей постановки. Он обошёлся дирекции в баснословную по тому времени сумму — 40 тысяч рублей постановка балета «Торжество Вакха» стоила театру всего 800 рублей. Однако эти балеты не стали серьёзным событием. Московская балетная труппа и передовая художественная интеллигенция продолжали поиски новых средств выразительности в танцевальном искусстве, которые и привели к созданию «Лебединого озера», начинающего новый этап в развитии русского и мирового балета. Балет в провинции как самостоятельный вид театрального искусства в этот период прекратил своё существование.

Развивавшиеся коммерческие отношения задушили коммерческий балетный театр. Гонясь за повышением прибылей, провинциальные антрепренёры отказывались от таких ненадежных и малодоходных дел, как балет. Дольше других продержались полукоммерческие балетные труппы в Казани и Тифлисе. Но интерес к сценическому танцу в провинции не прекратился. Это подтверждается как участившимися гастролями столичных артистов балета в губернских центрах, так и сохранением танцевальных номеров в операх, опереттах, водевилях и дивертисментах, шедших в провинции. Значительным изменениям в период 60-70-х годов подвергся балетный спектакль. Содержание в нём отошло на второй план; параллельно стремительно развивалась техника танца. К концу 70-х годов балетный спектакль превратился в сплошной танцевальный дивертисмент, в котором отдельные исполнители демонстрировали своё техническое искусство. В этом отношении иностранные балетмейстеры и иноземные исполнители-гастролёры стояли на первом месте. Подобное явление в балете в корне противоречило основным путям развития русского балетного театра и требованиям прогрессивного зрителя к балетному искусству.

Говоря об артистах в первом акте «Золотой рыбки», Салтыков-Щедрин иронически констатировал, что «они пляшут потому, что налаживают сети, они пляшут потому, что они поселяне и в этом качестве должны плясать». Другой критик прогрессивного направления — Баженов — писал: «Преимущество… старых балетов перед нынешними, новыми заключается главнейшим образом в том, что, не имея назначения служить сборником, хрестоматией разнокалиберных танцев, они удерживают за собою характер пьес и, стало быть, могут действовать не на одни только глаза». Упадок балетной драматургии вызвал постепенный отход серьёзной критики от балета и появление рецензий, обходивших молчанием содержание спектакля и касавшихся только исполнения танцев. С каждым годом усложнявшаяся техника танца требовала сосредоточения всего внимания исполнителя именно на этой стороне его искусства. Виртуозные движения, зачастую носившие акробатический характер, губили танец, ограничивая возможности создания образов.

Первый акт А теперь вернемся к истории, рассказанной нам посредством балетной постановки. В священном лесу кшатрия знатный воин по имени Солор охотится с друзьям на тигра. Желая поговорить с факиром Магедавеем о прекрасной баядерке Никии, живущей при местной пагоде, он отстает от остальных охотников.

В храме, который виден на задней части сцены, тем временем идут приготовления к празднованию Огня. Никия танцует священный танец. Великий брамин претендует на сердце баядерки, но та влюблена в Солора и отвечает ему отказом. С наступлением ночи юноша подходит к храму и ждет Никию. Во время свидания он клянется над священным огнем вечно любить девушку и умоляет ее бежать с ним. Нарушает уединение влюбленных Великий брамин. Разгневанный и отвергнутый, он замышляет отомстить Солору и Никии. Солор уходит вслед за охотниками, несущими убитого тигра.

Второй акт Следующее действие переносит нас во дворец раджи Дугманты. Он объявляет своей дочери Гамзатти, что собирается выдать ее замуж за Солора. Тот пытается противиться навязанному союзу, но тщетно - день свадьбы уже назначен. Появившийся Великий брамин тайно сообщает радже о возникшей любви между Солором и баядеркой. Он настаивает на мести - надо убить воина, поскольку Никию убить нельзя - она принадлежит богу Вишну, ее смерть может навлечь его гнев. И все же, взбешенный Дугманта решает послать танцовщице корзину цветов. Между стеблями будет скрываться ядовитая змея, ее-то укус и убьет девушку. Подслушавшая этот разговор дочь раджи просит Никию станцевать на завтрашней свадьбе.

Показав ей портрет своего суженого и вызвав потрясение Никии, Гамзатти просит также ее покинуть страну, пообещав награду за эту услугу. Но девушка не в силах оказаться от любимого.

После праздника встречаются Солор и Никия, юноша клянется в своих искренних и пылких чувствах, Великий Брамин тайком подслушивает их уединенный разговор, грозится расправой и призывает богов карать. Дугмант делает объявление, что отдаст свою прекрасную дочь Гамзатти за Солора, и посылает привести его во дворец. Появляется Солор, его покоряет красота Гамзатти, но он вспоминает о своей клятве и приходит в замешательство. Для исполнения обряда посвящения Гамзатти в невесты Никию приглашают во дворец. Тут же появляется Великий Брамин, который докладывает радже о любви Никиии будущего жениха. Раджа разозлен, но также хочет выдать замуж свою дочь за Солора и приказывает убить Никию. В разговоре девушки ссорятся и Никия замахивается ножом на Гамзатти. Назначена помолвка молодых, где Никия должна развлекать приглашенных танцем.

Никия польщена такой честью, но тут Гамзатти, как бы случайно, показывает ей портрет своего жениха. Никия в отчаянии, она протестует. Солор любит только её и только ей будет принадлежать.

