«Хованщина» впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года.
9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. Мусоргского
Получается, что «Хованщина» — это первая символистская опера, заслуживающая называться символистской даже больше, чем «формально» более соответствующие такому определению оперные опусы Дебюсси или Прокофьева. В 1911 году "Хованщина" впервые была поставлена на императорской сцене в Петербурге (дирижер Коутс, режиссер Шаляпин, среди солистов Шаляпин, Ершов, Збруева и др.). Оперу «Хованщина» и концертную программу показал коллектив Мариинского театра в Псковской филармонии. Учитывая корректировки самого Баратова, редакцию Эмиля Пасынкова 1989 года и последовавшие возобновления, нынешняя постановка «Хованщины» существует уже почти 70 лет. Музыкальную цельность спектакля обеспечил Валерий Гергиев.
Опера «Хованщина» в Мариинском театре
В 1911 году "Хованщина" впервые была поставлена на императорской сцене в Петербурге (дирижер Коутс, режиссер Шаляпин, среди солистов Шаляпин, Ершов, Збруева и др.). В 2016 году опера стала лауреатом премии "Золотая маска" в номинации "Лучший спектакль в опере".1/5. "Хованщина" была поставлена нью-йоркской Метрополитен-оперой только в 1950 году, хотя отрывки из нее были исполнены Метрополитен-оперой еще в 1919 году. пятый спектакль, осуществлённый в рамках проекта «Русские оперы в Астраханском кремле». 9 февраля 1886 года состоялась премьера оперы М. П. Мусоргского «Хованщина».
Из истории оперы «Хованщина»
«Хованщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях, произошедших в России в период между 1682 и 1689 годами. пятый спектакль, осуществлённый в рамках проекта «Русские оперы в Астраханском кремле». Работа же над "Хованщиной" растянулась на долгие годы, происходила с перерывами и не была полностью завершена.
В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"
Апогеем фестиваля стал показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в полной версии, протяженностью трех с половиной часов. «Под управлением маэстро Гергиева в субботу в Большом концертном зале Псковской областной филармонии прозвучит последняя опера Мусоргского – «Хованщина». Незавершенную работу после смерти Мусоргского закончил Николай Римский-Корсаков, в редакции которого опера исполнялась до 1950-х годов. Купить официальные билеты на оперу Хованщина в музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. пятый спектакль, осуществлённый в рамках проекта «Русские оперы в Астраханском кремле». Купить официальные билеты на оперу Хованщина (гастроли Мариинского театра) в Государственный академический Большой театр России.
М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
По общим подсчётам в самосожжениях конца XVII века погибли свыше восьми тысяч блюстителей старой веры. Русский самохолокост, да и только. Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причём сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Опера заканчивается эпической сценой самосожжения раскольников. В одиночестве скорбит Досифей. Он сознает обреченность раскольников. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры. Из леса доносятся звуки труб. Раскольники с молитвой проходят в скит и поджигают себя», — читаем мы в описании спектакля. Правда, трагедия блюстителей «истинного православия» трогает сегодня не всех.
Так ли уж важно, горит или не горит раскольничий скит. Мне кажется, здесь должен гореть оркестр», — заявил директор и главный режиссёр Мариинского театра Валерий Гергиев. Кстати, заканчивал оперу «Хованщина» Николай Римский-Корсаков. Именно он дописал последнее действие и оркестровал всё произведение.
Все солисты на московском представлении "Хованщины" выказали свои лучшие качества профессионального ремесла и художественного артистизма. Опытная, владеющая всеми тесситурами своего голоса, трагичная Семенчук держала на себе неотрывное внимание. Внешность, манеры, поведение, краски голоса Трофимова и Попова абсолютно сливались с их персонажами. Великолепен был Подъячий своими человеческими характеристиками, ужимками и свободой владения сценическим пространством.
Поворачиваясь то к хору, "перебрехиваясь" с толпой, то успевая петь в сторону, не забывал при этом обращаться к публике. Лариса Гоголевская Сусанна убедительно и страстно провела свою сцену. И хотя, как таковой, голос был пестрый по диапазону и давал "петухов", это было даже уместно в создании образа. Евгений Никитин Шакловитый нарисовал нещадного подлеца в сцене убийства Ивана Хованского всеми возможными сценическими средствами.
Крестьянки развлекают его песнями и плясками.
Перед этим Голицын предупреждал Ивана о предстоящей опасности. Но тот не поверил ему. Хованский велит подать ему разные кушанья и приказывает девушкам плясать. Появляется Шакловитый и сообщает о том, что Софья зовет его на тайный совет. Князь сначала не хочет идти.
Он обижен на царевну. Но все-таки велит принести ему одежду. Когда Иван Хованский выходит, наемник Шакловитого убивает его. Он произносит страшный крик и замертво падает. Крестьянки разбегаются.
Шакловитый заливается смехом. Краткое содержание оперы «Хованщина». Место действия — площадь перед собором Василия Блаженного в Москве. Рейтеры везут в ссылку Голицына. Появляется Марфа.
Досифей просит ее принять обратно Андрея. Она соглашается. Андрей Хованский у Марфы спрашивает про Эмму, не верит в происходящее. Когда он видит своими глазами стрельцов, тогда понимает, что ошибался. Он умоляет спасти его.
Преображенский полк Петра направляется к Кремлю. Действие пятое Опера Мусоргского «Хованщина». Краткое содержание V д. Медленно входит Досифей. Он очень задумчивый.
Его одолевает чувство скорби за обреченность раскольников. Он не желает сдаваться врагам и призывает всех сгореть за веру на костре. Марфа спасла Андрея от петровцев в тот раз. Но сейчас их смерть неизбежна. Она говорит ему готовиться к ней.
Марфа разжигает костер от своей свечи. Она полна решимости и не боится умирать за веру. На поляне появляются гвардейцы Петра, они видят пламя. В костре сгорает Марфа, Андрей, Досифей и другие раскольники. Пришлый народ смотрит на костер и скорбит о Руси.
Великолепные декорации дореволюционных постановок, осуществленные по эскизам художника В. Васнецова и К. Коровина, были заменены также весьма удачными и впечатляющими декорациями художника Ф. Из всего этого, далеко не полного, перечня постановок и исполнителей, участвовавших в опере «Хованщина», видно, какой силой притяжения обладал спектакль, постоянно привлекавший широкий круг слушателей и выдающихся исполнителей. И действительно, музыкальная драма «Хованщина» является не только гениальным творением Мусоргского, но и одним из высших достижений русской оперной классики.
Мысль о создании оперы Мусоргскому подал его друг и почитатель Стасов — известный музыкальный критик и искусствовед. Именно ему композитор и посвятил «Хованщину».
«Хованщина» в честь Федора Шаляпина
Он обвиняет Хованского в потворстве стрелецкому пьянству и разгулу, Голицына — в пристрастии к европейским обычаям, и заставляет обоих подумать о спасении страны. Появляется Шакловитый, который сообщает, что Пётр получил донос, «обозвал хованщиной и велел сыскать» Третье действие События происходят в Стрелецкой слободе в Замоскворечье. Проходят в сопровождении толпы монахи с песнопениями. Оставшаяся одна Марфа переживает измену Андрея Хованского, не переставая его любить. Она напевает песню «Исходила младёшенька». Подслушавшая эту песню фанатичная раскольница Сусанна грозит Марфе судом. Вновь появляется Досифей, который защищает и утешает Марфу и прогоняет Сусанну. Появляется Шакловитый, которого беспокоит судьба страны. Когда он слышит песни стрельцов, то скрывается.
Появляются стрелецкие жёны и отчитывают мужей с песней: «Ах, окаянные пропойцы!.. Он сообщает, что приближаются петровские рейтары. У стрельцов мгновенно меняется настроение, и они просят Хованского выступить в ответ. Однако князь указывает всем идти по домам и ожидать «судьбы решения». Четвёртое действие Первая картина События происходят в хоромах Ивана Хованского. Его пытаются развлечь крепостные девушки, однако князь всё равно остаётся хмурым. Появляется гонец, который передаёт предостережение от князя Голицына о «неминуемой надвигающейся беде».
Внезапно появляется Шакловитый — царевна Софья просит князя на совет.
Обрадованный и польщенный, Хованский наряжается в пышное платье, девушки запевают ему славу, но у самого выхода из палаты убийца ударом кинжала поражает Хованского насмерть. Шакловитый торжествует над поверженным врагом. Вторая картина. Красная площадь. Медленно движется печальный поезд — везут в ссылку князя Голицына. Скорбит, не видя выхода, другой представитель старой Руси, Досифей. Появляется Андрей Хованский, еще не знающий ни о смерти отца, ни о полной неудаче заговора, гневный и нетерпеливый. Марфа рассказывает ему обо всем, и присмиревший, испуганный Андрей молит ее укрыть его, спасти.
Начинается траурное шествие стрельцов к месту казни. В последний миг приходит помилование, петровцы торжественным маршем проходят в Кремль. Пятое действие. Поляна в глухом лесу, перед раскольничьим скитом. Досифей в мрачном раздумье. Все пропало — раскольники окружены петровцами; лучше погибнуть от своей руки, чем сдаться врагам.
Представитель приказного сословия, так нелюбимого народом. Двуличный, суетливый и скользкий тип, заискивающий только перед силой, приспособленный к любым условиям существования; князь Андрей, сын Хованского — персонаж, который должен был показать сложные взаимоотношения отца и сына.
Из-за нехватки времени автор не стал отводить ему важной роли в опере; Шакловитый — композитор смело записал ближайшего помощника царевны Софьи как единственного составителя доноса на Хованских. В трактовке автора этот персонаж не имеет конкретного отображения. Скорее его можно представить как воплощение слепой исторической силы; Досифей — подоплекой для создания образа раскольника послужила книга «Житие протопопа Аввакума». Она явилась своего рода музой, но композитор не стал слепо копировать образ, показанный в «Житие». В опере Досифей значительно мягче своего предшественника Аввакума, более близок к народу, более благороден и возвышен; Марфа — светлый лирический образ, пронизанный чертами суровой народности. Одухотворенная и уверенная в себе, Марфа является полностью вымышленным персонажем. Придерживаясь исторических событий, Мусоргский добавил в оперу достаточно заметные искажения исторических фактов, но лишь для того, чтобы помочь лучше понять драматические коллизии, происходящие в то время. Так, вдобавок к главным действующим лицам, были добавлены вымышленные второстепенные персонажи, которые помогают лучше понять замысел композитора и многократно усиливают эффект воздействия на зрителя.
Ключевой фигурой в развитии сюжета является народ — как движущая сила, которая все сметает на своем пути, неостановимая и сокрушающая все преграды, но при этом подневольная власти. Кроме того, композитор достаточно вольно обошелся с временными рамками и добавил в происходящее на сцене те действия, которые произойдут лишь много позже — в 1689 году. Чтобы подчеркнуть ужас беззакония и показать невозможность повлиять на происходящее лишь одному человеку, такое слияние временных событий вполне оправдано и лишь доказывает мастерство Мусоргского, сумевшего гармонично совместить разные периоды истории с жизнью главных действующих лиц. Такая вот краткая история этого сложного и противоречивого произведения. Как видите, тернист и нелегок был его путь, сложна судьба. Но благодаря силе «народной» музыки, благодаря стараниям друзей и сподвижников Мусоргского , «Хованщина» до сих пор остается на сцене, открывая зрителю все новые грани своего сложного внутреннего мира. К сожалению, многими театральными режиссерами до сих пор не понят тот факт, что трактовка массовых сцен обязательно должна быть в динамическом ключе! Статика, которая все нивелирует, превращает оперу в вялотекущее музыкальное представление.
