Новости кто такой берендей

Происхождение слова «берендей» Есть версия, что Берендеи это "кольчужники" от тюркского слова "берен" -"кольчуга". Историки считают, что именами берендеи, торки и чёрные клобуки русские называли один и тот же народ или ряд очень близких между собой народов. Значение слова Берендей на это м. разг. 1) Тот, кто постоянно живет в лесу. Давно исчезли берендеи, но сохранилось в качестве наследства в поучение потомкам красивое гадание на листьях. Берендеи так и остались язычниками, все попытки обратить их в христианство были неудачными. Кто такой берендей. Берендеи у славян. Берендей языческая мифология. Торки народ. Племя берендеев.

Навигация по записям

  • Кто такие берендеи: гадание берендеев
  • Кто такие берендеи – Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
  • Кто такие берендеи: гадание берендеев
  • Кто такие берендеи – Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
  • Bestiary.us

Берендеи — воины и хранители традиции

Очевидно токри и берендеи, продолжавшие вести степной, кочевой образ жизни, были вовлечены в формирование татарского населения Золотой Орды, а те, кто оказался в глубине русских территорий, постепенно растворился в славянской массе. Видео о Кто такой Берендей, Царь Берендей в Переславле-Залесском. Кто такие берендеи. В «Сказке о царе берендее» В. А. Жуковского Берендей — отец Ивана-царевича.

Форма поиска

  • Берендей – слово многозначное. » Боги Славян
  • Что за загадочный народ берендеи?
  • Кто такие берендеи: гадание берендеев
  • Берендеи! Кто они были?
  • Значение слова «берендей»
  • Кто такой Берендей

Кто такой берендей в славянской мифологии. О ведославных берендеях

О нем очень мало известно и, возможно поэтому, в школьных учебниках истории про него обычно не пишут. Чаще всего при слове Берендей мы вспоминаем пьесу Островского «Снегурочка», однако сказочный царь, правящий «царством добрых берендеев», не имеет ничего общего с настоящим древним народом. Берендеи в литературе представляются нам вполне цивилизованным мирным народом, живущим в городах и селах. Однако в русском фольклоре этим словом обозначают оборотней, превращающихся в медведей. Существуют в нашем языке и такое забытое слово как «берендейка» — часть старинной военной амуниции, — перевязь, к которой привешивались принадлежности для заряжения ружей, а еще так назывались резные расписные куклы. О значимости этого слова говорит то, что от него существовали и производные: «берендеечниками» назывались мастера, которые «берендерили» — мастерили берендейки. Вот, пожалуй, и вся лингвистическая память, которая осталась в нашем языке от целого народа, который около тысячи лет назад представлял собой значимую силу в древней Руси. Правда, еще сегодня название «Берендей» часто дают различным объектам — от ресторанов до лесных баз отдыха, однако эта тенденция, скорее всего, связана все с тем же сказочным царем, созданным Островским. Берендеи по версии Островского — миролюбивый древний славянский народ В официальной науке принято считать берендеев кочевым племенем тюркского происхождения.

В 1097 году они впервые упоминаются в русских летописях вместе с торками и печенегами. История сохранила сведения о том, что этот народ был вассалом русских князей, — опытные конные воины помогали в борьбе с половцами и иногда участвовали в междоусобных войнах на Руси. Кочевников-союзников древние летописцы называли «своими погаными», впрочем, тысячу лет назад это слово имело менее уничижительный оттенок и означало просто иноверцев оно происходит от латинского «paganus» — «языческий», «сельский». Однако взаимоотношения между двумя народами складывались не всегда мирно. Летописи X-XIII веков — практически единственный источник информации о берендеях Чуть позднее, около 1146 года кочевые племена, дружественные Руси, вошли в племенное объединение «Чёрные клобуки». Берендеи стали важнейшей его частью, наравне с печенегами. В дальнейшем русские князья неоднократно награждали верных союзников городами и землями под них. Вот тут у многих ученых и просто любителей древней истории возникает вопрос о некотором противоречии.

Дело в том, что кочевые племена вряд ли могли обладать развитыми навыками управления и организации, чтобы не только успешно править подаренными городами, но и строить свои! А ведь точно известно, что берендеи основали несколько поселений: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и другие. Первый из них был столицей чёрноклобукского союза. Кроме того, неясно, почему вольное кочевое племя вдруг стало добровольнослужить русским князьям и бороться против родственных им народов, почему, согласно летописям, они сами просили в качестве награды именно земли, чтобы строить новые города. Вот такие нестыковки позволяют сегодня строить альтернативные гипотезы о происхождении загадочного племени. Высказываются мнения о том, что берендеи — исконно славянский народ, по каким-то причинам вынужденный искать себе новое пристанище, и даже о том, что они были потомками скифов. Доказательств у таких версий обычно не слишком много, но их создатели утверждают, что и общепризнанная версия «построена на песке». По мнению ученых, берендеи были кочевым племенем тюркского происхождения Точно известно, что загадочные берендеи действительно представляли значимую военную и политическую силу на Руси, но упоминания в летописях о них встречаются только в промежутке между X и XIII веками.