Гамзатти молит Никию отказаться от Солора, но баядерка скорее готова умереть, чем расстаться с любимым. Гамзатти предлагает Никии драгоценности, только бы она уступила ей Солора. В гневе Никия заносит над соперницей кинжал — подоспевшая невольница едва удерживает её.

Дочь раджи клянётся: «Баядерка умрёт! Помолвка Гамзатти и Солора. Никия, обязанная по обряду танцевать на этом празднике, не может скрыть своего горя.

Но вот ей вручают корзину цветов — и надежда, любовь, радость переполняют её: конечно, это подарок Солора! Внезапно из цветов выползает змея и смертельно жалит баядерку. Это — месть Гамзатти.

Великий брамин обещает противоядие, если Никия забудет Солора, однако она верна своей любви.

«Баядера» – первая премьера сезона

Наступает время совершить обряд посвящения Гамзатти в невесты. Для этого во дворец приглашают Никию. Раджа посылает за женихом. Воин поражен красотой дочери раджи. Но воспоминание о баядерке Никии и клятве, данной ей, приводит его в замешательство. Раджа объявляет Гамзатти и Солора женихом и невестой. Является великий брамин. Он хочет поведать радже некую тайну. Дугманта отсылает всех.

Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом. Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан на Солора, но не меняет решения выдать дочь за молодого воина. Баядерка, которой он дал клятву, должна умереть. Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника Солора, не ожидал такой развязки. Он грозит радже карой богов за смерть баядерки. Но раджа неумолим. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию.

Да, Никия прекрасна и может быть опасной соперницей. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает её танцевать в день торжества. Гамзатти намеренно показывает баядерке своего жениха — Солора. Никия протестует. Солор любит только её, он поклялся ей в вечной верности. Гордая дочь раджи требует, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с ним. Гамзатти предлагает ей драгоценности.

Баядерка с пренебрежением бросает их. Ни за какие сокровища она не расстанется с любимым. В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал.

Забыв о сане и обете безбрачия, он признается ей в любви и обещает все богатства.

Но Никия отвергает его. Магедавея сообщает Никии, что Солор ждет встречи с ней. Тайное свидание Никии и Солора охраняет факир. Солор клянется Никии в вечной любви и предлагает ей бежать в далекие края, где их никто не знает.

Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Он в ярости и решает отомстить своему сопернику. Картина 2 Дворец раджи. Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой знатного воина Солора.

Входит Солор. Раджа показывает ему свою красавицу дочь, объявляет их женихом и невестой. Воин поражен красотой Гамзатти. Но воспоминание о баядерке Никии и данной ей клятве приводит его в замешательство.

Для совершения обряда посвящения Гамзатти в невесты во дворец приглашают Никию. Вскоре появляется великий брамин, принесший важное известие. Раджа приказывает всем покинуть зал.

Но быть молодым влюбленным вместе не позволяют обстоятельства. Однажды Солор и Никия встречаются в лесу, они признаются друг другу в чувствах, что так давно пылали в них, и дают священную клятву у храма любить друг друга вечно.

Но на Никию уже положил глаз Великий брамин, он настолько поражен красотой девушки и ее пленительными танцами, что после выступления баядерок на празднике огня делает предложение девушки стать его женой. Никия, влюбленная в молодого охотника, отвергает предложение, чем навлекает на себя гнев брамина. Тем временем и на Солора у судьбы совсем иные планы. Раджа Дугманта желает, чтобы его дочь Гамзатти стала женой охотника, о чем раджа и сообщает Солору. Молодой человек пытается всячески уйти от этого поступка, но не может твердо настоять на своем решении.

После разговора Дугманта и Солора к радже приходит брамин и рассказывает, что видел тайное свидание баядерки Никии и богатого кшатрия Солора. Это известие приводит в ярость отца Гамзатти, он желает совершить убийство непокорной. Брамин напоминает, что жизнь девушки не принадлежит земному миру, мстить за ее смерть станет сам бог Вишну, а потому убить надо Солора.

Гамзатти клянется, что ее соперница умрет. Картина 3 Площадь перед дворцом раджи. Начинается празднество в честь помолвки Солора и Гамзатти. Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби и горя. Взор ее устремлен к любимому. Во время ритуального танца Никии по приказу раджи вручают корзинку с цветами.

Никия берет корзинку и продолжает танец. Внезапно из цветов выползает змея и смертельно жалит баядерку. Великий брамин, у которого есть противоядие, предлагает Никии спасение в обмен на ее любовь. Но баядерка предпочитает смерть… Действие 2 Картина 4 Солор безутешен. Его мучит раскаяние. Факир Магедавея и воин Толорагва тщетно пытаются отвлечь его от тяжелых раздумий. Страдающий Солор курит опиум и в наркотическом тумане видит царство теней, «царицей» которого является Никия. Очнувшись, Солор молит богов о прощении. Но поздно.

Краткое содержание Балета Баядерка

Сюжет балета «Баядерка» состоит из трех трагических историй. Почти 130 лет прошло со дня первой постановки балета «Баядерка», но он по-прежнему принадлежит к числу любимых спектаклей у постановщиков и исполнителей. "Баядерка" была впервые представлена Императорским балетом в Императорском Большом Каменном театре в Санкт-Петербурге 4 февраля 1877 года. «Баядерка» – один из самых популярных балетов классического наследия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий