В день памяти Макария Невского нельзя лениться. В народе этот день еще часто называют Макарьев день или день Макария Весноуказчика, поскольку по погоде в этот период судили о приходе весны. 7 августа – день преставления преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, жившего в конце XIV первой половине XV веков, монаха-пустынника. Крестный Ход вокруг монастыря. 1 февраля православные отмечают День преподобного Макария (Макария Великого). Рассказываем, за что почитают святого и кто может ему молиться.
Памяти Святителя Макария
Макарьев день 2024: традиции праздника и приметы Макарьев день издавна считается лучшим днем для начала чего-то нового. А еще, если верить поговорке, как проводишь Макарьев день, так и год проведешь: «Как пахал на Макара, так и весь год придется. Поэтому на Макарьев день многие предпочитают не работать, а ходить в гости и устраивать чаепития. На Макарьев день могут присниться вещие сны. Поэтому стоит записать все, что приснилось, чтобы потом истолковать. Еще в этот день судили о погоде, когда же настанет весна: не зря Макарьев день также называли Макарием Весноуказчиком. Солнечный день и безоблачное небо указывают на то, что весны ждать недолго. А вот если за окном метель, то до самой Масленицы простоит непогода.
От Томской епархии в комиссию по обретению святыни входили архиепископ Томский и Асиновский Ростислав ныне — митрополит и архимандрит Силуан ныне — епископ Павлово-Посадский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. А поскольку священнослужители благословляют именно правой рукой — святитель Макарий видимым образом осеняет своей десницей Томскую землю и всех, приходящих и поклоняющихся ему.
По традиции в день памяти святителя Макария, томского чудотворца, в Томске с особой торжественностью празднуется это радостное событие. Каждый год сонм духовенства во главе со своим архипастырем совершает праздничные богослужения, с любовью и благодарностью чествуя небесного покровителя Томской земли, который более полувека освящал своей молитвой, своим подвигом этот сибирский край, вдохновлял томичей личным примером к соблюдению Божиих заповедей, к жизни во Христе. По окончании Божественной литургии перед ковчегом с десницей святителя Макария был отслужен молебен, после чего священники и миряне смогли поклониться чудотворцу Макарию. По молитвам перед его честными мощами верующие люди получают благодатную помощь: исцеление от телесных и душевных болезней, избавление от скорбей, помощь в разрешении трудных жизненных ситуаций и т. Обращаясь к духовенству и прихожанам с проповедью, Его Высокопреосвященство обратил их внимание на важность молитвенного усердия к святым Томской земли: — Я не устану повторять, что особенное усердие мы с вами должны иметь к святым, подвизавшимся в Земле сибирской. А нам, томичам, особенно среди этих сибирских святых чтить память тех, кто подвизался на Земле томской. По словам архипастыря, томичи получают великую пользу от молитвенного призывания томских святых. Это утверждение митрополит Ростислав пояснил на одном примере из жития святителя и чудотворца Макария. Все предшествующие архипастыри Томской земли не смогли построить собственное здание для Томской духовной семинарии, каждый раз получая в Святейшем Правительствующем Синоде отказ.
Впрочем, сам игумен охотнее слушал про себя насмешки, чем похвалы. При жизни преподобный Макарий получил от Господа дар исцеления душевных и духовных недугов. К лику святых его причислили в тысяча пятьсот сорок седьмом году.
Тогда враг рода человеческого, видя свое бессилие, решил оклеветать святого: дочь одного из поселян забеременела и по наущению своего любовника оклеветала святого. Разъяренные родители и подстрекаемые ими жители селения напали на келию, выволокли оттуда преподобного, нещадно избили и бросили полумертвого. Когда преподобный пришел в себя, родители девицы потребовали, чтобы он давал им деньги на пропитание. Преподобный Макарий все перенес с кротостью и лишь стал усерднее плести циновки, чтобы заработать нужные деньги. Когда преподобный Макарий достиг 40 лет, он был посвящен в сан иеромонаха и получил великий дар исцеления: разрушая диавольские козни, он исцелил околдованную молодую женщину, помазанием елея излечил от проказы девушку.
В это время преподобный Макарий был избран настоятелем аввой иноков, живших в Скитской пустыне. Преподобный Макарий поучал свою паству с глубоким смирением и кротостью. Показывая инокам путь борьбы с соблазнами, он говорил, что заставить диавола отступить и прекратить искушения можно не постом диавол вообще не принимает пищи , не бдением диавол вообще не спит , а, как ему признался сам диавол, только смирением. Когда преподобный достиг 97 лет, ему явились святые Антоний Великий и Пахомий Великий и провозвестили ему кончину на 9-й день после их явления. Преподобный собрал в тот день всю братию, простился со всеми и отошел к Господу. Многие из братии наитием свыше видели святых угодников и Бесплотные Силы, которые встречали душу преподобного Макария. Мощи святого Макария покоятся в Италии, в городе Амальфи. Традиции и обряды Главные традиции 1 февраля - Чаепития с близкими и друзьями, заговоры от зубной боли, молитвы святому Иоанну Златоусту о просвещении ума. В данный народный праздник сложилась традиция встречаться с близкими и друзьями за чашкой горячего чая.
Считается, что после этого валенки обретают силу излечивать болезни ног.
Церковный календарь 1 марта 2023 года
- Церковный календарь 1 марта 2023 года
- Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси: день памяти — 12 января
- 1 февраля, день памяти преподобного Макария Великого
- В Лавре почтили память Патриархов Алексия Ι и Пимена
- Житие Макария Московского
- Навигация по записям
Поздравляем С ДНЕМ АНГЕЛА иеромонаха Макария (Маркиша)
В ответном слове епископ Алексий поблагодарил собратьев архипастырей за совместное богослужение, а также поздравил собравшихся с праздником. Он скончался 95-летним старцем, основав три обители, оставив после себя множество учеников. Преподобному Макарию выпало жить в нелёгкое, судьбоносное время. На Руси ещё сохраняется тяжкое монголо-татарское владычество, продолжается литься христианская кровь в междоусобных бранях. Старец был миротворцем в самом высоком, христианском смысле этого слова. В своём сердце он носил благодатный мир, дар Святого Духа.
Панихиду по Предстоятелям Русской Церкви совершил насельник монастыря архимандрит Макарий Веретенников. Святейший Патриарх Алексий управлял Церковью с 1945 по 1970 год. Его патриаршество было самым длительным в истории Русской Церкви.
Заканчивается обращение Владыки словом «Пасха нетленная», которое невозможно читать и нашему современнику без душевного волнения: Мы постоянно умираем для прошлого, отчасти для настоящего, чтобы воскреснуть и жить для будущего, чтобы шире и глубже воплотить в нашу жизнь дорогой для нас идеал. Эти слова реализовались в земной и вечной жизни священномученика Макария. В мае епископ Макарий возвращается в Орел. Вскоре против Владыки начались преследования за монархические взгляды и деятельность. Ордер на арест епископа Макария 22 августа 1918 года Владыка все-таки был арестован по абсурдному обвинению в «организации белогвардейского восстания». После ареста мужественно переносил глумления и побои. Святителя в составе группы из 14 человек вывезли в пустынное место под Смоленском и построили спиной к свежевырытой могиле. Убивали по очереди, подходя вплотную и приставляя винтовку ко лбу.
Владыка был последний, он молился с чётками в руках и благословил каждого: «С миром отыди». Когда дошла его очередь, у красноармейца дрогнула рука.
Когда его представили Казанскому хану, тот был столь восхищен мудростью и благочестием инока, что оказал ему знаки особого почтения и освободил вместе с другими пленниками, посоветовав им укрыться в дремучих костромских лесах. Устав и изголодавшись в дороге, спутники святого увидели лося и захотели его убить.
Но святой Макарий не дал им благословения, поскольку шел Петров пост. И все они, даже малые дети, предпочли бы умереть, нежели нарушить установленные Церковью правила, и ничего не ели до самого праздника святых апостолов. Добравшись до слияния рек Унжи и Волги, они основали новый монастырь. В этой обители святой Макарий пять лет жил, подобно ангелу, в посте и непрестанной молитве.
Он обрел блаженную кончину в возрасте 95 лет 25 июля 1444 года. И после смерти святой Макарий не оставлял своим заступничеством христиан тех краев, охраняя их от набегов татар. В 1522 году они три дня и три ночи осаждали город Солигалич в Костромской земле, но все попытки штурма были отбиты явлением грозящего неприятелю монаха. На четвертый день татары подожгли город.
Тогда народ горячо взмолился святому Макарию о помощи — тотчас же пошел ливень и погасил пламя. Татары в ужасе обратились в бегство. В благодарность за чудесное вмешательство святого ему посвятили часовню при городском соборе. В 1619 году патриарх Филарет официально прославил преподобного и внес день его памяти в богослужебные книги.
1 февраля - Макарьев день
В ночь на Макарьев день снятся вещие сны, которые необходимо запомнить, чтобы потом разгадать. Что нельзя делать 1 февраля Нельзя заниматься рукоделиями, шить, вязать и так далее. Это сулит проблемы в работе. Нельзя пить в этот день пустую воду. Следует заменить ее на чай или другие напитки. Сырая вода — к болезни. Нельзя стирать вещи ребенка, иначе его могут сглазить. Нельзя стричь волосы. Особенно это касается детей.
Старейшины учили молодежь, что в день святого Макария, выходя из дома, следует произнести «Из дома выхожу барином, а в дом вернусь боярином». Они верили, что этот простой ритуал привлечет богатство в семью. Была и другая поговорка: «Как пахал на Макара, так и весь год придется». Поэтому на этот праздник оставляли работу по хозяйству и ходили друг к другу в гости, устраивая чаепития у самовара. За столом рассказывали страшные истории, связанные с нечистой силой, которая являлась из-подземелья во время Святок и досаждала людям. На Макария наши предки собирались за столом и пили чай с травами. Был рецепт и от суставной боли. Дымом и паром от самовара окуривали одежду и обувь, которые затем надевали на больного. Считалось, что после этого ритуала болезнь отступит. Чтобы узнать, будет ли в семье достаток, полагалось бросить сухие поленья в печь. Если они сгорали быстро — деньги будут приходить регулярно. На этот счет говорили: «Вчера Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал». Чтобы привлечь деньги в дом, можно было также положить в этот день монетку под пятку. Что запрещалось делать на Макарьев день 1 февраля У каждого народного праздника есть свой свод запретов, Макарьев день не исключение. Запрещалось: Носить черную одежду, чтобы не привлечь печаль. Тяжело работать, чтобы не пахать как лошадь целый год. Стричься или менять прическу, чтобы не потерять защиту от нечисти и дурных помыслов.
Но главным делом всей жизни митрополита Макария стало составление и издание «Великих Миней Четий» и «Степенной книги». Еще в бытность свою архиепископом новгородским он поставил себе задачей собрать все «чтомые книги, яже в Русской земле обретаются». Над изданием Миней владыка работал долгие годы. В 1541 году первая редакция знаменитых «Макарьевских Миней», в которую входили как жития святых, так и дидактические, гомилетические и богословские произведения были переданы в библиотеку Софийского собора. В 1552 году был закончен более полный список, который стал вкладом в Успенский собор Московского Кремля. Третью редакцию получил царь Иоанн Грозный. В «Степенную книгу» были собраны биографии представителей светской и духовной власти. В ней старались утвердить в понятиях общества то высокое представление о царской власти, которое сложилось в XVI веке. Во всех важнейших биографиях постоянно говорилось о «чудесно рожденных» князьях, о «чудесном зачатии», о благочестии русских самодержцев. Вообще «Степенная книга» является сборником статей агиобиографического содержания и в этом отношении очень напоминает Четъи-Минеи. Государь вместе с наследником явился на митрополичье подворье и уговаривал владыку не оставлять кафедры. Только 21 декабря митрополит Макарий дал согласие остаться, но через десять дней, в последний день 1563 года скончался. Тропарь святителя Макария, глас 4-й Яко великим пастырем единонравна и учителем вселенныя единомысленна, Божия Премудрости служителя изрядна, иже блаженству тезоименита, днесь, вернии, вси воспоим: Христа Бога моли, святителю Макарие, умирити мир и спасти души наша. Кондак святителя Макария, глас 3-й Богомудрым учением и книжным списанием потщался еси, святителю Макарие, люди российския просветити и святых земли нашея прославити.
После себя он оставил 50 бесед и семь подвижнических слов. Примерно в 360 году он основал монастырь, известный сейчас как монастырь Макария Великого. Сейчас там находятся его мощи. Макарьев день 2024: что можно делать В Макарьев день нужно сходить в церковь и помолиться святому об исцелении телесных и духовных болезней. Святого Макария часто просят об укреплении духа, помощи в трудных жизненных ситуациях. Этот день лучше провести в заботах о здоровье своем и своих близких, а также доброжелательных встречах и беседах. Макарьев день 2024: что нельзя делать В Макарьев день нельзя сквернословить, заниматься тяжелым физическим трудом, злоупотреблять алкоголем. Согласно приметам, нельзя стричь волосы, чтобы не навлечь беду.
«Мы постоянно умираем для прошлого, отчасти для настоящего, чтобы воскреснуть и жить для будущего»
В этот день, православная церковь чтит память преподобного Макария Великого. 7 августа — день памяти Святого Преподобного Макария Унженского и Желтоводского, который прославился своими миссионерскими и аскетическими подвигами. На месте захоронения Макария построен МакарьевскийУнженский монастырь с семью каменными церквями. Так Макарий, с помощью Божией, начал день ото дня преуспевать в иноческих подвигах. 7 августа – день преставления преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца, жившего в конце XIV первой половине XV веков, монаха-пустынника.
Please wait while your request is being verified...
Уступая просьбам самого Царя-Государя владыка Макарий дал на это согласие. Произошло это 21 декабря 1563 г. Погребли его в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизировали в чине святителей в 1988 г. Помощь владыки Макария современникам Марина Андреевна Журинская, редактор православного журнала «Альфа и Омега» рассказывает случай: Однажды наш старый издательский компьютер перегорел. Починить его было можно, хотя и трудно, но вот содержание жесткого диска при этом безнадежно погибло. А там были материалы для очередного номера журнала «Альфа и Омега», которые еще не успели скопировать. Но что самое важное, там были очень объемные иллюстрации, которые были с таким трудом сделаны, так что на обычную дискету они не помещались, а на дополнительные жесткие диски или на дискеты большого объема такие есть, но требуют еще специального устройства в редакции не было денег. Поэтому специалист увез компьютер в починку, а сотрудники редакции пребывали в печали. Тем временем в иконописной школе Московской Духовной Академии была написана икона святителя Макария, Митрополита Московского, на которой в одном из житийных клейм было изображено, как Святитель благословляет первопечатника диакона Иоанна Федорова на его благое дело. Тем самым впервые в православной иконописи в России на иконе появилось изображение печатного станка.
Наступила ночь. Преподобный Макарий встал и стал молиться Богу, чтобы Он открыл ему добродетель юношей. В полночь внезапно раскрылась крыша кельи, и воссиял сильный свет. Но два брата те не видали света; думая, что преподобный спит, старший толкнул младшего, и, встав, оба они препоясались и, воздевая руки к небу, тайно молились. Преподобный увидал множество демонов, которые как мухи, окружили младшего брата, и одни из демонов хотели сесть на устах его, другие на глазах. Но, явился ангел Господень с огненным мечем в руках, которым и защищал его, отгоняя от него демонов. К старшему же брату демоны не осмеливались даже и приблизиться. К утру оба брата снова легли и уснули.
На утро преподобный Макарий сделал вид, будто он только что проснулся. И все они встали. Старший брат спросил преподобного: — Отче! Сначала начал петь младший брат, и после каждого стиха из уст его выходила как бы огненная свеча и поднималась на небо. Потом начал петь старший; из его уст выходил огонь, как бы, какая длинная веревка и достигал до неба. После окончания утреннего правила, преподобный пожелал удалиться в свое жилище. Когда он уходил, то сказал братиям: — Молитесь обо мне, братия. В ответ на его слова, они поклонились ему до земли, молча; и преподобный ушел от них.
Так преподобный Макарий узнал, что старший брат уже достиг полного совершенства в добродетелях, а с младшим еще борется враг-диавол. Спустя немного времени после посещения братьев преподобным Макарием, преставился к Господу старший брат, а чрез три дня после его кончины почил и младший. Когда впоследствии приходили к преподобному кто-нибудь из честных отцов, он приводил их в келью тех двух братьев и говорил: — Пойдемте, посмотрим на то место, где подвизались великие рабы Христовы. Однажды, когда преподобный Макарий молился, к нему был голос, который говорил: — Макарий! Ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе. Получив такое откровение, преподобный взял свой посох и пошел в тот город. Найдя там дом, где жили означенные женщины. Макарий постучался в дверь.
Тотчас одна из тех женщин вышла на стук и, увидав преподобного, с великою радостью приняла его в свой дом. Призвав к себе обеих женщин, преподобный сказал им: — Ради вас я принял на себя такой великий подвиг, придя сюда из дальней пустыни, ибо я желаю знать ваши добрые дела, о которых и прошу вас рассказать мне, ничего не скрывал. Но преподобный настаивал, чтобы они рассказали ему образ своей жизни. Тогда, убежденные им, женщины сказали: — Мы не были родственницами между собою прежде, но потом мы вышли замуж за двух родных братьев, и вот уже пятнадцать лет мы живем все вместе, в одном доме; во все время своей совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собою. Но до настоящего времени прожили в мире и согласии между собою и недавно единомысленно решили оставить своих плотских супругов и удалиться в сонм святых дев, служащих Богу. Но мы не можем упросить наших мужей, чтобы они отпустили нас, хотя с большою настойчивостью и многими слезами молили их об этом. Не получив желаемого разрешения, мы заключили завет с Богом и между собою — не произносить ни одного мирского слова до самой смерти нашей. Выслушав их рассказ, преподобный Макарий сказал: — По истине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но свободного намерения, принимая его, как самое дело, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого, желающего спастись.
В дни жизни сего преподобного Макария египетского просиял добродетельного жизнью в тех же пустынных местах, где жил и Макарий египетский, другой преподобный — Макарий Александрийский. Он был пресвитером в монастыре, носившем наименование Кельи[12]. Местность эта находилась в пустыне между Нитрией и скитом. Сей блаженный Макарий Александрийский часто приходил к преподобному Макарию египетскому и многократно они вместе ходили по пустыне, ибо они питали друг к другу великую любовь. Когда воцарился нечестивый император Валент арианин[13], то воздвиг весьма жестокое гонение на православных. В Александрию, по царскому распоряжению, прибыл Лукий, арианский епископ[14], с многочисленным войском, который сверг с епископской кафедры православного епископа, блаженного Петра, преемника святого Афанасия Великого. Кроме сего епископ Лукий послал воинов в пустыню, чтобы схватить и отправить в изгнание всех святых отцов пустынников. В числе первых были схвачены оба преподобных Макария.
Воины взяли их ночью и, посадив на корабль, отвезли на один отдаленный остров, жители которого не знали истинного Бога, но поклонялись идолам. У одного из идольских жрецов, бывших на том острове, была дочь, одержимая бесом. Почувствовав пришествие преподобных вместе с другими отцами на остров, девица эта побежала на встречу им, громко взывая: — Для чего вы пришли сюда? Ведь этот остров наше давнишнее жилище. Преподобные, сотворив молитву, изгнали беса из девицы, и она стала совершенно здоровою. Увидав это, отец ее, идольский жрец, тотчас уверовал во Христа и принял святое крещение. Также и все жители того острова обратились к Христу и обратили свой языческий храм в христианскую церковь. Узнав о случившемся, нечестивый епископ Лукий был сильно пристыжен, что он таковых великих отцов изгнал из их монастырей.
Посему он тайно послал, чтобы снова возвратили блаженных Макариев и всех, бывших с ними, святых отцов в места их прежнего обитания. Таким образом, преподобный Макарий египетский снова возвратился в скитскую пустыню, а преподобный Макарий Александрийский в вышеназванное место келью; также и прочие честные отцы возвратились в свои обители. Между тем к преподобному Макарию египетскому отовсюду приходило множество народа: одни — ради душевной пользы, чтобы получить от него наставления, иные — для исцеления от недугов своих, и таковых болящих к нему стекалось великое множество. Поэтому явилась необходимость в построении гостиницы, где бы могли находить приют странники и больные. Это и устроил преподобный Макарий. Каждый день он имел обычай исцелять одного болящего, помазуя его святым елеем и совершенно здоровым отпуская домой. Так поступал преподобный, имея ту мудрую цель, чтобы другие болящие, не сразу им исцеленные, проживали у него некоторое время, и тем получали врачевание не только тела, но и души, внимая в это время его боговдохновенным поучениям. Для служения при гостинице, преподобный поставил одного из иноков.
Инок этот, смущаемый бесом, предался страсти любостяжания, для удовлетворения которой стал утаивать понемногу из того, что отпускалось на содержание бедных. Преподобный Макарий узнал об этом, и призвав к себе инока, сделал ему наставление, сказав: — Брат Иоанн! Послушайся меня и прими мое наставление, которое да послужит тебе на пользу. Вот тебя искушает дух сребролюбия, — ибо это открыто мне, — и я знаю, что если ты примешь мое наставление и перестанешь поступать греховно, то окончишь дни свои в страхе Божием, и в делах благих успеешь, и на месте сем прославишься, «и язва не приблизится к жилищу твоему» Пс. Если же ты не послушаешь меня и не перестанешь согрешать, то тебя постигнет участь Гиезия, страстью которого ты страдаешь 4 Цар. Но Иоанн не послушался преподобного и не переставал совершать свое дурное дело. Спустя пятнадцать или двадцать лет после блаженной кончины преподобного Макария, в течение которых названный инок продолжал работать на наложившего на него петлю сребролюбия Иудина, присваивая себе часть содержания, назначенного для убогих, внезапно все тело его было поражено проказой, и он умер, не только погубив греховно собранное им имущество, но и душу свою. Однажды преподобный Макарий пошел из скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников.
Когда они уже приближались к горе, преподобный сказал своему ученику: — Пойди немного впереди меня. Ученик пошел впереди преподобного и встретил языческого жреца, поспешно идущего ему навстречу и несшего большое бревно. Увидав его, инок закричал: — Слышишь ли, слышишь ли, ты, демон! Куда ты идешь? Жрец остановился и сильно побил инока, так, что он едва остался жив. Схватив затем брошенное было бревно, жрец убежал. Спустя немного ему встретился преподобный Макарий, который сказал ему: — Спасайся, трудолюбец, спасайся. Удивленный такими словами преподобного, жрец остановился и спросил его: — Что хорошего ты усмотрел во мне, что приветствуешь меня такими словами?
Тогда жрец сказал: — Умилился я, отче, от твоих слов, ибо я вижу чрез это, что ты человек Божий. Вот пред тобою встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я исколотил его до смерти. И с этими словами жрец припал к ногам преподобного, обнимая их и говоря: — Не оставлю я тебя, отче, до тех пор, пока ты не обратишь меня в христианство и не сделаешь иноком. И он пошел вместе со святым Макарием. Пройдя немного, они подошли к тому месту, где лежал избитый жрецом инок и нашли его едва живым. Взяв его, они принесли его в церковь, находящуюся на Нитрийской горе. Проживающие там отцы, увидя вместе с преподобным Макарием языческого жреца, весьма изумились. Потом, окрестив его, они сделали его иноком, и ради него множество язычников обратилось в христианство.
Авва же Макарий дал по сему случаю такое наставление: — Злое слово, — говорил он, — и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми. Однажды преподобный Макарий пришел в обитель аввы Памвы[15]. Здесь старцы просили преподобного: — Скажи, отче, слово для назидания братии. Соглашаясь на их просьбу, Макарий стал так говорить: — Простите меня, ибо я плохой инок; но я видел иноков. Так однажды я сидел в скиту в своей келье, и мне пришло помышление пойти во внутреннюю пустыню, чтобы посмотреть, что там такое. В течение пяти лет я боролся с этой мыслью, думая, что это меня искушают бесы. Но когда, и по истечении пяти лет, меня преследовала та же мысль, то я решился отправиться во внутреннюю пустыню. Придя туда, я нашел громадное болото, посредине которого увидал остров.
В это время пустынные звери пришли, чтобы напиться воды. Среди зверей я увидал двух нагих людей, и все тело мое затрепетало, ибо я подумал, что вижу бестелесных духов. Увидав, что я очень испугался, люди эти сказали мне: — Не бойся, ибо и мы такие же, как и ты, люди. Тогда я спросил их: — Откуда вы пришли в эту пустыню? И вот уже тридцать лет, как мы ушли из обители. Один из нас египтянин, другой — ливиянин. Потом и они спросили меня: — В каком положении находится теперь мир? Наполняются ли еще реки своими ручьями?
Изобилует ли земля обычными своими плодами? Я отвечал им: «да». Затем, снова спросил их: — Каким образом могу я сделаться иноком? Они отвечали мне: — Если человек не откажется от всего, что находится в мире, он не может быть иноком. На это я сказал: — Немощен я, и потому не могу быть таким, как вы. И снова я спросил их: — Когда наступает зима, не страдаете ли вы от сильной стужи? Равно также, когда наступает весьма жаркое лето, не опаляются ли ваши тела жарою? Они на это ответили мне: — Господь Бог даровал нам такие тела, что мы ни зимой не страдаем от мороза, ни летом — от зноя.
Однажды преподобного Макария спросили скитские отцы, каким образом он достиг того, что тело его всегда остается худощавым? Ибо не только тогда, когда он постится, но даже и тогда, когда вкушает пищу — тело его всегда остается худощавым. Преподобный Макарий дал такой ответ вопрошавшим его: — Как кочерга, которой переворачивают горящие дрова и хворост в печи, всегда опаляется огнем, так у человека, который устремляет ум свой всегда к Господу и всегда содержит в памяти страшные мучения в огне гееннском, — этот страх не только снедает тело, но и иссушает кости. Затем братия снова спросили преподобного: — Скажи нам, отче, как надлежит молиться? Преподобный дал им такое наставление: — Для молитвы не требуется многоглаголания, но надобно воздавать свои руки горе и говорить: Господи! Если же враг воздвигнет в душе греховную брань, надлежит только произносить: Господи помилуй. Господь знает, что для нас полезно и сотворит нам милость. В другой раз авва Исаия попросил преподобного: — Скажи мне, отче, какое-нибудь наставление на пользу душевную.
Преподобный отвечал ему: — Сиди в своей кельи, и сокрушайся о грехах своих. Ученику же своему Пафнутию[16] преподобный сказал: — Никого не обижай, не клевещи ни на кого, — поступая так, спасешься. Кроме того, преподобный дал еще и такое наставление: — Не ночуй в кельи брата, имеющего дурную славу. Пришел к преподобному и другой инок и спросил его: — Авва, что мне сделать, чтобы спастись? Инок пошел на кладбище и, как сказал ему преподобный, бранил там мертвецов, разбивал камнями гробницы их и, возвратившись, рассказал обо всем преподобному. Преподобный спросил его: — Сказали ли что-либо тебе умершие? Тогда преподобный сказал: — Ступай опять, и теперь хвали их. Инок пошел и начал ублажать мертвецов разными похвалами: — Апостолы, святые и праведники, — говорил он.
Затем, снова придя к преподобному, он рассказал ему, что хвалил умерших. Тогда преподобный дал ему такое наставление: — Видишь, — сказал он, — что ни тогда, когда ты бранил умерших, они ничего тебе не отвечали, и ни тогда, когда ты ублажал их похвалами, они ничего тебе не ответили. Так и ты, если желаешь спастись, будь как мертвец: — не гневайся тогда, когда тебя бесчестят, не превозносись тогда, когда тебя восхваляют. Поступая так, как эти мертвецы, спасешься. Братия рассказывали еще о преподобном Макарии следующее. Если кто-либо приходил к нему из братий, как к святому и великому человеку, преподобный ничего не говорил с таковым.
На самовар надевали валенки. И полученный дым и пар коптили через одежду и обувь, а затем надевали на больного. Славяне верили, что после этого обряда болезнь утихнет и больной быстро встанет на ноги. Также в народе верили, что в день Макария происходят чудеса и сбываются пророческие мечты. Поэтому они пытались вспомнить и интерпретировать сны, чтобы увидеть, что произойдет в будущем. В Макарьев День принято ходить в церковь, чтобы молиться святому. В своих молитвах верующие просят исцелить телесные и духовные слабости, дар мудрости, укрепить дух и помочь в трудных жизненных ситуациях.
Евгений Люлин - председатель Законодательного Собрания Нижегородской области: «Люди любуются, приезжают полюбоваться искусством, которое здесь в каждом кирпичике. Поэтому это место силы». Молишься ему». Преподобному Макарию молятся о защите от врагов, о помощи в любом начинании. Игуменья Нина - настоятельница Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря: «Поклоняются мощам преподобного Макария, частицам и главе, получают молитвенную помощь».
«Мы постоянно умираем для прошлого, отчасти для настоящего, чтобы воскреснуть и жить для будущего»
В день памяти Макария Невского запрещается лениться. В народном календаре отмечается день Макара Весноуказчика, а православные верующие вспоминают Макария Великого. Крестный Ход вокруг монастыря. В последний день Макарий собрал всю монашескую общину, простился со всеми и ушел к Господу. Точная дата кончины преподобного Макария неизвестна – скорее всего, он преставился ко Господу в конце первой четверти XV столетия. В последний день Макарий собрал всю монашескую общину, простился со всеми и ушел к Господу.
Почему на Руси верили, что на Макаров день 1 февраля женщина может «отогнать» хвори на весь год
После распада «избранной рады» Макарий остался наставником государя и служил ему до последних дней. Например, ясный день 1 февраля предвещает раннюю весну, теплый макарий день указывает на дождливую первую половину лета. День обретения святых мощей преподобного Макария отмечался в Калязине с особым торжеством.
День преподобного Макария Желтоводского и Унженского
Приглашение подписаться в группы ВКонтате нашего монастыря День памяти святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси Макарий стал владыкой Московским и митрополитом всея Руси в непростое для страны время. Тогда к власти пришли князья Шуйские, но их правление вызывало недовольство народа. Святитель стал одним из тех, кто поддержал юного царя Ивана Грозного. За годы деятельности будущий святой многое сделал для систематизации и сохранения богослужебной церковной литературы. Ему удалось инициировать мощное развитие славянской письменности.
Примечательно, что есть среди них и те, кто, начали ходить ещё детьми, а на сегодняшний день — это уже взрослые люди. Как и прежде, процессия двигалась по старой дороге, останавливаясь на молитву и отдых.
В монастыре крестный ход по благословению епископа Галичского и Макарьевского Алексия встретил епископ Североморский и Умбский Тарасий и возглавил молебен преподобному. День села Унжи На следующий день большая часть праздничных действий развернулась в селе Унже, так называемом старом городе, куда вначале пришёл преподобный Макарий в поисках нового места для обители в 1439 году. Праздник начался с Божественной литургии в Макарьевском храме, которую возглавил епископ Североморский и Умбский Тарасий. Затем на площади возле местного центра досуга начался концерт с участием самодеятельных артистов района из Унжи, Макарьева, Юрова, Горчухи, Тимошина. Все желающие смогли посетить передвижную художественную выставку, организованную Макарьвским краеведческим музеем. На ней были представлены работы уроженца села Унжи, самодеятельного художника Александра Серапионовича Слащёва пейзажные зарисовки окрестностей села Унжи и карандашные портреты земляков , а также акварельные работы учащихся Макарьевской художественной школы, посвящённые истории села.
Престольный праздник монастыря, День города и Макарьевская конференция Пик праздника пришёлся на 7 августа. Он начался с литургии в Макарьевском храме монастыря.
Согласно житию, освобождение из плена по предстательству преподобного — это первое значительное чудо, которое стало определяющим в почитании святого. Именно с этой просьбой бояре Романовы — инокиня Марфа и Михаил Фёдорович молились у гробницы Макария в его обители, прося помощи в освобождении патриарха Филарета из польского плена. Этот исторический факт послужил началом расцвета монастыря на Унже и почитанию преподобного Макария как общерусского святого. Уже будучи царём, Михаил Фёдорович со всем синклитом совершает пешее паломничество ко гробу святого в 1619 г. С 1675 по 1682 г.
Оленевский скит По дороге в Унжу совершилось ещё одно значительное чудо, называемое «Чудо о лосе». На месте этого события был основан один из Керженецких скитов — Оленевский. После церковных реформ патриарха Никона оленевские пустынножители не приняли нововведений и ушли в раскол. После «Питиримова разоренья» жестокие гонения старообрядцев епископом Нижегородским и Алатырским Питиримом в 1737 г. О дне памяти преподобного Макария Придя в город Унжу, на берега одноимённой реки Макарий избрал красивое пустынное место для своего жительства и подвигов. Здесь он водрузил честной крест и соорудил келию, тем самым дав начало Макариево-Унженского монастыря и города Макарьева. Здесь он прожил 5 лет, проводя время в тех же подвигах, к которым привык с малых лет — подвизаясь в благочестивых трудах, в молитве, бдении и посте.
Монастырь Святого Макария в Нитрийской пустыне. Его поминают 19 января 1 февраля шестеричным богослужением, как на малый церковный праздник. Католики отмечают день святого Макария 15 января. На старинных гравюрах преподобного обычно изображают старцем с пышной бородой, в священническом облачении с мантией. Народные традиции на Макарьев день 1 февраля На Руси у праздника было несколько названий: Макарьев день, Макар-весноуказчик, Макар ясный или просто Макарий. Наши предки считали этот день идеальным временем для начала новых дел.
В народе говорили: «Все, что начнется на Макария, сложится хорошо». Утром ходили на праздничную службу в храм, а после молились перед ликом святого Макария. Считалось, что преподобный помогает избавиться от влияния злых духов, избегать соблазнов, обрести духовную чистоту, которая спасает от мракобесия. Кроме того, святой Макарий мог подсказать, как освоить разные науки. Старейшины учили молодежь, что в день святого Макария, выходя из дома, следует произнести «Из дома выхожу барином, а в дом вернусь боярином». Они верили, что этот простой ритуал привлечет богатство в семью.
Была и другая поговорка: «Как пахал на Макара, так и весь год придется». Поэтому на этот праздник оставляли работу по хозяйству и ходили друг к другу в гости, устраивая чаепития у самовара. За столом рассказывали страшные истории, связанные с нечистой силой, которая являлась из-подземелья во время Святок и досаждала людям. На Макария наши предки собирались за столом и пили чай с травами. Был рецепт и от суставной боли.
12 января память святителя Макария, митрополита Московского
1 февраля православные отмечают День преподобного Макария (Макария Великого). Рассказываем, за что почитают святого и кто может ему молиться. 4 сентября — день памяти священномученика Макария (Гневушева), служившего на Орловщине в переломном 1917-м. 4 сентября — день памяти священномученика Макария (Гневушева), служившего на Орловщине в переломном 1917-м. Именно в этот промежуток времени духовным наставником отца Макария становится старец Леонид, который сразу увидел в молодом монахе своего преемника. В день 400-летия со дня преставления преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца, в Свято-Введенском мужском монастыре Божественную литургию совершил.