Откуда они пришли и куда делись потом — летописцы нам не рассказали. Возможно, что во время монголо-татарского нашествия берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде, частично ушли в Болгарию и Венгрию. Высказывается даже версия, что берендеи и половцы были предками казаков. Казаков, наравне с русскими и индейцами майя относят к числу 20 самых загадочных народов в мире, о происхождении которых учёные спорят и сегодня Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: Источник В статье рассматриваются реальные и мифологические истоки образа Берендеева царства, ставшего основой художественного воплощения идеала свободного гармоничного общества в «весенней сказке» А. Островского «Снегурочка». Сопоставлены различные предположения и выводы фольклористов, краеведов, этнографов, литературоведов, связанные с этимологией слова «берендеи». Приводятся легенды и предания города Переславль-Залесский о царе Берендее, Берендеевом болоте, «каменной бабе» и др.

Любивая Анастасия Юрьевна, выпускница Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет. Article considers real and mythological sources of an image of the Kingdom of Berendey which has become a basis of artistic realization of an ideal of free harmonious society in «the spring fairy tale» of A. Ostrovsky «Snow Maiden». Authors compare various assumptions and conclusions of specialists in folklore, local historians, ethnographers, literary critics connected with etymology of the word «berende». Legends and legends of the city of Pereslavl-Zalessky about the tsar Berendey, the Berendeevy swamp, «stone image», etc. Keywords: mythology; Russian folklore; etymology; Russian literature; Russian writers; fairy tales; literary work. В драматургическом наследии А. Островского «Снегурочка» 1873 заняла особое место, став своеобразным итогом творческих исканий писателя.

В «весенней сказке» воплотились идеалы позднего периода творчества художника, его особая эстетическая концепция. Штейн назвал пьесу русского драматурга чудом, поставив ее в один «ряд с такими поэтическими созданиями мирового театра, как комедии Шекспира и Аристофана» [Штейн 1973: 253]. Примечательно то, что сам А. Островский, осмысляя специфику драматического искусства, обращался к опыту английского драматурга: «…интрига есть ложь, а дело поэта — истина. Счастлив Шекспир, который пользовался готовыми легендами: он не изобретал лжи, но в ложь сказки влагал правду жизни. Дело поэта не в том, чтобы выдумывать небывалую интригу, а в том, чтобы происшествие даже невероятное объяснить законами жизни» [Островский 1952: 321]. Оригинальность творения Островского обусловила исследовательскую полемику по вопросу жанрового своеобразия «весенней сказки», который остается актуальным и открытым по сей день: «стихотворная драма на сказочный сюжет» [Лотман 1989]; «романтическая мистерия» [Маньковский 2003]; «философско-символическая драма» [Чернец http]; поэтическая утопия [Гаркави 1969; Лотман 1989; Соловьева 2000]; синтетичный жанр, соединяющий фантастичность феерии, символизм «пьесы-маски», иронию комедии и глубокое содержание народной сказки [Ревякин 1974]. Особую роль в изучении «Снегурочки» играет не теряющая актуальности работа А.

Штейна «Мастер русской драмы» 1973 , в одном из «этюдов» которой исследователем рассматривается история создания сказки, значение фольклора в воплощении принципа народности как основы реализма драматурга: «Через фольклор проникает Островский и в народную жизнь, больше того, в народную жизнь доисторической эпохи, и в этом ему помогает и обряд, и песня, и поговорка, и народное красноречие» [Штейн 1973: 260]. По словам ученого, Островский «создает поэтический стиль, в котором фантастика и психологизм, комедийные и трагические мотивы, быт и поэтический обряд, типическое и индивидуальное составляют неповторимое единство» [Штейн 1973: 264]. Намеченные в XX столетии векторы постижения идейно-художественного своеобразия «весенней сказки» находят свое дальнейшее развитие и сегодня, в современных исследованиях [см. В «Снегурочке» Островского основой художественного воплощения идеала совершенного общества, где царит гармония, счастье, свобода и равенство, стал образ Берендеева царства. История создания пьесы драматурга и истоки образа царства Берендея тесно связаны со славянским фольклором. Легенда о Берендеевом царстве уходит корнями в историю и этнографию города Переславль-Залесский. Сегодня о берендеях напоминают лишь название железнодорожной станции Берендеево по дороге из Москвы в Ярославль и Берендеево болото, которое находится на юге Ярославской области между несколькими деревнями и занимает площадь более пяти тысяч гектаров. В словаре Ф.

Брокгауза и И. Ефрона упоминается, что в этом болоте «Александровского уезда Владимирской губернии», длина которого «10 верст, ширина 4-5 вёрст», «есть следы жилья; по местному преданию, здесь был г. Берендеев, где жил царь Берендей» [Брокгауз, Ефрон 1891: 525]. Кто же такие берендеи? Слово «берендеи» имеет совсем не сказочное происхождение. Переславский краевед В. Воронов утверждает: «Недалеко от Переславля-Залесского, ближе к границе с Владимирской землей, видны остатки древнего жилья, признаки дубовых мостовых, окаменевших от времени, черепки глиняной посуды, обсеченные камни — и все это из года в год затягивается болотом. Ученые полагают, что здесь некогда стоял город Берендеев» [цит.

Берендеями изначально считали кочевой народ тюркского происхождения, называвшийся в летописях то «торками», то «черными клобуками». О неустановленности этимологии названия этого малоизвестного народа писал и М. Фасмер: «берендеи — тюркское кочевое племя в Южной Руси, в 1097 г. Нередко берендеев относили к простым разбойникам. Например, в Энциклопедическом словаре Ф. Ефрона читаем: «Первоначально, когда они были независимы, они занимались исключительно грабежами и набегами на Русь…». Но замечено, что с появлением половцев образ жизни берендеев значительно меняется: «Теснимые половцами, они отступают к южным пределам тогдашней Руси и испрашивают позволения поселиться на окраинах Переславского и Киевского княжеств с обязательством защищать их от набегов степняков. Русские князья не могли, конечно, не согласиться на такую даровую защиту их пограничных владений, и Б.

К объяснению природы этого древнего народа обращается и В. Даль, толкуя слово «берендейка»: «берендейками» называли в торговле игрушки, людей, животных, которые вырезали из дерева «в Троицкой Лавре, в 50 верстах от села Берендеева». От этого слова образовалось слово «берендеить» — «берендейки строгать, заниматься пустяками, игрушками» [Даль 1981: 83]. Но более интересным представляется объяснение В. Далем слова «берендить» — «мешать, препятствовать, спорить, перечить». Именно данное значение могло повлиять на возникновение названия Берендеева царства, которое отличалось неуступчивостью и самостоятельностью. Бакаев полагает, что в основе этого древнего топонима лежит слово «медведь» бер и «деять» делать — т. И, соответственно, тотемом данного славянского племени был медведь.

Неслучайно Берендей зачастую толковался непосредственно как языческий бог, покровитель лесов, рек, родников [Бакаев http]. Так или иначе, большинство исследователей сходится в том, что берендеи — это обособленное славянское поселение, оставившее о себе память не только в топониме, но и в красивых легендах и преданиях. Обратимся к некоторым из них, которые были собраны краеведами В. Лествициным, М. Смирновым, В. Вороновым, А. Бакаевым и др. Краевед В.

Воронов в очерке «Загадки царства Берендея» приводит тексты двух местных преданий. Первое из них рассказывает о появлении «каменной бабы», которая вот уже несколько столетий стоит на берегу болота в районе деревни Черницыно. Согласно преданию, это окаменевшая царица Рогнеда: «Царь Берендей любил по вечерам на озеро ходить. Вечерние лучи солнца скользили по глади озера. Царь ждал, когда взойдет луна и зальет окрестность холодным призрачным светом.

Please login or register.

Зарегистрированные пользователи видят сайт без рекламы. А еще — добавляют комментарии без проверки, пишут в блог и на форуме, могут настраивать интерфейс сайта под себя.

На вопрос «Кто это - Берендей? К этой теме обращались в разное время наш замечательный поэт, удивительный драматург, чудесный необыкновенный композитор. А в наши дни в 1968 году был создан фильм «Снегурочка». Актёр П. Кадочников сыграл в нём роль царя Берендея. Он мудр, прозорлив, добр и справедлив. Начнем с поэтических строк Первый рассказал русскому читателю сказку о царе Берендее В. Ему мало места уделил поэт.

Берендей появляется только в начале сказания и под конец. Каким предстаёт у поэта Берендей? Кто это? Немолодой царь с бородой до колен. У него до старости нет детей. Об этом он глубоко печалится. Уезжая из своего стольного града, чтобы осмотреть своё царство, он отлучился на 8 месяцев. На обратном пути, в конце девятого месяца, в знойный жаркий день ему захотелось отдохнуть. В палатке было душно. Царь размечтался о чистой ключевой холодной водице.

Сел на коня и объехал поле. Ему встретился полный колодец, в котором плавал ковшик с янтарной ручкой. Ковшик оказался не прост: не давался в руки царю. Тогда Берендей перестал ловить хитрую посудинку, а просто нагнулся к воде, утопив в ней всю бороду, стал жадно пить. Утолив свою жажду, несчастный царь не смог поднять головы от колодца. Крепко в него вцепились клещи чудища с горящими, как огромные изумруды, глазами. Не отпускает чудовище. Задумался Берендей. Всё ему знакомо в его царстве, и он согласился. Получил желанную свободу и уехал.

Что ждало царя дома Сказка о Берендее Жуковского продолжается. На крыльцо вышла его встречать царица с хорошеньким младенцем на руках. Закручинился Берендей. Теперь понял царь, о чём он не знал и с кем ему предстоит расстаться. Никому не рассказал Берендей о своём обещании, только всё время ждал, что придут и отнимут ребёночка, и потому был всё время печален. Но шло время, царевич подрастал, никто за ним не приходил, и царь стал забывать историю у колодца. Вырос Иванушка красавцем и поехал в лес на охоту. Приключения царевича Мы продолжаем сказку о Берендее. В чаще из дупла вылез к царскому сыну старичок недобрый с зеленной бородой и зелёными глазами и велел царевичу ехать к отцу да напомнить о долге. Задумался Иванушка и поехал обратно.

Рассказал царю-батюшке о встрече и странных словах. Тут Берендей заплакал и открыл сыну свою страшную тайну. Сел на коня и поскакал неведомо куда. Встретилось ему озеро. На нём плавали 30 уточек, а на берегу лежали тридцать белых рубашек. Взял одну из них царевич спрятался с ней в кустах. Наплавалась уточки вышли на берег и превратись в прекрасных девушек. Быстро оделись в свои сорочки и исчезли. Только одна жалобно покрикивает у берега, бьёт крылышками.

Дом-музей А. Островского в Щелыково Однако я имею право рассказать о хранителях традиции то, что в наше время стало возможно сделать, и буду стараться не повредить лишним словом. А прежде всего я расскажу о берендеях, о коих мне известно более всего, ибо мой род имеет отчасти и эти корни. Многие сразу вспомнят Берендеево царство из сказки Александра Николаевича Островского. Всем памятны прекрасный пастух Лель, Снегурочка — дочь Деда Мороза и Весны, а также Купава, купец Мизгирь… Это герои древней легенды, которую сей драматург и поэт записал в наших местах близ своей усадьбы в деревне Щелыково, что в Заволжье под Костромою. А мои предки Асовы — из Завражья и Борисоглебского, что в пятнадцати верстах от той усадьбы А. Там и сейчас бьет незамерзающий Снегуркин Голубой ключик на Ярилиной поляне в Берендеевом лесу. И мой старый дом, в котором я родился, совсем недалече, — в селе Сокольском, куда Асовы переехали в 50-х годах прошлого века, где и теперь немало моих родственников и где наше родовое кладбище. Конечно, мы — берендеи, вовсе не выдумка поэта. У нас есть история, традиции, живые поныне. Приезжайте на экскурсию в Щелыково, на «родину Снегурочки», где проходят праздники, и вы сами это увидите. Так кто же мы — берендеи? Перелистаем летописи, заглянем и в дощечки новгородских волхвов, послушаем старые предания… Древнейшие сведения о берендеях есть в «Книге Велеса». И они показывают, что наш корень уходит не только на Волгу. Древнейшие летописные сведения о берендеях относятся ко временам Русколани — царства, процветавшего более тысячи лет назад в Причерноморье и у северных отрогов Кавказа. Среди родов, населявших Русколань, «Книга Велеса» упоминает и берендеев. Имя это легко читается по-славянски. Берендеи — это те, кто делаются бером-медведем. Замечу, медведь и поныне — символ России. И там же, в дощечках, рассказывается о том, что во времена Буса у берендеев был вождь — Асень. Между прочим, в поздних приписываемых берендеям легендах попавших в XVII веке в «Мазуринский Летописец» упоминается древний русский князь Асан вместе с князьями Авесханом и Великосаном, которые совершали походы вплоть до земель Египта, показали страх великий «в Иерусалимских странах и в варварах», а также «храбростью и мудростью многих превзошли». Но не только воинским искусством были славны берендеи. Уже в «Книге Велеса» сказано: «Наши жрецы о Ведах заботились и говорили, что их у нас никто украсть не должен, если мы имеем берендеев наших и Бояна» Бус I, 2:2. Здесь берендеи названы хранителями веры. После смерти Буса и разгрома Русколани гуннами конец IV в. Откочевавшие в Приднепровье торки, печенеги, черкасы и берендеи по-прежнему жили как вольные воины. Из-за черных папах, которые они носили, их тогда именовали также «черными клобуками». Берендеями был основан город Переяславль ныне Переславль-Хмельницкий недалеко от Киева. Они по-прежнему несли пограничную службу, отражали нашествия неприятелей, охраняли новую столицу Руси. Когда в Киеве победило византийское христианство, торки и берендеи отделились от Руси и основали Алыберское царство, названное по имени священной горы Алабырь, или Алатырь. Потом берендеи-ольберы вместе с торчинами вошли в Киевскую Русь. В летописях их стали именовать «своими погаными», то есть язычниками, подданными Киеву. Они ничем не отличаются от иных русских богатырей, так же служат Владимиру, так же сражаются со степняками, только имена носят особые. Летописи также сообщают, что берендеи сопровождали князя Владимира в походе против волжских болгар «пошел Владимир на болгар и берендочи с ним». Однако, несмотря на поддержку военных походов киевских князей, взаимоотношения с христианским Киевом у берендеев становились все более сложными. Киевские князья, подстрекаемые византийским духовенством, время от времени устраивали походы на Переславль с целью «обратить язычников». Тогда большая часть берендеев бежала далеко на север, в глухомань, в леса вятичей и финно-угров. Берендеи и другие славяне, бежавшие от междоусобиц к вятичам, принесли с собой великую и древнюю ведическую культуру. Берендеи-язычники верно служили всем владимиро-суздальским князьям. Так, Юрию Долгорукому говорили: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном, и головы свои складываем за твою честь! Ведическая традиция в крае не угасала. Они были украшены рельефами не только с христианскими, но и с древними ведическими сюжетами. Последнее летописное упоминание о берендеях есть в Лаврентьевской летописи за 1206 г. Затем имя берендеев исчезает из летописей, место их занимают казаки. И замечу, что именно из-под Галича Костромского происходят все мои родственники по линиям Высоцких и Горских, да и Асовы — костромские волжане. Здесь следует напомнить историю нашего края, поскольку не все знают, что ведическая традиция продолжала жить здесь и после Крещения Руси. Области берендеев и старинных обитателей края в Поволжье образовали в начале I тыс. Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне — город Городец на Волге. XVII, с. А само древнее Берендеево княжество стало тогда именоваться Городецким княжеством. Области близ Большого Китежа у Светлоярого озера, а также близ Городца Малого Китежа вошли в Нижегородское княжество после их разгрома Батыем в 1238 году. Тогда и град Китеж стал невидим. А известная по летописям языческая Пургасова Русь столицей коей почитается град Алатырь на юге Нижегородчины была разделена между Нижегородским княжеством, а также Золотой Ордой, после сражений с князем Пургасом в 1229 году, согласно Лаврентьевской летописи. Нижегородское княжество, объединенное с Русью Пургасовой и землями берендеев Городецким княжеством , и потом сохраняло ведическую веру наравне с православной. Ведическая вера объединяла волжан тогда в союз с единоверной Золотой Ордой, вплоть до принятия татарами ислама в 1312 году. После сего союз распался. К тому же Золотая Орда ослабла под ударами среднеазиатского тирана Тамерлана. Нижегородское княжество с подвластными язычниками-русами из родов пургасов на юге, берендеев на севере и иных откололось от Золотой Орды и номинально перешло под власть князя московского 1392 год. Но это не помешало нижегородцам отразить поход московских ратей в 1410 году, кои желали утвердить новую власть и крестить «поганых». Окончательно же пургасы, берендеи с нижегородцами вошли в Московскую Русь только после разгрома Золотой Орды Иваном Грозным в 1552 году. Последующая отмена вечевой власти, закрепощение отмена Юрьева дня при Борисе Годунове , а также христианизация края, сопровождавшаяся переводом многих угодий, священных лесов в собственность церкви, а также отписанием целых деревень монастырям, — привели к восстаниям, разинщине, а затем и пугачевщине. Разгром повстанцев и последующий погром капищ, вырубка священных рощ, истребление жречества подорвали основу существования средневековой ведической культуры в том числе и ведорусской литературы в крае. Но это был уже XVII век. И потому очень знаменательно, что именно благодаря берендеям по сию пору сохранилась ведическая православная традиция Руси. Родом из берендеевских мест, из Рязани, был А. Сулакадзев — один из последних хранителей «Книги Велеса», «Боянова гимна», дошедших до нас, а также многих недошедших: «Белой книги», «Китовраса», «Перуницы» и иных. Я знаю многих берендеев из Переславля-Залесского, рядом с которым стоит знаменитое село Берендеево. Окрестности Переславля — это также заповедный славянский край. И по сию пору здесь на Купалу и Коляду собираются потомки берендеев — те, кто воскресил в себе древнюю веру Ведической Руси. Данный текст является ознакомительным фрагментом. БЕРЕНДЕЙ - Дед-Лесовик - дух-повелитель лесов и растительности , предопределяющий жизнь, судьбу и поведение всех обитателей лесных чащоб и обеспечивающий согласие в природе, олицетворение вечно живой природы. Руки его покрыты дубовой корой, в волосах и бороде вьется плющ, по щекам зеленый мох растет, а на голове - птичье гнездо.

КТО ТАКИЕ БЕРЕНДЕИ?

Кто такие берендеи? Расскажу о берендеях, о коих мне известно более всего, ибо мой род имеет отчасти и эти корни. Таким образом, Берендей в русской мифологии является многогранным персонажем, способным проявлять как героические качества, так и черты злодея. И ни у кого не возникало никаких сомнений в том, кто же такие берендеи. Кто такие берендеи. Берендей это не только имя царя, также этим словом древнее славяне называли колдунов и оборотней.

Кононенко Михаил. Берендеи.

Знакомство большинства из нас с берендеями начинается, очевидно, со сказки Александра Островского «Снегурочка». В Болгарии есть две деревни под названием Беренде, название которых, по словам лингвиста Анны Чолевой–Димитровой, происходит от племени берендеев.[3]. В Викиданных есть лексема берендей (L91286).

Берендей - кто это такой? Царь Берендей.

Берендей были политеистическим народом и имели своих богов, которых поклонялись. Какую роль играли Берендей в истории? Берендей были одним из важнейших народов, влиявших на развитие культуры и истории Средней Азии. Их ремесла были известны и ценились во всей регионе. Берендей также были важными участниками торговых маршрутов в Среднюю Азию и Индию. В конце первого тысячелетия до нашей эры Берендей были завоеваны скифами, а затем повлияли на формирование государства Бактрия. В дальнейшем Берендей были завоеваны многими другими народами, включая монголов и тимуридов. Сегодня Берендей являются частью культуры и истории Центральной Азии и сохраняют свою уникальность и культурное наследие. Кто они? Исторические данные Берендей — один из финских народов, населяющих Финляндию. Первые упоминания о них встречаются еще в XI веке в сагах о викингах.

В средневековой западной Европе они были известны как Bear Island или Beornaland, что переводится как «Медвежий остров» или «Страна медведей». Берендей были кочевниками и охотниками-рыболовами, питались тем, что давала природа. Они жили в больших поселениях, называемых котками, со временем начали заниматься земледелием и скотоводством. Культурное наследие Берендей представляли собой народ с богатой культурой. У них были свои традиции, обряды, легенды и язык. Археологические раскопки на территории Финляндии позволяют судить о развитости материальной культуры берендеев. Их традиционной одеждой были косоворотки и брюки из овечьей шерсти, наряду с собственно финскими узорами и элементами одежды.

Старая Русь укрепилась в них и стоит упорно, неподвластная веяниям времен — стеклянным, стальным и бетонным колоссам с вечно спешащими и всегда не успевающими обитателями внутри, не ведающими, кто они есть на самом деле. Шумят березки, весело журчат ручьи, унося остатки зимней стужи в текущую поблизости речку… Выключаем капризный навигатор и прокладываем путь самостоятельно, возвращаясь в маленький городок, сворачиваем на другую дорогу, более наезженную. Она покорно ведет нас вперед, и вскоре сворачивает в густой, дремучий лес, начинаются участки с полностью разрушенным покрытием, через дорогу текут вешние воды из одного болота — в другое. Не иначе, нечистая сила нас водит по ивановским землям… Мы еще долго петляем среди полей, лугов, болот и ручьев, пока в конце концов не выбираемся на участок федеральной трассы, по которой наконец можно двигаться быстрее, нагоняя упущенное время. Затем сворачиваем в направлении старинного русского городка Палеха, всемирно известного благодаря знаменитой палехской росписи. Вскоре после него посреди лесов виден указатель с надписью» «Южа». Долго мы блуждали на пути к Василисе Премудрой, но все-таки благополучно добрались до нее. Для этого правда, пришлось полюбопытствовать у местных таксистов, потому как навигаторы не располагают информацией о названиях улиц в этом населенном пункте. Пересекаем маленькую речку по мостику, поднимаемся по узкой дорожке, идущей сквозь березовую рощу — и мы на месте. Изба у Василисы светлая, большая, с резными наличниками, здесь даже имеется мини-гостиница на два номера. Нас встречают с песнями и с накрытым столом! На крыльце стоит мужичок в старинной красной рубахе, ловко играет на гармошке и поет приветственную песню. Так нас, наверное, нигде не встречали, разве что «Бурановские бабушки». Проходим внутрь, и первым делом по старой русской традиции нас приглашают к столу, на нем — только что испеченные яблочные пироги с вареньем домашним, клюквенный морс и чай травяной. Как в старину гостей встречали, сначала накормят — потом и речи говорить да ответ держать. Между тем заходит в горницу Царь водяной, по сказочной традиции, он — отец Василисы Премудрой, приветствует в доме гостей и интересуется, как мы добрались до его владений. С царем-батюшкой, одетым в нарядный царский кафтан да корону с камнями драгоценными, золотом отороченными, мы познакомились, о себе ему поведали, кто такие будем, откуда и по какой надобности пожаловали в сии глухие места лесные да озерные. Тут мы сколько было мочи принялись звать доченьку его из дальних мест, и как это в сказке часто бывает, расстояние в ней — не помеха, прямо перед нами стоит Василиса-краса, с русой косой, в наряде с кокошником, шитом жемчугами да каменьями цветными. Это правильно, я к вам сейчас тоже присоединюсь. Но прежде позвольте преподнести вам собственноручно дар для музея вашего волшебного, пусть этот кокошник, шитый бисером да камнями драгоценными, росой утренней да туманами густыми, хранится у вас, добрый люд радует. Пусть она вам удачу принесет и в зимнюю стужу Василису от морозов защитит. Пока мы за столом сидели, мужичок вместе с Царем водяным нас песнями под гармошку развлекали, настроение поднимали, чтобы было веселее в сказке этой. В избе, кстати, много интересного можно найти: потолок сплошь расписной, с птицами и цветами диковинными, выполнен он в стиле традиционной ивановской росписи, на волшебной печке, что пироги печет, и то узоры нарисованы, подле нее — сундук с богатствами, на нем предлагается посидеть каждому путешественнику вместе с царем и Василисой. На счастье, на удачу. Кто тут только не был, судя по рассказам хозяев! Отведав вкусных пирогов яблочных, принялись мы разгадывать загадки Василисы Премудрой, ох и непростые они иной раз, да все постепенно и отгадали. Если со смекалкой к этому делу подходить, вспомнить русские народные сказки — ответы можно найти именно в них. После играли в разные веселые игры: палку перетягивали, куб сказочный кидали чтобы новые загадки получить, крынки ухватом ловили. Одни словом, скучать не пришлось, во владениях Василисы Премудрой не соскучишься, и обстановка здесь сказочная, волшебная. А если кто из гостей притомился в дороги — можно и переночевать в гостиничных номерах, если спешить особо некуда, а хочется подольше побыть в озерных этих краях, познакомиться с богатым культурным наследием ивановской земли. Поблизости множество исторических памятников, от церквей да храмов и до знаменитых народных художественных промыслов, один Палех чего стоит. Мы принялись песни петь вместе с Царем водяным, он, видать, это дело любит — дружиться да брататься с гостями дорогими. И складно так все получается, безо всякой репетиции, прямо по сказочному. Передали мы приветы Василисе и батюшке ее царю от всех сказочных героев, что уже посетили, дружно они живут, друг к другу в гости ездят.

После легкого завтрака отправляемся на небольшую прогулку по центру города пользуясь наличием почти часа свободного времени. Переславль-Залесский стоит на берегу Плещеева озера, основан он был в 1152 году, пережил немало событий за всю свою долгую историю. Формальный осмотр местных достопримечательностей не входил в наши планы, на это требуется немалое количество времени, но, как показывает опыт, достаточно немного прогуляться по исторической части любого города, особенно ранним утром, и у вас сложится свое, особое впечатление о том, чем живет его население. Идем по центральной площади, на которой, естественно, установлен памятник Вождю мирового пролетариата, указующего рукой на большой поклонный крест, между символами двух эпох в новейшей истории нашей страны — совсем небольшое расстояние. Возле непременного атрибута каждой центральной площади почти любого провинциального города — здание местной администрации, с которым соседствуют развалины трех некогда жилых домов, уничтоженных пожаром. Вдоль по- весеннему полноводной речки стоят с удочками местные мужики, иногда громко переговариваются друг с другом через реку. Почти возле каждого рыбака сидит в медитативном ожидании улова кот или собака. Вода в реке мутная, весенняя, по берегам много мусора. С другой стороны — высокий вал явно искусственного происхождения, за ним торчат лишь главки церквей, коих там великое множество. Над речкою склонились высокие липы и тополя, еще безлистые, на них весело каркают вороны. Проходим возле жилых коттеджей, все они — разные, каждый украшает свой дом по-своему. Вот на дереве изображен не то старик, не то дух лесной, у соседнего дома — странная композиция из видавшего виды розового унитаза, металлических тазов и прочей пришедшей в негодность бытовой утвари. Рядом — ревущие друг на друга коты. За домиками местных жителей как непременный атрибут исторического городка, вздымается ввысь высокий шпиль колокольни, поблескивая на солнце свежей краской. Мимо проезжает велосипед с дедом-наездником, из рюкзака торчат удочки. Словом, тихий провинциальный городок, который, тем не менее, в сезон является одним из крупнейших туристских центров. Некоторое время стоим на мосту, перекинутому через речку, наблюдаем за быстрым ее течением и рыбаками, скучающими на берегу. Но время неумолимо бежит вперед, нам пора на встречу со сказочным волшебником Берендеем, яркий терем которого увидели возле дороги ещё вчера, настолько сильно он отличается своей сказочной привлекательностью от окружающих, остаточно однотипных построек. Паркуемся поблизости: терем и впрямь очень хорош, сложен из массивных бревен, при входе — высокое крыльцо с резными деревянными колоннами, на окнах ставни расписные, стекла витражные, разноцветные, даже заборы — и те богато декорированы, все говорит о близости сказки, в которую сейчас нам предстоит окунуться. Немного о том, кто такой Берендей: в славянской языческой мифологии Берендей — это колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем, а в русской литературе это мифический царь, как, например, в сказке «Снегурочка» А. Островского, где царь Берендей мудро правит берендеями, в «Сказке о царе Берендее» В. Жуковского Берендей — отец Ивана-царевича. Легенды о проживавших на переславской земле Берендеях уходят своими корнями в глубокую старину, отсюда у авторов проекта возникла идея создания в Переславле-Залесском резиденции сказочного доброго волшебника Берендея. Идея, надо сказать, очень неплохая, особенно учитывая статус города как одного из крупнейших туристических центров дальнего Подмосковья. В тереме нас встречают помощницы Берендея, на большой скамье сидит деревянный Буратино с протянутой рукой, видать, здоровается или просит чего-то у посетителей, сразу не поймёшь. В всем чувствуется сказочная атмосфера, и очень приятно пахнет блинами. Заходим в просторную гостиную, она же — Тронный зал хозяина сказочного терема, самого его пока нет, зато вокруг — множество забавных персонажей, сидящих за прялками. Повсюду — сундуки расписные, наряды праздничные, сквозь витражные цветные стекла льется яркий, разноцветный солнечный свет, играя бликами, усиливая волшебную атмосферу горницы. Перед нами — трон Берендея, за ним — лучики, расходящиеся во всех направлениях. Трон деревянный, резной, с ясным Солнышком посередине. Вот появляется и сам добрый сказочный волшебник Берендей, высокий, с длинной белой бородой, седыми волосами, одет он в праздничный кафтан с рукавами до пят. Высокий он оказывается, по росту почти не уступает Российскому Деду Морозу, в гостях у которого мы побывали недавно. Берендей здоровается с нами, улыбается, спрашивает, как звать нас и откуда путь держим. Олег обстоятельно, в сказочной манере своей, представляет нас хозяину терема, вещает об экспедиции, по стране и миру путешествующей в поисках необычных головных уборов, на сей раз сказочных, героям русских народных сказок принадлежащим.

Значимость берендеев для военной культуры заключается в том, что они не только формировали и организовывали военные отряды, но и влияли на морально-психологический климат в армии. Они показывали пример борьбы и подвига, вдохновляли воинов на подвиги и героические поступки. Берендейские инициативы в образовании и науке Берендейские инициативы в образовании и науке имеют большое значение для Древней Руси. Берендеи играли активную роль в развитии образования и науки, способствуя распространению знаний и идей. Одной из основных задач берендеев было обучение молодых людей, в том числе и регентов. Берендейские училища предлагали широкий курс изучения различных предметов, включая литературу, историю, математику и естественные науки. Эти образовательные учреждения сыграли важную роль в распространении знаний и воспитании нового поколения ученых и интеллектуалов. Берендеи также проводили исследования и эксперименты, способствуя развитию науки. Они изучали астрономию, математику, медицину, а также занимались созданием новых научных инструментов и аппаратов. Важным достижением берендеев было создание первого обсерватории на Руси, которая стала основой для дальнейших научных открытий и исследований. Особую роль берендеи играли в сохранении и передаче знаний и традиций. Они создавали библиотеки и архивы, где хранились древние рукописи, книги и другие ценные источники информации. Берендеи также активно писали и публиковали свои собственные работы, распространяя знания и идеи. Берендейские инициативы в образовании и науке имели огромное значение для развития Древней Руси. Благодаря усилиям берендеев были созданы основы для развития науки и образования, что стимулировало интеллектуальное и культурное развитие страны. Оцените статью.

Кто такой берендей

Он никак не рассчитывал, что она так понравится людям и станет по-настоящему народной. Официально берендеи — это кочевое племя с тюркскими корнями, обычное дело для древней Руси. Отважные опытные конники помогали в борьбе русичей с половцами, других мелких конфликтах: союзники, которых почему-то древние летописцы называли «своими погаными». Оказывается, тысячу лет назад это слово не было ругательным, скорее, оно означало «иноверец» лат. Как бы там ни было, берендеи все же жили на наших территориях и даже основали ряд городов: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев. В английском pagan, в польском poganin, в болгарском — поганец, в словацком — pohan. Не удивляйтесь, что слово имеет христианское значение — язычество и многобожие.

Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты. В борьбе великого князя Ярополка Владимировича с черниговским Всеволодом Ольговичем в 1139 году на помощь киевскому князю пришло 30 тысяч берендеев, якобы посланных венгерским королём. Плетнёва предполагает, что это была та самая орда, которую Владимир Мономах изгнал из Руси в 1121 году. Ярополк предоставил орде для пастбищ земли в Поросье, и с тех пор берендеи стали союзниками Руси. Около 1146 года образовалось племенное объединение, известное под названием чёрных клобуков в него вошли берендеи, торки, печенеги и другие , ставшее «вассалом» Руси. В 1155 году берендеи, состоявшие на службе у Юрия Долгорукого 1155 до 1157 года во время его киевского княжения, захватили в плен много половцев. Уцелевшие отправились в степь за помощью, подошли к Киеву и попросили князя, чтобы тот приказал наёмникам вернуть пленных, но те отказались: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь, а пленники — наша собственность».

Если выступил прозрачный чистый сок, то он не любит. Если сок красный — девушка, безусловно, любима. На русалочьей неделе собирали букет из полевых трав. Каждый из членов семьи выбирал себе цветок и загадывал желание. Букет оставляли ночью во дворе, а утром выходили смотреть. Чьи цветы не завяли и остались свежими, весь год будут здоровы и бодры. Желание их непременно исполнится. Ну а у кого цветы завяли, оставляли исполнение желания на следующий год. О различных предсказаниях, в том числе о гаданиях по листьям растений можно рассказывать долго. Гаданий существует великое множество, например гадание с лавровыми листами на любовь и другие. Главное, когда захотите узнать судьбу с помощью гадания, ищите ответ на вопрос, когда он стал очень важным. Не задавайте один и тот же вопрос дважды, даже если первый ответ вам не понравился. Вернитесь к нему через некоторое время. Не пытайтесь обмануть судьбу. Вторично полученный ответ будет обманчив и только больше запутает реальный ход событий. Название в летописях исчезает к XIII в. Берендеи являются одним из этнических предков украинцев. Некоторыми также считаются предками запорожских казаков, в частности на это указывает их столица — Переяслав один из будущих центров запорожского казачества , а также то, что на Южной Руси принципиально возможно было только полукочевое скотоводство на зиму скот должен находиться в зимовьях , поэтому характер жизни этих людей должен был отличаться от жизни кочевников Средней Азии или Каспия. Однако полукочевым скотоводством занимались все наиболее известные из осевших в западной части Дешт-и-Кыпчак степняков: торки черкасы , кыпчаки половцы , козари бродники.

Среди народов, населявших Древнюю Русь, был народ или общность людей , место обитания которого на куцых картах Древней Руси невозможно локализовать. Речь в данном случае пойдет о берендеях. После нашествия орд Бату-хана об этом народе практически не упоминается, как, впрочем, и о тороках. Само развитие исторических событий, казалось бы, объясняет это умолчание: нет границ — нет и пограничной стражи, это вполне естественно… Однако исчезновение тороков и берендеев с политической арены Древней Руси «антияпетитами» трактуется как свидетельство принадлежности тороков и берендеев к тюркским кочевым народам. Но древнерусское название этого народа «береньдичи» вступает в противоречие с этим утверждением, поскольку окончание «-ичи» русский язык присваивал русским племенам и народам: вятичи, кривичи, уличи и так далее. Видимо, ошибочное отнесение берендеев к тюркским народам и стало причиной того, что «это название еще не получило надежной этимологии», поскольку тюркские языки не могут подсказать этимологического решения исконно русских слов. Так как берендеи как народ или социальная группа людей исчезли с политической арены Руси в XIII веке, то нужно искать истоки этого названия в древнерусском языке. Название «берендеи», судя по его полногласию, появилось в русском языке еще до введения старославянского языка.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий