Новости псковитянка опера

Сцена из оперы “Псковитянка” (постановка Мариинского театра). К 180-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова в Мариинском и Большом театрах прозвучит опера.

"Псковитянка": на родную сцену - сохраняя традиции

ПСКОВИТЯНКА В бенефис певицы Ю. Ф. Платоновой в Мариинском театре впервые исполнена опера Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка».
Мариинский театр - Официальный сайт Такими масштабными силами поставили знаменитую оперу «Псковитянка» в том самом месте, где пять веков назад происходили события, которые и легли в основу произведения.

«Псковитянка» Римского-Корсакова

Опера "Псковитянка" 10.11.2022, авторские права принадлежат Мариинскому театру. пролог (премьера) Псковитянка Дирижер - Валерий Гергиев День спектакля выдался особенным и торжественным. В одной из витрин лежит том сочинений Льва Мея, открытый на словах из оперы «Псковитянка» «Войти иль нет?». На фотографии: Лариса Шевченко — Ольга (опера «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Опера в концертном исполнении. Николай Римский-Корсаков. Псковитянка. Опера в концертном исполнении. 12+. Либретто композитора на сюжет одноименной драмы Льва Мея. Постановка оперы го-Корсакова «Псковитянка» в псковском Кремле состоялась по инициативе губернатора Андрея Турчака, поддержанной Российским государственным.

Популярные события

  • Псковитянка. Опера в концертном исполнении
  • Оперу "Псковитянка" поставили в Пскове
  • 1873 - Псковитянка
  • Опера про единую Россию. Без кавычек
  • «Псковитянка» Римского-Корсакова – Радио Орфей (Москва 99,2 FM)
  • Компенсация за «Летучую мышь»

Большой театр представляет премьеру "Псковитянки" в концертном исполнении

Говорили о культурной программе. Содействие в проведении некоторых мероприятий окажет Министерство культуры. Так пройдет хоровой праздник, в котором примут участие более пятисот детей из разных регионов России, а также тысяча ребят из Президентского сводного хора. Закроет праздник опера «Псковитянка» в исполнении артистов Мариинского театра.

Постановка просто веет "русской патриархальностью и эпохальностью". Общее впечатление усиливается вниманием к деталям. Дождь, "идущий" в лесу, где разворачивается третье действие оперы, настолько "настоящий", что заставляет зрителей вглядываться в сцену в поисках луж. Нынешний исполнитель роли Ивана Грозного, Алексей Тановицкий, обозначает свое появление на сцене не столь эффектно как Шаляпин, но, как и тот, не отдает никому права доминирования на сцене. За выразительную игру и яркий вокал Тановицкий сорвал заслуженные овации зрителей. В первой части оперы настороженность и недоверие сквозит в каждом жесте и взгляде Грозного.

Тем разительнее перемена, появляющаяся в поведении Царя с новообретенной во Пскове дочерью. Для Пскова княжна стала "Мадонной", спасшей вольный город от судьбы Великого Новгорода, который Грозный "поставил на колени". Отцовская любовь к Ольге встала непреодолимой преградой на пути покорения Пскова. Царь собирается взять дочь с собой в Москву и "отдать за того, кого она сама выберет", однако, спасая своего возлюбленного Тучу, Ольга трагически погибает в финале оперы. Этот эпизод раскрывает Грозного-отца, безутешного перед простым человеческим горем.

В Мариинском театре к праздничной дате и в преддверии Дня города пройдет серия показов спектакля в постановке Юрия Смекалова — 28 , 29 апреля в 12:00 и 19:00 и 1 мая в 14:00 и 19:30. Для зрителей перед спектаклем в день первого показа будет организована творческая встреча, в которой примут участие наследники композитора Олег и Ирина Глиэр, и.

Показ самой знаменитой оперы композитора состоится 24 апреля на новой сцене.

Сегодня отмечается День российской печати. Вымышленный сюжет о трагической любви княгини Ольги развивался на фоне реального исторического события. В 1570 году Иван Грозный приезжал во Псков с намерением строго покарать строптивых жителей, но местный юродивый предрек царю беды и наказание псковитян было не слишком суровым.

В качестве драматурга выступил Лев Мей, сочинение драмы в общей сложности отняло у него 9 лет жизни. К примеру, тексты двух женских хоров написал Модест Мусоргский. Обсуждая сочинение в кругу «кучкистов» Милий Балакирев высказывал убеждённость в том, что лучше оперы Римский-Корсаков уже не напишет.

"Псковитянка", oпера в трех действиях (постановка 1952 года). Мариинский театр. 06.10.2017

Юрий Токмаков убеждает псковичей подчиниться власти московского царя, чтобы избежать кровавых расправ, которым подверглись жители Великого Новгорода. Но буйная вольница во главе с Тучей покидает город. Последующая встреча Ольги с царем и внезапная ее смерть в финале она воспринимается именно как жертвенная даруют городу Пскову царскую милость и спасение от разгрома. Лично знакомый с писателем М. Балакирев первым приметил в «Псковитянке» удачный сюжет для оперы и рекомендовал ее молодому Римскому-Корсакову, бывшему на тот момент автором нескольких симфонических произведений. Опера рождалась 1868-1872 г. В процесс создания оказались вовлечены практически все его участники — выстраивать и писать либретто Римскому-Корсакову активно помогают В. Стасов, М. Мусоргский автор текстов двух хоров для «Псковитянки» и историк В. Сам Мусоргский писал в то время «Бориса Годунова», буквально «в одних стенах» и за одним роялем с Римским-Корсаковым. Недаром «Псковитянку» называют самым «мусоргским» его сочинением.

Наше житье с Модестом было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению...

В новой интерпретации спектакль получил название «Иван Грозный», музыкальным руководителем постановки стал известный петербургский режиссёр Михаил Татарников, сообщает «Российская газета». Михаил Татарников рассказал о том, что спектакль ставился в рамках запланированного на британском фестивале цикла опер Римского-Корсакова. Дирижёр назвал «Псковитянку» «русской-русской оперой».

В главных партиях — В. Почапский Грозный , М. Гаврилова Ольга , Л. Зимненко Токмаков , П. Кудрявченко Туча. Свою первую оперу композитор посвятил единомышленникам из « Могучей кучки » «дорогому кружку». У «Псковитянки» немало пересечений с « Борисом Годуновым » М. Это можно объяснить тем, что в период интенсивной работы над обеими операми композиторы не только близко общались, но и жили вместе. Не только создание и переработка музыки оперы заняла несколько десятилетий — либретто «Псковитянки» также писалось Л. Меем в течение 9 лет. Сюжет оперы вымышленный, но в его основе историческое событие — приезд Ивана Грозного в Псков в 1570 году после Новгородского погрома, во время которого было убито до трети населения Новгорода. В Пскове царские репрессии не имели столь массового характера, в том числе, из-за местного юродивого, который предрек многие беды, если Грозный посягнет на жизни псковичей. Единственный отечественный фильм, в котором снялся Ф. Певец был и сооснователем «Товарищества Шарез», снявшего этот фильм. Шаляпин остался неудовлетворен своим первым съемочным опытом, так как команда «Мотор! Однако картина навсегда осталась в истории кинематографа еще и потому, что свою первую роль в ней сыграл М.

Зрителям напомнили о страницах истории оркестра. Добавим, что в программе праздничного концерта — лучшие произведения мировой классики.

В Мариинском театре прошла премьера оперы «Псковитянка»

"Боярыня Вера Шелога"(премьера). "Псковитянка". Мариинский. 18.03.2019 Гастроли начала "Псковитянка" – первая и самая многострадальная опера Римского-Корсакова, над которой он работал 35 лет.
Псковский Кремль стал естественной декорацией для оперы «Псковитянка» Одноактная опера «Боярыня Вера Шелога» написанная композитором в 1898 году, одновременно может являться и прологом к опере «Псковитянка».
Опера Римского-Корсакова «Псковитянка» (The Maid of Pskov) | Псковитянка не то произведение, которое надо исполнять в оперном зале в концертном варианте.
Еще раз о «Псковитянке» В Мариинском и Большом театрах к 180-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова прозвучит опера «Псковитянка». На сцене Мариинского театра спектакль пройдет 18 февраля.

"Боярыня Вера Шелога"(премьера). "Псковитянка". Мариинский. 18.03.2019

Псковитянка не то произведение, которое надо исполнять в оперном зале в концертном варианте. Премьера оперы "Псковитянка" и пролога к ней "Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова состоялась на музыкальном фестивале Grange Park Opera в графстве Суррей, что в часе езды. в Псковском кремле показали оперу Римского-Корсакова "Псковитянка" - грандиозную постановку с участием 700 артистов. По ее словам, «Псковитянка» просто просится для постановки в Псковском Кремле. Сцена из оперы “Псковитянка” (постановка Мариинского театра). К 180-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова в Мариинском и Большом театрах прозвучит опера.

"Боярыня Вера Шелога"(премьера). "Псковитянка". Мариинский. 18.03.2019

Премьера оперы "Псковитянка" и пролога к ней "Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова состоялась на музыкальном фестивале Grange Park Opera в графстве Суррей, что в часе езды. На фотографии: Лариса Шевченко — Ольга (опера «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Премьера оперы «Псковитянка» накануне прошла в Пскове. Представление продолжалось до поздней ночи, за событиями на сцене пришли понаблюдать 4 тысячи человек. В Большой театр вернулась «Псковитянка» Случилось то, о чем автор этих строк мечтал больше полутора десятилетий, с.

"Псковитянка" Римского-Корсакова

Фото: mariinsky. Правитель Пскова Юрий Иванович Токмаков предпочитает не топить свой город в крови, а добровольно открыть ворота и принять царя не как врага, а как правителя. У Токмакова есть приемная дочь, и это крайне важная сюжетная линия постановки.

Как известно, народное собрание в Пскове было упразднено еще в 1510 г. Юрий Токмаков убеждает псковичей подчиниться власти московского царя, чтобы избежать кровавых расправ, которым подверглись жители Великого Новгорода. Но буйная вольница во главе с Тучей покидает город. Последующая встреча Ольги с царем и внезапная ее смерть в финале она воспринимается именно как жертвенная даруют городу Пскову царскую милость и спасение от разгрома. Лично знакомый с писателем М.

Балакирев первым приметил в «Псковитянке» удачный сюжет для оперы и рекомендовал ее молодому Римскому-Корсакову, бывшему на тот момент автором нескольких симфонических произведений. Опера рождалась 1868-1872 г. В процесс создания оказались вовлечены практически все его участники — выстраивать и писать либретто Римскому-Корсакову активно помогают В. Стасов, М. Мусоргский автор текстов двух хоров для «Псковитянки» и историк В. Сам Мусоргский писал в то время «Бориса Годунова», буквально «в одних стенах» и за одним роялем с Римским-Корсаковым. Недаром «Псковитянку» называют самым «мусоргским» его сочинением.

Наше житье с Модестом было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем.

Ольга — дочь царя, а не Шелоги. Как встретит ее нелюбимый муж?

Шелога приезжает с Токмаковым, Догадываясь, что это не его ребенок, он в гневе допрашивает Веру. Но Надежда берет вину на себя, смело заявляя, что это ее дитя. Позже об этом косвенно рассказывается в опере «Псковитянка» Токмаков женился на Надежде и удочерил Ольгу. Она стала любимицей Пскова. Отсюда название драмы Мея и оперы Римского-Корсакова. Итак, старый князь поведал боярину тайну: Ольга - не его дочь. Князь Токмаков раскрыл Матуте только пол- правды - назвал мать, но про отца сказал, что не знает, и он действительно, по-видимому, не знает, кто он.

Ольга, притаившаяся в кустах, слышит это; она не может сдержаться и вскрикивает: «Господи! Но в этот момент в городе, в Кремле, зазвонил колокол: один удар, другой, третий... Колокол, не перестает гудеть. Псковичей созывают сходку. Матута не знает, что ему делать, идти ли с князем или дожидаться его в тереме; Князь упрекает боярина в малодушии: «Перестань, Никита! Тут, может, Псков отстаивать придется, а ты на печь со страху, словно баба». В конце концов оба поспешно уходят.

Ольга выходит из-за кустов, в волнении прислушивается к колоколу: «Не к добру звонят! То мое хоронят счастье». Она закрывает лицо руками и опускается на скамью. Из колокольного звона, сопровождающего окончание первой картины, вырастает следующее за ней оркестровое интермеццо. Вскоре в него вплетаются темы царя Ивана Грозного. Картина вторая Торговая площадь в Пскове. Вечевое место.

На площади разложены костры. На Троицкой колокольне гудит колокол. Отовсюду на площадь поспешно входят толпы народа. Юшко Велебин, новгородский гонец, стоит у вечевого места; около него кружок псковичей. Народу становится все больше и больше. Входит Михайло Туча и посадские дети. Все в тревоге: кто зазвонил в колокол?

Видно нe к добру. Гонец входит на вечевое мecто, снимает шапку и кланяется на три стороны. Он рассказывает леденящие душу подробности кары, учиненной царем Иваном над новгородцами, и говорит, что царь с опричниной идет на Псков. Поначалу народ настроен отстаивать силой свой город. Но берет слово старый князь Юрий Токмаков. Он, наоборот, призывает псковичей встретить царя хлебом-солью будем помнить, что он наместник царя в Пскове. Его довод - конечно, ошибочный хотя, по-видимому, он сам в него верит , что царь идет не с карой, а псковской святыне поклониться, и негоже его встречать шестопером и бердышом как врага.

Шестопёр-род палицы, булавы. Бердыш - род секиры на длинном копье. Но вот слово берет Михайло Туча. Ему не по душе предложение князя. Он рисует картину унижения Пскова: «Отбейте все ворота у Кремля, мечи и копья ваши притупите, в церквах с икон оклады обдерите крамольникам на хмельный смех и радость! Туча и вместе с ним отважная вольница его отряд уходят, чтобы скрыться в лесах, а затем отстаивать свободу Пскова. Народ в смятении.

Князь Токмаков пытается урезонить народ, чтобы он гостеприимно встретил царя Ивана Васильевича. Раздаются удары вечевого колокола. Действие второе. Картина первая Большая площадь в Пскове. На переднем плане терем князя Юрия Токмакова. У домов накрыты столы с хлебом-солью. Народ с тревогой ожидает прихода царя хор «Грозный царь идет во великий Псков.

Будет кара нам, казнь лютая». На крыльцо княжеского дома выходит Ольга и Власьевна. Тяжело на душе у Ольги. Не может она прийти в себя от того душевного удара, который она получила, став невольной свидетельницей разговора князя с Матутой. Она поет свою ариетту «Ах, мама, мама, нет мне красного веселья! Не знаю я, кто мой отец и жив ли он». Власьевна пытается ее успокоить.

И тут выясняется, что Ольга страстно ждет прихода царя Ивана, и по нему душа ее изныла, и свет не мил ей без него. Власьевна напугана и говорит в сторону , как бы предчувствуя недоброе: «Не много ж светлых, ясных дней тебе, дитя, судьба ссудила». Сцена наполняется народом. По городу начинается колокольный звон. Показывается царское шествие. Народ в пояс кланяется царю, въезжающему на коне, и становится перед ним на колени. Картина вторая начинается оркестровым интермеццо, рисующим хрупкий, идеальный образ героини оперы - Ольги.

Мелодии, из которых оно соткано, впоследствии будут звучать в ее рассказе о детских грезах, в ее обращении к царю. Интермеццо непосредственно приводит к сценическому действию второй картины. Комната в доме князя Юрия Токмакова. Псковская знать встречает здесь царя. Но неприветлив царь - всюду ему мерещится измена. Он подозревает отраву в кубке, который ему подносит Ольга, и требует, чтобы сначала сам князь отпил. Потом он приказывает, чтобы Ольга поднесла и ему; но не просто с поклоном, а с поцелуем.

Ольга смело смотрит прямо в глаза царю. Он потрясён её сходством с Верой Шелогой. Ольга уходит, царь Иван жестом прогоняет и других, кто был в тереме. Теперь царь и князь остаются в тереме одни даже двери заперты. И вот Грозный расспрашивает Токмакова, на ком он был женат. Князь рассказывает о жене своей, Надежде, о ее сестре Вере и о том, как в его доме оказалась Ольга, незаконная дочь Веры то есть кратко пересказывает содержание пролога оперы «Вера Шелога». Царь ясно понимает, кто для него Ольга.

Римский-Корсаков также избрал для своей оперы исторический сюжет. Выбор его остановился на драме «Псковитянка» поэта Л. Мея 1822—1862 , опубликованной в 1860 году. Речь в ней идет, как и в трагедии Пушкина, о важном, переломном этапе русской истории. В центре пьесы образ Ивана Грозного. В освещении фигуры и государственной деятельности драматург следовал взглядам современных ему историков, сильно идеализировавших ИванаIV, нередко пренебрегавших действительными историческими фактами. О деспотизме, жестокости, самодурстве царя, умертвившего в Новгороде десятки тысяч людей по ложному доносу о заговоре, в драме Мея только упоминается. Показан же Грозный как государственный деятель большого ума и крепкой воли. Образ получился сильным и многосторонним. Вымышленным является и мотив псковской вольницы, который был очень созвучен демократическому зрителю 60-х годов прошлого века.

Не внося никаких изменений в историческую концепцию и в трактовку образов главных действующих лиц пьесы Мея, Римский-Корсаков подверг ее текст частичным сокращениям. Полностью был выпущен первый акт драмы, носящий характер своего рода пролога, где рассказывается, как появилась на свет Ольга, незаконная дочь тогда еще молодого царя Ивана IV, прозванного позже Грозным см. Композитор четыре года работал над оперой. В 1872 году она была закончена и 1 13 января 1873 года поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге. Этому предшествовали большие мытарства в цензуре, требовавшей изъять из текста либретто всякие намеки на республиканскую форму правления во Пскове. Считался также неуместным показ на оперной сцене Ивана Грозного. Вопреки этим препятствиям и нападкам консервативной прессы, «Псковитянка» имела большой успех среди передовых театральных слоев, особенно у студенческой молодежи. А боевая песня вольницы приобрела у студентов широкую популярность. Тем не менее композитор продолжал работать над своим произведением. Требовательный к себе, он находил в нем «недостаток пения в местах, где оно должно быть», «недоразвитость и длинноты формы», «несвязанность и расшитость речитативов», «отсутствие контрапунктического элемента».

В 1876—1877 годах Римский-Корсаков дал вторую редакцию оперы, а в 1891—1892 — окончательную, третью. В этом виде она ставится по сей день. Но Римский-Корсаков никак не мог расстаться со своим любимым детищем. Еще вторую редакцию «Псковитянки» он дополнил некоторыми эпизодами из первого действия драмы Мея. Теперь же композитор положил на музыку весь текст этого акта. Так родилась одноактная опера «Боярыня Вера Шелога», которая как пролог к «Псковитянке» и вместе с ней была впервые показана на сцене Русской частной оперы театр С. Мамонтова 15 27 декабря 1898 года. В роли Ивана Грозного выступил Ф. Это одно из высочайших музыкально-сценических достижений гениального артиста. Роль Грозного являлась одной из самых любимых в его репертуаре 1.

Но тревогой объяты псковичи — должен прибыть сюда грозный царь Иван Васильевич. Встретит он Псков гневом или милостью? Есть и другая забота у Токмакова — он хочет выдать замуж дочь Ольгу за степенного боярина Матуту. Она же любит Михайло Тучу, отважного воина псковской вольницы. А пока веселятся в саду подруги Ольги. Ведут беседу мамки Власьевна и Перфильевна. Многое знает о семье Токмаковых Власьевна. Хочет выпытать у нее Перфильевна: ходит слух, будто «Ольга не княжья дочь, а выше подымай». Но не выдает свою любимицу старая мамка. В сторонке от всех держится Ольга — ждет суженого.

Слышится знакомый посвист — Туча пришел на свидание. Сын бедного посадничьего, он знает, что к Ольге засылает сватов богатый Матута.

Гергиев поставит оперу в Псковском кремле

Царская ставка под Псковом. Царь Иван Васильевич в одиночестве предаётся воспоминаниям. Раздумья прерываются известием, что царская стража схватила Матуту, пытавшегося похитить Ольгу. Царь в бешенстве и не слушает Матуту, пытающегося оговорить Тучу. Вводят Ольгу. Сначала недоверчивый, Грозный раздражённо говорит с ней.

Но затем откровенное признание девушки в своей любви к Туче и её ласковая, проникновенная беседа покоряют царя. Туча, оправившись от раны, напал со своим отрядом на стражников, он хочет освободить Ольгу. Царь приказывает перестрелять вольницу, а Тучу привести к нему. Однако тому удаётся избежать плена. Издалека до Ольги доносятся прощальные слова песни любимого.

Она выбегает из шатра и падает, сражённая выстрелом Вяземского по Туче. Ольга умирает. В отчаянии Грозный склоняется над телом дочери. Народ плачет о падении великого Пскова. В работе над либретто к опере некоторую помощь Римскому-Корсакову оказал П.

В Мариинском театре к праздничной дате и в преддверии Дня города пройдет серия показов спектакля в постановке Юрия Смекалова — 28 , 29 апреля в 12:00 и 19:00 и 1 мая в 14:00 и 19:30. Для зрителей перед спектаклем в день первого показа будет организована творческая встреча, в которой примут участие наследники композитора Олег и Ирина Глиэр, и. Показ самой знаменитой оперы композитора состоится 24 апреля на новой сцене.

Модест усовершенствовал речитативную и декламационную сторону у Корсиньки; этот, в свою очередь, уничтожил стремление Модеста к корявому оригинальничанию, сгладил все шероховатости гармонизации, вычурность оркестровки… - словом, сделал вещи Модеста несравненно музыкальнее. И во всех отношениях… ни тени зависти, тщеславия, безучастия; всякий радуется искренно малейшему успеху другого». Во время работы над «Псковитянкой» произошли два события, сыгравшие важную роль в жизни Римского-Корсакова: его женитьба на Н. Пургольд брак с ней оказался на редкость счастливым и приход на работу в Петербургскую консерваторию. Последнее решение явно не получило одобрения «кучкистов», многие годы враждовавших с косным ученым миром, но зато было горячо поддержано Чайковским, который назвал «подвигом» решение Римского-Корсакова не только начать учить других, но и самому учиться, расширять и укреплять свою профессиональную выучку.

Вскоре после того, как «Псковитянка» была закончена, состоялась ее премьера на сцене Мариинского театра 1873. Свой первый театральный опыт опера определенно имела успех у публики , сам Римский-Корсаков счел не во всем удавшимся. Он увидел в опере изъяны драматургии, «гармонические преувеличения», «несвязность речитативов», «недостаток пения в местах, где оно должно быть» и т. Предельно требовательный к себе, композитор впоследствии писал в «Летописи»: «Моя тогдашняя композиторская техника была недостойна моих музыкальных идей и прекрасного сюжета». В 1876—77 годах Римский-Корсаков сделал вторую редакцию «Псковитянки»: во многом изменил оркестровку и музыкальную фактуру отдельных партий, написал несколько новых сцен. Но и это не стало последним обращением композитора к любимой опере, в судьбу которой он так верил. В 1891—92 годах он осуществил новую, уже третью! Был дописан пролог — это, в сущности, одноактная опера «Вера Шелога»; она, по воле автора, могла исполняться как в составе «Псковитянки», так и отдельно от нее.

Именно в этой редакции опера окончательно утвердилась на сцене. Впервые она увидела свет 15 декабря 1898 года в Частной опере С. Спектакль примечателен тем, что в роли Грозного дебютировал молодой Федор Шаляпин. Эта роль стала одним из высочайших достижений гениального певца. Дирижировал И. Альтани, режиссер И. Василевский, художники А. Головин и Н.

На генеральной репетиции и первом представлении присутствовал Римский-Корсаков. Он высоко оценил спектакль, а Шаляпин Грозный «был неподражаем». В Большом театре «Псковитянка» в последующие годы ставилась в 1931 и 1971 годах. В ней, подобно «генам», заключены важнейшие признаки оперной эстетики композитора. Легко обнаружить связи, протянувшиеся от этой первой оперы к «Снегурочке» и «Царской невесте», к «Садко» и монументальному «Китежу». Не случайны три редакции оперы, сделанные за двадцать лет: сложнейшая структура произведения доводилась автором до совершенства. Жанр «Псковитянки» - народная музыкальная драма. Несомненно, по своей драматургии и стилю она близка «Борису Годунову» Мусоргского.

Исследователи часто отмечают черты общности этих произведений, особенно выделяя те из них, которые можно объяснить «влияниями» или «подсказками» рядом работавших и постоянно советовавшихся друг с другом композиторов. Но, пожалуй, это слишком простое объяснение. Сколь несомненно сходство двух замечательных опер, столь несомненно и их различие. Сходство — в исторической тематике произведений, в выдвижении на первый план образа народа; различие — в самой концепции, в трактовке народных хоровых сцен и, наконец, в художественных средствах, избранных авторами. Одна из центральных сцен в «Псковитянке» - народное Вече. Музыка разворачивается волнами, постоянно меняются контрасты, переходы от состояния к состоянию. Страшный рассказ гонца из Новгорода вызывает гневный отклик собравшегося народа. Умиротворенная речь посадника Токмакова меняет настроение — народ задумывается, размышляет, колеблется.

Смелое выступление и призыв Михайлы Тучи, вожака псковской вольницы, словно раскалывает народную массу на тех, кто покорился судьбе, и тех, кто бросил ей вызов и поднялся на борьбу за вольный Псков. В центре драмы — образы Ольги и царя Ивана Грозного. Они поначалу не знают, лишь постепенно догадываются о том, что связаны кровными узами: Ольга — незаконная дочь царя. Их взаимоотношения как бы «вписаны» в ход разворачивающейся народной драмы: Ольга — возлюбленная Михайлы Тучи, поднявшегося на борьбу с Иваном Грозным. Ольга — один из самых обаятельных образов в оперном творчестве Римского-Корсакова. Она открывает галерею светлейших женских характеров, без которых невозможно представить ни одну оперу композитора. Ее нежность, искренность, самоотверженная любовь противостоят и оттеняют образ Ивана Грозного, который явлен в опере во всей своей противоречивости: он умен и страшен, лицемерен и жесток, и он же смиренен, нежен, искренен в сценах с Ольгой. В финале оперы Иван Грозный склоняется над телом убитой дочери его обращение — «Не я твой лиходей…» - слово в слово совпадает с выкриком Бориса Годунова в знаменитой сцене видений в опере Мусоргского!

По меткому замечанию Б. Асафьева, это не только плач народа по Ольге, но и плач по вольному Пскову, по утерянной свободе. Музыка «Псковитянки» равно сочетает напевность и выразительные речитативно-декламационные элементы. Законченных арий — в привычном смысле — здесь нет, но вся опера «напоена» русской песенностью, близостью народным истокам. Речь совсем не о том, что Римский-Корсаков вводит в ткань произведения подлинные народные мотивы, характерные попевки, речевые интонации это вообще станет примечательной чертой его музыкального стиля , а в той свободе обращения с народнопесенным материалом, в чутком его развитии и преображении, которое отличает композитора как истинно национального художника. Важной чертой музыки оперы является использование лейтмотивов, отнесенных к главным персонажам Ольга, Иван Грозный , к псковской вольнице, к звуковым символам природы и конкретной жизненной среды в частности, это колокола, их звучание проходит по всему произведению. И вновь за пульт в оркестре, как и 44 года назад, встал Евгений Светланов. Эта опера по особому им любима: как раз с выступления в «Псковитянке» началась его блистательная дирижерская карьера.

Александр Медведев Создатели спектакля 1999 года о своем детище Евгений Светланов, народный артист СССР, музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Недавно мне задали вопрос: «Почему Вы обратились к «Псковитянке» - опере, как говорят, неудачной среди других опер Римского-Корсакова? Но поверить в то, что я услышал, все же пришлось. Нет дыма без огня. Неслучайно возник этот вопрос. Очевидно, в последнее время гениальная и одновременно первая опера великого Мастера все реже и реже появляется на сценах наших театров.

В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь.

Псковитянка listen online

Опера «Псковитянка» подробная информация, 12+. Без исключения все оперы, созданные на тему истории Руси, отличаются эпичностью и размахом.
"Псковитянка": на родную сцену - сохраняя традиции Государственный академический Большой театр России представил премьеру оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка» в концертном исполнении.
«Войти иль нет?» В одной из витрин лежит том сочинений Льва Мея, открытый на словах из оперы «Псковитянка» «Войти иль нет?».
Опера «Псковитянка» Одноактная опера «Боярыня Вера Шелога» написанная композитором в 1898 году, одновременно может являться и прологом к опере «Псковитянка».

Выбор редактора

  • Все новости рубрики
  • 🎭 «ПСКОВИТЯНКА» |
  • "Боярыня Вера Шелога"(премьера). "Псковитянка". Мариинский. 18.03.2019: mara_kar — LiveJournal
  • Псковитянка — Википедия
  • Читайте также:

Н.Римский-Корсаков : Псковитянка, концертное исполнение, Большой театр 13.10.2017

Гастроли начала "Псковитянка" – первая и самая многострадальная опера Римского-Корсакова, над которой он работал 35 лет. Премьера оперы «Псковитянка» накануне прошла в Пскове. Представление продолжалось до поздней ночи, за событиями на сцене пришли понаблюдать 4 тысячи человек. праздничный концерт, приуроченный к 25-летию коллектива, увертюрой к опере Римского-Корсакова «Псковитянка» 25 ноября, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий