ВТБ продаст долю в зерновом трейдере «Деметра-Холдинг». «Деметра Трейдинг» принял участие в Днях поля Центрального и Приволжского федеральных округов. «Деметра Трейдинг» — один из крупнейших в России зерновых трейдеров.
Глава ОЗК: репрезентативная цена на зерно станет стимулом для аграриев выходить на биржу
Компания «Деметра-Трейдинг», входящая в состав холдинга, являлась одним из крупнейших отечественных экспортеров до 2022 года. А в начале июня Костин сообщил, что ВТБ продаст свою долю в "Деметра-Холдинге" в этом году и уточнил, что банк уже нашел покупателей и они будут из дружественных стран. В 2023 году "Деметра Трейдинг" получила 373,1 млн рублей доходов от участия в других организациях (годом ранее доходов по данной статье не было).
Деметра-Холдинг
созданный ВТБ зерновой холдинг, объединяющий активы в области транспортной экспортной логистики и трейдинга. Осенью имелись сведения, что «Деметра Трейдинг» испытывает сложности с экспортом. «Деметра-холдинг» специализируется на экспортной логистике и зерновом трейдинге. «Деметра-Холдинг» — крупнейший в России вертикально интегрированный инфраструктурный холдинг, объединяющий активы в области экспортной логистики и трейдинга. Госбанк ВТБ MOEX:VTBR продал зернотрейдера Деметра-холдинг с прибылью и уже отразил ее в отчетности, сказал журналистам заместитель президента-председателя правления.
Назван крупнейший трейдер пшеницы
Это было еще до СВО. Уже после начала спецоперации ВТБ передал контроль пулу акционеров, чтобы холдинг не попал под санкции. Сейчас другая ситуация. Есть реальный покупатель, купивший пакет ВТБ. И этот акционер консолидирует у себя в руках контроль над компанией. В ожидании новых покупок Также своим мнением о сделке ЯСНО» на условиях анонимности поделился участник биржевого рынка. Он обратил внимание на допэмиссию акций холдинга, и на то, что оманцы купят только часть допэмиссии.
По его словам, доля ВТБ была продана по «объективной цене, а маржа приличная». Сделка «Деметра-Холдинг» с ближневосточным партнером, по словам предправления Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина, подтверждает фундаментальную инвестиционную привлекательность российского агробизнеса. Ближний Восток давно интересуется производством и экспортом российских сельхозкультур, в первую очередь из соображений продовольственной безопасности. Всего отгрузка российского зерна на внешние рынки в прошлом сезоне составила 60 млн тонн, сообщает «Бизнес-вектор».
Компания развивает собственную сеть элеваторов, владеет глубоководными морскими зерновыми терминалами и логистической инфраструктурой, в частности, собственный железнодорожный оператор — «Рустранском», объединяющей крупнейших в стране операторов по перевозке зерна и леса — «Русагротранс» и «Транслес».
На днях сделку закрыли. Не могу сказать, кто покупатель, — это его право заявлять о себе», — сказал он. Сумму сделки он не назвал, уточнив лишь, что «цена объективная, а маржа приличная». В начале июня 2023 г. Один из источников «Ведомостей» говорит, что технически сделка сложноструктурированная, один из ее этапов — допэмиссия. По его словам, оманская Southern Sea Investment LLC — не прямой покупатель доли ВТБ, а якорный инвестор — один из покупателей допэмиссии, которую проводит зерновой холдинг. Также, утверждает он, российские владельцы «Деметра-холдинга» по итогам допэмиссии расширят участие. Доли участников раскрываться не будут.
Но из документов компании за 2021 г.
Исторически ценообразование на российскую пшеницу строилось на основе публикуемых западными агентствами индикативов, которые основывались на регулярных опросах участников рынка. Если ранее в базу расчета этого ценового индикатора включались только аукционы ОЗК, то с января этого года добавились и аукционы на покупку пшеницы, которые проводит компания "Деметра Трейдинг", входящая в состав "Деметра-Холдинга". Это, безусловно, сделало индекс более репрезентативным. Ценовой индикатор, в свою очередь, позволил запустить торговлю фьючерсами на МосБирже. Расчетный фьючерсный контракт на индекс пшеницы на условиях поставки СРТ Новороссийск - это единственный в России и мире биржевой инструмент на российскую пшеницу, отражающий уровень цен на основном экспортном базисе. Ежедневную ликвидность фьючерсных торгов обеспечивает наша компания, которая выступает в качестве маркетмейкера.