Раскрыть оперу в плане движения, «народных волнений» — вот главная задача режиссера. Так что на сегодняшний момент «Хованщина» остается одной из сложнейших опер, как в плане музыки, так и плане театрального действа. Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: Модест Мусоргский «Хованщина».
Так, осенью 2023 года в Псковском кремле прозвучала опера Мусоргского «Борис Годунов», артисты балета, вокалисты и солисты оркестра постоянно становятся участниками разнообразных концертных программ Псковской областной филармонии. Знаменитая «Хованщина», которую в этот раз привез коллектив в Псков, ведет свою родословную от первой постановки на мариинской сцене в 1911 году. Хочется поблагодарить всех, кто проявил внимание к этой идее, к нашему желанию посвятить этому много времени». Масштабную эпопею народной жизни в эпоху смуты стрелецких бунтов коллектив Мариинки привез в Псков в рамках фестиваля «Гений места», который посвящен Мусоргскому и проводится в год 185-летия со дня рождения великого композитора. Из века в век эта опера не теряет своей актуальности.
Каждое поколение артистов по-своему переосмысляет музыкальные события «Хованщины», расставляя новые акценты, но сохраняя при этом преемственность в трактовке характеров. Мусоргский очень тщательно исследовал сюжет и психологию своих героев, среди которых есть как реальные исторические фигуры, так и вымышленные. В письмах композитора сохранились размышления о мотивах их поступков, построенные на глубоком знании истории и внутреннего мира человека. Драма народа Один из ярчайших образов оперы воплотил на сцене лауреат международных конкурсов Михаил Петренко. Начальник стрельцов, князь Иван Хованский в его исполнении - хитрый, властный, амбициозный, горячий, скорый на руку. Хованский захотел стать царем. Его спрашивают: "А правление какое? Мое, надеюсь"». По словам солиста, талант Мусоргского — космический, искренний, глубокий. Глава раскольников Досифей в исполнении лауреата международных конкурсов Александра Морозова полон искренней веры и мудрости, достоинства и сочувствия к людям, оказавшимся заложниками борьбы старого и нового, исторического, более того — духовного выбора Руси.
Под стать Досифею — его духовная дочь Марфа. Екатерине Сергеевой удалось создать многоплановый и пластичный образ. Богатство тембра голоса позволило ей с легкостью перевоплощаться из влюбленной девушки в полную страстной веры религиозную фанатичку, идущую за своим духовником на самосожжение.
Премьера оперы "Хованщина"
То, что оперный спектакль «мужской» какими бывают и книги, и фильмы с «мужским» содержанием , я поняла уже на первой сцене. Мало того, что музыка «жёсткая», но и картинка не для удовольствия женских глаз: мужчины напиваются и поют , в то время, как рядом на телегу грузят трупы, а женщины отмывают стены и полы от крови. Вот — собираются вместе три князя, три красивых, сильных и до краев наполненных энергетикой мужчины: Голицын, Хованский да Досифей-Мышецкий. Собираются, чтобы поговорить не «о славе, о любви, о женщинах — возвышенно и чисто», а чтобы зубами выгрызть у двоих других власть… И чем закончилось: один в ссылке, второй убит, третий устроил самосожжение себе и своим приверженцам. Власть… Никто ее не добился, зато тремя гордыми и красивыми людьми на свете стало меньше… Это мое личное, а теперь о конкретном спектакле, который смотрела. Музыка — превосходная. Мощнейшие хоры и красивые сольные партии. Сценография В. Арефьева — Русь-изба, в которой «всё, всё, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья». Я бы определила декорацию, как «великолепно», но… уж очень сильно она мне напомнила оформление сцены в РАМТовских «Будденброках»… а там это таки другой сценограф… Хоры я уже похвалила — имхо, они безукоризненны.
Отлично — когда жены приходят в «стрелецкое гнездо» со скандалом, который, благодаря веселому Кузьке Д.
В день открытия состоялась лекция о выдающихся оперных певцах, уроженцах Рязани, а также прошло выступление рязанского камерного оркестра под управлением Сергея Проскурина. Прозвучала премьера увертюры к символ-опере «Евпатий Коловрат».
В «цыганский день» на лужайке во внутреннем дворике кремля прошел интерактивный показ оперы «Алеко». В день духовной и камерной музыки прихожане Христорождественского собора услышали живое исполнение «Всенощной» и «Литургии» Рахманинова государственным академическим хором Московской области имени Андрея Кожевникова. Заключительный день фестиваля был посвящен опере Модеста Мусоргского «Хованщина».
Во дворце Олега прошла беседа на тему «Хованщина. Взгляд в прошлое», зрителям показали отрывки из одноименного фильма. На территории Кремля военно-исторические клубы Москвы и Тулы показали реконструкторское шоу «Стрельцы и Петровцы».
Апогеем фестиваля стал показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в полной версии, протяженностью трех с половиной часов. Постановка московского режиссера Александра Тителя 2015 года получила широкую известность и завоевала премию «Золотая маска» как лучший спектакль в опере.
Завершить «Хованщину» Мусоргский так и не успел: после его смерти остался почти законченный клавир и едва начатая партитура. Кто дописывал «Хованщину» и сколько в ней оставалось от первоначального замысла композитора, слушайте в программе «Нескучная классика». Елена Зачепа.
Еще более загадочным представляется оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке». Традиционное истолкование связывает его с зарождением новой, могучей России, которую создадут петровские реформы… Но вряд ли это имел в виду М. Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а Н. Настоящая же их музыкальная характеристика — «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого. Так на кого же возлагает композитор надежды, с каким из образов оперы связан «Рассвет»? В том-то и дело, что ни с каким — ни одна из музыкальных характеристик ни личных, ни «групповых» теме «Рассвета» не родственна. Так может быть, «Рассвет на Москва-реке» — это надежда вопреки всему? Работая над оперой «Хованщина» до самой смерти, М. Мусоргский так и не завершил ее. После смерти композитора оперу закончил Н.
Премьера оперы "Хованщина"
И вот тут-то и скрыта основная проблема. В чем сверхидея Тителя? Как он воспринимает сверхидею Мусоргского? Политика, — рассказывают нам в МАМТе, — грязное дело. Все — и западники Голицын и квасные патриоты Хованские, и даже настоящие патриоты Шакловитый суть негодяи, озабоченные лишь борьбой за власть. Это не наигранный цинизм, это имеющее под собой основания мироощущение спектакля — в конце концов, настоящий Фёдор Шакловитый сразу после убийства Хованских стал начальником стрелецкого приказа а после стрелецкого бунта 1689 года был казнен победившим царем Петром. Даже вера не дает в этой постановке отдушины — Досифей заставляет вспомнить бессмертную фразу великого бородача про дух бездушных порядков, а сверхчувственная Марфа-раскольница — про сердце бессердечного мира. Так, открыто лесбийское решение сцены между Марфой-раскольницей и раскольницей Сусанной пуританизм вашего автора слегка шокировало, хотя замысел Тителя в отношении Марфы, главная черта ее характера — это сверхчувственность, и странность сцены которую ваш автор раньше относил на сумасшествие Сусанны становится понятной и достаточно убедительной. Однако дело в том, что тот факт, что добро и зло относительны, вовсе не означает отсутствие разницы между добром и злом.
И личные недостатки обуреваемых честолюбием политиков не отменяют правоту или кривду отстаиваемой ими линии. Если ты сражаешься за правое дело, то тщеславие, гордыня или алчность твоего вождя становятся второстепенными факторами, мешающими победе добра и — наоборот — будь вождь лично безупречным, но если он встает на сторону зла, то ты неизбежно придешь к оправданию зла. Это отчетливо видно в реалиях современной Украины. Личные добродетели некоторых людей, вышедших на майдан и искренне расстроенных человеконенавистническими воплями марширующих укрофашистов с евромайдана: «Москаляку на гиляку! При всех их недостатках. Испания 1939 года была лучшим доказательством этого.
Мысль о создании оперы Мусоргскому подал его друг и почитатель Стасов — известный музыкальный критик и искусствовед. Именно ему композитор и посвятил «Хованщину». Мусоргский с увлечением взялся за подборку многочисленных исторических документов. Композитор проделал огромную работу по изучению материалов эпохи стрелецких восстаний, московского быта XVII века, периода правления царевны Софьи, различных религиозных течений того времени. Однако к истории Мусоргский подошел не как бесстрастный летописец, но как остро чувствующий художник. Создавая «Хованщину», композитор, как он говорил, стремился представить «прошлое в настоящем».
В нем и приход к власти нового царя, и непримиримое противостояние раскольников-старообрядцев, и неразделенная любовь. Несмотря на выдающуюся литературность, опера не имеет книжного первоисточника. Мусоргский, уже зрелый композитор, самостоятельно написал либретто. Он почти дописал клавир, не хватало лишь небольшого куска в финальной сцене самосожжения раскольников. После смерти композитора оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. И продолжительное время «Хованщина» шла в редакции Римского-Корсакова. Сам Шаляпин в 1911 году пел партию Досифея в Мариинке. Он же способствовал переносу спектакля с декорациями Константина Коровина на сцену Большого театра. В 1959-м Шостакович оркестровал партитуру. И с 1960 года Мариинка тогда Театр оперы и балета имени Кирова первой обратилась к редакции Дмитрия Дмитриевича. Эту версию с декорациями Федора Федоровкого и представили в Москве. Действие оперы разворачивается в Москве. На следующий день после кровавых стрелецких погромов дозорные хвалятся расправой над ненавистными боярами. В это время боярин Федор Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подьячему донос. Общая история двух главных театров страны насчитывает не один век Он пишет молодому Петру I на главу Стрелецкого приказа, князя Ивана Хованского, задумавшего захватить власть и посадить на престол сына Андрея.
У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы, останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя — Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников. Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра.
М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
Современному человеку поведение Марфы может показаться эгоистичным — она приводит к смерти неверного возлюбленного, но с позиции ее веры старообрядчества все выглядит совершенно иначе: бросив Марфу ради «лютерки» Эммы, Андрей не просто предает женщину, он отпадает от истинной веры, и только «в огне и пламени» он может найти спасение души не говоря уже о том, что самосожжение спасает его от более страшной участи — Марфа спасает Андрея несмотря на то, что он разбил ее сердце, ее любовь не мстительна, а жертвенна. Этот образ обрисован композитором с большой теплотой, в ее музыкальной речи немало прекрасных кантиленных мелодий. Опера «Хованщина» — произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. Например, почему в уста коварного Шакловитого композитор вкладывает проникновенную арию «Спит стрелецкое гнездо…» , исполненную тревоги и печали о судьбе Руси?
Что это — тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению? А может, сам автор «берет слово» — задолго до появления кинематографа с его «голосом за кадром»? Еще более загадочным представляется оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке».
Традиционное истолкование связывает его с зарождением новой, могучей России, которую создадут петровские реформы… Но вряд ли это имел в виду М. Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а Н. Настоящая же их музыкальная характеристика — «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого.
Они уходят, и Шакловиты, который до сих пор представлялся чисто угрожающим персонажем, поет навязчивую молитву о защите обеспокоенной России от стрельцов он называет их «наемниками» и от мятежных сил, которым они подчиняются. Услышав их приближение, он уходит; некоторые из стрельцов входят и поют хоровод, а их жены ругают их за пьянство. Стрельцы зовут своего вождя, князя Ивана Хованского, который входит и просит у них прощения за то, что он отказался вести их к возмездию; Новый царь очень силен, объясняет он, и время их власти прошло. Акт 4 Сцена 1: Богато обставленная комната во дворце князя Ивана Хованского Князя Ивана Хованского развлекают женщины из его свиты, но их прерывает слуга Голицына Варсонофьева , пришедший предупредить его, что ему грозит опасность.
