Усадьбу Морозовых в Подсосенском переулке ожидает масштабная реставрация. Здание, в котором сейчас располагается Дом народов России, сделают современной площадкой для мероприятий, проходящих в стенах особняка. Особняк Морозова в Подсосенском Вместе с Ириной Левиной приглашаем вас посетить один из самых интересных московских особняков — особняк Алексея Викуловича Морозова в Подсосенском!
Экскурсия в усадьбу Викулы Морозова, г. Москва, Подсосенский переулок 21
Про городскую усадьбу Морозовых в Подсосенском переулке я писал 2,5 года назад, но внутрь тогда я не попал. Мой рассказ об одной из великолепных городских усадеб, что высится в пределах Садового кольца, недалеко от Курского вокзала в тихом Подсосенском переулке. Особое внимание уделим Викуле Морозову, который купил эту усадьбу в Подсосенском переулке, и его сыну Алексею, получившему особняк в наследство.
Особняк А.В. Морозова в Подсосенском переулке
Особняке Морозова в Подсосенском переулке, д. 21 стр. 1., проводит выставку скульптуры и мозаики Теймураза Рашоева в Москве. Городскую усадьбу Морозовых, что в Подсосенском переулке, тоже не закрыли. Имя Алексея Викуловича Морозова в последние годы чаще вспоминают в связи с тем, что у него в особняке архитектор Франц Осипович Шехтель сделал очень красивый кабинет с библиотекой и гостиной. Особняке Морозова в Подсосенском переулке, д. 21 стр. 1., проводит выставку скульптуры и мозаики Теймураза Рашоева в Москве. Усадьба в Подсосенском переулке известна еще с XVIII века, а в основе бывшего главного дома до сих пор сохраняются старинные палаты.
Дальнейшая судьба особняка
- Врубель в темноте. Выставка "Два желания" в особняке в Подсосенском: moscow_i_ya — LiveJournal
- Реставрация усадьбы Морозова началась в Москве
- Все экскурсии по теме
- Особняк А.В. Морозова в Подсосенском переулке
Дом недели: усадьба Алексея Морозова в Подсосенском переулке
Алексей Викулович Морозов в основном занимался коллекционированием фарфора, серебра, икон, портретов. Его коллекцию после 1917 года национализировали. Здесь заработал музей фарфора. Бондаренко писал по этому поводу [2] : Морозов не бросился за рубеж, остался около своего собрания и с удивительным покорным спокойствием занимался описанием и охранением своего музея.
Савва Морозов положил глаз на 17-летнюю Зинаиду еще в тот момент, когда присутствовал не ее венчании с его же племянником Сергеем Викуловичем, владельцем мануфактуры в Никольском. Чувства оказались взаимными, и вскоре купец-магнат и молодая жена Сергея Морозова стали тайно встречаться. В итоге она приняла решение развестись и официально вышла замуж за возлюбленного, однако старообрядческая община не одобряла союза Саввы Морозова и молодой «разводки-бесприданницы». Савва и Зинаида Морозовы прожили вместе почти два десятка лет.
Дом на Спиридоновке задумывался для нее. Но кому можно было доверить столь важный проект? Конечно же, 33-летнему архитектору Федору Шехтелю. В то время он был уже известным зодчим, выстроившим немало зданий для богатого купечества, да и самому Морозову спроектировал прекрасный загородный дом. Серьезный заказ Саввы Тимофеевича кстати, до того момента все проекты Шехтеля были скромнее вызвал у амбициозного архитектора огромный интерес. Федор Шехтель сразу же предложил хозяевам три проекта, разработанные в разных стилях — ренессанса, рококо и английской неоготики. Морозов, конечно же, выбрал столь близкую ему неоготику, и Шехтель создал невероятно красивый дом-замок, привнеся в него также легкий романтизм и одухотворенность модерна.
Дом напоминает средневековый замок. Все работы контролировала сама Зинаида, и часто те или иные архитектурные решения создавались при ее непосредственном участии. Для Федора Шехтеля этот проект стал судьбоносным. Дом Саввы Морозова получился одновременно и романтическим, и величественным, и по тем временам современным. Башнеобразные корпуса, арки шикарного крыльца, зубцы, резные своды и фантастические персонажи на фасаде — все это отсылает нас ко временам средневековых рыцарей.
Многие считали, что Елисей Саввич не столько придерживается веры отцов, сколько изобрел свою, елисееву веру. После Елисея Саввича владельцем усадьбы стал его сын, Викула Елисеевич.
Дом с атлантами построил именно он, обратившись к архитектору Михаилу Чичагову. А в 1895 году его наследник — Алексей Викулович, пригласил Франца Шехтеля переделать часть интерьеров. Шехтель в это время строил особняк Зинаиды Морозовой жены представителя другой ветви Морозовых — Тимофеевичей на Спиридоновке.
Наверняка, вы уже дарили ей свои восхищенные взгляды, прогуливаясь или проезжая по Москве. А ведь на один вечер вы можете стать хозяином этой великолепной жемчужины XVIII века и отметить здесь свой праздник. В прошлом в этом здании проходили самые блистательные балы и приемы Москвы, а сейчас его выбирают для модных праздников. Красивых исторических зданий в столице много, но редко какое из них может похвастаться такой историей, обрамленной громкими именами и красивыми легендами. Усадьба первоначально принадлежала фабрикантам Плавильщиковым, у которых она была куплена в 1839 году Елисеем Саввичем Морозовым, представителем известной купеческой династии. В 1878-1879 годах его сын Викула Елисеевич, унаследовавший владение, выстроил для своей семьи новый дом, по красной линии переулка.
Особняк А.В.Морозова в Подсосенском
Морозовых позже Парк 1 Мая , а затем там, где ныне располагается стадион «Знамя труда». По другую сторону железной дороги на средства И. Вместе со своими братьями и сёстрами он принимал участие в сооружении и финансовой поддержке ряда других социально значимых объектов в Никольском, Зуеве, Орехове. Это и больница, названная затем второй городской, и Парк гг. Морозовых совместно с Тимофеевичами , и старообрядческий храм Рождества Богородицы на Кузнецкой улице, освящённый в обновлённом виде в декабре 1913 года. То же самое происходило и в Москве, где Иван Викулович был почётным попечителем 2-го Тверского попечительства о бедных. Вместе с братом Алексеем он исполнил завещание отца, который оставил 400 тысяч рублей на строительство больницы архитектор И.
Теперь это Морозовская детская городская клиническая больница, являющаяся одним из крупнейших в стране медицинских центров. Морозовская детская клиническая больница в Москве. Иван Морозов, его братья и сёстры взялись за возведение Воскресенско-Покровского храма поморского согласия — первого после того, как в 1905 году царь издал «Высочайший указ об укреплении начал веротерпимости». Строительство храма поручили Илье Евграфовичу Бондаренко, по проекту которого в Зуеве был расширен и реконструирован храм Рождества Богородицы. Как вспоминал сам архитектор в мемуарах, в правлении Викуловской мануфактуры по поводу строительства московского храма ему сказали: «Вот Вы, говорят, крепко знаете Русь, так вот церковку нам выстройте, чтобы она была наша, своя, родная! Освящение храма в Москве состоялось 8 июня 1908 года.
В торжественной церемонии по этому случаю принял участие и ореховский хор беспоповцев этот храм, в котором продолжаются реставрационные работы, находится по адресу Токмаков переулок, 17, недалеко от станции метро «Бауманская». Однако всё изменилось в жизни Морозовых и многих других предпринимателей после революции 1917 года. Вся их собственность была национализирована, в том числе и особняк Ивана Викуловича в Леонтьевском переулке, а его семье оставили лишь одну комнату во флигеле. Морозовский особняк был отдан посольству Германии, после того как оно лишилось прежнего здания в Денежном переулке, где в июле 1918 года был убит германский посол граф Вильгельм фон Мирбах. Немцы обосновались в новом здании в Леонтьевском переулке, Постоянно рос штат посольства, поскольку хорошо развивались торгово-экономические отношения между СССР и Германией. В апреле 1922 года на Генуэзской конференции был подписан Рапалльский договор между РСФСР и Веймарской республикой о восстановлении между ними дипломатических отношений и урегулировании всех спорных вопросов.