О востребованности и актуальности этого инструмента говорят цифры: с момента запуска фьючерсов на пшеницу в августе 2022 года объем торгов составил порядка 243,6 тыс. Клиентский доступ предоставляют более 30 брокерских компаний и банков, а в торги вовлечено более 5,7 тыс. Какова динамика покупок в этом году? С чем это связано? Всего же на биржевых аукционах закуплено порядка 3,2 млн тонн зерна на 47,5 млрд рублей. В 2023 году мы купили 874 тыс. В первые три месяца этого года пока приобрели 154,8 тыс.
Однако хочу отметить, что товарные аукционы - это очень гибкий механизм, поэтому мы сами можем регулировать динамику закупок пшеницы в зависимости от загруженности зернового терминала, в том числе реагируя на погодные условия и текущие задачи по экспортным отгрузкам. Есть мнение, что аграрии не очень стремятся продавать свое зерно на бирже. Вы согласны с этим? Сейчас товарные аукционы проводят, среди прочих, "Деметра Трейдинг", "Степь" и "Доставка морем". По имеющейся информации к торгам планирует присоединиться "МЗК Экспорт". Чем больше зерна будет проходить через биржу, тем цена будет репрезентативнее. Это станет стимулом для аграриев всерьез присмотреться к этому инструменту.
Действительно, многие аграрии все еще предпочитают продавать свою продукцию через трейдеров, а не выходить самим на биржу. Вероятно, это связано, прежде всего, с тем, что сельхозпроизводители имеют сложности с доступом к транспортной инфраструктуре и потому не уверены, успеют ли по выигранному аукциону доставить зерно в порт Новороссийск в 45-дневный срок железнодорожным транспортом. Именно поэтому в аукционах, проводимых нашей компанией, у продавца - победителя торгов есть возможность изменить базис железнодорожной поставки с CPT на FCA, иными словами, переложить логистику на покупателя, то есть на нас. И мы сами гарантированно в срок привезем зерно на НКХП по железной дороге. Часть аграриев также считает, что процедура регистрации на бирже сложная и требует много бумажной работы - что, отмечу, не соответствует действительности, - поэтому и продолжает работать с трейдерами. В этих случаях могут помочь просветительские и обучающие семинары, именно такую работу мы ведем совместно с НТБ. Кроме того, во второй половине мая мы вместе с МосБиржей и Минсельхозом планируем провести в рамках международной выставки-форума "Россия" свое очередное мероприятие - форум, посвященный биржевой торговле зерном и другой агропродукцией.
Рассчитываем, что он также послужит популяризации биржевой торговли среди аграриев. И наша страна может внести весомый вклад в создание такой биржи. У нас есть биржи, та же Московская, например, с передовым программно-техническим комплексом для торгов и клиринга. Ее технологии и опыт могут быть использованы для создания межстрановой торговой площадки. Однако, на мой взгляд, пока преждевременно рассуждать о том, как появление зерновой биржи стран БРИКС изменит российский зерновой рынок или повлияет на мировую торговлю зерном, поскольку концепция такой торговой площадки еще находится на стадии проработки и обсуждения. Надо дождаться результатов переговоров между потенциальными странами-участницами, которые определят формат, условия и принцип работы биржевой площадки. К слову, насколько мне известно, НТБ завершила работу по адаптации своей инфраструктуры к участию иностранцев и внесла изменения в документы, регулирующие рынок товарных аукционов биржи.
Это обеспечивает импортерам зерна из дружественных стран возможность проводить на НТБ аукционы по закупке пшеницы, так называемые экспортные аукционы. Биржа ожидает, что первые такие аукционы с участием покупателей-нерезидентов состоятся уже в этом году. И идея создания зерновой биржи стран БРИКС, и допуск иностранцев на российскую биржу являются, на мой взгляд, закономерным направлением дальнейшего развития российской биржевой торговли ввиду статуса России как крупнейшего в мире экспортера пшеницы и одного из ее ведущих производителей. Какова география поставок? Как изменилась логистика в связи с геополитическими факторами? Полученные за эти годы компетенции позволяют компании предоставлять полный комплекс услуг по обеспечению логистики от поля до порта покупателя по принципу "одного окна".
ООО "Деметра-Холдинг" трансформируется в АО: новый этап развития
В число новых акционеров холдинга могут войти не только российские компании. В его состав входит «Новороссийский зерновой терминал», «Мирогрупп ресурсы», «Ипатовский комбинат хлебопродуктов». Также холдингу принадлежит часть акций «Зерновой терминального комплекса "Тамань"», «Новороссийского комбината хлебопродуктов», «Объединенной зерновой компании». Выручка организации составила 110,3 млрд рублей при чистом убытке в размере трех млрд рублей.
Помимо РТК, в собственность «Деметры» перешли также «Транслес» и «Грузовая компания», специализирующиеся на перевозке промышленных грузов. Показательно, что по информации российских телеграм-каналов, владельцы «Деметра-Холдинга» Костин, Боллоев и Винокуров могут ежегодно зарабатывать на экспорте зерна до 300 млн долларов. Так, 25 долларов с тонны взимает за перевозку вовремя перешедший под контроль холдинга «Русагротранс»; еще 30 долларов получают подконтрольные терминалы и т. В итоге аффилированные с ВТБ структуры имеют порядка 65 долларов с каждой тонны зерна, в то время, как в той же Украине стоимость перевалки оценивается всего в 8-10 долларов. Напомним, что, согласно официальным данным, по итогам минувшего сезона «Деметра Трейдинг» экспортировала за границу не менее 5 млн тонн зерна. В сообщениях телеграм-каналов, однако, можно встретить и гораздо большую цифру — 20 миллионов, что ежегодно приносит Костину и его компаньонам сотни миллионов долларов, причем значительная часть полученных средств не облагается налогами и оседает в офшорах.
В свете этого не вызывает удивления появление сообщения о связях Андрея Костина с известным трейдером Свитуном Стиллом Swithun Still — бывшим президентом «GAFTA» Международная ассоциация торговли зерном и кормами , работающим в сельскохозяйственной сфере с конца 1990-х гг. Получается, что он может быть связан с «офшорными схемами» Андрея Костина и его компаньонов по зерновому бизнесу? Сегодня «Деметра-Холдинг» уверенно идет к тому, чтобы стать бесспорным лидером по экспорту зерна. Как сообщает редакция, в минувшем сентябре «Деметра Трейдинг» вошла в топ-2 экспортеров, а Новороссийский зерновой терминал был загружен пшеницей только по ее контрактам. Росту вывоза способствовало появление информации о предстоящем повышении экспортных пошлин на зерно: редакция писала о росте отгрузок вдвое — до 1,4 млн тонн в неделю, называя в числе основных покупателей отечественной продукции Турцию, Иран и Саудовскую Аравию.
Мы уже давно ушли из контроля, и будем уходить полностью», - сказал он, уточнив, что доля банка в холдинге будет продана в этом году. По словам Костина, покупатели уже найдены, причем «может быть, будут не только российские». При этом глава ВТБ не назвал претендентов на пакет акций холдинга, но уточнил, что они будут из дружественных стран. На вопрос Reuters могут ли это быть покупатели из Китая, Костин сказал, что «у нас много друзей, более 100 стран не поддержали антироссийские санкции», так что банк выберет одну из них. Сообщалось, что сделка была запланированной: холдинг завершил плановую процедуру увеличения уставного капитала, длившуюся около двух месяцев.
Напомним, «Деметра» объединяет активы в области экспортной логистики и трейдинга. Выход ВТБ в большей степени связан с санкциями по отношению к банку, которые были введены прямо в день начала СВО 24 февраля. Чистый убыток всей группы ВТБ достиг в 2022 году 613 млрд руб. Такой печальный итог обусловлен ориентацией банка на работу на глобальном рынке и обслуживание крупнейших российских экспортёров. Не успела одна дверь закрыться, как в полном соответствии с классическими мизансценами современного российского бизнес-калейдоскопа открылась другая.
ВТБ не справился с зерном
Следующий момент — Grain Gates управляется бывшим руководителем отдела трейдинга «Деметры» Ильёй Алиевым. Ну и последнее! Особенный успех российской зерновой активности, в том числе и Grain Gates, уже на мировом рынке придал уход в конце прошлого года с российского рынка таких крупнейших международных зернотрейдеров, как Cargill Inc. Trans Lab,.
Первый пришелся на 2022 год, когда в фонд было закуплено свыше 3 млн тонн зерна более чем на 46 млрд рублей. Это обеспечило снижение волатильности цен на зерно в регионах на фоне рекордного урожая почти в 158 млн тонн. Затем, в 2023 году, когда аграрии собрали второй по объему урожай зерна в 147 млн тонн, мы начали очередной этап интервенций.
Именно для его реализации правительство выделило средства на закупки до 2 млн тонн зерна. В результате, по данным Национальной товарной биржи НТБ , с декабря 2023 года в госфонд уже приобретено свыше 1 млн тонн зерна более чем на 14 млрд рублей. Торги продолжаются, и мы рассчитываем на активное участие аграриев, так как закупки в фонд - это гарантированный канал сбыта продукции государству по выгодной цене и на понятных условиях. Всего сейчас в фонде хранится более 3,6 млн тонн зерна.
Они включают объемы, заложенные по итогам закупок 2022 года и с декабря 2023 года. Динамика закладки на хранение немного отстает от закупочной, поэтому до завершения торгов мы будем видеть небольшие расхождения - объемы приобретенного зерна будут чуть выше уже размещенного на хранение в фонд. Из запасов фонда было реализовано 1,8 млн тонн зерна на 21 млрд рублей, что позволило стабилизировать цены на зерно и конечную продукцию. Самые активные продажи пришлись на период пандемии коронавируса.
Тогда нам, несмотря на непростые условия и ограничения, удалось оперативно организовать все необходимые процедуры. Какова позиция компании как госагента фонда? Достаточно ли дополнительных 2 млн тонн для того, чтобы стабилизировать цены? У компании есть все необходимые компетенции для работы с тем объемом, по которому будет принято решение.
В случае, если будет объявлено о дополнительном увеличении закупок зерна, то мы как оператор фонда будем рекомендовать расширить географию проведения закупочных интервенций, то есть пополнить перечень новыми регионами и федеральными округами, а также регулярно проводить и товарные интервенции, то есть продавать зерно из фонда заинтересованным участникам рынка. Что касается текущего этапа закупок, то его влияние на рынок будет зависеть от многих факторов. Поэтому, прежде чем делать какие-либо выводы, стоит дождаться завершения торгов. Какой объем инвестиций уже освоен?
Модернизация НКХП - крупнейшего портового зернового терминала в акватории Азово-Черноморского бассейна - проводится в рамках выполнения задачи по развитию экспортно-проводящей инфраструктуры, поставленной в федеральном проекте "Экспорт продукции АПК". Кроме того, отдельные мероприятия включены в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в рамках федерального проекта "Морские порты", а также в "дорожные карты" по развитию международного транспортного коридора "Север - Юг" и транспортно-логистических коридоров в Азово-Черноморском и Восточном направлениях. Работы по проекту идут успешно и в целом по плану. В 2023 году были завершены модернизация и техническое переоснащение наземной инфраструктуры предприятия по приему зерна с автомобильного и железнодорожного транспорта.
Строительство новых устройств приема зерна позволило повысить мощность автоприема до 1 тыс. Это обеспечило НКХП технической возможностью принимать до 6,6 млн тонн зерна в год с автотранспорта. Кроме того, в прошлом году мы завершили реконструкцию внутренних железнодорожных путей и заключили с РЖД договор на их техприсоединение к магистральной сети. Надеемся, что уже в начале 2025 года НКХП станет первым из российских глубоководных зерновых терминалов, который сможет принимать прямые отправительские маршруты на собственных путях.
Это дополнительно увеличит приемку с железнодорожного транспорта на 1 млн тонн зерна в год. А когда РЖД завершат комплексную реконструкцию Новороссийского транспортного узла - ожидаем, что это будет в 2027 году, - реализуем второй этап проекта, который обеспечит отправление порожних вагонов с территории НКХП. Это увеличит мощности по приему зерна еще на 3 млн тонн в год. Таким образом, предприятие сможет принимать до 7,3 млн тонн зерна в год с железнодорожного транспорта к 2028 году.
На конец 2023 года в проект модернизации НКХП инвестировано более 12 млрд рублей, и мы уже видим результаты. Обновленная наземная инфраструктура, наряду с благоприятными погодными условиями и слаженной работой коллектива, позволила предприятию установить по итогам прошлого года собственный рекорд перевалки зерна на экспорт - почти 8 млн тонн. Сколько таких маршрутов сможете принимать после техприсоединения к сети РЖД? Как увеличится оборачиваемость вагонов?
Как это может отразиться на стоимости логистики? Именно поэтому мы поставили цель - организовать приемку зерна с маршрутов непосредственно на предприятии, минуя станцию. Ожидаем, что по завершении упомянутых мною ранее этапов проекта терминал сможет принимать с железнодорожного транспорта до четырех маршрутов в сутки, что даст дополнительные 4 млн тонн зерна в год. К выполнению этой инвестпрограммы компания приступила в 2021 году.
По предварительной оценке, реализация проекта потребует инвестиций в размере не менее 13 млрд рублей.
Как только у нас появится такая возможность, мы с удовольствием будем это делать. Возможным решением для стимулирования экспортеров приобретать собственный флот могла бы быть государственная программа субсидирования приобретения судов", - добавил он. При любом использовании материалов сайта, ссылка обязательна. Минуточку, сейчас все посчитаем...
Мы изначально не планировали в нем оставаться навсегда. Во-вторых, наличие санкционного банка в акционерах компании, которая занимается международной деятельностью, это сегодня неблагоприятный фактор. Мы там заработали определенные деньги, настало время уходить. Контроль давным-давно продали, сейчас будем допродавать остальное.
ВТБ продаст свою долю в "Деметра-холдинге"
В конечном итоге, возможно, мы объявим о ликвидации. Прямо сейчас это невозможно, у нас есть обязательства, платежи, договоры», — рассказал Ходыкин. Он уверен, что за инцидентом стоит его конкурент, компания «Деметра Холдинг», которой ничего не стоит получить активы ТД «РИФ» ни за какие деньги. В ответ на данное обращение, Петр Ходыкин и генеральный директор ТД «РИФ» Марина Турянская написали письма заместителю председателя правительства России Виктории Абрамченко, министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву, руководителю Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю Сергею Данкверту, а также губернатору Ростовской области Василию Голубеву. Однако, реакции со стороны властей на эти письма так и не последовало. На запросах издания к представителям «Деметра Холдинга» не ответили. Официальный представитель Россельхознадзора в комментариях к заявлению Ходыкина о блокировке судов в портах заявил следующее: «Россельхознадзор не блокирует ничего. Отгрузки зерна должны соответствовать фитосанитарным требованиям стран-импортеров. Если в результате лабораторных исследований установлены карантинные организмы для страны назначения, Россельхознадзор не может выдать фитосанитарный сертификат, так как он несет ответственность за фитосанитарное состояние экспортируемых партий в рамках своих полномочий как Национальная организация по карантину и защите растений Российской Федерации». На запрос о том, почему другие зернотрейдеры могут грузить зерно на свои суда из тех же цистерн, что и ТД «РИФ», и не имеют проблем с соответствием, Россельхознадзор ответил: «Лаборатории, занимающиеся испытаниями, работают на принципах независимости и беспристрастности. Пробы зерна отправленные Россельхознадзором на анализ, поступают в лаборатории в зашифрованном виде.
Поэтому исполнители лабораторных исследований не в состоянии определить, к какой компании они относятся». Однако Петр Ходыкин утверждает, что до сих пор остается владельцем компании и не планирует продавать ее «Деметра Холдингу», поскольку они не желают с ними договариваться. ТД «РИФ» управляет портом в Азове, его пропускная способность составляет 7 миллионов тонн в год, в его активе находится 17 судов класса река-море и более 1500 вагонов-хопперов. Компания имеет около 1500 сотрудников.
После окончания филологического факультета Московского университета 1925 , он начал работать в журналах «Смена» и «Молодая гвардия». В 1931 году Бориса Лунина направили в Якутию.
Поездки и знакомство с краем, бытом и нравами жителей дали писателю богатейший материал для книг и статей. Издание «По следам вилюйского узника» посвящено жизни ссыльного Н. В последующих книгах: «Смерть ойуна», «У золота», «Молодежь в осаде» повествуется о гражданской войне в Якутии.
Проведение регулярных торгов уже позволило сформировать понятный индикатор цены с поставкой на условиях СРТ в порт Новороссийск, который выступил базой для запуска расчетного фьючерса на пшеницу. По словам управляющего директора «Деметра Трейдинг» Романа Крона, общая цель участников зернового рынка — формирование организованного и доступного для широкого круга сельхозпроизводителей биржевого рынка зерна. Последние получают надежный канал сбыта, а «Деметра Трейдинг» выступает гарантом выполнения сделки и готова поддерживать поставщиков на каждом этапе — от получения доступа к аукционам до обеспечения оптимальной транспортной логистики закупленных объемов. Директор НТБ Никита Захаров уверен, что аукционы, организуемые «Деметра Трейдинг», создадут дополнительную привлекательность биржевых торгов, дадут рынку новых участников и новые объемы. Первые зерновые аукционы были запущены на НТБ два года назад. В денежном выражении объем торгов составил 42 млрд руб.
На данный момент в торгах принимают участие 460 компаний, из которых 46 являются заказчиками аукционов.
В своё время та создавалась на деньги госбанка, чтобы потеснить с российского рынка иностранцев. Теперь совладельцем «Деметры» стал фонд из Омана. Сделка по выходу ВТБ из созданного им зернового холдинга прошла в режиме секретности, её условия официально не раскрываются.
Сделка обещает стать выгодной. Экспорт российского продовольствия ввиду гуманитарной значимости не подпадает под западные санкции. Потому торговля хлебом стала важным источником валюты для российских компаний. Потерянный триумф В последние годы выручка от продажи зерна на экспорт приближалась к 10 млрд долларов.
А компания «Деметра-Холдинг» с момента своего создания в 2018 году уверенно пробивалась в лидеры среди экспортёров по объёмам поставок за рубеж. В прошлом агросезоне компания прочно обосновалась на втором месте, а теперь претендует на лидерство. Тем не менее в начале июня стало известно, что госбанк ВТБ планирует выйти из числа совладельцев «Деметра-Холдинга». Президент банка Андрей Костин сказал в интервью Reuters: «Мы выходим оттуда.
Это решено. И даже, может быть, там будут не только российские [покупатели], посмотрим». Для посвящённых это прозвучало как сенсация. Ведь именно Андрей Костин активно лоббировал выдавливание иностранцев с российского зернового рынка.
Ещё в 2019 году глава ВТБ написал письмо президенту России, в котором предложил потеснить глобальных зернотрейдеров.
ВТБ продаст свою долю в "Деметра-холдинге"
«Деметра-холдинг» специализируется на экспортной логистике и зерновом трейдинге. Компания «Деметра-Трейдинг», входящая в состав холдинга, являлась одним из крупнейших отечественных экспортеров до 2022 года. Еще он владеет 100% акций зернового трейдера «Деметра Трейдинг», Октябрьского элеватора, Ипатовского комбината хлебопродуктов и Дишнинского элеватора. Осенью была информация, что «Деметра Трейдинг» испытывает трудности с экспортом. По итогам первого полугодия 2022 года «Деметра Трейдинг» (торговая струуктура ООО «Деметра Холдинг») стал вторым экспортером зерна из РФ, отгрузив 2,81 миллионов тонн.