Князь Иван Хованский игнорирует предостережение и порет гонца. Он приказывает своим персидским рабам танцевать для него. Входит Шакловитый и закалывает Хованского. Шакловитый пренебрежительно имитирует песню слуг над трупом князя.
Сцена 2: Москва. Площадь перед собором Василия Блаженного князя Голицына ведут в ссылку. Досифей оплакивает крушение заговорщиков и успех царя Петра и узнает, что Императорский совет постановил, что на очереди - старообрядцы. Он обсуждает с Марфой, что старообрядцы должны подавать вечный пример, и соглашаются с тем, что они должны сами себя принести в жертву.
Князь Андрей Хованский входит и рассказывает Марфе о том, где она спрятала Эмму, но Марфа говорит ему, что она благополучно возвращается в Германию, ее отец и жених. Князь Андрей Хованский грозится сжечь ее как ведьму и рогом зовет стрельцов, но вместо этого раздается грозный звук. Марфа предлагает приют князю Андрею Хованскому со старообрядцами после того, как она сообщает ему об убийстве его отца. Стрельцов ведут на казнь.
Царь Петр через своего агента вмешивается, чтобы помиловать их. Акт 5 Оформление сцены Аполлинарий Васнецов. Русская частная опера , Москва, 1897 Сосновый лес, уединенный монастырь, лунная ночь Досифей и его последователи укрылись в уединении в лесу. Хотя его отягощают печали и страдания братьев, он остается непокорным и полон решимости завоевать «венец славы» в огне и пламени «Здесь, в этом святом месте».
Он увещевает братьев надеть белые одежды и зажечь свечи, готовясь к жертвоприношению. Они входят в скит.
Татьяна Ногинова — художник по костюмам, работавший вместе с Юрием Александровым над восстановлением постановки. Её мастерство стоит отдельного упоминания: великолепно выполненные костюмы окончательно погружают зрителя в атмосферу XVII века, церковного раскола и стрелецкого бунта, вокруг которых строится сюжет оперы.
Продолжительность спектакля 4 часа 40 минут с двумя антрактами.
Как и в «Борисе Годунове», в опере «Хованщина» колоссальную роль играет хор. В хоровых сценах показан не некий абстрактный «народ», а множество социальных групп: стрельцы и стрелецкие жены, московский люд, раскольники. Их музыкальные характеристики, которые так же различны, как и «портреты» персонажей: упругие ритмы в духе плясовых и солдатских песен у стрельцов, интонации причитания у стрелецких жен, черты древнерусских песнопений у раскольников. С этими «коллективными» музыкальными сферами связаны и характеристики действующих лиц: Досифей и раскольники, Иван Хованский и стрельцы. Персонажи оперы «Хованщина» в основном отрицательные, по-настоящему обаятельными предстают только два действующих лица: Досифей и, в особенности, раскольница Марфа — единственный значительный женский образ в опере появившаяся мимоходом девушка Эмма из немецкой слободы играет роль второго плана. Современному человеку поведение Марфы может показаться эгоистичным — она приводит к смерти неверного возлюбленного, но с позиции ее веры старообрядчества все выглядит совершенно иначе: бросив Марфу ради «лютерки» Эммы, Андрей не просто предает женщину, он отпадает от истинной веры, и только «в огне и пламени» он может найти спасение души не говоря уже о том, что самосожжение спасает его от более страшной участи — Марфа спасает Андрея несмотря на то, что он разбил ее сердце, ее любовь не мстительна, а жертвенна.
Этот образ обрисован композитором с большой теплотой, в ее музыкальной речи немало прекрасных кантиленных мелодий. Опера «Хованщина» — произведение загадочное, оно ставит вопросы, однозначного ответа на которые нет до сих пор. Например, почему в уста коварного Шакловитого композитор вкладывает проникновенную арию «Спит стрелецкое гнездо…» , исполненную тревоги и печали о судьбе Руси? Что это — тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению?