Археологи розыскали потерянный город майя на юге полуострова Юкатан в Мексике, пишет ScienceAlert. На юге мексиканского штата Чьяпас живет племя лакандонов, являющихся прямыми потомками древнего индейского народа майя. Мария Баченина вместе с историком Дмитрием Беляевым рассказывает об одной из самых загадочных цивилизаций человечества. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Специалисты из Национального института антропологии и истории Мексики сделали уникальное открытие в джунглях полуострова Юкатан — они обнаружили неизведанный до этого город древнего племени майя.
Археологи удивлены найденным в джунглях древним городом цивилизации майя
Куда исчезли древние майя? (Сергей Добрый) / Проза.ру | Современнные майя живут в Мексике, Гватемале (п-ов Юкатан) и Белизе. |
Племена майя: история, цивилизация, исчезновение, религия и жертвоприношение - | Чичен-Ица была разгромлена, часть ее жителей смешалась с победителями и стала называться «людьми майя», часть укрылась в глухих лесах Петена, где и основала Тайясаль. |
МАЙЯ • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Ancient Mesoamerica: в Гватемале обнаружили более тысячи поселений майя. |
Археологи удивлены найденным в джунглях древним городом цивилизации майя - МК | Авторы пытаются развеять различные мифы и изобразить цивилизацию майя через факты, которые выявляются в ходе археологических исследований. |
Глава 1 ОТКРЫТИЕ МАЙЯ. Майя. Загадки великой цивилизации | Вопрос о том, куда пропали майя, продолжает интересовать многих исследователей. |
В джунглях Мексики обнаружен затерянный город майя
В городе обнаружили различные здания, в том числе несколько пирамидальных конструкций высотой 15 метров. Нашли также площадку, которую, возможно, использовали для отдыха или религиозных целей.
Христианство оказало на представителей этой группы поверхностное влияние. Однако туризм и, в главную очередь, технический и экономический прогресс постепенно стирают самобытность группы. Всё больше и больше майя носят современную одежду, пользуются электричеством, радио и телевидением в своих домах, а зачастую и автомобилями. Некоторые майя живут между тем от доходов за счёт туризма, так как всё больше людей хотят познакомиться с миром и культурой древних майя. Особая ситуация сложилась в контролируемых сапатистами деревнях в мексиканском штате Чьяпас. Эти деревни добились в недалёком прошлом автономии и самоуправления.
Основная статья: Искусство майя Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода около 250 года — 900 года н. Настенные фрески в Паленке , Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяет сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира , поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. Многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией , либо временем. Основная статья: Скульптура майя Скульптуры майя, как правило, представляют собой стелы , в основании которых находится крупный плоский камень, который часто называют алтарём , хотя его реальная функция до конца не ясна [7]. Многие стелы содержат барельефные изображения [8] , хотя по всему ареалу существования майяской цивилизации можно также встретить и обычные скульптуры [9]. Большинство скульптур относится к классическому периоду 250—900 годы н.
Как ни странно, но среди чистокровных майя очень высок процент владения родным языком, чего нельзя сказать о многих других коренных обитателях американского континента. При этом большинство индейцев является двуязычными, то есть помимо родного языка владеют еще и испанским. В основном это народы майя киче, кекчи, какчикели и мамы. Около 800 000 человек, являющихся потомками майя, проживают в южных штатах Мексики. В Белизе численность майя оценивается в 30 000 человек. Кроме того, некоторое количество индейцев майя проживает в Сальвадоре и Гондурасе. Получается, что примерная численность современных индейцев майя составляет около 6 миллионов человек, проживающих в регионе древней цивилизации майя. Большинство их них говорит на родных языках и ведет традиционный образ жизни.
Население, конечно, продолжало существовать, крестьянин сажал свою кукурузу и жил в общине, но государственной системы больше не было. Это классический пример регресса в развитии общества. О культурной революции Майя не могли быстро изменить мировоззрение и придумать новую систему избрания государственной власти. Но человечество учло ошибки прошлого. Для быстрой смены мировоззрения в ХХ веке была выработана специальная социальная технология, она называется "культурной революцией", когда в обществе сначала меняют идеологию, а потом предлагают другую власть. Если бы в 1920-е годы в советской России после Революции не была проведена культурная революция, то было бы невозможно строить новое общество, даже при том, что власть была бы в руках большевиков. В Китае, когда Мао Цзэдун в 1966 году устроил культурную революцию, ему надо было избавиться от оппозиции и навязать новую идеологию, которую до сих пор китайцы боятся опровергнуть. Но во времена майя люди не могли так быстро осуществить культурную революцию, мировоззрение людей было более устойчивым. Поэтому после коллапса Х-го века они продолжали жить в прежних идеологических представлениях: правителей не осталось, поэтому они возвратились к своему предыдущему образу жизни — общинному. Генерировать новую структуру власти они не могли, так как для нее у них не было объясняющих, идеологических основ. На самом деле, это потрясающий пример для понимания того, как разваливается некогда процветавшее общество. Но прошло два столетия, и майя взялись за мозги, стали организовывать государство нового типа, которое объединяло большую территорию, у них появилась столица и подчиненные города. Во избежание проколов прошлого они сделали четырех соправителей, которые могли друг друга подменить. О жертвоприношении Жертвоприношение — это универсальный для всех народов обряд, включая и славян. По сути, обряд представляет собой отправление посланника к божественным предкам. Никого не убивали ради убийства. В колодец в Чичен-Ице сбрасывали человека, чтобы его душа освободилась, прямиком пошла бы к предкам или богам и донесла важную информацию о проблемах. Эту практику использовали только в крайних случаях. Известна история, как однажды скинули в колодец некоего персонажа под именем Хунак Кеель даже имя сохранилось , и теоретически, согласно представлениям майя, он должен был через три дня вернуться от предков и принести весть. Понятно, что шансов у него вернуться живым практически не было, его никто и не ждал… Но он был умный мужик, не знаю, как он это сделал заговор был или случайно вышло , но его скинули, а он через три дня вернулся, пришел и сказал: "Здравствуйте, меня предки прислали, и они говорят, что я должен быть правителем". И майя его назначили пятым правителем, потому что сказать, что он проходимец и врет, было невозможно, это бы разрушило всю систему верований. Государственная власть майя стала более мобильной и мощной. Но когда, к сожалению, появились испанцы в XVI веке, майя им оказывали сопротивление, но технологически они отставали, поэтому не смогли противостоять такому количеству испанцев, поэтому их государственность погибла. О мифологическом сознании Мифологического сознания не существует, этот термин бессмыслен, потому что мифологии вообще нет. Ни один народ, ни один человек не живет в мифологии, если только это не сумасшедший дом. Вот вы можете жить в мифологии? Наверное, нет, вас тут же в психушку затолкают. Человек должен планировать свою деятельность. А в мифологическом сознании, что человек будет планировать? Есть миф, который мне очень нравится: сказка майя о летучей мыши. Идет мышь к млекопитающим животным и говорит: "Животные, я такой же, как вы, у меня есть все эти мужские причиндалы, я хочу быть с вами". Они ему: "Иди ты отсюда! Ты с крыльями, летаешь, в пещере живешь, вверх ногами спишь".
Культура народов Майя
- Майя делали обезболивающее и играли в мяч.
- Почему исчезла цивилизация майя
- Племена майя: история, цивилизация, исчезновение, религия и жертвоприношение -
- Древний город майя нашли в джунглях Мексики (фото) - Hi-Tech
- Новости дня
- Обратите внимание:
Мистический уход цивилизации майя — кто виноват?
Последний город майя назывался Тайясаль и в нем жило 60 000 человек — он был уничтожен европейскими завоевателями только в 1600-е годы. Это остатки «монументальных» поселений, где некогда жили земледельческие общины индейцев майя, сообщает Nature. самый загадочный аспект исторической науки. Еще в 1517 году латиноамериканские высокообразованные представители поразили. В исследовании, недавно опубликованном в журнале Ancient Mesoamerica, археологи сообщают об открытии огромного 2000-летнего поселения майя. Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе (Мексика).
Куда исчезли древние майя?
Их территория была поделена на города-государства. И хотя племена долгое время считали безобидными, мирно существовавшими земледельцами, позже историки пришли к выводу, что это мнение — ошибочное. Население постоянно враждовало друг с другом и своими соседями. Когда зародилась цивилизация Историки до сих пор спорят о том, когда именно зародилась цивилизация майя. Но известно точно, что эти народы проживают на Юкатане более сорока веков. Наиболее ранние археологические находки культуры датированы вторым тысячелетием до нашей эры. Считается, что майяская цивилизация появилась в промежутке от 7000 до 2000 годов до нашей эры, когда охотники и собиратели начали создавать поселения. Майянская цивилизация зародилась между 7000 и 2000 годами до нашей эры.
Кроме этого они выращивали бобы, кабачки и другие овощи. Постепенно племена начали возводить города, совершенствовать их, придумали системы очистки воды, развивали военное искусство и не только. Как погибла загадочная цивилизация Быстрое сокращение населения началось еще в девятом веке, а к середине десятого майя перестали строить сооружения из камня.
Осев всерьез и надолго на завоеванных землях, испанцы — конкистадоры и просто поселяне — отнеслись к культуре порабощенных народов без всякого любопытства разве что в случае крайней административной необходимости. Куда больший интерес к искусству коренных жителей Америки неожиданно проявился за тысячи километров — в Старом Свете.
Гуманисты, антиквары, схоласты и простые обыватели Европы XVI века, затаив дыхание, слушали романтические истории о покорении далеких, загадочных земель. Главную интригу создавали, конечно, многочисленные артефакты, подобные тем, что привез Монтехо. Текстиль, изделия из перьев, маски, инкрустированные бирюзой, орнаменты из золота — все это увидел и оценил Альбрехт Дюрер в 1520 году на выставке в Брюсселе. Я увидел среди них прекрасные произведения искусства, которые заставляют восхищаться утонченностью и гениальностью народов, населяющих неведомые земли». В эпоху Возрождения не только появился интерес к изучению классической античности, но и возникла мода на ее символику и артефакты.
По всей Европе в парках, замках и дворцах принцев, аристократов и нуворишей поселились бесчисленные статуи Венер, Аполлонов и Гефестов. И вот нежданно-негаданно возникла Америка… Не мифология из бесконечно далеких времен, а вполне осязаемая, хотя и географически отдаленная, реальность. Теперь, на волне любопытства и моды на все необычное, среди сильных мира сего стало принято заводить нечто вроде «коллекции курьезов», или кабинета редкостей. Туда в кучу сваливали раковины, останки рептилий, камни-самоцветы, чучела экзотических животных, гигантские зубы — в общем, те предметы, которые трудно классифицировать, но которыми можно было похвастаться перед гостями. В бассейне Карибского моря в самом начале грабительского этапа в 1492-1520-е годы испанцы вели себя как грубые, алчные и жестокие пришельцы, прибывшие лишь для того, чтобы намыть золота и, превратившись в нуворишей, вернуться на родину.
Считалось, что к местным жителям нужно относиться как к рабам или как к балласту. Либо они помогают намывать золото, либо мешают. Они грубые, жестокие и бесчувственные… у них нет ни ремесел, ни искусств, ни нормальных человеческих манер», — повествуется в одной из хроник. То есть, на средневековый взгляд завоевателей, это были полулюди-полуживотные, годные лишь для рабского труда; дикари, попрятавшиеся в густых лесах на задворках цивилизации. Тем не менее острая нужда в новых рабах и ресурсах гнала конкистадоров в глубь Месоамерики, где они, в конце концов, открыли для себя майя и ацтеков.
К своему изумлению, здесь они столкнулись с высокоорганизованными обществами, строившими города, занимавшимися торговлей и сельским хозяйством и имевшими большинство атрибутов, характерных для настоящей государственности. Разумеется, среди конкистадоров находились люди вдумчивые, рассудительные и наблюдательные — такие, как, например, сам Кортес или Берналь Диас дель Кастильо — по сути летописец и хронист, старавшийся оставить для потомков описания всех перипетий, связанных с покорением Мексики. Оба не скрывали восхищения увиденным, особенно на первых порах. Их поразили и масштабы и развитость американской цивилизации. Многое им показалось необъяснимым и неописуемым, иногда даже не находилось слов, чтобы хоть как-то охарактеризовать увиденное.
Поэтому не удивляйтесь моей манере изложения, так как я не всегда знаю, как описать все эти чудеса, которых мы раньше не видели, о которых мы ничего не слышали и о которых даже не помышляли в самых смелых мечтах», — написал Диас, впервые увидев Теночтитлан — огромный город, окруженный цепью высоких вулканов. Еще больший шок пришельцы испытали в самой столице: их не могли не поразить многочисленные дворцы, храмы, сложенные из кирпича и покрытые штукатуркой жилые дома; бесчисленные сады и каналы; рынки, где крестьяне обменивали плоды своего труда на изделия городских ремесленников. Взору испанцев открылась цивилизация, которая по блеску и масштабам не уступала европейской, а кое в чем даже превосходила. Но не только высокие стандарты развитого общества поразили непрошеных гостей. Привыкшие к средневековым жестокостям, дети немилосердной и несентиментальной эпохи, конкистадоры и на вновь открытых землях насаждали террор, а проще говоря, устроили настоящий геноцид покоренных коренных народов.
Но даже они, чьи руки были по локоть в крови, содрогнулись, увидев в империи ацтеков и, в меньшей степени, на земле майя жуткие по иному не скажешь сакральные кровопускания и жертвоприношения. Берналь Диас впервые увидел эти кошмарные ритуалы, практикуемые среди майя Юкатана, еще будучи участником экспедиции Эрнандеса де Кордобы: Они приводили нас в огромные, выстроенные из блоков здания, которые были их храмами, посвященными каким-то богам. Стены этих храмов украшали изображения каких-то змей, пресмыкающихся и неких дьяволоподобных существ, видимо, их идолов. Перед стенами находились жертвенники, испачканные запекшейся кровью. У служивших в этих храмах жрецов были спутанные, косматые волосы со следами крови, отовсюду несся тошнотворный трупный запах.
Как же объяснялись все эти жестокие традиции? Согласно фундаментальному учению христианской церкви, все люди произошли от Адама и Евы, а также от сыновей Ноя после Великого Потопа. Но откуда взялись эти американские общества? Произошли ли они от главной ветви человечества, перебравшись в Новый Свет в незапамятные времена, или же эти народы переселил сам дьявол, оторвав их от истинной веры и превратив в жалкую пародию на христиан? Происхождение и история экзотических народов стали источником не только академических, но и богословских споров в течение всего XVI столетия.
Дело дошло до того, что в 1537 году папа Павел III в своей булле «Sublimis Deus» Вышний Бог официально декларировал, что американские индейцы — вполне разумные люди, и их нужно считать «настоящими людьми». Булла запрещала относиться к ним как к безмозглым животным, а также выказывала уверенность, что коренные жители Америки вполне способны приобщиться к цивилизованной жизни и стать частью христианского мира. По сути, папа через свою буллу рекомендовал и даже требовал не только установления в Америке новых экономических отношений читай: экономической эксплуатации , но и безусловного обращения в христианство целой части света. Для монахов-миссионеров, военных и администраторов насаждение веры было делом как богоугодным, так и сулящим быстрое продвижение по карьерной лестнице, а для людей с авантюрным складом души еще и новым захватывающим приключением. Крещение народов Америки преследовало грандиозную цель — основание на многолюдном континенте «Нового Иерусалима»; причем успех данного предприятия во многом компенсировал бы потери католицизма в борьбе с протестантизмом в Европе.
Первыми в евангелизации Америки стали францисканцы. Встрепенувшийся после успешной испанской реконкисты орден, фаворит и любимец испанской короны и самого Кортеса, основал в 1524 году свою первую миссию в Мексике, в будущем Мехико. Францисканцы, энергичные, вооруженные тысячелетней убежденностью люди, нацелились на полную христианизацию мира до Второго Пришествия — события, обуславливающего их детерминистический взгляд на цикличность истории. Кстати, взгляд очень даже родственный воззрениям майя. Для того чтобы успешно выполнить свою задачу и покончить с индейской культурой, францисканцам предстояло изучить и понять традиции и верования народов, которые они хотели обратить в католическую веру.
Наиболее известным францисканцем-миссионером, побывавшим среди ацтеков, являлся брат Бернардино де Саагун. Он прибыл в Мексику в 1529 году и провел там более 10 лет, все это время документируя события тех лет, а также высказывания и повествования поверженной уже ацтекской знати. Запись таких бесед вел как сам брат Бернардино, так и его ученики — грамотные молодые ацтеки-католики. В итоге все записи были собраны в единый труд — «Всеобщая история вещей Новой Испании», более известный как «Флорентийский кодекс». Большой всеобъемлющий труд из 12 отдельных книг, написанных как на испанском, так и на ацтекском языке науатль, включающий в себя более двух тысяч иллюстраций, — это самый детализированный отчет, выполненный во время конкисты.
Что касается майя, то документальные источники, проливающие свет на жизнь и историю этого народа, более чем скудны. Помимо рутинных отчетов администраторов и повествований самих конкистадоров, сохранились довольно спорные труды одного из францисканцев, осуществлявшего свою миссионерскую деятельность на Северном Юкатане, а именно, брата Диего де Ланда. Неоднозначная и противоречивая фигура де Ланда еще не раз появится на страницах этой книги. Прежде всего, он известен тем, что в 1562 году, узнав о возвращении части вновь обращенных в христианство к старой практике «идолопоклонства», де Ланда подверг страшным пыткам и экзекуциям тысячи майя, сжигая и вешая их без разбору. Дело дошло не только до разрушения бесчисленных святилищ и идолов, но даже битья и разламывания утвари, жертвенных костей и прочей «языческой мерзости».
Уже много позже, отозванный на родину из-за чрезмерного усердия и превышения полномочий, он создал скорее, в качестве искупления грехов большое и детализированное описание народа, который совсем недавно истязал и выжигал каленым железом. В своем труде де Ланда подробно рассказывает о религиозной практике майя, их обычаях, ремеслах, одежде, об их сельскохозяйственной деятельности и письменности — в общем, об их будничной, повседневной жизни. Очевидно, что к труду де Ланда нужно подходить осторожно, учитывая его собственный неоднозначный взгляд на майя и то обстоятельство, что труд этот неоднократно переписывался, и ученые до сих пор не располагают первоисточником. И все же «Сообщение о делах в Юкатане» остается до сих пор единственным более или менее правдивым, полным в отличие от сухих бюрократических отписок произведением, проливающим свет на общество майя в первые десятилетия после начала испанского завоевания. В своем труде де Ланда даже пытается провести археологический и ретроспективный анализ истории майя, он повествует об их преданиях и мифах, что делает этот труд еще более любопытным.
Диего де Ланда. Один из немногих известных портретов Де Ланда прибыл на север Юкатана в 1549 году. Человек экстраординарный, энергичный, любознательный, он быстро выучил язык майя и в первые годы своей миссии много путешествовал по полуострову, посещая множество деревень и беседуя с местными жителями. Особенно часто он общался со знатью и хранителями местных традиций и сакральных ритуалов. К тому времени майя уже не оставляли письменных памятников, не строили каменные храмы, как в классический период, однако среди новых знакомых де Ланда оказалось немало тех, кто еще владел письменностью и мог рассказать много интересного и важного из истории своего народа.
Общаясь с ними, миссионер сначала научился записывать дни недели и месяцы древнего календаря, сопроводив иероглифы испанской транскрипцией. Затем он выяснил соответствие дат календаря майя с датами юлианского календаря, что оказалось очень кстати: три столетия спустя ученые воспользуются данными де Ланда для точной корреляции двух календарей. И еще: один из знатных людей майя, названный на испанский манер Гаспаром Антонио Чи, показал де Ланда написание некоторых иероглифов, которые впоследствии также послужат ключом к дешифровке письменных памятников майя. Де Ланда постарался точно охарактеризовать особенности общества майя, их социальную иерархию, роль жрецов, хранителей древних знаний и даже попытался заглянуть в прошлое этого народа. Он пришел к верному выводу, что расцвет майя остался позади, и по какой-то причине развитие их общества затормозилось и даже пошло вспять.
Особенно поразили де Ланда архитектурные памятники: Имя и репутация Юкатана сильны, прежде всего, из-за множественности, величественности и красоты зданий, в то время как слава других земель Индий — в золоте, серебре и богатстве. Его величие такое же, как у Перу или Новой Испании. По правде говоря, все эти здания и их число даже более значимы, чем все то, что мы к этому дню открыли вИндиях; их так много, и они так хорошо построены из обточенного камня, что заставляют удивляться кого угодно. В следующем пассаже де Ланда описывает урбанистические достоинства городов майя, планировку которых археологи называют достойной современного «города-сада». Поделился де Ланда и своими наблюдениями об устройстве общества майя: До того как испанцы, пришли в эту страну, местные обитатели жили в основном в городах весьма цивилизованным образом.
Они очищали свои земли от сорняков и высаживали очень полезные растения. Место их обитания выглядело следующим образом: в центре города располагались их храмы и красивые площади, а вокруг храмов стояли дома их властителей и жрецов… а вокруг городов располагались дома людей из низших классов.
Понять Колумба можно: пребывая в заблуждении, что он добрался до Азии с «заднего двора», он и помыслить не мог, что наткнется на каких-то азиатов, перевозящих домашнюю утварь в утлых суденышках. Колумб был уверен, что когда-нибудь доберется до настоящих несметных богатств Азии! Да, конечно, кое-что из увиденного показалось необычным, но это совершенно не соответствовало тому, что он ожидал здесь встретить.
Разочарованно вздохнув, великий мореплаватель повернул свои каравеллы обратно в Европу. Индеец наблюдает за прибытием испанского корабля к побережью Мексики Не прошло и девяти лет, как европейцы, твердо обосновавшиеся в Карибском море и основавшие главный город своей экспансии — Гавану, снова встретились с майя, причем в совершенно иных обстоятельствах. В 1511 году возле Ямайки затонул корабль, на борту которого помимо остальных находился официальный представитель испанской короны по фамилии Вальдивия. Корабль шел из Дарьена территория современной Панамы на Эспаньолу. Официальному представителю и восемнадцати матросам удалось спастись.
В критический момент они пересели в шлюпку, которая две недели беспомощно дрейфовала, пока ее не отнесло к берегам Юкатана. Ко времени высадки семь человек умерли, а оставшихся в живых майя взяли в плен. Вальдивию и еще четверых принесли в жертву богам, попросту съев. Остальных посадили в клетку, чтобы подготовить к новым жертвоприношениям. Сломав клетку, пленники совершили побег, но попали в рабство к другому касику вождю , враждовавшему с первым.
В итоге выжили двое: Херонимо де Агиляр и Гонсало Герреро. Причем Герреро породнился с местными жителями, женившись на дочери правителя Четумаля, а потом еще и возглавил сопротивление испанским завоевателям. Много позже, в 1535 году, во время вылазки майя на обосновавшихся в Гондурасе испанцев, нашли останки белого человека. Это был Герреро. Его спутанные волосы, серьги в носу, ушах и губах, а также полностью татуированное тело не вызывали сомнений, что это был именно он.
Возможно, правдивую версию добровольного превращения этого испанца, в общем-то экстраординарной фигуры, в майя мы так никогда и не узнаем. Кстати, в послереволюционной Мексике из него сделали героя. Он до сих пор считается одним из основателей мексиканской нации, а его дети стали первыми метисами Нового Света. После этих двух случайных встреч цивилизаций последовала масштабная экспедиция 1517 года, предпринятая Франсиско Эрнандесом де Кордоба. Он возглавил флот из трех кораблей и направился на поиски новых земель и пленных, которыми можно было бы заменить на Кубе умерших от непосильного труда рабов.
Первую остановку эскадра сделала у маленького островка неподалеку от северной оконечности Юкатана. После высадки и короткой стычки с местными жителями взорам конкистадоров открылись удивительный каменный дом и каменные же храмы, облицованные известняковой плиткой. Внутри одного из храмов авантюристы обнаружили такое огромное количество изображений женщин несомненно, храм был посвящен богине Иш-Чель[1] , что дали острову испанское название Исла-Мухерес Isla de Mujeres , то есть остров Женщин. Дальнейший их путь лежал на запад вдоль береговой линии Юкатана, и вскоре они достигли залива Кампече, где и бросили якоря в порту Чам-потон. И вновь непрошеные гости встретили яростное сопротивление, несмотря на то, что они обладали абсолютным превосходством в оружии: оно у испанцев было огнестрельным.
Понеся неожиданно тяжелые потери убитыми и ранеными , испанцы были вынуждены ретироваться на свои корабли и взять курс на Кубу. Вскоре Эрнандес умер от ран, но перед смертью он успел рассказать о несметных богатствах, которыми изобиловали открытые земли. В доказательство он показал несколько золотых безделушек, отнятых у обитателей Исла-Мухерес. В воздухе впервые запахло наживой, а у благодарных слушателей загорелись глаза. В следующем же году была снаряжена новая экспедиция, которой на этот раз командовал Хуан де Грихальва.
Учитывая трагический провал прошлогодней авантюры, Грихальва привел к Юкатану куда больше вооруженных людей, чем несчастный Эрнандес. На первом же встреченном по пути острове это был Косумель — остров к юго-востоку от Юкатана вооруженные до зубов авантюристы не встретили никакого сопротивления — напуганные вторжением местные жители попросту разбежались. Пребывая в уверенности, что Юкатан всего лишь большой остров, отряд Грихальвы решил обогнуть его, продвигаясь на юг и с любопытством обозревая проплывающие мимо прибрежные города и деревни. Это, конечно, гипербола в типично испанском стиле, и, скорее всего, люди Грихальвы увидели город Тулум, скромные, но хорошо сохранившиеся здания которого и по сей день взирают с прибрежных холмов на проходящие в море корабли. Удостоверившись, что Юкатан вовсе не остров, флотилия повернула назад и встала на проторенный Эрнандесом путь — двинулась на север, а затем на запад и юг, в сторону Табаско, что на берегу Мексиканского залива.
Добравшись до тех мест, путешественники установили доверительные отношения с местным населением и даже принялись обменивать дешевые стеклянные бусы на провиант и золотые изделия. Исчерпав запасы бус, искатели приключений снялись с якоря и продолжили свой путь вдоль Мексиканского залива. Проплывая мимо того места, где сейчас находится крупный порт Веракрус, они увидели, как от берега в их сторону направилась группа каноэ. К удивлению Грихальвы и компании, в суденышках восседали очень даже не простые пассажиры. Это были местные вожди, украшенные перьями и увешанные сияющими золотыми украшениями.
Пришельцев пригласили в гости, угостили индюшатиной, маисовыми лепешками и экзотическими фруктами. Несмотря на то, что в команде Грихальвы не было переводчика, ему все-таки удалось понять, что в той стороне, где садится солнце, находится какая-то огромная империя. Вскоре выяснилось, что гостеприимные ряженые вожди были ацтеками и, более того, являлись ни много ни мало посланниками ацтекского императора Монтесумы. После ужина Грихальву и его компанию проводили до стоявших на рейде каравелл, которые вскоре, подняв якоря и распустив паруса, устремились на север, к берегам безопасной Кубы. К тому моменту она уже успела стать испанской вотчиной и базой для дальнейшей экспансии конкистадоров в Месоамерике.
Рассказы участников этой экспедиции, иногда приукрашенные, еще более распалили будущих завоевателей. Отдохнувшие и зализавшие свои раны после прошлых стычек с туземцами, конкистадоры ждали своего часа. И этот час настал. Мы подошли к переломному моменту для всей истории не только обеих Америк, но и человеческой истории вообще. На небосводе взошла звезда Эрнана Кортеса, в 1519 году отправившегося к берегам Нового Света на 11 кораблях, с пятью сотнями солдат, сотней моряков, с пушками и лошадьми.
Первой остановкой в его походе стал уже знакомый нам остров Косумель, и вновь его аборигены разбежались кто куда. Разграбив храмы и разбив множество идолов, испанцы тем не менее попытались установить с местными жителями и, в частности, с их правителем по имени Ах Наум Пат дружеские отношения. Очевидно, это удалось сделать, поскольку в последующие годы Косумель оставался надежным оплотом для дальнейшей колонизации Центральной и Южной Америки. Именно на этом острове Кортес услышал о двух выживших «бледнолицых», якобы «обретающихся» на большой земле с 1511 года. Используя различные способы, он попытался дать знать о себе им обоим, предложив присоединиться и «вернуться в цивилизацию».
Удивительно, но послание было услышано. Герреро от общения с земляками отказался, а Агиляру удалось добраться до Косумеля, где он «умилившись, преклонил колени и возблагодарил Господа, после чего спросил: верно ли, что сегодня среда! Оказалось, что его коленопреклонение случилось не в среду, а в воскресенье. Впоследствии экспедиция Кортеса обогнула полуостров, высадилась в прибрежном районе Табаско и наголову разбила недовольных и крайне негостеприимных местных жителей. Поверженные вожди тотчас выплатили победившим испанцам контрибуцию в виде золота, провизии и женщин.
Среди «призов» оказалась девушка, которую испанцы нарекли доньей Мариной. Марине суждено было стать возлюбленной Кортеса и родить ему сына. Интересно, что она говорила как на языке майя, так и на языке науатль, на котором разговаривали ацтеки. Агиляр также за время плена выучил язык майя. Вдвоем они стали незаменимыми переводчиками Кортеса, особенно по дороге в Теночтитлан в частности и во время завоевания ацтекской империи вообще.
На счастье Кортеса, внутриполитическая обстановка в империи была нестабильной, и объяснялось это в основном ненавистью покоренных ацтеками народов к своим угнетателям. Эти народы охотно помогали Кортесу, что явилось главной причиной его успехов. Он начал поход на Теночтитлан во главе отряда в несколько сот человек. По пути его армия обросла тысячами добровольцев из числа местных жителей. Своим величием и богатством Теночтитлан затмил все города, виденные испанцами в Америке.
До городского ядра в 200 тысяч человек, занимавшего большой остров посреди озера Тескоко, можно было добраться по нескольким радиальным дорогам-мостам, перекинутым от берега к острову. Без сомнения, это было одно из чудес света той эпохи. Отдаленно сравниться с ним могли лишь Константинополь и Венеция. В Лондоне тогда насчитывалось приблизительно 50 тысяч жителей, а в Севилье — и вовсе 30 тысяч. Города и городки майя по сравнению с Теночтитланом выглядели жалкими деревушками.
Что касается богатства, то количество золота, находившееся у ацтеков, сравнить попросту не с чем… Высадка на Юкатан стала первым шагом к завоеванию империи ацтеков.
Исследователи изучили лесистую местность в различных районах Гватемалы с помощью системы LiDAR — лазерного аналога радара, позволяющего картировать рельеф под пологом растительного покрова. Лидар позволил выявить более чем тысячу древних поселений общей площадью 1680 квадратных километров, большинство из которых были связаны сетью дорог и дамб. Города характеризовались плотным заселением, что противоречит гипотезе, предполагающей, что ранние мезоамериканские населения были малонаселенными.
Лидары и дроны помогли обнаружить спрятанные в джунглях поселения древних майя
На территориях, где проживали народы майя, найдено огромное количество предметов, которые поражают современных исследователей. Тикаль, город майя, был небольшим густонаселённым городом, в то время как многоэтнический Теотиуакан обладал всеми признаками настоящей империи. Живут современные потомки древних майя на первый взгляд плоховато.
Откуда появилась и куда исчезла великая цивилизация майя
Майя вступали в брак в раннем возрасте: мальчики в районе восьми лет, девочки в 12-14 лет. Археологи в Мексике обнаружили остатки древнего города майя глубоко в джунглях полуострова Юкатан. Группа ученых из разных стран обнаружила город цивилизации майя на дне крупнейшего в Гватемале озера Атитлан. Это связано с тем, что на территории, где жили майя, царила засуха, поэтому было важно иметь запасы воды. 2. Вопреки тому, что известно, почти 7 миллионов майя все еще живут на полуострове Юкатан.
Потомки древних майя: остались ли в Америке индейцы майя, и где они сейчас живут
Банный комплекс тоже преподнес ученым сюрприз. Оказалось, что поврежден он был совсем не грабителями, а самими индейцами майя, которые разобрали это строение перед своей миграцией. Лик Пакаля Великого Фото: sciencealеrt. Этот всеми любимый царь взошел на трон в нежном возрасте 12 лет в 615 году нашей эры и управлял своим народом до самой смерти - до 80 лет. В 2018 году археологи устроили раскопки в районе его дворца на юге Мексики и внезапно обнаружили очень редкий артефакт. Дворец Пакаля — и без того настоящее инженерное чудо для тех лет с множеством сюрпризов, но когда исследователи добрались до рукотворных водостоков, они обнаружили там ранее неизвестный бассейн с сидениями. В этом же здании ученые обнаружили тайник с алебастровой маской реального размера.
Впрочем, это была не та маска, которую надевали на лицо, а скорее интерьерное украшение. После сравнения находки с изображениями царя Пакаля эксперты пришли к выводу, что артефакт был слеплен явно по образу и подобию великого правителя майя. Маска была слеплена с уже пожилого мужчины, лицо которого покрывали морщины, что также свидетельствовало в пользу Пакаля, правившего древней цивилизацией до самых преклонных лет. Предположительно эта находка — первое обнаруженное учеными произведение искусства, изображающее Пакаля в последние годы его жизни. Влияние народа майя на окружающую среду Фото: sciencealеrt. У них, конечно же, не было пластика и выхлопных газов, просто потому что тогда еще не было таких технологий, но эта культура все же не особо берегла окружающую среду.
В 2018 году исследователи сделали важное открытие, и помог им в этом ископаемый уголь, или точнее его отсутствие. Оказывается, в свое время майя вырубили немало местных лесов. Им нужны были дрова для обогрева, поля для сельского хозяйства и площадки для строительства огромных пирамид и городов, а местные леса были главной помехой на их пути. Закат этой цивилизации пришелся примерно на 10 век нашей эры, и за последующие примерно 1100 лет тропические леса в этом районе восстановились, поэтому в наши дни руины древних городов буквально утопают в зарослях, но так было далеко не всегда. Впрочем, недавние анализы местного грунта показали, что почва здесь до сих пор не восстановилась. Деревья, конечно, снова возродились, но даже спустя тысячелетие после обезлесения этих мест процесс естественной карбонизации здесь так и не наладился.
Местные почвы стали практически неспособны накапливать ископаемый уголь, и это не лучшая новость для специалистов по глобальному изменению климата, которые возлагают большие надежды на то, что в будущем новые леса смогут справиться с поглощением современных выхлопов. Догадки о загадочных змеиных царях майя Фото: sciencenews. Это поселение ранее считали небольшим и очень изолированным в период классического периода майя 250-900 годы нашей эры. На эти же годы как раз пришлось правление династии так называемых змеиных царей, которые властвовали над народами майя из города-государства Калакмуль Calakmul , находящегося на территории современной Мексики. Впрочем, информации об этих правителях у ученых было очень мало. До недавних пор… В 2018 году в районе руин Ла-Корона исследователи нашли очень интересные подсказки.
Как показало оптическое сканирование с воздуха, когда-то в этом местечке жили целые тысячи людей. Выходит, город Ла-Корона не был каким-то удаленным и глухим поселением. Вдобавок обнаруженные здесь ж иероглифы поведали ученым о пришествии в этот город местных богов, и как им управляли древние цари. Археологи предполагают, что город Ла-Корона когда-то стал одним из поселений, которое поглотила династия змеиных царей во время периода захватнических походов. Богами, вероятно, были избранные лидеры змеиной династии, которые умело пользовались мифологией, чтобы покорить местное население своей воле.
Для справки стоит уточнить, что акрополем называется возвышенная и укрепленная часть любого древнего города.
Одна из каменных колонн, обнаруженных археологами У ученых нет сомнений в том, что город Окомтун играл большую роль в жизни Майя — скорее всего, он процветал в период между 250 и 1000 годами нашей эры. Более точно о том, в какое именно время древний город был заселен больше всего, ученые смогут сказать только после анализа фрагментов керамической посуды. Если об Окомтуне станут известны другие интересные подробности, мы обязательно об этом расскажем — подпишитесь на наш Telegram-канал , чтобы не пропустить. Важное открытие 2021 года: Извержение вулкана не уничтожило цивилизацию Майя Достижения цивилизации майя Цивилизация майя в свое время была доминирующей на территории Мезоамерики — исторической области, которая простиралась с современной Центральной Америки и самой южной части Северной Америки. Представители этого народа были очень развитыми и изобрели собственную календарную систему, а также построили огромные пирамиды и достигли высот в математике и других науках. Пирамида народа майя Из-за чего именно погиб народ майя, точно неизвестно.
Предполагается, что это произошло в 9 веке нашей эры. Скорее всего, исчезновение цивилизации связано с совокупностью разных факторов, включая гражданскую войну, засуху и климатические изменения. Последний город майя назывался Тайясаль и в нем жило 60 000 человек — он был уничтожен европейскими завоевателями только в 1600-е годы.
Как видим, хорошо знакомая ситуация, не меняющаяся в течении всей истории. Собственно, все эти войны, якобы необходимые для совершения кровавого культа жертвоприношений ненасытным богам, были вызваны вполне меркантильной причиной — убедить свои народы в социальной значимости паразитирующей знати. Следует заметить, что города соперников никогда не разрушались, не было и массового истребления жителей. Побеждённые отделывались только данью, все тяготы которой ложились в основном на плечи простолюдинов. Пока войны носили ритуальный и предсказуемый характер, «империя» относительно благополучно существовала.
Но к середине 9 века ситуация неожиданно изменилась. Как повествуют обнаруженные археологами каменные летописи, в одном из могущественных городов взошла на трон Правительница Семи Небес, дама весьма кровожадная и страдающая непомерным честолюбием. Она решила сделать то, что сделали в своё время князьки в других частях света — объединить страну под единой властью, разумеется, своей собственной. Однако, её замысел не удался, но послужил катализатором чудовищной гражданской войны на всей территории майя. И в этой войне уже не было никаких правил.
В основном это народы майя киче, кекчи, какчикели и мамы. Около 800 000 человек, являющихся потомками майя, проживают в южных штатах Мексики. В Белизе численность майя оценивается в 30 000 человек. Кроме того, некоторое количество индейцев майя проживает в Сальвадоре и Гондурасе. Получается, что примерная численность современных индейцев майя составляет около 6 миллионов человек, проживающих в регионе древней цивилизации майя. Большинство их них говорит на родных языках и ведет традиционный образ жизни. В основном это жители сельской местности, которые занимаются выращиванием кукурузы и других культур, а также традиционным ткачеством. Индейцы майя отстаивают свои права, а активисты из коренных индейцев участвуют в общественной и политической жизни Гватемалы и южных мексиканских штатов.
Индейцы майя: где живут сейчас, как выглядят?
Ученые утверждают, что обнаруженное поселение играло ключевую роль в региональной истории в период с 250 по 1000 годы. Руины этого древнего города расположены в пределах современного национального природного заповедника Баламку в штате Кампече. До недавнего времени эта область оставалась практически неизученной из-за плотных зарослей деревьев.
Последние раскопки на территории Белиза показали, что из этого камня могли делать орудия труда, хоть и дорогие и статусные. Об уникальных находках американских археологов написали в журнале Antiquity. Они обнаружили в Белизе долото из жадеита и ручку из палисандра. Его открытие говорит о том, что этот минерал не был священным камнем, из которого изготавливались только религиозные предметы и украшения для знати, но и ресурсом для создания дорогих и статусных, но вполне обыденных орудий труда», — прокомментировала находку одна из исследовательниц Хезер Маккиллоп. Назначение жадеита вызывает споры в мире ученых уже несколько лет.
Минина и Д. Кушкуль г. Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Казань, ул. Торфяная, д.
У них отсутствуют понятия недоброжелательства и зависти, они не сетуют на бедность и сохраняют всегда свой весёлый нрав. Гостю жители посёлка предоставили хижину и поставили на довольствие, состоящее из маисовых лепёшек и чёрной фасоли. Но по старой традиции племени, еду мог получать лишь тот, кто участвует в общей работе. Так что Ретш каждый день отправлялся вместе с другими на маисовое поле. Правда, как он заметил, работа была не тяжёлая, каждый работал столько, сколько хотел. Во время такого коллективного выхода в поле много шутили и смеялись. В дневнике Ретш записал: «Жизнь с этими удивительными людьми в цветущих джунглях наполнена спокойствием и миром». Романтику жизни в джунглях Ретшу омрачали инфекционные заболевания. Однажды у него началась острая дизентерия, от которой он уже не надеялся спастись и написал прощальное письмо родителям. Таинственные заклинания, с помощью которых излечивались члены племени, на него не действовали. Помощь пришла со стороны женщины, бывшей старостой поселения, которая принесла ему банан. Съев его, Ретш почувствовал, что выздоравливает.
Археологи обнаружили на Юкатане затерянный город майя с архитектурой в стиле пуук
Потомки майя | В это время майя продвигаются на запад, вытесняя местное население, по-видимому родственное ольмекам. |
МАЙЯ • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Вопрос о том, куда пропали майя, продолжает интересовать многих исследователей. |
МАЙЯ (Цивилизация) | Благодаря современным технологиям археологи смогли обнаружить самый древний и самый большой монументальный комплекс майя из всех, когда-либо найденных ранее. |
ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ: достижения и исчезновение | Из прочитанных текстов стало известно, как жили обычные люди: вся деятельность великой цивилизации 10-15 веков назад зависела от природных циклов, поэтому календарям придавали особое значение. |
21 неожиданный факт об индейцах майя, которые могут быть интересны не только историкам
В исследовании, недавно опубликованном в журнале Ancient Mesoamerica, археологи сообщают об открытии огромного 2000-летнего поселения майя. Между тем, существует и другая версия про цивилизацию майя, которая заключается в том, что майя на самом деле никуда не исчезла, их потомки могут до сих пор жить на Земле. Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе (Мексика).
Куда исчезли древние майя?
Реалии; Крым. НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д. Кушкуль г. Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М.
И только спустя многие годы предки сбежавших сибиряков основали собственное полноценное сообщество в джунглях Центральной Америки. Особые жертвоприношения Жертвоприношения к культуре майя действительно имели место, однако по своей сути они были менее жестокими, чем у тех же ацтеков. Ритуалы были нужны для устранения несчастных бедствий, восхваления нового правителя или после военных действий. Жертвами становились только пленные из соседних племен, которых майя забирали с собой после сражений.
Иногда и вовсе обходились без чужого участия: религиозные лидеры занимались кровопусканием, прокалывали свои тела и кровью смазывали священных идолов. Отсутствие материалов Майя жили в каменном веке: имеется в виду, что основы металлургии этому продвинутому народу постичь так и не удалось. Многие орудия представляли собой весьма примитивные конструкции. Что же касалось оружия для битв, воины предпочитали использовать подручные средства: например, гранаты из осиных гнезд. Специфические вкусы Среди майя существовали неоднозначные понятия о красоте. Косоглазие не считалось изъяном, наоборот, родители старались с детства нарушить зрение у ребенка, чтобы сделать его красивым по всем канонам: малышу на уровне глаз привязывали шарик. Более того, на пятый день жизни к голове младенца вплотную привязывали деревянную дощечку — лобная кость черепа должна была иметь сплющенную форму. Обязательная татуировка Татуировки пользовались особенной популярностью в народе.
Примечательные факты о майя, которые не расскажут на уроках истории Бытует мнение, что в древние времена люди мало жили. Однако это не совсем верно. Один из владык майя Пакаль скончался в возрасте 80 лет, 68 из которых правил царством. Майя проводили астрономические исследования без каких бы то ни было приборов, стоя на вершинах пирамид. Единственный инструмент, который они использовали, — это скрещенные палки для фиксации точки наблюдения. На самом деле майя никуда не исчезли.
На сегодняшний день в мире проживает около 7 млн потомков тех самых людей, создавших древнейшую цивилизацию. Некоторые по сей день занимаются производством текстиля по технологиям, которым несколько тысяч лет. Плавали они в долбленых каноэ разной величины и могли проплывать на них тысячи километров. Существуют доказательства, что они добирались и до вод Тихого океана. Календарь майя не предсказывал конец света в 2012 году. Авторитетные астрономы и специалисты из других областей объявили данную точку зрения лженаучной, поскольку, по их мнению, сторонники этой теории всего лишь желали обогатиться.
В действительности же календарь майя свидетельствовал о конце одной эры и начале другой.
Следует заметить, что города соперников никогда не разрушались, не было и массового истребления жителей. Побеждённые отделывались только данью, все тяготы которой ложились в основном на плечи простолюдинов. Пока войны носили ритуальный и предсказуемый характер, «империя» относительно благополучно существовала. Но к середине 9 века ситуация неожиданно изменилась. Как повествуют обнаруженные археологами каменные летописи, в одном из могущественных городов взошла на трон Правительница Семи Небес, дама весьма кровожадная и страдающая непомерным честолюбием.
Она решила сделать то, что сделали в своё время князьки в других частях света — объединить страну под единой властью, разумеется, своей собственной. Однако, её замысел не удался, но послужил катализатором чудовищной гражданской войны на всей территории майя. И в этой войне уже не было никаких правил. Привыкшее к совершенно другому развитию событий население страны было напугано и впало в отчаяние. И тогда оно сделало вполне разумный и оправданный шаг — покинуло опасные города и ушло в джунгли, бросив свою обезумевшую знать на произвол судьбы.