21 марта — Навруз: значение древнего праздника, традиции и запреты. Навруз – национальный праздник, отмечаемый иранцами практически всех этнических групп и религий. Восточный новый год, отмечается 21 марта. История Навруза, традиции празднования Навруза в Центральной Азии, Навруз в Узбекистане, праздничные блюда Навруза. Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама.
Навруз-2024. Как мусульмане отмечают главный праздник весны
Суманак - это праздничное блюдо приготовленное из ростков пшеницы. Сама трава является символом возрождения природы и здоровья, красоты, мира и спокойствия в жизни. Еще в прошлые века, во время Навруза, таджики украшали праздничный стол семьювидами фруктов. В каждом доме на стол выкладывали разные фрукты, будь то яблоки, гранаты, виноград, амруд, грецкие орехи, миндаль, фисташки, курага, малина, изюм и другие. В дни Навруза также готовят особые весенние блюда из вкусных трав и злаков. Злаки символизируют новогодние благословения и здоровую пищу природы. Во время Навруза борцы соревнуются в борьбе, верховой езде и в беге. О Наврузе написано много песен и стихов, в которых отражены радость и счастье, уважение к природе, нравственные и социальные ценности.
Участниками праздника Навруз становятся москвичи, жители других регионов России, а также иностранные граждане, в том числе трудовые мигранты из Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, временно находящиеся в Москве. Организаторы: национальные общественные объединения и национально-культурные автономии в городе Москве при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Учитывая межрегиональный и международный характер праздника — в подготовке его мероприятий принимают участие ряд полномочных и постоянных представительств субъектов Российской Федерации и посольств зарубежных стран в Российской Федерации.
Программа Навруза включает праздничный концерт с выступлением профессиональных и самодеятельных коллективов из Москвы, других регионов России и зарубежных стран, демонстрация национальных костюмов, выставки-ярмарки изделий мастеров народного творчества, угощения блюдами национальной кухни. Также в программе Навруза: конкурс плова, соревнования по традиционным видам борьбы народов России, детская площадка.
Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права.
Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца. Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 366 дней, а лунный - 354 355 дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед.
Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов. Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 см и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года.
Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз - чтобы стать основой для праздничного блюда. Перед Наврузом нужно покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги.
Хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его.
Навруз считался главным праздником. В сентябре 2009 г. В Москве Навруз в общегородском формате празднуется ежегодно с 2006 года. Участниками праздника Навруз становятся москвичи, жители других регионов России, а также иностранные граждане, в том числе трудовые мигранты из Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, временно находящиеся в Москве. Организаторы: национальные общественные объединения и национально-культурные автономии в городе Москве при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.
Почему Навруз стал русским хитом
Кроме того, в Навруз принято не запирать входную дверь: это значит, что семья дома и рада встретить гостей. единственный праздник в Иране, который на протяжении многих веков не прекращал своего существования при любых исторических событиях и поворотах судьбы государства и благополучно празднуется. Навруз, в переводе с персидского означающий "новый день", или, как его еще называют в Афганистане, День крестьянина или День посадки саженцев, считается земледельческим праздником, происхождение которого связано с возникновением земледельческого календаря. Слово Навруз (Новруз, Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз), означает новый день, его написание и произношение может варьироваться в зависимости от страны. Навруз отмечается не только в мусульманских странах, но и во многих других местах, где проживают народы, для которых этот день имеет культурное и историческое значение.
Значение слова «Навруз»
Ведь чистый дом - это символ чистоты, мира и нового благополучия. По случаю праздника Навруз таджики готовят разнообразные блюда и напитки, накрывают праздничный стол. Суманак - это праздничное блюдо приготовленное из ростков пшеницы. Сама трава является символом возрождения природы и здоровья, красоты, мира и спокойствия в жизни. Еще в прошлые века, во время Навруза, таджики украшали праздничный стол семьювидами фруктов.
В каждом доме на стол выкладывали разные фрукты, будь то яблоки, гранаты, виноград, амруд, грецкие орехи, миндаль, фисташки, курага, малина, изюм и другие. В дни Навруза также готовят особые весенние блюда из вкусных трав и злаков. Злаки символизируют новогодние благословения и здоровую пищу природы.
Сямяни — проросшие зерна пшеницы — неотъемлемая часть праздника весны. Их начинают сажать за месяц до Навруза, в первый вторник. Ростки символизируют здоровье, богатство и благополучие. Традиции и обычаи во всех странах одинаковые: убирают и украшают дом; за неделю до Навруза поминают предков, просят защиты, делают им подношения; до наступления праздника прыгают 7 раз через костер или по разу через 7 костров; девушки гадают на суженого; первый гость в доме во время праздника должен быть другом.
Как отмечают Навруз На праздник собирается вся семья. На стол подают блюда из курицы, баранины, рыбы и яиц, выкрашенных в зеленый цвет, плов, сладости. В обязательном порядке должны присутствовать 7 продуктов: пророщенные зерна, маслины, яблоки, барбарис, чеснок, уксус и шпинат.
Местные наблюдения древних иранцев, по-видимому, в основном, были связаны с сельским хозяйством, «вероятно, что они традиционно проводят фестивали осенью и весной, чтобы отметить основные поворотные моменты в естественном году». Навруз частично уходит своими корнями в традиции иранских религий , таких как митраизм и зороастризм. В митраизме праздники были связаны со светом Солнца. Иранские праздники, такие как Мехрган осеннее равноденствие , Тирган и канун Челле Йе Земестан зимнее солнцестояние также происходит от бога Солнца Сурья. Среди идей зороастризма - первая монотеистическая религия, которая подчеркивает такие концепции, как соответствующая работа добра и зла в мире и связь людей с природой. Зороастрийские обычаи доминировали на протяжении большей части истории древнего Ирана.
В зороастризме семь наиболее важных зороастрийских праздников - это шесть праздников Гахамбара и Навруз, который приходится на весеннее равноденствие. Согласно Мэри Бойс , «кажется разумным предположение, что Навруз, самый священный из всех, имеющий глубокое доктринальное значение, основан Зороастром самим»; хотя точной даты происхождения нет. Между заходом солнца в день шестого Гахамбара и восходом солнца Новруза праздновалась Хамаспатмаедая позже известная в расширенной форме как Фравардинеган; а сегодня известная как Фарвардиган. Это и Гахамбар - единственные праздники, названные в сохранившемся тексте Авесты. Помимо иранского календаря, упоминаются различные праздники греков, евреев, арабов, сабийцев и других народов. По его словам, «иранцы верят, что Навруз знаменует собой первый день, когда Вселенная начала свое движение». Персидский историк Гардизи в своем труде «Зайн аль-Ахбар» в разделе о зороастрийских праздниках упоминает Навруз среди других праздников и выделяет, что Зороастр особо выделяет празднование Навруза и Мехргана. Хотя слово «Навруз» не записано в ахеменидских надписях, Ксенофон подробно описал празднование Навруза в Персеполе и его продолжительности. Короли разных народов Ахеменидов приносили дары Царю царей.
Значение церемонии было таково, что назначение царя Камбиза II царем Вавилона было узаконено только после его участия в упомянутом ежегодном фестивале Ахеменидов. Было высказано предположение, что знаменитый комплекс Персеполис или по крайней мере, дворец Ападана и Стоколонный зал были построены специально для празднования праздника, связанного с Новрузом. В 539 г. Согласно Британской энциклопедии , история Пурима , рассказанная в Книге Эстер , адаптирована из иранской новеллы о проницательности цариц гарема, предполагаемая, что Пурим может быть принятым иранским Нового года. Конкретная новелла не указана, и сама Британская энциклопедия отмечает, что «никаких еврейских текстов этого жанра персидского периода не сохранилось, поэтому эти новые элементы можно распознать только на основе вывода». Пурим отмечается в течение нескольких недель после Навруза, так как дата Пурима на лунном календаре , а Новруз приходится на весеннее равноденствие.
Навруз был когда-то главным праздником огнепоклонников, календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. По древней зороастрийской традиции эту ночь люди проводят с большим количеством огня и веселья. Официальный статус он приобрёл в Ахеменидской Империи как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени.
В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие. Многие по ошибке считают Навруз исламским праздником, хотя к Исламу он никакого отношения не имеет. Многие по незнанию поздравляют мусульман с Наврузом, считая его началом нового года по исламскому календарю.
Навруз Байрам – праздник прихода весны: когда отмечают, история, традиции
На Навруз к радости Шайтана принято колдовать, заниматься гаданием и предаваться суевериям. С 2010 года Навруз был объявлен национальным праздником и в Грузии. Как отмечать праздник Навруз: пророщенная пшеница, зеленые яйца и 7 продуктов хафт син. Навруз был когда-то главным праздником огнепоклонников, календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. Навруз в переводе с фарси означает "новый день" и отмечается 21 марта. Навруз отмечается не только в мусульманских странах, но и во многих других местах, где проживают народы, для которых этот день имеет культурное и историческое значение.
“Праздник Навруз”
Слово Навруз (также Новруз, Нооруз, Невруз, Наурыз) означает «новый день», а его написание и произношение может варьироваться в зависимости от страны. Навруз – древний праздник весеннего равноденствия у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Ирана, Средней и Малой Азии, Казахстана и других. Навруз был когда-то главным праздником огнепоклонников, календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. На Навруз к радости Шайтана принято колдовать, заниматься гаданием и предаваться суевериям. Слово Навруз (Новруз, Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз), означает новый день, его написание и произношение может варьироваться в зависимости от страны.
Новруз в Иране – какого числа, история и традиции праздника
начало года и весны. В настоящее время Навруз отмечается в день весеннего равноденствия 21 марта как официальное начало нового года по астрономическому солнечному календарю в Иране и Афганистане. В настоящее время Навруз отмечается в день весеннего равноденствия 21 марта как официальное начало нового года по астрономическому солнечному календарю в Иране и Афганистане. На Навруз к радости Шайтана принято колдовать, заниматься гаданием и предаваться суевериям.
Навруз байрам — история возникновения и традиции самого древнего праздника весны
Само слово «навруз» переводится как «новый день». Отмечается он как день Навруз Новый год у иранских и тюркских народов. В этот день повсюду разжигают костры и перепрыгивают через пламя, что не редко приводит к ожогам, а иногда и к пожарам, известны случаи со смертельным исходом. Кстати, в самом Иране, где народ широко отмечает этот праздник, духовные лидеры, в том числе аятолла Хомейни, призывал не отмечать его как не соответствующий Исламу. Навруз был когда-то главным праздником огнепоклонников, календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. По древней зороастрийской традиции эту ночь люди проводят с большим количеством огня и веселья. Официальный статус он приобрёл в Ахеменидской Империи как религиозный праздник зороастризма.
По мнению историков, ему более трех тысяч лет, а появился он на Хорасане в Центральной Азии. Слово Навруз в переводе с фарси значит «новый день», то есть приход Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием. Есть страны, которые отмечают этот день на государственном уровне. Традиция отмечать «Новый день» есть и у российских регионов: Дагестана, Татарстана, Башкортостана.
В истории и культуре Афганистана Новруз является олицетворением жизни, природы и человеческих ценностей. В дни Новруза афганский народ совершает свои обряды, наиболее известные из которых «миле голе сорх» Праздник алых цветов , «джашне дехган» Праздник крестьян и «тахие хафт миве» Приготовление семи фруктов. В Туркмении праздник нового года отмечается два раза в год. Один празднуется по григорианскому календарю, а другой в знак возрождения древних обычаев и традиций туркменского народа. Часть новогодних обычаев, присущих только туркменам, придает этому празднику национальный характер.
Приготовление блюд с названием «кодже» , «ярме» и «самани» , а также проведение различных игр туркменской молодежью, как «мунджук атды» кидание бисера. Скачки, борьба, прыжки в высоту, чтобы достать подвешенный платок, петушиные бои, шахматы и коллективные посещения с целью новогоднего поздравления. В целом праздник Нового года в Туркмении превратился в праздник дружбы, братства и солидарности. В Узбекистане новогодний день является официальным выходным днем. В последнее время Новый год в этой стране празднуется как день свободы и независимости.
В новогодние дни жители всей страны одеваются во все новое, очищают улицы, площади и сады. Интересно, что Новый год признан праздником дружбы и братства разных народностей и племен и эти дни празднуют не только узбеки, таджики, казахи, киргизы и представители других мусульманских народностей, но и другие жители Туркмении, в том числе русские, украинцы, грузины, евреи, корейцы, немцы и т. В новогодние обычаи в Узбекистане входит церемония приготовления еды «саманак» , которая осуществляется по-особенному. После приготовления «саманак» присутствующие радостно поют песни. Есть в Узбекистане и другие традиции.
В их числе народный караван ликования или всеобщая прогулка, скачки, борьба и другие виды спорта, а также проведение вечеров поэзии, встреча с поэтами и писателями, посещение усыпальниц религиозных предводителей, чтение заупокойной для умерших, преподнесение новогодних подарков, новогодние встречи, растилание скатерти «хафтсин». В Пакистане Новый год называют «алям афруз» , что означает новый удел, который своим наступлением озаряет мир. В новогодние традиции Пакистана входит генеральная уборка квартиры, облачение в новые одежды, приготовление разнообразной выпечки и блюд, праздничные подарки и встречи. В новогодние дни пакистанцы воздерживаются от недостойных речей и встречают друг друга с уважением и чистосердечием.
Проросшие ростки пшеницы, перевязанные красной лентой, являются одним из главных символов Навруза. Дома, сады и праздничные столы украшаются вазочками с этими ростками. Почему на Навруз красят яйца? В странах Востока, таких как Азербайджан, Иран и Таджикистан, на Навруз принято красить яйца, что может показаться необычным для жителей Запада, ведь эта традиция ассоциируется с Пасхой — христианским праздником. Крашеные яйца — символ не только Пасхи, но и Навруза. Краска для яиц обычно делается при помощи натуральных красителей, таких как шелуха лука или свёкла. Зелёный цвет яиц символизирует пробуждение новой жизни. Ещё одна традиция, характерная как для Пасхи, так и для Навруза, — состязание по битью яиц. Повреждённое яйцо считается неудачным знаком на предстоящий год.
Навруз-2024. Как мусульмане отмечают главный праздник весны
Он символизирует приход весны, пробуждение природы и начало нового года. Фото: pxhere. В 2024 году Навруз приходится на 21 марта. Традиции Навруза Навруз — это семейный праздник, который отмечается с большим размахом.
Принципом религии была свобода выбора человеком своего пути и принципов, что влекло за собой соответствующие поступки. Одни из первых упоминаний о Наврузе можно встретить в священной книге зороастрийцев «Авесте». Накануне дня весеннего равноденствия персидские правители приносили дары солнцу, прося о плодородии своей земли и процветании страны. К ним принадлежат буддисты и незначительная часть христиан, однако в большинстве своём праздник отмечается мусульманами. Именно поэтому сложилось мнение, что Навруз принадлежит к исламским праздникам, хотя это предположение неверно. Навруз зародился в те времена, когда ислам ещё не распространился на землях, где сегодня отмечают торжество. Более того, арабские народы, большинство представителей которых — мусульмане, Навруз не празднуют, а в Сирии это торжество находится под запретом. Поскольку празднование Навруза широко распространено, можно встретить самые разные варианты его названия — Новруз, Наурыз, Нооруз и т. Согласно преданиям, в день 21 марта добрый дух одерживает победу над злыми зимними силами. С этого момента весна вступает в свои права, а солнце приобретает всё больше сил. Сама суть этого праздника направлена на очищение от грехов и обид, Навруз призывает открыть сердце добру и любви, согласию и счастью. Предания о празднике С Наврузом связано немало преданий. В иранской мифологии сохранились легенды, описывающие появление праздника.
Каждая женщина делает по нескольку сосудов для своей семьи. Их обновят на новый год - Науруз - главный праздник возрождения природы, который исправляется в день весеннего равноденствия. Рваную одежду и старые горшки в новогоднюю ночь выбрасывают из дома, новые вещи должны обеспечить семье богатство и процветание. Поэтому, изготавливая сосуд, женщина шепчет заклинания, призывая магические силы, чтобы горшок был прочным и полным молока и масла». В древних текстах Шатапатха Брахмане и четырех самхитах Черной Яджурведы говорится, что для жертвоприношения пригоден только сосуд, изготовленный без помощи гончарного круга: «... В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гончарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» Кузьмина Е. Процесс изготовления сосуда сравнивается с актом сотворения мира. А сам сосуд - со Вселенной: «... Формуя ленту, арий произносит заклинания: «Поднимись! Стань крепким! Будь большим! Стань прямо! Ты стоишь на прочном основании» и призывает на помощь богов: солнца -Митру, неба - Варуну, огня - Агни, ветра - Вайю и покровителей четырех сторон света. Ведь при помощи сосуда жертвователь «получает потомство, благосостояние, обладание коровами, хорошую мужскую силу, сородичей» Кузьмина Е. Таковы ведические и этнографические параллели во взглядах на сосуды и их изготовление, освященные индоевропейскими богами. Сосуд, как символ изобилия Антонова Е. Большое значение чаша с питьем имела в мифологии саков индоиранцев вообще, благодаря важной роли в их культе опьяняющих напитков. Пиво и буза считались «магическим выражением оплодотворящего начала», поэтому питье этих напитков и манипуляции с ними входили в обряд плодородия. В сакских каменных изваяниях, также отражающих в своей основе трехчленное восприятие вселенной, в качестве атрибута нередко фигурирует со-суд-ритон. Это же изображение характерно и для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии У1-Х вв. Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т. Раевский Д. Известный казахстанский ученый-археолог К. Акишев, отмечая архитектурную особенность сакского могильника Берккары, писал, что каменные выкладки вокруг курганов «отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен». Представления эти были систематизированы в стройную структуру, которая, однако, периодически переживала реформы. Все изменения находили отражение, в частности, в календаре, при этом неизменным оставалось начало Нового года - Науруза. Этот и другие календарные торжества служили вехами солярно-вегетативного цикла и устраивались в честь победы бога, мифологического перво-порядка или культурного героя над силами разрушения и хаоса, знаменуя восстановление мирового порядка, позднее этот праздник воспроизводил акт сотворения мира. В момент восхода солнца в день Науруза по знаку жреца правитель возглашал: «Вот новый день Нового года», открывая длительный праздничный цикл возрождения природы. Науруз в жизни народов Средней Азии и Казахстана до сих пор имеет огромное значение. Он является тем временным промежутком, когда завершены работы уходящего года и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла, это своеобразная грань между прошлым и будущим. Для большинства народов Науруз -это точка отсчета возраста человека, «всеобщий день рождения» независимо от возраста младенца с наступлением нового года ему прибавлялся год. Уже с глубокой древности Науруз праздновался как всеобщий, а с укреплением государственности - это семейный праздник, связывающий каждого человека с его родными, с живущими и умершими предками Лобачева Н. Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение. Несомненно, что, помимо иранских национальных компонентов, в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что с древнейших времен тюрки туранцы и иранцы имели самые непосредственные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня. В заключение необходимо отметить, что все попытки некоторых людей представить Науруз или другие неисламские праздники как мусульманские лишены какой-либо научной или исторической основы. Кроме того, согласно положениям исламского вероучения, делать это категорически запрещается. Подобные попытки оказывают негативное воздействие на саму идею универсальности ислам- ской религии, ее всеобщности, глобальности и представляют эту мировую религию в узких рамках своих национальных и племенных воззрений. Тем самым Науруз теряет свою сакральность царственного праздника и становится формой, оболочкой природного качества и народным театрализованным действием. Key words: Nowruz, a spring festival, the Mayan calendar, the Sumerians, the ancient Indo-Aryans, calendar customs, Saki mounds, world religions, medieval, culture, civilization, Turks, Islam, Sogdians. Библиографический список «Авеста» в русских переводах 1861-1996. Абу-Рейхан аль-Бируни. Избранные произведения. Ташкент, 1957. Абусеитова М. История и культура малочисленных народов Казахстана. Алматы, 2001. Антонова Е. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. Бернштам А. Бойс М.
Так, у нас будет 20 марта 20 день первого месяца весны , а в Иране — 1 фарвардина первый день первого месяца весны. При деловом общении с иранцами всегда стоит иметь под рукой конвертор дат, чтобы не запутаться. У нас ведь и рабочая неделя с выходными разная, но про это я расскажу отдельно. История Навруза Навруз — национальный праздник, отмечаемый иранцами практически всех этнических групп и религий. Традиция отмечать новый год в первый день весны восходит еще к 6 веку до нашей эры к периоду царствования Кира Великого. Практически все современные традиции ноуруза имеют корни в зороастризме. Это изначальная религия Ирана, которая все еще практикуется в стране. По правде сказать, большинство иранцев по-прежнему считают древнюю Персидскую империю источником гордости. Вскоре после Исламской революции 1979 года некоторые сторонники жесткой политической линии безуспешно пытались подавить праздник из-за своего доисламского происхождения. Но Иран никогда не разрывал связи с его доисламским прошлым. Отменить или формализировать ноуруз оказалось попросту невозможным. Однако доисламская история Ирана также является частью нашей истории», — сказал Верховный лидер аятолла Али Хаменеи в 2008 году. Навруз почитаем мусульманами. В одном из хадисов говорится: Абдаллах ибн Аббас рассказал внуку Абд ас Самаду ибн Али: «Мухаммаду, да будет мир над ним, подарили серебряную чашу с халвой по случаю Навруза». Он повелел небу, и небо излило на них дождь; поэтому люди взяли за правило лить в этот день воду». Мухаммад съел халву, разбил чашу, кусочки серебра раздал ансарам и сказал: «О, если бы у нас каждый день был Навруз». Существует поверье, что с приходом Навруза на землю спускаются добрые ангелы ферешта. Они дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежды. Но ангелы, по легенде, обходили дома, в которых затаились вражда и где забывали прибраться к новому году. Отсюда два очень важных ритуала Навруза: во-первых, тщательная уборка накануне праздника и, во-вторых, необходимость забыть вражду и ссоры. Ведь тот, кого переполняет ненависть, не может радоваться. Здесь традиционно теплее и снег уходит раньше даже в горных районах. Иранский Курдистан — неофициальное название части Ирана, населенной преимущественно курдами. Самая масштабная церемония Агир Наврузи проходит в деревне Паланган. Это горная террасная деревня среди гор Загрос, а один из притоков реки Сирван делит деревню на две части. На Агир Наврузи женщины-курды надевают яркие традиционные платья, а мужчины курды — традиционные костюмы. Жители деревни подготавливают дрова для больших костров. Молодые девушки и юноши несут горящие факелы и символически зажигают Огни Навруза, открывая дверь Новому году и приветствуя Навруз. На крышах домов собираются музыканты, играющие на дафе иранском бубне , а люди танцуют и водят хороводы вокруг костров. Они будут гореть всю ночь, освещая путь новому году и новому началу. А когда полностью прогорят, многие фермеры возьмут себе пепел этих костров, чтобы смешать с землей на полях и тем самым дать понять пашням, что приходит весна и пора просыпаться от зимней спячки. Хане Текани — генеральная уборка перед иранским новым годом Ноуруз отмечают с размахом и начинают готовиться заранее. Одна из главных традиций перед новым годом — Khaane Tekaani — плановая генеральная уборка. В переводе с персидского это буквально означает «тряска дома». Примерно за 10-14 дней до ноуруза семья собирается вместе и начинает намывать, начищать и драить дом от пола до потолка. Перетряхивают все подушки и чистят ковры, намывается и начищается посуда, перестирывается все, что только можно перестирать. В доме расставляются гиацинты, тюльпаны и нарциссы — как символ весны. Каждому члену семьи торжественно вручается новая одежда и минимум две пары новой обуви для праздника. Когда в Иране празднуют новый год, принято оказывать внимание не только живым, но и ушедшим членам семьи. По древней традиции зароастризма дом окуривается эсфандом и диким рутом. Считается, что это изгоняет злых духов и дает сигнал душам предков. Благовония служат приглашением в новый очищенный дом и сигналом, что скоро им будут оказаны почести. Когда духи предков спускаются на землю в чистый красивый дом, полный счастливых людей, они могут не беспокоиться и вернуться на небеса спокойными. В Иране к новому году украшают не только дома, но и весь город. Вот только к Ноурузу в Иране используют не разноцветную иллюминацию, а цветочные гирлянды и ленты.