Здание Посольства Германии. После прихода к власти Гитлера германское посольство и его сотрудники были основными поставщиками информации в Берлин, поскольку немецкие дипломаты уже знали, что вскоре начнётся война Германии против СССР. О косвенных признаках приближения роковых событий поведал недавно журнал «Международная жизнь». Оказывается, что сам германский посол в Москве Вернер граф фон дер Шуленбург часто ездил в Берлин и будто бы уговаривал Гитлера не начинать войну на Восточном фронте. Другие дипломаты германского посольства начали отправлять членов своих семей и даже мебель на родину, а их жёны скупали в комиссионках всё то, что могло им пригодиться дома.
В ноябрьских сумерках не разглядеть рустованный фасад, декорированный лепниной, и картуш с буквой «М» — Морозовы. Подбадриваю себя тем, что вся красота — внутри. От отца к сыну Усадьба, занимающая и сегодня почти квартал, первоначально принадлежала фабрикантам Плавильщиковым. Но в 1839 году ее купил Елисей Морозов старший сын Саввы Морозова. Затем усадьбу унаследовал Викула Елисеевич, перестроивший ее под нужды семьи. Автором нового проекта стал архитектор Михаил Чичагов. В 1895 году усадьба перешла к Алексею Викуловичу, пригласившему Шехтеля обновить убранство. К тому времени Федор Шехтель уже считался домашним архитектором Морозовых. Хозяин дома в Подсосенском переулке не требовал радикальных строительных работ, но ему хотелось обновить здание, чтобы оно соответствовало духу времени. Бывал у дяди на Спиридоновке, у двоюродного брата на Смоленском бульваре. Конечно, ему тоже хотелось быть модным», — объясняет экскурсовод Анастасия Киселева. Модным в то время считалось иметь залы или комнаты разных стилей. Поэтому прогулка именно прогулка, особняк Алексея Викуловича огромный по дому — это путешествие по разным историческим эпохам. Прогулка Сначала посетители попадают в вестибюль в египетском стиле.
До сих пор сохранился главный дом его усадьбы — это два нижних этажа пятиэтажного дома во дворе нынешней усадьбы, почти прямо от белокаменной арки ворот. В 1879 году Викула Елисеевич Морозов, глава «морозовской ветви «Викуловичей», получив в наследство дом, построил по красной линии владения новый шикарный особняк по проекту одного из известных тогда архитекторов — Михаила Чичагова. В последующем, автор зданий театра Корша в Богословском переулке и ресторана «Эрмитаж» на Трубной площади. Фасад усадьбы в Подсосенском переулке обильно украшен: у парадного входа стоят атланты, поддерживающие балкон, по бокам можно увидеть вазоны, а на главном аттике дома ангелы поддерживают медальон с буквой «М» Морозовы. Не только фасадом примечательна усадьба, но и внутренним убранством!
После революции 1917 года усадьба была национализирована, но А. Морозов некоторое время оставался ее хранителем и даже добился открытия в своем бывшем доме музея. Позднее в особняке Морозовых располагались различные учреждения, но его роскошные интерьеры хорошо сохранились до наших дней. Дата экскурсии Маршрут нажмите на название тура, чтобы посмотреть подробную программу и наличие мест!
Наследие Морозовых: от усадьбы до Дома народов России
Есть у меня такая забава: строить маршрут от точки до точки в яндекс. Так и в этот раз получилось. Вроде всё поняла, но в реальности столкнулась с привычными в наше время препятствиями в виде внутриквартальных заборов. Передо мной шли двое мужчин с включённым смартфоном, пытаясь по подсказкам регистратора найти нужное… Но вот нужные двери найдены. Спрашиваю охранника, нужно ли предъявлять паспорт, как указано было в объявлении?
Перед лестницей на второй этаж стоят заполненные под завязку металлические вешалки.
Особняк внутри. Интересно, что почти вся она, а также деревянная отделка были изготовлены на мебельной фабрике родственника Зинаиды Григорьевны, П. Особняк Морозова. Внутренние интерьеры. Талантливый художник стал, например, автором эскиза витража торцевой стены «Встреча рыцаря-победителя», расположенной в начале лестницы скульптурной композиции, навеянной сюжетом оперы Мейербера «Роберт-Дьявол», и трех панно, украсивших одну из гостиных ее использовали как курительную комнату. В создании эскизов и чертежей принимал участие и сам Шехтель — например, он придумал необычные люстры и некоторую мебель. Оригинальный витраж.
И, конечно же, отдельного внимания заслуживает парадная лестница, перила которой обвиты загадочными змеями и мистическими существами. Экстравагантная лестница. Дом архитектора Федора Шехтеля. Став пайщиком и по сути одним из основателей Московского художественного театра и духовно отдалившись от жены по причине разных интересов, Савва Тимофеевич увлекся актрисой Марией Андреевой будущей гражданской женой Горького. И хотя через некоторое время он вернулся к жене, его жизнь покатилась под откос, психологическое состояние стало ухудшаться и, как известно, закончилось все тем, что в один из майских дней 1905 года Морозов был обнаружен супругой мертвым в каннском отеле. Морозов и Андреева. После потери мужа Зинаида Григорьевна не смогла жить в этом доме, который некогда так любила и который был выстроен специально для нее и исходя из ее вкусов. Выйдя повторно замуж, в 1909-м вдова с облегчением продала особняк-замок богатому меценату Михаилу Рябушинскому.
Свое решение она объясняла тем, что в доме ей все напоминает о муже, а по ночам ей мерещится, что в его кабинете кто-то ходит, покашливает и шуршит бумагами, будто бы дух погибшего супруга не хочет оставлять это место.
В 1878-1879 годах его сын Викула Елисеевич, унаследовавший владение, выстроил для своей семьи новый дом, по красной линии переулка. Автором проекта выступил архитектор Михаил Чичагов. Новый усадебный дом был выполнен в формах эклектики, с нарядным рустованным фасадом, декорированным изящной лепниной. Главный аттик дома украшен картушем с буквой «М» Морозовы. В том же архитектурном стиле оформлены и въездные ворота в усадьбу. Оформление интерьеров было выполнено в разных стилях — классическом, русском, ренессансном.
Алексею Морозову от отца достался не дом даже, а целая усадьба. Прежний господский дом, находившийся в глубине участка с большим садом, имел в своей основе старинные палаты, обрамленные флигелями. От переулка усадьба тянулась почти до Земляного вала. В 1879 году для Викулы Елисеевича Морозова с супругой Евдокией Никифоровной, урожденной Кочегаровой, архитектор Михаил Николаевич Чичагов построил новый дом на красной линии переулка. Большой поклонник псевдорусского стиля, он был в том числе и автором сказочного теремка театра Корша теперь Театр Наций. Фасад особняка в Подсосенском переулке хранит черты эклектики. Отделан нарядным рустом, щедро украшен лепниной, гирляндами плодородия с плодами и цветами, орнаментальной дорожкой с меандром, вазонами в нишах, замковыми камнями с мужскими масками, картушами и парой куполов на кровле. Во двор ведут въездные ворота. В картуше под львиной мордой начертана дата постройки — 1879. Пожилые бородатые атланты с грозными ликами, поддерживающие балкон в центральной части, появились позже, в 1895 году. Предположительно, это работа молодого скульптора Сергея Коненкова. Семья Викулы Морозова была большой — десять человек детей. Поэтому и жилище им строилось вместительное, по всем законам старообрядческой веры Морозовы принадлежали к беспоповскому поморскому согласию , поделенное на две половины: левую мужскую и правую женскую. Дом представляет собой пестрый калейдоскоп разнообразных интерьерных решений. Из парадного вестибюля на второй этаж поднимается двухмаршевая мраморная лестница. Кессонированный потолок над ней покрыт гротесками, причудливыми арабесками в помпейской манере, подчеркнут многоярусным карнизом и живописью гризайль по стенам. Обращает на себя внимание искусная каменная резьба. Сам вестибюль оформлен в египетском стиле.
В особняке Морозова в Подсосенском переулке
подсосенский переулок уличное фото двухэтажный дом и маленькая девочка с мужчиной за руку. Особняк Морозова в Подсосенском Вместе с Ириной Левиной приглашаем вас посетить один из самых интересных московских особняков — особняк Алексея Викуловича Морозова в Подсосенском! Интерфакс: В столице началась реставрация усадьбы Морозова, сообщил в воскресенье мэр Москвы Сергей Собянин. Особняк Морозовых Викуловичей, Подсосенский пер., 21. Он построит в Подсосенском переулке большой и очень красивый дом, пригласив архитектором проекта Михаила Чичагова.