Начало опытно-конструкторских работ транспортного ракетно-космического комплекса (ТРКК) «Буран-Т» было запланировано на 1982 год. Главное отличие «Бурана» от своего американского собрата Space Shuttle состоит в том, что отечественная разработка была способна совершать полета в беспилотном режиме. Вокруг орбитального корабля «Буран», который хранится на Байконуре, продолжаются споры. Программу «Энергия — Буран» принято считать вершиной и одновременно лебединой песней всей советской космонавтики. План спуска и посадки "Бурана". С реальностью разошлись всего на три минуты.
Забрали себе
- «Буран» определился с планом предсезонной подготовки
- Вице-премьер Рогозин поручил возобновить программу космических кораблей «Буран»
- ФОТОГАЛЕРЕЯ
- "Буран" - полет в никуда? (К 10-летию со дня запуска)
- Увеличили количество снегоуборочной техники: Власти Казани ввели план «Буран»
Власти Казани продлили план «Буран» до конца недели
корабль сел на полосу в другую сторону по отношению к плану полета, добавив седых волос конструкторам. Программу «Буран» приостановили из-за недостатка финансирования, а после распада Советского Союза, в 1993 году, закрыли. Программу «Энергия — Буран» принято считать вершиной и одновременно лебединой песней всей советской космонавтики. Как получилось, что космический корабль "Буран" сборки советских времен оказался собственностью казахстанской компании?
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
Фото: Роскосмос Аппарат был способен совершать длительные до 30 суток полёты, орбитальное маневрирование, управляемый спуск и самолётную посадку на специально оборудованный аэродром. В планы входило создание пяти кораблей. В итоге полностью построили два экземпляра, ещё один находился в готовности на 30—50 процентов. Побывавший на орбите «Буран» был уничтожен в результате обвала крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре в 2002 году.
При этом, снегоуборочная техника работает в районе и в ночное время. Было израсходовано 225 кубометров реагента. Вместе с тем, ведется уборка снега на пешеходных зонах и возле остановок. Глава района Ильяс Гузаиров провел оперштаб, где объявил о введении плана «Буран».
Это был первый и единственный полет этого уникального космического корабля, который дважды облетел Землю и успешно приземлился на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Сегодня, к 35-летию этого исторического события, Роскосмос решил удивить нас и опубликовал рассекреченные документы программе полета "Бурана" и других проектных систем, связанных с ним. Эти этапы оказались самыми сложными при начальных испытаниях многоразового корабля, так как требовали высокой точности и координации между ракетой-носителем и кораблем. В рамках программы было предусмотрено собирать данные о работе "Бурана" в полете с помощью семи наземных и пяти плавучих измерительных пунктов, а также спутника-ретранслятора "Альтаир". Важным элементом программы были также пункты предстартового измерительного комплекса и средства посадочного комплекса корабля.
Кроме того, на базе бокового блока предполагалось создать РН "Зенит" , заменяющую по грузоподъемности "Союз". Работы завязались достаточно быстро. Следующее Постановление Правительства за N 1006-323 от 21 ноября 1977 г. Предприятия Министерства общего машиностроения, разрабатывающие ракету-носитель, широко взаимодействовали с институтами и заводами Министерства авиапромышленности, которые отвечали за орбитальный самолет. Для выхода на проектные характеристики системы пришлось полностью перевооружить все предприятия отрасли, оснастив их высокопроизводительным в том числе и импортным оборудованием - чего не делалось по всем предыдущим программам. С учетом опыта Н-1 финансирование работы осуществлялось ритмично и в требуемых объемах. Информация о разработке системы Space Shuttle шла широким потоком, поэтому для ускорения работ наша программа отставала от американской на семь лет при проектировании орбитального самолета за опорные параметры брались характеристики штатовского аналога. Особенно пригодились сведения о продувках моделей в аэродинамических трубах и о летных испытаниях аналога шаттла - орбитальной ступени Enterprise OV-101. Однако, несмотря на внешнее сходство, основные конструктивно-технологические решения, принятые на "Буране", можно считать отечественными ноу-хау, так как перенести американскую технологию в нашу промышленность было даже теоретически невозможно да никто, собственно, и не пытался этого делать. Предполагалось выйти на этап летных испытаний системы к 1983 г. На первом этапе, когда основная тяжесть лежала на плечах разработчиков носителя, не терпелось проверить именно ракету. Предлагалось в первых полетах даже не отделять МЛ от центрального блока, но не решились этого сделать. Штатный "Буран" без экипажа должен был полететь в 1984 г. К первому полету "Колумбии" стало ясно, что мы не успеваем и дата пуска нашей системы передвинулась на юбилейный 1987 г. Даже этот срок казался недостижимым, и было предложено к первому полету упростить все системы как только можно. Американцы трубили о своих трудностях с маршевыми кислородно-водородными ЖРД, теплозащитой и системой управления. У нас, как ни странно, с теплозащитой дела обстояли достаточно хорошо. Правда, к моменту сборки первых РН еще не были готовы двигатели первой ступени и оставались серьезные замечания по орбитальному самолету, но все же... Как ни старались авиаторы, орбитальный самолет к намеченному сроку готов не был. Первая ракета названная к тому времени "Энергией" в честь головного предприятия стартовала 15 мая 1987 г. Программа первого полета орбитального самолета, за которым оставалось название "Буран", неоднократно пересматривалась. Предлагались трехсуточный и двухвитковый варианты. По первому особые трудности составляло то, что не были отработаны узлы открытия створок отсека полезного груза ОПГ и система обеспечения теплового режима, в системе управления отсутствовали командные датчики, энергоустановка на основе топливных элементов также не была готова. А второй вариант, в свою очередь, позволял выполнить основную задачу - демонстрацию спуска в атмосфере и посадки в автоматическом режиме.
"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"
Вице-премьер России Дмитрий Рогозин объявил о возобновлении программы космических кораблей «Буран». Программа "Энергия-Буран" оставила в истории отечественной космонавтики тот самый повод для гордости и яркий пример того, чего может достигнуть наша наука. Роскосмос опубликовал рассекреченные документы, чертежи и фотографии, связанные с запуском многоразового челнока "Буран"; Это произошло 35 лет назад. В связи с неблагоприятными погодными условиями и дальнейшим ухудшением погоды в ближайшие дни на территории Альметьевского района объявлен план «Буран».
Сильнейшая метель в Казани: объявлен план "Буран"
«Энергия» — «Буран» — космическая программа советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС). По мнению Василия Петрова, Москва решила прекратить инвестиции программы «Энергия» — «Буран» потому, что этот грандиозный проект был изначально экономически нецелесообразен. В программе «Энергия — Буран» состоялось 24 испытательных полёта в режиме самолёта на макете «Бурана» для отработки его пилотирования и тестирования основных систем. Введенный 17 января план «Буран» продлен до 2 февраля.
«Буран» - ракетоплан будущего
Новости Комиссии —» Запуск программы НАШ БУРАН» 11.11.2020. Скептики приводят в пример программу "Энергия-Буран", которая была закрыта почти сразу после двух триумфальных запусков. План «Буран» решили продлить до воскресенья включительно. Об этом пишет мэрия со ссылкой на начальника управления гражданской защиты исполкома Казани Сергея Чанкина.
В Роскосмосе пояснили, будут ли восстанавливать программу «Буран»
Четвертый и пятый корабли были заложены, но их строительство так и не началось. Свой полет "Буран" совершил 15 ноября 1988 года. Корабль стартовал с Байконура с помощью ракеты-носителя "Энергия", совершил два витка вокруг Земли и выполнил посадку на территории космодрома. Полет проходил без экипажа, его длительность составила 205 минут. Планировалось, что в ходе еще одного полета второй экземпляр "Бурана" осуществит семисуточную миссию, также в беспилотном варианте. В программу полета входила стыковка с орбитальной станцией "Мир" и отработка бортового манипулятора. Третий "Буран" готовился уже для пилотируемого полета - в планы входило обслуживание с его помощью орбитальных станций и выведения на орбиту космических аппаратов.
Проект космического корабля с ядерной энергоустановкой мощностью более 1 МВт могут разработать Роскосмос совместно с «Росатомом». Создание космолета запланировано на 2018 год. Сейчас наука позволяет только имитировать полет на Марс. Один из таких экспериментов месяц назад стартовал в Институте Медико-биологических проблем.
Напомним, что из-за погодных условий в республике введено штормовое предупреждение. Ранее KazanFirst писал , что застрявшим на трассах в РТ водителям подвозят топливо и еду.
Предшественником космического корабля многоразового использования «Буран» как раз и был воздушно-орбитальный самолёт «Спираль». Ведь с появлением спутников сразу же возник вопрос, как им противодействовать, включая возможность их уничтожения. Было очевидно, что «гонка вооружений» вполне актуальна и для космоса.
В связи с этим крайне интересно авторитетное мнение Владимира Григорьевича Казакова, возглавлявшего управление по контролю качества продукции в министерстве авиационной промышленности в годы реализации проекта. Он отмечает: «Американцы начали строить космический перехватчик-разведчик-бомбардировщик X-20 Dyna-Soar, мы в 1960-х годах в ответ начали разрабатывать авиационно-космическую систему «Спираль». Система состояла из орбитального самолёта, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту. Проект был фантастичен по конструкторской смелости и дальновидности.
Но, несмотря на достигнутые успехи, его вскоре сочли морально устаревшим. В 1973 году проект «Спираль» был свёрнут. В Советском Союзе начались масштабные работы по созданию более современной и казавшейся более перспективной многоразовой авиационно-космической системы «Энергия» — «Буран». По своим техническим характеристикам она должна была не только сравниться с американской системой «Спейс шаттл», но и превзойти её!
Ведь к разработке изделия было подключено 70 министерств и ведомств, 1286 предприятий и около 1 миллиона человек, а тем или иным косвенным образом над проектом совокупно трудились до 3,6 миллиона человек: от инженеров-проектировщиков до представителей гражданских профессий с приставкой «спец» — лаборантов, водителей, курьеров и документоведов. Весьма иллюстративен пример участия в проекте НИИ «Графит», которому были поручены работы над принципиально новым типом теплозащитного материала. Теплозащита «Бурана» должна была сохранять свою форму и геометрические характеристики, обладая при этом минимальной теплопроводностью и максимальной прочностью. Выполняя поставленную задачу, институт приступил к разработке углерод-углеродных композиционных материалов УУКМ для ракетно-космической техники.
Их модификацию было решено использовать для частей корабля, наиболее подверженных нагреву, — носового обтекателя фюзеляжа и передних кромок крыла, формой напоминавших калоши так их неофициально и стали называть. Как следовало из техзадания, многоразовому челноку предстояло во время схода с орбиты проходить на гиперзвуковой скорости через плотные слои атмосферы. Чтобы важные элементы конструкции «Бурана» не прожгла плазма, их требовалось защитить надёжными «доспехами». Для решения этой задачи и были созданы сверхлёгкие плитки из гравимола, каковых на «Буране» было установлено порядка 38 тысяч единиц.
Плитки точно повторяли контур фюзеляжа и крыла. Они приклеивались к корпусу челнока через особую фетровую подложку. Параллельно с гравимолом разрабатывалось принципиально новое оборудование, например электронная вакуумная печь ЭВП3500, создавались технологии текстильного производства. Процесс получения готовых изделий был крайне трудоёмким: впервые отрабатывались разные режимы пропитки, термообработки.
Кибернетический компонент традиционно принято считать «слабым звеном» в советской промышленности. Но при работе над проектом «Энергия» — «Буран» было создано ни много ни мало новое программное обеспечение! Оно разрабатывалось в Научно-производственном центре автоматики и приборостроения имени академика Пилюгина и в Институте прикладной математики имени Келдыша. Более того — для космической программы была создана целая серия управляющих компьютеров.
Объём программного обеспечения составил фантастические для того времени 100 мегабайт. Стоит подчеркнуть, что советские инженеры-конструкторы не ставили перед собой принципиальной задачи линейного технического копирования американского шаттла, как это, например, имело место при проектировании советского стратегического бомбардировщика Ту-4, воспроизведённого по методу «обратной разработки» на основе американской машины В-29. Речь шла о создании именно отечественного аналога, притом обладающего превосходящими тактико-техническими характеристиками по отношению к американской разработке. Кроме того, повторить конструкцию «Спейс шаттла» в условиях наклонения «Байконура» было технически невозможно, равно как и твердотопливные ускорители, которые в советской космонавтике не применялись.
Первая ступень советской ракеты-носителя была керосин-кислородной. Советские водородные двигатели РД-0120 также больше и мощнее двигателей американского челнока RS-25, что объясняет их отсутствие на самом «Буране» и наличие на второй ступени ракеты-носителя. И хотя в итоге они оказались одноразовыми, в условиях задач миссии «Бурана» это не было критично.
Объявлен план «Буран». Вчерашний апокалипсис повторится
Об этом госкорпорация сообщила 15 ноября на своем рассекреченных документов опубликованы программа первого полета «Бурана». Поделиться новостью. Класс!79. Новости Первого канала. По решению Комиссии по чрезвычайным ситуациям города в столице Татарстана объявлен план «Буран», заявил Мэр Казани Ильсур Метшин на традиционном аппаратном совещании в. Программа «Буран» была закрыта в 1993 году из-за недостатка : Роскосмос.