Проект совместного газопровода Пакистана и Ирана оказался заморожен на более чем 10 лет из-за политических потрясений и международных санкций. Отношения между Ираном и Пакистаном становятся все более напряженными. Сегодня министерством иностранных дел Ирана был вызван временный поверенный в делах Пакистана в Тегеране.
Что происходит между Ираном и Пакистаном и будет ли война
Подобно более известному Курдистану, Белуджистан разделен между тремя государствами: Пакистаном провинция Белуджистан , Ираном провинция Систан и Белуджистан и Афганистаном юг провинций Нимроз, Гильменд и Кандагар. Большинство белуджей около 7 миллионов человек живут в Пакистане, и именно здесь находится оплот их национального сепаратизма. С момента образования независимого Пакистана в 1946 году насчитывается аж пять конфликтов центрального правительства с повстанцами-белуджами: в 1948, 1958-59, 1963-69, 1973-78 годах, а также с 2004 года по настоящее время то есть 20 последних лет. В Иране живут 2 миллиона белуджей, но и там с 2004 года продолжается их конфликт с властями несмотря на то, что белуджи говорят на одном из иранских языков, они исповедуют ислам суннитского толка, что только обостряет из взаимоотношения с основным населением Ирана — персами-шиитами. По большому счету, восстание в Белуджистане против правительств Ирана и Пакистана — это один общий конфликт, лишь формально разделенный границей между государствами. Разумеется, в этой ситуации властям Ирана и Пакистана выгодно помогать друг другу, что они и делают. При этом такая кооперация часто маскируется, потому что политически страны принадлежат к разным лагерям: Иран со времен исламской революции 1979 года и захвата американского посольства в Тегеране находится в жесткой конфронтации с США, в то время как в Пакистане позиции американцев традиционно сильны. В частности, премьер-министр Пакистана с 2018 по 2022 годы Имран Хан, несколько сдвинувший вектор внешней политики с США на Китай и Россию, был отстранен от должности и арестован, что вызвало в стране серьезный политический кризис, продолжающийся по сей день. Примером скрытой кооперации между Пакистаном и Ираном в белуджистанском вопросе является задержание в 2010 году Абдулмалика Риги, лидера сепаратистской организации иранских белуджей «Джундалла».
Согласно официальному заявлению министра иностранных дел Ирана, эти «террористы, подвергшиеся нападению в Пакистане, связаны с Израилем». На территории Пакистана удар наносится, прежде всего, по находящемуся на финальной стадии проекту китайско-пакистанского экономического коридора СРЕС , безопасность которого постоянно подвергается сомнению как раз белуджами.
Белуджистан в его обоих частях — пакистанской и иранской — играет стратегическую роль в китайской политике из-за прохождения экономических коридоров через эту провинцию и наличия важного порта, который теоретически можно использовать и в военных целях, поэтому нестабильность в Белуджистане может перечеркнуть все усилия Пекина. Посредническое участие Китая выглядит вполне обоснованно, учитывая финансовые интересы Поднебесной в регионе. По данным Reuters, после ударов по Ирану армия Пакистана приведена в «чрезвычайно высокую» боевую готовность. Пакистан стал первым государством, ударившим по территории Ирана со времён ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Иран же, в свою очередь, стал одной из немногих стран, которая нанесла ракетный удар по территории обладателя ядерного оружия. Несмотря на возникшую вероятность резкого обострения отношений между полноценной ядерной страной Пакистаном и державой, предположительно владеющей тремя зарядами Ираном , Вашингтон изначально старается занять гипертрофированно однобокую позицию, направленную на подстёгивание одну из сторон, и на дальнейшее углубление конфликта. Официальный представитель Госдепартамента Мэтью Миллер заявил, что США осуждают удар Ирана по Пакистану, демагогически при этом утверждая, что якобы именно Иран является ведущим спонсором терроризма в регионе. Активно разжигает таким же способом конфликт и New York Times , однобоко и безапелляционно заявляющая: «Иран нанёс ракетные удары по своим соседям — Пакистану и Ираку, вызвав резкие осуждения со стороны обеих стран и усилив опасения, что волнения на Ближнем Востоке могут выйти из-под контроля. С тех пор как в октябре началась война в Газе, Иран использует свои марионеточные силы против Израиля и его союзников. Но 16 января он заявил, что его последние ракетные удары были нанесены в ответ на террористические атаки в пределах его границ.
Тем не менее ракетные удары усилили напряженность в регионе, где конфликт уже затронул как минимум пять стран». Прозападные медиа пытаются вбрасывать нарративы в духе того, что удар Ирана по территории Пакистана означает, что КСИР считает Пакистан несостоятельным государством, не способным контролировать свою территорию.
Также Иран поддержал Пакистан в его противостоянии с Индией, а Пакистан оказал военную помощь Ирану во время Ирано-иракской войны. Исламская революция В 1979 году в Иране произошла Исламская революция, которая значительно изменила внешнеполитический курс страны.
Правительство шахиншаха Мохаммеда Резы Пехлеви было свергнуто, а новые власти приняли решение выйти из Организации центрального договора. В итоге расхождение между Пакистаном и Ираном после 1979 года в сочетании с конфессиональным фактором Исламабад поддерживал афганскую суннитскую оппозицию, а Тегеран — шиитскую привело к появлению напряженности в отношениях двух стран. Но в 80-е годы она носила ограниченный характер. Религиозные и политические разногласия После вывода советских войск из Афганистана и падения режима Мохаммада Наджибуллы в то время являлся президентом Афганистана в 1992 году напряженность между Ираном и Пакистаном ощутимо возросла, в первую очередь из-за усилившихся религиозных противоречий, а также расхождения в афганской политике двух стран.
Иран поддерживал Северный альянс Объединенный исламский фронт спасения Афганистана , а Пакистан поддерживал талибов признанная в России террористической и запрещенная группировка "Талибан". Укрепление отношений Несмотря на вышеперечисленные разногласия, в 2000-х годах отношения Ирана и Пакистана укреплялись как в экономическом, так и военном плане. А после терактов 11 сентября Иран и Пакистан присоединились к борьбе с терроризмом. В 2020 году, когда талибы захватили Кабул и вернулись к власти, Пакистан активизировал сотрудничество с Ираном для содействия миру и стабильности в Афганистане.
Войска обеих стран совместно участвовали в борьбе с наркотрафиком, а также белуджскими сепаратистами и талибами вдоль общей границы. В последние годы также продолжались переговоры по улучшению торговых отношений и сотрудничеству.
Индия является одним из главных импортёров оружия. Большие объёмы вооружений закупаются в России: танки, самолёты и подводные лодки. Пакистан является стратегическим партнёром Китая. Отношения Ирана и Пакистана также стремительно развиваются.
Война разгорелась: Пакистан нанес ответные удары по территории Ирана
Министры выразили признательность за оказание гостеприимства миллионам афганцев Пакистану и Ирану, призвали международное сообщество оказать этим странам необходимую поддержку и помощь. Проект совместного газопровода Пакистана и Ирана оказался заморожен на более чем 10 лет из-за политических потрясений и международных санкций. Предложение Ирана дает Туркменистану возможность обеспечить поставку газа в Пакистан, не дожидаясь изменения ситуации вокруг МГП ТАПИ, который остается в подвешенном состоянии.
Талибы, Россия и ООН призвали Иран и Пакистан к максимальной сдержанности
Отношения между Пакистаном и Ираном непростые, но не враждебные, отмечает издание. Россия также призвала Иран и Пакистан к максимальной сдержанности и решению вопросов исключительно дипломатическим путем, заявила 18 января официальный представитель российского МИДа Мария Захарова, пишут Известия. Сложности в отношениях между Ираном и Пакистаном связаны с деятельностью "Джаиш уль-Адль". Из-за обострения отношений с Ираном Вооруженные силы Пакистана были приведены в высокую боевую готовность.
Иран оказался в кольце войны
Нападавшие, потери которых неизвестны, скрылись на территории Пакистана. Кто стоит за ночной атакой, гадать особенно не приходилось: в регионе периодически совершает террористические вылазки организация «Джейш аль Адль» — «Армия справедливости», которую иранские власти именуют, наоборот, «Армией несправедливости». Она состоит, главным образом, из этнических белуджей. Этот ираноязычный народ, по сей день живущий, по большей части, кочевым скотоводством — одна из многих жертв борьбы великих держав, которые, в зависимости от своих интересов, делили территории, особенно не заботясь о том, что думают на этот счет местные жители. Раздел Белуджистана — этой не очень интересной экономически, но важной стратегически земли — казалось, завершился окончательно во второй половине прошлого века. Тогда земли, населенные белуджами, отошли Ирану, Пакистану и Афганистану.
Это до поры, до времени всех устраивало. В первую очередь, самих кочевников-белуджей, больше лояльных своему племени или клану, чем этносу в целом. Ситуация изменилась с исламской революцией в Иране. Там возникло белуджское сепаратистское движение, первоначально принявшее религиозную оболочку. Белуджи-сунниты выступали против власти шиитов в стране.
В этой связи важно отметить, что у Китая сложились деловые отношения как с Ираном, так и с Пакистаном. В частности, с Исламабадом заключено соглашение о строительстве Китайско-пакистанского экономического коридора КПЭК , благодаря чему Пекин получит выход в Оманский залив, связав Синьцзян с пакистанским портом Гвадар в провинции Белуджистан. А с Ираном, как утверждают в Пекине, у Поднебесной установилось «всеобъемлющее стратегическое партнёрство с обоюдной и твёрдой поддержкой».
Поэтому, видимо, Пекин и не стал комментировать ирано-пакистанский конфликт, и это вполне соответствует духу китайской прагматичности в международных делах. Официальный представитель МИД России Мария Захарова отметила, что Москва с тревогой наблюдает за растущим обострением ситуации в ирано-пакистанском приграничье, напомнила, что обе страны состоят в ШОС и призвала Тегеран и Исламабад к сдержанности и решению проблем политико-дипломатическими методами. При этом российский МИД подчеркнул: антитеррористические операции необходимо проводить вне суверенных территорий и в координации между властями вовлечённых государств.
Нападения на «антииранские террористические группировки» на территориях Ирака, Сирии и Пакистана, как и ожидалось, получили негативный отклик со стороны Вашингтона. По его мнению, этого «немного многовато», чтобы назвать Иран «ведущим спонсором терроризма» и нестабильности в регионе, поскольку с его стороны меры были вынужденными. Нью-Дели подчёркнуто дистанцировались от ирано-пакистанского конфликта.
Представитель МИД Рандхир Джайсвал подчеркнул «бескомпромиссную приверженность» своей страны борьбе с терроризмом, но признал право любого государства предпринимать действия в целях самообороны. Можно сказать, всё завершилось относительно благополучно. Стороны конфликта очередной раз поклялись в дружбе, выразили похвалу своим вооружённым силам за самоотверженные и профессиональные действия и в очередной раз назвали себя братскими народами.
Но это ещё ровным счётом ни о чём не говорит, поскольку, несмотря на китайские инвестиции и новые рабочие места, белуджи, у которых очень скверный характер - из-за того, что они жаждут собственной государственности и хотят быть полноценными хозяевами на своей земле, не в восторге от экспансии в их регион как китайцев, так и индийцев.
При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована. Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.
В Исламабаде заявили, что целью военных были экстремисты. Вместе с тем пресса написала о девяти погибших, среди которых есть женщины и дети. Тегеран заявил официальный протест пакистанской стороне.
Пакистан начал стягивать боевые подразделения к иранской границе
Саудовская Аравия оказывала давление на Пакистан с целью ослабления его связей с Ираном, однако общая тенденция в отношениях не изменилась. Лидеры Ирана и Пакистана договорились укреплять сотрудничество в области экономики и безопасности на встрече в понедельник, целью которой было сгладить дипломатические разногласия. Главы МИД Ирана и Пакистана даже поговорили по телефону, заверив друг друга в сохранении хороших отношений между странами. Иран и Пакистан установили отношения 14 августа 1947 года, в день провозглашения независимости Пакистана, когда Иран стал первой страной, признавшей Пакистан. Это одна из причин, из-за которой для Ирана принципиально важно найти консенсус в отношениях с Пакистаном в вопросах безопасности и борьбы с терроризмом.